УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Данковская средняя общеобразовательная школа»
142200 Москосвкая область, Серпуховский район. м. Данки телефон 8 4967 70-71-52
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ ЦПМСС Директор ОО
Т.Н. Саблукова О.В. Кабанова. «____»_________ 2018г. «____»___________ 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
объединения дополнительного образования
«Мир психологии. Готовимся к ЕГЭ.»
для 11 класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
Зубкова Наталья Федоровна,
педагог дополнительного образования
высшая категория
2018 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Мир психологии. Готовимся к ЕГЭ» составлена на основе авторских программ Чибисовой М.Ю. «Психологическая подготовка к ЕГЭ», Генезис, 2009г. и Плахотниковой И.В., Моросановой В.И. «Развитие личностной саморегуляции», Вербум-М, 2004.
На реализацию данной программы, согласно учебному плану образовательной организации, отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
РАЗДЕЛ 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, идентификация себя в качестве гражданина России). Интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
-определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
-определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
-создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
-резюмировать главную идею текста;
-критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике. Обучающийся сможет:
-определять свое отношение к природной среде;
-анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
-проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
-прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
-определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
-анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
-самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
-демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Коммуникативные УУД:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
-определять возможные роли в совместной деятельности;
-играть определенную роль в совместной деятельности;
-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
-корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
-выделять общую точку зрения в дискуссии;
-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
-использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
-использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
-делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
-использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
-использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
-создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
РАЗДЕЛ 2.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Психологические основы эффективной подготовки к экзаменам. - 5 часов.
Что такое Единый государственный экзамен (ЕГЭ)? Анкета "Готовность к ЕГЭ". Культура умственного труда. Основы рационального чтения. Основы рационального конспектирования. Моя ответственность на экзамене.
Раздел 2. Индивидуальный способ деятельности. - 12 часов.
Мой учебный стиль. Диагностика учебной мотивации (методика "Изучение мотивации учения старшеклассников" М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина). Определение личностной и ситуативной тревожности (методика "Шкала тревоги Спилбергера-Ханина"). Внимание! - внимание. Диагностика внимания (методика "Корректурная проба"). Секреты памяти. Диагностики индивидуальных особенностей памяти (методика "Типа памяти"). Диалоги о мышлении. Диагностики индивидуальных особенностей мышления (методика " Краткий отборочный тест (тест оценки общих умственных способностей, адаптация Н.В.Бузина)"). Диагностики особенностей восприятия (методика "Ваш способ восприятия"). Диагностики самооценки и уровня притязаний. Диагностики проявления силы воли (методика «Сила воли» Н.Н. Обозова). Кинезиологические упражнения для стимуляции познавательных способностей. Большая психологическая игра «Баба-Яга» (автор И. Стишенок) (интеграция "Я-образа", осознание своих индивидуальных особенностей, актуализация личностных ресурсов).
Раздел 3. Психическая саморегуляция. - 5 часов.
Как справиться со стрессом на экзамене? Уверенность на экзамене. Большая психологическая игра направленная на выявление и актуализацию ресурсов «Иссякший колодец». Упражнения для эффективного и кратковременного отдыха, подавления стрессов и излишней возбудимости, избавления от напряжения с использованием аутотренинга, визуализации, мышечного расслабления. Ресурсный психотренинг "Капля на стекле" (автор Е.П. Пугачев).
Раздел 4. Личностная саморегуляция. - 10 часов.
Жизненные перспективы, планы моего будущего. Мои желания, цели. Жизненная перспектива и пути ее достижения. Условия и пути решения жизненных задач. Положительное отношение к себе и своему будущему. Произвольное удерживание цели. Условия для достижения целей. Критерии успешности. Способы и средства успешного достижения цели. Программа достижения жизненных целей. Сопоставление промежуточных и конечных результатов. Поддерживай себя, особенно в трудный момент.
Раздел 5. Заключение. - 2 часа.
Сдаем ЕГЭ. Большая психологическая игра «Экзамен» (автор Битянова М.Р.)
Формы организации внеурочной деятельности по курсу: тематические дискуссии, проблемные лекции, лекции-беседы, учебно-ролевые игры, тренинги, минутки психологической разгрузки, предметная неделя психологии.
Виды внеурочной деятельности по курсу: познавательная, проблемно-ценностное общение, игровая, творческая.
