СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Мы москвичи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Мы москвичи"»





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы «Школа 1159»

(ГБОУ Школа 1159)

Солнечногорский проезд, дом 7, Москва, 125413

телефон / факс 8 (495) 454-62-89

e-mail: [email protected]

ОКПО 14572898

ОГРН 5137746252716

ИНН 7743911729

КПП 774301001


УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ

Директор Педагогическим советом

ГБОУ Школа № 1159 ГБОУ Школа № 1159

____________А.А. Чугунов 28 августа 2022

28 августа 2022 г Протокол № 29






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «МЫ МОСКВИЧИ»

Направление: социально-педагогическое

Возраст учащихся: 7 -11 лет

Класс 1-4

Срок реализации: 4 года

Уровень: базовый



















Москва 2020



Пояснительная записка


Образовательная программа к курсу «Мы москвичи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы «Москвоведение», авторы Горелова Н.А., Поникарова Н.М., Кузина И.Н., Тесленко И.Н.

Одним из путей развития страны является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самоопределение в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует духовному росту человека.

Создание условий для культурного самоопределения человека должно быть обеспечено уже на начальных этапах его обучения в школе. Именно эту цель призвана осуществить программа для начальной школы «Мы москвичи».

Ключевые аспекты программы учитывают цели и задачи образовательной программы и программы развития школы.


Нормативная основа разработки программы


Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373).

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Методологической основой является интеграция данного курса, т. е. взаимодействие с базовыми предметами, ИЗО, окружающего мира, литературного чтения, музыки, технологии и системой дополнительного образования. Предлагаемая программа предполагает применение москвоведческих знаний в различных областях учебно-воспитательной системы (межпредметно), в системе дополнительного образования (метапредметно) и в различных жизненных ситуациях (надпредметно).

Цель программы: воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры; обеспечение социокультурного развития младшего школьника.

Задачи программы:

  • знакомство с историческим прошлым и настоящим Москвы;

  • воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич;

  • воспитание патриотических чувств, любви к своему городу, повышение общей культуры и эрудиции школьников;

  • создание условий для социального проектирования.

Курс внеурочной интегрированной деятельности «Мы москвичи» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен знакомству учеников с историей и современной жизнью столицы нашего государства.


Место учебного предмете в структуре основной образовательной программы


Программа «Мы москвичи» дает широкие возможности для организации воспитательной деятельности учащихся как в стенах школы, так и вне школы. Неформальная обстановка, интересные формы и приемы внеклассной работы позволяют развивать творческие способности детей. В связи с этим мероприятия, предлагаемые детям в системе дополнительного образования, могут иметь нестрогую, ассоциативную связь с темами базовых курсов школьной программы: окружающим миром, литературным чтением, технологией, ИЗО, музыкой.

Возраст детей: программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 11 лет.

Класс: 1-4

Срок реализации – программа рассчитана на 135 часов – по 1 часу в неделю

1 класс – 33 часов

2 класс – 34 часов

3 класс – 34 часов

4 класс – 34 часов


Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты


Результатом обучения по курсу «Мы москвичи» должно стать овладение детьми коммуникативной и информационной компетентностями. Коммуникативная и информационная компетентности относятся к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание.

Информационная компетентность личности является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетентностью зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетентностями. Главная задача учителя – помочь ученику овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.

Развитие коммуникативной и информационной компетентностей учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

В процессе работы по данной программе у учащихся формируются следующие компетенции:

  • высокий уровень знаний по москвоведению, а также по предметам эстетического цикла;

  • формирование у младших школьников исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;

  • умение анализировать и оформлять полученные знания;

  • социализация личности учащегося в процессе обучения и воспитания;

  • развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города.

Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления и проектной деятельности, умения воспринимать художественные образы.




Метапредметные результаты


В результате освоения программы учащиеся получат возможность овладеть:

  • навыками работы с научно-популярной и справочной литературой (составление таблиц, схем, рефератов);

  • элементами исследования и проектирования, связанными с поиском данных, отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного мини-исследования, проекта.


Предметные результаты


В результате освоения программы «Мы москвичи» учащиеся получат возможность узнать:

  • исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;

  • историю и архитектуру родного города;

  • топонимику и историю центральных улиц и районов города;

быт и нравы жителей древней Москвы;

  • имена и биографии знаменитых москвичей;

  • «адреса» известных жителей города;

«литературную и театральную» Москву;

«военную историю» Москвы;

  • правила поведения и безопасности в городе;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в городе;

  • работать с картой Москвы;

  • выбирать наиболее оптимальный вариант;

  • отбирать материал, обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала;

  • логически и правильно излагать усвоенный материал;

  • использовать навыки исследовательской работы;

работать с цифрами и датами;

делать сжатые деловые записи;

отличать архитектурные памятники один от другого;

  • рассказать о своем городе, провести своеобразную экскурсию по Кремлю, Китай-городу, белому городу;

  • пользоваться приемами реконструкции событий при рассказе о городе;

  • давать словесное описание объектов;

  • наблюдать и мыслить образами, сохранять их в памяти;

  • уметь составлять зрительный ряд;

  • работать в коллективе;




Содержание программы


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально- нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Программа «Мы москвичи» содержит следующие модули:

  • «Москвоведение»

  • «Безопасная жизнь москвича»

  • Социальное проектирование

Цель работы по модулю «Москвоведение» - подведение детей к пониманию того, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей.

