СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (модифицированная) внеурочной деятельности эколого-биологического направления, экологический клуб «Белочка»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Программы курса «Введение в экологию» 1-4 классы автор-составитель Е.С.Воробьева, - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (модифицированная) внеурочной деятельности эколого-биологического направления, экологический клуб «Белочка»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Новоусманского муниципального района Воронежской области

«Тресвятская средняя общеобразовательная школа»

396330, Воронежская обл., Новоусманский район, п. Воля, ул. Садовая, д. 61а

Тлф./Факс 8(47341)3-51-96 E-mail - [email protected]




«Рассмотрено»

на заседании ШМО

учителей начальных классов

«___» _________2015 г.

Протокол № ____

Руководитель ШМО

Волкова Е.А.

______________

«Согласовано»

Зам. директора школы по ВР

«___» _________2015 г.

____________________

Жданова Л. Б.

«Утверждаю»

Директор школы

«___» _________2015 г.

____________________

Безгина Т. Н.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(модифицированная)

внеурочной деятельности

эколого-биологического направления,

экологический клуб «Белочка»



для 1 класса

(Составлена на основе ФГОС начального общего образования)






Составил учитель начальных классов: Тюрина И.М.

Высшая квалификационная категория



2015 – 2016 учебный год




2. Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа по внеурочной деятельности эколого-биологического направления (экологический кружок «Белочка») составлена с использованием нормативно-правовой базы:

  • Закон РФ «Об образовании» (№ 273 - ФЗ от 29.12.2012 г.)

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11. 2010 № 1241, от 22. 09. 2011 № 2357);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие с 1 января 2010г. приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 № 373) и внесенными изменениями от 26. 11. 2010 приказ № 1241;

  • Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189;

  • Рекомендации департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области о формировании учебных планов начального общего образования (Письмо от 24. 08. 2012 № 01-03/06321);

  • Основная образовательная программа НОО МКОУ «Тресвятская СОШ»;

  • Устав МКОУ «Тресвятская СОШ»;

  • Школьное положение о рабочей программе педагога.


Рабочая программа составлена на основе авторской программы Воробьевой Е.С.


Учебно-методический комплекс:

1.Программа курса «Введение в экологию» 1-4 классы автор-составитель Е.С.Воробьева, - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015

2. Методические рекомендации к учебному пособию Е.С.Воробьевой «Введение в экологию. Наша прекрасная планета» для 1 класса/ Е.С. Воробьева. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015

3. Введение в экологию. Наша прекрасная планета: учебное пособие для 1 класса/ Е.С. Воробьева. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015


Целью реализации экологического кружка «Белочка» является формирование экологического сознания и эко­логической культуры учащихся младшего школьного возраста:

  • формирование системы знаний об элементарных законо­мерностях развития природы и общества, экологических про­блемах современности и путях их разрешения;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружа­ющей среде, формирование потребностей и навыков экологи­чески целесообразного поведения и деятельности, стремления к активной созидательной деятельности по охране окружаю­щей среды;

  • развитие системы познавательных, регулятивных и ком­муникативных учебных действий, творческой самостоятель­ности и социальной активности учащихся, способствующих освоению доступных способов изучения природы и общества и организации экологически грамотного взаимодействия с окру­жающей средой.

Функции документа

  1. нормативная (является документом, обязательным для выполнения в полном объёме);

  2. целеполагания (определяет ценности и цели);

  3. определения содержания образования (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащихся, а также степень их трудности);

  4. процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);

  5. оценочная (выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки достижения планируемых результатов освоения программы).


Структура документа


1) пояснительная записка;

2) общая характеристика программы;

3) описание места экологического кружка «Белочка»в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания программмы;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы;

6) содержание программы;

7) тематическое планирование;

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;

9) литература для организации занятий


2. Общая характеристика программы


Основными задачами являются:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;

формирование элементарных знаний об окружающем мире как системе; о единстве и взаимосвязях компонентов при­роды;

  • факторах окружающей среды, влияющих на развитие живых организмов; влиянии человека на природу, традици­ях нравственно-этического отношения к природе, нормах экологической этики и экологического права, нормах здоровье­сберегающего поведения в природной и социальной средах;

  • формирование гуманистического миропонимания, усво­ение идей ценности жизни и сохранения биологического раз­нообразия для безопасного и устойчивого развития природы и общества;

  • воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни, ответственного отношения к окружающей сре­де, своему здоровью и здоровью окружающих людей;

  • воспитание эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; умения видеть, беречь и создавать пре­красное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве образовательного учрежде­ния и дома, сельском и городском ландшафте;

