СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа.Лит.чтение на родном языке

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа.Лит.чтение на родном языке»










Рабочая программа

по учебному предмету

«Литературное чтение на родном языке»

4 класс


2019-2020 учебный год







Содержание



Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

  2. Содержание учебного предмета, курса.

  3. Основные виды учебной деятельности. Формы организации учебных занятий.

  4. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

  5. Приложения:

  • Приложение №1: Практическая часть рабочей программы

  • Приложение №2: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

  • Приложение №3: Алгоритм работы с текстом

  • Приложение №4: Отчет по экскурсии

  • Приложение №5: Требования к проектной работе




Пояснительная записка

Программа по литературному чтению на родном языке для 4 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.209 г. №373., с изменениями (приказы МО РФ № 1241 от 26.11.2010г, №2357 от 22.09.2011г., №1060 от 18.12.2012г, №1643 от 29.12.2014г., №1576 от 31.12.2015г.)

  2. Фундаментального ядра содержания общего образования

  3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №2»

  4. Примерной программы по учебному предмету «Литературное чтение»: 1-4 классы: программа / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова – М: Вентана – Граф, 2013.

  5. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2015.


Рабочая программа курса «Литературное чтение на родном языке» реализует цели обучения:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания

  • создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;

  • становление основ читательской деятельности и формирование учебных действий;

  • обеспечение необходимой и достаточной литературной подготовки ученика для дальнейшего обучения;

  • помощь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;

  • обогащение читательского опыта.

Способствует решению следующих задач:

  1. формирование отдельных литературоведческих понятий и представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;

  2. воспитание интереса к литературному чтению, стремления использовать литературоведческие знания в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;

  3. формирование интеллекта и общей культуры;

  4. становление основ читательской деятельности;

  5. умению производить контроль, самоконтроль и самооценку.

  6. решению основных положений концепции лингвистического образования младших школьников.




Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает обязательное изучение литературного чтения на родном языке в 4 классе в количестве 0,5 часа в неделю (17 часов в год).

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса


Личностные результаты

У выпускника в 4 классе будут сформированы:

ценностные ориентиры в области языкознания

·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Выпускник получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

Метапредметные результаты:



Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

Выпускник получит возможность научиться

·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·преобразовывать практическую задачу в познавательную;

·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Познавательные УУД

Выпускник научится:

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·строить сообщения в устной и письменной форме

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;


Выпускник получит возможность научиться

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Формирование ИКТ ­компетентности обучающихся

Выпускник научится:

·подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

·описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;

Выпускник получит возможность

научиться проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;

представлять данные

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

·определять тему и главную мысль текста;

·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два‑три существенных признака;

·понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

Выпускник получит возможность научиться

·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

·работать с несколькими источниками информации;

·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.




  1. Содержание программы учебного предмета

Книги Древней Руси – 1ч.

Книги Древней Руси. Первая славянская азбука.

Произведения Л.Н.Толстого -2ч.

«Воспоминания Л.Н. Толстого», «Мужик и Водяной»

Произведения К.Д. Бальмонта – 2 ч.

«Снежинка», «Камыши» , «У чудищ»

Произведения А.А.Блока-1

«На поле Куликовом»

Произведения А.И. Куприна – 1 ч.

«Скворцы», «Четверо нищих».

Произведения И.А. Бунина – 1 ч.

«Гас­нет вечер, даль синеет...», «Детство», «Листопад»

Произведения С.Я. Маршака – 2 ч.

Словарь» Дополнительное чтение

«Зелёная заста­ва», «Загадки», «Сказка про

козла»

Произведения Н. Заболоцког-1ч.


«Детство»

Произведения К.Симонова - 1ч

«Сын артиллери­ста»

Произведения А.Платонова – 1ч.

«Любовь к роди­не, или Путеше­ствие воробья», «Неизвестный цветок»

Произведения С. Михалкова – 1ч.

«Зеркало», «Любитель книг», «Чужая беда»

Произведения М.Горького – 1ч.

«Пепе», Детские журналы и газеты

Произведения А. Куприна -1ч

«Сказки Пушкина»

Произведения Н. Найдёнова -1ч.

