СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Музыка. 4 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В четвёртом классе продолжается обобщение и систематизация жизненного и музыкального опыта учащихся, дальнейшее расширение их представлений о роли музыки в жизни людей, освоение знаний о музыке и музыкантах, специфических понятий музыкального искусства.

            Главной задачей  является осознание четвероклассниками взаимодействия различных сфер музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, слушание (композитор–исполнитель–слушатель). Важно, чтобы музицирование (хоровое, ансамблевое, сольное пение, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные) на завершающем этапе начальной школы приобретало качество и личностный смысл для каждого учащегося, несмотря на разный уровень развития музыкальных способностей.

            Учебный материал может способствовать развитию интереса школьников к музыке, музыкальным занятиям, становлению самостоятельности суждений о музыке, формированию чувства стиля (исторического, национального, индивидуального), расширению знаний об особенностях музыки, совершенствованию музыкально-практических навыков. Немаловажную роль в процессе музыкального развития четвероклассников продолжают играть ассоциативно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, театром.

            По-прежнему актуальным является использования метода концентризма при выстраивании последовательности изучений тех или иных произведений, метода эмоциональной драматургии урока музыки, метода «сходства и различия», метода составления композиций.

            На уроках  происходит изучение таких разделов Учебника как  «В музыкальном театре» (опера, балет, оперетта, мюзикл), «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(изучение жанров – прелюдия, этюд; музыкальных инструментов, творчества композиторов и исполнителей).

            В данных поурочных рекомендациях материал Учебника распределен так, чтобы учитель мог учитывать особенности календарного тематического планирования. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Музыка. 4 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 276

Красносельского района города Санкт-Петербурга

(ГБОУ СОШ № 276 Санкт-Петербурга)


«Рекомендовано к утверждению»

Председатель МО

__________/Е.Н. Носова./

ФИО

Протокол № ___

от ______ августа 2017г.


«Согласовано»

Заместитель директора поУР ГБОУ СОШ № 276

г. Санкт-Петербурга

_____________/А.О.Лисицкая /

ФИО

____ августа 2017г.


Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ № 276

г. Санкт-Петербурга

_____________/Е.А.Ненахов/

ФИО

Приказ № ___

от ____ августа 2017г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ



по___музыке_4 «А»,4 «Б»,4 «В», 4 «Г»

Предмет, класс и т.п.




Разработана учителем ГБОУ СОШ № 276

___первой_категории________

(квалификационная категория)

_____Киреевой Т.И.__________

(фамилия, имя, отчество)














2017 – 2018 учебный год

1. Пояснительная записка.

1.1 Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа

  • Федеральный закон № 273 – ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от  06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от  29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об  утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от  26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»,

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 253 от 31.03.2014 года;

  • Приказ от 29.12.2016 № 1677 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».

  • Учебный план школы на 2017-2018 учебный год.

1.2. Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учётом возможностей учебно-методической системы «Школа России».

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева Т. С., Шмагина, М., Просвещение, 2011.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Актуальность и педагогическая целесообразность использования программы заключается в том, что она является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.


1.3. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Цель – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи - воспитание интереса, эмоционально–ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всё многообразии его форм и жанров;

- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и

слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

-накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах

музыкальной деятельности.

1.4. Определение места и роли учебного курса в учебном плане.

Согласно Базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки во 4 классе начальной школы выделяется 34часа (1 час в неделю, 34 учебные недели)

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

1.5. Общая характеристика учебного коллектива.

4А - Класс учащихся 4 «А» хорошо обученный и организованный коллектив.

4Б -

4В -

4Г-

1.6 Информация о внесенных изменениях, внесенных в Примерную программу.

Изменений, внесённых в Примерную программу по предмету нет.

1.7. Информация об используемом УМК (особенности его содержания и структуры)

Учебно-методический комплект «Музыка» . Авторы: Сергеева Г.П (руководитель проекта), Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина.

