СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа объединения «Отечество» туристско-краеведческого направления 2018-2019 учебный год

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа объединения "Отечество" туристско-краеведческого направления

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа объединения «Отечество» туристско-краеведческого направления 2018-2019 учебный год»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества






Рассмотрено и согласовано

с методистом МБОУ ДО ДДТ

___________Н.Ю.Максимова

«___» ________ 2018 года






Рабочая программа

объединения «Отечество»

туристско-краеведческого направления

Возраст обучающихся: 10-17 лет

Срок реализации программы - 1 год








Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна,

руководитель музея «Истоки», педагог первой

квалификационной категории

















с. Пудем, 2018 г.


Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе «Дополнительной общеобразовательной программы «Музей» туристско-краеведческого направления» (составитель Наумова В.Е., п. Яр, 2017), так как она наиболее отвечает цели и задачам данной рабочей программы.

Группа детского объединения «Отечество» состоит из 15 учащихся 10-17 лет: из них юношей – 6 и девушек – 9. Девять учащихся занятия объединения посещают третий год, 5 человек – первый год и один - третий. На этот учебный год предполагается продолжение использования и реализации общедоступных и универсальных форм деятельности в объединении. Работа в коллективе строится на принципах взаимопонимания и взаимопомощи. Добор в коллектив может осуществляться в течение всего учебного года по желанию учащихся.

Данная программа рассчитана на 1 учебный год. Объём программы 216 часов, из них теоретических – 64 часа, практических – 152 часа. При подготовке к различным конкурсам, олимпиадам и фестивалям теоретические и практические часы будут совмещаться, т.е. занятия будут носить комбинированный характер. Также темы «Сбор историко-краеведческого материала», «Фондовая работа», «Исследовательская работа» будут изучаться в данных подготовительных занятиях в течение года. Музейные занятия и краеведческие уроки, проводимые в школьном музее, могут включать в себя тематические и обзорные экскурсии.

Формы проведения итогов реализации программы: исследовательские работы, выставки, экспозиции, экскурсии, публичные выступления.

Формы проведения мониторинга: участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, научно-практических конференциях.

2019 год Указом Президента Российской Федерации В.В.Путиным объявлен годом театров. В октябре 2018 года исполняется 100 лет ВЛКСМ. Данные знаменательные даты будут ведущими в реализации данной рабочей программы на этот учебный год. Также большое внимание будет уделяться и республиканским мероприятиям отдела туризма и краеведения БОУДО УР «Республиканский центр дополнительного образования детей» города Ижевска.

Цель программы: развитие творческих способностей учащихся посредством изучения и сохранению истории и культуры родного края, через различные формы поисковой и исследовательской деятельности.

Основные задачи:

  • приобщение школьников к культуре родного края, к традициям и обычаям народа, привитие чувства любви к родному краю;

  • привлечение внимания учащихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края;

  • формирование и пополнение музейных фондов, обеспечение сохранности экспонатов











Учебный план


Раздел, тема

Всего часов

Теория

Практика

Формы работы и контроля

Организационно-методическая работа

1

Вводное занятие. Знакомство с программой работы объединения.

2

1

1

Беседа

2

Разработка плана мероприятий музея по организации экскурсий в школьный музей.

2


2

Самостоятельная работа.

3

Организация работы творческой группы экскурсоводов музея.

4

1

3

Систематизация и изучение материала к 100-летию ВЛКСМ

4



День пожилого человека. Поздравление ветеранов

4

2

2

Составление сценария. Выступление перед ветеранами

5

Обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею.

10

4

6

Сбор, изучение и обработка материала

6

Работа с фондами. Инвентаризация архива.

10

2

8

Сбор и систематизация материала

7

Проведение заседаний актива школьного музея

(по мере необходимости)

4

2

2

Обработка собранного материала.

