СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа.Литературное чтение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа.Литературное чтение»













Рабочая программа

по учебному предмету

«Литературное чтение»

4 класс






Содержание



Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

  2. Содержание учебного предмета, курса.

  3. Основные виды учебной деятельности. Формы организации учебных занятий.

  4. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

  5. Приложения:

  • Приложение №1: Практическая часть рабочей программы

  • Приложение №2: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

  • Приложение №3: Алгоритм работы с текстом

  • Приложение №4: Отчет по экскурсии

  • Приложение №5: Требования к проектной работе

  • Приложение №6: Планирование вопросов профориентационной направленности

  • Приложение №7: Региональный компонент: интегрированный курс ««Язык и литература коренных малочисленных народов Севера»



Пояснительная записка

Программа по литературному чтению для 4 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.209 г. №373., с изменениями (приказы МО РФ № 1241 от 26.11.2010г, №2357 от 22.09.2011г., №1060 от 18.12.2012г, №1643 от 29.12.2014г., №1576 от 31.12.2015г.)

  • Фундаментального ядра содержания общего образования

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №2»

  • Примерной программы по учебному предмету «Литературное чтение»: 1-4 классы: программа / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова – М: Вентана – Граф, 2013.

  • Учебника «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова – М: Вентана – Граф, 2014.

  • Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2015.



Рабочая программа курса «Литературное чтение» реализует цели обучения:

  • создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;

  • становление основ читательской деятельности и формирование учебных действий;

  • обеспечение необходимой и достаточной литературной подготовки ученика для дальнейшего обучения;

  • помощь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;

  • обогащение читательского опыта.

Способствует решению следующих задач:

  • формирование отдельных литературоведческих понятий и представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;

  • воспитание интереса к литературному чтению, стремления использовать литературоведческие знания в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;

  • формирование интеллекта и общей культуры;

  • становление основ читательской деятельности;

  • умению производить контроль, самоконтроль и самооценку.

  • решению основных положений концепции лингвистического образования младших школьников.




Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает обязательное изучение литературного чтения в 4 классе в количестве 2,5 часов в не­делю, 85 часов в год, в том числе 10 часов выделено для реализации регионального компонента «Язык и литература коренных малочисленных народов Севера» и 3 часа на изучение вопросов профориентационного содержания.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса


Личностные результаты

У выпускника в 4 классе будут сформированы:

·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Выпускник получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

Метапредметные результаты:



Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

Выпускник получит возможность научиться

·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·преобразовывать практическую задачу в познавательную;

·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Познавательные УУД

Выпускник научится:

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·строить сообщения в устной и письменной форме

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;


Выпускник получит возможность научиться

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Формирование ИКТ ­компетентности обучающихся

Выпускник научится:

·подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

·описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;

Выпускник получит возможность

научиться проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;

представлять данные

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

·определять тему и главную мысль текста;

·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два‑три существенных признака;

·понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

Выпускник получит возможность научиться

·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

·работать с несколькими источниками информации;

·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.


Предметные результаты

Выпускник научится:

понимать и оценивать духовные ценности, которые несёт в себе художественная литература; объяснять понятия «чест­ность», «отзывчивость», «ответственность», «добро», «зло»;

понимать значение отечественной и зарубежной литерату­ры как части культуры, сохраняющей и передающей нравствен­ные ценности, традиции, этические нормы общения;

осознавать себя гражданином России, понимать ценность многонациональной литературы своей страны и мира;

проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к культуре других народов;

работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников);

пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями в организации своей работы с литературными произведениями (понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).

Виды речевой и читательской деятельности

проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;

воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;

пользоваться чтением для решения различных учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;

читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное;

пользоваться разными видами чтения;

ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного; самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; выделять сюжетную линию: устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;

работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микротемы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из текста;

понимать и объяснять поступки героев, высказывать своё мнение о них, соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию;

пересказывать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, устно или письменно;

выразительно декламировать подготовленные стихотворные произведения;

составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;

пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, учебный, художественный и научно-популярный, соотносить типы текста с жанром;

сопоставлять жанры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка) по структуре;

использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор-рассказчик, главный и второстепенные герои, положительные и отрицательные герои произведения;

практически находить в тексте произведения средства выразительности — эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль; подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь на их контекстное значение.

