СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 01. РУССКИЙ ЯЗЫК программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 35.02.07 «МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 01. РУССКИЙ ЯЗЫК программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 35.02.07 «МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»»

Министерство образования СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» с. Дивное















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 01. РУССКИЙ ЯЗЫК

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности среднего профессионального образования

35.02.07

35.02.07 «МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТва»

1 курс 2020 – 2021 учебный год





















с. Дивное, 2020г.





Разработчик:

Сиденко Наталья Вячеславовна, преподаватель высшей квалификационной


категории ГБПОУ «Агротехнический техникум» с. Дивное



Рецензент:

Переверзева Ольга Анатольевна, заместитель директора по учебно-

меметодической

(внутренний)

методической работе ГБПОУ АТ с. Дивное


содержание программы соответствует требованиям федерального компонента


государственного стандарта среднего общего образования базового уровня


рекомендована к реализации в ГБПОУ «Агротехнический техникум» с. Дивное


в 2020/2021 учебном году



____________________________________

































Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины 01.РУССКИЙ ЯЗЫК (далее – Программа) разработана на основании примерной программы учебной дисциплины Русский язык для профессиональных образовательных организаций, одобренной от 23 июля 2015 г. Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»

Программа предназначена для изучения русского языка в учреждениях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования (базового уровня), при подготовке программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», входящей в состав укрупненной группы профессий 35.00.00. «Сельское, лесное и рыбное хозяйство»

На основании Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. От 19.12.2016); приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17мая 2012 г. N 413";

Примерной основной образовательной программы среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. – М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «АКАДЕМИЯ», 2015

Автор

Т.М. Воителева, профессор кафедры методики преподавания русского

языка и литературы ГОУ ВПО «Московский государственный областной

университет», д. п.н., профессор.

Рецензенты:

Р.А. Дощинский, доцент кафедры филологии областного ГОУ ВПО

«Московский институт открытого образования», к.п.н.;

Е.Д. Безина, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ "Московский образовательный ко мплекс им. В. Талалихина" г. Москвы

Абз.2 излагается в следующей редакции: …., с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня

2016 г. № 2/16-з).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Агротехнический техникум» с. Дивное

СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


8

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»


11


  1. условия реализации учебной дисциплины


17

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


18





1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа ОУД. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК предназначена для изучения русского языка в учреждениях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», входящей в состав укрупненной группы профессий 35.00.00. «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) русский язык и литература в учреждениях начального профессионального образования изучается как базовый предмет с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Русский язык» является частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области ФГОС среднего общего образования.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины


Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.

Главными задачами реализации программы являются:

– овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;

– овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;

– овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;

– овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;

– овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.


Программа сохраняет преемственность с примерной основной образовательной программой основного общего образования по русскому языку и построена по модульному принципу. Содержание каждого модуля может быть перегруппировано или интегрировано в другой модуль. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем с учётом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных связей и профессиональной направленности. Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература" включают результаты изучения учебных предметов:

"Русский язык", "Литература" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы отражает:

1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;



4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

11) для слепых, слабовидящих обучающихся: сформированность навыков письма на брайлевской печатной машинке;

12) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

сформированность и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;

13) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний; стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию.\

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Цель курса «Русского языка» на данном этапе – повторение и углубление материала, изученного в среднем звене, подготовка к выпускному экзамену.

«Русский язык» как учебный предмет может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в областях знаний по различным профессиям.

Обучение предполагает повторение всех разделов русского языка – от фонетики до синтаксиса, придерживаясь современной коммуникативной тенденции обучения русскому языку – «от текста к тексту», то есть от анализа текста–образца к созданию собственного текста. Это обусловлено тем, что текст становится объектом исследования с первых уроков обучения. Таким образом, работа с текстом проходит сквозной темой в поурочных разработках, так как именно в нем функционируют все единицы языка.

Изучение русского языка на данном этапе имеет повторительно-обобщающий характер, поэтому в основном используются такие типы уроков, как повторение и систематизация материала, комбинированный урок, урок-практикум и, конечно же, урок проверки и учета знаний, умений и навыков обучающихся.

