СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Логопедических коррекционных занятий для обучающихся 3-4 классов с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет в работе школьным  учителям-логопедам.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Логопедических коррекционных занятий для обучающихся 3-4 классов с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим недоразвитием речи.»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Каскаринская средняя общеобразовательная школа




Рассмотрено на заседании ШМО

учителей начальных классов

___________ А.Ю. Пашкова

№ протокола 1

«31»августа 2020г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_____________Ф. М. Сайдимова

«___» ________________ 2020г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ

_________ В.А. Лукина

«___»____________ 2020г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Логопедических коррекционных занятий для обучающихся 3-4 классов с недостатками чтения и письма,

обусловленными фонетико-фонематическим недоразвитием речи.


Предмет

Логопедические занятия

Учебный год

2020-2021

Класс

3-4 классов

Количество часов в год

68ч.

Количествочасов в неделю

2 ч.




Учитель - логопед: Абышева Людмила Павловна.






Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа логопедических занятий, коррекционно-развивающего обучения для школьников 3-х – 4-ч классов с нарушениями чтения и письма, дизорфографией, обусловленной ФФНР составлена в соответствии с образовательной программой начального общего образования Каскаринской средней общеобразовательной школы, составлена на основе:


1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35847).

2. Учебного плана МАОУ Каскаринской СОШ, утвержденного на педсовете, протокол №8 от 29.05.2020 г., приказом №235 от 03.06.2020 г. и согласованного Управляющим Советом школы 28.05.2020 г. (протокол № 9).

3. Положения о рабочих программах учителей по образовательным программам, утвержденного приказом МАОУ Каскаринской СОШ от 19.04.2016г. №154.

4.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.

5. Федерального компонена государственного стандарта. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

6. Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г.; № 2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

7. Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой, М., 1996 г.

8. Авторской программы А.В Китиковой «Коррекция дизорфографии у младших школьников» :2017


Данная программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся с ФФНР с 3-го по 4 классы, испытывающих трудно­сти формирования устной и письменной речи (письма и чтения).

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на один год обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: в 3-4 классах – по 68 часов (2 часа в неделю). Задачи, поставленные перед школьниками, усложняются с усложнением программных требований.

Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.

.

Согласно Федеральным государственным стандартам общего образования второго поколения, предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников.

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в условиях введения ФГОС второго поколения приоритетными для школьного логопеда являются профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся, которые препятствуют овладению знаниями, умениями и навыками, формированию универсальных учебных действий.

Успешное обучение учащихся с дизорфографией в общеобразовательной школе без логопедической помощи невозможно, так как ДИЗОРФОГРАФИЯ-это специфическое, стойкое нарушение процесса усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций, обеспечивающих этот процесс у детей.

Рабочая программа по коррекции дизорфографии составлена на основе:


- Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. Т.Б. Бессоновой. М.: АПК и ППРО, 2010.

- Авторской программы А.В Китиковой «Коррекция дизорфографии у младших школьников» :2017

Программа курса разработана с опорой на данные логопедической науки и практики, отражающие современное состояние логопедии, системы логопедической работы

А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой,

И.В Прищеповой, О.В.Елецкой, А.В Китиковой ,Е.Д. Буриной и предназначена для оказания логопедической помощи ученикам 3х-4-х классов ,у которых в ходе обследования выявлена дизорфография.


Цель программы: формирование основы для успешного понимания, усвоения и использования правил правописания.


Задачи коррекционно-педагогической работы:

- развитие языкового анализа и синтеза;

-развитие фонематического восприятия;

-развитие лексико-грамматического строя речи;

-формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;

-формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;

-развитие навыка планирования учебной деятельности, предварительного и текущего вида самоконтроля;

-уточнение, активизация и обогащение словарного запаса учащихся.


Адресат: обучающиеся 3-4 классов, с нарушением письменной речи, характеризующейся стойкими дизорфографическими ошибками.



