ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционного курса «Музыкально-ритмические занятия» разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.2).
Специфические особенности нарушения психического развития детей с РАС вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
Музыка сопровождает жизнь ребёнка с самого раннего возраста. Поэтому крайне важно знакомить детей с музыкальной культурой в целом.
Дезонтогенез ребёнка, имеющего нарушения аутистического спектра, проявляется и в его музыкальном развитии. К характерным особенностям этого проявления можно отнести:
нежелание переключить внимание с одного действия на другое. Например, на занятии необходимо подняться с места (из положения сидя) и выполнить упражнение стоя;
навязчивость в стремлении удовлетворить личный интерес, выражающийся в крайней зависимости аутичного ребёнка от стереотипов;
сохранение монотонности в пении.
Данный курс направлен на коррекцию недостатков развития музыкального слуха, чувства ритма. физического развития детей, их двигательной активности, позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Цель коррекционного курса – формирование основ духовно-нравственного воспитания учащихся через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи курса:
Обучение основным ритмическим движениям.
Обучение элементарным танцевальным движениям.
Развитие восприятия музыкальных образов и выражение их в движениях.
Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.
Развитие коммуникативных навыков путём выстраивания игрового или исполнительского ансамбля с учётом индивидуальных особенностей детей.
Развитие эмоционально – волевой сферы и познавательного интереса.
Воспитание чувства прекрасного путём приобщения к образцам музыкальной культуры.
Характеристика коррекционного курса
Музыкально – ритмические занятия направлены на эстетическое воспитание детей, коррекцию и развитие их двигательной и эмоционально – волевой сферы, слухового восприятия, произносительной стороны речи. Проводится целенаправленная работа по коррекции и развитию у детей психических функций, приобщению к творческой деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся.
Место коррекционного курса в учебном плане
В 1 (доп.) классе программа рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся в индивидуальной форме, 1 раз в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Реализация программы коррекционного курса «Музыкально-ритмические занятия» обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в 1 дополнительном классе.
Личностные УУД
1. Развитие мотивации к обучению;
2. Развитие положительных свойств и качеств личности;
3. Готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
4. Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
1. Овладевать способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
2. Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
3. Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
4. Осуществлять адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
Познавательные УУД:
1. Целенаправленно слушать учителя-дефектолога, решая познавательную задачу;
2. Понимать знаки, символы, используемые на коррекционных занятиях;
Коммуникативные УУД:
1. Уметь точно отвечать на вопросы (простая форма) учителя-дефектолога;
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3. Уметь определять общую цель и пути ее достижения;
4. Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Предметные УУД
1. Овладевать способностью координировать движения и речь, соотносить ритм движений и речи, использовать движения в соответствии со смыслом высказывания;
2. Овладевать умениями слушать музыку, соотносить темпо-ритмические и эмоционально-смысловые параметры музыки, движений, речи;
3. Овладевать способностью ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды движений, ходьбы и бега;
4. Сформировывать правильное речевое и физиологическое дыхание;
5. Выполнять оздоровительные и тренировочные упражнения для укрепления голосового аппарата.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей̆ обучающегося.
Содержание коррекционного курса
Музыкально-ритмические упражнения включают следующие виды упражнений:
1. Вводная ходьба и ориентирование в пространстве;
2. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц;
3. Артикуляционные упражнения. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки;
4. Дыхательная гимнастика. Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха;
5. Упражнения на развитие внимания и памяти. Развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности;
6. Чистоговорки. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание;
7. Речевые игры: игры со звуком, со звучащими жестами, игры-диалоги и др.;
8. Ритмические игры. Развивают чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз;
9. Пальчиковые игры и сказки. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном;
10. Подвижные игры, физ. минутки. Тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Содержание программы
№ | Раздел | Темы | Часы |
1 | Вводные занятия | Выполнение заданий диагностики | 2 |
2 | Осень | «Осенние признаки», «Осенние забавы», «Прогулка в осенний лес» | 4 |
3 | Во саду ли в огороде | «Что растет в огороде?», «Что растет на грядке?», «Ягоды» | 6 |
4 | Зима | «Признаки зимы», «Зимние забавы» | 3 |
5 | Семья | «Члены семьи», «Кто чем занимается?» | 3 |
6 | Весна | «Весенние признаки», «Жизнь весной» | 3 |
7 | Животные | «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые», «Птицы» | 8 |
