СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа логопедических коррекционно-развивающих занятий "Мир звуков и букв" для обучающихся с ТНР вариант 5.1

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа логопедических коррекционно-развивающих занятий "Мир звуков и букв" для обучающихся с ТНР вариант 5.1»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ГИМНАЗИЯ № 34 Г.ОРЛА





Приложение

к АООП НОО

Вариант 5.1.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

«Мир звуков и букв»





для обучающихся с ТНР (вариант 5.1)

1-2 классы







Учитель –логопед :

Емельянова В.В.,ВКК










2022 – 2023 учебный год

г. Орёл

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире звуков и букв» разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

- постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (СанПиН 2.4.2.2821-10);

- постановления Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 1015(с изменениями на 17 июля 2015 года) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- учебного плана МБОУ –гимназии №34 г Орла.

Программа разработана с использованием рекомендаций Л.М.Козыревой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, И.С. Лопухиной, Р.И. Лалаевой и общеобразовательной программы для 1-4 классов «Школа России» под научной редакцией А.А.Плешакова.

Программа курса коррекционно-развивающих занятий во внеурочной деятельности «В мире звуков и букв» направлена на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение развития речи) и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного общего образования. Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их речевом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

Цель: организация целенаправленной коррекционной работы, развивающей речевую, познавательную, мыслительную и творческую деятельность младших школьников.

Задачи:

  • активизация речевой деятельности обучающихся, развитие коммуникативных навыков;

  • формирование просодической и темпо-ритмической стороны речи;

  • активизация, развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления;

  • развитие общей и мелкой моторики;

  • формирование представления о звукобуквенном составе слова;

  • формирование навыка элементарного языкового анализа и синтеза;

  • развитие пространственно-временных представлений;

  • развитие психологической, коммуникативной готовности к обучению;

  • развитие творческих способностей;

  • уточнение и расширение лексического запаса и грамматического строя речи.


  1. Общая характеристика коррекционно-развивающего курса


Данная коррекционно-развивающая программа предназначена для обучающихся 1-2-х классов, имеющих нарушения речи (ФФНР, ОНР, ЛГНР) и неречевых процессов, препятствующие успешному освоению программы по чтению и письму, развитию устной и формированию письменной речи в начальный период обучения.

Дети с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) имеют сложную структуру дефекта. У них возникают проблемы не только в говорении, но и в элементарном общении. Многие дети не умеют выражать свои мысли, имеют скудный словарный запас, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, нарушения лексики, грамматики, дикции. Первоклассники затрудняются классифицировать предметы по определенным признакам, неправильно употребляют предлоги в речи, не умеют составлять рассказы и т.д.

Современная система логопедической поддержки обучающихся начальной школы, позволяет значительному числу детей с речевыми нарушениями или ОВЗ успешно усваивать школьную программу. Одним из видов совместной коммуникативно-коррекционной деятельности являются внеурочные занятия, способствующие преодолению речевых и неречевых расстройств, мешающих полноценному обучению в школе.

Процесс коррекции нарушений устной речи тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционно-развивающего и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися правил грамматики. Занятия курса строятся с учетом содержания учебных программ по русскому языку. Подбор лексического материала соответствует программным требованиям и учитывает знание детьми грамматических форм рода, числа; таких понятий как «звук», «буква», «слово», «предложение», «гласный, согласный звук» и т.д.


Формы и методы организации деятельности обучающихся

Внеурочная деятельность с обучающимися проводится в виде групповых занятий, на которых осуществляется фронтальная, групповая, парная и индивидуальная форма работы. Занятия логопедического кружка представляют собой серию игр-путешествий в город Звуков, букв и слов. Дети вовлекаются в творческую работу по населению этого города жителями и созданию городской инфраструктуры. Каждое из занятий посвящено какой-либо конкретной букве-улице и лексической теме. Ведущими методами и видами работы выступают:

- практический (упражнение, моделирование, игры: подвижные, дидактические, настольные, логопедические и т.д.);

- наглядный (демонстрация, наблюдение, рассматривание картин, рисунков, букв и их элементов, показ образца задания, способа действия);

- словесный (рассказ, беседа, чтение).

Используются игровые, личностно-ориентированные, ИК технологии, словесные приемы: показ образца речи, хоровое проговаривание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. На занятиях выполняются творческие работы, создаются выставки работ. Используется дидактический и раздаточный материал, ребусы, кроссворды, головоломки, физкультминутки, речевой материал в виде пословиц и поговорок, рифмовок, считалок, грамматических сказок.