8

Уточнение списков строителей железной дороги Балезино-Ижевск

(жителей села)

10

2

8

Сбор, обработка и систематизация материала

9

Подготовка и проведение уроков мужества


10

2

8

Проведение классных часов

10

Оказание помощи материалами школьного музея для написания творческих работ учащимися школы; учителям в подготовке бесед, классных часов, школьных мероприятий.



В теч. года



Помощь в проведении мероприятий, бесед, классных часов

11

Профориентационная работа по пропаганде военных профессий «Есть такая профессия – Родину защищать»

6

3

3

Проведение викторин, бесед. Мультимедийные презентации

12

Проведение игры-путешествия ко дню Государственности Удмуртии «Родина бывает разная, но у всех она одна…»

4

2

2

Подготовка материала, проведение, подведение итогов

Экскурсионно-массовая работа   

13

Формирование группы экскурсоводов. Организация работы по подготовке экскурсоводов

2

1

1

Обсуждение и подготовка тематических экскурсий

14

Разработка материалов для проведения обзорных и тематических экскурсий

8

2

6

Сбор, систематизация, изучение материала

15

Проведение обзорных и тематических экскурсий

20


20

Проведение экскурсий

Научно-исследовательская работа

16

Сбор материала по теме «100 лет ВЛКСМ»

8

4

4

Сбор, систематизация, изучение материала.

17

Участие в районной научно-исследовательской конференции, посвящённой 100-летию ВЛКСМ

2


2

Выступление

18

Дальнейшее изучение рукописных материалов музея

10

4

6

Сбор и систематизация материала

Экспозиционно- выставочная работа

19

Работа по сбору книг на военную тематику

В теч. года




20

Обновление экспозиции «История Пудемского завода 1759-2010 гг.»

4


4

Оформление стенда

21

Выставки частных коллекций учащихся и учителей.

8


8

Оформление выставок частных коллекций

22

Конкурс рисунков на военную тематику

2


2

Оформление выстави, подведение итогов, награждение

Фондовая работа

23

Работа с музейной документацией, оформление инвентарной книги

8


8

Сбор и систематизация

24

Оформление Журнала учета посещения музея, Книги отзывов.

2


2


25

Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческих работ.

В теч. года



Сбор и систематизация материала

26

Оформление материалов, собранных учащимися в школьном музее

2


2

Сбор и систематизация материала

27

Научно – практическая конференция. Защита творческих работ.

2

1

1

Конференция.

Мультимедийная презентация.


ИТОГО:

144 ч

33 ч

111 ч





Содержание программы

  1. Вводное занятие. Сбор историко-краеведческого материала.

Теория. Организация работы школьного музея. Планирование деятельности. Цели, задачи музейного дела. Формы участия в туристско-краеведческой деятельности школьного музея. Знакомство с программой и планом работы объединения. Инструктаж по ТБ, ОТ.

Практика. Сбор краеведческого материала. Работа с источниками.

2. Организация экскурсий. Теория. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Подготовка экскурсоводов. Изучение экскурсоводами экспозиций. Подготовка текстов для экскурсоводов. Практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Практика. Репетиции экскурсий, проведение экскурсий.


3. Фондовая работа.

Теория. Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами. Что нельзя хранить в школьном музее. Обработка получаемых материалов, согласно инвентарной книге. Практика. Описание музейного предмета. Ведение документации в школьном музее.


  1. Исследовательская работа.

Теория. Сбор информации по темам: история школы (учителя и выпускники школы, их след в истории малой родины; публикации о школе, её учителях и выпускниках); история родного края (история родного края, ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны, знаменитые люди, прославившие родной край). Практика. Работа над рефератами, участие в районных научных  конференциях, форумах, интеллектуальных играх и конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях. Изучение фондов музея и оказание помощи материалами школьного музея учителям и школьникам.


  1. Экспозиционная работа.

Теория. Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые. Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Практика. Оформление экспозиций по истории школы и родного края, тематических выставок, реконструкция старых экспозиций.


6. Индивидуальная работа с учащимися.

