Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Алдан»
МО «Алданский район»
678900 Республика Саха (Якутия) г. Алдан, ул. 50 лет ВЛКСМ, 14 тел. (41145) 3-46-42, 3-52-10
[email protected]
Утверждаю:
«Рассмотрено» _____________ О.И.Оглоблина
на заседании педагогического совета №1 директор МБОУ «СОШ № 2»
от 29 августа2017 года г.Алдан
Рекомендовано в качестве Приказ №_____
рабочей программы по изучению от «____» _____________2017 г.
изобразительного искусства в 1 а классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
для 1 класс «А»
на 2017-2018 год
Составитель: Верхоробина Марина Георгиевна
учитель начальных классов,
учитель высшей категории
г. Алдан
2017 год
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(Автор: Неменская Лариса Александровна)
1 класс
Пояснительная записка
к тематическому планированию по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" п.6 часть 3 ст.28.
Постановления гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Федеральный перечень учебников с изменениями (Приказ Минобрнауки России от 20.06.2017г. №581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253).
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 2г.Алдан ,утвержденной приказом МБОУ СОШ № 2 г.Алдан №01-17/294 от 28.08.14г.
Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ СОШ № 2, утвержденного приказом МБОУ СОШ № 2 № 01-17/304 от 30.08.2016 г.
Учебного плана МБОУ СОШ № 2 г.Алдан на 2017 /2018 учебный год. , утвержденного приказом №01-17/302 от 30.08.17г.
Авторской программы Л. А. Неменской «Изобразительное искусство», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования «Школа России»
Данная рабочая программа составлена с учётом среднего уровня подготовки и общего развития учащихся 1 «А» класса – класса возрастной группы.
Уровень программы базовый.
Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение изобразительного искусства в начальной школе выделяется 135 часов.
В 1 классе — 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
Цели и задачи изучения курса «Изобразительное искусство»
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Программа придает всему процессу изучения курса «Изобразительное искусство» четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Для достижения поставленных целей на уроках технологии необходимо решать следующие задачи:
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками (содержательными линиями), отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования. В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.
Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» представлены 5 разделами:
Учимся у природы.
Фантастические образы в изобразительном искусстве.
Учимся на традициях своего народа.
Основы художественного языка.
Опыт художественно-творческой деятельности
Планируемые результаты
изучения курса «Изобразительное искусство»
в 1 классе
Программа обеспечивает достижение обучающимися первого класса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
узнает отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
соблюдать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
использовать способы и приёмы обработки различных материалов;
организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учётом замысла;
конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
конструировать из природных материалов;
пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
развивать фантазию, воображение;
приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
научиться анализировать произведения искусства;
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Требования к уровню подготовки учащихся 1-4 классов
Учащиеся 1класса должны
знать/понимать:
уметь:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);
сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
Контроль уровня обученности по изобразительному искусству в 1 классе
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 обучающимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется.
В 1-м классе учитель дает словесную характеристику успехов ученика и дает советы по улучшению, устранению возможных недостатков.
Содержание курса «Изобразительное искусство»
1 класс (33 часа)
Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно - образное воплощение идеи.
Учебный план
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения - 10 часов
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения - 8 часов
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки - 8 часов
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу - 7 часов
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (10 час.)
Введение в предмет. Все дети любят рисовать (1 час – практическая работа)
Задание: знакомство с учебным предметом «Изобразительное искусство» и учебником. Рисование солнца или рисунка по замыслу.
Материалы: краски, кисточки, карандаши восковые, бумага разных видов, пастельные мелки, баночки с водой.
Зрительный ряд: работы детей, выполненные в различных техниках (гуашь, мелки, карандаш); учебник «Искусство и ты».
Литературный ряд: загадки о солнце.
Музыкальный ряд: запись песни «Улыбайся, солнышко», сл. В. Кузнецова, муз. С. Стемпневского
Изображения всюду вокруг нас (1 час)
Задание: знакомство с видами художественной деятельности; рисование того, что больше всего хочется с использованием любых материалов.
Материалы: гуашь, акварель, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, бумага, клей, ножницы, пластилин.
Зрительный ряд: иллюстрации с различными изображениями (узоры на ткани, керамические изделия с различными изображениями), иллюстрированные книги, шкатулки, открытки и др.
Литературный ряд: загадки, стихи.
Мастер Изображения учит видеть (1 час)
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Фрагменты природы. Животные – чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Задание: Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья; изображение животных.
