СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа МДК.01.05 Предметная область "Естествознание" с методикой преподавания Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденного приказом Министерства просвещения России от 17 августа 2022 года № 742

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа МДК.01.05 Предметная область "Естествознание" с методикой преподавания Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах»


Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Краснодарский педагогический колледж»







рабочая ПРОГРАММа междисциплинарного курса


МДК 01.05. Предметная область «Естествознание»


с методикой преподавания



44.02.02 Преподавание в начальных классах


На базе основного общего образования








2023

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

МДК.01.05. Предметная область «Естествознание» с методикой преподавания

Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

всего

В т.ч. в форме практической подготовки

МДК.01.05. Предметная область «Естествознание» с методикой преподавания

108

87

Раздел 5.1. Содержание предметной области «Естествознание»

60

47

Тема 5.1.1. Земля - планета Солнечной системы


Содержание

5


1

Солнечная система, ее место в Галактике, состав и происхождение. Две группы планет. Малые тела Солнечной системы. Солнце. Звезды

1


2

Земля как планета Солнечной системы. Развитие представлений о форме и положении Земли во Вселенной.

1


Практические занятия

3

3

1

Шарообразность и вращение Земли. Изучение суточного и годового движения Земли и их географических следствий

Наклон земной оси и смена времен года

1

1


2

Система Земля – Луна. Изучение движения Луны и смены лунных фаз.

1

1

3

Всемирное, местное, поясное и декретное время. Часовые пояса Земли. Способы определения времени.

1

1

Тема 5.1.2. План и карта. Ориентирование и измерение расстояний на местности


Содержание

6


1

Горизонт, основные и промежуточные стороны горизонта. Способы определения сторон горизонта. Ориентирование по компасу. Азимут

1


Практические занятия

5

5

1

План и карта. Определение расстояний на местности. Чтение и составление плана местности.

1

1

2

Глобус и градусная сеть. Географические карты. Географические координаты. Масштаб карты.

1

1

3

Изображение Земли на глобусе и карте. Ориентирование. Измерение расстояний и масштаб.

1

1

4

Овладение навыками работы с компасом: определение сторон горизонта, азимута.

1

1

5

Работа с картой: определение географических координат, направления и расстояния, пользование масштабом.

1

1

Тема 5.1.3. Литосфера

Содержание

4


Литосфера. Методы изучения литосферы. Внешнее и внутреннее строение Земли. Сферы Земли

1


Практические занятия

3

3

1

Движение земной коры. Рельеф земного шара, формы рельефа. Процессы, формирующие основные формы Земли

1

1

2

Горы и равнины. Особенности поверхности родного края.

1

1

3

Обзор рельефа суши (работа с контурными картами)

1

1

Тема 5.1.4. Минералы и горные породы. Почва

Содержание

4


1

Понятие о минералах и горных породах. Строение и свойства минералов. Классификация горных пород по происхождению

1


2

Почвообразование. Механический состав и свойства почв. Типы почв. Химические свойства, состав и структура почвы

1


Практические занятия

2

2

1

Определение и описание минералов и горных пород.

1

1

2

Изучение состава и свойств различных типов почв

1

1

Тема 5.1.5.Гидросфера. Реки







Содержание

4


1

Гидросфера. Водные ресурсы. Значение воды в природе. Мировой океан

1


Практические занятия

3

3

1

Поверхностные водоемы суши. Озера и болота. Реки и речная сеть. Строение речной долины. Питание и геологическая деятельность рек

1

1

2

Подземные воды, их виды, характеристика. Минеральные источники, их значение для человека.

1

1

3

Вода и ее свойства. Круговорот воды в природе. Обзор гидросферы Земли.

1

1

Тема 5.1.6. Атмосфера

Содержание

5


1

Значение атмосферы в жизни планеты. Состав и строение атмосферы. Температура воздуха. Факторы, влияющие на интенсивность солнечной радиации. Изотермы. Тепловые пояса Земли.

1


Практические занятия

4

4

1

Вода в атмосфере. Атмосферные явления: влажность воздуха, испарение и конденсация, образование осадков.

