СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа логопедической коррекции для детей с ТНР 5.1

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа логопедической коррекции для детей с ТНР 5.1»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ

Муниципальное АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 69

ГОРОДА ТЮМЕНИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

ИВАНА ИВАНОВИЧА ФЕДЮНИНСКОГО

( МАОУ СОШ № 69 города Тюмени)


«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

На заседании МО Директор МАОУ СОШ № 69

________________________ __________________Э.Н. Амирова

Протокол №___от_________ Приказ № ______ от______________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

логопедической коррекции обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

по адаптированной программе в условиях общеобразовательного класса. Развитие речи.

4 класс (Вариант 5.2.)





Составитель:


Новоселова Е. А. учитель-логопед





2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках учебного плана на 2015-2016 уч. года, в части формируемой участниками образовательного процесса . ФГОС по направлению развития личности «общекультурное».

Программа составлена на основе ФГОС по направлению развития личности «общекультурное».

Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Поэтому данную программу назвали «Развитие речи».

Программа " Развитие речи" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. 

В основу тематического планирования программы положены следующие темы:

 Речь.

 Слово.

 Предложение и словосочетание.

 Текст. Культура общения.


Новизна программы:

-Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению

-Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

-Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.

Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив любую тему.

Основные принципы реализации программы доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы:

Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции

Задачи:

Образовательные:

-расширение и углубление программного материала;

-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Воспитательные:

-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

-воспитание чувства патриотизма;

-повышение общей языковой культуры учащихся;

-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

-развитие интереса к языку как учебному предмету;

- общего языкового развития младших школьников;

-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа. Мы планируем следующие результаты:

1.Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.

2.У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.

3.У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.

Формы контроля полученных результатов:

1.Творческие работы .

2.Наблюдение.

3.Презентации проектных работ, КВН.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия для учеников 4 класса - 45 минут.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Школа развития речи».

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

ПРОГРАММА «РЕЧЬ»

4 класс.

Речь. Техника и выразительность речи.

Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространёнными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст-монолог и текст-диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 1-3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет - сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы, иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учётом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарём.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение и так далее.

Умение составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение с определительной, изъяснительной, причинно-следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать, предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно-публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесённость глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

Содержание курса

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

1-2

Работа над развитием речи. Составление связного текста из предложений на тему о летнем отдыхе

2

3-4

Что нужно для общения? Особенности составления телеграммы.

2

5-6

Работа над определением границ предложения в тексте

2

7-8

Работа над порядком слов при составлении предложений

2

9-10

Составление рассказа по репродукции мастеров живописи на тему"Золотая осень".Запись рассказа по коллективно составленному плану

2

11-12

Подготовка к написанию сочинения по картине Васнецова « Алёнушка », составление плана, словарно-лексическая подготовка..

2

13

Сочинение по картине Васнецова «Аленушка»

1

14

Анализ работ.  Работа над ошибками. Рецензирование текста.

1

15

Сжатое изложение по готовому плану"Какая страна Россия"

1

16-17

Устный пересказ близко к тексту пейзажных описаний поздней осени. Письмо по памяти.

2

18-19

Работа с пословицами .Многонациональная Россия

2

20-21

 Работа над скороговорками. Игра "найди значение слова"

2

22-23

Предложения с фразеологизмами по теме"Дружба"

2

24

Изложение по теме «Надежный друг»   ,с творческим заданием             

1

25

Работа над ошибками. Рецензирование текста .Стили текста

1

26-27

Написание поздравительной открытки. Обращение.

2

28-29

Тема и основная мысль текста. Заголовок. Коллективное составление плана к рассказу"Художник В.Серов".Краткие устные рассказы по плану

2

30-31

Определение типа текста.

2

32-33

Работа над деформированным текстом «Зимний лес».

2

34-35

Работа над приметами о зиме и зимней природе Составление рассказа.

2

36

Изложение .Структура повествовательного текста

1

37

Изложение по самостоятельно составленному плану .Структура текста с элементами рассуждения

1

39-41

 Подготовка к написанию сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Зима». Составление плана. Устные рассказы детей.

3

42

Написание сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Зима».

1

43

 Работа над ошибками. Рецензирование текста. В стране веселых загадок о зиме, зимней природе.

1

44-46

Определение типа текста

3

47-48

Работа с деформированным текстом

3

49-51

Пересказ текста от третьего лица

3

52-54

Редактирование текста .Знакомство с различными видами объявлений.

3

55

Свободный диктант с элементами описания

1

56

Выборочное изложение"Что страшнее- гром или молния?"

1

57

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану на тему"Великая Отечественная война"

1

58-62

Составление рассказа по картине и коллективно составленному плану на тему"Весна"

4

63-67

Словарь фразеологизмов Работа с толковым словарём . Игра «Отгадай словечко

5



Требования к уровню подготовки обучающихся:

 

Обучающие должны знать:

  • Основные функции речи: речь является важнейшим средством общения, средством обмена мыслями и чувствами между людьми; речь является средством передачи и усвоения определённой информации, т.е речь служит целям познания мира; речь является средством организации и планирования деятельности;

  • Знать функциональные разновидности речи: разговорная и деловая речь;

  • Знать правила сравнения и описания;

Обучающие должны уметь:

  • вести рассуждения по прочитанному тексту;

  •  давать характеристику героям рассказа;

  • рисовать словами, ярко, живо, передовая своё настроение рассказывать о том, что мы видим вокруг;

  • составлять текст сравнительного описания;

  • пользоваться различными словарями;

  • использовать средство выразительности (логические ударения);

  • сочинять , рассказывать, придумывать различные истории;

  • составлять текст по его началу или концовки;

  • использовать  в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы;

   



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ

Муниципальное АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 69

ГОРОДА ТЮМЕНИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

ИВАНА ИВАНОВИЧА ФЕДЮНИНСКОГО

( МАОУ СОШ № 69 города Тюмени)


«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

На заседании МО Директор МАОУ СОШ № 69

________________________ __________________Э.Н. Амирова

Протокол №___от_________ Приказ № ______ от______________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

логопедической коррекции обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

по адаптированной программе в условиях общеобразовательного класса. Произношение.

