МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Саха (Якутия)
«Якутский индустриально-педагогический колледж»
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА (ППКРС, ППССЗ)
МДК 01.01 Устройство автомобилей
Вид подготовки: базовая
Специальность: 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Квалификация выпускника: специалист
Форма обучения: очная
Якутск – 2018
Состав проектной группы по разработке образовательной программы (разработчики):
- Матаннанов Артур Константинович преподаватель ГБПОУ РС(Я) Якутского индустриально-педагогический колледжа
Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии: _Автомобильный транспорт_
(наименование ПЦК)
от «____»__________ 20___ г. протокол № ____
Председатель ПЦК ______________________/ Васильев В.И./
подпись фамилия, инициалы
Нормоконтроль на уровне учебного подразделения:
ПРОВЕРЕНО
Предметно-цикловой комиссией _______________ ГБПОУ РС(Я) ЯИПК
протокол №_____ от «____»__________ 20___ г.
Председатель ПЦК ___________/ _______________________
Содержание
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
1.1. Область применения программы
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины МДК 01.01 Устройство автомобилей
3. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.2. Информационное обеспечение обучения
4. Контроль и оценка результатов освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
«Устройство автомобилей»
1.1. Область применения программы
профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей в части освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области машиностроения и металлообработки при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения дисциплины «Устройство автомобилей» должен:
иметь практический опыт:
- выполнение ремонта деталей автомобиля;
- снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;
- использование диагностических приборов и технического оборудования;
- выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей;
Уметь:
- снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;
- определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;
- определять способы и средства ремонта;
- оформления технологической документации;
- применять диагностические приборы и оборудование;
- использовать специальный инструмент, приборы и оборудование.
Знать:
- основные методы обработки деталей автомобиля;
- устройство и конструктивные особенности, обслуживаемых машин;
- назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей;
- технические требования и условия на регулировку и испытание отдельных механизмов;
- виды и методы ремонта;
- способы восстановления деталей.
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
Содержание компетенции в соответствии с ФГОС СПО | Код компетенции |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | ОК 2 |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | ОК 4 |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 9 |
Проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической документацией | ПК 1.3 |
Проводить ремонт электрооборудования и электронных систем автомобилей в соответствии с технологической документацией | ПК 2.3 |
Проводить ремонт трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей в соответствии с технологической документацией | ПК 3.3 |
Проводить окраску автомобильных кузовов | ПК 4.3 |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной обязательной нагрузки обучающегося – 210 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 210 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 0 часа;
лабораторные занятии -100 часов;
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 210 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 210 |
в том числе: | |
теория | 110 |
лабораторное занятие | 100 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
работа с учебной литературой, поиск информации в информационных ресурсах | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена 2 семестр |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины МДК 01.01 Устройство автомобилей
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
МДК.04.01. Устройство автомобилей | 210 | |