Характеристика группы учащихся с дизорфографией: дизорфография проявляется

в нечетком владении учебной терминологией, в сложности формулирования правил правописания, в трудности усвоения и применения правил правописания, в обнаружении орфограмм в слове, в неумении актуализировать и интегрировать лингвистические знания при реализации правил орфографии, в трудностях автоматизации орфографических умений и навыков, что приводит к большому количеству орфографических ошибок в письменных работах.


Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся:

•  составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

•  анализировать слова по звуковому составу;

•  различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

•  определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

•  списывать текст целыми словами; писать текст под диктовку без дизорфографических ошибок.





Основные содержательные линии.

Основополагающим в коррекционно-логопедической работе является развитие устной речи детей, формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений, на базе которых осуществляется коррекция орфографических ошибок.

Коррекционная работа по преодолению дизорфографических нарушений ведется по четырем блокам данной программы:

1.Диагностический. (Обследование всех компонентов речи : 4 часа – в начале учебного года и 3 часа – в конце года)

2.Развитие языкового анализа и синтеза, фонематических процессов.

3.Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи.

4.Совершенствование лексической стороны речи

1 БЛОК

Диагностический. (7 часов)

2БЛОК

Развитие языкового анализа и синтеза

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения (6-10 часов)

Работа над предложением предполагает: обобщение представлений о предложении как минимальной единице высказывания; об основных признаках предложения; о грамматическом оформлении предложения с учетом его интонационной окраски; определение границ предложения на основе смысла и интонации; выделение предложения из речевого потока; деление текста на предложения и предложения на слова ;составление схем предложений ;установление смысловой связи слов в предложении; грамматической связи между словами в предложении конструирование предложений из слов; наблюдение за порядком слов в предложении ;восстановление деформированного предложения и текста; дифференциация понятий « слово»-«предложение»; определение значения предлогов в речи.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога и слова (8-12 часов)

Дифференциация понятий «звук» - «буква»; уточнение представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков, характеристика согласных звуков; совершенствование умения различать гласные и согласные звуки;

Работа над слоговым составом слова: определение количества слогов по числу гласных звуков в слове; определение последовательности слогов

в слове; составление схем слов; формирование умения делить слова для переноса;

В ходе работы над слого-ритмическим анализом слов дети обучаются дифференциации ударного и безударного гласного звуков по силе и длительности звучания ,а также приобретают практический навык выделения ударного слога и ударного звука из слов различной слого-ритмической структуры.

Уточняется представление о сильной и слабой позиции гласных как основе нахождения орфограммы в слове.

Формирование понимания того, что слабая позиция звука –это сигнал к тому, чтобы задуматься о написании буквы является подготовительным этапом работы формирования навыка проверки гласных букв, обозначающих безударные гласные в корне слова.

Работа над этим разделом программы строится на основе нестандартного методического приема (Е. Д Бурина).

Для учащихся с дизорфографией решение орфографической задачи, включающей операцию подбора родственных слов с опорой на семантическое сходство проверочного и проверяемого оказывается непосильной.

Формирование у учащихся навыка проверки гласных букв, обозначающих безударные гласные в корне слов включает в себя обучение детей четырем способам проверки: « Смотри в корень», «Объясни значение», «Измени форму слова», « Ищи родственников».

1 При проверке безударных гласных в корне слова сначала надо подумать о корне: если мы поняли его значение, то проверка закончена.

2 Если способ «Смотри в корень» не помог проверить безударную гласную надо…объяснить значение слова, используя однокоренные слова.

На этапе закрепления умения проверять безударные гласные в корне способом «Объясни значение слова» уделяется внимание анализу слов с омонимичными корнями(слова-ловушки). Дизорфографики плохо запоминают пары слов с омонимичными корнями, не всегда могут объяснить смысл изученных слов, не сразу реагируют на такие слова в диктантах как на «ловушки», требующие особого внимания.

3Способ проверки «Измени форму слова».

