СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа музыкально ритмического занятия детей 2 класса с РАС

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа музыкально ритмического занятия детей 2 класса с РАС»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа коррекционного курса «Музыкально-ритмические занятия» разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.2).

Специфические особенности нарушения психического развития детей с РАС вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.

Музыка сопровождает жизнь ребёнка с самого раннего возраста. Поэтому крайне важно знакомить детей с музыкальной культурой в целом.

Дезонтогенез ребёнка, имеющего нарушения аутистического спектра, проявляется и в его музыкальном развитии. К характерным особенностям этого проявления можно отнести:

  • нежелание переключить внимание с одного действия на другое. Например, на занятии необходимо подняться с места (из положения сидя) и выполнить упражнение стоя;

  • навязчивость в стремлении удовлетворить личный интерес, выражающийся в крайней зависимости аутичного ребёнка от стереотипов;

  • сохранение монотонности в пении.

Данный курс направлен на коррекцию недостатков развития музыкального слуха, чувства ритма. физического развития детей, их двигательной активности, позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Цель коррекционного курса – формирование основ духовно-нравственного воспитания учащихся через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи курса:

  1. Обучение основным ритмическим движениям.

  2. Обучение элементарным танцевальным движениям.

  3. Развитие восприятия музыкальных образов и выражение их в движениях.

  4. Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.

  5. Развитие коммуникативных навыков путём выстраивания игрового или исполнительского ансамбля с учётом индивидуальных особенностей детей.

  6. Развитие эмоционально – волевой сферы и познавательного интереса.

  7. Воспитание чувства прекрасного путём приобщения к образцам музыкальной культуры.

Характеристика коррекционного курса

Музыкально – ритмические занятия направлены на эстетическое воспитание детей, коррекцию и развитие их двигательной и эмоционально – волевой сферы, слухового восприятия, произносительной стороны речи. Проводится целенаправленная работа по коррекции и развитию у детей психических функций, приобщению к творческой деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся.

Место коррекционного курса в учебном плане

В 1 (доп.) классе программа рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся в индивидуальной форме, 1 раз в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Реализация программы коррекционного курса «Музыкально-ритмические занятия» обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в 1 дополнительном классе.

Личностные УУД

1. Развитие мотивации к обучению;

2. Развитие положительных свойств и качеств личности;

3. Готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

4. Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.


Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

1. Овладевать способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

2. Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

3. Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

4. Осуществлять адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

Познавательные УУД:

1. Целенаправленно слушать учителя-дефектолога, решая познавательную задачу;

2. Понимать знаки, символы, используемые на коррекционных занятиях;

Коммуникативные УУД:

1. Уметь точно отвечать на вопросы (простая форма) учителя-дефектолога;

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Уметь определять общую цель и пути ее достижения;

4. Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Предметные УУД

1. Овладевать способностью координировать движения и речь, соотносить ритм движений и речи, использовать движения в соответствии со смыслом высказывания;

2. Овладевать умениями слушать музыку, соотносить темпо-ритмические и эмоционально-смысловые параметры музыки, движений, речи;

3. Овладевать способностью ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды движений, ходьбы и бега;

4. Сформировывать правильное речевое и физиологическое дыхание;

5. Выполнять оздоровительные и тренировочные упражнения для укрепления голосового аппарата.

Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей̆ обучающегося.

Содержание коррекционного курса

Музыкально-ритмические упражнения включают следующие виды упражнений:

1. Вводная ходьба и ориентирование в пространстве;

2. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц;

3. Артикуляционные упражнения. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки;

4. Дыхательная гимнастика. Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха;

5. Упражнения на развитие внимания и памяти. Развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности;

6. Чистоговорки. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание;

7. Речевые игры: игры со звуком, со звучащими жестами, игры-диалоги и др.;

8. Ритмические игры. Развивают чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз;

9. Пальчиковые игры и сказки. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном;

10. Подвижные игры, физ. минутки. Тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.


Содержание программы

Раздел

Темы

Часы

1

Вводные занятия

Выполнение заданий диагностики

2

2

Осень

«Осенние признаки», «Осенние забавы», «Прогулка в осенний лес»

4

3

Во саду ли в огороде

«Что растет в огороде?», «Что растет на грядке?», «Ягоды»

6

4

Зима

«Признаки зимы», «Зимние забавы»

3

5

Семья

«Члены семьи», «Кто чем занимается?»

3

6

Весна

«Весенние признаки», «Жизнь весной»

3

7

Животные

«Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые», «Птицы»

8

8

Устное народное творчество

«Пословицы, поговорки», «Потешки»

2

9

Лето

«Летние признаки», «Летние развлечения»

2

Тематическое планирование

Тема

Часы

Характеристика деятельности

1-2

Вводные занятия

2

Выполнение заданий диагностики

Осень (4 часа)

3-4

Осенние признаки

2

Знакомятся с признаками осени. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Делят слова на слоги. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Поют и выполняют движения под песню «Кап-кап, тук-тук». Играют в игу «Эхо»

5

Осенние забавы

1

6

Прогулка в осенний лес

1

Во саду ли в огороде (6 часов)

7-8

Что растет в огороде?