1

1

2

Давление атмосферы и методы его измерения. Изобары, закономерности распределения давления на поверхности Земли. Ветер. Циклоны и антициклоны.

1

1

3

Закономерности циркуляции воздуха в атмосфере Земли. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Прогнозирование погоды.

1

1

4

Методика организации наблюдений за погодой в начальной школе.

1

1

Тема 5.1.7. Понятие о климате

 

Содержание

2


1

Факторы, формирующие климат. Климатические пояса. Понятие о микроклимате.

1


Практические занятия

1

1

1

Изучение и анализ характеристик климатических поясов Земли

1

1

Тема 5.1.8. Биосфера

Содержание

2


1

Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Границы биосферы. Условия и плотность жизни. Понятие о биомассе.

1


Практические занятия

1

1

1

Живое вещество в литосфере, атмосфере и гидросфере, его функции. Почва как особое вещество. Круговорот веществ и энергии в биосфере.

1

1

Тема 5.1.9. Природные зоны России

Содержание

3


1

Понятие о природных зонах Земли. Характер использования природных ресурсов зоны человеком

1

1

Практические занятия

2

2

1

Географическое положение, климат, почвы, животный и растительный мир арктических пустынь, тундры и лесной полосы.

1

1

2

Географическое положение, климат, почвы, животный и растительный мир степей и пустынь. Вертикальная зональность.

1

1

Тема 5.1.10. Живая природа. Особенности жизнедеятельности живых организмов 

Содержание

12


1

Основные критерии живого. Современная система органического мира. Ботаника – наука о растениях. Значение растений в природе и жизни человека

1

1

2

Основы анатомии и физиологии растений. Особенности строения клеток и тканей растений. Части растения. Фотосинтез.

1

1

Практические занятия

10

10

1

Основы систематики растений. Водоросли, мхи, папоротникообразные, их биологические особенности, значение.

1

1

2

Голосеменные и покрытосеменные растения, их биологические особенности, многообразие, значение в природе и жизни человека

1

1

3

Виды размножения растений. Семенное и вегетативное размножение.

1

1

4

Грибы, биологические особенности, многообразие, значение в природе и жизни человека

1

1

5

Зоология – наука о животных. Основы систематики животных. Типы простейшие и кишечнополостные, их многообразие, значение.

1

1

6

Типы моллюски и членистоногие, систематика, биологические особенности, значение в природе и жизни человека.

1

1

7

Тип хордовые. Биологические особенности классов позвоночных животных, многообразие, значение в природе и жизни человека

1

1

8

Условия, необходимые для жизни животных. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных.

1

1

9

Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни человека. Животный мир родного края. Охрана животных.

1

1

10

Определение основных свойств жизни по описанию. Определение систематического положения биологического объекта

1

1

Тема 5.1.11. Основы экологии. Экологические факторы

Содержание

2


1

Экология как наука. Экологические факторы. Классификация экологических факторов по происхождению.

1


Практические занятия

1

1

2

Реакции организма на изменение экологических факторов. Экологическая кривая, критические точки и зоны. Анализ экологической кривой

1

1

Тема 5.1.12. Абиотические факторы среды. Биотические факторы среды


Содержание

4


1

Свет, тепло, вода как экологические факторы. Приспособления животных и растений к условиям обитания.

1


Практические занятия

3

3

1

Сезонные и суточные ритмы живой природы. Фотопериодизм. Пойкилотермные и гомойотермные животные. Растения засушливых и влажных мест обитания

1

1

2

Типы взаимодействия организмов при совместном обитании: нейтрализм, конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз, комменсализм

1

1

3

Изучение адаптаций живых организмов к условиям среды

1

1

Тема 5.1.13. Экологические системы

Содержание

7


1

Понятие об экологической системе и биогеоценозе. Экотоп и биоценоз. Составляющие биоценоза: фитоценоз, зооценоз, микробиоценоз. Разнообразие биоценозов

1


Практические занятия

6

6

1

Пищевые связи в экосистемах. Трофические уровни: продуценты, консументы, редуценты. Экологические пирамиды.

1

1

2

Биоразнообразие и устойчивость в экосистемах. Лес, луг, водоем - единство живой и неживой природы.