«Мой друг»







  1. Основные виды учебной деятельности:

Виды учебно-познавательной деятельности 

Предметы видов 
учебно-познавательной деятельности
 

Наблюдение

Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них

Эксперимент

Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них

Работа с книгой

Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе

Систематизация знаний

Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний

Решение познавательных задач (проблем)

Комплексная разнообразная информация познавательного характера

Построение графиков

Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками)

При изучении материала по предметам для использования на учебных занятиях, во внеурочное время, при выполнении домашних заданий могут быть рекомендованы следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  • Слушание объяснений учителя.

  • Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

  • Самостоятельная работа с учебником.

  • Работа с научно-популярной литературой;

  • Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

  • Написание рефератов и докладов.

  • Систематизация учебного материала.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  • Наблюдение за демонстрациями учителя.

  • Просмотр учебных фильмов.

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

  1. Работа с раздаточным материалом.

  2. Сбор и классификация коллекционного материала.



Формы организации учебных занятий:

фронтальная – все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу,

индивидуальная – самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками,

групповые: парная форма учебной работы – два ученика выполняют некоторую часть работа вместе.

Кооперативно-групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью.

Дифференцированно-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируется по уровню сложности или по их количеству.

Беседа

Вернисаж

Встреча с интересными людьми

Выставка

Галерея

Гостиная

Защита проектов

Игра

Концерт

КВН

Конкурс



«Мозговой штурм»

Наблюдение

Олимпиада

Открытое занятие

Посиделки

Праздник

Представление

Презентация

Спектакль

Экскурсия

























  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


п./п.

Раздел, название темы, профориентационного и других направлений

Кол-во часов

Дата

УИТМ

ИКТ

план

факт

Книги Древней Руси. Первая славянская азбука.

Дополнительное чтение.

Отрывок из "Повести временных лет"


1





Дополнительное чтение

«Воспоминания Л.Н. Толстого»

1





Л.Н. Толстой «Мужик и Водяной»

Экскурсия в музей

1




Д

АРМ

К.Д. Бальмонт «Снежинка» «Камыши» Л.Н. Толстой. «Святогор - богатырь» Дополнительное чтение

Народная былина «Святогор»


1





Дополнительное чтение

А.А. Блок «На поле Куликовом»

1





К.Д. Бальмонт «У чудищ»

Проверка техники чтения

1




ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

А.И. Куприн «Скворцы»

1





И.А. Бунин «Гас­нет вечер, даль синеет...», «Детство» «Листопад»

1




АРМ

Пр

С.Я. Маршак. «Словарь» Дополнительное чтение

С.Я. Маршак. «Зелёная заста­ва», «Загадки»

1




Д

АРМ

Дополнительное чтение

С.Я. Маршак «Сказка про

козла»


1




АРМ

Пр

Н.А.Заболоцкий «Детство»

1





Дополнительное чтение

К. М. Симонов «Сын артиллери­ста»

1





Дополнительное чтение

А. П. Платонов «Любовь к роди­не, или Путеше­ствие воробья», «Неизвестный цветок»

1




Д

АРМ

С. В. Михалков «Зеркало»

Дополнительное чтение

С.В. Михалков. «Любитель книг», «Чужая беда»

Экскурсия в библиотеку

1




ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Дополнительное чтение

М. Горький «Пепе»

Детские журналы и газеты

1




ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

А. И. Куприн «Сказки Пушкина»

Дополнительное чтение

Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди»

Проверка техники чтения

1





Н.П. Найдёнова «Мой друг». Книги о путешествиях и путешественниках.

1




АРМ

Пр

















Приложение 1



Практическая часть рабочей программы



пп

Название темы

Количество часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год


Контрольные работы:






1

стартовая контрольная работа






2

контрольная работа в рамках промежуточного контроля






3

комплексная проверочная работа






4

контрольная работа в рамках промежуточной аттестации (май)







Учебные экскурсии



1

1

2


Техника чтения.



1

1

2











Приложение 2.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Литература для учителя:

  1. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2015.

2.Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2014.


Литература для обучающихся

1.Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2015.

2.Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2014.

3. Рабочая тетрадь по литературному чтению в 2ч. Л.А. Ефросинина. Вентана-Граф, 2018г.

Материально – техническое обеспечение:

            1. Компьютер.

            2. Маркерная доска

            3. Мультимедийный проектор.

            4. Интерактивная доска.