В ходе занятия ребята дают характеристику звуку, соотносят его с буквой, читают дорожки букв, слогов, слова, учатся звуковому анализу и синтезу слов, конструируют буквы из разных материалов, пополняют свои знания по предлагаемым темам. Итогом каждого занятия становится коллективно созданный продукт – страница книги с отрабатываемой буквой и ключевыми словами темы. Таким образом, к завершению курса получится книга из 33 страниц, содержащая разнообразную информацию, обобщающую работу группы за год.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • наглядность;

  • доступность;

  • системность;

  • занимательность;

  • комплексность;

  • принцип развития;

  • научность;

  • сознательность и активность.


  1. Описание места учебного курса

Программа курса коррекционно-развивающих занятий «В мире звуков и букв» используется на занятиях во внеурочное время. Она рассчитана на 1 час в неделю, что составляет , 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2-ом классе. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Коррекционное развитие». Занятия проводятся в группах (до 10 человек) по 35 минут.



  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
    Основными ценностными ориентирами курса являются:

  • направленность на формирование умения учиться;

  • направленность на понимание того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения;

  • личностно-ориентированная направленность;

  • направленность работы не только на тренировку технической стороны чтения, но и на осознанность чтения.



  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
    коррекционного курса

Результаты реализации курса достигаются на трех уровнях:

    1. Личностные:

- освоение роли ученика; формирование интереса и мотивации к учению;

- проявление познавательного интереса, потребности к познанию;

- установление границ собственного знания и «незнания».

    1. Предметные:

- умение отличать звуки от букв, гласные звуки от согласных;

- освоение элементарных форм языкового анализа и синтеза;

- умение слушать, вступать в диалог, строить высказывания;

- расширение общего кругозора, знаний об окружающем;

- пополнение словарного запаса по лексическим темам;

- совершенствование грамматического строя речи, связного высказывания.

3. Метапредметные:

регулятивные:

- организация своего рабочего места под руководством учителя;

- определение цели выполнения заданий под руководством учителя;

- определение плана выполнения заданий под руководством учителя;

- управление своей деятельностью (моторной, речевой, слуховой, зрительной) в зависимости от поставленных задач;

- формирование умения работать по предложенному алгоритму;

- проявление инициативы и самостоятельности в речевой деятельности;

- использование в своей деятельности приборов: линейки, ножниц, трафаретов и т.д.

познавательные:

- сравнение предметов и объектов: нахождение общего и различий;

- группировка предметов, объектов на основе существенных признаков;

- установление аналогий в словообразовании и словоизменении;

- выполнение логических операций сравнения, обобщения, классификации на практическом материале;

- осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- подведение итогов, выводов о результате собственной, совместной работы и работы одноклассников;

коммуникативные:

-умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли;

-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

- участие в диалоге, умение отвечать на вопросы учителя, товарищей.

- соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

  1. Содержание коррекционного курса

Содержание курса (33ч)

1. Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа – 11 часов.

Понятия «звук» – «буква», отличия понятий «звук» – «буква». Звуки гласные, согласные. Гласные буквы А, О, У, Ы, Э и звуки [а,о,у,ы,э]. Буквы М, Н, Р, Л и сонорные согласные звуки [м, м’, н, н’, р, р’,л, л’]. Звуковой анализ слогов, односложных слов. Обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Осень», «Лес».

2. Твердые и мягкие согласные звуки – 5 часов.

Твердые, мягкие согласные звуки. Различие твердых и мягких согласных звуков. Буквы И, Я, Е, Ё, Ю. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных звуков. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь. Звуковой анализ слогов, одно- двусложных слов. Обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Инструменты», «Музыкальные инструменты», «Деревья».

3. Глухие и звонкие согласные звуки – 11 часов.

Глухие и звонкие согласные звуки в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Звуковой анализ слов. Анализ и синтез предложений. Буквы С, З, К, Г, П, Б, Т, Д, Ш, Ж, В, Ф. Парные согласные звуки [с, с’, з, з’, к, к’, г, г’, п, п’, б, б’, т, т’, д, д’, в, в’, ф, ф’, ш, ж]. Обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Дом. Семья», «Животные дикие и домашние», «Птицы зимующие и перелетные», «Посуда», «Транспорт», «Зима», «Весна».

4. Непарные глухие и звонкие согласные звуки. – 6 часов.