4 класс (Вариант 5.2.)





Составитель:


Новоселова Е. А. учитель-логопед





2021 год

 Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу: «Произношение»  для 4  класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 (для ОО, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в пилотном режиме), на основе следующих документов:

  • Программа «Школа России» Концепция и программы для начальных классов в 2-х частях, авторы: М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. М.- Просвещение 2008 г.

  • Произношение. Рабочие программы ФГОС. Предметная линия учебников системы «Школа России»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений 1-4 классы.М.- Просвещение 2008 г.

  • Приказ министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ».

  • Учебный план образовательной организации ХМАО –Югры «Сургутская школа –детский сад», реализующей адаптированные программы для детей с ОВЗ (для обучающихся с ТНР, участвующей в апробации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Вариант 5.2) на 2019-2020 уч. год

  • Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с ТНР.

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

  •  Санитарно— эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно— эпидемиологические правила и нормативы. Сан.Пин 2.4.2.2821-10

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа по учебному курсу «Произношение» для 2 класса (1-4 классов) адаптирована и разработана с учётом требований к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования» от 6.10.09(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования» (с изменениями: приказы №1241, №2357).Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Москва. Просвещение 1987 год. «Типового положения о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97г. № 288».Письмо «О специфике деятельности специальных учреждений» № 48 от 4.09.1997.САНПиНа.

Одна из основных задач программы по произношению — воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи. Эта работа осуществляется в нескольких направлениях на специальных уроках произношения и на индивидуальных занятиях, между которыми существует тесная связь. На индивидуальныхзанятиях преодолеваются индивидуальные речевые затрудненияучащихся, препятствующие усвоению программы на уроках произношения и грамоты.

Одной из важных задач программы является овладение правильным произношением звуков речи. Последовательность их усвоения определена в программе в зависимости от артикуляционной сложности. Поэтому большое внимание уделено различным упражнениямнаправленным на развитие подвижности и четкости движенийартикуляционного аппарата.

И программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения,

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.

Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости-глухости и т. д.).

В связи с тем, что работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развитие фонематического восприятия для овладения грамотой, программа (фронтальные занятия) имеет два раздела (кроме подготовительного класса '), которые тесно связаны между собой:

I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова. Работа по этим двум направлениям на уроках произношенияидет параллельно.

Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все учащиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.

Распределение часов на фронтальные занятия по классам следующее:

Обучение делится на три этапа.

Длительность первого этапа обучения — 1—1,5 месяца. Одной из основных задач этого периода является развитие фонематического слуха. Надо научить детей вслушиваться в речь, различать и запоминать различные звуковые элементы. Одновременно начинается работа над развитиемподвижностиречевогоаппарата, уточнениемпроизношенияимеющихся у детей звуков, постановкой отсутствующих.Проводятся упражнения на различение звуков от резко отличных до акустически и артикуляционно близких.

Ведетсябольшаяподготовка к анализузвуковогосостава слова.

Второй этап обучения длится 1,5—2 месяца. В это время большое внимание уделяется дифференциации звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Продолжается работа, направленная на развитие умения узнавать, различать и выделять звуки из слова. Школьники учатся различать в словах ударные и безударные гласные.

В целях подготовки учащихся к овладению грамотой на базе звуковой работы развиваются навыки членения слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звуко-слогового анализа с опорой на схемы.

 В течение третьего этапа обучения продолжается обучение детей правильному произношению звуков, проводится работа по дифференциации звуков (твердых-мягких, свистящих-шипящих, звонких-глухих).

По мере усвоения детьми новых звуков и слов с этими звуками все больше появляется возможность закреплять в правильно произносимой речи словарный и грамматический материал, отработанный в соответствии с программой по развитию речи.

Состав учащихся первых классов речевой школы неоднороден, так как часть детей переходит из подготовительного класса и детских садов, часть из I класса массовой школы. Поэтому программа I класса построена с учетом неоднородного состава детей: в I классе повторяются все звуки речи, однако на более сложном звуковом и словарном материале.

Для дифференциации выделены все пары сходных звуков. Одной из основных особенностей обучения в I классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв.

Продолжается работа по закреплению материала из программы по развитию речи.

Во II классе закрепляется правильное произношение всех звуков в словах и предложениях любой сложности (в соответствии с программами). Заканчивается работа над дифференциацией звуков (берется сразу несколько звуков, наиболее сложных для различения: [т] — [ч], [ч] —[щ], мя — мья и т. д.).

Программой предусмотрена также подготовка детей к усвоению подвижности ударения и смыслового ударения. Большое внимание уделяется развитию выразительности речи.

С III класса работа над произношением сводится к коррекции недостатков речи на индивидуальных занятиях.

Основная задача индивидуальных логопедических занятий в подготовительном — III классах — работа над звуковой стороной речи, т. е. комплекс подготовительных упражнений, коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.

В подготовительном и I классах на индивидуальных занятиях, прежде всего следует развивать моторику артикуляционного аппарата в строгом соответствии с клинической формой речевого нарушения. Работа осуществляется таким образом, чтобы к урокам произношения основная часть учащихся умела правильно произносить изолированные звуки, намеченные для фронтального изучения.

Во II классе индивидуальные занятия используются, в отличие от подготовительного — I классов, большей частью для закрепления навыков правильного произношения у школьников с выраженными дефектами артикуляционного аппарата и для интенсивной постановки звуков у вновь поступивших учащихся. Выделяются также следующие задачи: преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и ритмической структуры речи; устранение индивидуальных отклонений в письме и чтении.