Идеи Д.Б. Кабалевского в содержании УМК «Музыка»:

- Духовно-нравственная направленность

- Связь с жизнью

- Опора на закономерности музыки (жанры, язык, образ, стиль)

- Методы познания, адекватные интонационной природе музыки

- Критерии отбора материала: художественность, воспитательная ценность, педагогическая целесообразность

- Целостность урока музыки

- Разнообразие видов музыкально-практической деятельности учащихся особенности содержания УМК «Музыка»

-Соответствие Федеральному компоненту государственного стандарта : фольклор, музыка религиозной традиции; «золотой фонд» классического наследия; современная (академическая и популярная) музыка;

-Усиление роли русского музыкального искусства: вхождение ребенка в мир музыки «от родного порога»;

-Концентрический принцип структурирования материала;

-Формирование музыкальной культуры учащихся на основе развития ассоциативно-образного мышления;

-Интеграция основного и дополнительного музыкально-эстетического образования и воспитания


1.8. Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков.

Слушание музыки. Опыт эмоционально – образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально – слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально – хоровых умений и навыков для передачи музыкально – исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально – пластическое интонирование. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально – личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально – пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально – творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры – драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.


1.9. Виды и формы промежуточного и итогового контроля:

- текущий, итоговый

- фронтальный, комбинированный, устный

2. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой начального общего образования.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

  • приобретение знаний и умении;

  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты:

• чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

• уважительное отношение к культуре других народов:

• эстетические потребности, ценности и чувства

• развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

• развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

• способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

• освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий

• умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

• основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

• воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

• начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся:

• воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;

• воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

• вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

• реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;

• понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

1.Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной

  • и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.



2.Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм

  • построения музыки;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

3. Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

3. Содержание учебного предмета «Музыка» 4 класс.

I четверть (9 часов)

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)

Урок 1. Мелодия. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

Урок 2. Как сложили песню. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Урок 3. Патриотическая музыка. Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М. Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества.

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»(1 ч.)

Урок 4. Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира. («Богатырские ворота» М.П. Мусоргский, «Богатырская симфония» А. Бородин).

Тема раздела: «День, полный событий» (5 ч.)

Урок 5. Лирика в музыке и поэзии. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

Урок 6. «Что за прелесть эти сказки!». Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Урок 7. Ярмарочное гулянье. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

Урок 8. Музыкальные интонации. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М. Глинка).

Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 1 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

II четверть (7 часов)

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

Урок 10. Музыкальные инструменты России. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Урок 11. Оркестр русских народных инструментов. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.

Тема раздела: «В концертном зале» (5 ч.)

Урок 12. Музыкальные инструменты . Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

Урок 13. Музыкальные жанры. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 14 Ф.Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

Урок 15. Л.В.Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

Урок 16. Обобщающий урок-концерт. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

III четверть (10 часов)

Тема раздела: «День, полный событий» (1 ч.)

Урок 17. Зимнее утро. Зимний вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)

Урок 18. Опера «Иван Сусанин». Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Урок 19. Опера «Иван Сусанин». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Урок 20. Оперы М. Мусоргского. Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).

Урок 21. Восточные мотивы. Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

Урок 22. Балет. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

Урок 23. Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3 ч.)

Урок 24. Музыкальная речь. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

Урок 25. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 3 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

IV четверть (8 часов)

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (3 ч.)

Урок 27. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).

Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С.Рахманинов).

Урок 29. Кирилл и Мефодий. Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)

Урок 30. Народные праздники. «Троица». Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч.)

Урок 31.Музыкальные интонации. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

Урок 32. Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

Урок 33. Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»).

Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.

3. Тематический план

Дата проведения

Тема урока

Кол ч.

план

факт

1 тема «Россия – Родина моя»- 3 ч.

1



Мелодия.

1

2



Как сложили песню.

1

3



Патриотическая музыка.

1

2 тема «О России петь – что стремиться в храм»-1 ч.

4



Святые земли Русской. Илья Муромец.

1

3 тема «День, полный событий»- 5 ч.

