СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа -модуль Шашки

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шашки ,программа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа -модуль Шашки»


Рабочая программа курса внеурочной деятельности

по спортивно - оздоровительному направлению

« Шашки»

1- 4 классы

Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности " Шашки"  для обучающихся 1- 4 класса общеобразовательного учреждения. Программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:


  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.


  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196.


  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010


  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта2011 г., регистрационный номер 19993.



  5. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шашки" разработана в соответствии с требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности в начальной школе.

Данная программа подчёркивает уникальные возможности умственного и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработке воли и характера, формирование умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности. Шашки вызывают повышенный интерес, как у взрослых, так и у детей.
Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности обучающихся

Цель программы:


  • Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.


выработать у учащихся

Задачи:

Обучающие:


  • Обучение основам шашечной игры;


  • Подготовка квалифицированных спортсменов;


  • Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.


Воспитательные:


  • Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;


  • Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;


  • Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.


Развивающие:


  • развитие стремления детей к самостоятельности;


  • Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

Для повышения интереса обучающихся к занятиям шашкам и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.



Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемой игре. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа ходов, этюдов, шашечных задач и комбинаций, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях.

Формы обучения: индивидуальная, групповая.


Общая характеристика учебного курса программы
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей обучающихся. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества.

Программа служит для того, чтобы обучающие смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.

Ключевые понятия программы:

- комбинация;- жертва; - атака; - защита; - дебют; - окончание; тактика;

- стратегия; - угроза;- связка; и др.


Этапы реализации программы на каждый год обучения: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе первого года обучения учащиеся знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.

На втором основном этапе учащиеся изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с игрой в международные шашки с композицией и дебютами.
На кружке учитель устанавливает и реализует межпредметные связи математикой, информатикой, логикой, историей, физкультурой.

Планируемые результаты освоения курса «Шашки»


Личностные результаты

Личностные

результаты освоения программы курса:

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,

бережному отношению к материальным и духовным

ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей.

метопредметные результаты

результаты освоения программы курса:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-ледственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении

функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной

деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окру

жающих.

предметные результаты

результаты освоения программы курса.

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять

фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Правила хода и взятия каждой из фигур




Предполагаемые результаты реализации программы:

- улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;

-развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;

-укрепление здоровья школьников.





Самоопределение:

-готовность и способность обучающихся к самоопределению;

-внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

-принятие образа хорошего ученика»;

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.



Смыслообразование:

-мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

-самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.



Нравственно-этическая ориентация:

-уважительное отношение к иному мнению;

-навыки сотрудничества в разных ситуациях;

-эстетические потребности, ценности и чувства.



Содержание программы
1. Шашечный кодекс. Судейство и организация соревнований

Правила игры. Нотация. Турнирная дисциплина. Правила: «тронул - ходи», «бить - обязательно». Значение спортивных соревнований и их место в учебно-тренировочном процессе. Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные, товарищеские, сеансы одновременной игры. Судейство соревнований. Воспитательная роль судьи. Системы проведения соревнований: круговая, олимпийская, швейцарская, система микроматчей, смешанная. Основные положения шашечного кодекса. Разрядные нормы.


2. Исторический обзор

Возникновение шашечных игр. Появление шашек на Руси. Упоминание их в былинах и других литературных памятниках. Шашки в культурной жизни России.


4. Начало партии

Основные стадии партии: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль).

Значение начала (дебют) в русских шашках.

5.Середина игры

Преимущество центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки. Фланги. Недопустимость заметного ослабления одного из них. Значение ударных колонн. Шашки первого ряда, их связь с укреплением и ослаблением позиций. Порядок введение шашек в игру. «Золотая» шашка.

Определение комбинации. Финальные удары. Простейшие элементы комбинации: устранение «мешающих» шашек и «доставка» недостающих, подрыв слабых полей.

6.Окончание

Нормальные окончания. Петля. Двойная петля. Четыре дамки против одной. Три дамки против одной. Треугольник Петрова. Борьба простых. Понятия: размен, выигрыш темпа, оппозиция, скользящий размен, запирание, распутье, вилка, трамплин. Понятия: цепочка, столбняк, переплёт, западня, застава, 4 дамки против 2-х дамок. Примеры: самоограничение, отбрасывание. Три дамки против дамки и простой.


