Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
"Сахалинский политехнический центр № 4"
РАБОЧая ПРОГРАММа
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН
ОДб 07. фИЗИКА
ПО ПРОФЕССИЯМ СПО: |
39.01.01. Социальный работник. |
|
2017-2018г.г
Долинск, 2017г
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, примерной программы общеобразовательной дисциплины «Физика» ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259),
Организация-разработчик: ГБПОУ СахПЦ № 4
Разработчик:
Середа Т. Н. - преподаватель физики.
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 3 |
- СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины
| 6 |
- уСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
| 17 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 18 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Физика.»
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплин
Личностные результаты
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9)владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
4) сформированность умения решать физические задачи;
5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 257 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 171 |
в том числе: | |
Занятий на уроках. | 114 |
Лабораторных работ. | 50 |
Контрольные работы | 7 |
Самостоятельная работа обучающегося | 86 |
2.2. Тематический план.
№ п/п | Вид учебной работы Содержание обучения | Кол-во часов |
| Аудиторные занятия | |
1 | Введение. | 10 |
2 | Механика. | 25 |
3 | Основы молекулярной физики и термодинамики. | 32 |
4 | Основы электродинамики. | 36 |
5 | Колебания и волны. | 34 |
6 | Элементы квантовой физики | 20 |
7 | Эволюция Вселенной | 14 |
| Итого | 171 |
| Внеаудиторная самостоятельная работа | |
| Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. | 86 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
| Всего | 257 |
2.3. Содержание общеобразовательной учебной дисциплины ОДБ 07. «Физика.
Наименование Разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень Усвоения. | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Введение. | 10 | 2 |
Тема 1.1. Что изучает физика. | № урока | Содержание: | 10 |
1. | Физика — фундаментальная наука о природе. | 1 |
2. | Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. | 1 |
3. | Эксперимент и теория в процессе познания природы. | 1 |
4. | Моделирование физических явлений и процессов. | 1 |
5. | Естественно-научная картина мира и её возможные составляющие. | 1 |
6. | Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. | 1 |
7. | Открытие в физике-основа прогресса в технике. | 1 |
Контрольные работы | 1 |
1. | Входная контрольная работа №1 | 1 |
Лабораторные работы. | 2 |
1-2. | №1Измерения массы тела не правильной формы. | 2 |
Самостоятельная работа при изучении Раздела 1 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием справочных материалов. Работа с интернет ресурсами. Работа с интернет ресурсами. | 20 |
№ темы | Тематика внеаудиторной самостоятельной работы | Кол-во часов |
1. | Создать презентацию на тему «Что изучает физика.» | 4 |
2. | Подготовить реферат на тему « Что изучает физика». | 4 |
3. | Подготовить реферат на тему «Моделирование явлений.» | 4 |
4. | Подготовить реферат на тему« Основные элементы картины мира.» | 4 |
5. | Создать презентацию на тему «Физические законы.» | 4 |
| Итого: | 20 | |
Раздел 2 Механика. | 25 | |
Тема2.1 Кинематика. Тема2.2 Динамика. Тема2.3. Законы сохранения в механике. | № урока | Содержание | 8 | 2 |
1. | Механическое движение. Система отсчёта. Траектория движения. Путь Перемещение. | 1 |
2. | Относительность механического движения. | 1 |
3. | Скорость. Закон сложения скоростей. | 1 |
4. | Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. | 1 |
5. | Виды движения. Равномерное, равноускоренное прямолинейное движение. Графики движения. | 1 |
6. | Ускорение. Свободное падение тел. | 1 |
7. | Криволинейное движение. Угловая скорость. | 1 |
8. | Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. | 1 |
№ урока | Содержание: | 4 |
1. | Масса и сила. Взаимодействие тел. | 1 |
2. | Силы в природе. Способы измерения сил. | 1 |
3. | Инерциальная система отсчёта. | 1 |
4. | Закон Всемирного тяготения. Невесомость. | 1 |
№ урока | Содержание: | 4 |
1. | Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | 1 |
2. | Механическая работа .Мощность. Работа силы тяготения, силы упругости и силы трения. | 1 |
3. | Механическая энергия. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия и гравитационное поле. | 1 |
4. | Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения полной механической энергии. | 1 |