  • формирование на основе личностных ценностных ори­ентаций навыка экологически целесообразного и здоровьесбе­регающего поведения, готовности к активной деятельности по улучшению состояния окружающей среды;

  • развитие у учащихся начал системного мышления, уме­ний выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, анализировать и обобщать полученную информацию;

  • развитие простейших исследовательских навыков, практи­ческих умений в экологически ориентированной деятельности;

  • усвоение позитивных образцов взаимодействия с приро­дой, расширение опыта общения с природой, заботы о живот­ных и растениях [в том числе в семье при поддержке родите­лей (законных представителей)];

  • формирование первоначального опыта участия в эколо­гических проектах, природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

Особенности содержания программы:

  • формирование экологического стиля мышления и эмоционально-нравственного отношения учащихся к окружаю­щей среде в соответствии с конкретными знаниями о природе;

  • практический, деятельностный подход к освоению сис­темы экологических знаний;

  • включение элементов опережающего обучения естес­твенно-научных курсов как подготовка к усвоению системы знаний о природе.

Направленность содержания курса 1 класса «Наша пре­красная планета» — формирование эмоционально-ценностно­го отношения к природе, ознакомление с разнообразием мира природы, выявление элементарных связей между объектами и явлениями неживой и живой природы и человеком.

Содержание программы раскрывается в следующих темах: «Природа — наш общий дом», «Мир живой природы», «При­рода и человек». Учащиеся знакомятся с неповторимым ми­ром природы нашей планеты, разнообразием условий и форм жизни, получают начальное представление об экологических факторах и их влиянии на развитие живой природы.

Все содержание программы раскрывается на личностно­ценностном для детей младшего школьного возраста материа­ле, включающем наблюдения в природе и опыты, иллюстрирующие изучаемые природные явления и закономерности.

Содержание учебного материала и характер познавательной деятельности обеспечивает яркую эмоциональную окрашен­ность обучения, сопровождающегося эмоциями удивления, радости, восхищения. В организации занятий преобладающи­ми видами деятельности являются дидактические игры, изоб­разительная деятельность, разнообразные наблюдения и про­стейшие опыты, продуктивная деятельность экологической направленности.

Освоение программного материала предполагает реализацию педагогических принципов:

  1. принципа научности, предъявляющего требования к со­держанию учебного материала, отражающего современный уровень развития науки с использованием современной терминологии, понятий и фактов, и педагогическим технологиям, соответствующим как закономерностям возрастного развития школьников, так и условиям осуществления учебно-воспита­тельного процесса;

  2. принципа сознательности и активности, ориентирую­щего на формирование осознанного отношения школьников к предстоящей деятельности, ее целям и результатам, активиза­цию волевых и интеллектуальных усилий при решении иссле­довательских и практических задач, формирование навыков самоанализа и планирования своих действий;

  3. принципа системности и последовательности, который обеспечивается механизмом преемственности между целями, содержанием отдельных звеньев программы, содержанием образовательно-развивающей практики, технологиями форми­рования экологической культуры в системе общего образова­ния учащихся;

  4. принципа доступности, индивидуализации и вариа­тивности, который обеспечивается дифференцированием содержания образования, средств и форм организации про­цесса обучения в зависимости от возрастных, физических и интеллектуальных возможностей школьников, направленнос­ти интересов детей, вида учебного учреждения и материально- технической оснащенности учебного процесса, физико-геогра­фических особенностей региона;

  5. принципа прочности и прогрессирования, направленно­го на перевод содержания образования в элементы личностно­го опыта учащихся с последующей реализацией полученных теоретических знаний и практических умений в планирова­нии и осуществлении экологически грамотной и целесообраз­ной деятельности в течение всей жизни;

  6. принципа положительного эмоционального фона обуче­ния, способствующего формированию у учащихся позитивно­го отношения к окружающей действительности;

7)принципа диалогического общения, предусматривающе­го организацию учебного процесса средствами свободного, рав­ноправного межсубъектного взаимодействия, играющего боль­шую роль в формировании ценностных отношений младших школьников.


3. Описание места экологического кружка «Белочка» в учебном плане


1 час в неделю отводится на внеурочную деятельность эколого-биологического направления (экологический клуб «Белочка»). 36 часов в год (33 учебной недели и 3 каникулярной недели)


4. Описание ценностных ориентиров содержания программы


Содержание программы направлено на воспитание у младших школьников эмоционально-ценност­ного и ответственного отношения к природе и окружающей среде, к России, к родному краю, к жизни как высшей обще­человеческой ценности и всем формам ее проявления, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Ведущие ценности:

  • Земля, заповедная природа, окружающая среда;

  • родной край, родная природа;

  • жизнь и все формы жизни;

  • человек, здоровье человека;

  • экологическое сознание;

  • красота, гармония.

