СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа МДК02.05

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа МДК02.05»

Министерство Образования и науки Республики Адыгея

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»




Утверждаю: заместитель директора по УР

_________ Л.П. Терчукова

_ _22 октября_ 2018_



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРАКТИКУМОМ



по специальности

44.02.01 Дошкольное образование






Майкоп






Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» разработана на основе ФГОС по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Организация-разработчик: ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»



Составитель: Шумская Елена Юрьевна, преподаватель ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический колледж им Х. Андрухаева»



Рецензент: Кочерга И.В. кандидат педагогических наук

























Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК преподавателей дисциплин эстетического цикла

Протокол № …1… от « ……10…» ……сентября…………………..2018г.

Председатель ПЦК …………………….. Шумская Елена Юрьевна








СОДЕРЖАНИЕ













Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК преподавателей дисциплин эстетического цикла

Протокол № …1… от « ……10…» ……сентября…………………..2015г.

Председатель ПЦК …………………….. Шумская Елена Юрьевна















СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ – 4с.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ – 7с

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ − 16с

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ – 19с



































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО/ профессии 44.02.01 Дошкольное образование.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (курсы повышения квалификации и переподготовка), а также для всех форм получения образования: очной, очно-заочной (вечерней) и экстерната, для всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих ОПОП СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Предмет «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» МДК.02.05 включена в Профессиональный модуль 02(ПМ.02) Организация различных видов деятельности и общения детей.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

иметь практический опыт:

- планирования различных видов деятельности и общения детей;

- организации и проведения творческих музыкальных игр;

- организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности;

- организации и проведении развлечений;

- оценки продуктов детской деятельности;

- разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей;

уметь:

- определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства музыкальной игрой;

- определять педагогические условия организации общения детей;

- играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей;

- использовать прямые и косвенные приемы руководство игрой;

- общаться с детьми, использовать вербальные и невенрбальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;

- организовывать детский досуг;

- осуществлять показ приемов игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы;

- анализировать педагогические условия способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции;

- анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений;

знать:

- теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;

- теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечения дошкольников;

- основы организации бесконфликтного общения детей и способы решения конфликтов;

4

- особенности планирования музыкальной деятельности дошкольников;

- теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений дошкольников;

- виды театров, средства выразительности в театральной деятельности;

- теоретические основы руководства различными видами музыкальной деятельности;

- способы диагностики резыльтатов музыкальной деятельности детей.


1.4 В результате освоения МДК 02.05 выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Профессиональные компетенции:

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

6

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающихся 175 часа, в том числе:

  • обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 131 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося 44 часов


2. СТРУКТУПА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

153

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

102

в том числе:


лекционные занятия

40

практические занятия

62

в том числе:


контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

51


2.2. Учебно-тематический план

























7

Наименование разделов и тем модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Лекции

Практическая работа

Самостоятельная работа

Уровень освоения

ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам







МДК 03.06. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом


136

40

62

34


Раздел 1. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

ПК 3.1.; 3.2.; 5.3.


18

8

6

4


Тема 1.1.

Теоретические основы музыкального воспитания детей

Содержание (дидактические единицы)


4



2


1.Задачи музыкального воспитания в раннем и дошкольном возрасте

2.Музыкальное воспитание как составная часть содержания дошкольного образования

3.Музыка как вид искусства

4.Отечественные и зарубежные системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Практическое занятие



4


2


1.

Определение музыкального жанра самостоятельно подобранного музыкального произведения

Тема 1.2.

Музыкальные способности детей дошкольного возраста

Содержание (дидактические единицы)


4




1.

Определение музыкальных способностей

2.

Характеристика музыкальных способностей

3.

Развитие способностей в музыкальной деятельности


Практическое занятие



2




  1. Практическое занятие по защите рефератов

Самостоятельная работа


    1. 4

    1. 3

Примерная тематика домашних заданий

  1. Подготовить для аудиторного прослушивания музыкальное произведения с аннотацией, обосновывающей данный выбор и информирующей о его авторе, истории создания, исполнителе и т.д.

