Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Тресвятская средняя общеобразовательная школа»
396330, Воронежская обл., Новоусманский район, п. Воля, ул. Садовая, д. 61а
Тлф./Факс 8(47341)3-51-96 E-mail - [email protected]
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов «___» _________2015 г. Протокол № ____ Руководитель ШМО Волкова Е.А. ______________ | «Согласовано» Зам. директора школы по ВР «___» _________2015 г. ____________________ Жданова Л. Б. | «Утверждаю» Директор школы «___» _________2015 г. ____________________ Безгина Т. Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(модифицированная)
внеурочной деятельности
эколого-биологического направления,
экологический клуб «Белочка»
для 1 класса
(Составлена на основе ФГОС начального общего образования)
Составил учитель начальных классов: Тюрина И.М.
Высшая квалификационная категория
2015 – 2016 учебный год
2. Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по внеурочной деятельности эколого-биологического направления (экологический кружок «Белочка») составлена с использованием нормативно-правовой базы:
Закон РФ «Об образовании» (№ 273 - ФЗ от 29.12.2012 г.)
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11. 2010 № 1241, от 22. 09. 2011 № 2357);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие с 1 января 2010г. приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 № 373) и внесенными изменениями от 26. 11. 2010 приказ № 1241;
Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189;
Рекомендации департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области о формировании учебных планов начального общего образования (Письмо от 24. 08. 2012 № 01-03/06321);
Основная образовательная программа НОО МКОУ «Тресвятская СОШ»;
Устав МКОУ «Тресвятская СОШ»;
Школьное положение о рабочей программе педагога.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Воробьевой Е.С.
Учебно-методический комплекс:
1.Программа курса «Введение в экологию» 1-4 классы автор-составитель Е.С.Воробьева, - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015
2. Методические рекомендации к учебному пособию Е.С.Воробьевой «Введение в экологию. Наша прекрасная планета» для 1 класса/ Е.С. Воробьева. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015
3. Введение в экологию. Наша прекрасная планета: учебное пособие для 1 класса/ Е.С. Воробьева. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015
Целью реализации экологического кружка «Белочка» является формирование экологического сознания и экологической культуры учащихся младшего школьного возраста:
формирование системы знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, формирование потребностей и навыков экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления к активной созидательной деятельности по охране окружающей среды;
развитие системы познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий, творческой самостоятельности и социальной активности учащихся, способствующих освоению доступных способов изучения природы и общества и организации экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Функции документа
нормативная (является документом, обязательным для выполнения в полном объёме);
целеполагания (определяет ценности и цели);
определения содержания образования (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащихся, а также степень их трудности);
процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);
оценочная (выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки достижения планируемых результатов освоения программы).
Структура документа
1) пояснительная записка;
2) общая характеристика программы;
3) описание места экологического кружка «Белочка»в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания программмы;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы;
6) содержание программы;
7) тематическое планирование;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;
9) литература для организации занятий
2. Общая характеристика программы
Основными задачами являются:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;
формирование элементарных знаний об окружающем мире как системе; о единстве и взаимосвязях компонентов природы;
факторах окружающей среды, влияющих на развитие живых организмов; влиянии человека на природу, традициях нравственно-этического отношения к природе, нормах экологической этики и экологического права, нормах здоровьесберегающего поведения в природной и социальной средах;
формирование гуманистического миропонимания, усвоение идей ценности жизни и сохранения биологического разнообразия для безопасного и устойчивого развития природы и общества;
воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей;
воспитание эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; умения видеть, беречь и создавать прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте;
формирование на основе личностных ценностных ориентаций навыка экологически целесообразного и здоровьесберегающего поведения, готовности к активной деятельности по улучшению состояния окружающей среды;
развитие у учащихся начал системного мышления, умений выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, анализировать и обобщать полученную информацию;
развитие простейших исследовательских навыков, практических умений в экологически ориентированной деятельности;
усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях [в том числе в семье при поддержке родителей (законных представителей)];
формирование первоначального опыта участия в экологических проектах, природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
Особенности содержания программы:
формирование экологического стиля мышления и эмоционально-нравственного отношения учащихся к окружающей среде в соответствии с конкретными знаниями о природе;
практический, деятельностный подход к освоению системы экологических знаний;
включение элементов опережающего обучения естественно-научных курсов как подготовка к усвоению системы знаний о природе.