Начиная с III класса речевой материал на всех уроках значительно усложняется, в связи, с чем у некоторых учащихся, имеющих сложные формы нарушения, вновь обнаруживаются произносительные трудности.

В письменных работах учащихся III—V и более старших классов обнаруживаются разнообразные ошибки, возникновение которых объясняется недостаточным различением фонем («увители».,«долко»), нарушением слоговой структуры слова; многочисленные ошибки, связанные с трудностями выбора нужного падежа существительных и прилагательных, и т. д. Поэтому основными направлениями индивидуальной работы в этих классах могут быть:

1.Закрепление и доработка навыка правильного произношенияусвоенных ранее звуков и дальнейшее формирование навыка произнесения слов, словосочетаний и связных текстов, так как для всех учащихся, как имеющих моторную недостаточность, так и немеющих нарушений функции артикуляционного аппарата, характерна нечеткая артикуляция в речевом потоке. Дальнейшее развитие фонематического восприятия, работа над выразительностью речи, над дикцией, словесным логическим ударением.

2.Постоянная тренировка и совершенствование произносительной стороны речи у детей, имеющих нарушения в строении артикуляционного аппарата.При проведении занятий с данной категорией детей необходимо предусматривать упражнения, направленные на развитие подвижности артикуляционного аппарата; отработку четкого произнесения гласных звуков, постоянную тренировку отработанных согласных звуков в различных сочетаниях; систематическую коррекцию дефектных звуков и работу над внятностью речи; упражнения, устраняющие назальный (носовой) оттенок речи.

3.Преодоление недостатков речи и письма.

При работе над устранением дисграфии можно придерживаться следующих этапов: уточнение артикуляции звуков, смешиваемых в письме; дифференциация смешиваемых звуков после отработки их отчетливого произнесения; закрепление соответствующих графем; дифференциация смешиваемых букв (в письменной форме); упражнения в письме и чтении слов и предложений, включающих отработанные звуки.

4.Преодоление аграмматизма.

На каждого ученика школы ежегодно оформляется речевая карта. В речевую карту заносятся результаты обследования ребенка на начало учебного года вне зависимости от того, в каком классе он учится, Обследование всех учащихся класса проводится учителем в 1—2-ю недели сентября (6—12 ч).

В речевую карту на протяжении учебного года вносятся краткие записи о том, над какими дефектами речевого развития работал учитель с учеником в течение года, и результаты этой работы.

Основным документом при планировании содержания логопедической работы в подготовительном, I—II классах является программа по произношению (раздел «Индивидуальные занятия»).

Начиная с III класса и далее определение содержания логопедической работы основывается на состоянии речевого развития учащихся данного класса, каждого ученика в отдельности, результатах обследования учащихся в начале года

Индивидуальные занятия

I. Обследование учащихся.

II. Преодоление индивидуальных речевых нарушений учащихся (в течение года).

Развитие речевой моторики и коррекция недостатков произношения звуков у учащихся с нарушением подвижности или строения артикуляционного аппарата (продолжение работы, начатой в подготовительном и I классах). Коррекция недостатков произношения звуков у вновь поступивших учащихся.

Закрепление правильного произношения и дифференциация звуков. Преодоление трудностей, связанных с произношением слов сложного слогового состава.

Устранение индивидуальных отклонений в письме и чтении вновь поступившихучащихся с особосложныминарушениям речи.

Преодоление индивидуальных затруднений в овладении словарем и грамматическим строем речи.

Фронтальные занятия (34 ч)

I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

1.Закрепление правильного, четкогопроизношениягласный звуков; мягких согласных звуков [п'], [б'], {т'], [д'], [к'],], [г'], {ф'],[в'],[н'] ], [м'], {j'],[с'],[з']

2.Дифференциация твердыхи мягких звуков, различениена слух и выделение из слов доступной сложности мягких и тверды; звуков

3.Правильное произнесение звука [j] в положении после гласного (красная, красное) и после разделительного мягкого знака (ь)(белье). Четкое произнесение и различение на слух сочетанийтя-тья, ле-лье

4.Повторение звуков |[ж]~- [ш] (1 ч); [ч], [щ], [ц]

5.Дифференциация звуков [щ]— [ж] — [с]—[з] [щ] — [ч]-[т']; [ц]-[щ]_[ч] (Зч); [щ] _ [ч] - [с'] - [с]-[ц]; [р)-[л].

6, Дифференциация звонких и глухих согласных.

II. Развитие ритмической и звукослоговой структуры слова.

1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов. Произнесениерядовгласныхзвуковтипааиуаиуаиу...,уоэауоэауоэа….

Произнесение слоговых сочетаний с мягкими согласными звуками: ми-ме-мя-мю, све-сви-свя-свю, вле-кле-мле-пле, мя-ня-вя-ря.

Произнесение слоговых сочетаний с мягкими и твердымисоглсными звуками: ста-стя-ста-стя, та-ат-тя-ать,кра-кря-кла-кля.

Произнесениеслоговыхсочетаний, включающихзвук[j]: •пя-пья, пья-пье-пыо, пья-вью-лья.

Произнесениеслоговыхсочетаний, включающихоппозидионные звуки: ша-са-за-жа, шва-жва-зва-сва,саш-шас,ча-ща-тя-ся,сяща-чаща-цача.

Произношение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе), с чередованием согласных и гласных звуков с изменением последовательности: сасошусасошу..., татянататяна..., тятанатятана; с разным ударением тата, татата, татата.

2.Формирование навыков произношения слов и предложений.

Четкое, слитное, с правильным ударением произношение слов, состоящих из правильно произносимых звуков (трех-—-пятисложных),из открытых и закрытых слогов (почтальон, перепорхнуть,однозначное, двузначное), со стечением двух-трех согласных в составеслога (строительство, кладовщица, птичница, удовольствие, пластмассовый).

Выделение ударного слога в словах, состоящих из трех— пяти слогов.

Смысловое ударение (мука — мука).