  2. Написать реферат об одной из систем музыкального развития детей

  3. Подобрать примеры музыкальных произведений, способствующих формированию определенных качеств личности.

Раздел 2. Освоение основ музыкальной грамоты


13

4

8

1

Тема 2.1.

Элементы музыкальной грамоты


Содержание (дидактические единицы)


2



1.

Звуковысотность. Нотное письмо. Метр. Ритм





2

2.

Интервалы, аккорды

Практические занятия



4



Выработка навыка чтения нотного текста.

2.

Пение детских песен в разных размерах с тактированием.

3.

Определение интервального состава детских песен, их пропевание

Тема 2.2.

Средства музыкальной выразительности

Содержание (дидактические единицы)


2




Темп. Тембр. Динамика. Лад





2



Практические занятия



3




  1. Выработка навыка чтения нотного текста.

  2. Пение детских песен в разных размерах с тактированием.







Промежуточный контроль



1



Самостоятельная работа


    1. 1

Примерная тематика домашних заданий

  1. Подбор музыкальных произведений для определения средств музыкальной выразительности.

  2. Разработка кроссвордов, шарад, загадок на определение элементов музыкальной грамоты.

Раздел 3. Организация музыкального воспитания с практикумом

.


105

28

48

29


Тема 3.1.

Формы организации музыкальной деятельности дошкольников

Содержание (дидактические единицы)


2



1.

Музыкальное занятие – ведущая форма организации музыкальной деятельности дошкольников




2

2.

Музыка в повседневной жизни детского сада.




2

Практическое занятие



2



1.

Планирование музыкального занятия с использованием ТСО.

Планирование организации музыкальной деятельности детей в повседневной жизни детского сада




Самостоятельная работа



1

Примерная тематика домашних заданий

  1. Подбор материала для составления перспективного планирования музыкального занятия и музыкальной деятельности детей в повседневной жизни детского сада





Тема 3.2

Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

Содержание (дидактические единицы)


4



1.







2.


Характеристика методов и приемов музыкального воспитания и обучения детей: наглядный (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный), словесный (использование образной речи, художественного слова), практический (показ способов действий).

Выбор методов и приемов в зависимости от возраста детей, целей, задач и этапов обучения.

Элементы проблемного метода в обучении детей на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкальных способностей детей.




2




2




2




2

Практические занятия.



4



Рассмотрение вариантов применения практических методов музыкального воспитания детей с учетом возраста.




Освоение музыкально-дидактических игр разного вида.




Самостоятельная работа




1

Примерная тематика домашних заданий

Подбор музыкально-дидактической игры для разучивания на практическом занятии.





Тема 3.3

Восприятие музыки как вид деятельности дошкольников

Содержание (дидактические единицы)


4



1.


Развитие у детей музыкального восприятия. Характеристика музыкального репертуара.




2




2

3.

Методы и приемы развития музыкального восприятия детей




2


Практические занятия



4



  1. Анализ и характеристика дошкольного музыкального материала разных возрастных групп.

  2. Разучивание и исполнение музыкального материала

  3. Анализ методов и приемов развития музыкального восприятия детей

  4. Составление фрагментов занятий по развитию музыкального восприятия детей в детском саду.






Самостоятельная работа




2


Подбор материала для анализа музыкальных произведений с группой студентов.

Подбор материала для составления фрагментов занятий по развитию музыкального восприятия.






Тема 3.4

Исполнительская деятельность дошкольников


Содержание (дидактические единицы)


8




1

Пение как вид исполнительской деятельности дошкольников





2

Методика обучения пению детей дошкольного возраста.





3.

Ритмика как один из видов детского исполнительства





4.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям




2

5.

Игра на детских музыкальных инструментах как один из видов детского исполнительства




2

6.

Детские музыкальные инструменты




2

7.

Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах .




2

Практические занятия



34



1.

Планирование занятий по слушанию.


2


2

Освоение песенного репертуара младшей и средней группами. Работа над вокально-хоровыми навыками.