Теория. Составление плана работы по теме, выбор источников и литературы по теме. Изучение фондов музея, оказание помощи материалами школьного музея при написании работы.

Практика. Оформление работы. Участие активистов в районных и республиканских конкурсах.


7.Культурно-массовая работа.

Теория. Подготовка и проведение музейных часов, фольклорных праздников для учащихся. Подготовка и проведение мероприятий «Недели добра», дню государственности Удмуртии, недели краеведения и т.д.

Практика. Участие в различных гражданско-патриотических акциях и митингах.


8.Работа со школьным активом музея.

Теория. Обучение актива основам музееведения. Подготовка активистов музея для проведения экскурсий, выступлений,

Практика. Участие в краеведческой олимпиаде и в различных конкурсах.


9.Научно-методическая работа.

Теория. Составление и дополнение обзорных и тематических экскурсий.

Практика. Участие в семинарах, конференциях, «круглых столах» для руководителей школьных музеев на уровне района, республики.


10.Просветительская деятельность.

Теория. Изучение фондов музея. Подготовка экскурсий, уроков краеведения, различных викторин, круглых столов и т.д.

Практика. Проведение экскурсий, уроков краеведения, различных викторин, круглых столов и т.д.


Планируемые результаты

Предметные:


- знать основы музееведения (специфические особенности работы школьного музея);

- - основы теории организации музейного дела (систему музейного фонда, методику сбора материала, экспозиционную работу);

- теоретические основы экскурсионной работы.


Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- овладение способностью извлекать информацию из различных источников;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные:

- формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Календарный учебный график


Дата и месяц

Тема занятия

.09

Вводное занятие. Знакомство с программой работы объединения. Техника безопасности . 2 часа

.09

Разработка плана мероприятий музея по организации экскурсий. 2 часа

.09

Организация работы творческой группы экскурсоводов музея. 2 часа

.09

Работа над видеороликом к 100- летию ВЛКСМ . 2 часа

.09

Музейное занятие для 1 класса по теме «В мире старины. Легенды старых предметов». Работа с фондом музея 2 часа

.09

Обзорная экскурсия «Край Пудемский – сторона родная!» Работа с фондом музея. 2 часа

.09

Музейное занятие для 9-х классов по теме «Жизнь нашей школы в I половине XX века» 2 часа

.09

Подготовка к проведению дня пожилого человека 2 часа

.10

Проведение дня пожилого человека. Поздравление ветеранов. 2 часа

.10

Изучение фондов музея. Составление сценария краеведческого часа, посвящённого 100-летию ВЛКСМ. 2часа

.10

Подготовка к участию в XIV республиканском фестивале активов музеев образовательных организаций «Истоки памяти» 2 часа

.10

Подготовка к районному слёту активистов школьных музеев.

Работа с фондом музея 2 часа

.10

Индивидуальная работа с учащимися (подготовка к районному слёту активистов школьных музеев) 2 часа

.10

Работа с инвентарными книгами 2 часа

.10

Подготовка к районному этапу краеведческих чтений «Моя Удмуртия» 2 часа

.10

Работа с фондом музея. Подбор наглядности для музейного занятия 2 часа

.11

Участие в районном слёте активистов школьных музеев. 2 часа

.11

Индивидуальная работа с учащимися. 2 часа

.11

Проведение мероприятий в начальных классах ко Дню государственности Удмуртии. 2 часа

.12

Работа с фондом музея. Подбор наглядности для музейного занятия 2 часа

.12

Оформление выставки «Новогодняя игрушка» 2 часа

.12

Разработка сценария игры-путешествия «Новогодний калейдоскоп» 2 часа

.12

Подготовка станций и инвентаря для проведения игры. 2 часа

.12

Проведение игры-путешествия «Новогодний калейдоскоп» для учащихся начальной школы 2 часа

