Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 276
Красносельского района города Санкт-Петербурга
(ГБОУ СОШ № 276 Санкт-Петербурга)
«Рекомендовано к утверждению» Председатель МО __________/Е.Н. Носова./ ФИО Протокол № ___ от ______ августа 2017г. | «Согласовано» Заместитель директора поУР ГБОУ СОШ № 276 г. Санкт-Петербурга _____________/А.О.Лисицкая / ФИО ____ августа 2017г. | Утверждаю Директор ГБОУ СОШ № 276 г. Санкт-Петербурга _____________/Е.А.Ненахов/ ФИО Приказ № ___ от ____ августа 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по___музыке_4 «А»,4 «Б»,4 «В», 4 «Г»
Предмет, класс и т.п.
Разработана учителем ГБОУ СОШ № 276
___первой_категории________
(квалификационная категория)
_____Киреевой Т.И.__________
(фамилия, имя, отчество)
2017 – 2018 учебный год
1. Пояснительная записка.
1.1 Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа
Федеральный закон № 273 – ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»,
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 253 от 31.03.2014 года;
Приказ от 29.12.2016 № 1677 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».
Учебный план школы на 2017-2018 учебный год.
1.2. Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учётом возможностей учебно-методической системы «Школа России».
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева Т. С., Шмагина, М., Просвещение, 2011.
Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Актуальность и педагогическая целесообразность использования программы заключается в том, что она является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
1.3. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Цель – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи - воспитание интереса, эмоционально–ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всё многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и
слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
-накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах
музыкальной деятельности.
1.4. Определение места и роли учебного курса в учебном плане.
Согласно Базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки во 4 классе начальной школы выделяется 34часа (1 час в неделю, 34 учебные недели)
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
1.5. Общая характеристика учебного коллектива.
4А - Класс учащихся 4 «А» хорошо обученный и организованный коллектив.
4Б -
4В -
4Г-
1.6 Информация о внесенных изменениях, внесенных в Примерную программу.
Изменений, внесённых в Примерную программу по предмету нет.
1.7. Информация об используемом УМК (особенности его содержания и структуры)
Учебно-методический комплект «Музыка» . Авторы: Сергеева Г.П (руководитель проекта), Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина.
Идеи Д.Б. Кабалевского в содержании УМК «Музыка»:
- Духовно-нравственная направленность
- Связь с жизнью
- Опора на закономерности музыки (жанры, язык, образ, стиль)
- Методы познания, адекватные интонационной природе музыки
- Критерии отбора материала: художественность, воспитательная ценность, педагогическая целесообразность
- Целостность урока музыки
- Разнообразие видов музыкально-практической деятельности учащихся особенности содержания УМК «Музыка»
-Соответствие Федеральному компоненту государственного стандарта : фольклор, музыка религиозной традиции; «золотой фонд» классического наследия; современная (академическая и популярная) музыка;
-Усиление роли русского музыкального искусства: вхождение ребенка в мир музыки «от родного порога»;
-Концентрический принцип структурирования материала;
-Формирование музыкальной культуры учащихся на основе развития ассоциативно-образного мышления;
-Интеграция основного и дополнительного музыкально-эстетического образования и воспитания
1.8. Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков.
Слушание музыки. Опыт эмоционально – образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально – слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально – хоровых умений и навыков для передачи музыкально – исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально – пластическое интонирование. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально – личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально – пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально – творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры – драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
1.9. Виды и формы промежуточного и итогового контроля:
- текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
2. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой начального общего образования.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умении;
овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
• чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
• уважительное отношение к культуре других народов:
• эстетические потребности, ценности и чувства
• развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
• развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
• способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
• освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
• умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
• основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
• начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
• воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
• воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
• вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
• реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
• понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
1.Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
2.Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
3. Содержание учебного предмета «Музыка» 4 класс.
I четверть (9 часов)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Урок 1. Мелодия. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Урок 2. Как сложили песню. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Урок 3. Патриотическая музыка. Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М. Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества.
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»(1 ч.)
Урок 4. Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира. («Богатырские ворота» М.П. Мусоргский, «Богатырская симфония» А. Бородин).
Тема раздела: «День, полный событий» (5 ч.)
Урок 5. Лирика в музыке и поэзии. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Урок 6. «Что за прелесть эти сказки!». Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Урок 7. Ярмарочное гулянье. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Урок 8. Музыкальные интонации. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М. Глинка).
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 1 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.
