СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа МДК Методика обучения предмету безопасности жизнедеятельности

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа междисциплинарного курса Методика обучения предмету безопасность жизнедеятельности составлена по стендартам ФГОС для СПО специальности Физическая культура и содержит вариативную часть.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа МДК Методика обучения предмету безопасности жизнедеятельности»

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»




УТВЕРЖДАЮ

Директор, к.п.н.


В.А. Яровенко










РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ. 04 Преподавание основ безопасности жизнедеятельности по основным общеобразовательным программам

по специальности среднего профессионального образования

49.02.01 Физическая культура

(углубленная подготовка, очная форма обучения)













2 019 г.


Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура (углубленная подготовка), укрупненная группа специальностей 49.00.00 Физическая культура и спорт.


Организация-разработчик: ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»


Разработчик:

Матис Г.С. - преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»


Рекомендовано методической кафедрой образования и здравоохранения ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»

Протокол № 10 от «15» мая 2019 г.

Рекомендовано Экспертным советом ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»

Протокол № 10 от «22» мая 2019 г.

Эксперты:

Багрова Е. В. - заместитель директора по учебной работе высшей квалификационной категории ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий», к.ф.н.




СОДЕРЖАНИЕ



стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

10

4. условия реализации РАБОЧЕЙ программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

24

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

30

















1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 04 ПреподАвание основ безопасности жизнедеятельности по основным общеобразовательным программам

1.1.Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01 Физическая культура (углубленной подготовки), укрупненная группа специальностей 49.00.00 Физическая культура в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) – Преподавание основ безопасности жизнедеятельности (обж) по основным общеобразовательным программам и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):


ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.

ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.

ПКр 4.1. Проводить учебные занятия по основам безопасности жизнедеятельности.

ПКр 4.2. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности.

1.2. Цель и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • владение основными способами системы контроля, оценки и мониторинга достижений учащихся;

  • навык работы с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту;

  • владение основными методами пропаганды безопасности жизнедеятельности;

  • навык организации Дня защиты детей, учебных сборов на базе воинских частей;

уметь:

  • моделировать методическую систему курса БЖ в единстве целевого, процессуального, технологического, рефлексивно-оценочного компонентов;

  • проектировать образовательный процесс обучения безопасности жизнедеятельности в учреждении среднего (полного) общего образования с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и программ ;

  • подбирать, готовить к занятию и использовать необходимое оборудование;

  • выбирать и реализовывать оптимальные методы, формы, педагогические технологии при обучении БЖ, применение которых способствует формированию личности безопасного поведения;

  • осуществлять диагностику усвоения учащимися содержания курса БЖ;

  • применять аудиовизуальные технологии обучения БЖ;

  • составлять банк учебных материалов;

  • применять информационные и коммуникативные технологии в учебном процессе;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

знать:

  • требования нормативных документов Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ по БЖ;

  • идеи, подходы, дидактические принципы обучения БЖ, основные компоненты методической системы обучения БЖ и их особенности;

  • методические особенности применения современных педагогических, информационных и коммуникативных технологий в обучении БЖ;

  • основные требования к оценке усвоения учащимися содержания курса БЖ;

  • научные и организационно-педагогические основы обучения ОБЖ;

  • структура школьного курса ОБЖ;

  • межпредметные связи;

  • базовый и профильный уровень;

  • дидактические принципы построения учебных пособий и методику их применения;

  • методика планирования и проведения занятий по обеспечению БЖ учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий;

  • методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в ОС и ЧС локального и техногенного характера;

  • аудиовизуальные технологии обучения ОБЖ;

  • методика проведения занятий по ГО;

  • методы анализа и экспертизы для электронных, программно-методических и технологических средств учебного назначения;

  • методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в школе.


1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:


Всего 273 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 207 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 138 часа,

внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося - 69 часов,

учебной практики - 30 часов,

производственной практики - 36 часов.





2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Методическое обеспечение процесса физического воспитания, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.

ПК 1.3.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.

ПК 1.4.

Анализировать учебные занятия.

ПКр 1.6.

Проводить учебные занятия по основам безопасности жизнедеятельности.

ПКр 1.7.

Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.