Раздел «Творческая деятельность»

читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать «живые картины» к эпизодам произведения или элементам сюжета (вступление, кульминация, заключение);

создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины);

выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты (собирать информацию, оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках);

писать небольшие сочинения на заданную тему по иллюстрациям или репродукциям картин к произведению; отзывы о произведениях, о героях произведений.

Раздел «Чтение: работа с информацией». Ученик научится:

находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте произведения;

прогнозировать содержание книги, исходя из названия (фамилия автора и заголовок) и анализа её структуры (оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);

работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;

использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев;

пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту, сравнивать информацию из разных источников.

Выпускник получит возможность научиться

воспринимать художественную литературу как вид искусства;

определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к произведениям, героям и их поступкам;

отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения художественного произведения;

сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделяя 2-3 отличительные особенности;

формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объёма (повествование, рассуждение, описание) с опорой на авторский текст;

работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.

Ученик получит возможность научиться:

сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);

находить в тексте диалоги и монологи героев произведений, описания (пейзажи и портреты героев), повествования и рассуждения;

различать понятия «произведение», «книга», «периодические издания» (газеты, журналы), использовать их для решения учебных задач.

Ученик получит возможность научиться:

творчески пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;

сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;

пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;

создавать собственные тексты (повествование — по аналогии; рассуждение — развёрнутый ответ на вопрос; описание — характеристика героя или пейзаж).

Ученик получит возможность научиться:

находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте;

находить необходимую информацию о книгах, об авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях, в том числе электронных;

собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор;

сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников, выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).





  1. Содержание программы учебного предмета

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни – 10 ч.

Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка Былина «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Ле­генда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузь­ма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.

Басни. Русские баснописцы – 4 ч.

И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»; И.И. Хемницер. «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи»; А.Е. Измайлов. «Кукушка»; И.И. Дмит­риев. «Муха».

Произведения В.А. Жуковского – 3 ч.

Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминание».

Произведения А.С. Пушкина – 3 ч.

«Осень» (отрывки), «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И. Пущин. «Записки о Пушкине»; В.И. Даль. «Из воспоминаний».

Произведения М.Ю. Лермонтова – 3 ч.

«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус», «Горные вершины...», «Утёс».

Произведения П.П. Ершова – 3 ч.

«Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокра­щении).

Произведения В.М. Гаршина – 2 ч.

«Лягушка-путешественница».

Произведения русских писателей о детях. Н.Г. Гарин-Михайловский –3ч.

«Детство Темы» (отдельные главы).

Произведения зарубежных писателей – 5 ч.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (глава II, в сокраще­нии); Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди», «Дети года».

В мире книг –2 ч.

Древнегреческие мифы: «Арион», «Дедал и Икар»; славян­ский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Тво­рение».

Книги Древней Руси –2 ч.

«Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире. Отрывок из жития», «Поуче­ние Владимира Мономаха».

Произведения Л.Н. Толстого – 4 ч.

«Акула», «Два брата», «Черепаха», «Ру­сак», «Святогор-богатырь».

Стихи А.А. Блока – 2 ч.

«Россия», «Рождество».

Стихи К.Д. Бальмонта – 3 ч.

«Россия», «К зиме», «Как я пишу стихи».

Произведения А.И. Куприна – 5ч.

«Четверо нищих».

Произведения И.А. Бунина – 3 ч.

«Шире, грудь, рас­пахнись для принятия...»

Произведения С.Я. Маршак – 4ч.

«Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце».

Стихи Н.А. Заболоцкого – 2 ч.

«Лебедь в зоопарке».

Произведения о детях войны –2 ч.

В.П. Катаев«Сын полка».

Стихи Н.М.Рубцова – 4 ч.

«Берёзы», «Тихая моя родина».

Произведения С.В. Михалкова – 2 ч.

«Школа», «Хижина дяди Тома».

В результате изучения раздела учащийся должен

Юмористические произведения для детей – 3 ч.