2


3

Определение этапов и приемов разучивания песни в младшей и средней группах.


2


4

Разработка игровых заданий, подбор приемов, упражнений, направленных на формирование вокальных и хоровых навыков у детей старшей группы.



2


5

Выбор песенного репертуара в соответствии с предъявляемыми требованиями для детей подготовительной группы. Овладение вокально-хоровыми навыками.



2


6.

Разучивание и исполнение элементов танцевальных движений.


6


7.

Освоение этапов и приемов разучивания композиций хороводов.


4


8.

Методика разучивания и проведения музыкальных игр.


4


9.

Освоение приемов сочинения танцевальной комбинации на заданную мелодию.


4


10

Освоение приемов выполнения основных элементов народных танцев.



2


11

Освоение приемов составления композиций из разученных движений.


4


Самостоятельная работа




20

Примерная тематика домашних заданий

Разучивание дошкольного репертуара для исполнения на металлофоне.

Подбор музыкального и теоретического материала для подготовки работы по разучиванию песенного, танцевального материала и музыкальных игр для работы с группой студентов.

Составление фрагментов музыкальных занятий по разучиванию песенного, танцевального материала и музыкальных игр с группой студентов.





Тема 3.5

Музыкально-образовательная деятельность дошкольников

Содержание (дидактические единицы)


2



1.

2.

3.

Роль знаний о музыке в музыкальном развитии детей.

Содержание музыкально-образовательной деятельности.

Методы и приемы формирования знаний о музыке


2




Тема 3.6

Детское музыкальное творчество

Содержание (дидактические единицы)


4




1.

Специфика и особенности детского музыкального творчества.




2

2.

Взаимосвязь обучения и развития музыкального творчества детей.




2

3.

Этапы развития детского творчества




2

Тема 3.7

Организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении

Содержание (дидактические единицы)


4




1.

Функции и обязанности воспитателя в музыкальном воспитании детей.




3

2.

Современные программы музыкального воспитания для детей дошкольного возраста.




2

3.

Методическое обеспечение современных программ музыкального воспитания детей дошкольного возраста




3

Практическое занятие



3



1.

Составление профессиограммы организационно-педагогических умений и личностных качеств воспитателя, необходимых для руководства процессом музыкального воспитания в дошкольном учреждении




2.

Презентация методических изданий и сборников музыкального репертуара, предназначенных для использования воспитателями





3.

Контрольная работа по теме раздела «Организация музыкального воспитания с практикумом»



1


Самостоятельная работа


    1. 5

Примерная тематика домашних заданий

  1. Посещение музыкальных занятий. Анализ и оценка роли воспитателя на разных этапах занятия в разных возрастных группах.

  2. Составление плана организации музыкальной деятельности в повседневной жизни с указанием конкретного музыкального материала

  3. Подбор музыкальных произведений для сопровождения режимных процессов в ДОУ

  4. Изготовление музыкально-дидактических игр и пособий на педагогическую практику.

  5. Составить конспекты проведения музыкально- дидактических игр в разных возрастных группах

  6. Подобрать музыку для слушания в группе с учетом возрастных особенностей дошкольников.

  7. Разработать методические указания по применению словесных, наглядных, практических методов обучения в процессе развития музыкального восприятия дошкольников, привести конкретные примеры

  8. Составить «песенник» с иллюстрациями в музыкальный уголок в группе

  9. Используя малые фольклорные формы (скороговорки, небылицы, считалки и др.), сочинить несколько упражнений для распевания в старшем дошкольном возрасте. Разработать методические рекомендации по их применению.

  10. Составить план-конспект последовательного разучивания песни (по выбору) на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

  11. Предложить варианты игровых, соревновательных (коллективных и индивидуальных) заданий при разучивании упражнений

  12. Используя различное музыкальное сопровождение подготовить показ движений: галоп, поскоки, полька, вальс.

  13. Составить таблицу развития музыкально-ритмических и двигательных навыков у детей дошкольного возраста

  14. Разработать планы-конспекты бесед с детьми старшего дошкольного возраста об инструментах симфони­ческого оркестра (оркестра народных инструментов). Подобрать наглядный материал.