3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.04 Преподавание основ безопасности и жизнедеятельности по основным общеобразовательным программам


Коды профессио-нальных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и прак-тики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учеб-ная,

часов

Производст-венная (по профилю специаль-ности),

часов

Все-го,

часов

в т.ч. лаборатор-ные работы и практи-ческие занятия,

часов

в т.ч., курсо-вая работа (проект),

часов

Все-го,

часов

в т.ч., курсо-вая работа (проект),

часов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1.1.- 1.4.

ПКр 1.6. - 1.7.


МДК.04.01. Методика обучения предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

207

138

70


69




Вариативная часть

138








Учебная практика

Практика показательных уроков и занятий

30


30


Производственная практика (по профилю специальности), Практика пробных уроков

36


36


Всего:

273

138

70


69


30

36

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю

ПМ.04 Преподавание основ безопасности и жизнедеятельности по основным общеобразовательным программам


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала,

практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК.04.01. Методика обучения предмету "Основы безопасности жизнедеятельности"

207


4 семестр

69

Раздел 1. Теоретические основы теории и методики обучения ОБЖ

Тема 1.

Общая характеристика теории обучения.


Содержание учебного материала


4

2-3

Примерная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности». 10 (11)—11 (12) Классы. Основные положения теории деятельности. Содержание и структура учебной деятельности. Формирование учебной деятельности.

Практическое занятие

Анализ современных УМК по ОБЖ для основной школы.

2

Практическое занятие

Анализ современных УМК по ОБЖ для начальной школы

2


Самостоятельная работа

  1. Доклад на тему: «Структура/система общеобразовательной области БЖ»

  2. Реферат.


5


Раздел 2. Технологии изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Тема 2. Организационные формы и методы изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Методы обучения.


Содержание учебного материала


16

2-3



Традиционное обучение. Работа с учебником. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала. Лабораторные работы (занятия) по овладению новым материалом. Понятие педагогической технологии. Личностно-ориентированное обучение. Технологии личностно-ориентированного обучения. Технология разноуровневого обучения. Технология коллективного взаимообучения. Технология сотрудничества. Технология модульного обучения. Технологии анализа и решения конкретных ситуаций (акс).

Методика проведения занятия с использованием метода АКС. Практические проблемные задачи. Контроль и оценка на учебном занятии. Повседневное наблюдение за учебной работой школьников. Устный опрос — индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Контрольные работы. Проверка домашних работ учащихся. Программированный контроль. Организационно-методические рекомендации по курсу обж. Практические занятия в парах. Игра и учебная деятельность. Активные методы обучения (АМО). Деловые игры. Инновационные игры. Имитационные игры (ИМИ). Метод «Интеллектуальная разминка». Метод «Мозговая атака». Учебная тематическая дискуссия. Организационно-деятельностная игра (ОДИ). Индивидуальные практикумы. Метод ХОБО. Метод «Круглый стол». Метод деловой поездки («Выездной семинар»).

Практическое занятие

Технологии анализа и решения конкретных ситуаций (акс).

4

Практическое занятие

Методика проведения занятия с использованием метода АКС

4

Практическое занятие

Практические проблемные задачи.

4

Практическое занятие

Практические занятия в парах.

4

Практическое занятие

Игра и учебная деятельность.

2

Практическое занятие

Деловые игры.

2

Практическое занятие

Инновационные игры.

2


2-3

2-3


Самостоятельная работа

  1. Доклад на тему: «Методика обучения и воспитания как наука»

  2. Реферат

4

Самостоятельная работа

Подготовка презентаций с использованием элементарных данных. Методика научного исследования в методике обучения и воспитания в области ОБЖ.

6

Самостоятельная работа

Подготовка презентации «Основные этапы развития отечественной методики обучения и воспитания в области ОБЖ»

4

Самостоятельная работа

Подготовка к практическим занятиям. Анализ литературы. Основные направления модернизации.

4

Дифференцированный зачет

2-3

5 семестр

42


Раздел 3. Практикум.

Тема 3.1. Общие теоретические основы методики обучения безопасности жизнедеятельности.

Содержание учебного материала

4

2-3

Методика.

Задачи методики обучения основам безопасности жизнедеятельности.