Материалы: бумага, фломастеры или цветные карандаши, краски или мелки, кисти.
Зрительный ряд: аппликация из цветной бумаги «Осенний лес»; осенние листья; иллюстрация «осенний пейзаж»,слайды с изображением рисунков животных или живых зверей.
Литературный ряд: стихи об осени и о зверях.
Изображать можно пятном (1 час)
Задание: Присмотреться к разным пятнам – мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверушки. Пятно, наклеенное или нарисованное, подготовлено учителем.
Материалы: краски, мелки, черная тушь, черный фломастер.
Зрительный ряд: иллюстрации к книгам о животных Е.Чарушина, В.Лебедева, Т.Мавриной, М.Митурича и других художников, работающих пятном.
Изображать можно в объеме.
Лепка птицы и животного из целого куска (1 час)
Задание: Превратим комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что-нибудь похожи, например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке.
Материалы: пластилин, стеки, дощечка.
Зрительный ряд: слайды природных объемов выразительных форм или настоящие камешки, форма которых что-нибудь напоминает.
Литературный ряд: загадки
Изображать можно линией (1 час)
Задание: Линией можно рассказывать.
Материалы: бумага, черный фломастер или карандаш.
Зрительный ряд: линейные иллюстрации детских книг, рисунки на темы стихов С.Маршака, А.Барто, Д.Хармса с веселым, озорным развитием сюжета, образцы графики, фотографии пейзажей.
Литературный ряд: веселые стихи про жизнь дома.
Музыкальный ряд: детские песенки о жизни в семье.
Изображать можно линией (1 час)
Задание: Линией можно рассказывать. "Расскажи нам о себе" – рисунок или ряд последовательных рисунков.
Материалы: бумага, черный фломастер или карандаш.
Зрительный ряд: линейные иллюстрации детских книг, рисунки на темы стихов С.Маршака, А.Барто, Д.Хармса с веселым, озорным развитием сюжета, образцы графики, фотографии пейзажей.
Литературный ряд: веселые стихи про жизнь дома.
Музыкальный ряд: детские песенки о жизни в семье.
Волшебный мир красок. Разноцветные краски (1 час)
Задание: Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Название цвета. Что в жизни напоминает каждый цвет. Игровое изображение красочного многоцветного коврика.
Материалы: краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Литературный ряд: стихи.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение) (1 час)
Задание: Изобразить радость и изобразить грусть. Рисуем музыку – задача выразить в изображении образы контрастных по настроению музыкальных пьес.
Материалы: белая бумага, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: произведения художников (репродукции), иллюстрации детских книг, детские работы.
Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные.
10.Художники и зрители (обобщение темы) (1 час)
Задание: Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием "произведение искусства". Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа. Выставка детских работ за учебную четверть.
Зрительный ряд: В. Ван Гог "Подсолнухи", Н. Рерих "Заморские гости", В. Васнецов "Три богатыря", С. Кончаловский "Сирень", М. Врубель "Царевна Лебедь".
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов)
1. Мир полон украшений (1 час)
Задание: Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений. Изображение сказочного цветка (по воображению).
Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага.
Зрительный ряд: фотографии с изображением различных украшений, иллюстрации с изображением цветов;
Музыкальный ряд: запись песни «О волшебном цветке».
2. Красоту надо уметь замечать (1 час)
Задание: Красота цветов. Цветы украшаются по вырезанной учителем заготовке или могут быть нарисованы (крупно, на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.
Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага.
Зрительный ряд: слайды "Цветы", коллекции цветов, книги с их изображением.
Литературный ряд: загадки о цветах.
3.Узоры на крыльях (1 час)
Задание: Украшение крыльев бабочки. Бабочка украшается по вырезанной учителем заготовке или может быть нарисована (крупно, на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.
Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага.
Зрительный ряд: слайды "Бабочки", коллекции бабочек, книги с их изображением.
Литературный ряд: загадки о бабочках.
4.Красивые рыбы (1 час)
Задание: Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений. Украшение рыбки узорами чешуи.
Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага.
Литературный ряд: стихи, загадки
5.Украшения птиц (1 час)
Задание: Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.
Материалы: разноцветная и разнофактурная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды и книги с изображением различных птиц.
Музыкальный ряд: детские или народные песни с ярко выраженным игровым, декоративным моментом (звон колокольчика, имитация птичьего пения).