Раздел 1. Двигатели | Содержание | 30 | |
1 | Общие сведения о двигателях | 4 | 1 |
2 | Рабочие циклы двигателей | 4 | 1 |
4 | Кривошипно-шатунный механизм назначение, устройство, принцип работы | 4 | 1 |
5 | Механизм газораспределения назначение, устройство, принцип работы | 6 | 2 |
6 | Система охлаждения назначение, устройство, принцип работы | 4 | 2 |
7 | Система смазки назначение, устройство, принцип работы | 4 | 2 |
8 | Система питания назначение, устройство, принцип работы | 4 | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 30 | |
1 | Выполнение заданий по изучению устройства и работы кривошипно-шатунных механизмов различных двигателей | 6 | 2 |
2 | Выполнение заданий по изучению устройства и работы газораспределительных механизмов различных двигателей | 6 | 2 |
3 | Выполнение заданий по изучению устройства и работы систем охлаждений различных двигателей | 6 | 2 |
4 | Выполнение заданий по изучению устройства и работы смазочных систем различных двигателей. | 6 | 3 |
5 | Выполнение заданий по изучению устройства и работы систем питания двигателей различных двигателей. | 6 | 3 |
Раздел 2. Трансмиссия | Содержание | 22 | |
1 | Общее устройство трансмиссий | 4 | 1 |
2 | Сцепление | 4 | 1 |
3 | Коробка передач | 6 | 1 |
4 | Карданная передача | 4 | 2 |
5 | Ведущие мосты | 4 | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 20 | |
1 | Изучение устройства и работы сцеплений и их приводов. | 6 | 3 |
2 | Изучение устройства и работы коробок передач | 6 | 3 |
3 | Изучение устройства и работы карданных передач | 4 | 3 |
4 | Изучение устройства и работы ведущих мостов | 4 | 3 |
Раздел 3. Несущая система, подвеска, колеса | Содержание | 20 | |
1 | Конструкции рам автомобилей | 4 | 1 |
2 | Передний управляемый мост | 4 | 1 |
3 | Колеса и шины | 4 | 2 |
4 | Типы подвесок, назначение, принцип работы | 4 | 2 |
5 | Виды кузов, кабин различных автомобилей | 4 | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 18 | |
1 | Изучение устройства и работы управляемых мостов | 4 | 2 |
2 | Изучение устройства и работы подвесок | 4 | 2 |
3 | Изучение устройства и работы автомобильных колес и шин | 6 | 2 |
4 | Изучение устройства и работы кузовов, кабин и оборудования, размещенных в них | 4 | 2 |
Раздел 4. Системы управления | Содержание | 10 | |
1 | Назначение, устройство, принцип действия рулевого управления | 6 | 1 |
2 | Назначение, устройство, принцип действия тормозных систем | 4 | 1 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 10 | |
1 | Выполнение заданий по изучению устройства и работы рулевого управления. | 6 | 2 |
2 | Выполнение заданий по изучению устройства и работы тормозных систем. | 4 | 2 |
Раздел.5. Электрооборудование автомобилей | Содержание | 28 | |
1 | Система электроснабжения | 4 | 2 |
2 | Система зажигания | 4 | 2 |
3 | Электропусковые системы | 4 | 2 |
4 | Системы освещения и световой сигнализации | 4 | 2 |
5 | Контрольно-измерительные приборы, | 4 | 2 |
6 | Системы управления двигателей | 4 | 2 |
7 | Электронные системы управления автомобилей | 4 | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 22 | |
1 | Изучение устройства и работы аккумуляторных батарей и генераторных установок | 6 | 3 |
2 | Изучение устройства и работы систем зажигания | 4 | 3 |
3 | Изучение устройства и работы стартера | 4 | 3 |
4 | Изучение устройства и принципа действия осветительных и контрольно-измерительных приборов | 4 | 3 |
5 | Изучение устройства и работы датчиков систем управления двигателей | 4 | 3 |
3. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы профессионального модуля обеспечивается наличием учебных кабинетов, «Устройство автомобиля»
Оборудование кабинета и рабочих мест:
1 «устройство автомобиля»
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект деталей, узлов, механизмов, макетов;
комплект приспособлений и инструментов;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия по устройству ДВС
Макет автомобиля, двигателя.
2 «Электрооборудование автомобиля»
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект деталей, узлов, электрооборудование автомобиля;
комплект приспособлений и инструментов;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия.
