Пояснительная записка
Актуальность данной программы в том, что она реализует потребности обучающихся в техническом творчестве, развивает инженерное мышление, соответствует социальному заказу общества в подготовке технически грамотных специалистов.
Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, механика, электроника и программирование. Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Уникальность беспилотных технологий заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество – мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования – многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося.
Форма обучения: очная
Трудоемкость программы: 34 ч
Возраст учащихся:8-16 лет
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу
Цель: обучение пилотированию и знакомство с устройством беспилотных летательных аппаратов.
Задачи:
1. Дать первоначальные знания о конструкции беспилотных летательных аппаратов;
2. Научить приемам безопасного пилотирования беспилотных летательных аппаратов;
3. Научить приемам аэрофотосъемки.
Планируемые результаты
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы:
В личностном направлении:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
стремление к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию
способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
В метапредметном направлении
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
овладение способами организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
В предметном направлении:
Умение проводить настройку и отладку квадрокоптера;
Владение навыками управления квадрокоптером в помещении, на улице и аэрофотосъемкой;
Знания устройства и принципа действия квадрокоптеров;
Умение обновлять программное обеспечение полетного контроллера;
Умение докладывать о результатах своего исследования, использовать справочную литературу и другие источники информации;
Умение рационально и точно выполнять задание.
Ученик научится
соблюдать правила безопасного управления беспилотными летательными аппаратами;
понимать принцип действия и устройство квадрокоптера;
понимать конструктивные особенности различных моделей квадрокоптеров;
понимать конструктивные особенности узлов квадрокоптера;
самостоятельно решать технические задачи в процессе работы с квадрокоптером;
планировать ход выполнения задания;
производить аэрофотосъемку.
Ученик получит возможность научиться:
Формы обучения: групповая и индивидуальная.
Методы обучения: наглядно-практический, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, игровой.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Календарные сроки | Фактические сроки |
Раздел 1. Введение в курс (3часа) |
1 | Теория БПЛА. История создания, разновидности , применение БПЛА. Виды коптеров | 1 | | |
2 | Основные базовые элементы коптера. Полётный контроллер. Контроллеры двигателей. Бесколлекторные и коллекторные моторы. | 2 | | |
3 | Правила безопасности при подготовке к полетам, управлении беспилотным летательным аппаратом | 1 | | |
Раздел 2. Предполетная подготовка, настройка квадрокоптера (2 часа) |
4 | Знакомство с квадрокоптерами Tello, Mavic AIR. Изучение компонентов. Зарядка аккумуляторных батарей, установка. Установка, снятие защитной клетки. Замена пропеллеров | 2 | | |
5 | Рассмотрение возможных неисправностей квадрокоптера и путей устранения неисправности | 2 | | |
Раздел 3. Визуальное пилотирование (13 часов) |
6 | Теория ручного визуального пилотирования. Техника безопасности при лётной эксплуатации коптеров | 2 | | |
7 | Первый взлет. Зависание на малой высоте. Привыкание к пульту управления. | 2 | | |
8,9 | Полёты на коптере.Взлет. Висение. Полёт в зоне пилотажа. Вперед-назад, влево―вправо. Посадка | 4 | | |
10, 11 | Полёты на коптере. Взлет. | 4 | | |
12, 13 | Полёт по кругу, с удержанием и изменением высоты. Посадка | 4 | | |
14- 16 | Полёты на коптере. Взлет. Полеты по заданной траектории, с разворотом, изменением высоты, преодолением препятствий . Посадка. | 6 | | |
17 | Полет с использованием функции удержания высоты и курса. Произведение аэрофотосъемки | 4 | | |
Содержание программы
Раздел 1. Введение в курс (3 часа)
Теория. Что такое БПЛА. История создания, разновидности, применение беспилотных летательных аппаратов в наше время, в ближайшем будущем. Виды коптеров. Основные базовые элементы коптера. Полётный контроллер. Контроллеры двигателей. Бес коллекторные и коллекторные моторы
Правила безопасности при подготовке к полетам, управлении беспилотным летательным аппаратом
Форма проведения занятий – учебная дискуссия, эвристическая беседа
Раздел 2. Предполетная подготовка, настройка квадрокоптера (2 часа)
Теория. Знакомство. Изучение компонентов. Зарядка аккумуляторных батарей, установка. Установка, снятие защитной клетки. Замена пропеллеров. Рассмотрение возможных неисправностей квадрокоптера и путей устранения неисправности.