6. Мастер Украшения помогает сделать праздник (1 час)
Дизайн, как разновидность художественного творчества, синтеза изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства в современном мире. Понятия «дизайн», «дизайнер»; составление из природного материала украшения для новогодней елки, использование законов композиции.
Задание: Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно "Новогодняя елка".
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, фольга, серпантин.
Зрительный ряд: детские работы, выполненные за четверть.
Литературный ряд: стихи о празднике Нового года.
Музыкальный ряд: рождественские и новогодние праздничные песни,
П. Чайковский фрагменты балета "Щелкунчик".
7. Узоры, которые создали люди (1 час)
Декоративная деятельность. Из истории декоративно-прикладного искусства, его роли в жизни людей, правила составления основного вида украшения – орнамента.
Основа орнамента - элементы (геометрические формы, формы растительного и животного мира), повторяющиеся через определенные промежутки, ритм – равномерное чередование элементов.
Задание: Изображение орнамента по воображению
Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага, ножницы, салфетки.
Зрительный ряд: иллюстрации или фото образцов орнаментов, образцы различных предметов, украшенные узорами (полотенце с орнаментом, предметы быта, изделия народных мастеров, обои и т.д.), образцы геометрического орнамента в полосе.
8.Как украшает себя человек (1 час)
Задание: изображение любимых сказочных героев и их украшений.
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, бумага, баночки с водой, восковые мелки.
Зрительный ряд: образцы сказочных героев.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (8 часов)
1. Постройки в нашей жизни (1 час)
Задание: Изображение сказочного дома для себя и своего товарища по воображению. Изображение дома с помощью печаток.
Материалы: бумага, гуашь, кисти, печатки (ластик, палочка, колпачок от ручки
и т.п.)
Зрительный ряд: образцы домов, фотографии архитектурных построек.
2. Делаем домики для сказочных героев (1 час)
Задание: Постройка из коробочек и бумаги удобных домиков для слона, жирафа и крокодила. Слон большой и почти квадратный, у жирафа – длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.
Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечка.
Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам А.Милна "Винни-Пух", Н.Носова "Незнайка в Цветочном городе", Дж.Родари "Чиполлино", А.Волкова "Волшебник Изумрудного города".
Литературный ряд: описания сказочных городков.
Музыкальный ряд: музыка к мультфильму и балету "Чиполлино".
3. Домики, которые построила природа (1 час)
Задание: Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из коробочек и бумаги удобных домиков для слона, жирафа и крокодила. Слон большой и почти квадратный, у жирафа – длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.
Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечка.
Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам А.Милна "Винни-Пух", Н.Носова "Незнайка в Цветочном городе", Дж.Родари "Чиполлино", А.Волкова "Волшебник Изумрудного города".
Литературный ряд: описания сказочных городков.
Музыкальный ряд: музыка к мультфильму и балету "Чиполлино".
4. Дом снаружи и внутри (1 час)
Задание: Дом "смотрит" на улицу, но живут внутри дома. "Внутри" и "снаружи" очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у них прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна.
Материалы: бумага (белая или цветная), карандаши или цветные мелки.
Зрительный ряд: иллюстрации детских книг.
5. Строим город (1 час)
Задание: Изображение образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.
Материалы: гуашь, цветная или белая бумага, широкая и тонкая кисти, коробки разных форм, плотная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: иллюстрации детских книг.
Литературный ряд: описания сказочного города из литературного произведения.
6.Все имеет свое строение (1 час)
Задание: Сделать образы разных зверей – зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разнообразные образы собак делаются из наклеивания на лист заранее заготовленных одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм.
Материалы: различные коробки, цветная и белая плотная бумага, клей, ножницы.
Зрительный ряд: фотографии животных или репродукции картин с изображением животных.
7. Постройка предметов (упаковок) (2 часа)
Задание: Конструирование из бумаги, упаковок, подставок, цветов и игрушек.
Материалы: цветная или белая бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды с различных предметов, соответствующих заданию.
Литературный ряд: стихи о веселых трудолюбивых мастерах.
8.Город, в котором мы живем (1 час)
Задание: "Я рисую любимый город". Изображение "по впечатлению" после экскурсии.
Материалы: бумага, гуашь, кисти или мелки (по выбору учителя).
Литературный ряд: стихи о своем городе.
Музыкальный ряд: песни о своем городе.
Обобщение темы
Задание: выставка работ, сделанных за четверть. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно "Наш город" или "Москва".