Охрана труда
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект деталей, узлов, механизмов, макетов;
комплект приспособлений и инструментов;
комплект учебно-методической документации;
Технические средства обучения:
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1 «Устройство автомобиля»
автомобили на рабочих постах;
стенды с агрегатами автомобилей;
комплекты слесарных инструментов;
справочная и учебно-методическая документация;
комплект плакатов.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
№ | Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов | Наличи е грифа, вид грифа | Кол-во экземпляро в в библиотеке ЯИПК | Кол-во экземпляров в кафедре, в лаборатории или ПЦК |
| Основная литература* | | |
1 | Гладов Г.И. Устройство автомобилей: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / Г.И. Гладов, А.М. Петренко. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2016.-352с. | да | 15 | 0 |
| Дополнительная литература | | |
1 | Пузанков А.Г. Автомобили: Устройство и техническое обслуживание: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования/ А.Г. Пузанков. – 4-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 640 С. | да | 10 | 5 |
2 | Епифанов Л.И., Епифанова Е.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта – М., Инфра – М, 2010. 89 стр. | да | 10 | 0 |
3 | Вахламов В. К. Автомобили: Теория и конструкция автомобиля и двигателя: Учебник для СПО/ М.: «Академия»,2013.- | да | 10 | 5 |
4. Контроль и оценка результатов освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Профессиональные и общие компетенции, которые возможно сгруппировать для проверки | Показатели оценки результата | Форма контроля и оценивания |
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | использование различных источников, включая электронные ресурсы, медиаресурсы, Интернет-ресурсы, периодические издания по специальности для решения профессиональных задач | Экспертное наблюдение - Лабораторная работа |
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения, с руководителями учебной и производственной практик; обоснованность анализа работы членов команды (подчиненных). | |
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | | |
ПК 1.3. Проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической документацией | Оформлять учетную документацию. Снимать и устанавливать двигатель на автомобиль, разбирать и собирать двигатель. Использовать специальный инструмент и оборудование при разборочно-сборочных работах. Работать с каталогами деталей. Выполнять метрологическую поверку средств измерений. Производить замеры деталей и параметров двигателя контрольно-измерительными приборами и инструментами. Определять основные свойства материалов по маркам. Выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения. Соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности. | Устный, письменный опрос, оценка практических и сомостоятельной работы, практических профессиональных умений • Тематичекий контроль: Контрольная работа, тестовое задание, оценка практических профессиональных умений • Промежуточный контроль: Зачет, Экзамен. |
ПК 2.3. Проводить ремонт электрооборудования и электронных систем автомобилей в соответствии с технологической документацией | Пользоваться измерительными приборами. Снимать и устанавливать узлы и элементы электрооборудования, электрических и электронных систем автомобиля. Использовать специальный инструмент и оборудование при разборочно-сборочных работах. Работать с каталогом деталей. Соблюдать меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими инструментами. Выполнять метрологическую поверку средств измерений. Про-изводить проверку исправности узлов и элементов электрических и электронных систем контрольно-измерительными приборами и инструментами. Определять способы и средства ремонта. Выбирать и использовать специальный инструмент, приборы и оборудование. | Экспертное наблюдение - Лабораторная работа Текущий контроль: Устный, письменный опрос, оценка практических и сомостоятельной работы, практических профессиональных умений • Тематичекий контроль: Контрольная работа, тестовое задание, оценка практических профессиональных умений • Промежуточный контроль: Зачет, Экзамен. |
ПК 3.3. Проводить ремонт трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей в соответствии с технологической документацией | Снимать и устанавливать узлы и механизмы автомобильных трансмиссий, ходовой части и органов управления. Использовать специальный инструмент и оборудование при разборочно-сборочных работах. Работать с каталогами деталей. Соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности. Выполнять метрологическую поверку средств измерений. Про-изводить замеры износов деталей трансмиссий, ходовой части и органов управления контрольно-измерительными приборами и инструментами. Выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ. Разбирать и собирать элементы, механизмы и узлы трансмиссий, ходовой части и органов управления автомобилей. Выбирать и использовать специальный инструмент, приборы и оборудование. | Экспертное наблюдение - Лабораторная работа Текущий контроль: Устный, письменный опрос, оценка практических и сомостоятельной работы, практических профессиональных умений • Тематичекий контроль: Контрольная работа, тестовое задание, оценка практических профессиональных умений • Промежуточный контроль: Зачет, Экзамен. |
ПК 4.3. Проводить окраску автомобильных кузовов | Визуально определять исправность средств индивидуальной защиты; Безопасно пользоваться различными видами СИЗ; Выбирать СИЗ, согласно требованиям. при работе с различными материалами Оказывать первую медицинскую помощь при интоксикации лакокрасочными материалами | Экспертное наблюдение - Лабораторная работа Текущий контроль: Устный, письменный опрос, оценка практических и сомостоятельной работы, практических профессиональных умений • Тематичекий контроль: Контрольная работа, тестовое задание, оценка практических профессиональных умений • Промежуточный контроль: Зачет, Экзамен. |