СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.10 Экология

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология»  предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы СПО (ООП СПО) на базе основного общего образования при программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

 

  • 23.01.10. Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
  • 23.01.09. Машинист локомотива
  • 19.01.04. Пекарь

 

 и  при  подготовке специалистов среднего звена:

 

  • 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
  • 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.10 Экология»

15



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕРЕЩАГИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»


ОДОБРЕНО

на заседании предметно-цикловой комиссии ______________________________________

Протокол №__, дата «___»________201_ г.

Председатель комиссии ________/________


УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по учебной работе

______________________________ Л.П.Морозова


«___»_________________2016г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


БД.10 Экология


основной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

















Верещагино


2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015г. Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015г.).

подготовки квалифицированных рабочих, служащих:


  • 23.01.10. Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

  • 23.01.09. Машинист локомотива

  • 19.01.04. Пекарь


  • 19.01.04. Пекарь

  • 12680 Каменщик

  • 16600 Печник

  • 13450 Моляр строительный

  • 19727 Штукатур


программы подготовки специалистов среднего звена:


  • 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

  • 19.02.10 Технология продукции общественного питания



Организация-разработчик:


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Верещагинский многопрофильный техникум»



Составитель:

Романова Елена Ивановна, преподаватель химии ГБПОУ «ВМТ»






Рецензенты:

Внутренний


Внешний




______________________________________________________________________________________________

Ф.И.О., должность, квалификационная категория

____________________________________________________________________________________

Ф.И.О., место работы, должность, квалификационная категория(учёная степень, звание)


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Биология»

23

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

25



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД.10 Экология


1.1. Область применения рабочей программы


Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям и специальностям СПО.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы СПО (ООП СПО) на базе основного общего образования при программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:


  • 23.01.10. Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

  • 23.01.09. Машинист локомотива

  • 19.01.04. Пекарь


и при подготовке специалистов среднего звена:


  • 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

  • 19.02.10 Технология продукции общественного питания


Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре , содержанию и результатам осовения учебной дисциплины «Экология», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах осовения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования в пределах освоения образовательных  программ  среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки  рабочих  кадров и ДПО Минобрнауки  России  от  17.03.2015  №  06-259):


Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими профессиональными образовательными  организациями,  реализую-щими  образовательную  программу  среднего  общего образования в пределах

освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:


Учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.


    • профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается


  • общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).


учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Экология» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.


Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).



1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:

  • получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;


  • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;


  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;


  • воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

1.4. Результаты освоения учебной дисциплины «Экология»

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:


Л1-

устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;


Л2-

готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;


Л3-

объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;


Л4

умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;


Л5

готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;


Л6

умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;


Л7

умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;



  • метапредметных:


М1-

овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;


М2-

применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;


М3

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;


М4

умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;



  • предметных:


П1-

сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;


П2-

сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;


П3-

владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;


П4-

владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;


П5-

сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;


П6-

сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.



  Результаты освоения учебной дисциплины в соответствии с целью основной образовательной программы определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности (таблица)



Код компетенции

Компетенции

Результат освоения

Общие компетенции

ОК 2.



Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


Л2 - готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

Л3 - объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;



Л5 - готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;


Л6 - умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;


Л7 - умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;


М1 - овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;


М2 - применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;


М3 - умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;


П1 - сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;


П2 - сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;


П3 - владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;


П4 - владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;


П5 - сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;




ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


Л1 - устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;



Л4 - умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;


Л5 - готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;


Л6 - умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;


Л7 - умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;


М1 - овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;


М2 - применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;



М4 - умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;


П2 - сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;


П3 - владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;


П4 - владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;


П5 - сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;


П6 - сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.


ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.


Л1 - устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;


Л3 - объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;



Л5 - готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;


Л6 - умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;


Л7 - умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;


М1 - овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;


М2 - применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;



М4 - умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;


П3 - владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;



П5 - сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;


П6 - сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.


ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.