Планируемые результаты освоения содержания программы


Обуча­ющиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить представления о взаимосвязях природных и социаль­ных объектов и явлений как компонентах целостной системы окружающего мира;

  • овладеют основами практико-ориентированных знаний об элементарных закономерностях развития природы и обще­ства, экологических проблемах современности и путях их раз­решения;

  • приобретут опыт эмоционально-чувственного, личност­ного отношения к окружающему миру;

  • начнут осваивать способы изучения природы и общества (наблюдения в природе, экологические опыты);

  • научатся устанавливать некоторые причинно-следствен­ные связи в окружающем мире и понимать неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многооб­разном материале природы и культуры родного края;

  • получат возможность научиться соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы экологически целесооб­разного и безопасного поведения в окружающей природной и социальной среде.



5.Личностные и метапредметные результаты освоения программы


Освоение содержания курса обеспе­чивает в сфере личностных результатов ценностно-смысловые ориентации учащихся:

  • формирование основ российской гражданской идентич­ности и экологической культуры учащихся, ценностного отно­шения к окружающему миру, природе России и родного края, экокультурным традициям своего народа;

  • развитие начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе в процессе игровой, учебной, творческой и трудовой деятельности;

  • понимание мотивов собственных поступков и поступков окружающих людей, развитие самостоятельности и личной от­ветственности за свои поступки;

  • ориентация в содержании и составляющих экологически целесообразного поведения и здорового образа жизни;

  • установка на экологически целесообразное поведение, экологически безопасный и здоровый образ жизни, активную деятельность по сохранению и улучшению состояния окружа­ющей среды, сохранению и укреплению своего здоровья;

  • развитие эстетических чувств на основе изучения приро­ды своей страны, родного края.

В сфере метапредметных результатов изучение курса спо­собствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, выделен­ные при сотрудничестве с учителем ориентиры действия в но­вом учебном материале;

  • планировать свои действия в соответствии с условиями реализации поставленной задачи;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи;

  • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности;

  • различать способ и результат действия;

  • осуществлять итоговый контроль и контроль результатов на каждом этапе решения поставленной задачи;

  • анализировать и объективно оценивать правильность своих действий, соответствие полученных результатов требо­ваниям поставленной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценочные суж­дения учителей, одноклассников, родителей и других людей;

  • корректировать свои действия в зависимости от характе­ра сделанных ошибок;

  • использовать предложения и оценки учителей, одноклас­сников, родителей и других людей для улучшения результата.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • владеть начальными формами исследовательской де­ятельности — осуществлять поиск, анализ, отбор и фиксацию (запись) необходимой информации для решения задачи с ис­пользованием учебной и справочной литературы, электрон­ных и цифровых информационных ресурсов, интернет-ресур­сов;

  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • планировать и осуществлять наблюдения, выполнять необходимые измерения и фиксировать их результаты, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • владеть логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или извест­ных характерных свойств; установления аналогий, причинно- следственных связей в окружающем мире, в том числе на мно­гообразном материале природы и культуры родного края;

  • осознанно конструировать речевые высказывания и тек­сты в соответствии с учебными задачами и задачами коммуни­кации;

  • владеть разнообразными способами решения поставлен­ной задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • выстраивать психологически комфортные взаимоотно­шения с окружающими людьми независимо от их социальной и национальной принадлежности;

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательнос­ти, взаимопомощи и сопереживания, находить с ними общий язык и общие интересы;

  • владеть речевыми средствами коммуникации, адекватно коммуникативной ситуации строить монологическое высказы­вание, вести диалог;

  • соблюдать нормы этики и этикета в ситуациях общения и взаимодействия;

  • допускать возможность существования у людей различ­ных точек зрения, находить конструктивное решение в ситуа­ции столкновения мнений и интересов;

  • излагать собственное мнение и позицию в форме, понят­ной собеседнику, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

использовать навыки коллективного общения и взаимо­действия в процессе игровой, творческой и практической де­ятельности, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности


  1. Содержание программы

Введение (1ч)

Дом, в котором мы живем

Где мы живем? Дом, родной дом. Дома городские и сель­ские. Чистота и порядок в доме. Действия, необходимые для сохранения чистоты и порядка в квартире, в доме. Хозяйское отношение к дому.