Лабораторные работы.. | 8 |
1-2 | №2«Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.» | 2 |
3-4 | №3«Исследование вращательного движения твёрдого тела.» | 2 |
5-6 | №4«Определения периода колебаний нитяного маятника.» | 2 |
7-8 | №5«Проверка уравнения состояния идеального газа.» | 2 |
Контрольные работы(1) | 1 |
1. | Контрольная работа№2 по теме «Механика.» | 1 |
Самостоятельная работа при изучении Раздела 2 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием справочных материалов. Работа с интернет ресурсами. | 15 |
№ темы | Тематика внеаудиторной самостоятельной работы | Кол-во часов |
1. | -Создать презентацию по теме «Механические колебания.» | 4 |
2. | -Подготовить реферат по теме «Виды движения». | 4 |
3. | -Создать презентацию по теме « Закон сохранения импульса .Реактивное движение.» | 4 |
4. | - Составить реферат по теме «Механические волны. Свойства волн.» | 4 |
| Итого: | 16 |
Раздел 3. | Основы молекулярной физики и термодинамики. | 32 | Уровень освоения |
Тема3.1. Молекулярная физика. Тема3.2 Термодинамика. | № урока | Содержание: | 11 | 2 |
1 | Атомическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение. | 1 |
2 | Массы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. | 1 |
3. | Идеальный газ. Уравнение состояния идеального газа. | 1 |
4. | Температура как мера средней кинетической энергии частиц. | 1 |
5. | Агрегатное состояния вещества. | 1 |
6. | Изопроцессы и их графики. | 1 |
7. | Обьяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений. | 1 |
8. | Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. | 1 |
9. | Работа газа. | 1 |
10. | Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. | 1 |
11. | Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы. | 1 |
№ урока | Содержание. | 21 |
1. | Внутренняя энергия. | 1 |
2. | Работа и теплоотдача как способы как способы изменения внутренней энергии. | 1 |
3. | Первый и второй законы термодинамики. | 1 |
4. | Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. | 1 |
5. | Тепловые машины и их применения. | 1 |
6. | Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблемы энергосбережения. | 1 |
Контрольные работы: | 1 |
1 | Контрольная работа№3«Основы молекулярной физики и термодинамики.» | 1 |
Лабораторные работы: 14 |
1-2 | №6Определение коэффициента поверхностного натяжения. | 2 |
3 | №7Измерение влажности воздуха. | 1 |
4-5 | №8Наблюдение капиллярных явлений. | 2 |
6 | №9Оценка массы воздуха в классной комнаты | 1 |
7-9 | №10Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры. | 3 |
10-11 | №11Измерение модуля упругости Юнга. | 2 |
12-13 | №12Опытная проверка закона Гей-люссака. | 2 |
14 | №13Исследование зависимости силы трения от массы тела. | 1 |
Самостоятельная работа при изучении Раздела 3 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием справочных материалов. Работа с интернет ресурсами. | 9 |
№ темы | Тематика внеаудиторной самостоятельной работы | Кол-во часов |
1 | Составить опорный конспект по теме «Внутренняя энергия.» | 1 |
2 | Составить эссе на тему: «Первый и второй законы термодинамики.» | 2 |
3 | Выполнить творческое задание а тему «Тепловые машины и их применения.» | 2 |
4 | Подготовить реферат на тему: «КПД теплового двигателя.» | 4 |
| Итого: | 9 |
Раздел 4. | Основы электродинамики. | 36 | Уровень освоения |
Тема 4.1 Электростатика. Тема 4.2 Постоянный ток. Тема4.3 Магнитное поле | № урока | Содержание. | 6 | 2 2 |
1 | Взаимодействие заряженных тел. | 1 |
2 | Электрический заряд. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. | 1 |
3 | Электрическое поле, его основные характеристики и связь между ними.. | 1 |
4. | Электрическая ёмкость конденсатора. | 1 |
5. | Энергия электростатического поля. | 1 |
6. | Проводники и изоляторы в электрическом поле. | 1 |
№ урока | Содержание: 8 |
1. | Постоянный электрический ток. Сила тока. | 1 |
2. | Напряжение. Электрическое сопротивление | 1 |
3. | Закон Ома для участка цепи и полной электрической цепи. | 1 |
4. | Работа и мощность постоянного тока. | 1 |
5. | Закон Джоуля Ленца. | 1 |
6. | Тепловое действие электрического тока. | 1 |
7. | Электрический ток в различных средах. | 1 |
8. | Решение задач на применение закона Джоуля-Ленца. | 1 |
№ урока | Содержание: | 22 |
1 | Магнитное поле и его основные характеристики. | 1 |
2 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. | 1 |
3 | Явление электромагнитной индукции. | 1 |
4 | Закон Ампера. | 1 |
5 | Закон электромагнитной индукции. | 1 |
6 | Решение задач по теме: « Закон Ампера. Сила Лоренца.» | 1 |
7 | Сила Лоренца. | 1 |