Подвижность ударения.Перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматическихформ(город — города, куплю--купишь, прошу — просишь).

Правильное, плавное произнесение слов сприставками(надстройка, подставка, сбрасывать).

Слитное произнесение предлогов с существительными и прилагательными(в гнезде, подкрышей, вдремучем лесу и т.п.).

Систематическое заучивание в течение года труднопроизносимых терминов, связанныхс преподаванием математики, чтения, правописания и других учебных предметов (вопросительный знак, восклицательный знак т.п.).

3. Формирование навыков связной речи.

Построениечеткое и слитное произнесение простых и распространенных предложений из слов указанной сложности с соблюдениеминтонации и ударения.

Логическое ударение.

Интонацияповествовательная, вопросительная,восклицательная.

Работа над четкостью, плавностью и выразительностью речи на материале небольших рассказов и стихотворений.

По учебному плану: 2 часа в неделю

        Количество часов на 1 полугодие: 32 часа,

        Количество часов на 2 полугодие: 36 часов

        Всего за год: 68 часов.

Распределение часов по четвертям

Четверть

        Разделы

Количество часов

I

Гласные звуки и буквы

18

II

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

14

III

Дифференциация шипящих и сонорных звуков

20

IV

Дифференциация парных звуков

16

Всего за год


68

Учебная литература для учащихся:

  1. Учебник для специальных (коррекционных) школ v вида 2 класс «Произношение» автор Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская «Аркти» М.,2003г.»

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

- раздаточный материал

-мультимедийное оборудование

-компьютер

 - музыкальный центр

Тема урока

Кол-во часов.

Коррекционная направленность

(по разделу)

Деятельность учащихся


Факт.

дата



1

I четверть

Гласные буквы и звуки

1


Игра «Слушай и повторяй», «Поймай звук». Развитие фонематического слуха .«Подними руку», «Какой звук слышишь чаще?».

Запоминать и выполнять 3 – 4 простые речевые инструкции

правильно и чётко произносить гласные звуки и буквы.

2

Мягкие согласные звуки «пь-бь»; «ть-дь»;

1


Игра «Слушай и повторяй», «Посчитай слоги», «Вставь буквы в таблицу», «Выразительные диалоги», «прочитай скороговорку», «Читаем парами», «Составь предложение» Развитие фонематического слуха и восприятия на основе упражнений: «Подними руку», «Поймай звук»,


3-4

5-6

Мягкие согласные звуки

«кь-гь»; «фь-вь»;

2


Игры «Назови первый звук», «Определи место звука», «Слушай и повторяй», «найди слова с мягким звуком» Развитие артикуляционного аппарата на основе выполнения артикуляционной гимнастики.

Запоминать и выполнять 3 – 4 простые речевые инструкции

правильно и чётко произносить мягкие согласные звуки.

Воспроизводить ритмические структуры.

Уметь вслушиваться в речь.  Уметь настраиваться на восприятие речи.

Понимать и выполнять последовательно сразу же несколько действий.

Четко и слитно произносить 1 –2 сложные слова.

Различать одно и двусложные слова по количеству слогов.

Мягкие согласные звуки

«сь-зь»;

2


Игры «Читай словосочетания», «Произнеси медленно, быстро», «Образуй слово», «Составь предложение», «Назови одним словом» Развитие тактильного восприятия на основе игры «Чудесный мешочек».

Развитие мелкой моторики на основе выполнения пальчиковой гимнастики.

7-8

Мягкие согласные звуки

«нь»; «мь»;

2


Игры «Подбери антонимы», «Подбери прилагательные к существительным», «Дополни предложения», «Составь рассказ по схеме» Развитие неречевого слухового гнозиса на основе упражнения «Что звучало?».

Знать первоначальные понятия о звуковом анализе и синтезе.

Выполнять анализ и синтез обратных слогов, прямых слогов, выделение последнего согласного из слов.

Запоминать в заданной последовательности 3-4 слова различного и сходного ритмического и звукового состава.

9-10

Мягкие согласные звуки

«й».

2


Игры «Составь рассказ», «Стрелки и гвоздики» Развитие зрительной памяти на основе игр «Чего не хватает?», «Что лишнее?», зрительного внимания «Узнай предмет», «Лабиринт».

11-12

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

 «п-пь»; «б-бь»;

2


Игра «сравни», «Читай парами»,

правильно и чётко произносить мягкие согласные звуки различать твёрды е и мягкие звуки

Уметь: соблюдать речевой этикет в ситуации учебно¬го общения.

Внимательно слушать то, что говорят другие.

Включаться в групповую работу, связанную с общением.

Практически различать речевые и неречевые звуки.

Произносить и слышать изолированные звуки.

Знать характеристики изученных звуков. Уметь  выделять данные звуки  в словах,  в  начале   середине  в конце слова. Различать в слове гласные звуки по их признакам

13-14

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

«м-мь»; «н-нь»; «й».

 «д-дь»; «т-ть»;

2


Игры «Вставь пропущенные буквы», «Найди схему слова», «Подбери слова к схеме»

15-16

17-18

 Твёрдые и мягкие согласные звуки.

«к-кь»; «г-гь»;

«з-зь»; «с-сь»;

2


Игра «Найди отличия», «Быстро – медленно», «Отгадай загадку», «Выбери слова с заданными звуками из текста», «Когда это бывает» Согласование притяжательных местоимений с существ.

Развитие зрительной и слуховой памяти на основе игр «Чего не хватает?»,

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

«х-хь»; «ф-фь»; «в-вь»;

2


«Выразительное чтение», «Составь предложение», «Объясни смысл поговорки», «Громко – тихо». Чтение стихотворения «Стук» В. Голявкин

1-2

II четверть

Звук и буква «й»

2.