2

Закреплять названия овощей, фрукты, ягод. Дифференцировать их на группы. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику («Мы весной копали грядки», «Мы капусту рубим-рубим…»). Поют песню «Есть у нас огороде» в разном темпе. Поют песню «Ходит зайка по саду»

9-10

Что растет на грядке?

2

11-12

Ягоды

2

Зима (3 часа)

13-14

Признаки зимы

2

Знакомятся с признаками зимы. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Делят слова на слоги, Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Повторяют движения и поют песни «Настали стужи», верно передают интонацию.

15

Зимние забавы

1

Семья (3 часа)

16-17

Члены семьи

2

Закрепляют знания о членах семьи. Знакомятся с обязанностями членов семьи. Выполняют артикуляционные дыхательные упражнения («Семья криворотых», «А мы скажем вместе с мамой»). Делят слова на слоги, Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Играют в игу «Эхо»

18

Кто чем занимается?

1

Весна (3 часа)

19-20

Весенние признаки

2

Знакомятся с признаками весны. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песню «Мишка». Пение песни «В зеленном лесу»

21

Жизнь весной

1

Животные (8 часов)

22-23

Дикие животные

2

Выделяют признаки диких животных. Повторяют движения за учителем. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песни «Серый волка», «Лиса». Играют в игру «У оленя дом большой», «Елочки-пенечки»

24-25

Домашние животные

2

Выделяют признаки домашних животных. Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песни «Ослы», «Коза», «Едем на лошадке». Играют в игу «Эхо»

26-27

Насекомые

2

Выделяют признаки насекомых. Называют насекомых. Произносят звуки издаваемые насекомыми. Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песню «Жук»

28-29

Птицы

2

Выделяют признаки птиц. Танцуют «Танец маленьких утят». Делят слова на слоги. Произносят слова в разном темпе. Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песню «Гуси-гуси га-га-га». Играют в подвижные игры.

Устное народное творчество (2 часа)

30

Пословицы, поговорки

1

Знакомятся с пословицами о природе. Выполнение упражнений с предметами (лентами, флажками). Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят пословицы в разном темпе. Объясняют смысл пословицы. Учат распевку-потешку «Ля-ло-лю, два теленка на лугу»

31

Потешки

1

Лето (2 часа)

32

Летние признаки

1

Знакомятся с признаками лета. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Делят слова на слоги. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Соотносят звуки музыки с окружающим миром. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Повторяют движения и поют песни «Лето, лето к нам пришло», верно передают интонацию.

33

Летние развлечения

1










Методическое и материально-техническое обеспечение

  • И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта»

  • М.А Косицина, И.Г. Бородина Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.; Изд-во «Гном» и Д.

  • Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» № 2(32), Евтушенко Е.В. «Системный подход к организации работы по музыкальному воспитанию обучающихся с ОВЗ».

  • Медведева Е.А. и др. Музыкальное воспитание детей и коррекционная ритмика. / Под ред. Е.А.Медведевой. - М. Издательский центр «Академия»

  • демонстрационный комплект: музыкальные инструменты;

  • дидактический раздаточный материал;

  • наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: карточки с изображением нот, ритмическое лото, музыкальные ребусы

  • Е.А. Медведева. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Изд. центр «Академия» 2002 г.

  • С.В. Исханова. Система диагностико – коррекционной работы с аутичными дошкольниками. Спб. Детство-пресс 2011 г.

  • Т. С. Овчинникова Логопедические распевки. Санкт – Петербург «Каро» 2006 г.

  • А. И. Буренина Ритмическая пластика для дошкольников (учебно – методическое пособие) Санкт – Петербургш 1994 г.

  • И. Каплунова, И. Новоскольцева Серия сборников «Ладушки» Издательство «Композитолр – Санкт=Петербуог» 2004 г.

  • А. Н. Зимина Мы играем, сочиняем. Музыкальное воспитание детей 5-7 лет. Изд. «Ювента» Москва 2002 г.

Аудио и видео материалы

  • информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;

  • мультимедийные энциклопедии;

  • аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);

  • видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;

  • видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;

  • видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;

  • видеофильмы с записью известных хоровых коллективов и т.д.

Технические средства обучения

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • принтер;

  • музыкальный центр;

Учебно-практическое оборудование:

  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;

  • музыкальный инструмент: цифровое пианино.

  • комплект элементарных музыкальных инструментов:бубен;;ритмические палочки;ручной барабан;ксилофон;ложки (музыкальные ложки); металлофон; погремушки; треугольник; театральный реквизит (костюмы, декорации, обручи, гимнастические палки, платочки и пр.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!