8 | Индуктивность | 1 |
9 | Правило Ленца .Самоиндукция. | 1 |
10 | Энергия магнитного поля. | 1 |
11 | Повторение по теме «Магнитное поле.» | 1 |
Контрольные работы: 1 |
1 | Контрольная работа №4 по теме «Магнитное поле». | 1 |
Лабораторные работы. | 10 |
1-2 | №14«Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на её различных участках.» | 2 |
3-5 | №15Измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника. | 3 |
6-7 | №16Изучить устройство лампы накаливания | 2 |
8-10 | №17Измерение удельного сопротивления проводника. | 3 |
Самостоятельная работа при изучении Раздела 4 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к и.параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием справочных материалов. Работа с интернет ресурсам | 15 |
№ темы | Тематика внеаудиторной самостоятельной работы. | Кол-во часов |
1 | Составить опорный конспект по теме: « Закон Ампера. Сила Лоренца.» | 1 |
2 | Составить таблицу:«Закон Ома для участка цепи и полной электрической цепи.» | 2 |
3 | Составить схему: «Правило Ленца». | 2 |
4 | Создать презентацию по теме: «Самоиндукция. Индуктивность.» | 4 |
5 | Подготовить реферат по теме: «Энергия магнитного поля.» | 4 |
6 | Выполнить творческое задание по теме « Тепловое действие электрического тока.» | 2 |
| Итого: | 15 |
Раздел 5 | Колебания и волы. | 34 | Уровень усвоения. |
Тема5.1 Механические Колебания и волны. Тема5.2 Электромагнитные волны. Тема5.3 Электромагнитное поле. Тема5.4 Световые волны. | № урока | Содержание: | 8 | 2 |
1 | Механические колебания и волны .Свободные колебания. | 1 |
2 | Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания.. | 1 |
3 | Математический и пружинный маятники. Превращение энергии при гармонических колебаниях. | 1 |
4 | Механические волны и их виды . | 1 |
5 | Звуковые волны. | 1 |
6 | Ультразвуковые волны. | 1 |
7 | Решение задач по теме: « Период, частота и амплитуда колебаний.» | 1 |
8 | Ультразвук и его использование в медицине и технике. | 1 |
№ урока | Содержание: | 5 |
1 | Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. | 1 |
2 | Формула Томсона. Вынужденные электромагнитные колебания. | 1 |
3 | Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. | 1 |
4 | Переменный ток. Электрогенератор. | 1 |
5 | Получение и передача электроэнергии. Проблемы энергоснабжения. | 1 |
№ урока | Содержание: | 2 |
1 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. | 1 |
2 | Принцип радиосвязи и телевидения. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, медицине, при изучении свойств вещества. | 1 |
№ урока | Содержание: | 19 |
1 | Световые волны. Развитие представлений о природе света. | 1 |
2 | Законы отражения и преломления света. | 1 |
3 | Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решётка. | 1 |
4 | Поляризация света. | 1 |
5 | Дисперсия света. | 1 |
6 | Линзы. Формула линзы. Оптические приборы. | 1 |
7 | Повторение по теме: колебания и волны. | 1 |
Контрольные работы | 1 |
1 | Контрольная работа №5 по теме: «Колебания и волны. | 1 |
Лабораторные работы. | 11 |
1-2 | №18Изучение колебаний математического маятника. | 2 |
3-4 | №19Исследование волновых свойств света. | 2 |
5-6 | №20Исследование показателя преломления стекла. | 2 |
7-8 | №21Изучение интерференции дифракции света. | 2 |
9-11 | №22Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. | 3 |
Самостоятельная работа при изучении Раздела 5 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к и.параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием справочных материалов. Работа с интернет ресурсам | 27 | |
№ темы | Тематика внеаудиторной самостоятельной работы | Кол-во часов |
1 | Составить схему: « Свободные электромагнитные колебания.» | 2 |
2 | Создать презентацию по теме: «Переменный ток. Электрогенератор.» | 4 |
3 | Составить эссе на тему «Принцип радиосвязи и телевидения.» | 2 |
4 | Выполнить творческое задание по теме « Световые волны.» | 4 |
5 | Работа с нормативными документами по теме « Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи.» | 4 |
6 | Создать презентацию по теме: «Исследование волновых свойств света.» | 4 |
7 | Составить опорный конспект по теме: « Линзы. Формула линзы.» | 1 |
8 | Изобразить схему по теме: « Оптические приборы.» | 2 |
9 | Подготовить реферат по теме: « Проблемы энергоснабжения.» | 4 |
| Итого: | 21 |
Раздел. 6 | Элементы квантовой физики. | 20 | Уровень освоения |
Тема6.1. Квантовые свойства света. Тема6.2. Физика атома. Тема6.3. Физика атомного ядра и элементарных частиц. | № урока | Содержание. | 5 | 2 |
1. | Квантовые свойства света. Равновесное тепловое излучение. | 1 |