Н.Н. Носов. «Федина задача»; И.Л. Гамазкова. «Страда­ния».

Очерки – 5 ч.

И.С. Соколов-Микитов. «Родина»; Н.С. Шер. «Картины-сказки».

Путешествия, приключения, фантастика – 4 ч.

Н.П. Вагнер. «Берёза», «Фея Фантаста»; Дж. Свифт. «Гулливер в стране лилипутов»



  1. Основные виды учебной деятельности:

Виды учебно-познавательной деятельности 

Предметы видов 
учебно-познавательной деятельности
 

Наблюдение

Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них

Эксперимент

Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них

Работа с книгой

Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе

Систематизация знаний

Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний

Решение познавательных задач (проблем)

Комплексная разнообразная информация познавательного характера

Построение графиков

Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками)

При изучении материала по предметам для использования на учебных занятиях, во внеурочное время, при выполнении домашних заданий могут быть рекомендованы следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  • Слушание объяснений учителя.

  • Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

  • Самостоятельная работа с учебником.

  • Работа с научно-популярной литературой;

  • Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

  • Написание рефератов и докладов.

  • Систематизация учебного материала.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  • Наблюдение за демонстрациями учителя.

  • Просмотр учебных фильмов.

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

  • Работа с раздаточным материалом.

  • Сбор и классификация коллекционного материала.



Формы организации учебных занятий:

фронтальная – все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу,

индивидуальная – самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками,

групповые: парная форма учебной работы – два ученика выполняют некоторую часть работа вместе.

Кооперативно-групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью.

Дифференцированно-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируется по уровню сложности или по их количеству.

Беседа

Вернисаж

Встреча с интересными людьми

Выставка

Галерея

Гостиная

Защита проектов

Игра

Концерт

КВН

Конкурс



«Мозговой штурм»

Наблюдение

Олимпиада

Открытое занятие

Посиделки

Праздник

Представление

Презентация

Спектакль

Экскурсия









  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности





п./п.

Раздел, название темы, профориентационного и других направлений

Кол-во часов

Дата

Интегрированный курс «Литература коренных малочисленных народов Севера»

УИТМ

ИКТ

план

факт

Дополнительное чтение.

Малые жанры фольклора.

РК Введение.

1



Введение.



Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».

1






Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Марья Моревна».

1





АРМ

Пр

Былина "Волх Всеславович".

1






Дополнительное чтение. Былины «Вольга Святославович», «Святогор».

1






Народные легенды. "Легенда о граде Китеже".

1





АРМ

Пр

Народные легенды.

"Легенда о покорении Сибири Ермаком".

РК Устное творчество народов ханты и манси.

1



Устное творчество народов ханты и манси.



Народные песни. Героическая песня "Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения".

1






Слушание и работа с детскими книгами.

Песня-слава "Русская Земля", героическая песня "Суворов приказывает армии переплыть море". Тест №1.

1






Стартовая контрольная работа.

1






И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"; И.И.Хемницер "Стрекоза"; Л.Н.Толстой "Стрекоза и муравьи".

1






И.И.Хемницер "Друзья". Дополнительное чтение. И.А.Крылов "Крестьянин в беде".

РК Сказки народов ханты и манси.

1



Сказки народов ханты и манси.



А.Е.Измайлов «Кукушка», «Лестница».

Дополнительное чтение. И.А.Крылов "Осел и соловей"

1




.


И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». Дополнительное чтение:

С.В.Михалков «Слово о Крылове»

1






Слушание детских книг и работа с ними. И. Дмитриев «Муха», «Петух, Кот и Мышонок». Обобщение по разделу "Русские баснописцы " Тест №2

1






В.А.Жуковский «Песня», «Ночь»

РК Природа родного края в произведениях поэтов и прозаиков Югры

1



Природа родного края в произведениях поэтов и прозаиков Югры


ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Дополнительное чтение

В.А. Жуковский. «Вечер», «Там небеса и воды ясны…», «Загадки», баллада «Светлана».