Направленность содержания курса 1 класса «Наша прекрасная планета» — формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, ознакомление с разнообразием мира природы, выявление элементарных связей между объектами и явлениями неживой и живой природы и человеком.
Содержание программы раскрывается в следующих темах: «Природа — наш общий дом», «Мир живой природы», «Природа и человек». Учащиеся знакомятся с неповторимым миром природы нашей планеты, разнообразием условий и форм жизни, получают начальное представление об экологических факторах и их влиянии на развитие живой природы.
Все содержание программы раскрывается на личностноценностном для детей младшего школьного возраста материале, включающем наблюдения в природе и опыты, иллюстрирующие изучаемые природные явления и закономерности.
Содержание учебного материала и характер познавательной деятельности обеспечивает яркую эмоциональную окрашенность обучения, сопровождающегося эмоциями удивления, радости, восхищения. В организации занятий преобладающими видами деятельности являются дидактические игры, изобразительная деятельность, разнообразные наблюдения и простейшие опыты, продуктивная деятельность экологической направленности.
Освоение программного материала предполагает реализацию педагогических принципов:
принципа научности, предъявляющего требования к содержанию учебного материала, отражающего современный уровень развития науки с использованием современной терминологии, понятий и фактов, и педагогическим технологиям, соответствующим как закономерностям возрастного развития школьников, так и условиям осуществления учебно-воспитательного процесса;
принципа сознательности и активности, ориентирующего на формирование осознанного отношения школьников к предстоящей деятельности, ее целям и результатам, активизацию волевых и интеллектуальных усилий при решении исследовательских и практических задач, формирование навыков самоанализа и планирования своих действий;
принципа системности и последовательности, который обеспечивается механизмом преемственности между целями, содержанием отдельных звеньев программы, содержанием образовательно-развивающей практики, технологиями формирования экологической культуры в системе общего образования учащихся;
принципа доступности, индивидуализации и вариативности, который обеспечивается дифференцированием содержания образования, средств и форм организации процесса обучения в зависимости от возрастных, физических и интеллектуальных возможностей школьников, направленности интересов детей, вида учебного учреждения и материально- технической оснащенности учебного процесса, физико-географических особенностей региона;
принципа прочности и прогрессирования, направленного на перевод содержания образования в элементы личностного опыта учащихся с последующей реализацией полученных теоретических знаний и практических умений в планировании и осуществлении экологически грамотной и целесообразной деятельности в течение всей жизни;
принципа положительного эмоционального фона обучения, способствующего формированию у учащихся позитивного отношения к окружающей действительности;
7)принципа диалогического общения, предусматривающего организацию учебного процесса средствами свободного, равноправного межсубъектного взаимодействия, играющего большую роль в формировании ценностных отношений младших школьников.
3. Описание места экологического кружка «Белочка» в учебном плане
1 час в неделю отводится на внеурочную деятельность эколого-биологического направления (экологический клуб «Белочка»). 36 часов в год (33 учебной недели и 3 каникулярной недели)
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы
Содержание программы направлено на воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного и ответственного отношения к природе и окружающей среде, к России, к родному краю, к жизни как высшей общечеловеческой ценности и всем формам ее проявления, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Ведущие ценности:
Земля, заповедная природа, окружающая среда;
родной край, родная природа;
жизнь и все формы жизни;
человек, здоровье человека;
экологическое сознание;
красота, гармония.
Планируемые результаты освоения содержания программы
Обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить представления о взаимосвязях природных и социальных объектов и явлений как компонентах целостной системы окружающего мира;
овладеют основами практико-ориентированных знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения;
приобретут опыт эмоционально-чувственного, личностного отношения к окружающему миру;
начнут осваивать способы изучения природы и общества (наблюдения в природе, экологические опыты);
научатся устанавливать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и понимать неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы экологически целесообразного и безопасного поведения в окружающей природной и социальной среде.