Работа по модулю «Безопасная жизнь москвича» и социальное проектирование обеспечивает социализацию обучающихся.

Практической частью реализации программы «Мы москвичи» являются экскурсионные дни. Темы экскурсионных поездок подбираются так, чтобы они являлись продолжением ознакомления с темами теоретической части программы.

Экскурсия – результат специфического творчества. Для того, чтобы хорошо провести экскурсию, начинающий экскурсовод должен хорошо знать материал (исторический, градостроительный, искусствоведческий и др.), уметь анализировать, увлекательно и интересно подавать материал, иметь навыки общения, знать основы психологии, уметь грамотно выражать свои мысли.

В первом классе дети на экскурсиях преимущественно являются слушателями и зрителями, что обеспечивает достижение воспитательных результатов первого уровня. Во втором, третьем классах для достижения воспитательных результатов второго уровня в экскурсии следует включать викторины, конкурсы, интерактивные программы. В четвёртом классе всё чаще педагогу следует создавать условия для того, чтобы дети проектировали экскурсию самостоятельно индивидуально или в группе, что обеспечит достижение воспитательных результатов третьего уровня.

Социальное проектирование способствует социализации обучающихся, а также является средством достижения предметных, метапредметных и личностных результатов освоения Основной общеобразовательной программы начального общего образования. Развитие детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.


Содержание модуля «Москвоведение»


На современном этапе развития общества очень важно не терять связь со своими корнями, всем тем, всего культурного наследия в целом. Как известно, архитектура представляет собой неотъемлемую часть культуры русского народа. Москва, сердце России, является немым свидетелем того, что создано нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и множества важнейших событий мировой истории. Кроме чисто исторической ценности, Москва – отличный образец искусства. Эстетика Москвы располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.

В данном модуле содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре Москвы, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по формированию базиса их духовной культуры.

Школьники начинают знакомство с малой Родиной, самым близким уголком Москвы – школа, дом, двор. Ученики учатся бережно относиться к природным богатствам Москвы, использовать знания на практике, заботиться об окружающих. Дети изучают историю любимого города, знакомятся с памятниками архитектуры, одеждой, творчеством, ремеслом людей в старину. Изучение Кремля и Красной площади показывает мощь и красоту нашего города, воспитывает патриотизм.

На 1-2 году обучения (1-2 классы) младшие школьники знакомятся с современной Москвой, изучают раздел «Москва – наш город» На 3-4 году обучения (3-4 класс) школьники знакомятся с историей Москвы, изучают раздел «Путешествие в прошлое Москвы»


Содержание модуля «Безопасная жизнь москвича».


НА УЛИЦАХ МОСКВЫ

Правила дорожного движения для пешеходов. Безопасность на дороге. Что делать при ДТП. Правила пользования городским общественным транспортом.

Транспортная система Москвы.

Формирование современной радиально-кольцевой планировки города. Нумерация домов. Что делать, если ты заблудился в городе. Техника безопасности во время экскурсии по городу.

Как не быть обманутым. Рынки. Карманники. Питание и здоровье. Как выбирать продукты.

Опасности во время отдыха. Опасности на воде. Экологические требования и техника безопасности на воде, во время прогулок в лесных массивах.

Практические работы: Решение ситуационных задач (ориентирование в городе), настольные игры по ПДД.

Экскурсии: «Дорога и её части», «Виды транспорта», «Пешеходные переходы» (наземные, подземные, надземные)», «Светофор», «Где можно, а где нельзя играть», «Где можно, а где нельзя кататься на велосипеде».

Творческие работы: Составление памяток «Правила пешехода», «Правила поведения на транспорте».

ОДИН ДОМА.

Московские пожары и пожарные. Предупреждение пожара. Действия в случае пожара.

Опасные предметы дома.

Чужие взрослые на улице и дома. Кому открывать дверь?

Практические работы: Деловые игры «Один дома»,

«Этого можно было избежать» (на основе анализа материалов СМИ)

Экскурсия: Мой район.

Творческие работы: изготовление буклета «Безопасность моего дома"

МОСКВА И МОСКВИЧИ

Географическое положение Москвы. Факторы окружающей среды, создающие угрозу жизни и здоровью москвичей. Поведение в природе.

Границы своего района. Службы экстренной помощи москвичам своего района.

