СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В мире чисел»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги! Многие из нас ведут курс внеурочной деятельности. Я предлагаю в помощь учителям, занимающимся данным видом деятельности планирование курса "В мире чисел". Надеюсь, моя работа пригодится и будет полезна многим педагогам.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В мире чисел»»



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города МОСКВЫ

ГИМНАЗИЯ № 1592 (ГБОУ Гимназия № 1592)

ПРИНЯТА « УТВЕРЖДАЮ» на заседании

Педагогического совета Директор ГБОУ Гимназия № 1592

________________ Богданов А.В.

протокол № ___от ____________ «____» ______________ 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В мире чисел»

курс рассчитан для учащихся 9 – 10 лет

срок реализации программы – 1 года 68 часов)


ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА

учителем начальных классов 1 квалификационной категории

Мамедоразовой Г.Н.









Москва, 2015 год

Пояснительная записка


Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО. Курс внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.

Программа курса «В мире чисел » направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно перекликаются с основным содержанием курса математики 3 класса.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, игр и защиты проектов. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Цель:

развитие математических способностей и формирование приёмов мыслительной деятельности.

Задачи курса:

  1. подготовить учеников к олимпиадам и конкурсам по математике различного уровня.

  2. развить устойчивый интерес учащихся к математике и ее приложениям;

  3. развить у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно - популярной литературой;

  4. учить решать упражнения и задачи, направленные на формирование приемов мыслительной деятельности;

  5. формировать потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.

Содержание курса

Программа рассчитана на 68 часа, предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу. Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач.

При разработке программы внеурочной деятельности основными являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

Частота занятий – 2 раза в неделю. Основные методы и технологии

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

6. Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3 класса.

Ожидаемые результаты.

  1. Личностные

  1. знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики;

  2. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

  3. умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот


  1. Метапредметные

  1. умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

  2. умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);

  3. умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

  4. применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

  5. умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

  1. Предметные

  1. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  2. умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

  3. умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);

  4. понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;

  5. умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов;

6) вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач;

7) анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;

8) извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;

9) выполнять проекты по темам данного курса.





Календарно-тематическое планирование.



Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

1.

Математика-царица всех наук!

1


2.

Как люди научились считать.

1


3.

Математические ребусы, шарады.

1


4-5

Игра «Живые числа».

2


6-7

Геометрия вокруг нас. Площадь фигур.

2


8.

Площадь и периметр.

1


9.

Игра «Самый умный».

1


10.

Примеры со звёздочками.

1


11.

Математические головоломки.

1


12-13

Занимательная геометрия.

2


14.

Меры длины.

1


15.

Интересные приёмы устного счёта.

1


16.

Решай, смекай, отгадывай.

1


17.

Числовой луч. Именованные числа.

1


18-19

Геометрические задачи на смекалку.

2


20-21

Решение заданий конкурса «Кенгуру».

2


22

Задачи – сказки, задачи в стихах.

1


23

Числовые и буквенные ребусы.

1


24

Закономерность. Составление закономерностей.

1


25-26

Уравнения сложной конструкции.

2


27

Волшебные превращения цифр.

1


28

Математический КВН.

1


29.

Магические квадраты.

1


30.

Практикум «Подумай и реши».

1


31.

Решение нестандартных примеров и задач.

1


32.

Математические кроссворды.

1


33-34.

Задачи на движение на смекалку.

2


35.

Математический турнир.

Смекай, отгадывай, считай.

1


36-37.

Решение примеров со звёздочками.

2


38.

Математический калейдоскоп.

1


39-40.

Решение логических и нестандартных задач.

2


41.

Дважды – два четыре.

1


42.

Математические игры.

1


43.

Знакомьтесь: Пифагор!

1


44.

Знакомьтесь: Архимед!

1


45-46.

ействия над многозначными числами.

2


47.

Загадки-смекалки.

1


48-49.

Задачи с многовариантными решениями.

2


50.

Занимательная геометрия.

1


51.

Математический тренажёр.

1


52.

Обратные задачи.

1


53.

Тренажёр «Табличное умножение».

1


54-55.

Занимательный материал с дробными числами.

2


56.

Решение ребусов и логических задач.

1


57.

Интересные приёмы устного счёта

1


58.

Математические игры с Колобком.

1


59.

Развивай ассоциативное мышление.

1


60.

Волшебные превращения цифр.

1


61.

Логические задания.

1


62.

Проведи аналогию. Развивай логическое мышление.

1


63.

Игра «Кто хочет стать миллионером?»

1


64.

Итоговое занятие.

1


65-68

Резервные уроки.




Формы проведения занятий

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;

  • игры-тренинги;

  • игры-конкурсы (с делением на команды);

  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое. Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

  • сказочные сюжеты уроков;

  • поиск основных алгоритмических конструкций;

  • на хорошо знакомых сказках;

  • сочинение своих сказок.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.



















Контроль результатов

Контроль осуществляется, в основном, при проведении зачета в конце курса, математических игр, математических праздников, выполнение и защита проекта.

Предлагаемые темы проектов:

  1. Счет у первобытных людей

  2. Цифры у разных народов.

  3. Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа.

  4. Задачи в стихах.



Литература:

  1. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999

  2. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников/ Вопросы психологии. – 1998. - №5. – с.68-81

  3. Тигранова Л.И., Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Книга для учащихся начальных классов. – М: Экзамен, 2008

  4. Холодова О. Юным умника и умницам.

  5. Языканова Е.В. Развивающие задания (тесты, игры, упражнения). – М: Экзамен, 2012

  6. Ситникова А.М. Олимпиадные задания 2-4 класс;

  7. Семёнова Т.В. Пособие «Занимательная математика»;

  8. Князева Л.А. Учебное пособие «В царстве смекалки».





17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!