Непарные по глухости-звонкости согласные звуки. Непарные глухие звуки [х, х’, ц, ч’, щ’] и обозначение их буквами X, Ц, Ч, Щ. Непарные звонкие звуки [й’, м, м’, н, н’, р, р’,л, л’] и обозначение их буквами Й,Н,М,Р,Л. Разделительный ъ, разделительный ь. Звуковой анализ слов. Анализ и синтез предложений. Обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Цветы», «Мебель», «Одежда», «Лето».

Требования к уровню подготовки обучающихся:

- дифференцировать понятия «звук» - «буква», «слово» - «предложение»;

- слышать заданный звук в разных единицах речи: среди других звуков, в слогах, словах и предложениях;

- находить слова с заданными звуками;

- выделять заданные звуки в слове, определять их местонахождение сначала по принципу - в начале, в середине, на конце слова, затем по отношению к другим звукам;

- производить звуковой анализ простых слов;

- давать характеристику звукам: гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие; парные – непарные; твёрдые – мягкие, парные – непарные; шипящие - с помощью учителя-логопеда, с опорой на схему ответа и самостоятельно;

- ставить ударение, делить слова на слоги;

- конструировать, реконструировать печатные, прописные и строчные буквы;

- классифицировать предметы, называть их обобщающим понятием, приводить свои примеры;

- пользоваться элементарными приспособлениями и инструментами для ручного труда.

Структура занятий

Занятие состоит из трех этапов, которые могут включать различные элементы:

I. Организационный этап:

1. Проверка готовности рабочего места. Настрой на работу.

2. Артикуляционная, дыхательная, речевая, темпо-ритмическая гимнастика.

II. Основной этап:

      1. Развитие фонематических процессов (слуха, восприятия).

      2. Развитие звуко-буквенного, слогового, языкового анализа, синтеза.

      3. Формирование и развитие навыка чтения.

      4. Развитие процессов памяти, внимания, мышления.

      5. Развитие творческих способностей.

      6. Развитие мелкой моторики, координации движений.

      7. Развитие временных и пространственных представлений.

      8. Развитие процессов речевой деятельности и коммуникации.

      9. Создание продукта коллективного творчества.

III. Заключительный этап:

        1. Подведение итогов.

        2. Рефлексия.


7.Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика деятельности учащихся

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа – 11 часов.


1

Звуки и буквы

Слушать и выполнять инструкции учителя-логопеда. Организовывать и поддерживать в порядке рабочее место. Различать понятия «звук» - «буква». Отвечать на вопросы учителя.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


2

Звуки гласные и согласные

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Сравнивать артикуляцию гласных и согласных звуков. Называть гласные и согласные звуки. Поддерживать в порядке рабочее место. Отвечать на вопросы учителя.

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


3

Звук [а], буква А.

Слышать звук [а] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звук [а]. Определять место его нахождения в словах. Запоминать и воспроизводить ритмический рисунок.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


4

Звук [о], буква О.

Слышать звук [о] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звук [о]. Определять место его нахождения в словах. Запоминать и воспроизводить звуковую дорожку из 2-4 звуков. Называть признаки осени, устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


5

Звук [у], буква У.

Слышать звук [у] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звук [у]. Определять место его нахождения в словах. Запоминать и воспроизводить звуковую дорожку из 2-4 гласных звуков. Называть ключевые, обобщающие слова к лексической теме «Урожай». Отвечать на вопросы учителя.

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


6

Звук [ы], буква Ы.

Слышать звук [ы] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звук [ы]. Определять место его нахождения в словах. Запоминать и воспроизводить, читать звуковую дорожку из 2-4 гласных звуков. Сравнивать предметы по размерам (высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий и т.д.). Отвечать на вопросы учителя.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


7

Звук [э], буква Э.

Слышать звук [э] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звук [э]. Определять место его нахождения в словах. Запоминать и воспроизводить, читать звуковую дорожку из 2-4 гласных звуков. Производить звуковой анализ и синтез односложных слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


8

Звук [Н] [Н']. Буква Н.

Слышать звуки [н, н’] среди других звуков. Различать твердый и мягкий звук. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звуки [н, н’]. Определять место его нахождения в словах. Читать дорожку из слогов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Конструировать букву Н.

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


9

Звук [М] [М']. Буква М.

