ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города МОСКВЫ
ГИМНАЗИЯ № 1592 (ГБОУ Гимназия № 1592)
ПРИНЯТА « УТВЕРЖДАЮ» на заседании
Педагогического совета Директор ГБОУ Гимназия № 1592
________________ Богданов А.В.
протокол № ___от ____________ «____» ______________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В мире чисел»
курс рассчитан для учащихся 9 – 10 лет
срок реализации программы – 1 года 68 часов)
ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА
учителем начальных классов 1 квалификационной категории
Мамедоразовой Г.Н.
Москва, 2015 год
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО. Курс внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.
Программа курса «В мире чисел » направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно перекликаются с основным содержанием курса математики 3 класса.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, игр и защиты проектов. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Цель:
развитие математических способностей и формирование приёмов мыслительной деятельности.
Задачи курса:
подготовить учеников к олимпиадам и конкурсам по математике различного уровня.
развить устойчивый интерес учащихся к математике и ее приложениям;
развить у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно - популярной литературой;
учить решать упражнения и задачи, направленные на формирование приемов мыслительной деятельности;
формировать потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.
Содержание курса
Программа рассчитана на 68 часа, предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу. Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач.
При разработке программы внеурочной деятельности основными являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Частота занятий – 2 раза в неделю. Основные методы и технологии
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
6. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3 класса.
Ожидаемые результаты.
Личностные
знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот
Метапредметные
умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов;
6) вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач;
7) анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
8) извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
9) выполнять проекты по темам данного курса.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1. | Математика-царица всех наук! | 1 | |
2. | Как люди научились считать. | 1 | |
3. | Математические ребусы, шарады. | 1 | |
4-5 | Игра «Живые числа». | 2 | |
6-7 | Геометрия вокруг нас. Площадь фигур. | 2 | |
8. | Площадь и периметр. | 1 | |
9. | Игра «Самый умный». | 1 | |
10. | Примеры со звёздочками. | 1 | |
11. | Математические головоломки. | 1 | |
12-13 | Занимательная геометрия. | 2 | |
14. | Меры длины. | 1 | |
15. | Интересные приёмы устного счёта. | 1 | |
16. | Решай, смекай, отгадывай. | 1 | |
17. | Числовой луч. Именованные числа. | 1 | |
18-19 | Геометрические задачи на смекалку. | 2 | |
20-21 | Решение заданий конкурса «Кенгуру». | 2 | |
22 | Задачи – сказки, задачи в стихах. | 1 | |
23 | Числовые и буквенные ребусы. | 1 | |
24 | Закономерность. Составление закономерностей. | 1 | |
25-26 | Уравнения сложной конструкции. | 2 | |
27 | Волшебные превращения цифр. | 1 | |
28 | Математический КВН. | 1 | |
29. | Магические квадраты. | 1 | |
30. | Практикум «Подумай и реши». | 1 | |
31. | Решение нестандартных примеров и задач. | 1 | |
32. | Математические кроссворды. | 1 | |
33-34. | Задачи на движение на смекалку. | 2 | |
35. | Математический турнир. Смекай, отгадывай, считай. | 1 | |
36-37. | Решение примеров со звёздочками. | 2 | |
38. | Математический калейдоскоп. | 1 | |
39-40. | Решение логических и нестандартных задач. | 2 | |
41. | Дважды – два четыре. | 1 | |
42. | Математические игры. | 1 | |
43. | Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | |
44. | Знакомьтесь: Архимед! | 1 | |
45-46. | ействия над многозначными числами. | 2 | |
47. | Загадки-смекалки. | 1 | |
48-49. | Задачи с многовариантными решениями. | 2 | |
50. | Занимательная геометрия. | 1 | |
51. | Математический тренажёр. | 1 | |
52. | Обратные задачи. | 1 | |
53. | Тренажёр «Табличное умножение». | 1 | |
54-55. | Занимательный материал с дробными числами. | 2 | |
56. | Решение ребусов и логических задач. | 1 | |
57. | Интересные приёмы устного счёта | 1 | |
58. | Математические игры с Колобком. | 1 | |
59. | Развивай ассоциативное мышление. | 1 | |
60. | Волшебные превращения цифр. | 1 | |
61. | Логические задания. | 1 | |
62. | Проведи аналогию. Развивай логическое мышление. | 1 | |
63. | Игра «Кто хочет стать миллионером?» | 1 | |
64. | Итоговое занятие. | 1 | |
65-68 | Резервные уроки. | | |
Формы проведения занятий
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое. Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Контроль результатов
Контроль осуществляется, в основном, при проведении зачета в конце курса, математических игр, математических праздников, выполнение и защита проекта.
Предлагаемые темы проектов:
Счет у первобытных людей
Цифры у разных народов.
Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа.
Задачи в стихах.
Литература:
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999
Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников/ Вопросы психологии. – 1998. - №5. – с.68-81
Тигранова Л.И., Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Книга для учащихся начальных классов. – М: Экзамен, 2008
Холодова О. Юным умника и умницам.
Языканова Е.В. Развивающие задания (тесты, игры, упражнения). – М: Экзамен, 2012
Ситникова А.М. Олимпиадные задания 2-4 класс;
Семёнова Т.В. Пособие «Занимательная математика»;
Князева Л.А. Учебное пособие «В царстве смекалки».
17