Л1 - устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;


Л3 - объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;


Л4 - умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;


Л5 - готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;


Л6 - умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;


Л7 - умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;


М1 - овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;


М2 - применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;


М3 - умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;


М4 - умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

П1 - сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;


П2 - сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;


П3 - владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;


П4 - владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;


П5 - сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;


П6 - сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.


ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


Л1 - устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;


Л2 - готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

Л3 - объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;


Л4 - умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;


Л5 - готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;


Л6 - умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;


Л7 - умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;


М1 - овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;


М2 - применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;


М3 - умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;


М4 - умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

П1 - сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;


П2 - сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;


П3 - владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;


П4 - владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;


П5 - сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;


П6 - сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.


.

1.5. Элемент матрицы соответствия компетенций учебной дисциплине

для ППКРС:

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ОК 7

ОК 8


+

+

+


+


+



для ППССЗ:

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ОК 7

ОК 8


+

+

+


+


+


1.6. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:



по профессиям

СПО

(ППССЗ)и(ППКРС)

по специальностям СПО

(ППКРС)

Максимальной учебной нагрузки обучающегося

54 часа

108 часов

в том числе:



- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося

36 часов

72часа

- самостоятельной работы обучающегося

18часов

36 часов


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

ППКРС

И ППССЗ

ППКРС


Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

72

в том числе:



лекционные занятия

25

37

семинарские занятия

*

*

лабораторные работы



практические занятия

8

32

контрольные работы

3

3

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

*


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

36

в том числе:



самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)



реферат

решение задач

доклад

сообщение

составление кроссворда.

4

4

4

3

3


7

7

7

7

8

Итоговая аттестация в форме ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология по профессиям СПО (ППКРС)»

Наименование

разделов и тем

урока

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Теор.,

к.р.

П.р., л.р.

С.р.

1

2

3

4

5

6

7


Тема 1. Введение


1

Содержание:




1





1

Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.


Самостоятельная работа обучающихся:

Тема: Объект изучения экологии

Работа предоставляется в виде:

сообщений – 1

1



Тема 2.

Экология как научная дисциплина



2


3




4-5

Содержание:




4








1

Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.


Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. При-

родные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».


Прикладная экология . Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.



6-7

Практическая работа № 1:

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы.

Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

Практическое занятие

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.




2



2

Самостоятельная работа обучающихся:

Тема: Экология как научная дисциплина

Работа предоставляется в виде:

рефератов - 1

решения задач – 1

докладов – 1

сообщений – 1

6

2




Тема 3.

Среда обитания человека и экологическая безопасность


Содержание:





8-9






10-11






12-13








14-15

Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.


Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.


Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.


Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.


Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.


Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.


Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.




8






1


16-17

Практическая работа № 2:

Демонстрация

Схема агроэкосистемы.

Практическое занятие

Описание жилища человека как искусственной экосистемы.




2



2

18

Контрольная работа №1:

по теме «Среда обитания человека и экологическая безопасность»

1



2

Самостоятельная работа обучающихся

Тема: Среда обитания человека и экологическая безопасность.

Работа предоставляется в виде:

рефератов - 1

решения задач – 1

докладов – 1

сообщений – 1

составление кроссвордов -1

6

2

Тема 4.

Концепция устойчивого развития


Содержание:


6





1

19-20





21-22




23-24

Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие ». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».


«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние.


Экологические след и индекс человеческого развития.


25-26

Практическая работа № 3:

Демонстрации

Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.

Индекс «живой планеты». Экологический след.

Практическое занятие

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.




2



2

27

Контрольные работы №2

по теме «Концепция устойчивого развития»

1



2

Самостоятельная работа обучающихся:

Тема: Концепция устойчивого развития.

Работа предоставляется в виде:

рефератов - 1

решения задач – 1

докладов – 1

сообщений – 1

составление кроссвордов -1

2

2


Тема 5.

Охрана природы



28-29








30- 31

Содержание:



4






1

Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.

Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем.


Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и

водных биоценозов).


32-33

Практическая работа № 4:

Демонстрации – ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозах. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Особо охраняемые природные территории России.


Практическое занятие

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.



2





2

34

Контрольная работа № 3 по теме «Охрана природы»

1



2

Самостоятельная работа обучающихся:

Тема: «Охрана природы»

Работа предоставляется в виде:

рефератов - 1

решения задач – 1

сообщений – 1

составление кроссвордов -1

3

2

Тема 6.

