СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные музееведы" для 6 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прогорамма внецурочной деятельности. Для дополнительных занятий

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные музееведы" для 6 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 24»





УТВЕРЖДЕНА

УТВЕРЖДАЮ

Приказом от ___________ №______







Рабочая программа внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Юные музееведы»

для 6 класса









Составитель

Харитонова Юлия Сергеевна,

учитель географии

первой квалификационной категории





г. Воскресенск

2016 год

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юные музееведы» предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательного учреждения, составлена на основе авторской программы Д.В.Смирнова «Юные музееведы»( Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) в соответствии со следующими документами:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);

  • Образовательная программа основного общего образования по ФГОС муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №24» Воскресенского муниципального района Московской области на 2014-2019 годы


Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юные музееведы» рассчитана на учащихся 6 класса на 1 учебный год по 1 часу в неделю. Всего 34 часа в год.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юные музееведы»

Личностные результаты:

  • овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • предвосхищать результат.

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • ​ концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ставить и формулировать проблемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;

  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

  • установление причинно-следственных связей.



1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о месте хореографии в современном мировом искусстве, о правилах танцевального этикета, об эстрадном, классическом и народном танце, о правилах конструктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной культурной принадлежности, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления, опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт организации своего досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.



Содержание курса внеурочной деятельности «Юные музееведы»

Тема 1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения (2 ч)

Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсии, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.

Тема 2. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина(2ч)

Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в России. Положение о музее в образовательном учреждении.

Практическое занятие: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность музеев в России.

Тема 3. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев(2ч)

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев.

Практическое занятие: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея,

Тема 4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18 века)(4ч)

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты 16-17 веков. Художественное коллекционирование в 17 веке. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в 18 веке. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира;поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).



Тема 5. История музейного дела в России. Коллекционирование( конец 17-первая половина 19 веков)(4ч)

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17-первой четверти 18 веков. Кунсткамера в Санкт - Петербурге .Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум. Коллекционирование в России в конце18-первой половине 19 веков.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

Тема 6.Музейная сеть и классификация музеев(2ч)

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в России. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.

Практическая работа: участие в создании проекта школьного музея

Тема 7. Фонды музея. Работа с фондами(3ч)

Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий.

Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.

Тема 8. Музейная экспозиция и ее виды(2ч)

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы», и др. Экспозиционные материалы ( музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели идр.)

Особенности экспозиций разных групп музеев ( общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи- заповедники, музеи под открытым небом и т.д.).

Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.



Тема 9. Научно – исследовательская и поисковая деятельность музея(3ч)

Музеи как современные научные и поисково- исследовательские центры. Основные направления научно- исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение фондов; реставрация, музейная педагогика, социально- психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.

Тема 10. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок(3ч)

Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Классификация выставок.

Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание; посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки

Тема 11. Культурно- образовательная деятельность музея(4ч)

Культурно- образовательная деятельность музея и ее основные формы. Цели и задачи, специфика культурно – образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учет возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Экскурсии как основная форма образовательной деятельности Объекты образовательных экскурсий

.Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.).

Тема 12. Подготовка и проведение итогового мероприятия(3ч)

Подведение итогов обучения. Подготовка презентационных материалов. Совместный анализ работы каждого участника внеурочной деятельности. Демонстрация своих результатов желающими.

Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельности и её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов: документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).

Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной краеведческой конференции по итогам летней экспедиции.


Формы организации внеурочной деятельности:

• лекции; • экскурсии; • консультации; • литературные и исторические гостиные; • киносеансы; • встречи с интересными людьми; • игры, викторины; • проектная и исследовательская деятельность; • использование интернет – технологий; • создание видеопрезентаций; • посещение школьных музеев и музеев города и области; • оформление выставок, обновление экспозиций; • встречи с ветеранами войны; подготовка рефератов и сообщений.

Виды деятельности:

умение выражать собственное мнение о роли и значении музеев и муз. работы;

формирование гуманизма и патриотизма при ознакомлении с историческими и краеведческими материалами музея; составление глоссария понятий и терминов; умение находить в различных источниках нужный текстовый и иллюстрированный материал; беседовать с родственниками и знакомыми людьми по заданной тема; формирование познавательной цели; поиск и выделение информации; умение обобщать, делать умозаключения; давать нравственную оценку работы школьных коллективов; пояснять содержание выставочных материалов; отбирать нужный материал.; пояснять содержание муз. экспозиций по данной теме; оценивать результаты собственной поисковой и исследовательской работы; находить необходимый материал о боевых и трудовых подвигах советских людей (россиян) в различных источниках, как в музее, так и в Интернете, библиотеке и др; выстраивать логическую последовательность расположенных в музее экспозиций и материалов; выявлять причинно-следственные связи исторических событий, героических поступков на фронте и в тылу; находить в музее материал, посвящённый героям и подвигам; составлять описание памятников на основе текста книг, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. П; оценивать собственные усилия поисково-исследовательской работы; составлять простой план; записывать воспоминания родственников; привлекать фото- и документальные материалы.