Слышать звуки [м, м’] среди других звуков. Различать звуки твердые и мягкие. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звуки [м, м’]. Определять место его нахождения в словах. Читать дорожку из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Образовывать прилагательные от существительных. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Конструировать букву М.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


10

Звук [Л] [Л']. Буква Л.

Слышать звуки [л, л’] среди других звуков. Различать звуки твердые и мягкие. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звуки [л, л’]. Определять место его нахождения в словах. Обозначать звук буквой. Читать дорожку из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Конструировать букву Л.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


11

Звук [Р] [Р']. Буква Р.

Слышать звуки [р, р’] среди других звуков. Различать звуки твердые и мягкие. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звуки [р, р’]. Определять место его нахождения в словах. Обозначать звук буквой. Читать дорожку из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Соотносить предметы с цветом радуги.

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


Хитрые буквы(буквы и звуки гласных второго ряда) – 5 часов.


12

Звук [и] и буква И.


Различать твердые и мягкие согласные звуки. Слышать звук [и] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звук [и]. Определять место его нахождения в словах. Обозначать звук [и] буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Обозначать мягкость предшествующего согласного звука буквой И. Узнавать звучание некоторых музыкальных инструментов.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


13

Буква Я

Различать твердые и мягкие согласные звуки. Слышать звук [йа] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву я. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки [а, йа] буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Обозначать мягкость предшествующего согласного звука буквами И, Я.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


14

Буква Ю.

Различать твердые и мягкие согласные звуки. Слышать звук [йу] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву ю. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки [у, йу] буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Обозначать мягкость предшествующего согласного звука буквами И, Я, Ю.

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


15

Буква Е.

Различать твердые и мягкие согласные звуки. Слышать звук [йэ] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Е. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки [э, йэ] буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Обозначать мягкость предшествующего согласного звука буквами И, Я, Ю, Е.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


16

Буква Ё.

Различать твердые и мягкие согласные звуки. Слышать звук [йо] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Ё. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки [о, йо] буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Обозначать мягкость предшествующего согласного звука буквами И, Я, Ю, Е, Ё.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


Глухие и звонкие согласные звуки – 11 часов.


17

Звуки [С] [С'], буква С.


Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [с, с’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву С. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Подбирать однокоренные слова к слову «снег».

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


18

Звуки [З] [З'], буква З.

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [з, з’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву З. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Подбирать однокоренные слова к слову «зима».

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


19

Звуки [П] [П'], буква П..

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [п, п’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву П. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Слушать и комментировать выступление товарищей.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


20

Звуки [Б] [Б'], буква Б.


Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [б, б’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Б. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Слушать и комментировать выступление товарищей.

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


21

Звуки [Т] [Т'], буква Т.


Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [т, т’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Т. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


22

Звуки [Д] [Д'], буква Д.


Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [д, д’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Д. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


23

Звуки [К] [К'], буква К.

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [к, к’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву К. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Слушать и комментировать выступление товарищей.

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


24

Звуки [Г] [Г'], буква Г.


Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [г, г’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Г. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Слушать и комментировать выступление товарищей.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


25

Звуки [Ф] [Ф']. Буква Ф.

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [ф, ф’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Ф. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Воспринимать на слух текст. Отвечать на вопросы учителя полным ответом.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


26

Звуки [В] [В'], буква В.

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [в, в’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву В. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом.

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


27

Звук [Ш], буква Ш.

Звук [Ж], буква Ж.

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [ш, ж] среди других звуков. Давать сравнительную характеристику звукам и их артикуляции. Подбирать слова, содержащие буквы Ш, Ж. Определять место их нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Отвечать на вопросы учителя полным ответом.



Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


Непарные глухие и звонкие согласные звуки. Разделительный ъ разделительный ь. – 6 часов


28

Звуки [Х] [Х'], буква Х

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [х, х’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Х. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Отвечать на вопросы учителя полным ответом.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


29

Звук [Й’], буква Й.

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звук [й’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Й и делить их на слоги. Определять место нахождения буквы Й в словах. Обозначать звук буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Обобщать, классифицировать предметы.


Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


30

Звук [Ц], буква Ц.

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звук [ц] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Ц и делить их на слоги. Определять место нахождения буквы Ц в словах. Обозначать звук буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Обобщать, классифицировать предметы.


Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


31

Звук [Ч’], буква Ч.

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звук [ч’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Ч и делить их на слоги. Определять место нахождения буквы Ч в словах. Обозначать звук буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Обобщать, классифицировать предметы.


Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


32

Звук [Щ’]. Буква Щ.

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звук [щ’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Щ и делить их на слоги. Определять место нахождения буквы Щ в словах. Обозначать звук буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Отвечать на вопросы учителя полным ответом.

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


33

Разделительный ъ разделительный ь. Итоговое занятие

Буква Ъ. Разделительный ь. Звуковой анализ слов. Анализ и синтез предложений.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


Содержание курса (34ч)

2 класс

1. Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа – 11 часов.

Понятия «звук» – «буква», отличия понятий «звук» – «буква». Звуки гласные, согласные. Гласные буквы А, О, У, Ы, Э и звуки [а,о,у,ы,э]. Буквы М, Н, Р, Л и сонорные согласные звуки [м, м’, н, н’, р, р’,л, л’]. Звуковой анализ слогов, односложных слов. Обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Осень», «Лес».

2. Твердые и мягкие согласные звуки – 5 часов.

Твердые, мягкие согласные звуки. Различие твердых и мягких согласных звуков. Буквы И, Я, Е, Ё, Ю. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных звуков. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь. Звуковой анализ слогов, одно- двусложных слов. Обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Инструменты», «Музыкальные инструменты», «Деревья».

3. Глухие и звонкие согласные звуки – 11 часов.

Глухие и звонкие согласные звуки в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Звуковой анализ слов. Анализ и синтез предложений. Буквы С, З, К, Г, П, Б, Т, Д, Ш, Ж, В, Ф. Парные согласные звуки [с, с’, з, з’, к, к’, г, г’, п, п’, б, б’, т, т’, д, д’, в, в’, ф, ф’, ш, ж]. Обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Дом. Семья», «Животные дикие и домашние», «Птицы зимующие и перелетные», «Посуда», «Транспорт», «Зима», «Весна».

4. Непарные глухие и звонкие согласные звуки. – 7 часов.

Непарные по глухости-звонкости согласные звуки. Непарные глухие звуки [х, х’, ц, ч’, щ’] и обозначение их буквами X, Ц, Ч, Щ. Непарные звонкие звуки [й’, м, м’, н, н’, р, р’, л, л’] и обозначение их буквами Й,Н,М,Р,Л. Буква Ъ. Разделительный ь. Звуковой анализ слов. Анализ и синтез предложений. Обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Цветы», «Мебель», «Одежда», «Лето».

Требования к уровню подготовки обучающихся:

-дифференцировать понятия «звук» - «буква», «слово» - «предложение»;

-слышать заданный звук в разных единицах речи: среди других звуков, в слогах, словах и предложениях;

-находить слова с заданными звуками;

-выделять заданные звуки в слове, определять их местонахождение сначала по принципу -в начале, в середине, на конце слова, затем по отношению к другим звукам;

-производить звуковой анализ простых слов;

-давать характеристику звукам: гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие; парные – непарные; твёрдые – мягкие, парные – непарные; шипящие - с помощью учителя-логопеда, с опорой на схему ответа и самостоятельно;

- ставить ударение, делить слова на слоги;

- конструировать, реконструировать печатные, прописные и строчные буквы;

- классифицировать предметы, называть их обобщающим понятием, приводить свои примеры;

- пользоваться элементарными приспособлениями и инструментами для ручного труда.

Структура занятий

Занятие состоит из трех этапов, которые могут включать различные элементы:

I. Организационный этап:

1. Проверка готовности рабочего места. Настрой на работу.

2. Артикуляционная, дыхательная, речевая, темпо-ритмическая гимнастика.

II. Основной этап:

      1. Развитие фонематических процессов (слуха, восприятия).

      2. Развитие звуко-буквенного, слогового, языкового анализа, синтеза.

      3. Формирование и развитие навыка чтения.

      4. Развитие процессов памяти, внимания, мышления.

      5. Развитие творческих способностей.

      6. Развитие мелкой моторики, координации движений.

      7. Развитие временных и пространственных представлений.

      8. Развитие процессов речевой деятельности и коммуникации.

      9. Создание продукта коллективного творчества.

III. Заключительный этап:

        1. Подведение итогов.

        2. Рефлексия.


7.Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика деятельности учащихся

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа – 11 часов.


1

Звуки и буквы

Слушать и выполнять инструкции учителя-логопеда. Организовывать и поддерживать в порядке рабочее место. Различать понятия «звук» - «буква». Отвечать на вопросы учителя.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


2

Звуки гласные и согласные

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Сравнивать артикуляцию гласных и согласных звуков. Называть гласные и согласные звуки. Поддерживать в порядке рабочее место. Отвечать на вопросы учителя.

