СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Мир психологии. Готовимся к ЕГЭ.»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Мир психологии. Готовимся к ЕГЭ» составлена на основе авторских программ  Чибисовой М.Ю. «Психологическая подготовка к ЕГЭ», Генезис, 2009г. и Плахотниковой И.В., Моросановой В.И. «Развитие личностной саморегуляции», Вербум-М, 2004

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Мир психологии. Готовимся к ЕГЭ.»»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Данковская средняя общеобразовательная школа»

142200 Москосвкая область, Серпуховский район. м. Данки телефон 8 4967 70-71-52






СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ЦПМСС Директор ОО

Т.Н. Саблукова О.В. Кабанова. «____»_________ 2018г. «____»___________ 2018г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

объединения дополнительного образования

«Мир психологии. Готовимся к ЕГЭ.»

для 11 класса

на 2018-2019 учебный год









Составитель:

Зубкова Наталья Федоровна,

педагог дополнительного образования

высшая категория








2018 год.

Пояснительная записка


Рабочая программа объединения дополнительного образования «Мир психологии. Готовимся к ЕГЭ» составлена на основе авторских программ Чибисовой М.Ю. «Психологическая подготовка к ЕГЭ», Генезис, 2009г. и Плахотниковой И.В., Моросановой В.И. «Развитие личностной саморегуляции», Вербум-М, 2004.

На реализацию данной программы, согласно учебному плану образовательной организации, отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.


РАЗДЕЛ 1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, идентификация себя в качестве гражданина России). Интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

-определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

-обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

-определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

-создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

-резюмировать главную идею текста;

-критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике. Обучающийся сможет:

-определять свое отношение к природной среде;

-анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

-проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

-прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

-определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

Регулятивные УУД:

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

-анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

-самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

-демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).


Коммуникативные УУД:

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

-определять возможные роли в совместной деятельности;

-играть определенную роль в совместной деятельности;

-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-выделять общую точку зрения в дискуссии;

-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

-использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

-использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

-делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

-использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

-использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

-создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


РАЗДЕЛ 2.

Содержание учебного предмета.


Раздел 1. Психологические основы эффективной подготовки к экзаменам. - 5 часов.

Что такое Единый государственный экзамен (ЕГЭ)? Анкета "Готовность к ЕГЭ". Культура умственного труда. Основы рационального чтения. Основы рационального конспектирования. Моя ответственность на экзамене.


Раздел 2. Индивидуальный способ деятельности. - 12 часов.

Мой учебный стиль. Диагностика учебной мотивации (методика "Изучение мотивации учения старшеклассников" М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина). Определение личностной и ситуативной тревожности (методика "Шкала тревоги Спилбергера-Ханина"). Внимание! - внимание. Диагностика внимания (методика "Корректурная проба"). Секреты памяти. Диагностики индивидуальных особенностей памяти (методика "Типа памяти"). Диалоги о мышлении. Диагностики индивидуальных особенностей мышления (методика " Краткий отборочный тест (тест оценки общих умственных способностей, адаптация Н.В.Бузина)"). Диагностики особенностей восприятия (методика "Ваш способ восприятия"). Диагностики самооценки и уровня притязаний. Диагностики проявления силы воли (методика «Сила воли» Н.Н. Обозова). Кинезиологические упражнения для стимуляции познавательных способностей. Большая психологическая игра «Баба-Яга» (автор И. Стишенок) (интеграция "Я-образа", осознание своих индивидуальных особенностей, актуализация личностных ресурсов).


Раздел 3. Психическая саморегуляция. - 5 часов.

Как справиться со стрессом на экзамене? Уверенность на экзамене. Большая психологическая игра направленная на выявление и актуализацию ресурсов «Иссякший колодец». Упражнения для эффективного и кратковременного отдыха, подавления стрессов и излишней возбудимости, избавления от напряжения с использованием аутотренинга, визуализации, мышечного расслабления. Ресурсный психотренинг "Капля на стекле" (автор Е.П. Пугачев).


Раздел 4. Личностная саморегуляция. - 10 часов.

Жизненные перспективы, планы моего будущего. Мои желания, цели. Жизненная перспектива и пути ее достижения. Условия и пути решения жизненных задач. Положительное отношение к себе и своему будущему. Произвольное удерживание цели. Условия для достижения целей. Критерии успешности. Способы и средства успешного достижения цели. Программа достижения жизненных целей. Сопоставление промежуточных и конечных результатов. Поддерживай себя, особенно в трудный момент.