  15. Подготовить для исполнения попевки, песни, пьесы (по выбору) на инструментах, имею­щих звукоряд

  16. Разработать конспект индивидуального занятия с ребенком с использованием музыкального инструмента

  17. Составить словарь музыкальных терминов, используемых в работе с дошкольниками.

Учебная практика

Виды работ

Определение целей обучения музыкального развития и воспитания личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учётом особенностей возраста в процессе планирования и моделирования.

Моделирование процесса организации и проведения:

-музыкальной деятельности детей в повседневной жизни детей с использованием ТСО, разнообразных методов и форм работы;

- слушания музыки в повседневной жизни;

-проведение музыкально – дидактических игр;

-обучения игре на детских музыкальных инструментах;

- разучивания хороводной игры, игры с пением;

- разучивания песни, с использованием разработанных игровых заданий, приемов, упражнений, направленных на формирование вокальных и хоровых навыков у детей разного возраста;

- утренней гимнастики и физкультурного занятия с использованием музыки;

Самоанализ, самоконтроль процесса организации занятия, в том числе с сокурсниками, руководителем педагогической практики с целью его коррекции

Составление модели плана повышения квалификации в области музыкального воспитания дошкольников.


24

Производственная практика

Виды работ

Определение целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий.

Составление:

-перспективных и календарных планов по музыкальному развитию дошкольников;

- конспектов музыкальных занятий, музыкально-дидактических игр, обучению игре на детских музыкальных инструментах с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

Наблюдение и анализ различных видов:

-музыкальных занятий в разных возрастных группах;

- самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе;

-проведения утренней гимнастики и физкультурного занятия с использованием музыки;

- диагностики и оценки результатов развития музыкальных способностей детей.

Самостоятельная организация и проведение:

- доминантного музыкального занятия с подгруппой детей (2-3 ребенка) по обучению игре на детских музыкальных инструментах в одной из возрастных групп;

-музыкально-дидактических игр в разных возрастных группах;

- комплекса утренней гимнастики и физкультурного занятия с использованием подобранного музыкального сопровождения с соблюдением инструкции САН ПиН по профилактике травматизма и обеспечению охраны жизни и здоровья детей;

-индивидуального занятия с детьми по одному из видов музыкальной деятельности.

- осуществление педагогического контроля по определению музыкального развития дошкольников по выбранной студентом диагностической методике. Представить в форме отчета

Самоанализ, взаимоанализ, разработка предложений по их коррекции.

Обсуждение занятий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителями педагогической практики, воспитателем, музыкальным руководителем, разработка предложений по их коррекции.

Оформление документации по музыкальному развитию дошкольников.

34













14

Примерные темы курсовых работ

  1. Педагогические условия развития музыкально – творческих способностей дошкольников

  2. Импровизация как метод развития танцевально творческих способностей дошкольника.

  3. Танцевальные жанры детского фольклора в формировании и развитии двигательных навыков дошкольника.

  4. Роль музыкальных инструментов в развитии чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

  5. Роль музыкально-обогащенной среды в группе детского сада в музыкальном воспитании детей

  6. Использование музыки при восприятии детьми старшего дошкольного возраста литературных произведений

7. Развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

8. Музыка как условие формирования и развития музыкальных способностей ребёнка-дошкольника

9. Музыкально-игровая деятельность как средство развития музыкального слуха и музыкальной памяти в старшем дошкольном возрасте

10. Музыкальные способности дошкольников

11. Развитие музыкальных способностей у детей 6 - 7 лет посредством инсценирования песен

12. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки

13. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки















15



3. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов:

-теоретических и методических основ дошкольного образования;

-музыки и методики музыкального воспитания.

Лаборатории:

-информатики и информационно-коммуникационных технологий;

-лаборатория для проведения практических занятий и учебной практики.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Теоретических и методических основ дошкольного образования» - учебная доска с подсветкой, стол и стул преподавателя, комплект учебной мебели, шкаф для учебно-методических пособий, информационные стенды.

