СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ 2022 г

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработа по новым ФГОС 2022г.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ 2022 г»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»

Согласовано:

Председатель ПЦК

_______________Л.А. Киселева

«___»________________2022 г.

Утверждаю:

Заместитель директора по УМР

________________А.В.Хакамова

«_____»_______________2022 г.





рабочая ПРОГРАММа

общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИны

ООД.12 АСТРОНОМИЯ


по специальности

35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники

и оборудования

по профессии

19.01.19 Аппаратчик-оператор производства продуктов питания животного происхождения

35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства



профиль обучения: технологический





















с. Кожевниково, 2022г.


Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ООД.12 «Астрономия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС) и примерной программы по дисциплине «Астрономия», Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования», по профессиям 35.01.27 «Мастер сельскохозяйственного производства», 19.01.19 «Аппаратчик-оператор производства продуктов питания животного происхождения».

Учебного плана по специальности (профессии) СПО

35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»

35.01.27 «Мастер сельскохозяйственного производства»

19.01.19 «Аппаратчик-оператор производства продуктов питания животного происхождения».



Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса» (ОГБПОУ«КТАБ»)



Разработчик:

Макаренко Елена Анатольевна, преподаватель



Рассмотрена на заседании ПЦК

Заключение: протокол №_____ от «____»____2022г.

Председатель ПЦК _______________ Л.А.Киселёва





























СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9


4.


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11








1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:


Учебная дисциплина «Астрономия» является обязательной частью общеобразовательного блока основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (профессии) СПО:

35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»

35.01.27 «Мастер сельскохозяйственного производства»

19.01.19 «Аппаратчик-оператор производства продуктов питания животного происхождения».

    1. Планируемые результаты освоения дисциплины:

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: 

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).


Коды результатов

Планируемые результаты освоения дисциплины включают

ЛР 04

Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

ЛР 07

Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

ЛР 09

Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

ЛР 13

Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

ЛР 14

Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности

МР 01

Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

МР 02

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

МР 03

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

МР 04

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

МР 05

Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

МР 07.

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

МР 08

Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

ПРб 01

Сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной

ПРб 02

Понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений

ПРб 03

Владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой

ПРб 04

Сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии

ПРб 05

Осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т. ч.:

теоретическое обучение

26

практические занятия 

10

Промежуточная аттестация - Дифференцированный зачёт



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ООД.12 «Астрономия»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) 

и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы

Введение

Лекция 1. Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ПРб 05, 

ЛР 04, ЛР 13,

МР 03, МР 01, МР 04, МР 05 ОК 1

ОК 2

ОК 5

Раздел 1. Практические основы астрономии

Содержание учебного материала

6

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ПРб 05, 

ЛР 04, ЛР 09, ЛР 13, ЛР 14.


МР 01, МР 02, МР 03, МР 04, МР 05, МР 07, МР 08, ОК 1

ОК 2

ОК 5



4

Лекция 2. Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил


2


Лекция 3. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. «Радиотелескоп и его принцип действия»

2

Тематика практических занятий

2

Практическое занятие 1. «Основные элементы небесной сферы. Небесные координаты»


2

Раздел 2. 

Строение Солнечной системы




Содержание учебного материала

10

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ПРб 05

ЛР 04, ЛР 09, ЛР 13, ЛР 14, 

МР 01, МР 02, МР 03, МР 04, МР 05, МР 07, МР 08 ОК 1

ОК 2

ОК 5



6

Лекция 4. Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира 

2

Лекция 5. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе

2

Лекция 6. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс

2

Тематика практических занятий

4

Практическое занятие 2. «Звездное небо. Использование карты звездного неба» «Видимое движение звезд на различных географических широтах»                                                           


2

Практическое занятие 3 «Особенности движения Солнца на различных широтах»


2

Раздел 3. 

Природа тел Солнечной системы


Содержание учебного материала

6

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ПРб 05, 

ЛР 04, ЛР 09, ЛР 13, ЛР 14,

МР 01, МР 02, МР 03, МР 04, МР 05, МР 07, МР 08 ОК 1

ОК 2

ОК 5



4

Лекция 7. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.

Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты

2


Лекция 8. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. «Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца» 

2

Тематика практических занятий

2

Практическое занятие 4. «Особенности движения Солнца на различных широтах»


2

Раздел 4.