Уделяется внимание упражнениям в подборе проверочных слов с использованием слов –помощников один-много; много-один, вчера-сегодня, сегодня-вчера и т д

4 Если самые простые способы проверки не помогли в подборе проверочных слов к словам с безударной гласной, необходимо подбирать однокоренные слова, т.е «искать родственников»

Развитие фонематического анализа и синтеза, фонематического

восприятия, фонематических дифференцировок (12-14 часов)

Фонематические знания и умения являются базовыми для формирования и развития орфографических умений.

Работа по данному разделу направлена на получение знаний о том, что слово состоит из звуков– «звук» и «буква» -разные понятия, о смыслоразличительной роли звуков, букв; на дифференциацию фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство; дифференциацию гласных1и2 ряда; на наблюдение над несоответствием

произношения и написания слов; на развитие умения слышать и видеть в словах «опасные» места.

Формируются следующие умения и навыки:

-дифференциация гласных 1 и 2; аналитический контроль над двоякой ролью букв Е,Е,Ю,Я;

-дифференциация парных и непарных мягких и твердых согласных;

-дифференциация мягких и твердых согласных в слогах, словах; обозначение мягкости согласных на письме гласными 2 ряда и буквой Ь;

-звуко-буквенный анализ слов с составлением схемы слова)

-дифференциация функций мягкого знака;

-различение и воспроизведение слогов, слов с разделительным Ь;

-звуко-буквенный анализ слов с разделительным Ь;

-дифференциация звонких и глухих согласных по акустическим характеристикам;

-формирование представления о сильной и слабой позициях согласных как основе нахождения орфограммы в слове;

-определение сомнительной согласной в словах, предложениях, текстах;

-освоение правил их проверки (путем изменения формы слова и словообразования;

-развитие умения осознанно подбирать проверочное слово и обосновывать написание слова с непроизносимой согласной, используя алгоритм проверки слов с непроизносимой согласной;

3 БЛОК

Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи

Развитие словообразования (9-14 часов)

В программе уделяется большое внимание: морфемному анализу и синтезу слов; выделению единого корня в словах; роли морфем в словах; анализу групп родственных слов с целью выявления семантического сходства и выделения одинаковых корней; сравнительному анализу слов, близких по смыслу, но имеющих различные корни; выявлению семантических различий между словами , имеющими корни-омонимы(вода-водитель);подбору однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.

Уточняются и закрепляются знания о предлоге как о самостоятельном слове и о приставке как морфеме в составе слова.

Совершенствование практических навыков: словообразования с помощью наиболее частотных суффиксов и приставок; наблюдения за оттенками, вносимыми в слова приставками и суффиксами.

Развитие словоизменения (11-17 часов)

В коррекционной работе выделяем:

1.Уточнение и усвоение грамматического значения имен существительных. имен прилагательных и глаголов, выработка умений различать грамматическое и лексическое значения словоформ с конкретным и абстрактным значениями.

2.Дифференциация имен существительных, имен прилагательных и глаголов.

3.Дифференциация частей речи в предложении, развитие умения устанавливать грамматические связи между его членами



4 БЛОК

Уточнение, активизация и обогащение словарного запаса учащихся

(12-23 часов)

Лексическая работа является сквозной и приоритетной задачей всего курса коррекционных занятий.

Логопедическая работа 4 блока основана на традиционной методике коррекции недоразвития речи у детей и ориентирована на количественный рост их словаря за счет усвоения новых слов и качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значения слов, переносного значения слов и словосочетаний.



Программа рассчитана на 1 учебный год.

Курс коррекционных занятий по четырем блокам данной программы составляет 68 ч.

Продолжительность занятия: 40 мин.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю

Форма занятий: подгрупповые, индивидуальные.



Программно-методическое обеспечение.

1. А.В Китикова. Методические рекомендации к тетради для проверочных работ и рабочей тетради по коррекции дизорфографии у младших школьников.-М: Редкая птица, 2017

2. О.В Елецкая. Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией.-М.НКЦ,2016

3. О.В Елецкая. Методика коррекции дизорфографии у школьников.-М.Форум,2016

4. О.В Елецкая , А.В.Китикова . Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников

5. Л.В Аскульская Предупреждение и коррекция дизорфографии у детей 2-5 классов общеобразовательной школы-.М.Владос ,2015

6. А.В. Ястребова ,Т.П. Бессонова .Обучаем читать и писать без ошибок.-М.АРКТИ,2017

7.Е.Д.Бурина Преодоление нарушений письма у школьников.- Спб.КАРО,2015

• дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;



Учебные средства.