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу (7 часов)
1.Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе (1 час)
Узнаем совместную работу "Мастеров" в своих работах прошлых четвертей и в произведениях искусства.
Обобщением здесь является 1-й урок. Его цель – показать детям, что на самом деле наши три "Мастера" неразлучны. Они постоянно помогают друг другу. Но у каждого "Мастера" своя работа, свое назначение. И в конкретной работе один из "Мастеров" всегда главный. Вот, например, наши рисунки-изображения: где тут работа "Мастера Постройки"? А сейчас эти работы украшают класс. А в работах, где главным был "Мастер Украшения", как ему помогали "Мастер Изображения", "Мастер Постройки"? Главное, это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого "Мастера" и чему он помог научиться. В классе должны быть выставлены лучшие работы детей за весь год. Своего рода отчетная выставка. Желательно, чтобы каждый ребенок имел какую-то выставленную работу. Дети учатся рассказывать о своих произведениях и о рисунках своих товарищей. В конце урока демонстрируются слайды произведений взрослого искусства, и дети должны выделить "участие" каждого "Мастера" в этих работах: ваза с фигуративным рисунком; ваза, форма которой что-то изображает; картина с архитектурной постройкой; фонтан со скульптурой; дворцовый интерьер с ярким декором, скульптурой и картинами; интерьер современного здания с монументальной росписью.
2.Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги (1 час)
Задание: конструирование и украшение птиц.
Материал: бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: образец педагога, иллюстрации птиц.
Литературный ряд: стихотворение о весне, загадки о птицах.
3. Разноцветные жуки (1 час)
Задание: конструирование и украшение жуков, бабочек.
Материал: бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: образец педагога, иллюстрации жуков, бабочек.
Литературный ряд: стихотворение о весне, загадки о насекомых.
4. Сказочная страна (1 час)
Задание: Коллективное панно и индивидуальные изображения по сказке.
Материалы: бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, цветная бумага, фольга.
Зрительный ряд: музыка из мультфильмов, фильма или балета по этой сказке.
Литературный ряд: сказка, выбранная учителем.
5.Времена года. Экскурсия в парк (1 час)
6 – 7. Здравствуй, лето! (1 час)
Композиция "Здравствуй, лето!" по впечатлениям от природы.
Задание: нарисовать рисунок о лете.
Материал: гуашь, кисти, баночки с водой, тонированная бумага.
Литературный ряд: стихи о лете, загадки о лете.
Использование национально – регионального компонента на уроках изобразительного искусства
В МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан» обучаются дети, в основном, русской национальности. Обучающиеся мало знают не только о национальной культуре якутского народа, но и вообще о Якутии, ее истории, природе. Как пробудить у детей интерес к краю, в котором они живут, к обычаям, традициям якутского народа? На уроках ИЗО можно использовать задания, составленные на культурно-краеведческом материале республики Саха.
На личность человека влияют такие моменты, как национальное бытие, национальная культура, национальная история, национальные традиции и многое другое. Моя семья – моя Родина - моя Земля. Этим трем этапам соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание.
При разработке рабочей программы приняты во внимание следующие моменты:
культурное многообразие мира и формирование толерантных качеств учащихся средствами изобразительного искусства;
художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения через народные традиции;
формирование общечеловеческих ценностей учащихся на основе использования национальной культуры;
искусство народов Саха как фактор развития системы художественно-эстетического воспитания детей;
проблемы формирования этнокультурных знаний обучающихся на уроках ИЗО.
В начальной школе наиболее эффективным является этнокультурное воспитания в рамках семьи, этнокультурное воспитание происходит через устное народное творчество с привлечением средств народной педагогики, элементов народного художественного творчества. Происходит этническая самоидентификация, зарождается любовь к своему народу, к родной земле. Осознается факт, что рядом на этой земле живут представители разных народов, они могут быть соседями, друзьями и родственниками.
Через знакомство с краеведческим материалом на уроках изобразительного искусства осуществляется художественно-творческое развитие учащихся.
В рабочей программе возможны изменения сроков изучения тематических разделов, отдельных тем по объективным причинам ( актированные дни, апробация ОГЭ, ЕГЭ на базе ОО ППЭ).
Программа курса обеспечена учебно-методическим комплектом:
Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 1 класс: рабочая тетрадь / Неменская Л. А., - М.: Просвещение, 2016.
Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ»
Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
в рамках УМК «Школа России» в 1 классе 1 час в неделю - 33 часа в год.
