СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Обществознание 6 класс Ю.Ю.Петрунин, 2020 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Обществознание 6 класс Ю.Ю.Петрунин, 2020 год»

Пояснительная записка.

Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «обществознание» является усвоение содержания учебного предмета «обществознание» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом.

В соответствии с Концепцией преподавания учебного предме­та «Обществознание» в образовательных организациях Россий­ской Федерации целями преподавания и изучения обществозна­ния являются так же:

• формирование гармонично развитой личности;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и право­сознания, уважения к общепринятым в обществе социаль­ным нормам и моральным ценностям;

• развитие у обучающихся понимания приоритетности обще­национальных интересов, приверженности правовым прин­ципам, закреплённым в Конституции Российской Федера­ции и законодательстве Российской Федерации;

• создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими соци­альными институтами для реализации личностного потен­циала в современном динамично развивающемся россий­ском обществе.

Главная задача изучения обществознания

обеспечить соответствие основной образовательной программы требованиям ФГОС;

  • создание условий, которые обеспечат учащим­ся 6—9 классов получение и усвоение обществоведческих знаний;

  • формирование у них «правовой, экономической (включая фи­нансовую), политической, медиа- и информационной культуры, культуры межнационального общения, соответствующей тради­циям и потребностям российского общества, общероссийской гражданской идентичности» (Концепция преподавания учебно­го предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации).

Место предмета в учебном плане

Преподавание данного учебного предмета осуществляется в рамках реализации базовой части учебного плана основного общего образования МАОУ СОШ № 5 Согласно действующему Базисному учебному плану основно­го общего образования изучение обществознания предусмотрено с 6 по 9 класс (общее количество часов — 140, 35 часов на каж­дый год изучения, 1 час в неделю).

6 класс – 34 (1 час резерв);

7 класс – 34 (1час резерв);

8 класс – 34 (1 час резерв);

9 класс – 35 часов.

«Обществознание» имеет два концентра, является интегриро­ванным курсом, построенным по модульному принципу. Учеб­ный предмет включает адаптированные в соответствии с целя­ми обучения и психологическими особенностями обучающихся основы различных наук (социология, политология, социальная психология, философия, экономика, политология, юриспру­денция). В линии учебников обществознания под редакцией В.А. Никонова реализован системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса. Последовательность изучения содержательных единиц соответствует требованиям нормативных документов в области образования и познаватель­ным возможностям обучающихся.

Технологии, используемые в обучении: игровые, ИКТ-технологии, проектные и здоровьесберегающие.







Типология уроков и форм организации
учебных занятий.

Достижение запланированных результатов освоения При­мерной образовательной программы осуществляется на уро­ках разного типа. Учитель может также использовать вне­урочные формы организации познавательной деятельности учеников (экскурсия, встреча с представителем профессии, квест и пр.)




Тип урока (по основной дидактической задаче)

Формы занятий и приёмы учебной деятельности учителя

Вводный урок

Первичное ознакомление с учебным ма­териалом; введение в проблематику курса, изучаемого раздела; предъявление наибо­лее общих понятий. Уроки «опережающего обобщения», эвристическая беседа, школь­ная лекция

Урок предъявления и изучения нового учебного материала

Организация предъявления нового учеб­ного материала и его первичного освоения учащимися, формирование метапредметных умений.

Объяснение учителя, самостоятельная ра­бота с учебником, выполнение познава­тельных заданий преимущественно репро­дуктивного уровня, работа с документами, различными источниками социальной ин­формации (уроки — практические занятия)

Урок применения знаний

Организация деятельности учащихся по применению знаний в новой ситуации, формированию умений.

Выполнение проблемных познавательных заданий. Семинар, «нетрадиционные» уро­ки (ролевая игра, ученическая конферен­ция, круглый стол, дискуссия); предъявле­ние результатов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной) — защита проекта, сообщение, презентация

Урок обобщающего повторения

Организация систематизации, обобщения и закрепления полученных знаний (так на­зываемые «итоговые уроки»)

Урок проверки усвоенных знаний и сформированности умений

Контроль (преимущественно тематический) знаний и умений: выполнение теста, конт­рольной работы, проверочных заданий по теме в устной или письменной форме. Ор­ганизация рефлексии познавательной де­ятельности (самоконтроль, самооценка)

Решение комплекса дидактических задач

Комбинированный урок



Формы промежуточной аттестации: контрольная работа, проверочная работа, тестовые задания в формате ОГЭ и ЕГЭ, защита проектов и рефератов, написание эссе по изученным сферам.

