СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа объединения внеурочной деятельности "Электричество вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Электричество вокруг нас» составлена с учётом требований ФГОС НОО и Положения о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции ведения ФГОС НОО, ФГОС ООО (принятого на педагогическом совете лицея, протокол №5 от 28.08.20 г, утвержденного приказом директора лицея приказ №272 от 31.08.2020 г.)

     Программа  позволит обучающимся овладеть такими умениями и навыками, как проведение самостоятельного исследования, постановка цели, разработка плана и осуществление деятельности в соответствии с ним, анализирование своей деятельности, представление полученных результатов, проведение наблюдений, выполнение эксперимента. Организация проектно-исследовательской деятельности является одним  из важнейших условий повышения эффективности внеурочной деятельности.

           Курс внеурочной деятельности «Электричество вокруг нас» рассчитан на 68 часов: 4 класс (2 часа в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа объединения внеурочной деятельности "Электричество вокруг нас"»















Рабочая программа

внеурочной деятельности «Электричество вокруг нас»

в 4 классе

на 2021-2022 учебный год

(начальное общее образование)

(дистанционная)




4 кл. - 68 ч.























Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности «Электричество вокруг нас»


Рабочая программа внеурочной деятельности «Электричество вокруг нас» составлена с учётом требований ФГОС НОО и Положения о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции ведения ФГОС НОО, ФГОС ООО (принятого на педагогическом совете лицея, протокол №5 от 28.08.20г, утвержденного приказом директора лицея приказ №272 от 31.08.2020 г.)

Программа позволит обучающимся овладеть такими умениями и навыками, как проведение самостоятельного исследования, постановка цели, разработка плана и осуществление деятельности в соответствии с ним, анализирование своей деятельности, представление полученных результатов, проведение наблюдений, выполнение эксперимента. Организация проектно-исследовательской деятельности является одним из важнейших условий повышения эффективности внеурочной деятельности.

Курс внеурочной деятельности «Электричество вокруг нас» рассчитан на 68 часов: 4 класс (2 часа в неделю)


Методическое обеспечение программы:

  1. Разработки занятий «Электричество вокруг нас».

  2. Сборник познавательных опытов и экспериментов.

  3. Банк презентаций для проведения мини-курсов.

  4. Банк информационно-коммуникационных ресурсов для проведения занятий.

  5. Сборник игр и упражнений для проведения тренингов.

  6. Памятки для проведения наблюдений и экспериментов.


























Внеурочная деятельность «Электричество вокруг нас».


I. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.


Физика как учебный предмет открывает исключительные возможности для развития познавательных и творческих способностей обучающихся. Основой для формирования современной научной картины мира являются знания о физических явлениях и физических законах. Эти знания учащиеся могут получать через физические опыты и лабораторные работы. Организация пропедевтики физических знаний в начальной школе может быть эффективно осуществлена в рамках системно-деятельностного подхода посредством внеурочной деятельности. Данный курс внеурочной деятельности реализует предварительное предметное знакомство с электричеством. Актуальность курса внеурочной деятельности «Электричество вокруг нас» заключается в формировании исследовательских умений учащихся, поддержке фундаментальности образования.

Разработанный курс внеурочной деятельности «Электричество вокруг нас» предназначен для обучающихся 4 - х классов. Курс внеурочной деятельности «Электричество вокруг нас» реализует предварительное предметное знакомство с электричеством. Данная программа позволит обучающимся овладеть такими умениями и навыками, как проведение самостоятельного исследования, постановка цели, разработка плана и осуществление деятельности в соответствии с ним, анализирование своей деятельности, представление полученных результатов, проведение наблюдений, выполнение эксперимента.

Цель внеурочного курса: формирование представлений о физических методах познания окружающего мира посредством учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Задачи:

Воспитательные (личностные):

- воспитание личностных качеств: настойчивости, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности и работоспособности;

-формирование инновационного подхода ко всем сферам жизнедеятельности человека;

- формирование навыков межличностных отношений и навыков сотрудничества;

- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, бережное отношение к техническим устройствам, чувство самоуважения и уверенности в своих силах, основанное на результатах своего труда.

Развивающие (метапредметные):

- обучение важнейшим общеучебным умениям и универсальным учебным действиям;

- обучение различным способам решения проблем творческого и поискового характера для дальнейшего самостоятельного создания способа решения проблемы;

- развитие образного, технического и аналитического мышления;

- формирование навыков поисковой творческой деятельности;

- формирование умения анализировать поставленные задачи, планировать и применять полученные знания при реализации творческих проектов;

- формирование навыков использования информационных технологий.