5



Лирика в музыке и поэзии.

1

6



«Что за прелесть эти сказки!».

1

7



Ярмарочное гулянье.

1

8



Музыкальные интонации.

1

9



Обобщающий урок-концерт

1

4 тема «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» -2 ч.

10



Музыкальные инструменты России.

1

11



Оркестр русских народных инструментов.

1

5 тема «В концертном зале» -5 ч.

12



Музыкальные инструменты .

1

13



Музыкальные жанры.

1

14



Ф.Шопен.

1

15



Л.В.Бетховен.

1

16



Обобщающий урок –концерт.

1

6 тема «День, полный событий» -1 ч.

17



Зимнее утро. Зимний вечер.

1

7 тема «В музыкальном театре» -6 ч.

18



Опера «Иван Сусанин».

1

19



Опера «Иван Сусанин».

1

20



Оперы М.Мусоргского.

1

21



Восточные мотивы.

1

22



Балет.

1

23



Театр музыкальной комедии.

1

8 тема «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» -3 ч.

24



Мастерство исполнителя

1

25



Музыкальные инструменты.

1

26



Обобщающий урок - концерт

1

9 тема «О России петь – что стремиться в храм» -3 ч.

27



Праздники Русской православной церкви.

1

28



Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

29



Кирилл и Мефодий.

1

10 тема «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» -1 ч.

30



Народные праздники. «Троица».

1

11 тема «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» -4 ч.

31



Музыкальные интонации.

1

32



Музыкальный сказочник.

1

33



Выразительность и изобразительность в музыке.

1

34



Обобщающий урок – концерт.

1

Итого за год – 34 часа.


4. Требования к уровню подготовки учащихся


  • способность воспринимать музыку различных жанров;

  • эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально – творческой деятельности;

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека:

  • демонстрировать понимание интонационно – образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально – пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)


5. Критерии и нормы оценки освоения результатов основной

общеобразовательной программы

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;


• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных народов, стилей, композиторов;

• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

• развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

• совершенствование умений и навыков музыкально-творческой деятельности.


- насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;

-умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;

-умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;

-каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении характер исполняемых произведений.





Календарно-тематическое планирование (приложение №1 к рабочей программе)

урока



Дата проведения

урока







Тема урока



Основные виды

учебной

деятельности



Планируемые предметные

результаты

освоения материала



Универсально учебные действия (УУД)

По плану

По факту

Россия – родина моя 4 ч.

1.



Мелодия.

стр.8-11 «Вся Россия просится в песню». Как мелодия передает душевное состояние композитора?

Восприятие музыки

Размышление

Высказывание суждений.

Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России.

Научится слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку инструментального концерта.

Получат возможность научиться владеть навыками кантиленного пения.

Регулятивные:

Целеполагание в постановке учебных задач.

Познавательные:

Владение навыками речевого высказывания.

Коммуникативные:

Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины.

2



Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

Как звучит вокализ?

«Вокализ.

стр.12-13

Восприятие музыки

Размышление

Высказывание суждений.

Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества.

Научится определять новый жанр музыки.

Получит возможность развивать творческие способности, певческий голос.

Р: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли.

П: закрепление представлений о муз. языке вокализа, средствах муз. выразительности.

К: продуктивное сотрудничество со сверстниками .

3



Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»




4



«На великий праздник собралася Русь!»

Как композитор рассказывает о защитниках нашей Родины в кантате?

Кантата.

стр.20-23

Вокализация:

«Славны были наши деды»

Хор «Славься»

«Вставайте, люди русские».


Становление эстетических идеалов.

Уважительное отношение к истории и культуре русского народа.

Научится воспринимать музыку кантаты.

Получит возможность научиться участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов.

Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя.

П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

«О России петь – что стремиться в храм» (1 час)

5



Святые Земли Русской.

Илья Муромец

Стихира

стр.26-27

Как звучит стихира?

Стихира.

Пение а,капелла.

Икона «Всех святых в земле Русской просиявших».