Структура методики обучения ОБЖ.

Метапредметная связь с ОБЖ.

Практические занятия

  1. Изучите современный учебник по предмету (определите структуру, разделы, образовательные линии, особенности содержания учебного материала).

  2. Проанализируйте учебное пособие и определите, какие элементы знания в нем рассматриваются, сколько новых понятий дается, сколько теорий, закономерностей и т.д.

  3. Определите на основе изучения стандарта образования, какое именно образование вы получаете, как учитываются в нем ваши интересы и возможности.

2

Самостоятельная работа

  1. Изучить основные документы, являющиеся нормативной базой преподавания дисциплины ОБЖ, понятия темы: цели и задачи, предмет и объект изучения дисциплины.

  2. Познакомиться с ФГОС по ОБЖ. Метапредметные связи и закономерности дисциплины. Сделать вывод об особенностях структуры и содержания школьного курса ОБЖ.

  3. Рассмотреть программно-методическое обеспечение дисциплины ОБЖ, отразив основные компоненты стандарта и содержания дисциплины.

  4. Составить библиографический список (учебники, методические пособия, журнальные и газетные статьи) для различных курсов дисциплины ОБЖ.

  5. Какие функции выполняет ФГОС?

  6. Что такое ФГОС нового поколения , его особенности?

6

Тема 3.2.

Планирование учебной работы по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Содержание учебного материала

2

2-3


Суть планирования учебного процесса.

Документы по планированию.

Реальность и конкретность планирования.

Гибкость планирования.

Практическое занятие

  1. Постройте план мероприятий общеобразовательной школы по курсу ОБЖ на учебный год, включая следующие разделы: организационная работа, учебная работа, методическая работа, внеклассная и внешкольная работа.

  2. Изучите учебный план школы, определите в нем инвариативную и вариативную части.

  3. Сравните учебные планы обычной школы и инновационного учебного заведения: что их отличает, что общего. По какому плану вы хотели бы учиться?

  4. Проанализируйте разные учебные программы по ОБЖ. Чем они отличаются?

4

Самостоятельная работа

  1. Изучите методику планирования и проведения занятий по дисциплине ОБЖ.

  2. Методика создания рабочих программ по ОБЖ.

  3. Определите основные способы организации обучения БЖ в разных сферах (образовательной, профессиональной, социальной, производственной, природной).

4

Тема 3.3. Урок безопасности жизнедеятельности.

Содержание учебного материала


2


2-3

Формы организации учебно-воспитательной деятельности. Урок как основная классическая форма. Требования к современному уроку. Классификация уроков, их характеристика.

Схема анализа урока, особенности анализа современного урока. Мотив, цель, задачи к разделу, теме урока по ОБЖ. Методика отбора содержания материала к уроку по ОБЖ.

Современные нетрадиционные формы организации учебно-воспитательной деятельности, их педагогическая ценность для личностного развития учащихся разного возраста.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся. Игровая ситуация при организации учебной деятельности по ОБЖ. Проблема, проблемная ситуация в учебно-воспитательном процессе по ОБЖ, сущность и специфика проблемного обучения.

Активные формы организации учебно-воспитательной деятельности: формы групповой деятельности. Использование дифференцированного подхода в обучении ОБЖ как средство развивающего обучения. Профильное образование и курс ОБЖ.

Практическое занятие

  1. Провести наблюдения 3 разных уроков (математика, биология, ОБЖ) и составить подробный протокол. В протоколе необходимо отмечать время начала каждого нового вида работы.

  2. Проанализировать уроки с точки зрения дидактической и методической структуры.

  3. Сделать выводы.

  4. Разработать замысел.

4

Тема 3.4. Методика организации и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера

Контроль качества знаний по ОБЖ.


Содержание учебного материала

2


2

Фазы развития чрезвычайных ситуаций, первичные и вторичные негативные воздействия в чрезвычайных ситуациях. Причины аварий и катастроф на объектах экономики. Способы тушения пожаров.

Практическое занятияе

Планирование занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера.

2

Самостоятельная работа

  1. Сущность метода обучения.

  2. Как определяют цели урока, какие факторы влияют на это?

  3. Каково соотношение между методами и приемами?