УМК для 6—9 классов включает в себя следующие учебники:

Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Ю.Ю. Петрунин, Л.Б. Логунова, М.В. Рыбакова и др.; под ред. В.А. Никонова. М.: ООО «Русское слово — учеб­ник», 2019 (ФП № 1.2.3.3.3.1).

Обществознание: учебник для 7 класса общеобразователь­ных организаций / Г.В. Пушкарева, Л.Г. Судас и др.; под ред. В.А. Никонова. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019 (ФП № 1.2.3.3.3.2).

Обществознание: учебник для 8 класса общеобразователь­ных организаций / И.В. Лексин, Н.Н. Черногор; под. ред. В.А. Никонова. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019 (ФП № 1.2.3.3.3.3).

Обществознание: учебник для 9 класса общеобразова­тельных организаций / М.В. Кудина, И.В. Чурзина; под ред. В.А. Никонова. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019 (ФП № 1.2.3.3.3.4).

Пособие для педагогов.

Программа и тематическое планирование курса «Обществозна-

ние. 6–9 классы» / авт.-сост. Т.В. Коваль. — М.: ООО «Русское сло-

во — учебник», 2019. — 88 с. — (ФГОС. Инновационная школа).


Ресурсы Интернета


https://russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»

https://rosuchebnik.ru/ - Корпорация «Росучебник»

https://lecta.rosuchebnik.ru/ - электронно-образовательная платформа «Лекта»

https://sdamgia.ru/ - сайт «Я сдам ЕГЭ».

http://обществознание-онлайн.рф/info/stock/ - сайт «Обществознание».

https://www.prosv.ru/ - издательство «Просвещение».


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса обществознания в 6-9 классах.

ФГОС среднего общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:

– личностным;

– метапредметным;

– предметным.

Наиболее существенным в процессе изучения обществозна­ния является создание условий для достижения личностных ре­зультатов, отражающих становление и развитие личности обу­чающегося в её самобытности, уникальности, неповторимости. Учитель решает эту задачу на каждом уроке, но формирование личностных структур не замыкается в границах одного урока. В таблице «Личностные результаты освоения курса «Общество­знание» комплексно представлены планируемые результаты, которые могут быть реализованы учителем в 6—9 классах приме­нительно и конкретными условиями образовательного процесса.

Личностные результаты освоения курса «Обществознание»

Раздел содержания

Планируемые личностные результаты образовательного процесса (соответствующий возрастным особенностям уровень формирования целостного мировоззрения, отражающий современное развитие социальных наук)

Человек.

Деятельность

человека

Идентификация учащимся себя как полноправного члена общества и субъекта деятельности.

Ответственное отношение к учению.

Уважительное отношение к труду.

Готовность к самообразованию.

Понимание необходимости уважительно и добро­желательно относиться к другому человеку, к его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность вести диалог с другими людьми. Сформированность (в соответствии с возрастом) ос­нов экологической культуры

Общество

Идентификация учащимся себя как полноправного члена общества и субъекта деятельности.

Российская гражданская идентичность, ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа.

Усвоение гуманистических, демократических и тра­диционных ценностей многонационального россий­ского общества.

Осознанное, уважительное и доброжелательное от­ношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Понимание необходимости уважительно и добро­желательно относиться к другому человеку, его мне­нию, мировоззрению, культуре, языку, вере, граж­данской позиции.

Готовность участвовать в деятельности коллекти­ва, продуктивно взаимодействующего с социальной средой.

Понимание ценности созидательного отношения к окружающей действительности, продуктивной ор­ганизации совместной деятельности.

Соответствующая возрастным особенностям само­реализация в группе и организации, реализация собственного лидерского потенциала.

Осознание значения семьи в жизни человека и об­щества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Социальные нормы

Соответствующие возрастным особенностям нрав­ственные чувства и нравственное поведение.

Знание основных норм морали, нравственных, ду­ховных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.