Обучающие (предметные):

- познакомить детей с микропроцессорной техникой, как основой современной электроники,

- научить составлять программы для микроконтроллеров и отлаживать их на реальном оборудовании;

- формирование общенаучных и технологических навыков конструирования и проектирования;

- правила безопасной работы с инструментами, необходимыми при конструировании электронных устройств и робототехники.

-развивать познавательную активность и самостоятельность обучающихся.


Перед выполнением заданий по курсу внеурочной деятельности «Электричество вокруг нас» необходимо ознакомиться с техникой безопасности.

Курс внеурочной деятельности «Электричество вокруг нас» рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю), предполагает выполнение обучающимися 30 заданий проектного и исследовательского характера. Каждое практическое занятие имеет цель, схему, план, примерные этапы работы, справочную информацию об интересных фактах в заметке "Знаете ли Вы?"

В ходе выполнения данных проектно-исследовательских заданий выявляются:

  • познавательные интересы и склонности;

  • степень сформированности умений мыслительной деятельности и организации самостоятельного учения;

Отличительной особенностью программы является, не только знакомство с электрическими цепями, но и получение практического умения создавать небольшие простые схемы. Данным умением не каждый ребенок овладевает в основной школе на уроках технологии и физики.

Выполнение учащимися самостоятельных заданий способствует более осознанному и конкретному восприятию материала, повышает интерес к физике, развивает любознательность, формирует практические умения и навыки.

Направленность программы: дополнительная общеразвивающая программа «Электричество вокруг нас» имеет техническую направленность. Программы научно - технической направленности в системе общего образования ориентированы на развитие технических и творческих способностей и умений детей, организацию научно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения детей.

Новизна программы: новизна дополнительной общеразвивающей программы «Электричество вокруг нас» заключается в следующем: программа комплексная и построена с использованием межпредметных связей. Она объединяет в себе такие направления деятельности как современные компьютерные технологии, традиционное техническое моделирование и проектная деятельность; использование в учебном процессе информационно-компьютерных технологий способствует приобретению нового опыта познавательной деятельности. В рамках программы созданы условия для развития навыков самообразования и самопроектирования, формирования познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно - смысловой сферы обучающихся, предоставление возможности участия в конкурсах, выставках и фестивалях различного уровня. Систематическая работа с мелкими деталями у детей и подростков оказывает положительное влияние на развитие моторики мелких мышц кистей рук, что в свою очередь стимулирует развитие основных функций головного мозга, что положительно влияет на внимание, наблюдательность, память, воображение, речь и, конечно, развивает творческое мышление.

На занятиях дети получат реальные навыки организации работы, научатся осуществлять простой технический контроль, строить математическое описание, проводить компьютерное моделирование и разработку методов управления, осуществят разработку подсистем и устройств, проанализируют информацию с датчиков, пытаются построить многокомпонентные системы, осуществят отладку, проведут испытания, модернизацию и перепрограммирование устройств и систем, будут поддерживать их в работоспособном состоянии, так как все это важнейшие основы фундамента для будущей научно-исследовательской, проектно-конструкторской, организационно-управленческой и эксплуатационной профессиональной деятельности. Это уже не просто профориентация, это пропаганда инженерных специальностей самыми современными образовательными технологиями.

Актуальность программы: одним из важных приоритетов образования детей согласно государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295) является модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации. Дополнительная общеразвивающая программа «Электричество вокруг нас» создает благоприятные условия для развития творческих способностей детей, расширяет и дополняет базовые знания, дает возможность удовлетворить интерес в избранном виде деятельности, проявить и реализовать свой творческий потенциал, что делает программу актуальной и востребованной.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Электричество вокруг нас» подтверждается идеями, заложенными в ее концепции, которая позволяет реализовать на практике всестороннее развитие личности обучающихся путем введения в мир труда, техники, производства, современных компьютерных технологий, ориентирует на развитие конструкторских умений, подготавливает к сознательному выбору самостоятельной трудовой деятельности. Обоснование актуальности программы служит использование элементов метапредметного подхода, позволяющего формировать универсальные учебные действия детей.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена возможностью долговременного влияния на формирование личности ребенка, предоставление ему широких возможностей для самовыражения средствами изучения и сборки конструкторов, развитию воображения, овладению навыками моделирования и конструирования (изобретательство, инженерная эстетика, пространственная ориентация), формированию абстрактного и логического мышления, изучению свойств материалов и прочие. В процессе теоретического обучения дети знакомятся с физическими основами электроники и микроэлектроники, историей и перспективами развития этих направлений. При проведении практикума, состоящего из лабораторно-практических, исследовательских работ и прикладного программирования, обучающиеся приобретают общетрудовые, специальные и профессиональные компетенции по использованию электронных компонентов в микропроцессорных автоматизированных системах управления, закрепляемые в процессе разработки проектов. В итоге реализуется начальное инженерное обучение во взаимосвязи с физикой, математикой, информатикой и технологией.