№ | | Дата | Тема / страницы учебника
| Планируемые результаты обучения | Тип урока | Изделие | Факт |
| Цели урока | Универсальные учебные действия (УУД) |
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (10 часов) |
1 | 1 | 06.09 | Урок – конкурс Все дети любят рисовать учебник с. 8 - 9 рабочая тетрадь с. 3 - 5 | Познакомить обучающихся с учебным предметом «Изобразительное искусство» и учебником; Пробуждать интерес к изобразительному творчеству. | Предметные: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Метапредметные: ориентироваться в учебнике технологии под руководством учителя; слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание; наблюдать предметы окружающего мира; адекватно использовать речь; рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми; задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость. | Изучение нового материала | Рисунок на свободную тему | |
2 | 2 | 13.09 | Заочное путешествие Изображения всюду вокруг нас учебник с. 10 - 11 рабочая тетрадь с. 3 | Познакомить с видами художественной деятельности; Учить видеть и изображать; Познакомить с правилами работы на уроке и материалами для уроков изобразительного искусства. | Предметные: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Метапредметные: ориентироваться в учебнике технологии под руководством учителя; слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание; наблюдать предметы окружающего мира; адекватно использовать речь; рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми; задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость | Изучение нового материала | Радостное солнце | |
3 | 3 | 20.09 | Урок – экскурсия. Мастер изображения учит видеть учебник с. 14 - 19 рабочая тетрадь с. 6 - 7 | Развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; Формировать поэтическое видение мира; Познакомить с понятием «форма». | Предметные: видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете. Метапредметные: ориентироваться в учебнике технологии под руководством учителя; слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм; формулировать свои затруднения; адекватно использовать речь; рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми; задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, ценностное отношение к природному миру. | Изучение нового материала | Раскрашивание кленового листка | |
4 | 4 | 27.09 | Урок – веселые соревнования. Изображать можно пятном учебник с. 20 - 23 | Помочь овладеть первичными навыками изображения на плоскости; Учить использовать пятно как одно из главных средств изображения; Развивать воображение и аналитические возможности глаза. | Предметные: превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшки. Метапредметные: ориентироваться в учебнике технологии под руководством учителя; слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание; вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения; проявлять активность для решения познавательных задач. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, ценностное отношение к природному миру. | Изучение нового материала | Зверушки из пятна | |
5 | 5 | 04.10 | Урок – путешествие в зоопарк. Изображать можно в объеме учебник с. 24 - 27 рабочая тетрадь с. 8 - 9 | Помочь овладеть навыками работы с пластилином (изображение в объеме); Дать представление об использовании объемности как средства изображения; Развивать воображение и аналитические способности глаза, поэтического видения; Познакомить с понятиями «объем», «объемные формы». | Предметные: превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, ценностное отношение к природному миру. | Изучение нового материала | Зверушка из пластилина (лепка), Объемные зверушки | |
6 | 6 | 11.10 | Урок – путешествие в лес. Изображать можно линией учебник с. 28 - 31 рабочая тетрадь с. 10 - 11 | Развивать умение видеть линии в природе; Учить изображать линией на плоскости; Познакомить с повествовательными возможностями линии (линия-рассказчица); Развивать воображение; Познакомить с понятиями «линия», «линейные иллюстрации; «графика», «фотография». | Предметные: делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе». Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; составлять план и последовательность действий; сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни; задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость; понимать чувства других людей и сопереживать им. | Изучение нового материала | Рисунок в рабочей тетради | |
7 | 7 | 18.10 | Изображать можно линией. Рисование на тему «Рассказ про себя» учебник с. 28 - 31 рабочая тетрадь с. 10 - 11 | Развивать умение изображать линией на плоскости, творческую фантазию, изобразительные навыки. | Предметные: делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе». Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; составлять план и последовательность действий; сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни; задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость; понимать чувства других людей и сопереживать им. | Изучение нового материала | Маленький рассказ про себя (рисование карандашом) | |
8 | 8 | 25.10 | Урок – игра Разноцветные краски учебник, с. 32 - 33 | Познакомить обучающихся с гуашевыми красками; Развивать умение пользоваться красками и получать новые цвета при их смешивании; Формировать навыки самостоятельной организации рабочего места; Познакомить с понятиями «краски», «гуашь», «цвет». | Предметные: рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению с красками. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость; понимать чувства других людей и сопереживать им; проявлять уважительное отношение к иному мнению. | Изучение нового материала | Коврик разноцветный | |