1

1

3

Основные природные сообщества Краснодарского края, их характеристика: климат, флора и фауна. Охраняемые территории Кубани.

1

1

4

Понятие об экологической сукцессии. Деятельность человека как фактор смены экосистем. Искусственные экосистемы. Правила поведения в природе.

1

1

5

Сравнительный анализ естественных и искусственных экосистем

2

2

Раздел 5.2. Методика преподавания предметной области «Естествознание» в начальной школе

40

40

Тема 5.2.1. Требования к организации обучения на уроках естествознания


Содержание

40

40

1

Методика преподавания предметной области «Естествознание» в начальной школе как педагогическая наука, ее предмет и задачи

1

1

2

Методологические основы, межнаучные связи и методы исследования методики преподавания предметной области «Естествознание»

1

1

3

Развитие методики преподавания начального курса естествознания в ретроспективе

1

1

4

Естествознание как предметная область в изучении учебного предмета «Окружающий мир, принципы отбора содержания и построения курса

1

1

5

Требования ФГОС НОО к содержанию и формам организации учебной деятельности по учебному предмету «Окружающий мир»

1

1

Практические занятия

35

35

1

Примерная рабочая программа начального общего образования по окружающему миру (предметная область естествознание)

1

1

2

Обзор и сравнительный анализ рабочих программ н учебно-методических комплексов по предмету «Окружающий мир» на основе ФГОС НОО

1

1

3

Анализ учебников окружающего мира, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО

1

1

4

Методы и приемы работы с учебником на уроках окружающего мира в начальной школе

1

1

5

Понятие как педагогическая категория. Методика формирования и развития естественнонаучных представлений и понятий.

1

1

6

Составление схемы формирования и развития одного из естественнонаучных понятий начального курса «Окружающий мир»

2

2

7

Форма обучения как педагогическая категория. Классификация форм организации учебного процесса

1

1

8

Урок окружающего мира в начальной школе, требования к организации учебной деятельности на уроке. Основные типы уроков.

1

1

9

Воспитательные и развивающие возможности уроков окружающего мира (предметная область «естествознание») в начальной школе.

1

1

10

Универсальные учебные действия, освоенные на уроках окружающего мира (предметная область естествознание). Пропедевтический уровень освоения универсальных учебных действий.

1

1

11

Метод обучения как педагогическая категория. Классификация методов и приемов обучения. Словесные методы, их виды, значение.

1

1

12

Методика использования беседы и рассказа на уроках окружающего мира

1

1

13

Практические методы обучения, их виды, значение. Наблюдение – ведущий метод изучения природы в начальной школе, методика организации.

1

1

14

Методика организации опытов и практических работ на уроках окружающего мира в начальной школе

1

1

15

Материальная база обучения естествознанию. Классификация и области эффективного использования средств обучения на уроках естествознания.

1


1

16

Натуральные средства обучения естествознанию, их классификация, значение в процессе ознакомления с окружающим миром.

1

1

17

Методика использования натуральных средств обучения на уроках окружающего мира в начальной школе

1

1

18

Искусственные средства обучения естествознанию, их значение, классификация (вербальные, плоскостные, объемные, технические)

1

1

19

Методика работы с искусственными средствами обучения на уроках естествознания.

1

1

20

Организация деятельности обучающихся с картой

1

1

21

Логика анализа уроков окружающего мира (предметная область «естествознание»)

1

1

22

Наблюдение и анализ урока окружающего мира в начальной школе

2

2

23

Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Окружающий мир» (предметная область естествознание)

1

1

24

Педагогический контроль результатов освоения учебного предмета «Окружающий мир» (предметная область «естествознание»).

1

1

25

Формы и методы диагностики учебных достижений обучающихся. Работа с одаренными детьми и неуспевающими

1

1

26

Разработка учебных заданий естественно-научного содержания, способствующие формированию умственных действий и развитию познавательных процессов

2

2

27

Знакомство с демоверсиями ВПР, итоговыми контрольными работами за курс начальной школы. Подготовка обучающихся к единой системе оценки качества образования в области естествознания (НИКО, ВПР).