Раздел 5. Заключение. - 2 часа.

Сдаем ЕГЭ. Большая психологическая игра «Экзамен» (автор Битянова М.Р.)


Формы организации внеурочной деятельности по курсу: тематические дискуссии, проблемные лекции, лекции-беседы, учебно-ролевые игры, тренинги, минутки психологической разгрузки, предметная неделя психологии.


Виды внеурочной деятельности по курсу: познавательная, проблемно-ценностное общение, игровая, творческая.


РАЗДЕЛ 3.


Календарно-тематическое планирование.

№ занятия

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

Раздел 1. Психологические основы эффективной подготовки к экзаменам.- 5 часов

1

Что такое Единый государственный экзамен (ЕГЭ)? Анкета "Готовность к ЕГЭ".

03-07.09


2

Культура умственного труда.

10-14.09


3

Основы рационального чтения.

17-21.09


4

Основы рационального конспектирования.

24-28.09


5

Моя ответственность на экзамене.

01-05.10


Раздел 2. Индивидуальный способ деятельности. - 12 часов

6

Мой учебный стиль. Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся сдающих ЕГЭ. Учебная мотивация (методика "Изучение мотивации учения старшеклассников" М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина).

08-12.10


7

Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся сдающих ЕГЭ. Определение личностной и ситуативной тревожности (методика "Шкала тревоги Спилбергера-Ханина")

15-19.10


8

Внимание! - внимание. Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся сдающих ЕГЭ. Индивидуальные особенности внимания (методика "Корректурная проба").

22-26.10


9

Секреты памяти. Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся сдающих ЕГЭ. Индивидуальные особенности памяти (методика "Типа памяти")

06-09.11


10

Диалоги о мышлении. Диагностики психологической готовности обучающихся к ЕГЭ. Индивидуальные особенности мышления (методика " Краткий отборочный тест оценки общих умственных способностей, адаптация Н.В.Бузина)")

12-16.11


11

Диалоги о мышлении.

19-23.11


12

Диалоги о мышлении.

24-30.11


13

Диагностики психологической готовности обучающихся к ЕГЭ. Особенности восприятия (методика "Ваш способ восприятия").

03-07.12


14

Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся сдающих ЕГЭ. Самооценка и уровень притязаний.

10-14.12


15

Диагностики психологической готовности обучающихся к ЕГЭ. Проявления силы воли (методика «Сила воли» Н.Н. Обозова.)

17-21.12


16

Кинезиологические упражнения для стимуляции познавательных способностей

24-25.12

09-11.01


17

Большая психологическая игра «Баба-Яга» (автор И. Стишенок) (интеграция "Я-образа", осознание своих индивидуальных особенностей, актуализация личностных ресурсов).

14-18.01


Раздел 3. Психическая саморегуляция. - 5 часов

18

Как справиться со стрессом на экзамене?

21-25.01


19

Уверенность на экзамене.

28.01-01.02


20

Большая психологическая игра направленная на выявление и актуализацию ресурсов «Иссякший колодец».

04-08.02


21

Упражнения для эффективного и кратковременного отдыха, подавления стрессов и излишней возбудимости, избавления от напряжения с использованием аутотренинга, визуализации, мышечного расслабления.

11-15.02


22

Ресурсный психотренинг "Капля на стекле" (автор Е.П. Пугачев).

18-22.02


Раздел 4. Личностная саморегуляция. - 10 часов.

23

Жизненные перспективы, планы моего будущего.

25.02-01.03


24

Мои желания, цели.

04-08.03


25

Жизненная перспектива и пути ее достижения.

11-15.03


26

Условия и пути решения жизненных задач.

18-22.03


27

Положительное отношение к себе и своему будущему.

01-05.04


28

Произвольное удерживание цели.

08-12.04


29

Условия для достижения целей. Критерии успешности.

15-19.04


30

Способы и средства успешного достижения цели.

22-26.04


31

Программа достижения жизненных целей. Сопоставление промежуточных и конечных результатов

29.04-03.05


32

Поддерживай себя, особенно в трудный момент.

06-10.05


Раздел 5. Заключение. - 2 часа.

33

Сдаем ЕГЭ.

13-17.05


34

Большая психологическая игра «Экзамен» (автор Битянова М.Р.)

20-24.05




СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР ______ Т.В. Сучкова.

«29» августа 2018 г.




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!