Теоретические сведения, которые обучающиеся должны актуализировать, представлены лаконично в виде таблиц-памяток, что облегчает систематизацию знаний обучающихся и помогает преподавателю сориентироваться в объеме информации, необходимой и достаточной для написания экзамена. Кроме того, почти на каждом уроке применяются тесты–задания, аналогичные материалам экзамена.

Практическая работа в основном представлена в двух ракурсах: с учебником и с раздаточным материалом, также дается дополнительный дидактический материал, который, в совокупности с материалами учебника, позволяет осуществить обучение оптимально. Диапазон заданий широк: от репродуктивных до продуктивных, активизирующих самостоятельную деятельность обучающихся. Многие задания имеют коммуникативную направленность и носят творческий характер.

Проверка знаний осуществляется в виде контрольной работы, которая состоит, как правило, из теста и ряда заданий или проводится в форме контрольного диктанта. Далее рекомендуются уроки анализа полученных результатов, в ходе которых обучающиеся работают над типичными и индивидуальными ошибками, а в качестве закрепления выполняют аналогичные задания.

Преподаватель сегодня хорошо понимает, что формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно не только для подготовки к экзаменам, но и для дальнейшей деятельности обучающихся, успех которой не возможен без хорошего знания русского языка. В данную программу частично входит региональный компонент, заключающийся в подборе лексического материала, относящегося к будущей профессии студентов.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся по предметам, содержание обучения и спецификацию учебных элементов, тематическое планирование, список литературы.

Содержание обучения русскому структурировано на основе компетентного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, Интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков.

Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • Воспитание уважения к родному языку, осмысление русского языка как основного средства общения.

  • Овладение русским языком как средством общения.

  • Осуществлять речевой контроль и самокоррекцию.

  • Осуществлять информационную переработку текста.

  • Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования.

  • Овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности.

Задачи рабочей программы:

  • Освоение теоретических сведений о русском языке.

  • Овладение умением применять правила в устной и письменной речи.

  • Применение на практике теории, правил.

  • Создание собственных, творческих работ.

Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, решаются при использовании всех видов языкового анализа. Фонетический, морфемный словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях.

Большое место в обучении отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки использования языковых средств.

Реализация программы предполагает виды самостоятельной работы обучающихся такие как:

  • работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

  • подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и Интернет-информация);

  • составление текстов для самоконтроля;

  • подготовка рефератов;

  • работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.

Формы контроля: контрольный диктант, тесты, самостоятельная работа, сочинение-рассуждение, рефераты.

В результате изучения русского языка обучающийся должен

знать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

речевая деятельность:

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

аудирование:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

чтение:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

  • составлять конспект прочитанного текста;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;

говорение:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  • знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте владения правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

  • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

письмо:

  • знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последова­тельность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);

  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);

  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказыва­ния, речевые недочеты и грамматические ошибки;

текст:

  • проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

фонетика и орфоэпия:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпи­ческих норм;

морфемика и словообразование:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к мор­фемной структуре;

  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязыч­ными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОНи т.п.);

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

лексикология и фразеология:

  • разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, пра­вильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразитель­но-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов:

  • проводить орфографический анализ текста;

синтаксис и пунктуация:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;

  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов

  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предло­жения по заданным схемам;

  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося всего 1 - 128 часов:

из них: 1 курс - 288 часов.

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 1 курс -78 часов:

из них:

теоретического обучения 1 курс - 68 часов;

лабораторных работ и практических занятий 1 курс – 10 часов;

самостоятельной работы обучающегося 1 курс - 33 часа.





























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

128

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


Теоретическое обучение

78

1 курс обучения

78

лабораторные работы и практические занятия

15

Контрольные работы

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

33

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов), - «Русский язык в Российской Федерации»

- «Культура  речи. Нормы русского языка»

- «Словари русского языка и сфера их использования»

- «Видные ученые-лингвисты»

- «Вклад М.В. Ломоносова в изучение русского языка»

- «Проблемы экологии языка»

- «Русский язык в современном мире»

- «Язык и общество»

- «Язык и культура»

- Язык и история народа»

-« Текст и его значение. Типы текстов по смыслу и стилю»















































Итоговая аттестация в форме экзамена по русскому языку на 1 курсе во втором семестре


2.2Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература» 1 курс – 78 часов

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, контрольные работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Тема 1.

