МАТЕМАТИКА
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
5 класс 2 часа в неделю
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель учебного предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Задачи и направления
-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;
- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2часа в неделю, 34 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Предметные результаты учебного предмета
1) элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один - много).
2) представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность:
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
умение представлять множество двумя другими множествами в пределах пяти;
умение обозначать арифметические действия знаками;
умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
3) овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач:
умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами;
умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами;
умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;
умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и другое;
умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Личностные учебные действия
овладение способами познания сенсорных качеств, признаков объектов предметной и знаковой систем (наложение, сопоставление, сравнение, анализ, измерение, классификация), геометрических отношений (линии, стороны, углы, фигуры, плоскость, объем), установление количественно-числовых, математических (прямой и обратный счет, равенство, больше, меньше, целое, часть) и пространственных отношений (вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад), использование условных мерок (длина, ширина, высота, глубина, объем, масса), оперирование математическими знаками и категориями во взаимодействии с взрослыми и детьми.
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как
Коммуникативные учебные действия
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
обращаться за помощью и принимать помощь.
Регулятивные учебные действия
входить и выходить из учебного помещения со звонком
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
пользоваться учебной мебелью
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Познавательные учебные действия
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.
устанавливать видо-родовые отношения предметов.
выполнять арифметические действия
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Базовые учебные действия.
Предметные компетенции.
Состав чисел первого десятка (по возможности).
Понятие больше, меньше, равно (без знаков отношений).
Порядковый счет от 1 до 10, их запись.
Меру длины: сантиметр.
Меру стоимости: монета в 1 рубль, 5 рублей.
Меру времени: неделя, месяц.
Числа 7, 8, 9.
Геометрический материал: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
Соотносить числа 8, 9 с количеством.
Присчитывать и отсчитывать по единице, двойками.
Считать от заданного числа до заданного.
Сравнивать предметные множества и числа по величине и чисел по месту их в числовом ряду.
Определять сколько лишних единиц в большем числе или сколько недостает в меньшем. (По мере возможности).
Работать со счетами, «счетной линейкой».
Складывать, вычитать на конкретном материале в пределах 9.
Решать примеры в одно и два действия.
Решать и составлять задачи на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Записывать слово «задача» одной буквой «з».
Записывать задачу с наименованием из одной и двух букв.
Строить квадрат по опорным точкам с помощью линейки, выполнять штриховку, обводку.
Содержание программы.
№ | Наименование темы, разделы, блоки, модули | кол-во часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 | 1 четверть (16ч.) 1. Повторение. Числовой ряд прямой и обратный. Порядковые числительные. 2.Состав числа 5. 3.Составление и решение примеров в пределах 5 4.Составление и решение задач в пределах 5. 5.Мера стоимости 5 рублей, 5 копеек. Решение задач. 6.Число и цифра 6. 7.Порядковые числительные. 8.Состав числа 6. 9.Решение примеров на сложение. 10.Составление и решение задач на сложение. 11.Составление и решение задач на вычитание. 12.Сравнение количества предметов. Знаки =, . 1.Число и цифра 7. 2.Числовой ряд прямой и обратный 3.Порядковые и количественные числительные. 4.Состав числа 7. 5.Сравнение чисел и действий над ними. 6.Нахождение большего и меньшего числа. 7.Решение примеров на сложение. 8.Решение примеров и задач по картинкам и иллюстрациям. 9.Решение примеров на вычитание в пределах 7 10.Нахождение неизвестного. 1.Число и цифра 8. 2. Состав числа 8. 3. Числовой ряд прямой и обратный. 4.Порядковые числительные. 5.Сравнивание чисел и действий над ними. 6.Нахождение большего и меньшего числа. 7.Составление и решение примеров в пределах 8 на сложение 8.Составление и решение примеров в пределах 8 на вычитание. 9.Составление и решение задач в пределах 8 на сложение и вычитание по картинкам, иллюстрациям. 10.Нахождение неизвестного 33.Таблица сложения и вычитания в пределах 8. 1.Число и цифра 9. 2.Порядковые числительные. 3.Числовой ряд прямой и обратный 4.Сравнивание чисел и действий над ними. 5.Нахождение большего и меньшего числа. 6.Состав числа 9. 7.Решение примеров в пределах 9 на сложение и вычитание. 8.Решение задач в пределах 9 по картинкам иллюстрациям. 9.Работа со счётами и «счётной линейкой». 10.Решение задач на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. 11.Повторение пройденного. | 1 2 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 1 2 2 2 1 1 2 2 1 2 1 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 2 2 1 2 1 1 1 |
Итого: | | 68 |