Земля — общий дом для всех живых организмов. Первый полет человека вокруг Земли, вид планеты из космоса. Красо­та и неповторимость природы Земли. Хозяйское отношение к природе.

Природа — наш общий дом (15 ч)

Природа нашей планеты

Тела неживой природы. Тела живой природы. Появление и развитие жизни на Земле: облик планеты до появления живых организмов; первые живые организмы на Земле; древние рас­тения и животные. Растения и животные, сохранившиеся на нашей планете с древних времен, особенности их среды обита­ния, необходимость охраны. Папоротники и черепахи — при­меры живых организмов древних времен. Наблюдения за жиз­ненными процессами, особенности содержания и ухода.

Солнышко лучистое

Солнце в жизни природы и человека. Природные явления, связанные с Солнцем. Солнце — источник тепла и света. Раз­личия в количестве солнечного тепла на поверхности планеты. Приспособленность растений и животных к разному количест­ву света и тепла. Солнце — символ тепла и заботы. Заботливое отношение человека к миру живой и неживой природы, к ок­ружающим людям.

Воздух-невидимка

Воздух — основа жизни. Приспособленность растений и жи­вотных к получению кислорода. Чистый воздух — важное ус­ловие сохранения здоровья. Как загрязняется воздух. Источ­ники загрязнения воздуха на примере своей местности. Как сохранить чистоту воздуха. Растения — природные фильтры.

Зеленые насаждения в городе, содержание комнатных расте­ний в жилых помещениях. Уход за комнатными растениями.

Вода-водица, всему живому царица

Роль воды в жизни живых организмов. Вода на Земле — главное условие развития жизни. Разные потребности расте­ний и животных в количестве влаги. Как загрязняется вода? Источники загрязнения воды на примере своей местности. Ис­точники чистой воды. Родники. Действия, необходимые для сохранения чистоты водных объектов, охрана родников. Необ­ходимость экономного расходования воды.

Волшебная кладовая: почва-кормилица

Роль почвы в жизни растений, животных, человека. Поч­ва — чудесная кладовая, земля-кормилица. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Почва — среда обитания живых организмов. Подземные жители рядом с нами: наблюдения за обитателями почвы на пришкольном участке. Значение почвы в хозяйственной деятельности человека (в том числе на приме­ре своей местности), необходимость охраны почв. Действия, необходимые для сохранения чистоты и плодородия почв.

Где жить лучше?

Условия, необходимые для жизни живых организмов. Раз­личия в условиях жизни на Земле. Среда обитания. Приспо­собленность растений и животных к условиям среды обита­ния. Наблюдения за растениями и животными в естественной для них среде обитания. Необходимость сохранения естествен­ной среды обитания растений и животных.

Природа — наш общий дом

Природа — общий дом для всех живых организмов. Лес, пруд — дом для животных. Человек на природе: в лесу, у водо­ема. Правила поведения в природе. Экология — наука о нашем общем доме — природе.

Мир живой природы (15 ч)

Мир живой природы

Живые организмы — тела живой природы. Царства живой природы: растения, животные, грибы и бактерии. Экологичес­кие «профессии» живых организмов: производители, потребители, разрушители. Взаимосвязь между живыми организ­мами. Наблюдения за связями между живыми организмами в природе или на примере живого уголка.

Зеленый наряд планеты

Растения: почему мы их так называем. Красота и многооб­разие мира растений. Растения дикорастущие и культурные. Леса — богатства нашей планеты. Сколько лет «растет» лес. Необходимость охраны лесов. Меры по сохранению редких и исчезающих видов растений. Охраняемые виды растений своей местности. Уход за растениями дома, в классе, на пришкольном или садовом участке.

Эти удивительные животные

Многообразие мира животных. Животные рядом с нами: в квартире, в парке, в лесу. Редкие и исчезающие виды живот­ных. Охрана животных. Охраняемые виды животных своей местности. Наши домашние любимцы. Правила содержания и ухода за животными (дома, в живом уголке).

Грибное царство

Грибы — живые организмы. Сходства грибов с растениями и животными. Роль и значение грибов в природе, для челове­ка. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

А что у вас на обед?

Взаимоотношения растений и животных. Пищевые связи между живыми организмами. Пищевые цепи. Наблюдение за пищевыми связями в сообществе живых организмов: экскур­сия в парк, наблюдение за обитателями аквариума, живого уголка.

Это наш уютный дом, хорошо живется в нем!

Взаимоотношения растений и животных. Использование животными растений для создания жилищ и укрытий (гнез­да птиц, муравейники, укрытия из листьев для личинок на­секомых и пр.). Роль растений в создании благоприятных ус­ловий для жизни животных и других растений — защита от солнца, ветра, дождя. Наблюдения в природе: животные и их жилища.