  1. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников. А.В Китикова Ч1и Ч2.М: Редкая птица 2017

  2. Тетрадь для проверочных работ к программе «Коррекция дизорфографии у младших школьников. А.В Китикова М: Редкая птица 2017.




Программа логопедических занятий, коррекционно-развивающего обучения для школьников с нарушениями чтения и письма, дизорфографией, обусловленной ФФНР , для учащихся 3х-4х классов»

Учебный план

(Периодичность занятий :2 раза в неделю)

№ блока

Наименование блока

и раздела программы

Количество часов (занятий)

Формы контроля

Всего часов по блоку

Экспресс -проверки

Контрольные работы

1

Диагностика устной и письменной речи.

4ч –начало года

3ч.-конец года

Тесты, списывание, диктант.


7 часов



2

Развитие языкового анализа и синтеза:

а) развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения



7 ч

2-3 (тесты , самост. работы, мини-диктанты)









1 проверочная работа







31ч.

б) развитие анализа и синтеза на уровне слога и слова

11ч

2-3 (тесты , самост. работы, графич. диктанты)

в) развитие фонематического анализа и синтеза,фонем. восприятия, фонем. диффер.

12ч.

3-4 (тесты , самост. работы, диктант)

3

Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи:

а) совершенствование навыков словообразования

11 ч

2-3 (тесты , самост. работы, проверочные раб.)

1 проверочная работа

22ч

б) совершенствование навыков словоизменения

10ч

3-4 (тесты , самост. работы и т д)

4

Совершенствование лексической стороны речи

2-3 (тесты , самост. работы, и т. д.)

1 проверочная работа

10ч



Итого:68 ч.





Календарно-тематическое планирование занятий

к программе «логопедических занятий, коррекционно-развивающего обучения для школьников с нарушениями чтения и письма, дизорфографией, обусловленной ФФНР для учащихся 3х-4х классов»

«Коррекция дизорфографии , учащихся 3х-4х классов»






Название темы

Содержание работы

Часы

По плану

Факт





1 БЛОК Диагностический 4ч. 2-15.09





2 БЛОК Развитие языкового анализа и синтеза.





1.Анализ предложения




1

Предложение.

Слово.

Уточнение знаний о предложении;

Дифференциация понятий «предложение» и «слово»; развитие умения устанавливать грамматическую и смысловую связь между словами в предложении.

1

18.09.





2

Грамматическое оформление предложения. Определение границ предложения.

Развитие умения выделять предложения из потока речи, определять границы предложения на слух, при чтении;

Развитие умения применять правило обозначения границ предложения на письме, правильно выбирать знак в зависимости от типа предложения.

Развитие умения слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.

1

21.09.





3

Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске

Уточнение знаний о повест, воскл и побуд .предложениях;

Развитие навыка классиф. предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; развитие умения составлять различные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения.

1

25.09.





4

Главные члены предложения. Распространные и нераспростаненные предложения.

Уточнение знаний учащихся о главных членах предложения; развитие умения выделять грамматическую основу простого двусоставного предложения; составлять схему простого предложения; определение главных членов предложения на слух; распространение простых предложений с опорой на схему и без нее.


1

28.09





5

Второстепенные члены предложения.Связь слов в предложении.


Уточнение знаний учащихся о второстепенных членах предложения; развитие умения определять главные и второстепенные члены предложения; развитие умения устанавливать связь слов в предложении; развитие умения распространять предложения опираясь на схему и слова для справок; развитие умения построения грамматически правильных предложений.