9 | 9 | 01.11 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) учебник, с. 32 - 33 | Развивать умение изображать не только предметный мир, но и мир невидимый, мир наших чувств, настроение. | Предметные: рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению с красками. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость; понимать чувства других людей и сопереживать им; проявлять уважительное отношение к иному мнению. | Изучение нового материала | Рисунок на свободную тему | |
10 | 10 | 15.11 | Художники и зрители учебник с. 34 - 41 рабочая тетрадь с. 16 - 19 | Формировать навык восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников; Познакомить с понятиями «скульптура», «картина», «произведение искусства». | Предметные: воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость; проявлять уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов. | Изучение нового материала | Рисунок в рабочей тетради | |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 час.) |
11 | 1 | 22.11 | Мир полон украшений учебник с. 44 - 45 | Познакомить с новым видом художественной деятельности и Мастером Украшения; Развивать эстетический вкус, творческое воображение, наблюдательность; Учить создавать роспись цветов – заготовок, вырезанных из цветной бумаги; Учить видеть разнообразие форм, окраски, узорчатых деталей цветов. | Предметные: видеть украшения в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы-заготовки. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов; формулировать свои затруднения при решении учебной задачи. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость; понимать чувства других людей и сопереживать им; проявлять уважительное отношение к иному мнению. | Изучение нового материала | Сказочный цветок | |
12 | 2 | 29.11 | Красоту нужно уметь замечать учебник с. 46 - 49 | Развивать наблюдательность, творческое воображение; Способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений; Учить видеть красоту родной природы. | Предметные: видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; преобразовывать познавательную задачу в практическую; осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников; проявлять активность в коллективной деятельности. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, ценностное отношение к природному миру. | Изучение нового материала | Рисунок на свободную тему (групповой) | |
13 | 3 | 06.12 | Узоры на крыльях учебник с. 50 - 53 рабочая тетрадь, с. 20 | Познакомить с различными узорами на крыльях бабочек; Учить видеть красоту в природе; Развивать творческое воображение, эстетический вкус; Познакомить с понятиями «коллекция», «симметричный узор». | Предметные: рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; преобразовывать познавательную задачу в практическую; применять установленные правила в решении задачи.; осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников; проявлять активность в коллективной деятельности. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, ценностное отношение к природному миру. | Изучение нового материала | Рисунок в рабочей тетради | |
14 | 4 | 13.12 | Красивые рыбы учебник с. 54 - 55 рабочая тетрадь, с. 21 | Учить видеть красоту разнообразных поверхностей; Развивать творческое воображение и эстетический вкус при украшении узорами рыб; Познакомить с новой техникой выполнения работы – монотипией. | Предметные: видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; подводить под понятие на основе распознания объектов; предлагать помощь и сотрудничество. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, ценностное отношение к природному миру. | Изучение нового материала | Рисунок в рабочей тетради | |
15 | 5 | 20.12 | Украшения птиц учебник с. 56 - 57 | Развивать декоративное чувство при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов; Продолжить знакомство с разнообразием украшений в природе и форм украшений; Развивать творческое воображение и эстетический вкус при украшении узорами птиц, начальные навыки объемной работы с бумагой разной фактуры; Познакомить с понятиями «материал разной фактуры», «коллаж». | Предметные: рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу в технике объемной аппликации, коллажа. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; вносить необходимые дополнения и изменения в действия; создавать модели для решения задач; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, ценностное отношение к природному миру. | Изучение нового материала | Аппликация из цветной бумаги «Сказочная птица» | |
16 | 6 | 27.12 | Мастер украшения помогает сделать праздник учебник с. 62 - 65 рабочая тетрадь, с. 26 - 29 | Познакомить с различными праздничными украшениями; Развивать творческое воображение, эстетический вкус при работе с цветной бумагой и изготовлении поделок к празднику. | Предметные: создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; предвидеть возможности получения конкретного результата; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; вносить необходимые дополнения и изменения в действия; формировать собственную позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, ценностное отношение к природному миру. | Изучение нового материала | Изготовление новогодних гирлянд из цветной бумаги и фольги | |
