муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда ЛИЦЕЙ № 18
«Рассмотрена» Руководитель кафедры учителей начальной школы________________И.А.Пименова Протокол от «__»_____2018г. №_________ | | «Утверждаю» Директор МАОУ лицея № 18 ________________И.А.Теличко Приказ от«__»_________2018г. №________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
курса внеурочной деятельности
«РОБОТОТЕХНИКА»
2-4 классы
Учитель начальных классов
Чуксина А.Е.
Калининград
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с ФГОС начального общего образования основными целями курса «Робототехника» для 2-4 классов являются создание условий для развития научно-технического и творческого потенциала личности школьника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирования и элементарного программирования.
Настоящая программа предлагает использование конструкторов нового поколения: LEGO WeDo, как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию и носит практико-ориентированный характер. В процессе работы с конструктором дети учатся использовать базовые датчики и двигатели комплектов для изучения основ программирования. Курс предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления робототехнической моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Дети получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в итоге увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу. Комплекс заданий позволяет детям в форме познавательной игры развить необходимые в дальнейшей жизни навыки, формирует специальные технические умения, развивает аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки школьников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы.
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для школьников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
Настоящая программа предполагает:
единство воспитательного и образовательного процесса;
развитие способностей каждого ребенка;
формирование свободной, здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности;
программа утверждает необходимость индивидуального подхода к личностно-ориентированной модели воспитания.
Место курса внеурочной деятельности «Робототехника» в учебном плане лицея
Учебный план лицея отводит на изучение курса «Робототехника» на уровне начального общего образования 51 час:
2 класс – 17 часов
3 класс – 17 часов
4 класс – 17 часов
I раздел. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Робототехника» для 2 – 4 классов
Личностные результаты | Метапредметные результаты |
- формирование понятия связи различных процессов, объектов с информационной деятельностью человека; - актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; - формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия; - уважения информационным результатам деятельности других людей; - формирование основ правовой культуры в области использования информации; - формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды; - формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий, в том числе проектов; - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; - воспитание чувства справедливости, ответственности; - начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой. | - формирование алгоритмического мышления - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой.); - умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; - умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата; - умение использовать различные средства самоконтроля. - умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания: ключевых слов или понятий, текста, списка, таблицы, схемы, рисунка; - умение создавать информационные модели объектов, процессов на естественном и формальном языках; - умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач; - формирование системного мышления – способность к рассмотрению и описанию объектов, явлений, процессов в виде совокупности более простых элементов, составляющих единое целое; - формирование объектно-ориентированного мышления – способность работать с объектами, объединять отдельные предмеры в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия ,выполняемые этими или над этими объектами; - формирование формального мышления – способность применять логику при решении информационных задач, умение выполнять операции над понятиями и простыми суждениями; - формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие ,т.е. несоответствие между желаемым и действительным; - осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем; - формулировать гипотезу по решению проблем. - умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи, а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности. - умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами. - умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации. - умение использовать информацию с учётом этических и правовых норм. |
II раздел. Содержание курса внеурочной деятельности «Робототехника» для 2-4 классов
Программа внеурочной деятельности «Робототехника» является важной частью основной образовательной программы Лицея на уровне начального общего образования, так как она призвана способствовать усилению его воспитательного потенциала, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на создании благоприятных условий для творческой самореализации подростков.
В связи с приоритетом системно-деятельностного подхода в реализации программы внеурочного курса "Робототехника", на внеурочных занятиях минимум времени отводится для простой передачи и воспроизводства учебной информации: лекционным, монологическим методам. Акцент делается на решении реальных проблем жизнедеятельности лицеистов. Для этого проведение внеурочных занятий в рамках данного курса предполагает использование активных методик: аналитических дискуссий, проектирования деятельности по решению проблем, игровым методикам, моделированию ситуаций, работе в малых группах, мозговому штурму, использованию общественных ресурсов и др.
Учебное содержание курса организуется в проблемно-задачной форме и структурировано по блокам, соответствующим отдельным разделам.
2 класс
Введение в робототехнику
Инструктаж по технике безопасности. Применение роботов в современном мире. Идея создания роботов. История робототехники.
Что такое робот. Виды современных роботов. Соревнования роботов.