Игры «Определи место звука», «Слушай и повторяй»,

Игры «Какие слова получились», «Составь слова», «Медленно – быстро», «Цвета радуги», «Цвета и оттенки», «Объясняй-ка» (значение выражений). Игры «Составь словосочетания», «Вопросик», «Объясни пословицу», «Запоминай-ка», «Составь рассказ»

  правильно и чётко произносить мягкие согласные звуки,

 различать твёрдые и мягкие звуки.

Уметь определять ритмический рисунок слова.

Знать правильное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.

3-4

Звук и буква Ш.

Звук и буква Ж.

2


Игры «Слушай и повторяй», "Определи место звука». «Назови профессии», «Назови общую часть слов», «Продолжи», «Медленно – быстро», «Читай слова», «Назови одним словом», «Отгадай загадку», «повтори скороговорку».

Уметь правильно произносить и различать сохранные звуки.

Отвечать на вопросы учителя.

Делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим».

правильно и чётко произносить гласные и согласные звуки «ш»; «ж» и букв Ш; Ж.

5-6

Звук и буква Ч.

2


Игры «Слушай и повторяй», «Читай слоги», «Определи место звука», «Подбери слово», «Читай слоги», «Выучи стихотворение», «Продолжи», «Составь слова», «Запомни поговорки».

Оценивать свою работу на уроке.

Уметь определять позицию звуков в слове.

Знать, что такое   предлог.

правильно и чётко произносить звук «ч» и

букву Ч.

7-8

Звук и буква Щ

2


Игры «Определи место звука», «произнеси чётко», «Составь слова», «Назови общую часть», «Составь словосочетания», «Продолжи», «Читай рассказ – определи главную мысль».

Уметь: принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения следующих учебных действий.

Уметь: соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения.

правильно и чётко произносить звук «щ» и букву Щ.

9-10

Звук и буква Ц.

2


Игры «Слушай и повторяй», «Определи место звука», «Произнеси чётко», «Составь слова», «Назови общую часть», «Повтори скороговорку», «Кто где живёт», «Читай диалог», «Прочитай объявление», Выполнение аппликации по образцу.

Внимательно слушать то, что говорят другие.

Различать в слове согласные звуки по их признакам

Уметь: соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения.

Внимательно слушать то, что говорят другие.

правильно и чётко произносить звук «ц» и букву Ц.

11-14

Дифференциация звуков «ш-ж-ч-щ-ц».

4


Игры «Различи звуки», «Чем похожи», «Слушай и повторяй», «Читай слоги», «Читай чётко»

Включаться в групповую работу, связанную с общением.

Отвечать на вопросы учителя.

1-3

III четверть

Дифференциация звуков «ш-ж-с-з».

3


Игры «Составь слова», «Назови общую часть», «Назови знаки», «Выполни инструкции», «Читай диалог», «Различи звуки», «Слушай и повторяй», «Сравни числа», «Определи звук в слове», «Учебный диалог».

Уметь: принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения следующих учебных действий.

4-6

Дифференциация звуков «щ-ч-ть».

3


Игры «сравни», «Слушай и повторяй», «Читай парами», «Составь слова», «Медленно – быстро», «Повтори скороговорку», «Это знаки препинания», Игры «Читай рассказы», «выпиши слова со звуками», «Учебный диалог»

дифференцировать звуки «щ-ч-ть».

Произносить и слышать изолированные звуки.

Знать характеристики изученных звуков их отличительные признаки.

Оценивать свою работу на уроке.

7-9

Дифференциация звуков «ц-щ-ч».

3


Игры «Сравни звуки», «Чем похожи», «найди звуки», «Читай парами», «Повтори чистоговорку», «Читай парами», «Произнеси чётко», «Отгадай загадки», «Медленно – быстро», «Составь схему слова»

дифференцировать звуки «ц-щ-ч».

Уметь определять позицию звуков в слове.

Знать изученные звуки. Уметь выделять данные звуки  в  начале   середине  в конце слова.

10-14

Дифференциация звуков «щ-ч-сь-с-ц».

5


Игры «Слушай и повторяй», «Сравни», «Переставь буквы», «Угадай слово», «Назови слова со звуками», «Органы чувств», «Вставь пропущенные буквы», Выразительное чтение.

чётко произносить звуки «щ-ч-сь-с-ц».

дифференцировать звуки «щ-ч-сь-с-ц».

15-18

Дифференциация звуков «р-рь;

л-ль»

6


Игры «Слушай и повторяй», «Сравни звуки», «Замени звук», «Читай слоги», «Медленно – быстро», «Произнеси скороговорку», «Вставь пропущенные буквы», «переставь буквы», «Из двух слов – одно», «Подбери рифму», «Назови соседей», Отгадай загадку. Чтение рассказов – определи главную мысль.

чётко произносить звуки «р-рь; л-ль».

дифференцировать звуки

«р-рь; л-ль».

правила работы в группе.

Контролировать свои действия при решении познавательной задачи.

Анализировать полученную на предыдущих уроках информацию, делать выводы.

18-20

Дифференциация звуков «р-л»;  «рь-ль»;

2


Игры «Слушай и повторяй», «Сравни звуки», «Замени звук», «Читай слоги», «Медленно – быстро», «Произнеси скороговорку», «Вставь пропущенные буквы», «переставь буквы», «Из двух слов – одно», «Подбери рифму», «Назови соседей».

Игры «Слушай и повторяй», «Сравни звуки», «Замени звук», «Читай слоги», «Медленно – быстро», «Произнеси скороговорку», «Вставь пропущенные буквы», «переставь буквы», «Из двух слов – одно», «Подбери рифму», «Назови соседей», Отгадай загадку.

1-2

IV четверть

Дифференциация звуков

«в-ф».

2


Игры «Слушай и повторяй», «Читай парами», «Произноси чётко», «Повтори быстро», «Назови одним словом», «Определи ударный слог», «Прочитай в лицах», «Читай диалог», «Повтори быстро», «Назови одним словом», «Определи ударный слог», «Определи части слова», «Диалог в лицах», «Посчитай согласные звуки», «Составь предложения», «Составь рассказ», «Вставь пропущенные слова»

чётко произносить звуки «в-ф»

  дифференцировать звуки;

составлять предложения по опорным схемам

Отвечать на вопросы учителя.