2. | Квантовая гипотеза Планка. Фотоэлектрический эффект. | 1 |
3 | Решение задач по теме: «Элементы квантовой физики.» | 1 |
4 | Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта. Фотон. | 1 |
5. | Давление света. Дуализм свойств света. | 1 |
№ урока | Содержание. | 5 |
1. | Физика атома. Модели строения атома. Опыт Резерфорда. | 1 |
2. | Постулаты Бора. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора. | 1 |
3. | Поглощение и испускание света атомом. | 1 |
4. | Квантовая энергия. Принцип действия и использование лазера. | 1 |
5. | Оптическая спектроскопия как метод изучения состава вещества. | 1 |
№ урока | Содержание | 10 |
1 | Состав и строение атомного ядра. Свойство ядерных сил. | 1 |
2 | Энергия связи и дефект массы атомного ядра. | 1 |
3 | Радиоактивность. Виды радиоактивных превращений. | 1 |
4 | Закон радиоактивного распада | 1 |
5 | Свойства ионизирующих ядерных излучений. | 1 |
6 | Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. | 1 |
7 | Ядерные реакции. Ядерная энергетика. | 1 |
8 | Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. | 1 |
9 | Повторение по теме: «Элементы квантовой физики.» | 1 |
Контрольные работы: | 1 |
1 | Контрольная работа№6 по теме: «Строение атома и квантовая физика» | 1 |
Самостоятельная работа при изучении Раздела 6 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к и.параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием справочных материалов. Работа с интернет ресурсам | 18 |
№ темы | Тематика внеаудиторной самостоятельной работы | Кол-во часов |
1 | Выполнить творческое задание по теме: « Состав и строение атомного ядра.» | 2 |
2 | Создать презентацию по теме: «Закон радиоактивного распада .» | 4 |
3 | Составить план-конспект:« Ядерные реакции.» | 1 |
4 | Составить опорный конспект по теме: «Свойство ядерных сил.» | 1 |
5 | Выполнить творческое задание по теме: «Свойства ионизирующих ядерных излучений .» | 2 |
| Итого: | 10 |
Раздел. 7. | | 14 | Уровень освоения |
Тема7.1. Строение и развитие Вселенной. | № урока | Содержание | 9 | 2 |
1. | Космология . Звёзды. | 1 |
2. | Термоядерный синтез. | 1 |
3. | Модель расширяющейся Вселенной. | 1 |
4. | Происхождение Солнечной системы. | 1 |
5. | Протосолнце и протопланетные облака. | 1 |
6. | Образование планет. Проблема существования внеземных цивилизаций. | 1 |
7. | Современная физическая картина мира. | 1 |
8. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Эволюция Вселенной». | 1 |
Контрольные работы: | 1 |
1 | Контрольные работа№7 по теме: « Вселенная и её эволюция.» | 1 |
Лабораторные работы: | 5 |
1-2 | №23Устройство работы трансформатора | 2 |
3-4 | №24Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. | 2 |
5-7 | №25Моделирование радиоактивного распада. | 1 |
№ темы | Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: | Кол-во часов |
1. | Составить таблицу: «Синтез веществ на звёздах и планетах | 2 |
2. | Составить план-конспект:«Радиоактивные излучения | 2 |
3. | Составить план-конспект по теме « Энергия связи. Связь массы и энергии.» | 2 |
4. | Составить схему: «Солнечной системы.» | 1 |
5. | Создать презентацию по теме: « Принцип действия и использования лазера.» | 4 |
6. | Создать презентацию по теме: « Возникновение химических элементов на звёздах и планетах.» | 4 |
7. | Составить опорный конспект по теме: « Современная физическая картина мира.» | 1 |
| Итого: | 16 |
| Всего: | 171 |
ИТОГО ВСЕГО | 257 |
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
1. Введение |
введение | Умение постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Произведение измерения физических величин и оценка границе погрешностей измерений. |
2.Механика |
кинематика | Представление механического движение тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени. Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени. Представление информации о видах движения в виде таблице. |
Законы сохранение в механике | применение закона сохранение импульса для вычисления изменений скоростей. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткого тела. Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами упругости. Указание границ применимости законов механике. |
3. Основы молекулярной физики и термодинамики |
Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ. | Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно-кинетической теории (МКТ). Решение задач с применением основного уравнения молекулярно – кинетической. Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости. |
Основы термодинамики | Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения. Указание границ применимости законов термодинамики. |