Соответствующая возрасту способность осознан­но и ответственно оценивать собственные поступки с позиций морали.

Готовность к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреби­тельстве.

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сооб­ществах, в которые входит ученик.

Соответствующее возрастным особенностям осозна­ние ценности здорового и безопасного образа жизни. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личност­ного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответ­ственного отношения к собственным поступкам

Сфера духовной жизни общества

Усвоение гуманистических и традиционных ценнос­тей многонационального российского общества, со­ответствующее возрастным особенностям.

Знание основных норм морали, нравственных, ду­ховных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.

Осознанное, уважительное и доброжелательное от­ношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Соответствующие возрастным особенностям нрав­ственные чувства и нравственное поведение, стрем­ление к нравственному самосовершенствованию. Веротерпимость, уважительное отношение к религи­озным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. Понимание значения нравственности, веры и рели­гии в жизни человека, семьи и общества.

Соответствующая возрастным особенностям сформированность основ художественной культуры как части общей духовной культуры личности, ориентация в художественном и нравственном пространстве культуры, потребность в общении с художественны­ми произведениями.

Уважение к истории культуры своего Отечества

Социальная сфера жизни общества

Осознание собственной этнической принадлежнос­ти, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

Идентификация себя как полноправного члена об­щества и субъекта деятельности и социальных пре­образований.

Веротерпимость, уважительное отношение к религи­озным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. Понимание необходимости уважительно и добро­желательно относиться к другому человеку, его мне­нию, мировоззрению, культуре, языку, вере. Готовность вести диалог с другими людьми.

Освоенность в соответствии с возрастом социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Готовность участвовать в деятельности коллекти­ва, продуктивно взаимодействующего с социальной средой.

Понимание ценности созидательного отношения к окружающей действительности, продуктивной ор­ганизации совместной деятельности.

Самореализация в группе и организации, реализа­ция собственного лидерского потенциала.

Осознание значения семьи в жизни человека и об­щества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Политиче­ская сфера жизни обще­ства

Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответ­ственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, понимание значимости использования русского языка и язы­ков народов России, осознание и ощущение лич­ностной сопричастности судьбе российского на­рода).

Соответствующее возрастным особенностям усвое­ние демократических ценностей.

Понимание необходимости уважительно и доброже­лательно относиться к другому человеку, его граж­данской позиции.

Представление о роли российских традиционных ценностей в становлении гражданского общества и российской государственности.

Гражданин и государство

Российская гражданская идентичность (патрио­тизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоя­щему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентифи­кация себя в качестве гражданина России, ощуще­ние личностной сопричастности судьбе российско­го народа).

Формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, до­ступных учащимся.

Соответствующая возрастным особенностям включённость в непосредственное гражданское участие.

Идентификация учащимся себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетент­ностей в сфере организаторской деятельности. Усвоение ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, рефлексии изме­нений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского по­тенциала.

Основы российского законода­тельства

Освоенность в соответствии с возрастом правовых норм, ролей и форм социальной жизни в государ­стве.

Участие в школьном самоуправлении и обществен­ной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социаль­ных и экономических особенностей.

Готовность участвовать в жизнедеятельности под­росткового общественного объединения, продуктив­но взаимодействующего с социальной средой и со­циальными институтами.

Способность в соответствии с возрастом осознан­но и ответственно оценивать собственные поступки с позиций права

Экономика

Идентификация учащимся себя в качестве субъекта социальных преобразований.

Сформированность ценностей созидательного отно­шения к окружающей действительности, социально­го творчества, продуктивной организации совмест­ной деятельности.

Формирование компетенций анализа, проектиро­вания, организации деятельности, рефлексии изме­нений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского по­тенциала.

Уважительное отношение к труду.

Готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траекто­рии образования на базе ориентировки в мире про­фессий и профессиональных предпочтений.

Сформированность ценности здорового и безопас­ного образа жизни.

Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения


Метапредметные результаты изучения обществознания в 6— 9 классах включают освоение учащимися умений, направленных на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контроль­ных и оценочных действий, инициативу в организации учебно­го сотрудничества; формирование у обучающихся научного типа мышления; ориентацию учащихся на общекультурные образцы и нормы взаимодействия с окружающим миром; освоение уни­версальных учебных действий как основы активной учебно­-познавательной деятельности. Содержание курса с учётом воз­растных особенностей и возможностей учащихся позволяет фор­мировать:

  • метапредметные и межпредметные понятия (например, «система», «развитие», «классификация», «закономерность», «анализ», «личность», «общество», «государство», «экономи­ка», «равенство», «социальная справедливость» и пр.);

  • умения работы с социальной информацией (смысловое чте­ние, преобразование и интерпретация информации / текс­та на основе её анализа, систематизации и оценки);

  • умения представлять информацию в форме развёрнутого монологического высказывания (устного или письменно­го — мини-сочинение, исследование и пр.); в сжатой сло­весной форме (в виде простого или сложного плана), в на­глядно-символической форме (таблица, графическая схема, гистограмма и диаграмма);

  • опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Метапредметные результаты изучения обществознания реали­зуются в таких познавательных универсальных учебных действи­ях, как:

  • определение понятий (в описательной форме и через подве­дение видового понятия к родовому);

  • сравнение с выделением общих признаков и различий;

  • классификация по предложенным критериям и на основе самостоятельно выбранных оснований;

  • изложение полученной информации в контексте решаемой задачи;

• объяснение явления, процесса, связей и отношений с за­данной точки зрения;

• установление причинно-следственных связей с указанием причин и возможных последствий;

• логическое рассуждение (от общих закономерностей к част­ным явлениям и от частных явлений к общим закономер­ностям);

• формулирование вывода (на основе сопоставления разных точек зрения, с подтверждением его собственной аргумен­тацией);

• использование, преобразование и создание схем и таблиц для систематизации информации и решения познаватель­ных задач;

• перевод сложной по составу (многоаспектной) информа­ции из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;

• использование информационных ресурсов (текстовых и вне текстовых, включая интернет-ресурсы) для поиска и отбора информации (под руководством учителя, по его указанию или самостоятельного).


Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы по обществознанию, а также к ре­зультатам освоения учебного предмета «Обществознание», выно­симым на промежуточную и итоговую аттестацию, должны обес­печивать:

  1. освоение системы знаний о социальных свойствах челове­ка, особенностях его взаимодействия с другими людьми; о характерных чертах и признаках основных сфер жизни общества; о содержании и значении социальных норм, ре­гулирующих общественные отношения;

  2. сформированность умения раскрывать смысл ключевых по­нятий, базовых для школьного обществознания; сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  3. сформированность умения описывать основные социаль­ные объекты, явления, процессы с выделением их сущест­венных признаков, структурных элементов и основных функций;

  4. сформированность умения приводить примеры (в том чис­ле моделировать ситуации) социальных объектов, явле­ний, процессов определённого типа, их структурных эле­ментов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых раз­личными видами социальных норм; деятельности людей в разных сферах;

  5. сформированность умения классифицировать социальные объекты, явления, процессы, их существенные признаки, элементы и основные функции по разным основаниям;

  6. сформированность умения сравнивать социальные объек­ты, явления, процессы, их элементы и основные функции; выявлять их общие черты и различия;

  7. сформированность умения устанавливать взаимосвязи изу­ченных социальных объектов, явлений, процессов, их эле­ментов и основных функций (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер обще­ственной жизни, гражданина и государства);

  8. овладение приёмами поиска социальной информации по заданной теме в различных её адаптированных источниках (материалы СМИ, учебный текст, фото- и видеоизображе­ния, диаграммы, графики); умение составлять на их осно­ве план, таблицу, схему; соотносить содержание нескольких источников социальной информации;

  9. овладение приёмами перевода социальной информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу / диаграмму, из аудиовизуального ряда в текст / диаграмму), умение выбирать знаковые системы представления инфор­мации адекватно познавательной и коммуникативной ситу­ации;

  10. сформированность умения анализировать, обобщать, сис­тематизировать и конкретизировать социальную инфор­мацию из адаптированных источников (материалов СМИ, учебного текста, фото- и видеоизображений, диаграмм, гра­фиков), умения соотносить её с собственными знаниями; делать выводы;

  11. сформированность умения использовать ключевые понятия и теоретические положения базовых социально-гуманитар­ных наук для объяснения явлений социальной действитель­ности, личного социального опыта;