.12

Работа с инвентарными книгами 2 часа

.12

Музейное занятие для учащихся 3-х классов МБОУ Ярская средняя школа №1 по теме «Новогодний калейдоскоп» 2 часа

.12

Книга основного фонда и научно-вспомогательного фонда 2 часа

.01

Презентация и мастер-классы учителей технологии по изготовлению подарков на Рождество. 2 часа

.01

Разработка сценария мероприятия к уроку мужества для начальных классов и среднего звена 2 часа

.01

Проведение мероприятий к уроку мужества 2 часа

.01

Инструкция по регистрации для участия в Олимпиаде. Регистрация участников 2 часа

.01

Подготовка к дистанционному туру краеведческой Олимпиады

2 часа

.01

Прохождение пробного тура краеведческой Олимпиады. Анализ результатов. 2 часа

.02

Индивидуальная работа с учащимися 2 часа

.02

Оформление экспозиции «О подвигах, о доблести, о славе», посвящённой 100-летию Красной Армии 2 часа

.02

Дистанционный тур краеведческой Олимпиады 2часа

.02

Встречи с замечательными людьми «Есть такая профессия – Родину защищать» 2 часа

.02

Индивидуальная работа с учащимися по исследованию выбранных тем 2 часа

.02

Музейное занятие для 3-х классов « Но от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней!» 2 часа

.02

Уроки Мужества «Защитникам Отечества – Слава!» 2 часа

.02

Круглый стол «Непобедимая и легендарная» 2 часа

.03

Индивидуальная работа с учащимися по исследованию

выбранных тем 2 часа

.03

Индивидуальная работа с учащимися по исследованию выбранных тем 2 часа

.03

Индивидуальная работа с учащимися по исследованию

выбранных тем 2 часа

.03

Экскурсия в ПЧ села Пудем 2 часа

.03

Участие в весенней научно-практической конференции 2 часа

.03

Работа с фондами музея 2 часа

.03

Подготовка мероприятия «От героев былых времён» 2 часа

.03

Проведение мероприятия «От героев былых времён» (1-2 кл.) 2 часа

.04

Проведение мероприятия «От героев былых времён» (3-4 кл.) 2 часа

.04

Проведение мероприятия «От героев былых времён» (5-6 кл.) 2 часа

.04

Сбор и систематизация историко-краеведческого материала по теме «Комсомольцы ПЗ» 2 часа

.04

Сбор и систематизация историко-краеведческого материала по теме «Комсомольцы Пудемской школы» 2 часа

.04

Сбор и систематизация историко-краеведческого материала по теме «Комсомольцы – спортсмены и активисты посёлка » 2 часа

.04

Сбор и систематизация историко-краеведческого материала по теме «Комсомольцы – спортсмены и активисты посёлка » 2 часа

.04

Подготовка сценария мероприятия ко Дню Победы «Песни Победы» 2 часа

.04

Проведение мероприятия «Песни Победы» (1-4 класс) 2 часа

.05

Урок Мужества «Навеки восемнадцатилетние» (5-7 класс) 2 часа

.05

Урок Мужества «Учителя ПСШ – ветераны ВО войны» 2 часа

.05

Конкурс чтецов «Стихи военных лет» (1-4 класс) 2 часа

.05

Конкурс чтецов «Стихи военных лет» (5-7 класс) 2 часа

.05

Подготовка конференции 2 часа

.05

Проведение учебно-исследовательской конференции «Истоки памяти» 2 часа

.05

Подведение итогов за год. 2 часа

.05

Достопримечательности села (поход выходного дня) 12 часов



Условия реализации программы

Основой  методической и  источниковой базой реализации программы является школьный историко-краеведческий музей «Истоки» МКОУ «Пудемская средняя общеобразовательная школа»

По своему профилю музей «Истоки» является историко-краеведческим, имеет несколько направлений: изучение истории завода, школы, школы, больницы и краеведение. Музей Пудемской средней общеобразовательной школы был основан в 1958 году. В 2006 году музей прошёл паспортизацию. Ведомственная принадлежность – Управление народного образования Администрации муниципального образования «Ярский район». Методическую помощь оказывает Ярский районный историко-краеведческий музей.