Свойства паров, жидкостей, твердых тел. | Изменение влажности воздуха. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера. Использование Интернета для поиска информации. |
электродинамика | Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Изменение энергии электрического поля заряженного конденсатора. Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества. |
Постоянный ток | |
Магнитные явления | |
4. Колебания и волны |
Механические колебания | Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами. Приведение примеров автоколебательных механических систем. |
Упругие волны. | Изменение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн. Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине. |
Электромагнитные колебания | Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи. Измерение электроемкости конденсатора. Изменение индуктивность катушки. Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы. Исследование принципа действий генератора переменного тока. Использование интернета для поиска информации совместных способах передачи электроэнергии. |
Электромагнитные волны | Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физике объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. |
5. Оптика |
Прибора света | Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Расчет расстояния от линзы до изображения предмета. Расчет оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы. Испытание моделей микроскопа и телескопа. |
Волновые свойства света | Наблюдение явление интерференции электромагнитных волн. Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явление интерференции. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами. |
6. Элементы квантовой физики |
Квантовая оптика | Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте. Перечисление приборов установки, в которых применяется без инерционность фотоэффекта. Объяснение корпускулярно – волнового дуализма свойств фотонов. |
7.Элементы квантовой физики |
Физика атома | Наблюдение линейчатых спектров. Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов. Исследование линейчатого спектра. Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера. |
Физика атомного ядра. | Расчет энергии связи атомных ядер. Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада. Вычисление энергии¸ освобождающейся при радиоактивного распада. Вычисление продуктов ядерной реакции. Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием. |
8. Эволюция вселенной |
Строение и развитие вселенной | Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана. Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях Обсуждение возможных сценариев эволюции вселенной. |
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы. | Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях. Формулировка проблем термоядерной энергетики. Объяснение влияние солнечной активности на Землю. Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения. |
4.условия реализации программы ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ дисциплины
4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия кабинета физики и электротехники:
Оборудование учебного кабинета:
-рабочее место преподавателя;
-посадочные места по количеству обучающихся;
-комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
-компьютер, мультимедийный проектор.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. «Физика для профессий и специальностей технического профиля» под редакцией В.Ф. Дмитриева, 2014 г., Академия.
Дополнительные источники:
2. В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев, Физика для профессий и специальностей технического профиля, методические рекомендации. Академия, 2010 г.
Интернет ресурсы:
Википедия
Активная физика.
Интернет-библиотека
5.Контроль и оценка результатов освоения ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения уроков, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, контрольных работ, а также при выполнении студентами индивидуальных заданий.
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Результаты обучения (предметные результаты базового уровня) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; 2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой; 3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; 4) сформированность умения решать физические задачи; 5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни; 6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. | собеседование; лабораторные работы; контрольные работы; тест; внеаудиторная самостоятельная работа, |