  12. сформированность умения определять и объяснять, аргу­ментировать с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания своё отно­шение к социальным явлениям, процессам;

  13. сформированность умения решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отра­жающие выполнение типичных для подростка социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни;

  14. приобретение опыта использования полученных знаний в практической (включая проектную) деятельности, а также в повседневной жизни для реализации и защиты прав чело­века и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  15. приобретение опыта самостоятельного составления про­стейших документов (заявление, доверенность, бюджет се­мьи, резюме);

  16. сформированность умения оценивать поведение лю­дей с точки зрения моральных, правовых и иных ви­дов социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости антиобщественного пове­дения;

  17. овладение приёмами взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежнос­ти на основе национальных ценностей современного рос­сийского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народа­ми, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России.

























Содержание программы

6 класс - 35 часов.

В 6 классе изучаются следующие разделы Примерной образо­вательной программы: «Человек. Деятельность человека», «Об­щество», «Социальные нормы». Учебный предмет «Общество­знание» в 6 классе отражает преемственность изучения проблем человека и общества в начальной школе (предмет «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики») и опи­рается на межпредметные связи с такими учебными предмета­ми, как «История» (всеобщая и история России), «Литература», «География» (физическая география). Содержание курса с учётом возрастных особенностей и возможностей шестиклассников.


Раздел 1. Человек. Деятельность человека (11 часов).

Природные (биологические) и общественные (социальные) свойства человека: общение, труд, совместная деятельность, мышление, язык. Биологические отличия человека от живот­ного: прямохождение; рука, способная к сложным действиям; большой и развитый мозг; членораздельная речь. Единство социальных и биологических свойств человека: человек — су­щество биосоциальное. Индивид, индивидуальность, лич­ность.

Основные возрастные периоды жизни человека. Возраст био­логический и социальный. Особенности подросткового возраста. Отрочество (подростковый возраст) — наиболее сложный пери­од жизненного пути человека. Отношения между поколениями. Связь поколений — основа сохранения и развития общества.

Раздел 2. Общество (11 часов)

Взаимосвязь общества и природы. Особенности общества. Общество и человек. Основные сферы общественной жизни: экономическая, духовная, социальная, политическая. Взаимо­действие сфер жизни общества.

Типы обществ. Традиционное (доиндустриальное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Раз­витие общества. Общественный прогресс. Критерии обществен­ного прогресса. Пути общественного прогресса — революция, реформа.

Мир как единое целое. Усиление взаимосвязей стран и наро­дов. Глобализация. Современные средства связи и коммуника­ции, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы совре­менности: экологические, энергетические, демографические. Экологический кризис и пути его разрешения. Опасность между­народного терроризма.

Современное российское общество, особенности его разви­тия. Россия — часть мирового сообщества.

Раздел 3. Социальные нормы (11 часов).

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в об­ществе. Виды социальных норм. Социальный контроль. Соци­альные санкции (формальные и неформальные, позитивные и негативные). Отклоняющееся поведение.

Социализация личности. Факторы социализации. Социаль­ная роль. Особенности социализации в подростковом возрасте.

Общественные ценности. Материальные и духовные ценнос­ти. Нравственные ценности. Патриотизм и гражданственность. Эстетические ценности. Роль ценностей в жизни общества и че­ловека.

Мораль, этика, нравственность. Зачем нужны моральные нор­мы. «Золотое правило» нравственности. Моральная оценка. Доб­ро и зло. Совесть. Моральная ответственность и нравственный выбор.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.

Итоговый урок (1 ч).

Резерв (1 ч)






7 класс - 35 часов.

В 7 классе изучаются разделы Примерной образовательной программы «Сфера духовной жизни общества», «Социальная сфера общества» и «Политическая сфера общества». Учебный предмет «Обществознание» в 7 классе отражает преемственность с курсом 6 класса и опирается на межпредметные связи с таки­ми учебными предметами, как «История» (всеобщая история и история России), «Литература», «Основы религиозных культур и светской этики», «География».