1

. 2.10





6

Количественный и последовательный анализ предложения на слова


Развитие навыка анализа предложения; развитие умения определять количество и порядок слов в предложении; формировать представление о слове как о единице предложения4развитие умения составлять схемы предложения; развитие умения составлять предложения по схемам

1

5.10.






7

Предлоги. Значение и правописание.


Уточнение представлений о предлоге ,о роли предлогов в речи; развитие навыка раздельного написания ; уточнение конкретно-пространственных значений предлогов на основе их графического изображения; развитие умения различать предлоги, правильно употреблять их речи и на письме; развитие умения составлять предложения с предлогами

1

9.10.








Итого часов по разделу

7







2.Звукослоговой анализ слов




8

Гласные и согласные звуки.

Дифференциация гласных и согласных звуков; дифференциация понятий «звук» и «буква»; уточнение представлений об отличительных признаках гласных и согласных; развитие умения распознавать гласные и согласные звуки; развитие умения выделять гласные из слов.

1


12.10






9

Слогообразующая роль гласных. Типы слогов.

Развитие умения определять количество слогов в слове, опираясь на количество гласных звуков; уточнение представлений о слоге как части слова; умения делить слово на слоги, опираясь на количество в них гласных; умения составлять из слогов слова различной слоговой структуры.

1


16.10





10

Правила переноса слов

Развитие умения переносить слова с учетом правил переноса; развитие умения определять слова, которые переносить нельзя.

1


19.10





11

Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры

Развитие навыка деления слова на слоги, составления слова из слогов, определения кол-ва слогов в слове гласных букв для обозначения мягкости на письме. Сходство парных гласных. Различие парных гласных.

1


23.10





12

Ударение. Смысло- и форморазличительная роль ударения.

Уточнение представлений об особенностях ударного слога и роли ударения в речи; развитие умения дифференцировать ударные и безударные гласные звуки в слове; развитие умения выделять ударный гласный на фоне слова, ударный слог в словах различной звукослоговой структуры; смыслоразличительная роль ударения.

1


2.11





13

Ударные и безударные гласные

Дифференциация ударных и безударных гласных; развитие умения выделять, распознавать ударные и безударные гласные в слове; уточнение представления о соответствии звука и буквы в ударном слоге и их возможном несоответствии в безударном слоге.

1


6.11






14-17

Правописание слов с безударными гласными в корне слова

Уточнение знаний о способах проверки безударных гласных в корне; Формирование навыка правописания слов с безударными гласными в корне путем выделения корня в проверяемых словах, объяснения значения слова, изменения формы слова и подбора родственных слов.

4

9.11

13.11

16.11

20.11






18

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными

Формирование умения запоминать словарные слова; развитие орфографической зоркости.

1

23.11








Итого часов по разделу:

11

-








3.Развитие фонематического анализа,синтеза ,восприятия, фонематических дифференцировок.



-

27.11

19

Гласные 1-го и 2-го ряда. Йотированные гласные.

Формирование представления о различии между «звуком» и «буквой»; дифференциация гласных 1го и 2го ряда; уточнение представлений об образовании гласных 2го ряда, об обозначении этими буквами двух звуков;

1

-

27.11






20

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме гласными 2 ряда

Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные; уточнение представлений об обозначении мягкости согласных гласными 2го ряда; развитие навыка обозначения мягкости согласных на письме гласными 2го ряда

1

-

30.11





21

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.

Обобщение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков формирование представления о роли мягкого знака как показателя мягкости и о его смыслоразличительной роли; развитие умения обозначать мягкость согласных в конце ив середине слова при помощи Ь

1

4.12-






22-23

Разделительный мягкий знак.

Мягкий знак –показатель мягкости согласных

Развитие умения различать Ь-показатель мягкости и разделительный; формирование умения соотносить произношение слова и его написание; развитие умения образовывать существительные мн ч , притяжательные прилагательные.

2

7.12

11.12





24-25

Разделительный Ь и Ъ знаки

Развитие умения различать разделительные Ь и Ъ знаки; формирование умения соотносить произношение слова и его написание ;развитие умения образовывать слова при помощи приставок.