8 | Устное народное творчество | «Пословицы, поговорки», «Потешки» | 2 |
9 | Лето | «Летние признаки», «Летние развлечения» | 2 |
Тематическое планирование
№ | Тема | Часы | Характеристика деятельности |
1-2 | Вводные занятия | 2 | Выполнение заданий диагностики |
Осень (4 часа) |
3-4 | Осенние признаки | 2 | Знакомятся с признаками осени. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Делят слова на слоги. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Поют и выполняют движения под песню «Кап-кап, тук-тук». Играют в игу «Эхо» |
5 | Осенние забавы | 1 |
6 | Прогулка в осенний лес | 1 |
Во саду ли в огороде (6 часов) |
7-8 | Что растет в огороде? | 2 | Закреплять названия овощей, фрукты, ягод. Дифференцировать их на группы. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику («Мы весной копали грядки», «Мы капусту рубим-рубим…»). Поют песню «Есть у нас огороде» в разном темпе. Поют песню «Ходит зайка по саду» |
9-10 | Что растет на грядке? | 2 |
11-12 | Ягоды | 2 |
Зима (3 часа) |
13-14 | Признаки зимы | 2 | Знакомятся с признаками зимы. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Делят слова на слоги, Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Повторяют движения и поют песни «Настали стужи», верно передают интонацию. |
15 | Зимние забавы | 1 |
Семья (3 часа) |
16-17 | Члены семьи | 2 | Закрепляют знания о членах семьи. Знакомятся с обязанностями членов семьи. Выполняют артикуляционные дыхательные упражнения («Семья криворотых», «А мы скажем вместе с мамой»). Делят слова на слоги, Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Играют в игу «Эхо» |
18 | Кто чем занимается? | 1 |
Весна (3 часа) |
19-20 | Весенние признаки | 2 | Знакомятся с признаками весны. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песню «Мишка». Пение песни «В зеленном лесу» |
21 | Жизнь весной | 1 |
Животные (8 часов) |
22-23 | Дикие животные | 2 | Выделяют признаки диких животных. Повторяют движения за учителем. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песни «Серый волка», «Лиса». Играют в игру «У оленя дом большой», «Елочки-пенечки» |
24-25 | Домашние животные | 2 | Выделяют признаки домашних животных. Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песни «Ослы», «Коза», «Едем на лошадке». Играют в игу «Эхо» |
26-27 | Насекомые | 2 | Выделяют признаки насекомых. Называют насекомых. Произносят звуки издаваемые насекомыми. Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песню «Жук» |
28-29 | Птицы | 2 | Выделяют признаки птиц. Танцуют «Танец маленьких утят». Делят слова на слоги. Произносят слова в разном темпе. Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песню «Гуси-гуси га-га-га». Играют в подвижные игры. |
Устное народное творчество (2 часа) |
30 | Пословицы, поговорки | 1 | Знакомятся с пословицами о природе. Выполнение упражнений с предметами (лентами, флажками). Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят пословицы в разном темпе. Объясняют смысл пословицы. Учат распевку-потешку «Ля-ло-лю, два теленка на лугу» |
31 | Потешки | 1 |
Лето (2 часа) |
32 | Летние признаки | 1 | Знакомятся с признаками лета. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Делят слова на слоги. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Соотносят звуки музыки с окружающим миром. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Повторяют движения и поют песни «Лето, лето к нам пришло», верно передают интонацию. |
33 | Летние развлечения | 1 |
Методическое и материально-техническое обеспечение
И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта»
М.А Косицина, И.Г. Бородина Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.; Изд-во «Гном» и Д.
Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» № 2(32), Евтушенко Е.В. «Системный подход к организации работы по музыкальному воспитанию обучающихся с ОВЗ».
Медведева Е.А. и др. Музыкальное воспитание детей и коррекционная ритмика. / Под ред. Е.А.Медведевой. - М. Издательский центр «Академия»
демонстрационный комплект: музыкальные инструменты;
дидактический раздаточный материал;
наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: карточки с изображением нот, ритмическое лото, музыкальные ребусы
Е.А. Медведева. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Изд. центр «Академия» 2002 г.
С.В. Исханова. Система диагностико – коррекционной работы с аутичными дошкольниками. Спб. Детство-пресс 2011 г.
А. И. Буренина Ритмическая пластика для дошкольников (учебно – методическое пособие) Санкт – Петербургш 1994 г.
И. Каплунова, И. Новоскольцева Серия сборников «Ладушки» Издательство «Композитолр – Санкт=Петербуог» 2004 г.
А. Н. Зимина Мы играем, сочиняем. Музыкальное воспитание детей 5-7 лет. Изд. «Ювента» Москва 2002 г.
Аудио и видео материалы
информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;
мультимедийные энциклопедии;
аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;
видеофильмы с записью известных хоровых коллективов и т.д.
Технические средства обучения
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
принтер;
музыкальный центр;
Учебно-практическое оборудование:
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;
музыкальный инструмент: цифровое пианино.
комплект элементарных музыкальных инструментов:бубен;;ритмические палочки;ручной барабан;ксилофон;ложки (музыкальные ложки); металлофон; погремушки; треугольник; театральный реквизит (костюмы, декорации, обручи, гимнастические палки, платочки и пр.)