РАЗДЕЛ 3.
Календарно-тематическое планирование.
№ занятия | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Раздел 1. Психологические основы эффективной подготовки к экзаменам.- 5 часов |
1 | Что такое Единый государственный экзамен (ЕГЭ)? Анкета "Готовность к ЕГЭ". | 03-07.09 | |
2 | Культура умственного труда. | 10-14.09 | |
3 | Основы рационального чтения. | 17-21.09 | |
4 | Основы рационального конспектирования. | 24-28.09 | |
5 | Моя ответственность на экзамене. | 01-05.10 | |
Раздел 2. Индивидуальный способ деятельности. - 12 часов |
6 | Мой учебный стиль. Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся сдающих ЕГЭ. Учебная мотивация (методика "Изучение мотивации учения старшеклассников" М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина). | 08-12.10 | |
7 | Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся сдающих ЕГЭ. Определение личностной и ситуативной тревожности (методика "Шкала тревоги Спилбергера-Ханина") | 15-19.10 | |
8 | Внимание! - внимание. Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся сдающих ЕГЭ. Индивидуальные особенности внимания (методика "Корректурная проба"). | 22-26.10 | |
9 | Секреты памяти. Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся сдающих ЕГЭ. Индивидуальные особенности памяти (методика "Типа памяти") | 06-09.11 | |
10 | Диалоги о мышлении. Диагностики психологической готовности обучающихся к ЕГЭ. Индивидуальные особенности мышления (методика " Краткий отборочный тест оценки общих умственных способностей, адаптация Н.В.Бузина)") | 12-16.11 | |
11 | Диалоги о мышлении. | 19-23.11 | |
12 | Диалоги о мышлении. | 24-30.11 | |
13 | Диагностики психологической готовности обучающихся к ЕГЭ. Особенности восприятия (методика "Ваш способ восприятия"). | 03-07.12 | |
14 | Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся сдающих ЕГЭ. Самооценка и уровень притязаний. | 10-14.12 | |
15 | Диагностики психологической готовности обучающихся к ЕГЭ. Проявления силы воли (методика «Сила воли» Н.Н. Обозова.) | 17-21.12 | |
16 | Кинезиологические упражнения для стимуляции познавательных способностей | 24-25.12 09-11.01 | |
17 | Большая психологическая игра «Баба-Яга» (автор И. Стишенок) (интеграция "Я-образа", осознание своих индивидуальных особенностей, актуализация личностных ресурсов). | 14-18.01 | |
Раздел 3. Психическая саморегуляция. - 5 часов |
18 | Как справиться со стрессом на экзамене? | 21-25.01 | |
19 | Уверенность на экзамене. | 28.01-01.02 | |
20 | Большая психологическая игра направленная на выявление и актуализацию ресурсов «Иссякший колодец». | 04-08.02 | |
21 | Упражнения для эффективного и кратковременного отдыха, подавления стрессов и излишней возбудимости, избавления от напряжения с использованием аутотренинга, визуализации, мышечного расслабления. | 11-15.02 | |
22 | Ресурсный психотренинг "Капля на стекле" (автор Е.П. Пугачев). | 18-22.02 | |
Раздел 4. Личностная саморегуляция. - 10 часов. |
23 | Жизненные перспективы, планы моего будущего. | 25.02-01.03 | |
24 | Мои желания, цели. | 04-08.03 | |
25 | Жизненная перспектива и пути ее достижения. | 11-15.03 | |
26 | Условия и пути решения жизненных задач. | 18-22.03 | |
27 | Положительное отношение к себе и своему будущему. | 01-05.04 | |
28 | Произвольное удерживание цели. | 08-12.04 | |
29 | Условия для достижения целей. Критерии успешности. | 15-19.04 | |
30 | Способы и средства успешного достижения цели. | 22-26.04 | |
31 | Программа достижения жизненных целей. Сопоставление промежуточных и конечных результатов | 29.04-03.05 | |
32 | Поддерживай себя, особенно в трудный момент. | 06-10.05 | |
Раздел 5. Заключение. - 2 часа. |
33 | Сдаем ЕГЭ. | 13-17.05 | |
34 | Большая психологическая игра «Экзамен» (автор Битянова М.Р.) | 20-24.05 | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР ______ Т.В. Сучкова.
«29» августа 2018 г.
8