5.Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Освоение содержания курса обеспечивает в сфере личностных результатов ценностно-смысловые ориентации учащихся:
формирование основ российской гражданской идентичности и экологической культуры учащихся, ценностного отношения к окружающему миру, природе России и родного края, экокультурным традициям своего народа;
развитие начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе в процессе игровой, учебной, творческой и трудовой деятельности;
понимание мотивов собственных поступков и поступков окружающих людей, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
ориентация в содержании и составляющих экологически целесообразного поведения и здорового образа жизни;
установка на экологически целесообразное поведение, экологически безопасный и здоровый образ жизни, активную деятельность по сохранению и улучшению состояния окружающей среды, сохранению и укреплению своего здоровья;
развитие эстетических чувств на основе изучения природы своей страны, родного края.
В сфере метапредметных результатов изучение курса способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, выделенные при сотрудничестве с учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
планировать свои действия в соответствии с условиями реализации поставленной задачи;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности;
различать способ и результат действия;
осуществлять итоговый контроль и контроль результатов на каждом этапе решения поставленной задачи;
анализировать и объективно оценивать правильность своих действий, соответствие полученных результатов требованиям поставленной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценочные суждения учителей, одноклассников, родителей и других людей;
корректировать свои действия в зависимости от характера сделанных ошибок;
использовать предложения и оценки учителей, одноклассников, родителей и других людей для улучшения результата.
Познавательные универсальные учебные действия:
владеть начальными формами исследовательской деятельности — осуществлять поиск, анализ, отбор и фиксацию (запись) необходимой информации для решения задачи с использованием учебной и справочной литературы, электронных и цифровых информационных ресурсов, интернет-ресурсов;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
планировать и осуществлять наблюдения, выполнять необходимые измерения и фиксировать их результаты, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
владеть логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления аналогий, причинно- следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
осознанно конструировать речевые высказывания и тексты в соответствии с учебными задачами и задачами коммуникации;
владеть разнообразными способами решения поставленной задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
выстраивать психологически комфортные взаимоотношения с окружающими людьми независимо от их социальной и национальной принадлежности;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, находить с ними общий язык и общие интересы;
владеть речевыми средствами коммуникации, адекватно коммуникативной ситуации строить монологическое высказывание, вести диалог;
соблюдать нормы этики и этикета в ситуациях общения и взаимодействия;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, находить конструктивное решение в ситуации столкновения мнений и интересов;
излагать собственное мнение и позицию в форме, понятной собеседнику, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
использовать навыки коллективного общения и взаимодействия в процессе игровой, творческой и практической деятельности, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Содержание программы
Введение (1ч)
Дом, в котором мы живем
Где мы живем? Дом, родной дом. Дома городские и сельские. Чистота и порядок в доме. Действия, необходимые для сохранения чистоты и порядка в квартире, в доме. Хозяйское отношение к дому.
Земля — общий дом для всех живых организмов. Первый полет человека вокруг Земли, вид планеты из космоса. Красота и неповторимость природы Земли. Хозяйское отношение к природе.
Природа — наш общий дом (15 ч)
Природа нашей планеты
Тела неживой природы. Тела живой природы. Появление и развитие жизни на Земле: облик планеты до появления живых организмов; первые живые организмы на Земле; древние растения и животные. Растения и животные, сохранившиеся на нашей планете с древних времен, особенности их среды обитания, необходимость охраны. Папоротники и черепахи — примеры живых организмов древних времен. Наблюдения за жизненными процессами, особенности содержания и ухода.
Солнышко лучистое
Солнце в жизни природы и человека. Природные явления, связанные с Солнцем. Солнце — источник тепла и света. Различия в количестве солнечного тепла на поверхности планеты. Приспособленность растений и животных к разному количеству света и тепла. Солнце — символ тепла и заботы. Заботливое отношение человека к миру живой и неживой природы, к окружающим людям.
Воздух-невидимка
Воздух — основа жизни. Приспособленность растений и животных к получению кислорода. Чистый воздух — важное условие сохранения здоровья. Как загрязняется воздух. Источники загрязнения воздуха на примере своей местности. Как сохранить чистоту воздуха. Растения — природные фильтры.