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


3

Звук [а], буква А.

Слышать звук [а] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звук [а]. Определять место его нахождения в словах. Запоминать и воспроизводить ритмический рисунок.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


4

Звук [о], буква О.

Слышать звук [о] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звук [о]. Определять место его нахождения в словах. Запоминать и воспроизводить звуковую дорожку из 2-4 звуков. Называть признаки осени, устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


5

Звук [у], буква У.

Слышать звук [у] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звук [у]. Определять место его нахождения в словах. Запоминать и воспроизводить звуковую дорожку из 2-4 гласных звуков. Называть ключевые, обобщающие слова к лексической теме «Урожай». Отвечать на вопросы учителя.

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


6

Звук [ы], буква Ы.

Слышать звук [ы] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звук [ы]. Определять место его нахождения в словах. Запоминать и воспроизводить, читать звуковую дорожку из 2-4 гласных звуков. Сравнивать предметы по размерам (высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий и т.д.). Отвечать на вопросы учителя.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


7

Звук [э], буква Э.

Слышать звук [э] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звук [э]. Определять место его нахождения в словах. Запоминать и воспроизводить, читать звуковую дорожку из 2-4 гласных звуков. Производить звуковой анализ и синтез односложных слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


8

Звук [Н] [Н']. Буква Н.

Слышать звуки [н, н’] среди других звуков. Различать твердый и мягкий звук. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звуки [н, н’]. Определять место его нахождения в словах. Читать дорожку из слогов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Конструировать букву Н.

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


9

Звук [М] [М']. Буква М.

Слышать звуки [м, м’] среди других звуков. Различать звуки твердые и мягкие. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звуки [м, м’]. Определять место его нахождения в словах. Читать дорожку из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Образовывать прилагательные от существительных. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Конструировать букву М.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


10

Звук [Л] [Л']. Буква Л.

Слышать звуки [л, л’] среди других звуков. Различать звуки твердые и мягкие. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звуки [л, л’]. Определять место его нахождения в словах. Обозначать звук буквой. Читать дорожку из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Конструировать букву Л.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


11

Звук [Р] [Р']. Буква Р.

Слышать звуки [р, р’] среди других звуков. Различать звуки твердые и мягкие. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звуки [р, р’]. Определять место его нахождения в словах. Обозначать звук буквой. Читать дорожку из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Соотносить предметы с цветом радуги.

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


Хитрые буквы(буквы и звуки гласных второго ряда) – 5 часов.


12

Звук [и] и буква И.


Различать твердые и мягкие согласные звуки. Слышать звук [и] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие звук [и]. Определять место его нахождения в словах. Обозначать звук [и] буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Обозначать мягкость предшествующего согласного звука буквой И. Узнавать звучание некоторых музыкальных инструментов.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


13

Буква Я

Различать твердые и мягкие согласные звуки. Слышать звук [йа] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву я. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки [а, йа] буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Обозначать мягкость предшествующего согласного звука буквами И, Я.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


14

Буква Ю.

Различать твердые и мягкие согласные звуки. Слышать звук [йу] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву ю. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки [у, йу] буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Обозначать мягкость предшествующего согласного звука буквами И, Я, Ю.

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


15

Буква Е.

Различать твердые и мягкие согласные звуки. Слышать звук [йэ] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Е. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки [э, йэ] буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Обозначать мягкость предшествующего согласного звука буквами И, Я, Ю, Е.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


16

Буква Ё.

Различать твердые и мягкие согласные звуки. Слышать звук [йо] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Ё. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки [о, йо] буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Обозначать мягкость предшествующего согласного звука буквами И, Я, Ю, Е, Ё.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


Глухие и звонкие согласные звуки – 11 часов.


17

Звуки [С] [С'], буква С.


Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [с, с’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву С. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Подбирать однокоренные слова к слову «снег».

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


18

Звуки [З] [З'], буква З.

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [з, з’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву З. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Подбирать однокоренные слова к слову «зима».

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


19

Звуки [П] [П'], буква П..

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [п, п’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву П. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Слушать и комментировать выступление товарищей.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


20

Звуки [Б] [Б'], буква Б.


Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [б, б’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Б. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Слушать и комментировать выступление товарищей.

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


21

Звуки [Т] [Т'], буква Т.


Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [т, т’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Т. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


22

Звуки [Д] [Д'], буква Д.


Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [д, д’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Д. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


23

Звуки [К] [К'], буква К.

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [к, к’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву К. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Слушать и комментировать выступление товарищей.

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


24

Звуки [Г] [Г'], буква Г.


Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [г, г’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Г. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Слушать и комментировать выступление товарищей.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


25

Звуки [Ф] [Ф']. Буква Ф.

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [ф, ф’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Ф. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Воспринимать на слух текст. Отвечать на вопросы учителя полным ответом.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


26

Звуки [В] [В'], буква В.

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [в, в’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву В. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Производить звуковой анализ слогов и слов. Отвечать на вопросы учителя полным ответом.

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


27

Звук [Ш], буква Ш.

Звук [Ж], буква Ж.

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [ш, ж] среди других звуков. Давать сравнительную характеристику звукам и их артикуляции. Подбирать слова, содержащие буквы Ш, Ж. Определять место их нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Отвечать на вопросы учителя полным ответом.



Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


Непарные глухие и звонкие согласные звуки. Разделительный ъ разделительный ь. – 7 часов


28

Звуки [Х] [Х'], буква Х

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звуки [х, х’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Х. Определять место ее нахождения в словах. Обозначать звуки буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Отвечать на вопросы учителя полным ответом.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


29

Звук [Й’], буква Й.

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звук [й’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Й и делить их на слоги. Определять место нахождения буквы Й в словах. Обозначать звук буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Обобщать, классифицировать предметы.


Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


30

Звук [Ц], буква Ц.

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звук [ц] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Ц и делить их на слоги. Определять место нахождения буквы Ц в словах. Обозначать звук буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Обобщать, классифицировать предметы.


Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


31

Звук [Ч’], буква Ч.

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звук [ч’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Ч и делить их на слоги. Определять место нахождения буквы Ч в словах. Обозначать звук буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Отвечать на вопросы учителя полным ответом. Обобщать, классифицировать предметы.


Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.


32

Звук [Щ’]. Буква Щ.

Различать звонкие и глухие согласные звуки. Слышать звук [щ’] среди других звуков. Давать характеристику звуку и его артикуляции. Подбирать слова, содержащие букву Щ и делить их на слоги. Определять место нахождения буквы Щ в словах. Обозначать звук буквой. Читать дорожки из слогов, слова. Отвечать на вопросы учителя полным ответом.

Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.


33

Разделительный ъ, разделительный ь.

Буква Ъ. Разделительный ь. Звуковой анализ слов. Анализ и синтез предложений.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.


34

Итоговое занятие.


Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.






8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература:

для учителя-логопеда:

  1. Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.

  2. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1996.

  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2007.

  4. Ершова О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Я учу гласные буквы. Для детей 5-6 лет. – СПб.: «Издательский Дом «Нева»; «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.

  5. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.- М.: Просвещение, 1991.

  6. Коржаева Е.Е. Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

  7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. –М: Владос, 2004.

  8. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова.- СПб.: Дельта, 1998.

  9. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.

  10. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей- логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

  11. Узорова РО.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. –М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

  12. Чарели Э.М. Азбука дыхания. Упражнения и массаж по развитию детского голоса. – Свердловск: «Уральский рабочий», 1990.

Цифровые образовательные ресурсы:

          1. Презентации

          2. Интернет-сайты: http://samouchka.com.ua/_pismo_i_chtenie/18

http://online-azbuka.ru/index.php

http://www.tvzavr.ru/Multfilmy/Uroki-tetushki-Sovy-Azbuka-malyshka/


Материальное обеспечение:

1. Компьютер. Колонки.

2. Цветные, простые карандаши, фломастеры, ручки.

3. Конструктор букв.

4. Буквы-трафареты, алфавит, буквы разных шрифтов.

5. Шнуры, прищепки, пробки и другие предметы для развития мелкой моторики и 6. пространственной ориентировки.

7. Шарики, пружинки Су Джок, мячи.

8. Пластилин.

9. Цветная бумага, картон.

10. Клей.

11. Ножницы.

12. Крупы, семена, нитки.

13. Лоток для песочной терапии (манная крупа).

14. Наборы мелких игрушек и предметов.

15. Наборы картинок по лексическим темам.

16. Пособия для развития дыхания.

17. Профили артикуляции звуков.

18. Настольные игры, логопедическое лото и т.д.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!