Понимание жизненного содержания религиозной музыки.

Научится оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык духовной музыки.

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

П: Узнавать, называть жанры духовной музыки.

К: Формулировать свои затруднения.

«День, полный событий» -5 ч

6



Осень в творчестве русских композиторов.

Стр.42-43

Как композитор передает осеннее настроение?

Лирика в поэзии и музыке.

П.И.Чайковский

«Осенняя песнь».

Г.В.Свиридов

«Осень», «Пастораль».

Наличие эмоционального отношения к искусству.

Научится воспринимать музыку и размышлять о ней. Развитие навыков кантиленного пения

Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.

П: Владение навыками интонационно-образного анализа муз.произведения.

К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов.

7



«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда

Как композитор «рисует» сказочные музыкальные образы?

Осваивают элементы музыкального языка:

Тембр, регистр.

Сравнительный анализ

Средств муз. выразительности.

Развитие эмоциональной отзывчивости.

Научится наблюдать за результатом музыкального развития на основе различий интонаций, тем, образов.

Р: Обобщенность действий, критичность.

П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

К: Оценка действий партнера в групповой деятельности.

8



Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь Как звучат народные мелодии в музыке П.И.Чайковского?

Какая музыка звучит на ярмарках?

Ярмарка в искусстве.

Стр.52-53

Учатся сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки.

Получит возможность реализовать собственные замыслы в инсценировке песни.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

Усвоят Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни.

Обработка русской народной песни.

Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия.

П: Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных стилей.

К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.

9



Обобщающий урок 1 четверти.

Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 1 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

Накопление слуховых впечатлений.

Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки.

П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке.

К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 ч.)

10



Музыкальные инструменты России.

Изучают различные ре тембры русских народных инструментов.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Уважительное отношение к истории и культуре русского народа.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

11



Оркестр русских народных инструментов.

Слушают сказку «Музыкант-чародей»

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира

Уважительное отношение к истории и культуре русского народа.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

«В концертном зале» (5 ч.)

12



Музыкальные инструменты

Струнный квартет.

Стр.74-75

Как композитор в музыке передает ночной пейзаж?

Запоминают звучание скрипки, виолончели

Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

Научится сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов, пению в ансамбле.

Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

П: Умение сравнивать музыкальные образы.

К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия.

13



Музыкальные жанры

. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке.

Учатся воспринимать музыку, размышлять о ней.

Возможность научиться музицированию, импровизированию.

Научится воспринимать музыку вокальных жанров.

Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в пении.

Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.

П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса.

К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа.

14



Ф.Шопен.

Слушают музыку Фридерика Шопена

Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы.

Творческое развитие.Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

П:Активизация творческого мышления.

К: Умение учитывать разные мнения.

Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека.

15



Л.В.Бетховен.

Слушают и анализируют особенности музыки Бетховена

Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы.

Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая»

Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека.

Понимание жизненного содержания музыки.

16



Обобщающий урок-концерт

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая.

Научатся воспринимать музыку, размышлять о ней.

Возможность научиться музицированию, импровизированию.

Понимание жизненного содержания музыки.

Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки.

П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке.

К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

3 четверть«День, полный событий» (1 ч.)

17



Зимнее утро. Зимний вечер.

Слушание.Восприятие и осмысление образов природы, изображённых в муз. произведениях.

Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.


«В музыкальном театре» (6 ч.)

18



Опера «Иван Сусанин»

Музыкальная характеристика героев оперы.

Учатся наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки

Ценностное отношение к музыкальной культуре.

Научится наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки.

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

П: Использовать общие приемы решения задач.

К: Умение вести диалог.

19



Опера «Иван Сусанин».

Музыкальная драматургия оперы

Музыкальная характеристика героев оперы.

Как композитор охарактеризовал

стан противника? Учатся наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки.

Ценностное отношение к музыкальной культуре.

Музыкальный образ.

Полонез. Мазурка.


Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

П: Узнавать и называть танцевальные жанры.