2

Тема 3.5. Современные модели обучения.

Содержание учебного материала

2

2-3



Модель. Дидактический аспект. Психологический аспект. Методический аспект.

Практические занятия

  1. Уметь подбирать характерные признаки той или иной модели обучения, которая использовалась в вашей школе.

  2. Составить собственную модель обучения для конкретной школы.

4

Самостоятельная работа

Знать что такое модель обучения, современные модели, характеристики.

2

6 семестр

57


Тема 3.6. Методика проведения занятий по гражданской обороне.

Содержание учебного материала

4

2-3


Основные положения Федерального закона «О гражданской обороне». Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной.

Задачи системы гражданской обороны промышленного объекта. Силы и средства, обеспечивающие безопасность объектов. Функции и задачи служб ГО в условиях чрезвычайных ситуаций на предприятиях экономики.

Службы оповещения и связи. Медицинская, транспортная, противорадиационная и противохимическая службы защиты. Объектовые военизированные формирования общего назначения, обучение и действия в условиях чрезвычайных ситуаций.

Практические занятия

  1. Действия при организации экскурсий.

  2. Проанализировать проведенную экскурсию, составить протокол.

  3. Проанализировать фрагмент урока изучения нового материала.

2

Самостоятельная работа

  1. Знать типы и виды занятий по ГО.

  2. Знать классификацию педагогических задач при проведении занятий ГО.







2

Тема 3.7. Учебно-материальная база кабинета по безопасности жизнедеятельности


Содержание учебного материала

4

2-3


Понятие о системе средств обучения ОБЖ и учебном оборудовании. Кабинет ОБЖ средней школы как необходимое условие существования полноценного обучения ОБЖ. Современные требования к школьному кабинету ОБЖ. Варианты оснащения кабинета ОБЖ. Типичные перечни оборудования для кабинетов ОБЖ. Картотека оборудования. Наличие основных стендов и методической литературы в кабинете ОБЖ. Государственно-общественные объединения учителей школы: педагогический совет, учебно-методический совет, методическое объединение и т.д. Работа учителя в коллективе и команде, взаимодействие с руководством, коллегами и социальными партнерами

Практические занятия

  1. Разработайте проект расположения наглядных пособий в кабинете ОБЖ.

  2. Разработайте проект записей на доске для конкретного урока (по выбору).

  3. Разработайте замысел урока или фрагмент с применением наглядности, ТСО, информационных ресурсов, раздаточного дидактического материала, всех средств кабинета ОБЖ в комплексе.

4

Самостоятельная работа

  1. Изучить основные компоненты учебно - материальной базы кабинета ОБЖ.

  2. Выявить Здоровьесберегающие принципы при пространственной организации урока в кабинете ОБЖ.

  3. Найти соотношение наличия учебно – материальной базы кабинета с учебным планом по дисциплине.

  4. Изучить уровни работоспособности учащихся в течение рабочего дня.

2

Тема 3.8.

Технические средства обучения (ТСО)

Содержание учебного материала

4


2-3


Значение использования ТСО для ОБЖ. Критерии выбора наглядных и технических средств обучения, эффективность их применения. ТСО и методика их использования в учебно-воспитательном процессе по ОБЖ. Создание видео- и аудио - материалов по ОБЖ для учебного процесса.

Автоматизация учебно-воспитательного процесса посредством компьютерной техники (оздоровительные программы, тесты, обучающие программы, контролирующие программы, электронные пособия и т.д.).

Практические занятия

1. Уметь создавать наглядное пособие для урока с применением графопроектора (по выбору).

2. Уметь подбирать компьютерные обучающие программы для организации самостоятельной работы учащихся по предмету.

3. Уметь разрабатывать урок с применением ТСО.

4. Контрольная работа № 1.

2

2-3


Самостоятельная работа

1. Информационные и традиционные ТСО.

2. Самые эффективные ТСО.

3. Способы восприятия информации детьми.

2

Тема 3.9. Работа с родителями по вопросам поведения детей в быту



Содержание учебного материала

4

2-3


Проведение бесед о последствиях происшествий с детьми, их причинах, способах предотвращения и ответственности родителей за формирование знаний и навыков безопасного поведения у собственных детей. Анкетирование родителей и ознакомление их с дидактическими материалами (памятками, подборками игр и т.п.) способствующих закреплению знаний, умений и навыков безопасного поведения детей.