Технические средства обучения: проектор, компьютер, акустическая система, диапроектор, эпипроектор, интерактивная доска или экран.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Музыки и методики музыкального воспитания» - учебная доска с подсветкой, стол и стул преподавателя, комплект учебной мебели, шкаф для учебно-методических пособий, информационные стенды, фортепиано, набор детских музыкальных инструментов, портреты композиторов, таблицы по музыкальной грамоте

Технические средства обучения: проектор, компьютер, акустическая система, диапроектор, эпипроектор, интерактивная доска или экран, музыкальный центр, синтезатор

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Кабинет ритмики хореографии » хореографический станок, зеркала, фортепиано.

Технические средства обучения: акустическая система, музыкальный центр.

Оборудование лаборатории для проведения практических занятий и учебной практики - учебная доска с подсветкой, стол и стул преподавателя, комплект учебной мебели, шкаф для учебно-методических пособий, информационные стенды, подставки для комнатных растений, клетки с подставками для птиц и млекопитающих, террариум, аквариум, предметы ухода за обитателями, обитатели уголка природы.

Технические средства обучения: проектор, компьютер, акустическая система, диапроектор, эпипроектор, интерактивная доска или экран.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

Предметно-развивающая среда типового базового дошкольного учреждения соответствует «Концепции построения развивающей среды в ДОУ»


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. / Ю. Б. Алиев – Воронеж, НПО «МОДЭК», 2000 г. – 125 стр

2. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников. / Н. А. Ветлугина – М. : 2000. – 145 с.

3. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.


16

4. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду. Москва «ВАКО», 2006

5. Колос, Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практические рекомендации. / Г. Г. Колос. – М.: АРКТИ, 2007. – 79 с.

6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 2006

7. Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом!: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2003

8. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Учебное пособие.- М; Педагогическое общество России, 2005- 64 с.

9. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи.издательство научной и учебной литературы. М., 2008

10. Тютюнникова Т.Э. Подсолнечным парусом. Уч.-метод. пособие для начального музыкального обучения. « Музыкальная палитра», Санкт- Петербург, 2008.

Дополнительные источники

  1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. / Ю. Б. Алиев – Воронеж, НПО «МОДЭК», 2000 г. – 125 стр.

  2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: планирование и конспекты / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160 с.

  3. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 128 с.

  4. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. Педвузов / Л.А.Безбородова, Ю.Б. Алиев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.

  5. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2006.

  6. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.

  7. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  8. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

  9. Комиссарова Л. М. Наглядные средства в музыкальном воспитании детей. / Л. М. Комисарова – М. : Педагогика, 2001.- 160 с.

  10. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. / Н. Г. Кононова – М.: Просвещение, 2003. – 98 с.

  11. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Интернет ресурсы


  1. Министерство образования и науки РФ www.edu.ed.gov.ru

  2. Детский сайт Президента России www.president.kremlin.ru

  3. Российский образовательный правовой портал www.lav.edu.ru

  4. Российский портал открытого образования www.openet.ru

  5. Информационный образовательный портал «Гуманитарные науки» www.auditorium.ru

  6. Сайт департамента по молодежной политике Министерства образования РФ www.youth-rf.nm.ru

  7. Сайт межвузовской научной программы «Университеты России» www.uniros.ru

  8. Российский образовательный портал www.school.ru

  9. Централизованная библиотечная система «Киевская»www.cl.ru



17

  1. Сайт «Все о высшем образовании» www.examen.ru

  2. Бесплатная система дистанционного обучения и тестирования www.webtutor.ru

  3. Репетитор www.repetitor.ru

  4. Государственная Академия инноваций www.gain.ru

  5. Издательский дом «Первое сентября» www.1september.ru

  6. Журнал «Курьер образования» www.courier.ru

  7. Гуманитарный издательский центр «Владос» www.vlados.ru

  8. Объединенный каталог печатных изданий www.chtivo.ru

  9. Рефераты www.4student.ru

  10. Библиотека М. Мошкова www.lib.ru

  11. Народная библиотека www.biglid.com.au

  12. Сайт института образовательной политики «Эврика» www.eurekanet.ru

  13. Документы и рефераты по педагогике www.refstudy.ru

  14. Рефераты и курсовые www.referat.studentport.su

  15. Сайт «Все для детского сада» www.ivalex.vistcom.ru



3.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Учебные занятия проводятся в соответствующих кабинетах:

    • теоретические и методические основы дошкольного образования;

    • музыки и методики музыкального воспитания;

лабораториях:

    • информатики и информационно-коммуникационных технологий;

    • лаборатория для проведения практических занятий и учебной практики.