Москвичи. Численность населения Москвы. Правила поведения в общественных местах. Социальная структура населения. Занятость москвичей. Многонациональный состав населения. Основные конфессии москвичей. Особенности бесконфликтного общения с представителями различных социальных слоев и конфессий.

Терроризм. Действия при обнаружении подозрительных предметов. Действия в экстремальных ситуациях.

Выбор круга общения. Как сказать: «Нет».

Практические работы: Нанесение на контурную карту своего района служб экстренной помощи москвичам.

Деловые игры: Как избежать конфликта при общении с …….

Творческие работы: Составление памяток «Правила поведения детей в общественных местах, на пляже; в лесопарке и др.)»


Содержание модуля «Социальное проектирование»


Художественно- эстетическая деятельность

Театрально- сценическая деятельность

Художественно- изобразительная деятельность

Классное ме- роприятие

Экскурсионное мероприятие


Москва – наш город.

Как Москва росла. «Годовые кольца Москвы». Адрес.

Разучивание песни «С чего начинается родина»

(Сл. — М. Л. Матусовский ,


Оформление альбома «Московский

Интерактивная экскурсия «Путешествие по Кремлю».

Разработка

Экскурсия в Оружейную палату


Разучивание песни «С чего начинается родина»

(Сл. — М. Л. Матусовский ,

Конкурс чтецов «Я читаю стихи о Москве»

Изготовление Открыток «С Днем рождения, Москва!»

Устный журнал «Байки, поведанные москвичом старичком»

Прогулка на День города. Фоторепортаж.


Добрые волшебники города .

Выразительное чтение стихотворения Маяковского «Кем быть?»

Сюжетно- ролевые игры «Почта», «Магазин», «Зоопарк» и т.п.

Выставка рисунков «Городские профессии»

Рассказ родителей о своей профессии (врач, продавец, диспетчер и т.д.)

Экскурсия на предприятие (почта, аптека, магазин, пожарное депо и т.д.)



Знакомство со службами города, социально-бытовыми объектами и профессиями людей, работающих на них.

Городская символика .

Геральдика. Что такое герб города. Легенда о Георгии Победоносце. Как Москва стала столицей. Почему московский герб изображен на государственном флаге России.

Разучивание гимна Москвы


Изображение личного герба

Классный час «Кто управляет городом»

Подбор материалов «Где встречается символика города.


Московская мозаика.

Административные округа Москвы. История Северного округа. Район, в котором мы живем и учимся.



Выпуск стенгазеты «Наш район»

История Гловинского района. Что изображено на гербе района.

Разработка и проведение экскурсии по району,


Стены древнего Кремля .

Зачем Москве нужна была крепость. Древняя крепость – выдающееся произведение архитектуры и военного искусства. Башни древней Москвы.

Пргулка по Кремлю.

Памятники Кремля. Царь-пушка. Царь-колокол. Ивановская площадь. Соборная площадь. Колокольня «Иван Великий».


Конкурс- инсценировка «Во всю Ива- новскую»

Лепка из пластилина моделей Царь-пушки и Царь-колокола

Работа над альбомом «Московский Кремль»

Экскурсия в Большой Кремлевский дворец


Главная площадь страны.

Красная площадь – сердце России. Почему площадь назвали Красной. Парады на Красной площади. Башни, выходящие на Красную площадь. Спасская башня. Главные часы Москвы. Звезды Кремля.

Изобразительное искусство «А из нашего окна»

Литературно- сценическая зарисовка «Красная площадь сквозь века»

Изготовление лего-макета Красной площади

Классный час «На Красной площади па- рад»

Прогулка с родителями по Красной площади


Герои Великой Отечественной войны в названиях городских

улиц.

Имена героев. Площадь Победы. Поклонная гора.

Музыка. Песни на ную тематику

воен

Литературная композиция «Поклонимся великим тем годам»

Выставка ков «Они за Родину

рисун- сража-

Составление классной Книги памяти

Посещение мемориала в Александровском саду



История города в названиях улиц .

Война 1812 года в названиях улиц нашего округа.




Изготовление макета Боро- динского сра- жения.

Экскурсия в Бородинскую панораму.

Главная улица столицы.

Улица памятников и площадей. На Триумфальной площади. Памятник В. Маяковскому. Пушкинская площадь.

Изобразительное искусство «Сказки Пушки- на»

Театрализация «Сказки о мертвой ца- ревне и о семи богатырях»


Этическая бе- седа «Что та- кое хорошо и что такое плохо»

Составление путеводителя по главной улице Москвы

Памятники и мемориалы Москвы.

Воплощенная история города и родного района.



Изготовление открыток «Памятники Моск- вы».

Д ля чего люди берегут память о значительных событиях и великих людях.

Фоторепортаж «Памятники Москвы»








Московская архитектура.