II четверть (7 часов)
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)
Урок 10. Музыкальные инструменты России. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Урок 11. Оркестр русских народных инструментов. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Тема раздела: «В концертном зале» (5 ч.)
Урок 12. Музыкальные инструменты . Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).
Урок 13. Музыкальные жанры. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 14 Ф.Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
Урок 15. Л.В.Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Урок 16. Обобщающий урок-концерт. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
III четверть (10 часов)
Тема раздела: «День, полный событий» (1 ч.)
Урок 17. Зимнее утро. Зимний вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Урок 18. Опера «Иван Сусанин». Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Урок 19. Опера «Иван Сусанин». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Урок 20. Оперы М. Мусоргского. Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Урок 21. Восточные мотивы. Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
Урок 22. Балет. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
Урок 23. Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3 ч.)
Урок 24. Музыкальная речь. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Урок 25. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 3 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
IV четверть (8 часов)
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (3 ч.)
Урок 27. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С.Рахманинов).
Урок 29. Кирилл и Мефодий. Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)
Урок 30. Народные праздники. «Троица». Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч.)
Урок 31.Музыкальные интонации. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Урок 32. Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
Урок 33. Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»).
Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
3. Тематический план
№ | Дата проведения | Тема урока | Кол ч. |
план | факт |
1 тема «Россия – Родина моя»- 3 ч. |
1 | | | Мелодия. | 1 |
2 | | | Как сложили песню. | 1 |
3 | | | Патриотическая музыка. | 1 |
2 тема «О России петь – что стремиться в храм»-1 ч. |
4 | | | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 |
3 тема «День, полный событий»- 5 ч. |
5 | | | Лирика в музыке и поэзии. | 1 |
6 | | | «Что за прелесть эти сказки!». | 1 |
7 | | | Ярмарочное гулянье. | 1 |
8 | | | Музыкальные интонации. | 1 |
9 | | | Обобщающий урок-концерт | 1 |
4 тема «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» -2 ч. |
10 | | | Музыкальные инструменты России. | 1 |
11 | | | Оркестр русских народных инструментов. | 1 |
5 тема «В концертном зале» -5 ч. |
12 | | | Музыкальные инструменты . | 1 |
13 | | | Музыкальные жанры. | 1 |
14 | | | Ф.Шопен. | 1 |
15 | | | Л.В.Бетховен. | 1 |
16 | | | Обобщающий урок –концерт. | 1 |
6 тема «День, полный событий» -1 ч. |
17 | | | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 |
7 тема «В музыкальном театре» -6 ч. |
18 | | | Опера «Иван Сусанин». | 1 |
19 | | | Опера «Иван Сусанин». | 1 |
20 | | | Оперы М.Мусоргского. | 1 |
21 | | | Восточные мотивы. | 1 |
22 | | | Балет. | 1 |
23 | | | Театр музыкальной комедии. | 1 |
8 тема «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» -3 ч. |
24 | | | Мастерство исполнителя | 1 |
25 | | | Музыкальные инструменты. | 1 |
26 | | | Обобщающий урок - концерт | 1 |
9 тема «О России петь – что стремиться в храм» -3 ч. |
27 | | | Праздники Русской православной церкви. | 1 |
28 | | | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 |
29 | | | Кирилл и Мефодий. | 1 |
10 тема «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» -1 ч. |
30 | | | Народные праздники. «Троица». | 1 |
11 тема «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» -4 ч. |
31 | | | Музыкальные интонации. | 1 |
32 | | | Музыкальный сказочник. | 1 |
33 | | | Выразительность и изобразительность в музыке. | 1 |
34 | | | Обобщающий урок – концерт. | 1 |
Итого за год – 34 часа. |
4. Требования к уровню подготовки учащихся
способность воспринимать музыку различных жанров;
эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально – творческой деятельности;
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека:
демонстрировать понимание интонационно – образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально – пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)
5. Критерии и нормы оценки освоения результатов основной
общеобразовательной программы
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных народов, стилей, композиторов;
• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
• развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
• совершенствование умений и навыков музыкально-творческой деятельности.
- насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;
-умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;
-умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
-каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении характер исполняемых произведений.