Формы аттестации


Основной формой аттестации (контроля) является участие воспитанников в защите учебно-исследовательских работ, проектов, участие в фестивалях, проведение тематических экскурсий, участие в конкурсах различного уровня.

Формы  отслеживания и фиксации результатов:

    Формы отслеживания результатов усвоения программы «Отечество» предполагает:

-индивидуальное наблюдение при выполнении практических приемов учащимися;

- тестирование  при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала;

- портфолио творческих достижений;

- материалы тестирования.

-отслеживание посещаемости по журналу.


Оценочные материалы


Вспомогательные материалы, которыми служат исследовательские и проектные работы, выполненные воспитанниками, в течение учебного года.

Методическое обеспечение


Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно- иллюстративный, игровой.

Методы  воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.

Формы организации образовательного  процесса - групповая.

Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.

Педагогические технологии – элементы  технологии  группового обучения, коллективно- творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающие технологии.


















Список литературы

Для педагога

1. Владимирова Р.А., История Удмуртии в школе, Ижевск, 2007.

2. Владыкин А.П., История земли ярской, Глазов, 2008.

  1. Голдина Р.Д., Силуэты растаявших веков, Ижевск, Удмуртия, 1996.

  1. Гришкина М.В. История Удмуртии, Ижевск, Удмуртия, 2007.

  2. Иванова М.Г., История Удмуртии, Ижевск, Удмуртия, 2006.

  3. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2002.

  4. Перевертайло Н.М., Огородникова А.В. В помощь школьному музею.- Ижевск, 2001.

  5. Методические материалы в помощь руководителю школьного музея. / Автор-составитель В.И.Ивонина.- Ижевск: Удмуртия,2008.

  6. Начинающему исследователю родословной: Программа и методические рекомендации для педагогов/ Автор – составитель А.В.Огородникова.-Ижевск: Удмуртия, 2007.


История Пудемского железоделательного завода

1. Эммауский А.В. «Исторический очерк Вятского края XVII-XVIII в.» – Киров, 1956 г., с. 42-43.

2. Павленко Н.И. «История металлургии России XVIII в.» – М., 1962 г., с. 292.

3. То же п. 1, с. 42-43.

4. Очерки Удмуртской АССР, т. 1 – Ижевск, 1958 г., с. 12

5. Столетие Вятской губернии –Вятка, 1880 г. т.I – стр.218

6. Сергеев В.П. «Камские заводы» – Ижевск, 1958 г., с. 8-10

7. Блинова Л.М. – научный сотрудник ЦГА УР г. Ижевск «Из истории Пудемского листопрокатного завода»: лекция, 1983 г., 11 л, л. 1-2.

8. Из ведомости о заводах, которые вошли в Вятское наместничество: Пудемский завод И. Осокина за 1781 . – ЦГА г. Киров, ф. 496, оп. III, д. 4, лл. 37-38.

9. Бармин А., Руда. – М., Детгиз, 1952, с. 34, 111, 135.

10. Томилова Р.П. История Пудемской школы. – Музей ПСОШ, НВФ - № 194.

Для учащихся

1.Пудем 100 лет назад, Е. Горбушина – Сельская правда, 13.02.1999, с. 2

2.Документы рассказывают: из истории Пудемского Листопрокатного завода – Сельская правда, 22.11.1979 г., с. 2-3, № 140.

3.Горнозаводская промышленность Урала на рубеже XVII-XIX в.в. – Свердловск, 1956 г., с. 68-69.

4.Вештомов А. История вятчан . Казань, 1907.

5.Статистический сборник Вятской губернии на 1901-1902 гг., с. 18, 54.

П. Голубев, Сборник сведений экономического и культурного развития Вятского края – Вятка, 1896 г., с. 29.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!