17 | 7 | 17.01 | Узоры, которые создали люди учебник с. 58 - 61 рабочая тетрадь с. 22 - 23 | Ознакомить с разнообразными орнаментами, созданными человеком, мотивы которых взяты из природы; Развивать творческое воображение; Способствовать накоплению образных и эмоциональных впечатлений от орнаментов. | Предметные: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; составлять план, осуществлять последовательность действий; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; вносить необходимые дополнения и изменения в действия; формировать собственную позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, ценностное отношение к природному миру. | Изучение нового материала | Рисование орнаментов | |
18 | 8 | 24.01 | Как украшает себя человек учебник с. 58 - 61 рабочая тетрадь с. 24 - 25 | Познакомить с тем, как и чем украшает себя человек; Дать представление о том, как украшения могут рассказать о своем хозяине; Обсудить вопрос о роли украшений в жизни человека; Развивать творческое воображение. | Предметные: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; составлять план, осуществлять последовательность действий; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; вносить необходимые дополнения и изменения в действия; соблюдать правила общения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, ценностное отношение к природному миру. | Повторение изученного материала | Рисование любимого сказочного героя и его украшения | |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (8 часов) |
19 | 1 | 31.01 | Постройки в нашей жизни учебник с. 68 - 69 | Познакомить с архитектурой и дизайном, многообразием архитектурных построек; Развивать воображение и формировать представления о существовании самых разных типов построек; Познакомить с Мастером Постройки; Овладеть новой техникой изображения; Познакомить с понятиями «архитектура», «дизайн». | Предметные: придумывать и изображать сказочный дом для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, уважительное отношение к чужому мнению. | Изучение нового материала | Рисование дома с помощью штампиков | |
20 | 2 | 07.02 | Делаем домики для сказочных героев учебник с. 70 - 75 рабочая тетрадь с. 30 - 31 | Формировать представления о существовании различных типов построек; Развивать творческое воображение при рисовании домиков для сказочных героев. | Предметные: придумывать и изображать сказочный дом для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, уважительное отношение к чужому мнению. | Изучение нового материала | Сказочный домик (рисование) | |
21 | 3 | 14.02 | Домики, которые построила природа учебник с. 76 - 77 | Учить наблюдать природные явления с точки зрения Мастера Постройки; Развивать воображение и наблюдательность, умение видеть домик в любом предмете; Развивать мыслительные способности, наблюдательность. | Предметные: видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики в форме различных предметов. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, уважительное отношение к чужому мнению. | Изучение нового материала | Сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов (пластилин) | |
22 | 4 | 28.02 | Дом снаружи и внутри учебник с. 78 - 79 | Дать представление о соотношении внешнего вида и внутренней конструкции дома; Уточнить понятия «внутри» и «снаружи»; Развивать творческое воображение; Учить изображать фантазийные дома. | Предметные: изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, уважительное отношение к чужому мнению. | Изучение нового материала | Рисование дома в виде буквы алфавита (из первой буквы своего имени) | |
23 | 5 | 07.03 | Строим город учебник с. 80 - 83 | Помочь приобрести навыки конструктивной работы с бумагой; Развивать фантазию и наблюдательность; Учить рассматривать реальные здания разных форм; Учить использовать в речи слова «архитектура», «архитектор», «художник - архитектор». | Предметные: строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; узнавать, называть объекты окружающей действительности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, уважительное отношение к чужому мнению. | Изучение нового материала | Город из пластилина (групповая работа) | |
24 | 6 | 14.03 | Все имеет свое строение учебник с. 84 - 85 | Формировать первичные умения видеть конструкцию предмета; Объяснить, что любое изображение сводится к взаимодействию нескольких простых геометрических форм; Развивать наблюдательность и аналитические способности глаза; Познакомить с понятием «конструкция (построение предмета)». | Предметные: создавать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; использовать знаково-символические средства для решения задачи; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, уважительное отношение к чужому мнению. | Изучение нового материала | Изображения зверей (аппликация) | |
25 | 7 | 21.03 | Постройка предметов (упаковок) учебник с. 86 - 87 | Познакомить с понятиями «дизайнер», «предметы дизайна»; Познакомить с работой дизайнера; Развивать конструктивное изображение и навыки постройки из бумаги. | Предметные: конструировать из бумаги упаковки и украшать их, производя правильных порядок учебных действий. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, уважительное отношение к чужому мнению, эстетические потребности. | Изучение нового материала | Сумка - пакет для карандашей, фломастеров, кисточек | |
26 | 8 | 04.04 | Город, в котором мы живем учебник с. 88 - 89 | Формировать умения совмещать в одной работе использование разных материалов (цветная бумага и гуашь), рассматривать улицу с позиции Мастера Постройки; Развивать наблюдательность и творческое воображение; Познакомить с понятиями «памятники архитектуры», «образ города»; Познакомить с понятием «панно». | Предметные: создавать работу по впечатлению после экскурсии; описывать архитектурные впечатления. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению, эстетические потребности. | Изучение нового материала | Панно «Прогулка по городу (цветная бумага, гуашь) | |