Здания разных времен на территории Москвы. Московские высотки. Дом Пашкова. Палаты бояр Романовых. Современная архитектура.



Моделирование города будущего

Заседание

Экскурсия в Музей архитектуры им. Щусева

круглого

стола «Кра-

сота нашего

города»


Московский транспорт.

История общественного транспорта Москвы. Извозчики. Конка. Трамвай. Автобус. Метро. Красота столичного метрополитена.


Инсцениров -ка «Песни старого из- возчика»

Коллаж «От ка- реты до метро»

Викторина «Азбука без- опасного по- ведения на ранспорте»

Посещение с родителями Музея московс кого метро (юж.вестиб. ст. Спортивная)


Природа Москвы .

Кто живет в московских лесах. Что растет в московских парках. Красная книга.


Игра шарада «Угадай жи вотное»

Конкурс ланд шафтного ди зайна изготов ление макета парка/сквера

Изучение гербария. Бе седа о бе режном от ношении к природе

Изготовление кормушек «Птичья сто ловая»


Московские реки .

Значение рек для жизни города. Главная река Москвы.

Изобразительное

искусство «Узор в полосе»


Конструирование модели городского моста


Фоторепортаж

«Реки, речки и речушки»


Московские музеи.

Какие бывают музеи. Правила поведения в музеях.




Беседа о правилах поведения в музее.

Посещение с родителями городских музеев и подготовка к творческой защите «Самый интересный му зей»

Путешествие по Москве на машине времени.

Как жили москвичи раньше.

Внутреннее убранство помещений. Мебель, посуда и одежда древних москвичей.



Создание кол лажа «Как осве щались москов ские улицы».


Посещение выставки «Московская старина в Му зее русского костюма быта в Измайлове» (Измайловское ш., 73 ж). Экскурсия в музей «Огни Москвы» (Армянский пер., 3).

Семейные праздники москвичей. Свадьба. Новоселье. Крестины. Что такое обряды. Новый год. Масленица.


Разучивание обрядовых песен.



Посещение

выставки

«Масленица в Музее русско- го костюма и быта в Измай- лове»


Маленькие москвичи.

Игры и игрушки древних москвичей.


Проведение старинных игр.

Изготовление игрушек из природ ного материала.


Экскурсия «Волшебный сундучок» в Музее рус ской усадеб ной культуры (Тополевая аллея, 6).

Город мастеров.

Московские ремесленники. Ремесленные слободы.


Выставка-

ярмарка.


Экскурсия в Музей декоративно-

прикладного и народного искусства (ул. Делегатская, 3).


Дорогая моя столица.



Устный журнал «Золотая моя Москва»

Оформление фотовыставки «Москва: вчера, сегодня, завтра»

Подготовка и проведение викторины «На семи холмах».

Обзорная экскурсия




Учебно-тематический план

(1 класс)



Тема

Количество часов

1

Кто основал Москву. День рождения Москвы


2

Большая Москва



3

На улицах Москвы



4

Экскурсия «Дорога и её части»


5

Правила дорожного движения для пешеходов


6

Экскурсия «Пешеходный переход»


7

Экскурсия «Светофор»



8

Как Москва стала Москвой


9

Как Москва стала столицей


10

Родословная москвичей



11

Правила поведения в общественных местах


12

Экскурсия в Музей декоративно-прикладного искусства


13

Проект «Город мастеров»



14

Проект «Город мастеров». Экскурсия.



15

Герб и флаг Москвы



16

У стен Кремля



17

Мемориал в Александровском саду


18

Главная площадь Москвы



19

Экскурсия на Красную площадь


20

Проект «Прогулка по Кремлю»


21

Экскурсия в Кремль



22

Московские пожары и пожарные


23

Предупреждение пожара



24

Действия в случае пожара



25

Экскурсия в музей «Огни Москвы»



26

Опасные предметы дома



27

Кому открывать дверь



28

Правила безопасного поведения в природе во время весеннего половодья


29

Проект «Маленькие москвичи»

1

30

Экскурсия в музей «Буратино- Пиноккио»

1

31

Правила поведения на дорогах Москвы

1

32

Правила безопасного поведения в природе

1

33-34

Экскурсия «Посвящение в москвичи»

Мои любимые места в Москве. Рисунок.

2




Учебно-тематический план

(2 класс)



Тема

Количество часов

1

День рождения Москвы


1

2

Проект «Москва – наш город»

1

3

Проект «Москва – наш город»

1

4

Безопасность на дорогах Москвы

1

5

Московский транспорт


1

6

Правила пользования городским обществ, транспортом

1

7

Экскурсия «Виды транспорта»

1

8

Проект «Московский транспорт»

1

9

Проект «Московский транспорт»

1

10

Московская архитектура


1

11

Экскурсия в Музей архитектуры им. Щусева

1

12

Проект «Московская архитектура»

1

13

Проект «Московская архитектура»

1

14

Правила безопасности в городе

1

15

Безопасность на дороге



16

Что такое ДТП. Что делать при ДТП

1

17

Формирование современной радиально - кольцевой планировки города. Нумерация домов.