Содержание программы позволяет формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий. Для реализации образовательной программы используются технологии развивающего и проектного обучения, которые обеспечивают выполнение поставленных целей и задач образовательной деятельности.

Технология развивающего обучения позволяет ориентировать учебный процесс на потенциальные возможности детей и их реализацию, вовлекать в различные виды деятельности. Метод проектов обеспечивает вариативность учебного процесса с учётом уровня подготовки, интересов детей и предполагает решение проблем, предусматривающих с одной стороны, использование разнообразных методов обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.


Особенности программы

В программе предусмотрено обучение детей в дистанционном формате. Дистанционные образовательные технологии реализуются, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При дистанционном обучении по данной программе используются следующие формы дистанционных технологий:

- видео- и аудио-занятия, лекции, мастер - классы;

- открытые электронные библиотеки, виртуальные краеведческие музеи, видео выступления с проектами; сайты школ по данному направлению;

- тесты, викторины по изученным теоретическим темам;

- адресные дистанционные консультации.

В организации дистанционного обучения по программе используются следующие платформы и сервисы: сетевой город, Zооm, Skype, чаты в Viber и вКонтакте многие другие.

В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую происходит обмен информацией, даются задания и присылаются ответы, проводятся индивидуальные консультации по телефону, индивидуальные занятия по видеосвязи в Вайбере и Ватсапе.

Продолжительность занятия 40 минут (при дистанционном обучении)

В рамках онлайн - занятий посредством платформ: Zoom, Youtube, Skype, Google hangouts, Proficonf, и другие, педагог предоставляет теоретический материал по теме.

В офлайн - режиме посредством социальных сетей и мессенджеров обучающимся передается видео, презентация, материал с инструкцией выполнения заданий, мастер -классы и другое.



Методы и приемы:
В процессе исследовательской работы учащиеся используют следующие методы и приемы работы:
- изучение теоретических источников;
- наблюдение;
- поисковый эксперимент;
- описательный;
- анкетирование;
- Основной метод – организация практической, учебно-исследовательской деятельности учащихся с опорой на собственный опыт ребёнка.

При дистанционном обучении результаты представляются в онлайн – формате на платформе Zооm, Skype

Ожидаемые результаты:

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

- ответственное отношение к обучению, готовность и способность детей к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

- оценивать усваиваемое содержание учебного материала исходя из личностных ценностей;

- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные:

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Регулятивные УУД

- определять и формулировать цель своей деятельности;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки в характере сделанных ошибок;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

-осуществлять поиск информации с использованиемлитературы и сети Интернет.

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

-формировать собственное мнение и позицию.

Предметные:

- знать общенаучные и технические термины, теоретические основы создания электронных устройств и робототехнического оборудования;

- знать элементную базу, при помощи которой собирается устройство;

- порядок взаимодействия механических узлов аппаратов с электронными и оптическими устройствами;

- осознание значения технической грамотности для повседневной жизни человека;

- знать правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами;

- читать и анализировать данные;

- работать с источниками информации (инструкции, литература, Интернет и др.);

- выступать с творческими проектами на конкурсных мероприятиях различного уровня.

Критерии и способы определения результативности:

Входной мониторинг проводится па первых занятиях при помощи педагогического наблюдения, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий. Это позволяет определить первоначальную подготовку детей и внести корректировку в планирование образовательного процесса. Для отслеживания теоретической подготовки применяются опросные методы. Для отслеживания результатов практической деятельности применяется метод наблюдения и индивидуального контроля.