Практические занятия

1. Составить для родителей памятку по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий.

2. Подумайте и разработайте предложения родителям, если их ребенок:

а) без меры увлекается компьютером;

б) не любит читать;

в) много смотрит тв;

г) слишком много времени проводит на улице.

3. Разработайте систему упражнений для снятия усталости у детей (физической, умственной, эмоционального напряжения).

Контрольная работа № 2.

4

Самостоятельная работа

1. Разработайте методику организации родительского собрания.

2. Рассмотрите учебное сотрудничество и его роль в развитии индивидуальности школьника.

3. Подготовьте рефераты для проведения тематических классных часов:

Правила пользования бытовой химией.

Город как источник опасности.

Ядовитые растения и животные.

Организация рационального питания.

Здоровый образ жизни.

6

Тема 3.10. Методика организации и проведения дня защиты детей, учебных сборов на базе воинских частей

Содержание учебного материала

4

2-3


Формы организации внеклассной работы. Методика организации и проведения дня защиты детей, учебных сборов на базе воинских частей

Практические занятия

1. Разработать внеклассное занятие по теме ОБЖ (свободный выбор).

2. Предложите свои варианты организации работы учащихся по обобщению знаний и умений , полученных на отдельных этапах занятия.

3. Определите, как можно эффективно подвести детей к формулированию выводов по содержанию урока.

4. Подберите возможные способы организации учащихся для эффективного проведения массовых мероприятий в рамках БЖ.

2

Самостоятельная работа

1. Прочитать содержание программы темы.

2. Разобрать формы организации внеклассной работы.

3. Изучить методику организации и проведения Дня защиты детей.

4. Особенности методики организации учебных сборов на базе воинских частей.

4

Тема 3.11. Интерактивные и аудиовизуальные технологии обучения безопасности жизнедеятельности.

Содержание учебного материала

2

2-3


Интерактивные и аудиовизуальные технологии обучения безопасности жизнедеятельности.

Практические занятия

1. Проанализировать видеозапись урока и определить:

а) какое действие учителя свидетельствует о гностическом, организаторском, коммуникативном компонентах педагогической деятельности;

б) в чем выражалась воспитывающая часть урока;

в) в чем развивающая часть урока;

г) каких целей стремился достичь учитель на уроке;

д) какие методы и приемы были использованы учителем на уроке;

е) какие специальные ( наглядные , технические, дидактические) средства были использованы на уроке;

ж) как осуществляется контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся, какие способы, формы, средства, контроля были использованы;

з) в каком виде был предложен учащимся учебный материал на уроке.

2

Самостоятельная работа

1. Привести примеры средств обучения и дать им краткую характеристику.

2. Знать педагогические возможности средств обучения, их преимущества и недостатки.

3. Знать связи традиционных и новых средств обучения с целями, методами и условиями процесса обучения.

3

7 семестр

39


Тема 3.12. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

Содержание учебного материала


2

2-3


Информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

Мультимедиа. Виртуальная реальность.

Практические занятия

Сделайте анализ эффективности приведенной методической разработки "Информационные технологии обучения. Здоровьеразвивающие образовательные технологии"

2

Самостоятельная работа

1. Изучить особенности применения современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе ОБЖ.

2. Привести примеры применения современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе ОБЖ.

3. Определить педагогические возможности средств обучения, их преимущества и недостатки.

4. Как реализуются возможности традиционных и новых средств обучения в процессе обучения.

3

Тема 3.13. Информационные и коммуникативные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Содержание учебного материала


1

2-3

Диагностический компонент методической системы обучения БЖ. Применение информационных и коммуникативных технологий в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся по ОБЖ Оценка и мониторинг успехов учащихся с помощью информационных технологий..

Практические занятия

Сделать программу контроля , оценки мониторинга учебных достижений учащихся с применением информационных и коммуникационных технологий. Тема: контроль и оценка знаний и умений учащихся.

2

Самостоятельная работа

1. Изучить основные элементы технологии мониторинга и условия его проведения.