1

18

Главная улица Москвы



19

Проект «Главная улица столицы»

1

20

Проект «Главная улица столицы»

1

21

Чужие взрослые на улице и дома.

1

22

Что делать, если ты заблудился в городе.

1

23

Экскурсия по Тверской улице

1

24

Московские музеи


1

25

Московские музеи. Экскурсия.


1

26

Московские театры


1

27

Московский зоопарк


1

28

Московские реки


1

29

Проект «Московские реки»

1

30

Экскурсия по Москве-реке

1

31

Городская природа

1

32

Проект «Природа Москвы»

1

33

Правила безопасного поведения в природе

1

34

Экскурсия «Зелёное кружево Москвы»

1


Обобщение







Учебно-тематический план

(3 класс)



Тема

Количество часов

1

Как у Москвы появился день рождения

1

Безопасная жизнь москвича

2

Безопасность на дорогах Москвы

1

3

Что такое чрезвычайная ситуация.

Службы экстренной помощи москвичам


4

Проект «Добрые волшебники города»

1

В лесном краю московском

5

Славяне – древние жители московской земли.

Сказания о начале Москвы. Экскурсия в исторический музей.

1

6

Проект «Московские музеи»


Москва деревянная

7

В каких домах жили москвичи.

Как был сделан деревянный дом

1

8

Экскурсия «Коломенский дворец»

1

9

Мостовые. Мосты. Мельницы и бани.

Как москвичи боролись с пожарами.

1

В старинном доме москвича

10

«Профессии» русской печи. Что такое красный угол. 1

11

Какая была мебель. Из какой посуды ели. Как освещались дома. 1


Как выглядели москвичи в старину

12

Какие люди считались красивыми.

Какую одежду носили. Головные уборы. Во что обувались. Царская одежда

1

13

Экскурсия в музей русского костюма в Измайлово

1

Как жили москвичи в прошлом

14

Домашние занятия москвичей. Как москвичи принимали гостей. Как москвичи лечились

1

15

Проект «Как жили москвичи раньше»

1

Обряды домашней жизни

16

Рождение ребёнка и крестины. Какие имена носили

1

17

Свадьба. Новоселье. Экскурсия «В гостях на Троицком

подворье».

1

18

Хлеб да соль. Щи да каша – еда наша.

Любимые блюда и напитки москвичей

1

19

Проект «Семейные праздники москвичей»

1

Прогулка по древней Москве

20

Кремль

1

21

Проект «Прогулка по Кремлю»

1

22

Красная площадь. Экскурсия.

1

23

Проект «Главная площадь страны»

1

Безопасная жизнь москвича

24

Москвичи. Численность населения Москвы.

Правила безопасного поведения в общественных местах

1

25

Проект «Защитники земли русской». Экскурсия-Из истории

русского флота(подводная лодка).

1

Как жили русские цари-государи

26

Теремной дворец. Посольские приёмы

1

27

На царском пиру. Царские выходы

1

28

Царские развлечения и забавы

1

29

Экскурсия в музей-усадьбу «Царицыно»

1

Безопасная жизнь москвича

30

Безопасность моего дома

1

31

Правила безопасного поведения в природе

1


32

Государевы сады

1

33

Сады в Измайлове

1

34

Обзорная экскурсия по Москве.

1




Учебно-тематический план (4 класс)


Тема

Количество

часов

1

Проект «Дорогая моя столица»

1

Безопасная жизнь москвича

2

Проект «Безопасность на дорогах Москвы»

1

3

Проект «Безопасность на дорогах Москвы»

1

Ученье – свет, а неученье - тьма

4

Чему и как учили детей. На чём и чем писали.


1

5

Экскурсия «Как на Руси учили»

1

6

Государев Печатный двор

1

7

Проект «Путешествие по Москве на машине времени»

1

Вехи истории страны в истории Москвы

8

Народное ополчение Минина и Пожарского

1

9

Война 1812 года. Экскурсия в Бородинскую панораму.

1

10

Революции 1917 года

1

11

Проект «История города в названиях улиц»

1

Безопасная жизнь москвича

12

Социальная структура населения. Занятость москвичей.

1

13

Многонациональный состав населения. Основные конфессии москвичей.

1

14

Особенности бесконфликтного общения с представителями различных социальных слоев и конфессий.

1

15

Проект «Московская символика»

1

Праздники, забавы и игры москвичей в далёком прошлом

16

Когда и как встречали Новый год

1

17

Святки и масленица – весёлые народные праздники

1

18

Какие праздники были самыми главными. Экскурсия в Коломенское.

