СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа логопедической коррекции.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа логопедической коррекции, разработанная на примере АООП для обучающихся с ОВЗ, рассчитанная на 3-4 общеобразовательные классы, для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа логопедической коррекции.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23







УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МОБУ СОШ № 23

от «____» _______20____ г. № ______
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



логопедической коррекции













2017-2018 учебный год



Учитель-логопед: Овсиенко Д. Л.




Уровень образования (класс): начальное общее, класс 3-4

  1. Цель и задачи курса

Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающихся с ОВЗ 3 - 4 классов.

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнение представлений о звуковом составе слова; совершенствование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.

  1. Закрепление навыков дифференциации парных согласных и фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство.

  1. Активизация словарного запаса путём уточнения значений имеющихся в запасе у детей слов.

  1. Обогащение словарного запаса путём введения слов-терминов, за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

  1. Обучение нахождению слов, обозначающие предмет (имя существительное), действие предмета (глагол), признак предмета (имя прилагательное).

Коррекционные:

  1. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков.

  2. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.

  3. Развитие навыков построения связного высказывания.

  4. Формирование психологической базы речи:

  • зрительного, слухового, пространственного, осязательного восприятия;

  • мышления;

  • памяти;

  • устойчивости внимания;

  • накопление представлений об окружающем мире;

  • воображения;

  • наблюдательности, особенно к языковым явлениям;

  • развитие общей и мелкой моторики.

  1. Формирование регулирующей учебной деятельности:

  • планирование предстоящей деятельности;

  • контроль за ходом своей деятельности;

  • применение полученных знаний в новых ситуациях,

  • анализ и оценка продуктивной собственной деятельности.

Воспитательные:

  1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

  2. Формирование личностных качеств:

  • организованности;

  • воспитанности;

  • взаимоуважения друг к другу;

  • адекватного представления о себе и своих возможностях.

Данная программа направлена на успешное усвоение грамоты младшими школьниками, а так же на предупреждение нарушений чтения и письма на фоне дефектов устной речи.

Программа опирается на ряд актуальных принципов в содержании и методике коррекционной работы на логопедических занятиях:

  1. обусловленность содержания и методики коррекционной работы особенностям развития речи у детей с ОВЗ;

  2. соотнесение  недостатков  речи  с  сенсорным  дефектом  и  потенциальны возможностями коррекционно-компенсаторного развития за счёт полисенсорного восприятия, восполняющего зрительный недостаток;

  1. усиление общего речевого развития детей с нарушением зрения за счёт введения специальных коррекционно-компенсаторных форм и средств преодоления недостатков речи.

Общая характеристика учебного курса:

Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» – курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Место курса.

  • учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся групповые (не более 3-5 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность логопедических занятий 2-3 раза в неделю, в зависимости от речевого нарушения. Продолжительность группового занятия 40 минут (3-4 класс), индивидуального 15-20 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи в сочетании со зрительным диагнозом; комплектование групп - схожестью нарушений речевого развития, уровня психического развития, возрастным критерием.





  1. Содержание учебного курса

Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся.

Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития ребёнка с нарушением зрения рекомендуется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с бально-уровневой системой оценки. Результаты обследования отражаются в специально разработанной речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.

Коррекционная работа делится на два этапа:

Подготовительный этап:

Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной  готовности обучающихся.

Данные занятия проводятся в начале коррекционной логопедической работы, учитывая особенности развития детей и характер их речевых нарушений.

  1.  этап:

  • коррекция дефектов произношения;

  • формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

  1.  этап:

  • уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса;

  • путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;

  • за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

  • уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.


  1. этап:

  • совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов;


Основной этап.

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:

  1. На фонетическом уровне;

  2. На лексико - грамматическом уровне;

  3. На синтаксическом уровне.

  1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:

- коррекция дефектов произношения;

- формирование  полноценных  фонетических  представлений  на  базе  развития

- фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

  1. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

  1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

  1. Диагностика учащихся. Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи. Обследование фонематического слуха. Обследование лексического строя речи. Обследование грамматического строя. Обследование процесса письма и чтения.

  1. Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действия предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета. Двухсложные слова. Трехсложные слова. Определение порядка слогов в слове. Деление слов на слоги. Ударение. Однокоренные слова. Словообразование слов.

  2. Предложение. Речь, предложение. Предложение, слово. Простое двусоставное нераспространенное предложение. Предложение из трех слов. Предложение из четырех слов. Дифференциация понятий предложение – слово. Работа с предлогами в, на. Работа с предлогами к, от. Работа с предлогами на – с (со). Составление предложений по опорной схеме. Составление предложений по опорной схеме. Распространение предложений. Выделение предложений из текста.