Практика. Практическая работа с предоставленными квадрокоптерами, изучение компонентов, отработка теоретических знаний по подготовке и замене элементов квадрокоптера. Настройка, подключение аппаратуры.
Форма проведения занятий- практико-ориентированные учебные занятия, работа в мини-группах
Раздел 3. Визуальное пилотирование (13 часов)
Теория. Теория ручного визуального пилотирования. Техника безопасности при лётной эксплуатации коптеров. Повторение ТБ. Теоретические знания по взлету, полету вперед, назад влево, вправо, зависанию в воздухе, а так же по изменению высоты.
Практика. Практическая работа с предоставленными квадрокоптерами, получение первичного опыта управления квадрокоптером. Развитие навыков управления, подготовки и настройки квадрокотера.
Обучение взлету, посадки, удержанию высоты. Отрабатывание прямолинейного полета, полета по кругу с удержанием и изменением высоты. Полеты по заданной траектории, с разворотом, изменением высоты, преодолением препятствий. Полеты с изменением траектории . Аэрофотосъемка.
Выполнение полетов на время. Соревновательный этап среди учащихся курса.
Форма проведения занятий- практико-ориентированные учебные занятия,работа в мини-группах
Контрольно-оценочные средства
Освоение Программы сопровождается текущим контролем успеваемости учащихся. Текущий контроль проводится в течение всего периода обучения для отслеживания уровня усвоения теоретических знаний, практических умений и своевременной корректировки образовательного процесса в форме педагогического наблюдения.
Механизм оценивания образовательных результатов
Оцениваемые параметры /Оценки | Низкий | Средний | Высокий |
Уровень теоретических знаний |
| Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими | Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуется дополнительные вопросы | Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом. Уровень практических |
Уровень практических навыков и умений |
Работа с БПЛА, техника безопасности | Требуется постоянный контроль педагога за выполнением правил по технике безопасности | Требуется периодическое напоминание о том, как работать с оборудованием | Четко и безопасно работает с оборудованием |
Способность подготовки и настройки беспилотного летательного аппарата к полету | Не может подготовить, настроить БПЛА без помощи педагога | Может подготовить, настроить БПЛА при подсказке педагога | Способен самостоятельно подготовить, настроить БПЛА без помощи педагога |
Степень самостоятельности управления БПЛА | Требуется постоянные пояснения педагога при управлении | Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям | Самостоятельно выполняет операции при управлении БПЛА без подсказки педагога |
Качество выполнения работы |
| Навыки управления в целом получены, но управление БПЛА невозможно без присутствия педагога | Навыки управления в целом получены, управление БПЛА возможно без присутствия педагога | Навыки управления получены в полном объеме, присутствие педагога не требуется |
Оценка промежуточных результатов по темам и итоговые занятия проводятся в разных формах: тестирование, соревнования.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1. квадрокоптер фирмы Tello – 3 шт.
2. квадрокоптер MavicAIR – 1 шт.
3. ноутбук – 5 шт.
4. планшет -1 шт.
5. Интернет
Интернет-ресурсы, для реализации программы
Теоретический материал
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мультикоптер- общий обзор квадрокоптеров
2 https://ru.wikipedia.org/wiki/DJI_Mavic - обзор квадрокоптера DJI_Mavic
3.http://mediaworx.ru/wp-content/uploads/2018/05/Tello_User_Manual_V1.2_RU_Lock.pdf- руководство пользователя Tello
4. http://quad-copter.ru/dji-tello.html - обзор квадрокоптера Tello
Видеоматериал
1.https://yandex.ru/efir?reqid=1598418066259983-988821731675122045400232-production-app-host-sas-web-yp-150&stream_id=vjVQrZRvkkKM –Обзор DJI Mavic Air. Регистрация дрона.
2.https://yandex.ru/efir?reqid=1598418066259983-988821731675122045400232-production-app-host-sas-web-yp-150&stream_id=48c607990f3bb55488bbfc72194cffa5- Запустил Mavic Air за горизонт! Тест на максимальную дальность полет
3.https://dronnews.ru/obzory/dji/dji-ryze-tello.html- обзор квадрокоптера Tello
Список литературы
1. http://avia.pro/blog/ Беспилотные летательные аппараты. Дроны. История.
2. http://cyclowiki.org/wiki/ Беспилотный летательный аппарат – Циклопедия
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Беспилотный летательный аппарат – Википедия
4. http://www.genon.ru/ Что такое беспилотные летательные аппараты? – Генон
5. http://www.nkj.ru/archive/articls/4323/ Наука и жизнь. Беспилотные самолеты: максимум возможностей