Учебная практика проводится в лабораториях для проведения практических занятий и в базовых дошкольных учреждениях. Производственна практика проводятся в базовых ДОУ.

Освоению данного модуля предшествовали следующие дисциплины: педагогика, психология, психология общения, математика, основы философии, история, физическая культура, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности, возрастная анатомия, физиология и гигиена, правовое обеспечение профессиональной деятельности, теоретические основы дошкольного образования, теоретические основы дошкольного образования;

модули: ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития, ПМ. 02 Организация различных видов деятельности и общения детей.


3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): высшее педагогическое образование по специальности педагогика и психология с квалификацией преподаватель педагогики, психологии, методист по дошкольному воспитанию;

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: среднее (высшее) педагогическое образование с квалификацией «Воспитатель детей дошкольного возраста»




18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)


Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Определяет цели и задачи, планирует занятия с детьми

дошкольного возраста

1) определение целей и задач в плане работы с детьми в соответствии с основной образовательной программой, реализуемой в ДОУ

2) составление конспектов занятий с учётом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников в соответствии с поставленными целями и задачами

-оценка плана работы с детьми на практическом занятии;



-накопительная оценка конспектов на учебной практике;



Проводить занятия с детьми дошкольного возраста

проведение занятий в соответствии с планом-конспектом, требованиями СанПиН

-интерпретация наблюдения за проведением занятий студентом на производственной практике

Осуществляет педагогический контроль, оценивает процесс

и результаты обучения дошкольников

1) осуществление педагогического контроля в соответствии с методикой его проведения;

2) оценивание процесса обучения дошкольников обосновано результатами анализа занятия

3) оценивание результатов обучения дошкольников на основе соответствующих методов диагностики

- интерпретация наблюдения за осуществлением студентом педагогического контроля и оценивания процесса

и результатов обучения дошкольников на производственной практике


Анализирует занятия

анализ занятий по математическому, речевому, музыкальному развитию, экологическому образованию, экскурсий, наблюдений проведён в соответствии с требованиями методики

- накопительная оценка анализа занятий на производственной практике;

Ведет документацию, обеспечивающую организацию

занятий


документация (перспективный, календарный планы работы), обеспечивающая организацию занятий, составлена в соответствии с методическими требованиями к её оформлению

-защита перспективного и календарного планов работы на практическом занятии


Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников

разработанные методические материалы (перспективные, календарные планы, конспекты занятий, дидактические игры и упражнения) занятий по математическому, речевому, музыкальному развитию, экологическому образованию, экскурсий, наблюдений на основе примерных соответствуют особенностям конкретного возраста, группы детей и отдельных воспитанников

накопительная оценка разработанных методических материалов на производственной практике;

Создавать в группе предметно-развивающую среду

1) проект предметно-развивающей среды соответствует возрасту детей специфике занятий;

2) участие в создании предметно-развивающей среды по конкретному виду занятий (по предложению руководителя практики) в группе

оценка по результатам защиты проекта на экзамене по модулю;



интерпретация результата наблюдения за процессом участия в создании предметно-развивающей среды на производственной практике;

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

в представленных методических материалах (аннотациях, анализе статей, рефератах) педагогический опыт и образовательные технологии в области обучения дошкольников систематизированы и оценены верно

оценка методических материалов на экзамене по модулю;


Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

1) содержание отчетов, рефератов, выступлений соответствует:

– тематике модуля;

– требованию к объему разработки;

– требованиям к объему и типам использованных источников;