7.Основы методики тренировки

Сочетание тренировок под руководством тренера с индивидуальной работой.

Выработка специфической логики для определения особенностей позиций. План игры.

8. Спортивный режим

Значение спортивного режима. Ежедневная гимнастика, водные процедуры, нормальный сон, питание, двигательная активность. Личная гигиена шашиста. Методы закаливания.
9. Шашечная литература

Начальное знакомство с основными исследованиями по дебютной теории, пособиями по тактике, стратегии и окончаниям.



10. Квалификационные турниры, анализ партий и типовых позиций, индивидуальные занятия

Соревнования различного уровня. Анализ и самоанализ шашечных партий.

Разбор типовых позиций. Индивидуальные занятия в домашних условиях.
11.Теоритические семинары. Контрольные работы, доклады и рефераты учащихся

Семинары и презентации. Доклады и рефераты учащихся по темам: физическая культура и спорт в стране; шашечный кодекс; судейство и организация соревнований; исторический обзор развития шашек.





































1


Шашки в Древнем Египте

1,5

2


Шашки в Древней Греции

1,5

3


Шашки в Древнем Риме

1,5

4


Правила игры в шашки

1,5

5


Расстановка шашек.

1,5

6


Ходы простых шашек

1,5

7


Превращение в дамки

1,5

8


Ходы дамок.

1,5

9


Ударные ходы шашек и дамок

1,5

10


Диагональ доски.

1,5

11


Ничья, выигрыш, проигрыш

1,5

12


Эндшпиль Превращение в дамку ударным ходом

1,5

13


Различные вилы петель.

1,5

14


Использование путей доски для ловли дамки

1,5

15


Четыре дамки против одной

1,5

16


Борьба простых шашек

1,5

17


Шашечный турнир.

1,5

18


Дебют в шашках

1,5

19


Дебютная часть партии

1,5

20


Тактика в дебюте

1,5

21


Миттельшпиль в шашках

1,5

22


Середина игры.

1,5

23


Строение доски

1,5

24


Центр, левый фланг, правый фланг

1,5

25


Коловое поле.

1,5

26


Приём «столбняк».

1,5

27


Построение петли с использованием четырёх фигур.

1,5

28


Использование путей доски для ловли дамки приёмом столбняк.

1,5

29


Приём «распутье».

1,5

30


Борьба простых шашек

1,5

31


Ударная колонна из двух шашек

1,5

32


Решето и опорные шашки.

1,5

33


Решето и опорные шашки

1,5

34


Финальный удар.

1,5

35


Цепочка подударных шашек

1,5

36


Перевод шашки в финальную цепь

1,5

37


Использование нападения. Роздых

1,5

38


Появление шашечных книг

1,5

39


Шашечная игра в литературе

1,5

40


Правила фиксации ничьей в соревнованиях

1,5

41


Выигрыш партии приёмом «запирание».

1,5

42


Нападение на шашку.

1,5

43


Виды защит от нападения

1,5

44


Виды оппозиции.

1,5

45


Шашки народов Мира.

1,5

46


Обратные шашки (поддавки), игра «уголки».

1,5

47


Композиция в шашках.

1,5

48


Необычные задания в игре.

1,5

49


Рекордные композиции и задания.

1,5

50


Сеансы одновременной игры.

1,5

51


Шашки в странах Мира.

1,5

52


Шашечная нотация

1,5

53


Запись ходов, запись партии

1,5

54


Нападение на шашку.

1,5

55


Защита от нападения ответным нападением

1,5

56


Выигрыш запиранием шашек.

1,5

57


Оппозиция.

1,5

58


Ударная колонна.

1,5

59


Решето.

1,5

60


Простейшие одноходовые удары

1,5

61


Использование нападения. Роздых

1,5

62


Тренировочные игры, матчевые встречи

1,5

63


Учебная игра в шашки

1,5

64


Учебная игра «поддавки»

1,5

65


Учебная игра «уголки»

1,5

66


Учебная игра соревнования между учащимися

1,5

67


Учебная игра по выбору

1,5

68


Подведение итогов

1,5

Итого:

102ч.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!