1

19

Проект «Праздники москвичей»

1

Вехи истории страны в истории Москвы

20

Начало Великой Отечественной войны

1

21

Битва за Москву

1

22

Экскурсия на Поклонную гору.

1

23

Проект «Памятники и мемориалы Москвы»

1

Безопасная жизнь москвича

24

Терроризм. Действия при обнаружении подозрительных предметов. Действия в экстремальных ситуациях.

1

25

Как не быть обманутым. Рынки. Карманники. Питание и здоровье. Как выбирать продукты.

1

26

Выбор круга общения. Как сказать «Нет».

1

Москва – так много в этом звуке…

27

Москва литературная. Экскурсия в дом-музей А.С.Пушкина

1

28

Москва театральная

1

29

Проект «Московская мозаика»

1

Вехи истории страны в истории Москвы

30

Великие битвы великой войны

1

31

Проект «Герои Великой Отечественной войны в названиях улиц Москвы»

1

32

Проект «История войны в истории моей семьи»

1

33

Экскурсия «История Москвы в названиях улиц»

1

34

Обобщение знаний

1


Используемые технологии

Формы занятий:

По количеству обучающихся, участвующих в занятии:

  • индивидуальная,

  • коллективная,

  • групповая,

  • работа в парах.

По особенностям коммуникативного взаимодействия:

  • беседа,

  • практикум,

  • интеллектуальная игра,

  • выставка,

  • конкурс,

  • викторина,

  • экскурсии в музеи;

  • консультация,

  • мастер-класс,

  • презентация,

  • просмотр видеофильмов о музеях нашей страны;

  • проектная деятельность (защита индивидуального проекта);

  • подготовка сообщений, презентационных материалов;

Методы обучения

  • Словесный рассказ обзорный для раскрытия новой темы, беседы с обучающимися в процессе изучения темы.

  • Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов музейного значения, технических средств.

  • Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой обучающимся предлагается найти выход.

  • Исследовательский: выполнение обучающимися определенных исследовательских заданий во время занятия.

  • Проектный: работа обучающихся над индивидуальным краеведческим проектом.

Методы и формы оценки результатов

  • Беседа

  • Игра

  • Конкурс, выставка творческих работ: стихи, песни, рисунки

  • Презентация, защита проекта

  • Викторина

  • Тест

  • Отзыв по экскурсии

  • Олимпиада

Требования к уровню достижения результатов обучающихся

  • историю своего района;

  • роль опыта – как источника благосостояния людей;

  • символику Москвы (герб, флаг);

  • опасные участки района;

  • что такое город;

  • историю названия столицы;

  • основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые) и их роль в жизни человека;

  • основные памятники архитектуры Москвы;

  • народно-прикладное творчество Москвы;

  • башни и стены Кремля;

  • Красную площадь (историческую важность);

  • близлежащие улицы Москвы;

  • историю книгопечатания.


Учащиеся должны уметь:

  • называть 5 -7 близлежащих улиц Москвы;

  • наблюдать, делать умозаключения;

  • пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;

  • различать природные богатства;

  • различать некоторые древние и современные здания;

  • оценивать правильность поведения в природе;

  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).



Материально-технические условия реализации Программы

Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы «Мы москвичи» необходимы следующие условия:

  • Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, видеофильмы, соответствующие тематике Программы.

  • Пособия для практических и исследовательских работ: карта Москвы и Московской области, карта России.

  • Печатные пособия:

  • Иллюстрации, тематические наборы картинок «Овощи», «Фрукты»,

  • «Одежда», «Транспорт», «Музыкальные инструменты», «Посуда» и т.п.,

  • Альбомы.

  • Наборы открыток.


Методическое обеспечение программы

  • Методические материалы по школьному москвоведению / Сост. С.И. Козленко М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 1997;


Список литературы


  • Алексеев А.И., Ким Э.В., Рогачев А.В. Москвоведение: Учебник для 2 класса общеобразовательной школы / Под ред. С.И. Козленко. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2005.

  • Поникарова Н. М. Москвоведение. Москва – наш город. Учебник для 2 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение» ОАО «Московские учебники», 2005;

  • Горелова Н.А. Москвоведение. Путешествие в прошлое Москвы. Учебник для 3 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2005.

  • Кузина И.Н., Тесленко О.Е. Москвоведение. О чем рассказали названия московских улиц. Учебник для 4 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение» ОАО «Московские учебники», 2005;

  • Клепинина З. А. «Край Московский: мир природы», М. «Ювента», 2012.

  • Аквилева Г. Н. «Край Московский», М. «Ювента», 2011

  • Яковлева Н. И., Аквилева Г. Н. «Москвоведение», М., «ДиК», 2012

  • Александров Ю.Н. Заповедные зоны Москвы. М., 1991.

  • Александров Ю.Н. История Москвы в памятниках. М., 2002.

  • Беляев Л. А. Древние монастыри Москвы по данным археологии. М., 1994.

  • Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В., Астафьева-Длугач М.И. Москва: Ар- хитектурный путеводитель. М, 1997.

  • Козлов В.Ф., Святославский А.В. По Москве пешком: Путеводитель. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2007.

  • Козлов В.Ф., Святославский А.В. По старым московским окраинам. Экскур- сии. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2007.

  • Коробко М.Ю. Москва усадебная: Путеводитель. М., 2005.

  • Кузьминский К. Что осталось от Москвы после пожара 1812 года. М., 1910.

  • Курлат Ф.Л. Москва от центра до окраин: Путеводитель. М., 1989.

  • Лебедева Е. Город храмов и палат. М.: Издание Сретенского монастыря, 2006.

  • Муравьев В. Святая дорога: Истории московских улиц. М., 2003.

  • Наумов М. Под семью холмами. Прошлое и настоящее московского метро. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2010.

  • Нестерук Ф. Я. Водное строительство Москвы. М., 1950.

  • Носарев В. А., Скрябина Т. А. Мосты Москвы. М., 2004.

  • Памятники архитектуры Москвы: В 4-х кн. М., 2003–2007.

  • Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых: Путеводитель. М., 1990.

  • Федосюк Ю. Бульварное кольцо. Путеводитель. М.: Московский рабочий, 1972.

  • Чернявская Е.Н., Бахтина И.К., Полякова Г.А. Архитектурно-парковые ан- самбли усадеб Москвы. М., 2004.


История Москвы


  • Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1902.

  • Зайченко Л. В. Москва в Отечественной войне 1812 года. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2006.

  • История Москвы. В 6 т. М., 1952-1959.

  • История Москвы с древнейших времен до наших дней. В 3 т. М., 1997.

  • 5. Молокова Т.А., Фролов В.П. История Москвы в памятниках культуры. К 850- летию столицы. М, 1997.

  • Московский Кремль в годы Великой Отечественной войны /Муров Е. А. и др. М.: Кучково поле, 2010.

  • Румянцов В. Е. Древние здания Московского Печатного Двора. М., 1869.

  • Смирнова А.Г. История Москвы: Заповедное Замоскворечье: Экскурсионный потенциал: Методические рекомендации по разработке экскурсий. М.: АНО МИМЦ «Русская филология», 2008 (Биб-ка экскурсовода-москвоведа).

  • Сорокин В.В. По Москве исторической. М.: Издат. Дом Тончу, 2006.

  • Сытин П.В. Из истории московских улиц. М., 2000.

  • Тихомиров М. Н. Средневековая Москва. М., 1997.






Литература для организации проектно-исследовательской деятельности


  • Исследования об отдельных частях города и памятниках Азаров В. А. За други своя: О часовне-памятнике гренадерам, павшим под Плев- ной. М., 2002

  • Артамонов М. Московский некрополь. М.: «Столица», 2010.

  • Баталов А. Л., Головкова Л. А., Харченко Г. Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории. М.: «Лето», 2005.

  • Белявский М. Т., Сорокин В. В. Наш первый, наш московский, наш российский. М., 1969.

  • Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999.

  • Бондаренко И. А. Красная площадь Москвы. М.: Вече, 2006.

  • Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. М., 1997.

  • Буторов А. Храм Христа Спасителя: история строительства и разрушения. М.: "Юный художник", 1992.

  • Васькин А. А., Назаренко Ю. И. Чемодан-Вокзал-Москва: чего мы не знаем о де- вяти московских вокзалах. М.: Издательство «Спутник+», 2010.

  • Власюк А. И., Каплун А. И., Кипарисова А. А. Казаков. М., 1957.

  • Выголов В. П. Архитектура Московской Руси середины XV века. Культовая архитектура. Крепостная архитектура. Успенский собор в Москве (1472-1479). М., 1988.

  • Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1973.

  • Грицак Е. Н. Архангельское. М.: Вече, 2007.

  • Зарядье. Путеводитель // Отв. ред. Г. Щуцкая. М.: ООО «Издательство Эпифа- ния», 2000.

  • Золото кольцо Москвы: путеводитель. – М.: Новая Элита, 2008.

  • Земенков Б. С. Памятные места Москвы: Страницы жизни деятелей науки и культуры. М., 1959.

  • Казакевич И. И. Московское Зарядье. М., 1977

  • Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Москов- ского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990.

  • Кириченко Е. И. Исторический музей. М., 1984.

  • Коваленская Н. Н. Мартос. М., 1938.

  • Костина И. Д. Соборы Московского Кремля. М., 1993.

  • Левин Им. Арбат. Один километр России. М.: «Галарт», 2005.

  • Либсон В. Я., Кузнецова А. И. Большой театр СССР. М., 1982.

  • Литвинов С. История Никольской улицы // Отечество. Вып. 10. М., 1997.