  3. Звуки речи. Гласные звуки. Звуки речи и способы их образования. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Гласные звуки и буквы. Гласные первого ряда. Гласные второго ряда. Дифференциация гласных I и II ряда. Дифференциация гласных а-я. Дифференциация гласных о-ё. Дифференциация гласных у-ю. Дифференциация гласных и-ы. Выделение гласных из слов.

  4. Звуки речи. Согласные звуки. Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю. Звонкие и глухие согласные. Звук и буква Б. Звук и буква П. Дифференциация согласных Б – П. Звук и буква Д. Звук и буква Т. Дифференциация согласных Д – Т. Звук и буква Г. Звук и буква К. Дифференциация согласных Г – К. Звук и буква З. Звук и буква С. Дифференциация согласных З – С. Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация согласных Ш-Ж. Дифференциация согласных З – Ж. Дифференциация согласных С – Ш. Дифференциация звонких и глухих согласных.

  1. Связная  речь. Составление  описание  простого  предмета. Составление рассказа по опорным словам и схемам. Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Планируемые результаты:

По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:

  • производить звукобуквенный анализ и синтез слов;

  • дифференцировать звуки по акустическому сходству;

  • подбирать к слову родственные слова;

  • владеть навыками словообразования и словоизменения;

  • подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;

  • дифференцировать предлоги и приставки;

  • составлять распространенные предложения;

  • определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;

  • составлять  план  связного высказывания.

По окончании 4 класса:

  • должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова

(безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);

  • учащихся должны уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

  • учащихся должны различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • учащихся должны находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;

  • учащихся должны находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • учащихся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • учащихся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а так же психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, имеющих нарушения зрения, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.





  1. Годовой план работы.


Направление деятельности

Сроки проведения

Оформление результатов

1

Организационная деятельность

1.1

Составление плана логопедической работы на 2017-2018 учебный год

до 30 августа

Годовой план работы

1.2

Составление рабочей адаптированной программы логопедической коррекции на 2017-2018 учебный год

до 15

сентября

Рабочая адаптированная программа логопедической коррекции

1.3

Формирование логопедических групп с учётом речевой патологии и возраста (класса)

до 15 сентября

Составление индивидуальных речевых карт

1.4

Определение перспективного плана коррекционной работы с каждой группой обучающихся

до 15 сентября

План работы

1.5

Планирование индивидуальных занятий

до 15 сентября

Индивидуальные программы

1.6

Составление расписания логопедических занятий

до 15 сентября

Расписание логопедических занятий

1.7

Ведение документации

в течение года


1.8

Анализ логопедической работы за 2017-2018 учебный год

до 30 мая

Составление аналитического отчёта

2

Диагностическая деятельность

2.1

Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза

1-15 сентября

Запись в журнале «Журнал логопедических занятий»

2.2

Диагностика

Направление I. Исследование сенсомоторного уровня речи

    1. Проверка состояния фонематического восприятия

    2. Исследование артикуляционной моторики

    3. Исследование звукопроизношения

    4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Направление II. Исследование навыков языкового анализа

2.1 Определение количества слов в предложении

2.2 Определение количества слогов в слове

2.3 Определение местоположения звука в слове

2.4 Определение количества звуков в слове

Направление III. Исследование грамматического строя речи

3.1 Верификация предложений

3.2 Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме

3.3 Добавление предлогов в предложение

3.4 Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Направление IV. Исследование словаря и навыков словообразования

4.1 Умение называть детенышей животных

4.2 Образование существительных в уменьшительной форме

4.3 Образование прилагательных от существительных (относительных, качественных, притяжательных)

Направление V. Исследование понимания логико-грамматических отношений

Направление VI. Исследование связной речи

6.1 Составление рассказа по серии сюжетных картинок

6.2 Пересказ прослушанного текста

Направление VII. Исследование навыка чтения

Направление VIII. Исследование навыка письма

1-15 сентября,

15-30 мая

Запись в журнале «Журнал логопедических занятий»

Заполнение речевых карт, составление индивидуальных программ

2.3

Выявление обучающихся, нуждающихся в постановке диафрагмального дыхания и плавного речевого выдоха, составление индивидуального плана коррекции

до 15 сентября


Запись в журнале «Журнал логопедических занятий»

Сохранение информации в виде текстовых, табличных и рисуночных файлов.