1

1

28

Подготовка обучающихся к олимпиадам по окружающему миру (предметная область «естествознание»)

1

1

29

Подготовка к уроку окружающего мира (предметная область «естествознание»): логика проектирования, наглядное и дидактическое обеспечение урока.

2

2

30

Проектирование урока окружающего мира: определение темы, целей и задач урока, выбор учебных заданий, структурирование урока, разработка технологической карты, наглядного материала

2

2


Всего / в т.ч. практические занятия

100 / 79

87

Информационное обеспечение обучения


МДК.01.05 Предметная область «Естествознание» с методикой преподавания


специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах



Перечень рекомендуемых учебных изданий и Интернет-ресурсов


Нормативные документы


1. Конституция Российской Федерации (12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, ОТ 30.12.2008 № 7-ФКЗ, ОТ 05.02.2014 № 2-ФКЗ, ОТ 21.07.2014 № 11-ФКЗ),

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ (редакции федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.02013 170-ФЗ, 23.07.2013 №203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 №11-ФЗ, от 03.02.2014.№ 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесёнными ФЗ от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07. 2016 от 9.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации».

3. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

4. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в ФГОС среднего общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413».

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации – 3-е изд., перераб. – М., 2016

7. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з).

8. Закон Краснодарского края «Об образовании в Краснодарском крае» от 16.07.2013 г. №2770-КЗ.

9. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО».






Основные источники


1. Клепинина З.А., Аквилёва Г.Н. Методика преподавания предмета «Окружающий мир». - М., 2015

2. Смирнова О.М. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе: Учебное пособие. - М., 2017



Дополнительные источники


1. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. Ю. Добротин [и др.] ; под общей редакцией М. С. Смирновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 306 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10697-8. — URL : https://urait.ru/bcode/518025


2. Козина, Е. Ф. Естествознание с методикой преподавания. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 256 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07504-5. — URL : https://urait.ru/bcode/515947


3. Смирнова, М. С. Естествознание: география, биология, экология : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. С. Смирнова, Т. М. Смирнова, М. В. Вороненко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 271 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12798-0. — URL : https://urait.ru/bcode/515030


4. Миронов, А. В. Технология изучения курса "окружающий мир" в начальной школе : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Миронов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 447 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11375-4. — URL : https://urait.ru/bcode/517241


5. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для учреждений СПО педагогического профиля. - М., 2017

6. Вахрушев А.А. «Окружающий мир»: Учебник для начальной школы.

7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М., 2018

8. Красная книга Краснодарского края. – Краснодар, 2017

9. Петросова Р.А., Голов В.П. Сивоглазов В.И., Страуд Е.К. Естествознание и основы экологии. – М., 2017

10. Петросова Р.А., Голов В.П. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. – М., 2012

11. Плешаков А.А. «Окружающий мир»: Учебник для общеобразовательных организаций.

12. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. – Ростов-на-Дону, 2016

13. Тихомирова Е.И. Растительный и животный мир: Сборник загадок. – М., 2018

14. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. «Окружающий мир»: Учебник для начальной школы.

15. Петелин А.Л., Гаева Т.Н., Бреннер А.Л. Естествознание. – М., 2014


Интернет-ресурсы


1.www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).

3.www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).

5.www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

7.www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

12.www. window. edu. ru/ window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета).


Средства обучения



Технические средства обучения: телевизор, ноутбук; видеофильмы на USB-носителях и CD, мультимедиа презентации


Натуральные средства обучения: гербарии растений различных природных зон, культурных и дикорастущих растений; коллекции семян, комнатные растения, коллекции минералов и горных пород, натуральные образцы костей, коллекции удобрений, различных типов почв;


Искусственные средства обучения: учебники окружающего мира и учебные пособия, географические карты и атласы (физическая, природных зон, контурные карты), приборы (микроскопы, глобус, термометр), оборудование для опытов и лабораторных работ, микропрепараты, муляжи (овощей и фруктов, грибов, скелета, костей), модели (глаза, уха, скелета, внутреннего строения тела человека), учебные картины и таблицы по различной тематике, дидактический материал



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!