  • Маркова Г. А. Большой Кремлевский дворец. М., 1978.

  • Маясова Н. А. Архангельский собор Московского Кремля. М., 2002. Михайлов А. И. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле. М., 1963. Московский Кремль. Красная площадь/ Под ред. И. Ю. Юдакова. М.: Нацио-

  • нальное географическое общество, «Вече», 2010.

  • Ненарокомова И. С. Государственные музеи Московского Кремля. М., 1987. Новодевичий монастырь в русской культуре. Материалы научной конференции

  • 1995 года// Отв. ред. В. Л. Егоров. М., 1998.

  • Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1983.

  • Памятники архитектуры Москвы: Замосковречье. М., 1994.

  • Петерсон И. Карта-путеводитель «Центральный музей Великой Отечественной войны». М.: 2010.

  • Покровская З. К. Осип Бове. М., 1999.

  • Романюк С. Кремль. Красная площадь. Путеводитель. М.: АНО ИЦ «Москвове- дение», ОАО «Московские учебники», 2004.

  • Романюк С. К. Москва. Вокруг Кремля и Китай-города: Путеводитель. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2008.

  • Романюк С. К. Москва. Остров. Путеводитель. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2009.

  • Сергиевская И. Москва, которую вы никогда не увидите. М.: Эксмо, 2010.

  • Сергиевская И. Москва романтическая. М.: Эксмо, 2012.

  • С любовью и тревогой. Статьи. Очерки. Рассказы/Сост. В. Енишерлов, В. Матусевич. М.: Советский писатель, 1990.

  • Смирнов А. Москва - героям 1812 года. М.:«Московский рабочий», 1981.

  • Снегирев В. Л. Аристотель Фиораванти и перестройка Московского Кремля. М., 1935.

  • Снегирев В. Л. Памятник архитектуры храм Василия Блаженного. М., 1953.

  • Суздалев В. Е. Очерки истории Коломенского. М.: МГОМЗ, 2008.

  • Тихомиров Н. Я., Иванов В. Н. Московский Кремль: история архитектуры. М., 1971.

  • Толстая Т. В. Успенский собор Московского Кремля: к 100-летию уникального памятника русской культцры. М., 1979.

  • Трубникова О. Как сооружалось здание таможни на Комсомольской площади

  • //http://museum.customs.ru/ru/index.php?id486=3

  • Трубникова О. История проектирования и строительства здания таможни на Комсомольской площади // http://museum.customs.ru/ru/index.php?id486=1

  • Федосюк Ю. Москва в кольце садовых. М.: Московский рабочий, 1983.

  • Храм во имя святых мучеников Флора и Лавра в Ямской коломенской слободе на Зацепе/ Сост. Е. А. Мусорина и С. И. Выстрелков. М.: «Православная Таган- ка», 2010.

  • Храм Христа Спасителя: путеводитель /Cост. С. М. Чибинеев. М.: Фонд Храма Христа Спасителя; ООО «Венец - Ф», 2004

  • Храм Христа Спасителя в Москве. М.: Планета, 1997.

  • Хрипунов Ю. Д. Архитектура Большого театра. М., 1955.

  • Чистякова М. В. Монахини «с Белой Роси» в Новодевичьем монастыре/ Отв. ред. В. Л. Егоров. М., 2000.

  • Щуцкая Г. К. и др. Музей «Палаты в Зарядье»: Путеводитель. М., 2003.

  • Шуцкая Г. К., Трегубова Е. Л. Старый дом на Варварке. М., 2007.


  • Литераторы в Москве


  • Евсеев Д. М. Чеховская Москва. М.: Гелиос АРВ, 2009.

  • Васькин А. «Я не люблю московской жизни» или что осталось от Пушкинской Москвы. М.: Издательство «Спутник+», 2010.


  • Справочная литература


  • История московских районов. Энциклопедия / Под ред. К.А. Аверьянова. М., 2005.

  • Москва: все православные храмы и часовни/Авт.-сост. М. И. Вострышев, С. Ю. Шокарев. М.:Эксмо, Алгоритм, 2009.

  • Москва златоглавая: монастыри, храмы, святыни/ Сост. В. Островская. М: УКИНО «Духовное преображение», 2011.

  • Москва: Энциклопедия. / Гл. ред. С.О. Шмидт. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.

  • Московский Кремль /Сост. Е. Конькова. М.: Вече, 2002.

  • Российская музейная энциклопедия. В 2 Т. М.: «Прогресс», «Рипол классик», 2001 / Мин-во культуры РФ, Рос. Ин-т культурологии.

  • Святыни Москвы. Справочник-путеводитель. Ч. I–II. / Сост. О.В. Эразмова, Н.А. Харченко, А.Н. Стеблецов. М., 2002–2005.

  • Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. /


Электронные ресурсы


  • Узнай Москву [Электронный ресурс] М., 2018. URL: https://um.mos.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!