СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Данная рабочая программа составлена на основе программы к курсу учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Цель: формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа объединения дополнительного образования «Основы духовно-нравственной культуры народов России»»

Согласовано Утверждаю

Зам. директора Грищенкова Е..Ю. Директор школы: Петров М.Н.

31.08.2018 г. Приказ №117 01.09.2018 г.



Рассмотрено на заседании экспертной группы

и допущено к использованию.

Протокол №1 от 31.08.2018 г.


Принята решением педагогического совета школы Протокол №1от 31.08.2018 года




Рабочая программа

объединения дополнительного образования

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»




Руководитель:

Захарова Л.И.









2018-2019 уч. год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа составлена на основе программы к курсу учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Цель: формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи кружка «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

  • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

  • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

  • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, к их культуре и традициям.

В процессе изучения данного курса у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и к какому народу изначально принадлежат.

Курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Особенность данного курса в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Главной особенностью курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, но и пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-12 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс играет важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира; заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.




  1. Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Личностные результаты:

- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.


Универсальные учебные действия.

Познавательные:

- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

- различать культовые сооружения разных религий;

- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).

Рефлексивные:

- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся получат возможность научиться:

      • воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;

      • сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.

      • проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

      • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

    • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

    • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
      известных личностей.

    • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

    • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

    • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

    • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

    • Работать с историческими источниками и документами.


Содержание учебного предмета

Раздел 1. В мире культуры - 4 часа Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа - 15 часов «Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура - 11 часов Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности - 2 часа Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир. - 3 час Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека

Повторение курса – 1 ч

Формы организации учебной деятельности: парные, групповые, коллективные, индивидуальные.

календарно-тематическое планирование


дата

№ урока

Название разделов, тем

Кол-во часов



Раздел 1. В мире культуры

4 ч


1

Величие многонациональной российской культуры

1 ч


2

Величие многонациональной российской культуры

1 ч


3

Человек - творец и носитель культуры

1 ч


4

Человек - творец и носитель культуры

1 ч



Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

15 ч


5

Береги землю родимую, как мать любимую

1 ч


6

Береги землю родимую, как мать любимую

1 ч


7

Жизнь ратными подвигами полна

1 ч


8

Жизнь ратными подвигами полна

1 ч


9

Жизнь ратными подвигами полна

1 ч


10

В труде – красота человека

1 ч


11

Плод добрых трудов славен

1 ч


12

Люди труда

1 ч


13

Люди труда

1 ч


14

Бережное отношение к природе

1 ч


15

Семья – хранитель духовных ценностей

1 ч


16

Семья – хранитель духовных ценностей

1 ч


17

Семья – хранитель духовных ценностей

1 ч


18

Семья – хранитель духовных ценностей

1 ч


19

Семья – хранитель духовных ценностей

1 ч



Раздел 3. Религия и культура

11 ч


20

Роль религии в развитии культуры

1 ч


21

Культурное наследие христианской Руси

1 ч


22

Культурное наследие христианской Руси

1 ч


23

Культурное наследие христианской Руси

1 ч


24

Культура ислама

1 ч


25

Культура ислама

1 ч


26

Культура ислама

1 ч


27

Иудаизм и культура

1 ч


28

Иудаизм и культура

1 ч


29

Культурные традиции буддизма

1 ч


30

Культурные традиции буддизма

1 ч



Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

2 ч


31

Забота государства о сохранении духовных ценностей

1 ч


32

Хранить память предков

1 ч



Раздел 5. Твой духовный мир

3 ч


33

Что составляет твой духовный мир

1 ч


34

Что составляет твой духовный мир

1 ч


35

Что составляет твой духовный мир

1 ч


36

Заключение. Основы духовно-нравственной культуры народов России

1 ч



Программа обеспечивается учебником и программой:

Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России : учебник для 5 классов Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М. : Вентана-Граф, 2015. – 160 с.

Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс : методические рекомендации. – М. :  Ветана-Граф, 2014. – 64 с.

Программа к курсу учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М . : Вентана-Граф, 2015

Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:

  1. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007.

  2. Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Мн., 2004.

  3. Брилев Д.В. Религии мира. Ислам. – М. : ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 192 с.

  4. Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. – М., 1983.

  5. Введение в буддизм. – СПб., 1999.

  6. Жудинова Е.В. Религии мира. Иудаизм. – М. : ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 192 с.

  7. История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002.

  8. Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006.

  9. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005.

  10. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1-11. – Иерусалим, 1976-2005.

  11. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.

  12. Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.

  13. Перельструз Л.В. Религии мира. Буддизм. – М. : ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 192 с.

  14. Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М. : Академический Проект, 2006.

  15. Пословицы русского народа: сборник В. Даля. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1957.

  16. Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005.

  17. Резник Е.В. Религии мира. Православие / Е.В. Резник, Ю.Ю. Чудина. – М. : ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 192 с.

  18. Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000.

  19. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург : Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010.

  20. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М. :Педагогика, 1990.

  21. Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. – М., 2003

  22. Хопко Ф. Основы православия. – Мн., 1991.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя

  1. http://easyen.ru/современный учительский портал

  2. http://ifmir.info/budd.htm

  3. http://www.pravoslavie.ru/

  4. http://www.muslim.ru

  5. http://www.buddhism.ru

  6. http://www.feor.ru

  7. http://www.proshkolu.ru/tag/37017/

  8. http://annaellada.narod.ru/интересные

  9. http://ludmilafed.rusedu.net/post/1774/11013

  10. http://wikikurgan.orbitel.ru

  11. http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»

  12. Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru

  13. Рубрикон. http://www.rubricon.ru/

  14. Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.

  1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

  2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

  3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

  4. Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – Режим доступа: http://www.rusolymp.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!