2.4

Посещение уроков

в течение учебного года

Наблюдение за детьми в учебном процессе, выявление состояния устной речи обучающихся-логопатов; рекомендации педагогу

2.5

Диагностика речевых нарушений по запросам

в течение учебного года

Запись в журнале «Журнал логопедических занятий»

Протокол обследования

3

Коррекционно-развивающая деятельность

3.1

Проведение подгрупповых занятий

в течение учебного года

Записи в журнале «Журнал логопедических занятий»

3.2

Проведение индивидуальных занятий

в течение учебного года

Записи в журнале «Журнал логопедических занятий»

3.3

Постановка диафрагмального дыхания и плавного речевого выдоха

в течение учебного года

Записи в журнале «Журнал логопедических занятий»

4

Методическая работа

4.1

Участие в работе МО узких специалистов, учителей начальных классов

по плану МО


4.2

Приобретение, разработка, изготовление учебно-дидактических пособий

в течение года

Оформление паспорта кабинета

4.3

Изучение специальной литературы по вопросам оказания помощи детям, имеющим речевые нарушения.

в течение года

Разработка рекомендаций для учителей, подготовка информационного сообщения

4.4

Изучение специальной литературы по теме самообразования: «Нарушения письменной речи у младших школьников и их преодоление».

в течение года

Разработка рекомендаций для учителей, подготовка информационного сообщения

5

Консультативно-просветительская деятельность

5.1

Оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям:

  • проведение консультаций и индивидуальных бесед с родителями и учителями;

  • оказание помощи родителям в подборе речевого и наглядного материала для закрепления правильных произносительных навыков с детьми дома

в течение учебного года

Запись в тетради консультаций

5.2

Пропаганда логопедических знаний (участие в родительских собраниях, индивидуальные консультации родителей)

в течение учебного года

Тезисы выступлений, оформление логопедического уголка


Лексические темы на 2016-2017 уч. г.


Сентябрь

1-3 неделя – логопедическое обследование 1-15.09

4 неделя - Осень 18-22.09 У, А

5 неделя - Деревья осенью. Листья 25-29.10 У-А, И

Октябрь

1 неделя - Овощи. Труд взрослых на полях и огородах 02-06.10 П-Пь, К-Кь

2 неделя - Фрукты 09-13.10 Т-Ть, Т- К

3 неделя - Перелетные птицы 16-20.10 П-Т-К, О

4 неделя - Каникулярное время 23-27.10

Ноябрь

1 неделя - Грибы. Ягоды 30.10-03.11 Ы, А-У-И-Ы-О

2 неделя - Домашние животные и их детеныши 06-10.11 М-Мь, Н-Нь

3 неделя - Дикие животные и их детеныши 13-17.11 М-Н, Б-Бь

4 неделя - Одежда, обувь, головные уборы 20-24.11 П-Б

5 неделя - Зима 27-1.12 С-Сь

Декабрь

1 неделя - Дикие животные зимой 4-8.12 С-Сь, З

2 неделя - Мебель 11-15.12 Зь, З-Зь

3 неделя - Посуда 18-22.12 С-З, Сь-Зь, В-Вь

4 неделя - Новый год 25-29.12

Январь

1 -2 неделя - каникулы

3 неделя - Животные жарких стран 15-19.01 Д-Дь, Д-Т

4 неделя - Семья 22-26.01 Дь-Ть

Февраль

1 неделя - Инструменты 29-2.02 Г-Гь, Г-К

2 неделя - Морские, речные и аквариумные обитатели 5-9.02 Э, Й

3 неделя - Комнатные растения 12-16.02 Е

4 неделя - День Защитника Отечества 19-22.02 Я

Март

1 неделя - Транспорт 26.02-2.03 Ш, Ш-С

2 неделя - Женский праздник 5-9.03 Ж, Ж-З

3 неделя - Весна 12-16.03 Ж-Ш, Ш-Ж-С-З

4 неделя - Мой дом, мой город 19-23.03 Л, Ль

5 неделя - Школа, школьная жизнь, атрибутика 26 -30.03 Л-Ль, Ц

Апрель

1 неделя - Природа и животные весной 2-6.04 Ц-С, Ю

2 неделя - Профессии. День космонавтики 9-13.04 Р, Рь

3 неделя - Перелетные птицы весной 16-20.04 Р-Рь, Р-Л

4 неделя - Человек 23-27.04 Ч, Ч-Ть

Май

1 неделя - Цветы 30-4.05 Ф-Фь, Ф-В

2 неделя - Наша Родина. День Победы 07-11.05 Щ, Щ-Ч

3-4 неделя - Контрольная диагностика с 14-31.05 Щ-Ть, Щ-Ч-Сь-Ть























РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании МО Зам. Директора по УВР

Протокол №____

от «___»_____20__г. _________________

Руководитель МО «15» 09 2017 г.

________________

Лист

корректировки рабочей программы

по курсу деятельности «Логопедическая коррекция»

№ темы

Название темы

Кол-во часов по плану

Причина корректировки

Кол-во часов по факту











































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!