Содержание курса с учётом возрастных особенностей и воз­можностей семиклассников позволяет организовать работу над метапредметными и межпредметными понятиями (например, «закономерность», «анализ», «политика», «государство», «этни­ческие общности», «равенство», «социальная справедливость»); а также продолжить формирование:

  • метапредметных и межпредметных понятий (например, «система», «развитие», «классификация», «общество», «ценности», «культура», «нормы», «личность», «познание»);

  • умения работы с социальной информацией (смысловое чтение, преобразование и интерпретация информации на основе её анализа, систематизации и оценки);

  • умения представлять информацию в форме развёрнуто­го монологического высказывания; опыта проектной де­ятельности (на основе рубрики «Работаем над проектом»).


Раздел 1. Сфера духовной жизни общества (11 часов).

Духовная и практическая деятельность. Духовные потреб­ности. Формирование духовных ценностей. Структура духовной сферы. Культура, её многообразие и основные формы.

Наука в жизни современного общества. Научное знание. Точные науки, науки о природе и обществе. Фундаментальные и прикладные науки. Наука и мораль. Нравственная ответствен­ность учёных. Становление современной науки и научно-техни­ческий прогресс. Развитие науки в России.

Образование, его значимость в условиях информационного общества. Образование и его функции в современном обществе. Непрерывное образование. Самообразование. Система образова­ния в Российской Федерации. Уровни общего образования. Про­фессиональное образование. Дополнительное образование. Госу­дарственная итоговая аттестация (выпускные экзамены).

Искусство и духовный мир человека. Виды (формы) искусст­ва. Народная, массовая и элитарная культура. Влияние искусства на развитие личности.

Религия как форма культуры. Основные виды религий. Миро­вые религии. Влияние религии на искусство и науку. Роль рели­гии в жизни общества. Государство и религия. Свобода совести.


Раздел 2. Социальная сфера общества (11 часов).

Социальное устройство общества. Социальные общности и группы. Этнические, демографические, профессиональные, классовые общности. Социальное неравенство. Социальная стратификация и её исторические типы. Социальная идентич­ность. Роль социальной сферы в жизни общества.

Положение человека в обществе. Социальный статус личнос­ти. Предписанные и достигаемые статусы. Социальные роли. Ос­новные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность и её виды.

Социальные конфликты. Природа социального конфликта. Способы разрешения социальных конфликтов.

Семья и семейные отношения. Виды семей. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи. Основы семейного благополучия.

Этнос. Этническое самосознание. Нации. Национальная при­надлежность. Межнациональные отношения. Россия — мно­гонациональное государство. Национальный состав населения России. Российская государственная национальная политика.

Социальная политика Российского государства. Российская Федерация — социальное государство. Политика в области дохо­дов и занятости. Социальная защита граждан. Развитие социаль­ных отраслей.




Раздел 3. Политическая сфера жизни общества (11 часов).

Что такое политика. Политика и власть. Роль политики в жиз­ни общества.

Государство, его существенные признаки. Функции государ­ства. Государственная политика. Межгосударственные отно­шения. Принципы межгосударственных отношений. Межгосу­дарственное сотрудничество. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Какими бывают государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устрой­ства. Политический режим. Демократия, её основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.

Местное самоуправление. Какие вопросы решает местное са­моуправление. Как осуществляется местное самоуправление.

Политические партии. Зачем нужны политические партии. Общественно-политические движения. Политический экстре­мизм и его опасность. Гражданское общество. Правовое госу­дарство и его признаки. Участие граждан в политической жизни.

Итоговый урок (1час).

Резерв (1 часов).



8 класс - 35 часов.

В 8 классе изучаются компоненты Примерной образовательной программы «Гражданин и государство» и «Основы российского законодательства», которым соответствуют разделы курса «Госу­дарство и личность», «Основы российского права» и «Правовое положение несовершеннолетних». Учебный предмет «Общество­знание» в 8 классе отражает преемственность с курсами 6—7 клас­сов и опирается на межпредметные связи с таким учебным пред­метом, как «История» (всеобщая история и история России).



Раздел 1. Государство и личность (12 часов).

Наше государство — Российская Федерация. Конституция Российской Федерации. Конституционные основы государст­венного строя Российской Федерации. Конституционные харак­теристики Российского государства. Государственные символы России. Россия — суверенное государство.