Знать характеристики изученных звуков их отличительные признаки.

Уметь дифференцировать свистящие и шипящие звуки.

Оценивать свою работу на уроке.

3-4

Дифференциация звуков

«б-п».

2


Игры «Слушай и повторяй», «Сравни», «Медленно и чётко», «Исключи лишнее», «Вставь слова», «Произнеси по слогам», «Составь предложения», «Читай внимательно», «Повторяй чётко», «Произноси пары слов».

 чётко произносить звуки «б-п»

 составлять сюжетные рассказы по опорным картинкам.

5-6

Дифференциация звуков

«д-т».

2


Игры «Назови звуки по порядку», «Вставь слова», «Медленно – быстро», «Запомни пословицу», «Отгадай загадки», «Прочитай пословицу», «Читай диалог».

Уметь соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения.

Внимательно слушать то, что говорят другие.

7-8

Дифференциация звуков

«г-к».

2


Игры «Слушай и повторяй», «Произнеси слова парами», «Продолжи», «Подумай и скажи», «Назови слова со звуками», «выучи скороговорки», «Быстро – медленно»

  чётко произносить звуки «г-к»

 составлять предложения по опорным схемам

9-10

Дифференциация звуков

«з-с».

2


Игры «Цепочки слов», «Объясни поговорку», «Медленно – быстро», «Назови по порядку», «Читай диалог», «Продолжи»,

 чётко произносить звуки «з-с»

 различать звуки на слух.

11-12

Дифференциация звуков

«ж-ш».

2


Игры «Выучи наизусть», «Выучи поговорки», «Медленно – быстро», «Продолжи», «Замени букву»

  чётко произносить звуки «ж-ш» составлять сюжетные рассказы по опорным картинкам.

13-14

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

4


Викторина «Твёрдые и мягкие согласные звуки».

  чётко произносить твёрдые и мягкие согласные звуки, различать звуки на слух, составлять сюжетные рассказы по опорным картинкам, составлять предложения по опорным схемам

Итого: 68 часов





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ

Муниципальное АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 69

ГОРОДА ТЮМЕНИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

ИВАНА ИВАНОВИЧА ФЕДЮНИНСКОГО

( МАОУ СОШ № 69 города Тюмени)


«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

На заседании МО Директор МАОУ СОШ № 69

________________________ __________________Э.Н. Амирова

Протокол №___от_________ Приказ № ______ от______________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

логопедической коррекции обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

по адаптированной программе в условиях общеобразовательного класса. Логопедическая ритмика.

4 класс (Вариант 5.2.)





Составитель:


Новоселова Е. А. учитель-логопед





2021 год

Пояснительная записка

  • Программа по логоритмике для 2-го класса составлена на основе специальных общеобразовательных   школ   для детей   с   тяжёлыми нарушениями речи, Москва, «Просвещение», 1987 год. Рекомендовано Главным управлением общего среднего образования Министерства просвещения СССР.

  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году (Приложение к инструктивно-методическому письму Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 августа 2015 г № 8193).

  • Учебный план образовательной организации ХМАО – Югры «Сургутская школа –детский сад», реализующей адаптированные программы для детей с ОВЗ (для обучающихся с ТНР, участвующей в апробации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Вариант 5.2) на 2015-2016 уч. год.  

  • Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи  

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

 Задачами обучения логоритмике являются:

-  научить детей владеть основными движениями,

- управлять мышечным тонусом, владеть темпом, устойчивостью при выполнении движений,

-  координировать их в связи с изменением музыки,

-  научить движениями отражать характер, динамику, ритм произведения, используя упражнения на внимание и развитие внимания, воли, включаться в любое упражнение по сигналу.

        Отличительной особенностью рабочей программы является здоровье сберегающая направленность уроков. У детей с тяжёлым нарушением речи отмечается нарушение координации движений, наблюдаются явления скованности, перегруженности, плохой осанки и пр.  С учётом этих особенностей, в программу включены соответствующие упражнения: на укрепление мышц плеч, головы, плечевого пояса и верхних конечностей, туловища, нижних конечностей; специальные упражнения для выработки осанки; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп. Все они связаны между собой.

Особенностью программы является её коррекционная направленность. Каждый из разделов программы выполняет систематическую работу по формированию различных сторон речедвигательных навыков, и наряду с выполнением общих учебных задач, преследует цель ликвидировать моторную недостаточность и речевую патологию. Особенностью учебно- воспитательного процесса является включение повторения учебного материала по разделам в силу того, что для большинства учащихся характерна неустойчивая кратковременная память.  

Данная программа сориентирована на воспитание и развитие:

  -   слухового внимания;

  -   координации между голосом и слухом;

  -   воспроизведение голосом сыгранного звука;

  -   музыкального мышления.

Цели и задачи программы

Цель программы: создать условия для  эффективного коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, направленного на ликвидацию или смягчение дефекта и  развития личности  в целом.

 Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий.

1. Учитывая специфику развития детей, основной задачей  уроков логоритмики является формирование и развитие у  детей двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания  и  устранения речевых нарушений.      

2. Воспитывать и развивать двигательную и речевую активность, вырабатывать новые стереотипы взамен патологических,  развивать выразительность движений как  средство  самовыражения.

3. Воспитывать звуковую культуру речи, певческие навыки,   творческую активность, способность к общению, к познанию самого себя. Воспитывать личность через систему отношений:  сопереживание, соучастие, содействие, созидание.

 4. Воспитывать музыкальный вкус, эстетическое чувство, приобщать к миру музыки и пластики;

5. Воспитывать потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, в природу, в общественные отношения.