Зеленые насаждения в городе, содержание комнатных растений в жилых помещениях. Уход за комнатными растениями.
Вода-водица, всему живому царица
Роль воды в жизни живых организмов. Вода на Земле — главное условие развития жизни. Разные потребности растений и животных в количестве влаги. Как загрязняется вода? Источники загрязнения воды на примере своей местности. Источники чистой воды. Родники. Действия, необходимые для сохранения чистоты водных объектов, охрана родников. Необходимость экономного расходования воды.
Волшебная кладовая: почва-кормилица
Роль почвы в жизни растений, животных, человека. Почва — чудесная кладовая, земля-кормилица. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Почва — среда обитания живых организмов. Подземные жители рядом с нами: наблюдения за обитателями почвы на пришкольном участке. Значение почвы в хозяйственной деятельности человека (в том числе на примере своей местности), необходимость охраны почв. Действия, необходимые для сохранения чистоты и плодородия почв.
Где жить лучше?
Условия, необходимые для жизни живых организмов. Различия в условиях жизни на Земле. Среда обитания. Приспособленность растений и животных к условиям среды обитания. Наблюдения за растениями и животными в естественной для них среде обитания. Необходимость сохранения естественной среды обитания растений и животных.
Природа — наш общий дом
Природа — общий дом для всех живых организмов. Лес, пруд — дом для животных. Человек на природе: в лесу, у водоема. Правила поведения в природе. Экология — наука о нашем общем доме — природе.
Мир живой природы (15 ч)
Мир живой природы
Живые организмы — тела живой природы. Царства живой природы: растения, животные, грибы и бактерии. Экологические «профессии» живых организмов: производители, потребители, разрушители. Взаимосвязь между живыми организмами. Наблюдения за связями между живыми организмами в природе или на примере живого уголка.
Зеленый наряд планеты
Растения: почему мы их так называем. Красота и многообразие мира растений. Растения дикорастущие и культурные. Леса — богатства нашей планеты. Сколько лет «растет» лес. Необходимость охраны лесов. Меры по сохранению редких и исчезающих видов растений. Охраняемые виды растений своей местности. Уход за растениями дома, в классе, на пришкольном или садовом участке.
Эти удивительные животные
Многообразие мира животных. Животные рядом с нами: в квартире, в парке, в лесу. Редкие и исчезающие виды животных. Охрана животных. Охраняемые виды животных своей местности. Наши домашние любимцы. Правила содержания и ухода за животными (дома, в живом уголке).
Грибное царство
Грибы — живые организмы. Сходства грибов с растениями и животными. Роль и значение грибов в природе, для человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
А что у вас на обед?
Взаимоотношения растений и животных. Пищевые связи между живыми организмами. Пищевые цепи. Наблюдение за пищевыми связями в сообществе живых организмов: экскурсия в парк, наблюдение за обитателями аквариума, живого уголка.
Это наш уютный дом, хорошо живется в нем!
Взаимоотношения растений и животных. Использование животными растений для создания жилищ и укрытий (гнезда птиц, муравейники, укрытия из листьев для личинок насекомых и пр.). Роль растений в создании благоприятных условий для жизни животных и других растений — защита от солнца, ветра, дождя. Наблюдения в природе: животные и их жилища.
Как рябинка в соседний лес переехала
Взаимоотношения растений и животных. Участие животных в размножении и распространении растений. Взаимовыгодное сотрудничество растений и животных: перенос насекомыми (и птицами) пыльцы цветковых растений, перенос животными семян растений и спор грибов. Приспособленность растений к распространению семян и опылению с помощью животных. Наблюдения в природе за участием животных в размножении растений.
Природа и человек (5 ч)
Человек — часть природы
Человек — живой организм, часть природы. Признаки, объединяющие человека с живой природой и отличающие его от других живых организмов (биологические и социальные признаки и свойства человека). Природа и человек. Зависимость человека от живой и неживой природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Влияние деятельности человека на природу (на примере своей местности), природоохранная деятельность человека. Личный вклад каждого человека в сохранение природы.