1





Д

АРМ

В.А.Жуковский "Спящая царевна"

1





Д

АРМ

В.А.Жуковский "Спящая царевна"

1





Д

АРМ

Дополнительное чтение. В.А.Жуковский "Сказка о царе Берендее…" Обобщение по разделу «Стихи В.А.Жуковского». Тест №3

1






А.С.Пушкин "Осень". Дополнительное чтение: Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич»

1






А.С.Пушкин "И.И.Пущину", И.И. Пущин "Записки о Пушкине"

РК Дары Югорского леса в поэзии.

1



Дары Югорского леса в поэзии.



А.С.Пушкин "Зимняя дорога".

РК Дикие животные. Обитатели Югорской тайги - герои лирических произведений

1



Дикие животные. Обитатели Югорской тайги - герои лирических произведений



А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке". Из "Воспоминаний В.И.Даля".

Проверка техники чтения

1






Дополнительное чтение.

А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге"

1






Стихи. М.Ю.Лермонтов "Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…»«Парус».

1





Д

АРМ

Стихи о природе. М.Ю.Лермонтов "Горные вершины…", "Утес…"

РК Пословицы и поговорки народов ханты и манси.

1



Пословицы и поговорки народов ханты и манси.



Дополнительное чтение М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб"

1






Дополнительное чтение.

М.Ю.Лермонтов "Казачья колыбельная песня".


1





Д

АРМ

П.П.Ершов "Конек-Горбунок".


1





АРМ

Пр


П.П.Ершов "Конек-Горбунок".

Стихотворение "Кто он?".


1





АРМ

Пр


Обобщение по разделу "Проверьте себя" Тест №4

1






В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница".

1





ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе".

1





ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Дополнительное чтение.

В.М. Гаршин «Сказание о гордом Аггее». Обобщение по разделу

РК Устное народное творчество. Мифы.

1



Устное народное творчество. Мифы.



Н.Г.Гарин - Михайловский «Детство Темы».


1





Д

АРМ

Дополнительное чтение: К.М. Станюкович «Максимка»

1





АРМ

Пр

Дополнительное чтение

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Вертел».

1






Произведения русских писателей о детях. «Проверьте себя». Тест №5

1






В.Гюго "Козетта"

1






М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1





Д

АРМ

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

РК Хантыйские и мансийские легенды.

1



Хантыйские и мансийские легенды.


АРМ

Пр

Сказка Х.К.Андерсена "Дикие лебеди».

РК Экология души в произведениях поэтов и писателей Югры

1



Экология души в произведениях поэтов и писателей Югры



Сказка Х.К.Андерсена "Дикие лебеди».

Знакомство с профессией художник

1






Дополнительное чтение: сказка Х.К.Андерсена "Самое невероятное".

1





АРМ

Пр

Х.К.Андерсен "Дети года".


1





АРМ

Пр

Дополнительное чтение. К.Г.Паустовский "Великий сказочник". Обобщение изученного «Проверьте себя» Тест №6

1






Контрольная работа в рамках промежуточного контроля.

1






Библия «Книга книг».

Дополнительное чтение.

Библейские предания «Суд Соломона», «Блудный сын»

1






Дополнительное чтение.

Древнегреческие мифы "Арион". "Дедал и Икар"

Проверка техники чтения.

1





АРМ

Пр

Дополнительное чтение. Славянский миф "Ярило-солнце". Древнеиндийские мифы "Творение", "Создание ночи"

1






Дополнительное чтение. Древнекитайский миф "Подвиги стрелка И". Профессия - военный

1





ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Летописные книги Древней Руси «О князе Владимире», «Деятельность Ярослава"

1






Обобщение по разделу. Книги бывают разные.

Экскурсия в библиотеку

1





Д

АРМ

Л.Н. Толстой «Акула»

Знакомство с профессией матроса.

1






Л.Н. Толстой «Два брата»

1





Д

АРМ

Л.Н. Толстой «Черепаха»

1






Л.Н.Толстой «Русак»

1






Л.Н. Толстой. «Святогор - богатырь» Дополнительное чтение

Народная былина «Святогор»


1






Обобщение по разделу «Проверьте себя». Тест №7.

1





Д

АРМ

А.А. Блок «Россия» «Рождество»Дополнительное чтение Песня-слава «Русская Земля»


1






К.Д. Бальмонт «Россия» «К зиме»

Профессия - художник

1





Д

АРМ

К.Д.Бальмонт «Как я пишу стихи»

Дополнительное чтение.