2. Рассмотреть педагогические средства для диагностики индивидуальности школьников.

3. Установить различие диагностических и педагогических средств, в зависимости от возраста.

2

Тема 3.14. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.

Содержание учебного материала


1

2-3

Проблема анализа и экспертизы электронных программно - методических и технологических средств обучения БЖ.

Практические занятия

Разработайте программу с применением методов анализа и экспертизы для электронных программно - методических и технологических средств учебного назначения.

4

Самостоятельная работа

1. Дидактическая функция в деятельности учителя.

2. Изучение учителем индивидуальности школьника.

2

Тема 3.15. Методические аспекты использования информационных и коммуникативных технологий по безопасности жизнедеятельности.

Содержание учебного материала


1

2-3

Особенности использования методических аспектов использования информационных и коммуникативных технологий по безопасности жизнедеятельности.

Практические занятия

Составление программы "Информационные и коммуникативные технологии по БЖ"

Контрольная работа № 3.

6

Самостоятельная работа

Изучить содержание программы темы. Подготовить вопросы по литературным источникам для семинарского занятия по теме "Методические аспекты использования информационных и коммуникативных технологий по безопасности жизнедеятельности".


2

Тема 3.16. Методические рекомендации организации туристической работы со школьниками.

Содержание учебного материала


1

2-3

Туристско - краеведческая деятельность.

Цель и задачи реализации туристско - краеведческой деятельности.

Практические занятия

1. Разработать Методические рекомендации участникам похода.

2. Составить список необходимого снаряжения для проведения похода.

3. Определить правила ориентирования на местности.

4. Изучить требования к развитию туристических навыков.

5. Сделать анализ, дополнение и выводы по формированию туристических навыков.

6

Самостоятельная работа

1. Изучить цели и задачи реализации туристско - краеведческой деятельности со школьниками.

2. Выявить условия безопасности в походе.

3. Определить мотивационный , ценностный, обучающий, воспитывающий, развивающий компоненты туристско - краеведческой работы со школьниками.

4. Изучить функции участников похода.

5. Условия распределения обязанностей участников похода.

6. Изучить разовые формы краеведческого похода.

7. Разработать Методические рекомендации организации туристической работы со школьниками.

8. Выбрать алгоритм подготовки однодневного и многодневного походов.

9. Определить системные формы краеведческой работы.

4

Дифференцированный зачет

2-3

Примерная тематика домашних заданий

- Изучение теоретического материала и выделение ключевых идей, основных понятий. Подготовка сообщений по проектированию

образовательного процесса, выбору способов контроля знаний и умений учащихся, моделированию воспитательного процесса

- Подготовка сообщений и презентаций о видах и формах организации методической работы.

- Анализ программного материала по методам решения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества.

- Подготовка сообщений и презентаций по технологии составления учебно-методического комплекса по учебному предмету ОБЖ. Сбор и

анализ учебно-методического и научного материала из дополнительных источников.

- Анализ нормативной, учебно-методической документации, регламентирующей деятельность учителя ОБЖ. Разработка учебно-

планирующей документации с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Анализ требований

СанПин к организации обучения в начальной школе. Анализ и определение методик организации обучения школьников, которые повышают

мотивацию к занятиям

- Пути реализации метода развивающего обучения. Разработка заданий проблемного и творческого характера, используемых в

образовательном процессе детей младшего школьного возраста.

- Подготовка сообщений и презентаций о предметно-развивающей среде в процессе организации обучения и воспитания на уроках

ОБЖ.

- Анализ педагогических технологий в ОБЖ. Анализ и составление сравнительной характеристики педагогических технологий в ОБЖ.

Анализ и определение методик организации обучения школьников, которые повышают мотивацию к занятиям. Подготовка сообщений и

презентаций о внедрении педагогических технологий в ОБЖ.

- Подготовка сообщений и презентаций о внедрении педагогических технологий в предмете ОБЖ. Сбор и анализ учебно-методического и

научного материала из дополнительных источников.

- Подготовка сообщений об осуществление профессиональной деятельности учителя ОБЖ по самообразованию и самовоспитанию. Сбор и

анализ учебно-методического и научного материала из дополнительных источников.