2

14.12

18.12





26-27

Звонкие и глухие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова

Уточнение представлений о глухих и звонких согласных; дифференциация звонких и глухих согласных; уточнение представлений о парных согласных по глухости –звонкости; развитие умения распознавать в словах согласные ,которые нужно проверять; формирование умения подбирать проверочные слова ;уточнение представлений о единообразном написании корня в однокоренных словах.

2

21.12

25.12
















Тема занятия

Содержание работы

Часы

По плану

Факт

28-29

Непроизносимые согласные

Развитие умения проверять слова с непроизносимыми согласными, используя алгоритм проверки непроизносимых согласных в корне слова; развитие умения осознанно подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого;

Обобщение знаний учащихся об орфограммах в корне слова.

2

11.01

15.01


30

Фонематический анализ слов

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений; формирование навыка фонематического разбора слов по алгоритму.

1

18.01



Итого часов по разделу

12



31

Проверочная работа по всему блоку

Проверка усвоения знаний учащимися по 1 блоку программы

1

-

22.01




Итого часов по 2 блоку

31



3 Блок Коррекция нарушений лексико-грамматического строя


1.Совершенствование навыков словообразования

32

Состав слова. Корень

Развитие навыка морфемного анализа;

Развитие умения выделять в словах корень

1

-

25.01


33-34

Родственные (однокоренные слова)

Уточнение понятия «родственные» слова и представлений о двух признаках родственных слов; развитие умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава; Уточнение представлений о единообразном написании корня в родственных словах; развитие умения проводить дифференциацию разных «гнезд» родственных слов, осуществлять подбор слов с корнями –омонимами (гора-горе);активизация словарного запаса учащихся в процессе подбора родственных слов

2

-

29.01

1.02




35

Сложные слова

Уточнение знаний о сложных словах;развитие умения находить и выделять два корня в сложных словах; развитие умения образовывать сложные слова путем сложения двух основ при помощи соединительных гласных и без соединительных гласных

1

-

5.02


36-37

Суффикс. Смысловая нагрузка суффиксов


Уточнение знаний о суффиксе как о части слова и его роли в речи; формирование навыка словообразования при помощи суффиксов; образование названий детенышей животных ,профессий с помощью суффиксов; правописание гласных в суффиксах с уменьшительно-ласкательным значением (-ек,-ик,-очк,-еньк)

2

-

8.02

12.02


38-39

Приставка. Смысловая нагрузка приставок


Уточнение знаний о приставке как о части слова и ее роли в речи; формирование навыка словообразования при помощи приставок; развитие умения находить и выделять приставки в словах; развитие умения различать смысловую нагрузку приставок; развитие умения различать смысловую нагрузку приставок. Разбор слова по составу.

2

-

15.02

19.02


40

Предлоги и приставки

Дифференциация приставок и предлогов; уточнение знаний учащихся о правописании предлогов и приставок; развитие умения правильно использовать приставки и предлоги в речи.

1

-

22.02




Итого часов по разделу

9




2.Совершенствование навыков словоизменения .

41

Имя существительное

Род и число имен существительных


Уточнение знаний по теме «имя существительное», грамм и лексич значение им сущ; развитие умения определять род и число им сущ; изменение им сущ.по числам; развитие умения определять сущ, употребляемые только в ед или только во мн.ч; уточнение правила

постановки Ь после шипящих у имен сущ

1

-

26.02



42-44

Предложно-падежные конструкции имен существительных

Уточнение знаний учащихся по теме «Склонение имен существительных»; развитие умения

определять род ,число и склонение сущ; уточнение правила правописания окончаний сущ в косвенных пад; формирование навыка правописания безударных окончаний существительных 1,2.и 3м скл

3

-

1.03

5.03

12.03


45

Имя прилагательное. Изменение по числам и родам имен прилагательных

Уточнение знаний по теме «Имя прилагательное»; грамматическое и лексическое значение имен прил, развитие умения определять род и число прил; развитие умения изменять прил по числам и родам

1

-

15.03


46-48

Предложно-падежные конструкции имен прилагательных

Развитие умения согласовывать им сущ и им прил в числе,роде и падеже; правописание безударных окончаний им.прил в ед и мн .числе

2

-

19.03

29.03

2.04


50

Глагол. Изменение по числам и временам.

