Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 24»
УТВЕРЖДЕНА
УТВЕРЖДАЮ
Приказом от ___________ №______
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Юные музееведы»
для 6 класса
Составитель
Харитонова Юлия Сергеевна,
учитель географии
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2016 год
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юные музееведы» предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательного учреждения, составлена на основе авторской программы Д.В.Смирнова «Юные музееведы»( Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) в соответствии со следующими документами:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);
Образовательная программа основного общего образования по ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №24» Воскресенского муниципального района Московской области на 2014-2019 годы
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юные музееведы» рассчитана на учащихся 6 класса на 1 учебный год по 1 часу в неделю. Всего 34 часа в год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юные музееведы»
Личностные результаты:
овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
установление причинно-следственных связей.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о месте хореографии в современном мировом искусстве, о правилах танцевального этикета, об эстрадном, классическом и народном танце, о правилах конструктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной культурной принадлежности, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления, опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт организации своего досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Содержание курса внеурочной деятельности «Юные музееведы»
Тема 1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения (2 ч)
Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсии, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.
Тема 2. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина(2ч)
Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в России. Положение о музее в образовательном учреждении.
Практическое занятие: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность музеев в России.
Тема 3. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев(2ч)
Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев.
Практическое занятие: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея,
Тема 4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18 века)(4ч)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты 16-17 веков. Художественное коллекционирование в 17 веке. Зарождение науки музеографии.
Западноевропейские музеи в 18 веке. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира;поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).
Тема 5. История музейного дела в России. Коллекционирование( конец 17-первая половина 19 веков)(4ч)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17-первой четверти 18 веков. Кунсткамера в Санкт - Петербурге .Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум. Коллекционирование в России в конце18-первой половине 19 веков.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.
Тема 6.Музейная сеть и классификация музеев(2ч)
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в России. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.
Практическая работа: участие в создании проекта школьного музея
Тема 7. Фонды музея. Работа с фондами(3ч)
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий.
Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.
Тема 8. Музейная экспозиция и ее виды(2ч)
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы», и др. Экспозиционные материалы ( музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели идр.)
Особенности экспозиций разных групп музеев ( общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи- заповедники, музеи под открытым небом и т.д.).
Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.
Тема 9. Научно – исследовательская и поисковая деятельность музея(3ч)
Музеи как современные научные и поисково- исследовательские центры. Основные направления научно- исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение фондов; реставрация, музейная педагогика, социально- психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.
Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.
Тема 10. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок(3ч)
Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Классификация выставок.
Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание; посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки
Тема 11. Культурно- образовательная деятельность музея(4ч)
Культурно- образовательная деятельность музея и ее основные формы. Цели и задачи, специфика культурно – образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учет возраста и интересов участников, опора на экспозицию.
Экскурсии как основная форма образовательной деятельности Объекты образовательных экскурсий
.Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.).
Тема 12. Подготовка и проведение итогового мероприятия(3ч)
Подведение итогов обучения. Подготовка презентационных материалов. Совместный анализ работы каждого участника внеурочной деятельности. Демонстрация своих результатов желающими.
Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельности и её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов: документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).
Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной краеведческой конференции по итогам летней экспедиции.
Формы организации внеурочной деятельности:
• лекции; • экскурсии; • консультации; • литературные и исторические гостиные; • киносеансы; • встречи с интересными людьми; • игры, викторины; • проектная и исследовательская деятельность; • использование интернет – технологий; • создание видеопрезентаций; • посещение школьных музеев и музеев города и области; • оформление выставок, обновление экспозиций; • встречи с ветеранами войны; подготовка рефератов и сообщений.
Виды деятельности:
умение выражать собственное мнение о роли и значении музеев и муз. работы;
формирование гуманизма и патриотизма при ознакомлении с историческими и краеведческими материалами музея; составление глоссария понятий и терминов; умение находить в различных источниках нужный текстовый и иллюстрированный материал; беседовать с родственниками и знакомыми людьми по заданной тема; формирование познавательной цели; поиск и выделение информации; умение обобщать, делать умозаключения; давать нравственную оценку работы школьных коллективов; пояснять содержание выставочных материалов; отбирать нужный материал.; пояснять содержание муз. экспозиций по данной теме; оценивать результаты собственной поисковой и исследовательской работы; находить необходимый материал о боевых и трудовых подвигах советских людей (россиян) в различных источниках, как в музее, так и в Интернете, библиотеке и др; выстраивать логическую последовательность расположенных в музее экспозиций и материалов; выявлять причинно-следственные связи исторических событий, героических поступков на фронте и в тылу; находить в музее материал, посвящённый героям и подвигам; составлять описание памятников на основе текста книг, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. П; оценивать собственные усилия поисково-исследовательской работы; составлять простой план; записывать воспоминания родственников; привлекать фото- и документальные материалы.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. | 2 | 1 | 1 |
2 | Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина | 2 | 1 | 1 |
3 | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. | 2 | 1 | 1 |
4 | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18 века) | 4 | 2 | 2 |
5 | История музейного дела в России. Коллекционирование( конец 17-первая половина 19 веков) | 4 | 2 | 2 |
6 | Музейная сеть и классификация музеев | 2 | 1 | 1 |
7 | Фонды музея. Работа с фондами | 3 | 1 | 2 |
8 | Музейная экспозиция и ее виды | 2 | 1 | 1 |
9 | Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея. | 3 | 1 | 2 |
10 | Выставочная деятельность музея Классификация выставок | 3 | 1 | 2 |
11 | Культурно- образовательная деятельность музея | 4 | 1 | 3 |
12 | Подготовка и проведение итогового мероприятия | 3 | - | 3 |
| Итого | 34 | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР ____________/Волович Н.Е//
«______» августа 2016г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол №__1_ от «__30__» августа 2016г.