Мир родного края
Родина, родной край. Природа родного края: объекты неживой и живой природы. Красота родного края, природные и исторические достопримечательности. Забота о Родине, родном крае — долг и жизненная необходимость каждого человека.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № в теме | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия |
Введение (1 ч) |
1 | 1 | 07.09 | | Дом, в котором мы живем |
Природа – наш дом (15 ч) |
2 | 1 | 14.09 | | Природа нашей планеты |
3 | 2 | 21.09 | | Природа нашей планеты |
4 | 3 | 28.09 | | Солнышко лучистое |
5 | 4 | 05.10 | | Воздух – невидимка |
6 | 5 | 12.10 | | Воздух – невидимка |
7 | 6 | 19.10 | | Вода-водица, всему живому царица |
8 | 7 | 26.10 | | Вода-водица, всему живому царица |
9 | 8 | 02.11 | | Наши младшие друзья – птицы |
10 | 9 | 09.11 | | Наши младшие друзья – птицы |
11 | 10 | 16.11 | | Наши младшие друзья – птицы |
12 | 11 | 23.11 | | Волшебная кладовая: почва – кормилица |
13 | 12 | 30.11 | | Где жить лучше? |
14 | 13 | 07.12 | | Где жить лучше? |
15 | 14 | 14.12 | | Природа – наш общий дом |
16 | 15 | 21.12 | | Природа – наш общий дом |
Мир живой природы (15 ч) |
17 | 1 | 28.12 | | Мир живой природы |
18 | 2 | 11.01 | | Мир живой природы |
19 | 3 | 18.01 | | Зеленый наряд планеты |
20 | 4 | 25.01 | | Зеленый наряд планеты |
21 | 5 | 01.02 | | Зеленый наряд планеты |
22 | 6 | 08.02 | | Эти удивительные животные |
23 | 7 | 15.02 | | Эти удивительные животные |
24 | 8 | 22.02 | | Эти удивительные животные |
25 | 9 | 29.02 | | Грибное царство |
26 | 10 | 07.03 | | А что у вас на обед? |
27 | 11 | 14.03 | | А что у вас на обед? |
28 | 12 | 21.03 | | Это наш уютный дом, хорошо живется в нем! |
29 | 13 | 28.03 | | Это наш уютный дом, хорошо живется в нем! |
30 | 14 | 04.04 | | Как рябинка в соседний лес переехала |
31 | 15 | 11.04 | | Как рябинка в соседний лес переехала |
Природа и человек (2 ч) |
32 | 1 | 18.04 | | Человек – часть природы |
33 | 2 | 25.04 | | Человек – часть природы |
34 | 3 | 02.05 | | Мир родного края. |
35 | 4 | 16.05 | | Мир родного края. |
36 | 5 | 23.05 | | Мир родного края. |
8. Описание материально-техническое обеспечение
Компьютер.
Принтер.
Экран.
Проектор.
9. Литература для организации занятий
Акимушкин И.И. Причуды природы. М.: Просвещение, 2009.
Бровкина Е. Т. Животные водоемов и побережий: учебное пособие для школьников младших и средних классов. М.: Эгмонт Россия,2001.
Бровкина Е.Т. Животные леса: учебное пособие для школьников младших и средних классов. М.: Эгмонт Россия Лтд, 2000.
Бровкина Е. Т. Птицы леса: учебное пособие для школьников младших и средних классов. М.: Эгмонт Россия Лтд, 2000.
Дитрих А.К. Почемучка. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Козлова Т.А. Атлас родной природы. Цветы садов и полей: учебное пособие для школьников младших и средних классов. М.: Эгмонт Россия, 2001.
Козлова Т.А. Растения водоема: учебное пособие для школьников младших и средних классов. М.: Эгмонт Россия Лтд, 2000.
Козлова Т.А. Растения леса: учебное пособие для школьников младших и средних классов. М.: Эгмонт Россия Лтд, 2000.
Сергеева М.Н. Атлас родной природы. Грибы: учебное пособие для школьников младших и средних классов. М.: Эгмонт Россия, 2001.