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу (7 часов) |
27 | 1 | 11.04 | Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе учебник с. 92 - 93 рабочая тетрадь с. 34 - 35 | Объяснить обучающимся, что изображение, украшение и постройка составляют разные стороны работы художника и присутствуют во всем, что он создает, поэтому предполагают наличие всех трех видов изобразительно – художественной деятельности. | Предметные: смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя в них работу каждого из Мастеров. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; различать три вида художественной деятельности; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; строить монологическое высказывание; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению. | Изучение нового материала | Работа с рабочей тетрадью и учебником | |
28 | 2 | 18.04 | Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги учебник с. 94 - 95 | Формировать умение конструировать из бумаги объекты природы и украшать их; Развивать наблюдательность при изучении природных форм; Помочь овладевать навыками бумагопластики; Познакомить с понятиями «теплые цвета» и «холодные цвета». | Предметные: выполнять работу, используя краски теплых оттенков; определять изобразительную и декоративную деятельность. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; выделять группы существенных признаков объектов; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; строить монологическое высказывание; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению. | Изучение нового материала | Птицы из бумаги | |
29 | 3 | 25.04 | Разноцветные жуки учебник с. 96 - 97 | Формировать умение рисовать объекты природы и их украшения; Развивать наблюдательность и творческое воображение при рассматривании природных форм; Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | Предметные: создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; осваивать способ организации рабочего места в соответствии с целью; выделять группы существенных признаков объектов; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; строить монологическое высказывание; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; договариваться о распределении функций в совместной деятельности; соблюдать правила общения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению. | Изучение нового материала | Разноцветные жуки (аппликация) | |
30 | 4 | 02.05 | Сказочная страна учебник с. 98 - 99 рабочая тетрадь, с. 38 - 39 | Формировать творческое воображение при изображении сказочного мира; Продолжить формирование изобразительных навыков. Воспитывать положительные эмоции от встречи с героями сказок Познакомить с понятием «панно». | Предметные: создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; выделять группы существенных признаков объектов; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; строить монологическое высказывание; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; договариваться о распределении функций в совместной деятельности; соблюдать правила общения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению. | Изучение нового материала | Сказочная страна | |
31 | 5 | 16.05 | Времена года (экскурсия в парк) учебник с. 100 - 101 рабочая тетрадь, с. 36 - 37 | Учить наблюдать живую природу с точки зрения трех мастеров; Повторить тему «Мастера Изображения, Украшения, Постройки учатся у природы»; Развивать фантазию, творческое воображение. | Предметные: самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; выделять группы существенных признаков объектов; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; строить монологическое высказывание; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; договариваться о распределении функций в совместной деятельности; соблюдать правила общения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению, эстетические потребности. | Повторение изученного материала, экскурсия | | |
32 | 6 | 23.05 | Здравствуй, лето! учебник с. 102 - 106 | Ознакомить с творчеством отечественных художников, изобразивших лето; Развивать художественно-эстетический вкус; Учить характеризовать свои впечатления от рассматривания произведений искусства. | Предметные: рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; выделять группы существенных признаков объектов; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; строить монологическое высказывание; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; договариваться о распределении функций в совместной деятельности; проявлять активность во взаимодействии; соблюдать правила общения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению, эстетические потребности. | Изучение нового материала | | |
33 | 7 | 30.05 | Здравствуй, лето! учебник с. 102 - 106 | Ознакомить с творчеством отечественных художников, изобразивших лето; Развивать художественно-эстетический вкус; Учить характеризовать свои впечатления от рассматривания произведений искусства. | Предметные: рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; выделять группы существенных признаков объектов; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; строить монологическое высказывание; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; договариваться о распределении функций в совместной деятельности; проявлять активность во взаимодействии; соблюдать правила общения. Личностные: проявлять интерес к изучению ИЗО; проявлять доброжелательность и эмоционально -нравственную отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению, эстетические потребности. | Изучение нового материала | | |