– требованиям к использованным методам;

– требованиям к изложению содержания в логической последовательности, соблюдению единого стиля, общей грамотности;

2) педагогические разработки (отчеты, рефераты, выступления) оформлены в соответствии с правилами

оценка оформления педагогических разработок в форме портфолио, накопительных оценок и т.п.;


Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования

1) В результате участия в исследовательской деятельности дошкольного учреждения:

– верно определена проблема исследования;

– верно сформулированы цель и задачи исследования;

– корректно сформулирована гипотеза исследования;

– верно выбраны методы решения поставленных задач;

2) в процессе участия в проектной деятельности в области дошкольного образования

– адекватно определена степень собственного участия в проекте;

– в полной мере выполнены принятые обязательства;

– адекватность оценки результативности собственного участия


оценка педагогических исследований и проектов в форме накопительных оценок;





Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

1) цели, область и объекты деятельности воспитателя сформулированы с учетом особенностей организации занятий по основной общеобразовательной программе (по выбору преподавателя);

2) портфолио студента содержит документы, подтверждающие его участие в семинарах, конференциях, конкурсах, олимпиадах

-вопрос к экзамену по модулю;






-оценка портфолио студентов как часть зачета по практике;

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

в разработанной модели плана повышения квалификации в области организации занятий по основной образовательной программе:

- верно определены формы и методы, направленные на решение профессиональных задач;

- дана адекватная оценка эффективности и качества выбранных методов решения профессиональных задач;






- оценка модели плана повышения квалификации на учебной практике;

- оценка анализа эффективности методов решения профессиональных задач на учебной практике;

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

решение смоделированой нестандартной ситуации учитывает специфику основной общеобразовательной программы и содержит оценку рисков

-оценка решения смоделированной ситуации на учебной практике


Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

отобранная на основе анализа и оценки информация позволяет ставить и решать профессиональные задачи по организации занятий и задачи профессионального и личностного развития;

оценка представленной информации в форме накопительных оценок и т.п.;

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

при разработке, оформлении и представлении методического обеспечения занятий использованы информационно-коммуникационные технологии (сетевые, мультимедиа, интерактивные)

интерпретация результата наблюдения за деятельностью студента в ходе проведения занятий на производственной практике

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами

коллективный проект предусматривает формы взаимодействия с руководством, коллегами и социальными партнёрами

- интерпретация результата наблюдения за деятельностью студентов в ходе работы над коллективным проектом на учебной практике

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

1) Цели занятия сформулированы в соответствии с основной общеобразовательной программой (по выбору преподавателя);

2) план занятия предусматривает методы и приемы мотивации и контроля за деятельностью воспитанников;

3) верно выбраны методы контроля за качеством обучения на занятиях;

-Оценка плана занятия на практическом занятии;





-Оценка плана занятия на практическом занятии;




- интерпретация результата наблюдения за процессом контроля на производственной практике

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

  1. самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития отражено в планах самообразования и повышения квалификации, составленных с учетом деятельности воспитателя по организации занятий по основной общеобразовательной программе

-оценка проектов планов самообразования и повышения квалификации на учебной практике






Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий

1) План занятия по основной общеобразовательной программе содержит ссылки на современную литературу, Интернет-ресурсы и профессиональные периодические издания (не более 3-летней давности)

2) Методы и приемы реализации плана обоснованы ссылками на используемую технологию, современную литературу, Интернет-ресурсы и профессиональные периодические издания (не более 3-летней давности)

3) Занятие по основной общеобразовательной программе проведено в соответствии с планом

Оценка плана на практическом занятии







Оценка плана на практическом занятии







- интерпретация результата наблюдения за проведением занятия на производственной практике

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

1) оборудование к занятиям подобрано с учетом требований САН ПиН

2) осуществление профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей при организации занятий в соответствии с требованиями САН ПиН

-интерпретация результата наблюдения за проведением занятий на производственной практике

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм

Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования выстроена с соблюдением регулирующих ее правовых норм

-интерпретация результата наблюдения за проведением занятий на производственной практике



Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).


Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!