Язык и речь. Функциональные стили речи.


Содержание учебного материала

3


1

Язык и речь. Основные требования к речи.

2

2

2

Функциональные стили речи. Научный стиль. Его признаки и особенности.

Изобразительно-выразительные средства русского языка

1

2

Внеаудиторная самостоятельная работаобучающихся:

- составление текста на свободную тему (рассуждение),

- работа над оформлением основных документов официально-делового стиля,

- работа с текстами научного стиля.

4





Раздел 2.

Лексика и фразеология.

Содержание учебного материала

8


1

Лексическая система русского языка. Основные лексические единицы.

2

2

2

Лексика с точки зрения её употребления. Активный и пассивный словарный запас.

2

2

3

Фразеология.

2

2

4

Нормативное употребление слов и фразеологизмов.

1

3

Контрольная работа. Тестирование по теме «Лексика и фразеология»

1


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- работа со словарями.

4




Раздел 3.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Содержание учебного материала

4


1

Фонема. Слог. Фонетические процессы русского языка.

1

1

2

Орфоэпия. Особенности русского ударения. Логическое ударение.

1

2


3


Основные нормы современного литературного произношения и ударения.

Написания, подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии.

1

3

2

Контрольная работа.Тестирование по теме «Орфоэпия»

1


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- изучение лекционного материала,

- фонетический разбор слов,

Работа с орфографическим словарем.

4



Раздел 4.

Морфемика, словообразование, орфография. Морфология и орфография.

Содержание учебного материала

12


1

Понятие морфемы. Морфемный разбор. Способы словообразования.

4

2

2

Орфография: чередующиеся гласные; правописание приставок и сложных слов.

6

2

Контрольный тест по теме «Морфемика и словообразование» .

Проверочный диктант по теме «Морфология и орфография»

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- работа со словообразовательным и орфографическим словарем.

3

3


Раздел 5.

Части речи.

Содержание учебного материала

24


1

Имя существительное. Склонение существительных. Их правописание.

7

2

2

Имя прилагательное; правописание и употребление.

4

2

3

Глагол и его формы, правописание и употреблений.

4

2

4

Правописание числительных. Разряды и правописание местоимений.

3

2

5

Грамматические признаки наречия. Правописание. Слова категории состояния.

4

2

Контрольная работа

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- работа с лингвистическими словарями,

- изучение лекционного материала,

- написание рефератов,

- подготовка к контрольной работе

8



Раздел 6.

Служебные части речи.

Содержание учебного материала

8


1

Предлог как часть речи. Правописание производных предлогов.

2

2

2

Правописание союзов.

2

2

3

Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

2

2

4

Употребление и правописание междометий.

1

2

Диктант по теме «Союзы»

1


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка взаимодиктантов по служебным частям речи,

- работа над рефератами.

4



Раздел 7.

Синтаксис и пунктуация.

Содержание учебного материала

19


1

Строение словосочетания.

2

2

2

Простое предложение.

2

2

3

Односоставные предложения.

2

2

4

Осложненное простое предложение.

4

2

5

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

2

2

6

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

4

2

7

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

2

2

8

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

2

2

Контрольная работа.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к контрольной работе,

- индивидуальные задания, рассчитанные на конструирование предложений.

10



Итоговый контрольный диктант с заданиями за год

2


всего:

128



1 курс подготовка к экзамену (консультации 10 часов)

10




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)





3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

-доска;

- стенды постоянные;

- стенды сменные;

- комплекты раздаточного материала;

- печатные издания;

- таблицы, схемы, алгоритмы, карточки.

3.2 Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы.

Учебно-методическое обеспечение электронные учебники:

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.

2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.

3.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: электронный учебно - методический комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.

4.Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО – М.: 2015.

1.Е. С. Антонова, Т. М. Воителева Русский язык Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Академия, 2013 год

2. Т. М. Воителева Русский язык. Сборник упражнений.- М: Академия, 2013 год

Дополнительная литература:

Учебники и учебные пособия ( в т.ч. и для обучающихся):

  1. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учрежденй. – М.: Русское слово, 2008. – 431 с.