Календарно-тематическое планирование (приложение №1 к рабочей программе)
№ урока |
Дата проведения урока |
Тема урока |
Основные виды учебной деятельности |
Планируемые предметные результаты освоения материала |
Универсально учебные действия (УУД) |
По плану | По факту |
Россия – родина моя 4 ч. |
1. | | | Мелодия. стр.8-11 «Вся Россия просится в песню». Как мелодия передает душевное состояние композитора? | Восприятие музыки Размышление Высказывание суждений. | Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России. Научится слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку инструментального концерта. Получат возможность научиться владеть навыками кантиленного пения. | Регулятивные: Целеполагание в постановке учебных задач. Познавательные: Владение навыками речевого высказывания. Коммуникативные: Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. |
2 | | | Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» Как звучит вокализ? «Вокализ. стр.12-13 | Восприятие музыки Размышление Высказывание суждений. | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества. Научится определять новый жанр музыки. Получит возможность развивать творческие способности, певческий голос. | Р: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли. П: закрепление представлений о муз. языке вокализа, средствах муз. выразительности. К: продуктивное сотрудничество со сверстниками . |
3 | | | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | | | |
4 | | | «На великий праздник собралася Русь!» Как композитор рассказывает о защитниках нашей Родины в кантате? Кантата. стр.20-23 | Вокализация: «Славны были наши деды» Хор «Славься» «Вставайте, люди русские». | Становление эстетических идеалов. Уважительное отношение к истории и культуре русского народа. Научится воспринимать музыку кантаты. Получит возможность научиться участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов. | Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя. П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
«О России петь – что стремиться в храм» (1 час) |
5 | | | Святые Земли Русской. Илья Муромец Стихира стр.26-27 Как звучит стихира? | Стихира. Пение а,капелла. Икона «Всех святых в земле Русской просиявших». | Понимание жизненного содержания религиозной музыки. Научится оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык духовной музыки. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: Узнавать, называть жанры духовной музыки. К: Формулировать свои затруднения. |
«День, полный событий» -5 ч |
6 | | | Осень в творчестве русских композиторов. Стр.42-43 Как композитор передает осеннее настроение? | Лирика в поэзии и музыке. П.И.Чайковский «Осенняя песнь». Г.В.Свиридов «Осень», «Пастораль». | Наличие эмоционального отношения к искусству. Научится воспринимать музыку и размышлять о ней. Развитие навыков кантиленного пения | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки. П: Владение навыками интонационно-образного анализа муз.произведения. К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов. |
7 | | | «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда Как композитор «рисует» сказочные музыкальные образы? | Осваивают элементы музыкального языка: Тембр, регистр. Сравнительный анализ Средств муз. выразительности. | Развитие эмоциональной отзывчивости. Научится наблюдать за результатом музыкального развития на основе различий интонаций, тем, образов. | Р: Обобщенность действий, критичность. П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. К: Оценка действий партнера в групповой деятельности. |
8 | | | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь Как звучат народные мелодии в музыке П.И.Чайковского? Какая музыка звучит на ярмарках? Ярмарка в искусстве. Стр.52-53 | Учатся сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки. Получит возможность реализовать собственные замыслы в инсценировке песни. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. Усвоят Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Обработка русской народной песни. | Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия. П: Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных стилей. К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. |
9 | | | Обобщающий урок 1 четверти. | Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 1 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся. | Накопление слуховых впечатлений. | Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки. П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке. К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 ч.) |
10 | | | Музыкальные инструменты России. | Изучают различные ре тембры русских народных инструментов. | Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. | Уважительное отношение к истории и культуре русского народа. Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. |
11 | | | Оркестр русских народных инструментов. | Слушают сказку «Музыкант-чародей» | Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира | Уважительное отношение к истории и культуре русского народа. Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. |
«В концертном зале» (5 ч.) |
12 | | | Музыкальные инструменты Струнный квартет. Стр.74-75 Как композитор в музыке передает ночной пейзаж? | Запоминают звучание скрипки, виолончели Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром). | Научится сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов, пению в ансамбле. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки. П: Умение сравнивать музыкальные образы. К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия. |
13 | | | Музыкальные жанры . Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке. | Учатся воспринимать музыку, размышлять о ней. Возможность научиться музицированию, импровизированию. | Научится воспринимать музыку вокальных жанров. Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в пении. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса. К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа. |
14 | | | Ф.Шопен. | Слушают музыку Фридерика Шопена | Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы. Творческое развитие.Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»). | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П:Активизация творческого мышления. К: Умение учитывать разные мнения. Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека. |
15 | | | Л.В.Бетховен. | Слушают и анализируют особенности музыки Бетховена | Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» | Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека. Понимание жизненного содержания музыки. |
