Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Освоение Рабочей программы учебного предмета «Музыка» обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
уважительное отношение к культуре других народов;
эстетические потребности, ценности и чувства;
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;
–эстетические и ценностно — смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
– любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;
– учебно — познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально — практической и творческой деятельности;
– знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;
– основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);
– навыки оценки и самооценки результатов музыкально — исполнительской и творческой деятельности;
– основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– устойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально -эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении;
– гражданской идентичности на основе личностного принятия культурных традиций, уважения к истории России;
– чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства;
– толерантности на основе представлений об этнической самобытности музыкального искусства разных народов;
– представлений об эстетических идеалах человечества, духовных отечественных традициях;
– способности видеть в людях лучшие качества;
– способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания и представления о музыке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;
– планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнительскими и учебными задачами;
– различать способ и результат собственных и коллективных действий;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
– вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;
– осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;
– высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;
– принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках;
– действовать самостоятельно при разрешении проблемно — творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);
– использовать знаково -символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных (музыкально — исполнительских) задач;
– воспринимать и анализировать тексты, в т. ч. нотные;
– строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
– устанавливать аналогии;
– представлять информацию в виде сообщения
с иллюстрациями (презентация проектов).
Обучающийся получит возможность научиться:
– расширять свои представления о музыке и музыкантах, о современных событиях музыкальной культуры;
– фиксировать информацию о явлениях музыкальной культуры с помощью инструментов ИКТ;
– соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
– строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно — музыкальной выразительности;
– произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
– строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно — следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;
– контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
– продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в т. ч. в проектной деятельности;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатичного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позиию и координировать ее с позицией партнеров;
– проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе импровизаций, хорового пения, коллективной творческой деятельности;
– участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.
Содержание учебного предмета, курса
Раздел I. Россия – Родина моя. (3 ч)
Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн – главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).
Раздел II. День, полный событий. (6 ч)
Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано – его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.
Раздел III. О России петь – что стремиться в храм. (4 ч)
Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.
Раздел IV. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (5 ч)
Фольклор – народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки.
Раздел V. В музыкальном театре. (5 ч)
Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля оперного и балетного спектаклей. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы – характеристики главных действующих лиц. Финал.
Раздел VI. В концертном зале. (5 ч)
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальная живопись. «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Симфония № 40 соль минор В.А. Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В.А. Моцарта, М. Мусоргского.
Раздел VII. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. (6 ч)
Композитор – исполнитель – слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.С. Баха, М. Глинки, В.А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия рисунок, лад – цвет). Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Дата | Название раздела, тема урока. | Количество часов |
| по плану | фактически |
| | Раздел I «Россия – Родина моя» | 3 часа |
| | | Мелодия. «Рассвет на Москве – реке» М.Мусоргский. | 1 |
| | | Здравствуй, Родина моя! «Моя Россия» Г. Струве. | 1 |
| | | Гимн России «Гимн России» А. Александров С. Михалков. | 1 |
| II Раздел «День, полный событий» | 6 часов |
(1) | | | Музыкальные инструменты. «Детская музыка» С. Прокофьев | 1 |
(2) | | | Природа и музыка. «Утро – вечер» С. Прокофьев, «Прогулка» С.Прокофьев | 1 |
(3) | | | Танцы, танцы, танцы. «Камаринская», «Вальс», «Полька» П. И. Чайковского. | 1 |
(4) | | | Эти разные марши. «Марш деревянных солдатиков» .П.Чайковский | 1 |
(5) | | 23.10 | Расскажи сказку. Колыбельная. Мама. «Нянина сказка» П. Чайковский | 1 |
(6) | | 13.11 | Обобщающий урок. | 1 |
| III Раздел «О России петь – что стремиться в храм» | 4 часа |
(1) | | 20.11 | Великий колокольный звон. «Великий колокольный звон» М.Мусоргский | 1 |
(2) | | 27.11 | Святые земли Русской. Князь А. Невский. С.Радонежский. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев | 1 |
(3) | | 4.12 | «Утренняя молитва». «В церкви». «Детский альбом» П. Чайковский: «Утренняя молитва» | 1 |
(4) | | 11 | «С Рождеством Христовым!» «Рождественская песенка» - П. Синявский | 1 |
| | IV Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 5 часов |
(1) | | 18 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. «Бояре, а мы к вам пришли»; «Выходили, красны девицы» - р.н.п. – игра. | 1 |
(2) | | 25 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами». | 1 |
(3) | | 16.01 | Проводы зимы. Масленичные песни. Весенние заклички | 1 |
(4) | | 22 | Встреча весны. 1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п; 3.масленичные песни; 4. весенние заклички. | 1 |
(5) | | 29 | Обобщающий урок. | 1 |
| V Раздел «В музыкальном театре» | 5 часов |
(1) | | 5.02 | Сказка будет впереди. Детский муз. театр. Опера. «Песня – спор» Г. Гладков | 1 |
(2) | | 12.02 | Детский муз. театр. Балет. «Вальс. Полночь» из балета «Золушка» С. Прокофьев | 1 |
(3) | | 19 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки | 1 |
(4) | | 26/02 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Сцена из первого действия оперы «Руслан и Людмила». | 1 |
(5) | | 4.03 | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Финал. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинка | 1 |
| | VI раздел «В концертном зале | 5 часов |
(1) | | 11 | Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». | 1 |
(2) | | 18 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. М. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках» | 1 |
(3) | | 8/04 | «Звучит нестареющий Моцарт». | 1 |
(4) | | | Симфония № 40. Увертюра. Увертюра «Свадьба Фигаро» В. Моцарт | 1 |
(5) | | | Обобщающий урок. | 1 |
| VII раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». | 6 часов |
(1) | | | Волшебный цветик-семицветик. И все это – Бах. Музыкальные инструменты (орган). «Менуэт» И. -С. Бах. | 1 |
(2) | | | Все в движении. Попутная песня. «Попутная песня» М. Глинка. | 1 |
(3) | | | Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Природа и музыка. Печаль моя светла. Д. Кабалевский: «Кавалерийская», «Клоуны». | 1 |
(4) | | | Итоговая контрольная работа | 1 |
(5) | | | Анализ итоговой контрольной работы. Мир композитора. (П. Чайковский, С. Прокофьев). «Жаворонок» М. Глинка. | 1 |
(6) | | | «Мелодия - душа музыки». Прослушивание музыкальных произведений. | 1 |
18