К.Д.Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка»

1





ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов». Тест №8

1








Дополнительное чтение

А.И. Куприн «Четверо нищих»

1





Д

АРМ

Дополнительное чтение

Э. Сетон -Томп­сон «Виннипегский волк»,

В. М. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона»

1






Дополнительное чтение.

К. И. Чуковский «Николай Алек­сеевич Некрасов»

1






Обобщение по разделу «Проверьте себя». Тест №9

1






С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

1





ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

1





ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Р. Бёрнс «В го­рах моё сердце» (перевод С.Я. Маршака)

1





ЕЦОР Словарь-справочник «Книгочей»

Дополнительное чтение

С.Я. Маршак «Ледяной остров»

Профессия – дизайнер. Обобщение по разделу

1





АРМ

Пр

Н.А.Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

Дополнительное чтение

«Весна в лесу» Обобщение по разделу «Стихи о Родине и родной природе»


1





АРМ

Пр

Дополнительное чтение

В. П. Катаев «Сын полка»

1





АРМ

Пр

Книги о детях войны.

Детские журналы и газеты.

Экскурсия в Зал Боевой славы.

1





АРМ

Пр

Н.М. Рубцов «Тихая моя родина» «Берёзы»

Дополнительное чтение

Н.М. Рубцов. «Ласточка»

1






Обобщение по разделу «Проверьте себя». Тест №10

1






С.В. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома»

Дополнительное чтение

С. В. Михалков «Как бы жили мы без книг?..»


1






Н.Н. Носов «Фе­дина задача»

1





АРМ

Пр

И. Л. Гамазкова «Страдания»

Дополнительное чтение

В.Ю. Драгун­ский. «Тайное ста­новится явным»

1






И. С. Соколов - Микитов

«Родина»

Дополнительное чтение

М.А. Шолохов «Любимая мать- отчизна»

1






Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации.

1






Н.П. Вагнер «Фея Фантаста». «Берёза»


1






Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

1





АРМ

Пр

Н.П. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина»

1




































Приложение 1



Практическая часть рабочей программы



пп

Название темы

Количество часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год


Контрольные работы:






1

стартовая контрольная работа

1




1

2

контрольная работа в рамках промежуточного контроля


1



1

3

комплексная проверочная работа




1

1

4

контрольная работа в рамках промежуточной аттестации (май)




1

1


Учебные экскурсии

1


1


2


Техника чтения.

1

1



2














Приложение 2.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Литература для учителя:

  1. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2014

  2. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2015.


Литература для обучающихся

  1. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2014.

  2. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2015.

  3. Литературное чтение :рабочая тетрадь в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2018

Материально – техническое обеспечение:

            1. Компьютер.

            2. Маркерная доска

            3. Мультимедийный проектор.

            4. Интерактивная доска.

            5. Документ – камера.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Книгочей. Словарь - справочник. СD 4 класс

Приложение 3.

Алгоритм работы с текстом



1.Формулировка проблемы.

2.Комментарий к сформулированной проблеме.

3.Отражение позиции автора исходного текста по отношению к означенной проблеме.

4.Согласие или несогласие с автором исходного текста.

5.Аргументация собственного мнения по проблеме.

6.Общий вывод.

Работа с текстом автора. Анализ авторского текста

1.Внимательно, медленно прочитайте текст.

2.Определите стиль текста.

3.Определите тип речи. (повествование, описание, рассуждение).

4.Определите тему текста.

5.Определите микротему каждого абзаца (4 и 5 пункты помогут в дальнейшем комментировании проблемы)

6.Определите основную мысль текста.

7.Определите, какова проблематика текста, какую проблему или проблемы ставит автор в тексте.

8.Определите позицию автора, то, как он решает поставленные проблемы. (Проблема может быть сформулирована в 1-2 –х предложениях или изложена пространно в абзаце текста).

9.Проанализируйте аргументы автора, при помощи которых он пытается убедить читателя в правильности своей позиции

Работа над созданием собственного текста

1.Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. Для этого можно: воспользоваться текстом, частично процитировать его;

сформулировать проблему самостоятельно, опираясь на ключевые слова (понятия текста).