К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

20



Оперы М. Мусоргского.


Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Получат обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского).

Р: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства.

П: Узнавать, называть жанры.

К: Формулировать собственное мнение и позицию.

21



Восточные мотивы

Музыкальный анализ особенностей восточных интонаций

Готовность выражать свое отношение к искусству.Как звучат восточные интонации? Особенности восточного колорита.

Восточные интонации. Вариации.

Орнамент.

Научится слышать восточные интонации в музыке русских композиторов: М.И.Глинки и М.П.Мусоргского.

Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.

П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.

К: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов.

22



Балет «Петрушка»

Учатся распознавать художественный смысл музыки, понимать роль музыки в жизни человека.

Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству.

И.Ф.Стравинский.

Оркестровые тембры.

Музыка в народном стиле.

Р: Использовать речь для регуляции своего действия.

П: Узнавать, называть знакомые интонации.

К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками при инсценировании сцены из балета.

23



Театр музыкальной комедии


Научится ориентироваться в разнообразии музыкального искусства, сравнивать жанры.

Музыкальный жанр: оперетта, мюзикл.

И.Штраус.

Ф. Лоу.


Р: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства.

П: Узнавать, называть жанры.

К: Формулировать собственное мнение и позицию.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3ч.)

24



Прелюдия.

Учатся передавать собственные музыкальные впечатления, определять на слух 3-х частную форму.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

Музыкальный жанр: прелюдия.

С.В.Рахманинов.

Форма музыки: трехчастная.

Научатся узнавать, называть жанры.

Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.

П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

К: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства.

К: Формулировать собственное мнение и позицию.

25



Исповедь души.

Научится размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Как звучат прелюдии Шопена?

Уважительное отношение к истории и культуре польского народа.

Развитие музыкального образа в прелюдии.

Ф.Шопен.

Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.

П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.

К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками.

26



Обобщающий урок 3 четверти

Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 3 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

Накопление слуховых впечатлений.

Развитие музыкального кругозора и эрудиции.

Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

П: Узнавать и называть танцевальные жанры.

К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

IV четверть (8 часов) Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (3 ч.)


27



Праздников праздник, торжество из торжеств

Учатся воспринимать пасхальное песнопение.

Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом

Понимание жизненного содержания религиозной музыки.

Научится оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык духовной музыки.

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

П: Узнавать, называть жанры духовной музыки.

К: Формулировать свои затруднения.

28



Родной обычай старины. Светлый праздник

Учатся воспринимать пасхальное песнопение.

Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом

Понимание жизненного содержания религиозной музыки.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

П: Воспитание патриотических чувств.

К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.

29



«Былинные наигрыши и напевы».

Слушание.

Размышление. Высказывание своих суждений, впечатлений.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. Научатся узнавать народные былинные песнопения, слышать их интонации в музыке русских композиторов.

Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

П: Воспитание патриотических чувств.

К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч.)


30



Музыкальные интонации

Выявляют характерные интонации для конкретных муз. образов.

Научится понимать жизненный смысл музыкального произведения.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

Р: Ставить новые учебные задачи.

П: Активизация творческого мышления.

К: Умение слушать друг друга.

31



Музыкальный сказочник

Знакомятся с музыкальными образами в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

Р: Развернутость анализа музыкального сочинения.

П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.

К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.

32



Выразительность и изобразительность в музыке

Анализируют и соотносят выразитнльные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их ваимосвязи и взаимодействии. Распознают смысл различных муз. форм

Научатся размышлять о музы- кальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.

П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

К: Определение способов взаимодействия .

33



Музыкальные инструменты: гитара.


Многообразие жанров музыки.

Триединство: композитор, исполнитель, слушатель


Р: Ставить новые учебные задачи.

П: Активизация творческого мышления.

К: Умение слушать друг друга.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)

34



Народные праздники. «Троица».


Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день.

Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя.

П: Контролировать и оценивать результат деятельности.

К: Хоровое пение, пение по группам и с солистами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!