Как рябинка в соседний лес переехала

Взаимоотношения растений и животных. Участие живот­ных в размножении и распространении растений. Взаимовы­годное сотрудничество растений и животных: перенос насе­комыми (и птицами) пыльцы цветковых растений, перенос животными семян растений и спор грибов. Приспособленность растений к распространению семян и опылению с помощью животных. Наблюдения в природе за участием животных в размножении растений.

Природа и человек (5 ч)

Человек — часть природы

Человек — живой организм, часть природы. Признаки, объ­единяющие человека с живой природой и отличающие его от других живых организмов (биологические и социальные при­знаки и свойства человека). Природа и человек. Зависимость человека от живой и неживой природы. Этическое и эстетичес­кое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятель­ности. Влияние деятельности человека на природу (на приме­ре своей местности), природоохранная деятельность человека. Личный вклад каждого человека в сохранение природы.

Мир родного края

Родина, родной край. Природа родного края: объекты не­живой и живой природы. Красота родного края, природные и исторические достопримечательности. Забота о Родине, род­ном крае — долг и жизненная необходимость каждого челове­ка.


  1. Календарно-тематическое планирование



№ п/п

№ в теме

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

Введение (1 ч)

1

1

07.09


Дом, в котором мы живем

Природа – наш дом (15 ч)

2

1

14.09


Природа нашей планеты

3

2

21.09


Природа нашей планеты

4

3

28.09


Солнышко лучистое

5

4

05.10


Воздух – невидимка

6

5

12.10


Воздух – невидимка

7

6

19.10


Вода-водица, всему живому царица

8

7

26.10


Вода-водица, всему живому царица

9

8

02.11


Наши младшие друзья – птицы

10

9

09.11


Наши младшие друзья – птицы

11

10

16.11


Наши младшие друзья – птицы

12

11

23.11


Волшебная кладовая: почва – кормилица

13

12

30.11


Где жить лучше?

14

13

07.12


Где жить лучше?

15

14

14.12


Природа – наш общий дом

16

15

21.12


Природа – наш общий дом

Мир живой природы (15 ч)

17

1

28.12


Мир живой природы

18

2

11.01


Мир живой природы

19

3

18.01


Зеленый наряд планеты

20

4

25.01


Зеленый наряд планеты

21

5

01.02


Зеленый наряд планеты

22

6

08.02


Эти удивительные животные

23

7

15.02


Эти удивительные животные

24

8

22.02


Эти удивительные животные

25

9

29.02


Грибное царство

26

10

07.03


А что у вас на обед?

27

11

14.03


А что у вас на обед?

28

12

21.03


Это наш уютный дом, хорошо живется в нем!

29

13

28.03


Это наш уютный дом, хорошо живется в нем!

30

14

04.04


Как рябинка в соседний лес переехала

31

15

11.04


Как рябинка в соседний лес переехала

Природа и человек (2 ч)

32

1

18.04


Человек – часть природы

33

2

25.04


Человек – часть природы

34

3

02.05


Мир родного края.

35

4

16.05


Мир родного края.

36

5

23.05


Мир родного края.

8. Описание материально-техническое обеспечение


Компьютер.

Принтер.

Экран.

Проектор.

9. Литература для организации занятий


  1. Акимушкин И.И. Причуды природы. М.: Просвещение, 2009.

  2. Бровкина Е. Т. Животные водоемов и побережий: учебное по­собие для школьников младших и средних классов. М.: Эгмонт Россия,2001.

  3. Бровкина Е.Т. Животные леса: учебное пособие для школьни­ков младших и средних классов. М.: Эгмонт Россия Лтд, 2000.

  4. Бровкина Е. Т. Птицы леса: учебное пособие для школьников младших и средних классов. М.: Эгмонт Россия Лтд, 2000.

  5. Дитрих А.К. Почемучка. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

  6. Козлова Т.А. Атлас родной природы. Цветы садов и полей: учебное пособие для школьников младших и средних классов. М.: Эгмонт Россия, 2001.

  7. Козлова Т.А. Растения водоема: учебное пособие для школь­ников младших и средних классов. М.: Эгмонт Россия Лтд, 2000.

  8. Козлова Т.А. Растения леса: учебное пособие для школьников младших и средних классов. М.: Эгмонт Россия Лтд, 2000.

  9. Сергеева М.Н. Атлас родной природы. Грибы: учебное пособие для школьников младших и средних классов. М.: Эгмонт Россия, 2001.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!