Руководитель ШМО ___________/Харитонова Ю.С./
Календарно-тематический план
внеурочной деятельности «Юные музееведы» 6 класс
на 2016-2017 учебный год
№ п/п | № занятия | Тема занятия | Плановые сроки изучения материала | Скорректированные сроки изучения материала |
Тема 1 Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.(2ч) |
1 | 1 | Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле | 01.09-02.09 | |
2 | 2 | Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Практическое занятие. | 05.09-09.09 | |
Тема 2 Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина(2ч) | | | 12.09-16.09 |
3 | 1 | Современное понимание термина «музееведение». | 12.09-16.09 | |
4 | 2 | Законодательные акты, регулирующие музейное дело в России. Практическое занятие | 19.09-23.09 | |
Тема 3 Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев(2ч) | | | 03.10-10.10 |
5 | 1 | Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека | 26.09-30.09 | |
6 | 2 | Основные социальные функции музеев. Экскурсия в музей своего города. | 03.10-10.10 | |
Тема 4 История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18 века)(4ч) |
7 | 1 | Начало коллекционирования древностей. Общественные и частные собрания Древнего Рима. | 17.10-21.10 | |
8 | 2 | Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения | 24.10-28.10 | |
9 | 3 | Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции. Практическое занятие. | 31.10-04.11 | |
10 | 4 | Просмотр видеофильмов об известных музеях мира; создание презентаций | 07.11-11.11 | |
Тема 5 История музейного дела в России. Коллекционирование( конец 17-первая половина 19 веков)(4ч) |
11 | 1 | Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17-первой четверти 18 веков | 14.11-21.11 | |
12 | 2 | Кунсткамера в Санкт - Петербурге .Императорский музей Эрмитаж. Практическое занятие. | 28.11-02.12 | |
13 | 3 | Коллекционирование в России в конце18-первой половине 19 веков. | 05.12-09.12 | |
14 | 4 | Виртуальные экскурсии по музеям. | 12.12-16.12 | |
Тема 6 Музейная сеть и классификация музеев(2ч) |
15 | 1 | Принципы классификации музеев в России. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах | 19.12-23.12 | |
16 | 2 | Экскурсия в художественный музей | 26.12-30.12 | |
Тема 7 Фонды музея. Работа с фондами(3ч) |
17 | 1 | Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. | 09.01-13.01 | |
18 | 2 | Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Экскурсия в музей. | 16.01-20.01 | |
19 | 3 | Составление учётной карточки экспоната музея. | 23.01-27.01 | |
Тема 8 Музейная экспозиция и ее виды(2ч) |
20 | 1 | Особенности экспозиций разных групп музеев | 30.01-03.02 | |
21 | 2 | Подготовка тематической экспозиции по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате. | 06.02-10.02 | |
Тема 9 Научно – исследовательская и поисковая деятельность музея(3ч) |
22 | 1 | Музеи как современные научные и поисково- исследовательские центры. | 13.02-20.02 | |
23 | 2 | Основные направления научно- исследовательской деятельности. Практическое занятие. | 27.02-03.03 | |
24 | 3 | Экскурсия в музей . | 06.03-10.03 | |
Тема 10 Выставочная деятельность музея. Классификация выставок(3ч) |
25 | 1 | Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Классификация выставок. | 13.03-17.03 | |
26 | 2 | Подготовка тематической выставки в классе | 20.03-24.03 | |
27 | 3 | Посещение выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки. | 27.03-31.03 | |
Тема 11 Культурно- образовательная деятельность музея(4ч) |
28 | 1 | Культурно- образовательная деятельность музея и ее основные формы. Цели и задачи, специфика культурно – образовательной деятельности музея. | 03.04-10.04 | |
29 | 2 | Экскурсии как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Практическое занятие. | 17.04-21.04 | |
30 | 3 | Экскурсия в краеведческий музей | 24.04-28.04 | |
31 | 4 | Экскурсия по местам боевой славы | 01.05-05.05 | |
Тема 12 Подготовка и проведение итогового мероприятия(3ч) |
32 | 1 | Создание презентаций о музеях мира и России | 08.05-12.05 | |
33 | 2 | Проведение виртуальной экскурсии по музеям | 15.05-19.05 | |
34 | 3 | Оформление газет, выставок о музеях | 22.05-25.05 | |
Итого | часов | | | |
По программе | 34 | | | |
Выполнено | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР ____________/Волович Н.Е//
«______» августа 2016г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол №__1_ от «__30__» августа 2016г.
Руководитель ШМО ___________/Харитонова Ю.С./