Россия — федеративное государство. Федерация как форма государственно-территориального устройства. Субъекты Федера­ции (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа).

Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации, его структура. Полномочия Государственной Думы и Совета Феде­рации Федерального Собрания Российской Федерации. Прави­тельство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Вер­ховный Суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Правоохранительные органы России.



Раздел 2. Основы российского права (14 часов).

Система российского законодательства. Источники права и законодательство. Нормативный правовой акт. Нормативный договор. Уровни российского законодательства. Отрасли законо­дательства.

Правоотношение. Юридический факт. Структура правоотно­шения: субъекты правоотношения, содержание правоотноше­ния, объект правоотношения.

Правоспособность и дееспособность. Дееспособность несо­вершеннолетних. Эмансипация. Ограничение дееспособности. Деликтоспособность.

Гражданское право. Гражданские правоотношения. Граждан­ский кодекс Российской Федерации. Физическое лицо. Юриди­ческое лицо. Имущественные отношения, объекты имуществен­ных отношений. Личные неимущественные отношения. Сделка. Договор. Право собственности. Возникновение и прекращение права собственности. Защита права собственности и других гражданских прав. Права потребителей. Способы защиты прав потребителей.

Семейное право. Семейный кодекс Российской Федерации. Семья и брак. Семья под защитой государства. Права и обязан­ности супругов. Брачный договор. Права и обязанности родите­лей. Права и обязанности детей в семье.

Трудовые правоотношения. Трудовое право. Трудовой ко­декс Российской Федерации. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека.



Раздел 3. Правовое положение несовершеннолетних (7 часов).

Правовой статус несовершеннолетнего. Почему несовершен­нолетние наделены особым правовым статусом. Права ребёнка. Обязанности ребёнка. Защита прав ребёнка. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опе­ки и попечительства. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Особенности участия несовершеннолетних в трудовых право­отношениях. Права и обязанности несовершеннолетних работ­ников.

Особенности уголовной ответственности несовершенно­летних. Уголовные наказания, применяемые к несовершен­нолетним. Принудительные меры воспитательного харак­тера.

Правовое регулирование в сфере образования. Законодатель­ство об образовании. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Как связаны права и обязанности обучающихся.

Итоговый урок (1 час).

Резерв (1 час).

9 класс - 35 часов.

В 9 классе изучается такой компонент Примерной образователь­ной программы, как «Экономика», которому соответствуют разде­лы курса «Экономика и её основные элементы», «Экономическая система и экономическая деятельность», «Государство в современ­ной экономике» и «Особые виды экономической деятельности». Изучение обществознания в 9 классе формирует целостные пред­ставления и элементарные базовые научные знания об основных экономических категориях и реалиях современной экономики.

Учебный предмет «Обществознание» в 9 классе отражает пре­емственность с курсом 6—8 классов и завершает изучение обще­ствознания в основной школе, поэтому требования к результатам изучения обществознания в 9 классе в полном объёме соответ­ствуют требованиям ФГОС основного общего образования. Изу­чение курса опирается на межпредметные связи с такими учебны­ми предметами, как «История» (всеобщая и история России), «Ли­тература», «География» (физическая, экономическая география).



Раздел 1. Экономика и её основные элементы (11 часов).

Понятие экономики. Что изучает экономическая наука. Основ­ное противоречие экономического развития. Материальные и не­материальные блага. Виды потребностей. Товары и услуги. Ресур­сы, ограниченность ресурсов. Роль экономики в жизни общества.

Производство — основа экономики. Характерные черты сов­ременного производства. Воспроизводственный процесс. Рас­пределение. Обмен. Потребление. Новые технологии и новые возможности современного производства. Нанотехнологии, ре­сурсосберегающие технологии.

Факторы производства. Производительность труда. Факторы повышения производительности труда.

Разделение труда. Разделение труда по функциональному и тех­нологическому признаку. Профессиональное разделение труда. Профессия и специальность. Специализация и кооперация труда.

Собственность. Юридическое и экономическое содержа­ние собственности. Субъекты и объекты собственности. Формы собственности. Интеллектуальная собственность.

Предприятие. Малые, средние и крупные предприятия. Сов­ременные формы предприятий.