Уточнение знаний учащихся по теме «Глагол ; грамматическое и лексическое значение глагола ;формирование представления об изменении глаголов по временам и числам; развитие умения определять время и число глагола; развитие умения изменять глаголы по числам и временам ;развитие умения находить в тексте глаголы наст, прош и будущ времени

1

-

2.04



51

Согласование имен существительных и глаголов в роде и числе

Развитие умения правильно согласовывать сущ и глаголы прош. времени в роде и числе; развитие умения образовывать глаголы прошедшего времени; развитие навыка правописания окончаний глаголов прошедшего времени.

1

-

9.04



52

Виды глагола

Грамматическое и лексическое значение глаголов совершенного и несовершенного вида ;дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

1

-

12.04



53

Части речи

Обобщение ,систематизация, закрепление знаний учащихся о частях речи; развитие умения преобразовывать слова одной части речи в другую.

1

16.04

-





Итого часов по разделу:

12



54

Проверочная работа по всему блоку

Проверка усвоения знаний учащимися по 3 блоку программы


1

19.04-




Итого часов по 3 блоку

22




Развитие лексико-грамматического строя


Совершенствование лексической стороны речи

55

Слово и его лексическое значение. Многозначные слова

Уточнение знаний учащихся о лексическом значении слов;о многозначности слов;

1

23.04-





56

Прямое и переносное значение слов

Уточнение знаний учащихся о прямом и переносном значении слова; развитие умения различать прямое и переносное значение слов; развитие умения находить в тексте слова с переносным значением.

1

26.04-



57

Антонимы


Уточнение знаний учащихся об антонимах; формирование умения находить в тексте слова с противоположным значением; развитие умения самостоятельно подбирать антоним к заданному слову; расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов.

1

30.04-



58

Синонимы


Уточнение знаний учащихся о синонимах; развитие коммуникативных навыков путем введения в речь синонимов как средства выразительности и точности речи; формирование умения распознавать синонимы в тексте; развитие умения отбирать синонимы из ряда слов;

развитие умения самостоятельно подбирать синонимы к заданным словах.

1

5.05

-



59

Антонимы и синонимы

Дифференциация синонимов и антонимов; закрепление знаний о синонимах и антонимах; расширение и обогащение словарного запаса учащихся путем введения в речь синонимов и антонимов.

1

7.05 -



60

Омонимы

Экспресс -проверка


Уточнение знаний учащихся об омонимах; формирование понимания того, что значения слов-омонимов не связаны между собой, как это наблюдается у многозначных слов; дифференциация омонимов и многозначных слов; расширение и обогащение словарного запаса учащихся путем введения в речь омонимов ;демонстрация на примере различных шуточных стихов и каламбуров возможности использования омонимов для обогащения речи.

1

-14.05



61

Словосочетание

Уточнение представлений о словосочетании ;развитие умения устанавливать связь слов в словосочетании; развитие умения различать словосочетание ,слово и группу слов ,которая не составляет словосочетание; развитие умения составлять словосочетание из данных слов.

1

17.05

-



62

Словосочетание и фразеологические обороты

Уточнение представлений о фразеологических оборотах; развитие умения объяснять лексическое значение фразеологических оборотов.

1

24.05-



63

Словосочетание и предложение


Дифференциация словосочетаний и предложений; развитие умения различать и сравнивать предложение ,словосочетание и группу слов ,которая не составляет ни предложения .ни словосочетание; формировать умения составлять словосочетания и предложения; формировать умения находить в предложении словосочетания

1

26.05-





Итого часов по 4 блоку

10




Проверочная работа

по диагностическому блоку



-

28..05




Итого часов по 1 блоку

7





ИТОГО ЧАСОВ по программе

68
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!