2.Сформулируйте, какова позиция автора. Для этого можно: опираться на текст и стараться не подменять мнение автора своими рассуждениями.

3.Прокомментируйте проблему, выделенную автором: отметьте, на что обратил внимание автор, что подчеркнул особо, что выделил как главное и.т.д.

4.Выскажите собственное мнение, согласны ли вы или нет с позицией, которую занимает автор текста.

5.Приведите два аргумента в защиту своего мнения, основываясь на читательском опыте.

6.Продумайте вступление и заключение к работе.



Приложение № 4

Отчет по экскурсии

Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.

Тема экскурсии ______________________

Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия:

Вид экскурсии__________________

Цель экскурсии (цель ученика): ___________________________________

Информация, подтверждающая достижение цели:

1 вариант:

Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику перед экскурсией или после ее.

Ответы на вопросы





2 вариант (в случае, если отчет оформляется творческой работой)

Тезисы, краткие выводы по итогам выполненной творческой работы (реферата, проекта, сочинения и пр.), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта, сочинения, фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)




Отчет подготовил: обучающийся _____ класса / Фамилия И /________________/

Отчет проверил: учитель: ____________________ «_____» __________20___Г.

Оценка: ___________________ / Фамилия. И.О. /________________/







Методические рекомендации по проведению учебной экскурсии:


Экскурсии проводятся в связи с изучением на уроках определенных разделов программы

Основные функции учебной экскурсии:

реализуется принцип наглядности обучения (непосредственное знакомство с изучаемыми предметами и явлениями)

повышается уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

способствуют техническому обучению,

играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.

Виды экскурсий (в зависимости от содержания):

производственные экскурсии (помогают изучению основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся)

естественно-научные экскурсии (для углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география, и др. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т. д.)

историко-литературные экскурсии (предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д)

краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Комплексные (проводятся по нескольким предметам одновременно)

Виды экскурсий зависимости от целей

ознакомительные (обзорные),

тематические,

профессиографические,

комплексные.

Классификация экскурсий в зависимости от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения:

Экскурсии служат средством изучения нового материала учащимися,

экскурсии используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Б

В общем плане методика проведения экскурсии включает в себя:

а) подготовку экскурсии: формулирование цели и задач (желательно в письменной форме) и определение формы отчета по экскурсии (рисунки, фоторяд, презентация, проектная работа, реферат, сообщение, ответы на сформулированные накануне экскурсии учителем вопросы и пр.) Задания могут быть одно на всех или разные, в зависимости от характера и объема экскурсионного материала. проведение инструктажа по технике безопасности.

б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий и участие в экскурсии

в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Приложение № 5

Требования к проектной работе.

Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.


Примерная последовательность проектной деятельности

  1. Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.

  2. Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.

  3. Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет), опрос взрослых, друзей.

  4. Выработка идей, вариантов выполнения проекта.

  5. Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.

  6. Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.

  7. Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.

  8. Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.

  9. Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.




Приложение 6

Планирование вопросов профориентационной направленности



№ п/п

Тема профориентационного содержания

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план факт

1

Знакомство с профессией художника.

К.Д. Бальмонт «К зиме»

1



2

Знакомство с профессией дизайнера.

С.Я. Маршак «Ледяной остров»

1



3

Знакомство с профессией военного.

Отрывок из "Повести временных лет"

1









Итого



3 ч






Приложение №7



Региональный компонент: интегрированный курс ««Язык и литература коренных малочисленных народов Севера»


п/п

Тема интегрированного курса

Кол-во часов

1

Введение.

1

2

Устное творчество народов ханты и манси.

1

3

Сказки народов ханты и манси.

1

4

Природа родного края в произведениях поэтов и прозаиков Югры

1

5

Дары Югорского леса в поэзии.

1

6

Дикие животные. Обитатели Югорской тайги - герои лирических произведений

1

7

Пословицы и поговорки народов ханты и манси.

1

8

Устное народное творчество. Мифы.

1

9

Хантыйские и мансийские легенды.

1

10

Экология души в произведениях поэтов и писателей Югры

1

Итого


10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!