- Анализ результатов теста «Изучение затруднений в педагогической деятельности»

- Подготовка портфолио собственных достижений.

- Сбор и анализ учебно-методического и научного материала из дополнительных источников. Подготовка реферата. Оформление презентации к выступлению по защите реферата.

Учебная практика

Практика наблюдений, показательных уроков и занятий:

1. Наблюдение и анализ урока с использованием современных образовательных технологий.

2. Изучение требований к обобщению педагогического опыта.

3. Ознакомление с банком обобщения опытом учителей ОБЖ.

4. Анализ учебно-методических комплексов учителей ОБЖ.

5. Разработка конспектов уроков, календарно-тематического планирования.

30


Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ

  1. Проведение уроков ОБЖ.

  2. Экспресс-анализ урока ОБЖ

  3. Оценка использования метода наглядности на ОБЖ.

  4. Оценка использования метода слова на уроках ОБЖ.

  5. Оценка профессионального портрета учителя ОБЖ на разных уроках.

  6. Определение и анализ плотности занятия на разных уроках ОБЖ

  7. Работа с родителями по вопросам поведения детей в быту.



36












Всего:

273





4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Материально-техническое обеспечение Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных

кабинетов: безопасности жизнедеятельности;

лабораторий: информатики и информационно-коммуникационных технологий;

залов: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: автоматизированное рабочее место преподавателя, автоматизированные рабочие места обучающихся.

Технические средства обучения: компьютеры для оснащения рабочего места преподавателя, технические устройства для аудиовизуального отображения информации.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

Дидактические средства обучения: учебники и учебные пособия, карточки задания; цифровые дидактические ресурсы по профессиональному модулю -практических занятий по профессиональному модулю; методические рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельных работ по профессиональному модулю; методические рекомендации для обучающихся по подготовке к дифференцированному зачету по профессиональному модулю; комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов

Нормативные документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. ФГОС СПО 49.02.01 Физическая культура / Утвержден приказом Минобрнауки РФ № 1355 от 27.10.2014 г.

Основные источники:

  1. Методика обучения безопасности жизнедеятельности : учеб. пособие для СПО / Г.М. Суворова, В.Д. Горичева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. - 245 с. – Серия: Профессиональное образование. ISBN 978-5-534-03743-2

Интернет-ресурсы:

  1. Все о пожарной безопасности. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.0-1.ru

  2. ГОСТ Р 22.0.02-94. Нормативно-техническая база защиты населения при ЧС. Система стандартов (БЧС). Безопасность в ЧС [Электронный ресурс] – Режим доступа http: //www @gost.ru/

  3. ГОСТ Р 51057-97. Пожарная техника. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www @gost.ru/

  4. Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.school-obz.org

  5. Институт психологических проблем безопасности. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://anty-crim.boxmail.biz

  6. Искусство выживания. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.goodlife.narod.ru

  7. Министерство обороны РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mil.ru

  8. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:[email protected]

  9. Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: Конституция РФ от 12.12.93.//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  10. Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: Закон РФ «О безопасности» (в редакции закона РФ от 25.12.92. № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93. № 2288, ФЗ от 25.07.02. № 116-ФЗ, от 07.03.05. №15-ФЗ, от 25.07.06. № 128-ФЗ, от 02.03.07. № 24-ФЗ, от 26.06.08. № 103-ФЗ, 07.12.10. № 390-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  11. Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ № 68-ФЗ от 21.12.94. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (в ред. от. 28.10.02. № 129-ФЗ, 22.08.04. № 122-ФЗ, 04.12.06 № 206-ФЗ, 18.12.06. № 232-ФЗ, 30.10.07. № 241-ФЗ, 30.12.08. № 309-ФЗ, 07.05.09 № 84-ФЗ, 25.11.09. № 267-ФЗ, 19.05.10. № 91-ФЗ, 27.07.10. № 223-ФЗ, 28.12.10. № 412-ФЗ, 29.12.10. № 442-ФЗ, 01.04.12. № 23-ФЗ, 11.02.13 № 9-ФЗ, 02.07.13. № 158-ФЗ, 02.07.13. № 185-ФЗ, 28.12.13. № 404-ФЗ, 21.07.14. № 271-ФЗ, 14.10.14. № 307-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  12. Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ № 28-ФЗ от 12.02.98. «О гражданской обороне» (в ред. от 9.10.02. № 123-ФЗ, от 19.06.04. № 51 –ФЗ, от 22.08.04. № 122-ФЗ, от 19.06.07. № 103-ФЗ, 25.11.09. № 267-ФЗ, 27.07.10. № 223-ФЗ, 23.12.10. № 377-ФЗ, 02.07.13. № 158-ФЗ, 28.12.13. № 404-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».