Результативность отслеживается методом анализа практических и творческих работ, результатов тестирования, участия в мероприятиях (викторинах, выставках, олимпиадах).



II. Содержание внеурочной деятельности «Электричество вокруг нас»


Содержание программы.

4 класс 68 ч.

1. Вводное занятие.

Проектно-исследовательская деятельность. Презентация курса «Техника безопасности»


2. Электричество.

Представление о электричестве. Откуда берётся электричество. Опасность электричества. Электробезопасность. Правила электробезопасности на улице. Жизнь без электричества. Электростанции. Предупреждающие знаки. Откуда в наш дом приходит электричество. Картофельный источник тока. Электростатический "цветок". Лампа. Разноцветные огни. Бочонок с электричеством. Телеграф. Диммер. Светофор. Глупый светильник. Волшебные пальцы. Кодовый замок. Маяк. Умный светильник. Стробоскоп. Железнодорожный эксперимент. Клаксон. Терменвокс. Сигнализация. Почти рояль. Таймер. Выключатель для коридора. Охота на утку.


3. Магниты.

Конструирование электромагнита. Магнитная фильтрация. Эксперимент с электромагнитом.


4. Проектирование. Проектно-исследовательская работа. Работа над собственной схемой.

5. Обобщающее занятия.

Защита проектов блока "Электрические явления". Защита проектов блока "Магнитные явления".

Подведение итогов.




III. Тематическое планирование.

4 класс

Название раздела. Темы.

Количество

часов



Экскурсии

Практические работы

I.

Вводное занятие.

3 ч.


1 ч.

II.

Электричество.


50 ч.

3 ч.

1 ч.

III.

Магниты.


6 ч.


1 ч.

IV.

Проектирование.

4 ч.


1 ч.

V.

Обобщающее занятия.


5 ч.


1 ч.


Итого:

68 ч.

3 ч.

5 ч.


















Приложение1

Календарно -тематическое планирование.

4 класс.

п/п

Тема

Кол- во часов

Дата


Вводное занятие.


3 ч.


1.

2.

Проектно-исследовательская деятельность.

2 ч.


3.

Презентация курса «Техника безопасности»

1 ч.



Электричество.


50 ч.


4.

Представление о электричестве.

1 ч.


5.

6.

Откуда берётся электричество.

2 ч.


7.

8.

Опасность электричества.

2 ч.


9.

10.

Электробезопасность.

2 ч.


11.

Правила электробезопасности на улице.

1 ч.


12.

13.

Жизнь без электричества.

2 ч.


14.

15.

Электростанции.

2 ч.


16.

17.

Предупреждающие знаки.

2 ч.


18.

Откуда в наш дом приходит электричество.

1 ч.


19.

20.

Картофельный источник тока.

2 ч.


21.

22.

Электростатический "цветок".

2 ч.


23.

24.

Лампа.

2 ч.


25.

26.

Разноцветные огни.

2 ч.


27.

28.

Бочонок с электричеством.

2 ч.


29.

Телеграф.

1 ч.


30.

Диммер.

1 ч.


31.

32.

Светофор.

2 ч.


33.

Глупый светильник.

1 ч.


34.

35.

Волшебные пальцы.

2 ч.


36.

37.

Кодовый замок.

2 ч.


38.

Маяк.

1 ч.


39.

40.

Умный светильник.

2 ч.


41.

42.

Стробоскоп.

2 ч.


43.

44.

Железнодорожный эксперимент

2 ч.


45.

Клаксон.

1 ч.


46.

Терменвокс.

1 ч.


47.

48.

Сигнализация.

2 ч.


49.

50.

Почти рояль.

2 ч.


51.

Таймер.

1 ч.


52.

Выключатель для коридора.

1 ч.


53.

Охота на утку.

1 ч.



Магниты.

6 ч.


54.

55.

Конструирование электромагнита.

2 ч.


56.

57.

Магнитная фильтрация.

2 ч.


58.

59.

Эксперимент с электромагнитом.

2 ч.



Проектирование.

4 ч.


60.

61.

Проектно-исследовательская работа.

2 ч.


62.

63.

Работа над собственной схемой.

2 ч.



Обобщающее занятия.

5 ч.


64.

65.

Защита проектов блока "Электрические явления".

2 ч.


66.

67.

Защита проектов блока "Магнитные явления".


2 ч.


68.

Подведение итогов.


1 ч.



Итого:


68 часов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!