Соответственно целям и задачам реализуются следующие направлениякоррекционной работы:

- развитие высших психических функций (речевых и неречевых процессов);

- развитие общей и мелкой моторики;

- коррекция эмоционально-поведенческих расстройств;

- активизация исполнительской деятельности.

Исходя из целей и реальных возможностей учащихся, выбираются и методы работы. Целесообразно, выделив специфику нарушений, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.  В этом случае приемы и методы коррекционной работы акцентировано направлены на данный дефект.  

Направление работы на уроках

Группы речевых нарушений

Вид коррекционной  работы

Работа над дыханием

Темп и ритм дыхания

Работа над оральным праксисом

Работа над просодией речи

Работа над темпом и ритмом речи      

Развитие голоса    

Развитие фонематического восприятия                  

Развитие  звуковысотного  слуха

Развитие  координации  между  слухом  и голосом

- заикающиеся

- ринолалики

-дизартрики

- нарушения голоса

- ДЦП

- дислалия

- ринолалия

- дизартрия

- афазия

- алалия

- заикане (если нарушено звукопроизношение)

- ДЦП

- дизартрия

- заикание

- ринолалия

- нарушение голоса

- ДЦП

- заикание

- тахилалия

- брадилалия

- спотыкание в речи

- афазия

- дизартрия

- ДЦП

- дизартрия

- ринолалия

- нарушение голоса

- дизартрия

- алалия

При всех речевых дефектах

При  всех  речевых  дефектах

Певческие упражнения с речью (звуки, слоги, слова, сочетания) на выдохе. Упражнения без речи.

Специальные артикуляторные упражнения для губ, языка.

Упражнения на основе точности, скорости общих движений рук, ног, головы.  Доводить движения до автоматизма, развивая моторные и сенсомоторные координации. Использовать упражнения для артикуляции, использовать элементы расслабляющего массажа

Использовать певческие упражнения на гласные и слоги. На основе их воспитывать темп и ритм дыхания, выразительность голоса, что активизирует работу артикуляторного аппарата, речевого слуха.

Создается музыкально-двигательно-речевая основа речи.

      ПРИМЕЧАНИЕ: При заикании учитывать  

                                    личностные   особенности, этап  

                                    работы (шепотная, сопряженная,

                                   отраженная речь).  

                                    При дизартрии учитывать двигательные и речедвигательные возможности, характер и степень моторной и членораздельной речи, возраст.

Использовать ортофонические упражнения, направленные на развитие координации дыхания, фонации, артикуляции.  Сначала давать артикуляционную гимнастику, массаж, расслабление шеи.

Фонематические процессы совершенствуются при восприятии музыки (динамика, темп, тональность, ритм).  Улучшает различение звуков на слух, воспитывает ассоциации между звуком и мелодией. Дифференциации фонем способствует произнесение текста под музыку.

Пение  песен  с  показом  рукой  направления  мелодии,  отстукивание  ритма,  темпа.

Уроки музыки и логоритмики – это уроки, в которых велика роль единства эмоций и разума, познания и чувства, движения и выразительности. Следует отходить от механического переноса общедидактических принципов и методов в урок искусства. Необходимо направлять  усилия на создание одухотворенного музыкой воспитательного процесса,  сближая  их   с методами коррекционной педагогики.

Особенности развития ребенка с речевой патологией требуют от педагога тщательного отбора  и анализа  музыкального и двигательного материала, который должен быть доступным для определенного уровня речевого развития;  подачи материала в четкой системе с учетом речевых дефектов и этапов коррекционной работы.

Направления и средства коррекционной работы

Направленность программы -  коррекционно- развивающая.

По уровню освоения – ориентированная на устранение речевых дефектов.

Вид обучения – практико-ориентированный  с  коллективными,  групповыми, индивидуальными  формами работы.  

Направления

Средства  коррекционной  работы

1

Развитие  внимания,  памяти  и  восприятия

Упражнения на  активизацию  внимания,  на  развитие  речи,  наблюдательности,  на  объем  внимания  и  его  распределения.  Игры (подвижные, с  предметами  и без  предметов)

2

Развитие  общей  и  мелкой  моторики

Различные  виды  ходьбы  и  бега, упражнение  с предметами и без  предметов,  пением , проговариванием  текста. Общеразвивающие  упражнения для рук,  ног,  туловища.

3

Коррекция  эмоционально-поведенческих расстройств

Упражнения на  передачу  музыкального образа, характера  музыки,  выразительности  движений,  речи.

4

Активизация интеллектуальной  деятельности

Усвоение понятий через  выполнение заданий на  сравнение,  через размышление, передачу впечатлений. Упражнения передачи  музыкальных образов.

5

Исполнительская  деятельность

Танцы  (сюжетные,  народные,  бальные).  Песни  (программные  и  внепрограммные).  Игра  на  музыкальных  инструментах. Участие в  школьных  праздниках,  конкурсах, спектаклях.

6

Коррекция  речевых  дефектов. Работа над  звукопроизношением,  связной  речью, выразительностью.

Упражнения,  песенный  материал,  подобранный  для  групп  нарушений. Специальные  упражнения  на дыхание,  силу  голоса и его  выразительность

Уроки  во втором классе проводятся  в  виде  действа,  игры,  подражания как  наиболее близких  форм  адаптации в  данном  возрасте:  «В гости к Сергеюшко», «В гости к Госпоже Метелице»,  «Приключения Буратино».

        Сказочные  сюжеты  позволяют  объединить все  элементы  урока  в  единую  канву.  В  конце  года или  четверти  проводятся  уроки-концерты  для  учащихся  других  классов  или  родителей.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

На проведение логоритмических  занятий     в 4  классе  выделяется     —  34  ч. (34 учебные недели;  1 час в неделю).  

По учебному плану 1 час в неделю.

Количество часов на I полугодие:

Всего 16 часов в неделю час.

Количество часов на II полугодие:

Всего 18часов, в неделю час.

Количество часов за учебный год 34 часа.