Первые шаги в робототехнику
Знакомство с конструктором ЛЕГО-WEDO. Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета. Исследование «кирпичиков» конструктора. Исследование «формочек» конструктора и видов их соединения. Мотор и ось. ROBO-конструирование. Зубчатые колёса.
3 класс
Первые шаги в робототехнику
Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. Управление датчиками и моторами при помощи программного
обеспечения WeDo. Перекрёстная и ременная передача. Снижение и увеличение скорости. Коронное зубчатое колесо. Червячная зубчатая передача. Кулачок и рычаг. Блок « Цикл». Блоки «Прибавить к Экрану» и « Вычесть из Экрана». Блок «Начать при получении
письма».
4 класс
Работа с комплектами заданий «Забавные механизмы».
Танцующие птицы. Умная вертушка. Обезьянка-барабанщица.
Работа с комплектами заданий «Звери».
Голодный аллигатор. Рычащий лев. Порхающая птица.
Работа с комплектами заданий «Футбол».
Нападающий. Вратарь. Ликующие болельщики.
Работа с комплектами заданий «Приключения».
Спасение самолёта. Спасение от великана. Непотопляемый парусник. Написание и обыгрывание сценария "Приключение Маши и Макса" с использованием трех моделей (из раздела "Приключения").
Составление, демонстрация и защита собственных проектов.
Составление собственного творческого проекта. Демонстрация и защита проектов.
III раздел. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Робототехника»
для 2 – 4 классов
Перечень разделов | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
2 класс 17 часов |
Введение в робототехнику
| 5 | Знать: - применение роботов в современном мире; - историю робототехники.от глубокой древности до наших дней; - определение понятия «робота»; - классифицировать роботов по назначению; |
Первые шаги в робототехнику | 12 | Знать: - основные составляющие части среды конструктора ЛЕГО-WEDO, детали, цвет ЛЕГО- элементов, варианты их скреплений; - составлять ЛЕГО-словарь. Знать: - устройство мотора; выработать навык поворота изображений и подсоединения мотора к ЛЕГО-коммутатору; -панель инструментов, функциональные команды; - составлять программы в режиме конструирования; Знать: - зубчатые колёса; - выработать навык запуска и остановки выполнения программы. |
3 класс 17 часов |
Первые шаги в робототехнику | 17 | Знать: - понижающую и повышающую зубчатые передачи, перекрёстную и ременную; - способы снижения и увеличения скорости; - коронные зубчатые колёса; - червячную зубчатую передачу; - промежуточное зубчатое колесо; - кулачок, рычаг как простейший механизм, - понятие «плечо груза», «цикл»; - изображать команды в программе и на схеме; - использовать блок «Начать при получении письма» в качестве «пульта дистанционного управления» для запуска другой программы, или для одновременного запуска нескольких различных программ. |
4 класс 17 часов |
Работа с комплектами заданий «Забавные механизмы». | 3 | -исследовать принцип действия ремня и шкивов (узнать влияние смены ремня и размера шкива на направление и скорость движения модели «Танцующие птицы»); - изучить процесс передачи движения и преобразования энергии в модели; - рычажный механизм и влияние конфигурации кулачкового механизма на ритм барабанной дроби (модель «Обезьянка-барабанщица»); - создать и программировать модель с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. |
Работа с комплектами заданий «Звери». | 3 | - изучить процесс передачи движения и преобразования энергии в механизме; - шкивы и ремни, а также механизмы замедления скорости, использующиеся в модели ( «Голодный аллигатор»); - строить, программировать и испытать модель «Рычащий лев»; - рассмотреть, как вращается коронное зубчатое колесо и как при вращении оси в том или другом направлении лев садится или ложится; - создать и программировать модель «Порхающая птица». |
Работа с комплектами заданий «Футбол». | 3 | - изучить процесс передачи движения и преобразования энергии в модели; кулачковый механизм, работающий в модели; - знать основные принципы проведения испытаний. |
Работа с комплектами заданий «Приключения». | 6 | - создать и программировать модели «Спасение самолёта», «Спасение от великана», «Непотопляемый парусник». -создать и обыграть сценарий "Приключение Маши и Макса". |
Составление, демонстрация и защита собственных проектов. | 2 | - проходить все этапы проектной деятельности, создавать творческие работы; - развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления; - действовать в соответствии с заданными правилами; - составлять и осуществлять план решения; - контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. |