  2. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Русское слово, 2008. – 432 с.

  3. Гольцова Н.Г., Рупосова Л.П. Практикум по русскому языку. Орфография. – М., 1978; Пунктуация. – М., 2008. – 205 с.

  4. Готиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 2001. – 234 с.

  5. Кайдалова А.И., Калинина И. К. Современная русская орфография. – М., 2006. – 187 с.

  6. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Т.П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф.П. Филина. – М., 2001. – 240 с.

  7. Милоелавский И.Г. Как разобрать и собрать слово. – М.,2006. – 120 с.

  8. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1988. – 560 с.

  9. Правила русской орфографии и пунктуации. – М., 2005.

  10. Панов Б.Т., Текучее А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М.,2005. – 429 с.

  11. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 2005. – 501 с.

  12. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. – М., 2002. – 140 с.

  13. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?: Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. – М., 1995. – 193 с.

  14. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – М., 1983. – 218 с.

  15. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 2003. – 262 с.

  16. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2002. – 197 с.

  17. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 2004. – 207 с.

Рекомендуемая литература для обучающихся:

  1. Александрова З.Е. и др. Словарь синонимов русского языка. – М., 2005. – 437 с.

  2. Алекторова Н.М. и др. Словарь синонимов русского языка. – М., 2005. – 301 с.

  3. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., 2004. – 208 с.

  4. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 2002.

  5. Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11 классы. Учебник. – М.: Русское слово.

  6. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. – М., 2006. – 447 с.

  7. Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова. – М., 2006. – 316 с.

  8. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII-XX вв. – М., 1996. – 396 с.

Для преподавателей:

  1. История русской литературы XIX в., 1800-1830 гг. / Под ред.

  2. В.Н. Аношкиной и СМ. Петрова. - М., 2000.

  3. История русской литературы XI-XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина,

  4. Н.И. Якушина. - М., 2001.

  5. История русской литературы XIX в. / Под ред, В.Н. Аношкина, Л.Д.

  6. Громова. - М., 2001.

  7. Кожинов В. Пророк В своем Отечестве. - М., 2002.

  8. Литературные манифесты от символизма до наших дней. - М., 2000.

  9. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. - М.,.

  10. Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2001.

  11. Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. - М., 2002.

  12. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. - М.

  13. Смирнова Л.Н. Русская литература конца XIX - начала ХХ в. - М., 2001.

  14. Соколов А.Г. История русской литературы XIX-XX века. - М., 2000.

  15. Тимина СИ. Русская проза конца ХХ в. - М., 2001.

  16. Издательский дом «Первое сентября»:

Адреса интернет ресурсов
http://lit.1september.ru – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»

http://festival.1september.ru/subjects/9/ – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы

www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269 – Каталог образовательных ресурсов по литературе

http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.10 – Ресурсы по литературе

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/16038/?&sort – Литература

  1. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины «Русский язык и ЛИТЕРАТУРА»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, семинаров, уроков-конференций, уроков-практикумов, а также выполнения обучающимися докладов















Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знание:

- языковых норм литературного языка,

- культуры речи,

- основных единиц и уровней языка.

Оценка редакторской работы текста.

Оценка тестирования.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: сообщений.

Умение:

- определять требования к литературному языку,

- правильного владения основами культуры речи,

- различать основные единицы и уровни языка.

экспертная оценка выполнения работы

Знание:

орфоэпических, лексических, грамматических и пунктуационных норм речевого поведения

Оценка диктантов.

Оценка тестирования.

Оценка сочинений.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: рефератов.

Умение:

 правильно применять в практике общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

экспертная оценка выполнения работы


Знание:

орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.

Оценка работы с карточками.

Оценка тестирования.

Оценка контрольных работ.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: докладов и рефератов.

Умение:

 соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

экспертная оценка выполнения работы

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений



Балл (отметка)

Вербальный аналог

90 ÷ 100

5

Отлично

80 ÷ 89

4

Хорошо

70 ÷ 79

3

Удовлетворительно

менее 70

2

Не удовлетворительно

   На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!