Учебно-тематический план



№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.


2

1

1

2

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина

2

1

1

3

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.


2

1

1

4

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18 века)


4

2

2

5

История музейного дела в России. Коллекционирование( конец 17-первая половина 19 веков)

4

2

2

6

Музейная сеть и классификация музеев

2

1

1

7

Фонды музея. Работа с

фондами


3

1

2

8

Музейная экспозиция и ее

виды

2

1

1

9

Научно-исследовательская и

поисковая деятельность музея.

3

1

2

10

Выставочная

деятельность музея

Классификация выставок


3

1

2

11

Культурно-

образовательная

деятельность музея

4

1

3

12

Подготовка и проведение

итогового мероприятия

3

-

3


Итого

34






СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР ____________/Волович Н.Е//

«______» августа 2016г.

СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

протокол №__1_ от «__30__» августа 2016г.

Руководитель ШМО ___________/Харитонова Ю.С./
















Календарно-тематический план

внеурочной деятельности «Юные музееведы» 6 класс

на 2016-2017 учебный год


№ п/п

№ занятия

Тема занятия

Плановые сроки изучения материала

Скорректированные сроки изучения материала

Тема 1 Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.(2ч)

1

1

Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле

01.09-02.09


2

2

Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Практическое занятие.

05.09-09.09


Тема 2 Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина(2ч)



12.09-16.09

3

1

Современное понимание термина «музееведение».

12.09-16.09


4

2

Законодательные акты, регулирующие музейное дело в России. Практическое занятие

19.09-23.09


Тема 3 Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев(2ч)



03.10-10.10

5

1

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека

26.09-30.09


6

2

Основные социальные функции музеев. Экскурсия в музей своего города.

03.10-10.10


Тема 4 История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18 века)(4ч)

7

1

Начало коллекционирования древностей. Общественные и частные собрания Древнего Рима.

17.10-21.10


8

2

Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения

24.10-28.10


9

3

Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии,

Италии, Франции. Практическое занятие.

31.10-04.11


10

4

Просмотр видеофильмов об известных музеях мира; создание презентаций

07.11-11.11


Тема 5 История музейного дела в России. Коллекционирование( конец 17-первая половина 19 веков)(4ч)

11

1

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17-первой четверти 18 веков

14.11-21.11


12

2

Кунсткамера в Санкт - Петербурге .Императорский музей Эрмитаж. Практическое занятие.

28.11-02.12


13

3

Коллекционирование в России в конце18-первой половине 19 веков.

05.12-09.12


14

4

Виртуальные экскурсии по музеям.

12.12-16.12


Тема 6 Музейная сеть и классификация музеев(2ч)

15

1

Принципы классификации музеев в России. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах

19.12-23.12


16

2

Экскурсия в художественный музей

26.12-30.12


Тема 7 Фонды музея. Работа с фондами(3ч)

17

1

Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов.

09.01-13.01


18

2

Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Экскурсия в музей.

16.01-20.01


19

3

Составление учётной карточки экспоната музея.

23.01-27.01


Тема 8 Музейная экспозиция и ее виды(2ч)

20

1

Особенности экспозиций разных групп музеев

30.01-03.02


21

2

Подготовка тематической экспозиции

по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.

06.02-10.02


Тема 9 Научно – исследовательская и поисковая деятельность музея(3ч)

22

1

Музеи как современные научные и поисково- исследовательские центры.

13.02-20.02


23

2

Основные направления научно- исследовательской деятельности. Практическое занятие.

27.02-03.03


24

3

Экскурсия в музей .

06.03-10.03


Тема 10 Выставочная деятельность музея. Классификация выставок(3ч)

25

1

Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Классификация выставок.

13.03-17.03


26

2

Подготовка тематической выставки в классе

20.03-24.03


27

3

Посещение выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.

27.03-31.03


Тема 11 Культурно- образовательная деятельность музея(4ч)

28

1

Культурно- образовательная деятельность музея и ее основные формы. Цели и задачи, специфика культурно – образовательной деятельности музея.

03.04-10.04


29

2

Экскурсии как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Практическое занятие.

17.04-21.04


30

3

Экскурсия в краеведческий музей

24.04-28.04


31

4

Экскурсия по местам боевой славы

01.05-05.05


Тема 12 Подготовка и проведение итогового мероприятия(3ч)

32

1

Создание презентаций о музеях мира и России

08.05-12.05


33

2

Проведение виртуальной экскурсии по музеям

15.05-19.05


34

3

Оформление газет, выставок о музеях

22.05-25.05


Итого

часов




По программе

34




Выполнено






СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР ____________/Волович Н.Е//

«______» августа 2016г.

СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению

протокол №__1_ от «__30__» августа 2016г.

Руководитель ШМО ___________/Харитонова Ю.С./






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!