16 | | | Обобщающий урок-концерт | Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Научатся воспринимать музыку, размышлять о ней. Возможность научиться музицированию, импровизированию. Понимание жизненного содержания музыки. | Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки. П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке. К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки |
3 четверть«День, полный событий» (1 ч.) |
17 | | | Зимнее утро. Зимний вечер. | Слушание.Восприятие и осмысление образов природы, изображённых в муз. произведениях. | Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя. | |
«В музыкальном театре» (6 ч.) |
18 | | | Опера «Иван Сусанин» | Музыкальная характеристика героев оперы. Учатся наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки | Ценностное отношение к музыкальной культуре. Научится наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: Использовать общие приемы решения задач. К: Умение вести диалог. |
19 | | | Опера «Иван Сусанин». Музыкальная драматургия оперы | Музыкальная характеристика героев оперы. Как композитор охарактеризовал стан противника? Учатся наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки. | Ценностное отношение к музыкальной культуре. Музыкальный образ. Полонез. Мазурка. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Узнавать и называть танцевальные жанры. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. |
20 | | | Оперы М. Мусоргского. | | Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Получат обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского). | Р: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства. П: Узнавать, называть жанры. К: Формулировать собственное мнение и позицию. |
21 | | | Восточные мотивы | Музыкальный анализ особенностей восточных интонаций | Готовность выражать свое отношение к искусству.Как звучат восточные интонации? Особенности восточного колорита. Восточные интонации. Вариации. Орнамент. Научится слышать восточные интонации в музыке русских композиторов: М.И.Глинки и М.П.Мусоргского. | Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. К: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов. |
22 | | | Балет «Петрушка» | Учатся распознавать художественный смысл музыки, понимать роль музыки в жизни человека. | Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству. И.Ф.Стравинский. Оркестровые тембры. Музыка в народном стиле. | Р: Использовать речь для регуляции своего действия. П: Узнавать, называть знакомые интонации. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками при инсценировании сцены из балета. |
23 | | | Театр музыкальной комедии | | Научится ориентироваться в разнообразии музыкального искусства, сравнивать жанры. Музыкальный жанр: оперетта, мюзикл. И.Штраус. Ф. Лоу. | Р: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства. П: Узнавать, называть жанры. К: Формулировать собственное мнение и позицию. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3ч.) |
24 | | | Прелюдия. | Учатся передавать собственные музыкальные впечатления, определять на слух 3-х частную форму. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. Музыкальный жанр: прелюдия. С.В.Рахманинов. Форма музыки: трехчастная. Научатся узнавать, называть жанры. | Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. К: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства. К: Формулировать собственное мнение и позицию. |
25 | | | Исповедь души. | Научится размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. Как звучат прелюдии Шопена? | Уважительное отношение к истории и культуре польского народа. Развитие музыкального образа в прелюдии. Ф.Шопен. | Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками. |
26 | | | Обобщающий урок 3 четверти | Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 3 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. | Накопление слуховых впечатлений. Развитие музыкального кругозора и эрудиции. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Узнавать и называть танцевальные жанры. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. |
IV четверть (8 часов) Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (3 ч.) |
27 | | | Праздников праздник, торжество из торжеств | Учатся воспринимать пасхальное песнопение. Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом | Понимание жизненного содержания религиозной музыки. Научится оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык духовной музыки. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: Узнавать, называть жанры духовной музыки. К: Формулировать свои затруднения. |
28 | | | Родной обычай старины. Светлый праздник | Учатся воспринимать пасхальное песнопение. Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом | Понимание жизненного содержания религиозной музыки. Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Воспитание патриотических чувств. К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. |
29 | | | «Былинные наигрыши и напевы». | Слушание. Размышление. Высказывание своих суждений, впечатлений. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. Научатся узнавать народные былинные песнопения, слышать их интонации в музыке русских композиторов. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Воспитание патриотических чувств. К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. |
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч.) |
30 | | | Музыкальные интонации | Выявляют характерные интонации для конкретных муз. образов. | Научится понимать жизненный смысл музыкального произведения. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?» | Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга. |
31 | | | Музыкальный сказочник | Знакомятся с музыкальными образами в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»). | Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»). | Р: Развернутость анализа музыкального сочинения. П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке. К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки. |
32 | | | Выразительность и изобразительность в музыке | Анализируют и соотносят выразитнльные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их ваимосвязи и взаимодействии. Распознают смысл различных муз. форм | Научатся размышлять о музы- кальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. К: Определение способов взаимодействия . |
33 | | | Музыкальные инструменты: гитара. | | Многообразие жанров музыки. Триединство: композитор, исполнитель, слушатель | Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.) |
34 | | | Народные праздники. «Троица». | | Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день. | Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя. П: Контролировать и оценивать результат деятельности. К: Хоровое пение, пение по группам и с солистами. |