Деньги. Функции денег. Наличные и безналичные деньги. Де­нежное обращение. Инфляция и её последствия.

Раздел 2. Экономическая система и экономическая деятельность (9 часов).

Экономическая система. Типы экономических систем. Нату­ральное хозяйство и товарное производство. Традиционные эко­номические системы. Централизованная экономика. Рыночная и смешанная экономика. Конкуренция.

Рынок и рыночный механизм. Спрос, предложение, равно­весная рыночная цена. Экономический цикл. Саморегулирова­ние рыночного механизма. Субъекты экономических отношений (домашние хозяйства, хозяйствующие субъекты, государство). Виды рынков. Рынок потребительских товаров и услуг. Рынок ресурсов. Финансовый рынок.

Предпринимательская деятельность. Функции предпринима­тельства. Коммерческое и некоммерческое предприниматель­ство. Издержки, выручка, прибыль. Постоянные и переменные издержки. Экономическая прибыль. Торговля. Функции совре­менной торговли. Виды торговли. Реклама. Маркетинг.

За­работная плата. Реальная и номинальная заработная плата. Мини­мальный размер оплаты труда (МРОТ). Стимулирование труда.



Раздел 3. Государство в современной экономике (7 часа).

Рыночное регулирование экономики: возможности и грани­цы. Роль государства в экономике. Экономические цели и фун­кции государства. Социальная политика государства в рыночной экономике. Социальная защита населения.

Государственный бюджет. Функции государственного бюдже­та. Дефицит и профицит государственного бюджета. Внутренние и внешние источники государственного бюджета. Государствен­ный долг. Налоги. Функции налогов. Налоговая система Россий­ской Федерации. Классификация налогов. Роль налогов в совре­менном мире. Общественные блага. Налогообложение граждан. Уплата налогов — конституционная обязанность гражданина.

Раздел 4. Особые виды экономической деятельности (7 часов).

Банк. Банковская система Российской Федерации. Централь­ный банк Российской Федерации и его функции. Коммерческие банки. Небанковские кредитные организации. Банковская де­ятельность. Активные и пассивные банковские операции. Бан­ковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платёжная карта, денежный перевод, обмен валюты. Формы дис­танционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Защита от финансовых махинаций.

Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущест­ва, ответственности, предпринимательских рисков. Пенсионное обеспечение. Страховое свидетельство обязательного пенсион­ного страхования (СНИЛС).

Экономика семьи. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Сбережения. Активы и пассивы. Лич­ный финансовый план.

Итоговый урок (1 час).


















Тематическое планирование учебного курса


Название раздела

Название темы

Количество часов

6 класс

Раздел 1. Человек. Деятельность человека

(11 ч).

Загадка человека. §1

1ч.



Возрасты нашей жизни. §2

1ч.

Особенности под­росткового возра­ста. §3

1ч.


Потребности и спо­собности человека. §4

1ч.

Люди с ограничен­ными возможнос­тями и особыми потребностями. §5

1ч.


Деятельность чело­века. §6

1ч.


Как человек поз­наёт мир и самого себя. §7

1ч.


Человек и его бли­жайшее окружение.§8

1ч.


Межличностные конфликты. §9

1ч.


Здоровье и здоро­вый образ жизни. §10

1ч.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек. Деятельность человека»

1ч.

Раздел 2. Общество

(11 ч).



Что такое обще­ство. §11

1ч.


Сферы жизни общества. §12

2ч.


Основные типы обществ. §13

2ч.


Общественный прогресс. §14

1ч.


Мир как единое целое. §15

1ч.


Глобальные пробле­мы современности. §16-17

2ч.


Современное рос­сийское общество. §18

1ч.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Общество»

1ч.



Раздел 3. Социальные нормы (11ч)

Что такое социаль­ные нормы. § 19-20

2ч.


Социализация лич­ности. §21

1ч.


Социальные цен­ности. §22

1ч.


Мораль. §23

1ч.


Моральная ответ­ственность и нрав­ственный выбор.§24

1ч.


Право и мораль: об­щее и различия. §25

2ч.


Роль права в жизни человека, общества и государства. §26

2ч.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Социальные нормы»

1ч.


Итоговый урок

1 ч.


Резерв

1 ч.


Итого:

34ч. + 1ч.


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!