Солнце и звезды


Содержание учебного материала

6

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб.04, ПРб.05, 

ЛР 04, ЛР 13, 

МР 03, МР 01, МР 04, МР 05 ОК 1

ОК 2

ОК 5



4

Лекция 9. Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю

2

Лекция 10. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр-светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд

2

Тематика практических занятий

2

Практическое занятие 5. «Физические условия на поверхности планет земной группы. Сравнительная характеристика планет».



2

Раздел 5.

Строение и эволюция Вселенной


Содержание учебного материала

4

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ПРб 05, 

ЛР 04, ЛР 09, ЛР 13, ЛР 14,

МР 01, МР 02, МР 03, МР 04, МР 05, МР 07, МР 08 ОК 1

ОК 2

ОК 5



4

Лекция 11. Наша Галактика. Ее размеры и структура. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Квазары

2

Лекция 12. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.


2

Раздел 6.

Жизнь и разум во Вселенной


Содержание учебного материала

1

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ПРб 05, 

ЛР 04, ЛР 09, ЛР 13, ЛР 14,

МР 01, МР 02, МР 03, МР 04, МР 05, МР 07, МР 08 ОК 1

ОК 2

ОК 5



1

Лекция 13. Термоядерный синтез. Эволюция звезд. Образование планетных систем. Солнечная система. Галактики

Расширяющаяся Вселенная. Возможные сценарии эволюции Вселенной

1

Промежуточная аттестация - Дифференцированный зачет

1


Всего:

36



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Освоение программы учебной дисциплины «Астрономия» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемио- логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • комплект электронных видеоматериалов;

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов «Карта звёздного неба»);

  • задания для контрольных работ;

  • профессионально ориентированные задания;

  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

  • материалы для организации и проведения промежуточной аттестации в форме - дифференцированного зачета


Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • проектор с экраном.


Залы:

Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Основные печатные и электронные издания

  1. Астрономия: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Коломиец [и др.] ; ответственные редакторы А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 282 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15278-4. — URL : https://urait.ru/bcode/488152


3.2.2. Дополнительные источники


  1. Астрономия. Базовый уровень. 10-11 классы : учебник для среднего общего образования / А. В. Коломиец [и др.] ; ответственные редакторы А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 282 с. — (Народное просвещение). — ISBN 978-5-534-15616-4. — URL : https://urait.ru/bcode/509209

  2. Пеньков, В. Е. Астрономия : учебное пособие для спо / В. Е. Пеньков. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 60 с. — ISBN 978-5-8114-9061-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/221228 (дата обращения: 02.06.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

  3. Язев, С. А. Астрономия. Солнечная система : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Язев ; под научной редакцией В. Г. Сурдина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 336 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08245-6. — URL : https://urait.ru/bcode/494042

  4. Воронцов – Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник /         Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2021. – 238,[2] с.: ил, 8л.цв. вкл.- (Российский учебник).

  5. Засов, А. В. Астрономия. 10—11 классы. Методическое пособие для учителя / А. В. Засов, В. Г. Сурдин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.

  6. Левитан Е.П. «Астрономия от А до Я: Малая детская энциклопедия». – М.: Аргументы и факты, 2013.

  7. Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2020. — 29, [3] с.

  8. Stellarium // Stellarium AstronomySoftware [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://stellarium.org/ru/ 

  9. Школьная энциклопедия «Естественные науки», – М.: Росмэн, 2015.




4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

Методы оценки

ПРб 01 Сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной

Тестирование (теоретическое) 

Оценка результатов выполнения практических работ

Экспертное наблюдение выполнения практических работ

ПРб 02 Понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений

Тестирование (теоретическое)

Оценка результатов выполнения практических работ

Экспертное наблюдение выполнения практических работ в понимании обучающихся сущности наблюдаемых во Вселенной явлений

ПРб 03 Владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой

Тестирование (теоретическое)

Оценка результатов выполнения практических работ

Экспертное наблюдение выполнения практических работ для владения основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой

ПРб 04 Сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии

Итоговое тестирование

Оценка результатов выполнения практических работ

Экспертное наблюдение выполнения практических работ

ПРб 05 Осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области

Оценка результатов выполнения практических работ

Экспертное наблюдение выполнения практических работ






6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!