Планируемые результаты изучения курса

К концу обучения учащиеся  2 класса должны:

Знать: правила игры, тексты песен,  игровые и плясовые движения, названия движений, упражнения способствующие развитию отдельных групп мышц, головы, шеи, плечевого пояса, туловища, ног, упражнения для выработки осанки, упражнения с предметами, разнообразные танцевальные движения, направления и частоту движения, последовательность нот.                          

Уметь: совершенствовать навыки правильной ходьбы и бега, легко бегать и ритмично выполнять во время движения несложные задания и движения, переходить с одного темпа на другой, выполнять ряд действий с предметами, развивать чувство равновесия, различать песни, танцы, марши различного характера, эмоционально исполнять выученные песни.

Список используемой литературы

  1. «Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Подготовительный, 1 – 5 классы». Москва, «Просвещение», 1987 год. Рекомендовано Главным управлением общего среднего образования Министерства просвещения СССР.

  2. «Логопедическая ритмика». Волкова Г. А.  Москва, «Просвещение», 2002 год.                                    

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.

  1. Конспекты логритмических занятий с детьми 6-8 лет  Картушина, Творческий центр «Сфера» Москва 2006г.

Распределение часов по четвертям

Четверть

занятия

Раздел

Всего часов

1

I четверть

1.

По мотивам сказки Е. Честнекова «Сергеюшко»

3

2.

Магазин  «Природа»

3

3.

Медведь и хвост

3



         всего:                   9

2

II четверть

1.

Проказы Зимы

3

2.

Зима

4



          всего:                  7

3

III четверть

1.

Госпожа Метелица

4

2.

Снегурочка

3

3.

Каша из топора

3



          всего:                  10

4

IV четверть

1.

Весна

4

2.

Приключения Буратино  по мотивам сказки А. Толстого

4

          всего:                  8

                                                     Всего за год:              34   часа


урока

Блок. Раздел. Тема урока.

Колич-во

часов

Дата

Коррекционная направленность

Деятельность учащихся

Планир.

Фактич.

I четверть – 9 часов

1-3

«Сергеюшко»

По мотивам сказки Е. Честнекова

3



словарь:  листопад, птичка-невеличка, не велит, лукошко. Закрепить название грибов: боровик, подосиновик, подберёзовик, опята.

-Принимать учебную задачу урока.

-Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

-Выполнять движения в соответствии текста.

-Ритмично проводить игру «Тук-тук».

-Дифференциация звуков «Д-Т»

4-6

Магазин  «Природа»

3



словарь: композитор А.Вивальди концерт «Времена года» - «Осень».

Листопад; для взора отрада, товары, зрелый, загорелый

-Уметь вслушиваться в музыкальное произведение, оценивать характер мелодии.

-Закрепить чистоговорку на дифференциацию звуков (Н-Н`).

-Выполнять логопедическую гимнастику под текст.

- Уметь сохранять динамическую  координацию при выполнении основных движений.

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

-Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.

-Правильно отстукивать  ритм в игре «Эхо».

7-9

«Медведь и хвост»

3



словарь: прибаутки

Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.

-Выполнять движения в соответствии текста.

-Развивать слуховое внимание.

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

- Развивать  слухоречевое внимание.

Конец  I четверти  - 9 ч

II четверть – 7 часов

10-12

Кто   как к зиме готовится

3



словарь: щедрый, посевная, румяный, душистый

-Принимать учебную задачу урока.

-Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

-Выполнять движения в соответствии текста.

-Правильно отстукивать  ритм в игре «Эхо».

13-16

Проказы Зимы

4



словарь:  композитор А.Вивальди концерт «Времена года» - «Зима».

отлет птиц

зимующие птицы. Орешки щелкаем,

Кустарник, берлога

-Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.

-Уметь вслушиваться в музыкальное произведение, оценивать характер мелодии.

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

- Развивать  слухоречевое внимание.

-Правильно отстукивать  ритм в игре «Эхо».

Конец II четверти -  7ч

III четверть-10 часов

17-19

Госпожа Метелица

3



словарь: стужа, заснеженный, прялица, шустрая синичка

птицы, сугроб пшеничные пироги

Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

- Развивать  слухоречевое внимание.

-Правильно отстукивать  ритм в игре «Эхо».

-Автоматизация звука «Л»

-Дифференциация  «Л-Л`»

20-22

Зима

3



словарь: времена года, кати снежок

мастерица, пушистенький кролик

Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

- Развивать  слухоречевое внимание.

-Автоматизация звука «Р»

-Дифференциация звуков  «Р -Р`»

23-25

Каша из топора

3



словарь: поход, задорным рокотом

осанка, пляс, чугунок, смекалка, смекалистым.

Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

- Развивать  слухоречевое внимание.

-Правильно отстукивать  ритм в игре «Эхо».

-Автоматизация звука «Л»

-Дифференциация звуков«Л-Р»

Конец III четверти -10ч

IV четверть-8 часов

26-27

Весна

2



словарь: композитор А.Вивальди концерт «Времена года» - «Весна».

трещат, журчат, аромат, изменения в природе.

Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.

-Выполнять логопедическую гимнастику под  текст.

28-29

Армейская карусель

2



Праздник,   посвященный Дню победы. Песни,  стихи  на военную тематику

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

- Развивать  слухоречевое внимание.

-Автоматизация звука «Г»

-Дифференциация  «Г-К»

30-33

Приключения Буратино.

По мотивам сказки А. Толстого

4



словарь: порядком надоело, корчит рожи, чебурек.

повторить  дни недели (четко проговаривать).

-Выполнять инструкцию учителя, понимать обращенную речь.

-Выполнять логопедическую гимнастику под текст.

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильно  выполнять ротовой выдох.

- Развивать  слухоречевое внимание.

-Автоматизация звука «Х»

-Дифференциация  «Х-К»

-Правильно отстукивать  ритм в игре «Эхо».

Конец IV четверти – 8ч.

Конец года – 34ч



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!