            5. Документ – камера.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Книгочей. Словарь - справочник. СD 4 класс

Приложение 3.

Алгоритм работы с текстом



1.Формулировка проблемы.

2.Комментарий к сформулированной проблеме.

3.Отражение позиции автора исходного текста по отношению к означенной проблеме.

4.Согласие или несогласие с автором исходного текста.

5.Аргументация собственного мнения по проблеме.

6.Общий вывод.

Работа с текстом автора. Анализ авторского текста

1.Внимательно, медленно прочитайте текст.

2.Определите стиль текста.

3.Определите тип речи. (повествование, описание, рассуждение).

4.Определите тему текста.

5.Определите микротему каждого абзаца (4 и 5 пункты помогут в дальнейшем комментировании проблемы)

6.Определите основную мысль текста.

7.Определите, какова проблематика текста, какую проблему или проблемы ставит автор в тексте.

8.Определите позицию автора, то, как он решает поставленные проблемы. (Проблема может быть сформулирована в 1-2 –х предложениях или изложена пространно в абзаце текста).

9.Проанализируйте аргументы автора, при помощи которых он пытается убедить читателя в правильности своей позиции

Работа над созданием собственного текста

1.Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. Для этого можно: воспользоваться текстом, частично процитировать его;

сформулировать проблему самостоятельно, опираясь на ключевые слова (понятия текста).

2.Сформулируйте, какова позиция автора. Для этого можно: опираться на текст и стараться не подменять мнение автора своими рассуждениями.

3.Прокомментируйте проблему, выделенную автором: отметьте, на что обратил внимание автор, что подчеркнул особо, что выделил как главное и.т.д.

4.Выскажите собственное мнение, согласны ли вы или нет с позицией, которую занимает автор текста.

5.Приведите два аргумента в защиту своего мнения, основываясь на читательском опыте.

6.Продумайте вступление и заключение к работе.



Приложение № 4

Отчет по экскурсии

Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.

Тема экскурсии ______________________

Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия:

Вид экскурсии__________________

Цель экскурсии (цель ученика): ___________________________________

Информация, подтверждающая достижение цели:

1 вариант:

Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику перед экскурсией или после ее.

Ответы на вопросы





2 вариант (в случае, если отчет оформляется творческой работой)

Тезисы, краткие выводы по итогам выполненной творческой работы (реферата, проекта, сочинения и пр.), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта, сочинения, фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)




Отчет подготовил: обучающийся _____ класса / Фамилия И /________________/

Отчет проверил: учитель: ____________________ «_____» __________20___Г.

Оценка: ___________________ / Фамилия. И.О. /________________/












Методические рекомендации по проведению учебной экскурсии:


Экскурсии проводятся в связи с изучением на уроках определенных разделов программы

Основные функции учебной экскурсии:

реализуется принцип наглядности обучения (непосредственное знакомство с изучаемыми предметами и явлениями)

повышается уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

способствуют техническому обучению,

играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.

Виды экскурсий (в зависимости от содержания):

производственные экскурсии (помогают изучению основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся)

естественно-научные экскурсии (для углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география, и др. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т. д.)

историко-литературные экскурсии (предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д)

краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Комплексные (проводятся по нескольким предметам одновременно)

Виды экскурсий зависимости от целей

ознакомительные (обзорные),

тематические,

профессиографические,

комплексные.

Классификация экскурсий в зависимости от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения:

Экскурсии служат средством изучения нового материала учащимися,

экскурсии используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Б

В общем плане методика проведения экскурсии включает в себя:

а) подготовку экскурсии: формулирование цели и задач (желательно в письменной форме) и определение формы отчета по экскурсии (рисунки, фоторяд, презентация, проектная работа, реферат, сообщение, ответы на сформулированные накануне экскурсии учителем вопросы и пр.) Задания могут быть одно на всех или разные, в зависимости от характера и объема экскурсионного материала. проведение инструктажа по технике безопасности.

б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий и участие в экскурсии

в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Приложение № 5

Требования к проектной работе.

Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.


Примерная последовательность проектной деятельности

  1. Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.

  2. Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.

  3. Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет), опрос взрослых, друзей.

  4. Выработка идей, вариантов выполнения проекта.

  5. Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.

  6. Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.

  7. Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.

  8. Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.

  9. Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!