СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа межпредметного образовательного модуля «Развитие познавательных способностей» (на основе авторской программы О. Холодовой, УМК "Школа России"), 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа межпредметного образовательного модуля «Развитие познавательных способностей» (на основе авторской программы О. Холодовой, УМК "Школа России"), 4 класс. На изучение курса в начальной школе в соответствии с учебным планом школы отводится  54 часа, из них в 4-м классе - 18 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа межпредметного образовательного модуля «Развитие познавательных способностей» (на основе авторской программы О. Холодовой, УМК "Школа России"), 4 класс»

Пояснительная записка


Программа межпредметного образовательного модуля «Развитие познавательных способностей» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы О. Холодовой «Развитие познавательных способностей».

Программа разработана в соответствии с ООП НОО, учебным планом МАОУ НОШ № 53.

На изучение курса в начальной школе в соответствии с учебным планом школы отводится 54 часа, из них в 4-м классе - 18 часов.


Цель данного модуля: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, формирование основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы


1.Планируемые результаты


Личностные:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


Метапредметные:

Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).


Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметные результаты:

Ученик научится:

-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам
-выделять существенные признаки предметов
-сравнивать между собой предметы, явления
-обобщать, делать несложные выводы
-классифицировать явления, предметы
-определять последовательность событий
-судить о противоположных явлениях
-давать определения тем или иным понятиям
-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»
-выявлять функциональные отношения между понятиями
-выявлять закономерности и проводить аналогии





2. Содержание программы


Развитие наглядно-образного мышления (2 часа)

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр


Ребусы. Задания по перекладыванию спичек (2часа)

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надоначертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построе­ние заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).


Развитие быстроты реакции, мышления (1 час)

Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. «Мозговая гимнастика» (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности.


Тренировка концентрации внимания (1 час)

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.


Совершенствование мыслительных операций (2 часа) Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.


Развитие умения решать нестандартные задачи (4 часа) Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.


Тренировка внимания (2 часа)

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает. «Разминка» Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенногоположительного эмоционального фона, без которогоэффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызватьинтерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.


Тренировка слуховой памяти (1 час)

Также в четвертом классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку. 


Тренировка зрительной памяти (1 час)

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут) Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразитьметоды и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.


Поиск закономерностей (1 час)

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.Построение предметных картинок, штриховка, графический диктант (15 минут)На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур.Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка.


Совершенствование воображения (1 час)

Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.


3. Тематическое планирование













№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

1

Развитие наглядно-образного мышления

1

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.

2

Развитие наглядно-образного мышления

1

3

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. Выполнять различные роли в группе.

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Сравнивать между собой предметы, явления.

4

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

5

Развитие быстроты реакции, мышления

1

Определять и формулировать цель деятельности. Проговаривать последовательность действий. Высказывать своё предположение. Учиться отличать верно и неверно выполненное задание.


6

Тренировка концентрации внимания

1

Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Давать определения понятиям

7

Совершенствование мыслительных операций

1

Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве. В ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.

Определять и формулировать цель деятельности.

8

Совершенствование мыслительных операций

1

9

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться давать эмоциональную оценку деятельности.


10

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

11

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

12

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

13

Тренировка внимания

1

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы.

14




Тренировка внимания

1

15

Тренировка слуховой памяти

1

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы.

16

Тренировка зрительной памяти

1

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов.

17

Совершенствование воображения

Поиск закономерностей

1

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.

18

Резервный урок 1.

Промежуточная аттестация. Проверочная работа.

1

Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, при поддержке других участников группы, как поступить.

Определять и формулировать цель деятельности


Итого

18 ч.


























4. Формы и средства контроля:

- текущий контроль ( устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа, взаимоконтроль, самоконтроль)

-итоговый контроль (промежуточная аттестация, проверочная работа)


5.Учебно-методическое обеспечение программы


Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика» 4 класс в 2- х частях

6. Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение»

  2. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  3. О.А. Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика» Методическое пособие 4 класс


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!