4.3. Организация образовательного процесса

Освоение программы модуля базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин «Педагогика», «Психология», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности».

Учебная практика в рамках профессионального модуля проводится на базе колледжа и реализуется через практику показательных занятий и практику наблюдений.

Производственная практика (по профилю специальности) проводится после освоения всех разделов профессионального модуля в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики (по профилю специальности) проводится на основании результатов, подтверждаемых отчётами и дневниками практики студентов, а также отзывами руководителей практики на студентов.

Производственная практика (по профилю специальности) завершается дифференцированным зачётом студентов по результатам освоения общих и профессиональных компетенций.

Результаты прохождения производственной практики (по профилю специальности) по модулю учитываются при проведении государственной (итоговой) аттестации.

При проведении практических занятий в рамках освоения междисциплинарного курса ПМ.04. Преподавание основ безопасности жизнедеятельности, в зависимости от сложности изучаемой темы и условий, возможно деление учебной группы на подгруппы.

Изучение программы модуля завершается итоговой аттестацией, результаты которой оцениваются в форме дифференцированного зачета как комплексной оценки выполнения студентами зачётных мероприятий по модулю.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения ПМ, оценка компетенций обучающихся. Контроль и оценка результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные профессиональные и общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


Аргументированное выражение собственного мнения, согласованное с научными положениями концепции воспитания и обучения, отражающее мировоззренческие установки.

Рациональность распределения времени на выполнение задания.

Соответствие целей и задач требованиям программы.

Соответствие целей и задач выбору средств и методов, направленных на обучение основам безопасности жизнедеятельности.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.

ОК 2. Организовать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Владение методикой и средствами педагогического контроля, оценивания процесса и результатов обучения. Рациональность распределения времени на выполнение задания.

Эффективность и своевременность выполнения задания.

Самостоятельность выполнения задания.

Прогнозирование нестандартных ситуаций и способов выбора методов их решения

Выполнение требований по технике безопасности и охране здоровья занимающихся при проведении уроков и занятий по основам безопасности жизнедеятельности.

Соблюдение правил норм при решении педагогических задач.

ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышения квалификации.


Выполнение требований по технике безопасности и охране здоровья учащихся при проведении учебных занятий.

Соответствие оборудования и инвентаря возрастным особенностям учащихся при проведении учебных занятий.

Целесообразность выбора методов и способов проведения занятий.

Обоснованность подбора оборудования и инвентаря в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Обоснованность отбора средств и методов решения профессиональных задач при выполнении задания.

Обоснование соответствия возрастных особенностей учащихся программных требованиям.

ПКр 1.6. Проводить учебные занятия по основам безопасности жизнедеятельности.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в не стандартных ситуациях.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать, и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

Прогнозирование нестандартных ситуаций и способов их решения.

Обоснование способов решения нестандартных ситуаций.

Аргументировать методов профилактики травматизма при выполнении заданий.

Рациональность распределения времени на выполнение задания.

Выполнение требований при организации проведения в соответствии с возрастом учащихся.

Обоснованность отбора средств и методов решения профессиональных задач при выполнении задания.

Обоснование соответствия возрастных особенностей учащихся программных требованиям.

Коммуникабельность при взаимодействии с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе обучения.

Эффективность отбора методов и приёмов для работы в коллективе и команде, с коллегами и социальными партнерами

ПКр 1.7. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.


Владение инструментарием разработки занятий, профилактических мероприятий с учетом возрастных особенностей, физической подготовленности для физического развития учащихся.

Обоснованность отбора способов и методов решения педагогических задач и их соответствия возрастным особенностям учащихся.


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!