Повторение и обобщение знаний

35

Содержание:

1



2

Повторение и обобщение знаний по курсу «Экология»

36

Дифференцированный зачёт

1



2

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)





Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)






Всего:

28

8

18




Всего:

54




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:


1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология по специальностям СПО (ППССЗ)»

Наименование

разделов и тем

урока

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Теор.,

к.р.

П.р., л.р.

С.р.

1

2

3

4

5

6

7


Тема 1. Введение



1-2

Содержание:




2





1

Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.


Самостоятельная работа обучающихся:

Тема: Объект изучения экологии

Работа предоставляется в виде:

сообщений – 1

составление кроссвордов -1

2



Тема 2.

Экология как научная дисциплина



3-4



5-6



7-8

Содержание:




6








1

Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.


Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. При-

родные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».


Прикладная экология . Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.





9-10



11-16

Практическая работа № 1:

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы.

Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

Практическое занятие

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности окружающей среды




8



2

Самостоятельная работа обучающихся:

Тема: Экология как научная дисциплина

Работа предоставляется в виде:

рефератов - 2

решения задач – 2

докладов – 2

сообщений – 2

составление кроссвордов -2

12

2




Тема 3.

Среда обитания человека и экологическая безопасность


Содержание:






17-18


19-20



21-22



23-24




25-26



27




28

Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.


Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.


Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.


Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.


Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.


Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.


Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.



12






1


29-30



31-36

Практическая работа № 2:

Демонстрация

Схема агроэкосистемы.

Практическое занятие

Описание жилища человека как искусственной экосистемы.




8



2

37

Контрольная работа №1:

по теме «Среда обитания человека и экологическая безопасность»

1



2

Самостоятельная работа обучающихся

Тема: Среда обитания человека и экологическая безопасность.

Работа предоставляется в виде:

рефератов - 2

решения задач – 2

докладов – 2

сообщений – 2

составление кроссвордов -2

12

2

Тема 4.

Концепция устойчивого развития


Содержание:


8





1

38-40





41-45

Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие ». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».


«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития.


46-47




48-54

Практическая работа № 3:

Демонстрации

Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.

Индекс «живой планеты». Экологический след.

Практическое занятие

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.




8



2

55

Контрольные работы №2

по теме «Концепция устойчивого развития»

1



2

Самостоятельная работа обучающихся:

Тема: Концепция устойчивого развития.

Работа предоставляется в виде:

рефератов - 2

решения задач – 2

докладов – 2

сообщений – 2

составление кроссвордов -2

4

2


Тема 5.

Охрана природы



56—57







58- 62

Содержание:



7






1

Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.

Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем.


Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и

водных биоценозов).




63-64



65-69

Практическая работа № 4:

Демонстрации – ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозах. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Особо охраняемые природные территории России.


Практическое занятие

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.



8





2

70

Контрольная работа № 3 по теме «Охрана природы»

1



2

Самостоятельная работа обучающихся:

Тема: «Охрана природы»

Работа предоставляется в виде:

рефератов - 1

решения задач – 1

докладов – 1

составление кроссвордов -1

6

2

Тема 6.

Повторение и обобщение знаний

71

Содержание:

1



2

Повторение и обобщение знаний по курсу «Экология»

72

Дифференцированный зачёт

1



2

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)





Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)






Всего:

40

32

36




Всего:

108



2.3. Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов


  • Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.


  • Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.


  • Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.


  • Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.

  • Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.

  • История и развитие концепции устойчивого развития.


  • Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.

  • Основные экологические приоритеты современного мира.


  • Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.

  • Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.

  • Популяция как экологическая единица.

  • Причины возникновения экологических проблем в городе.

  • Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.

  • Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).

  • Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.

  • Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.

  • Система контроля за экологической безопасностью в России.

  • Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.

  • Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.

  • Структура экологической системы.

  • Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.

  • Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.

  • Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.

  • 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Освоение программы учебной дисциплины «Экология» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в сеть Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.


Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемио­логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.


Оборудование учебного кабинета:

  • Настенные стенды постоянной экспозиции:

  • «Азы экологических знаний»,

  • «Создание агроценоза на примере агроэкосистемы пшеничного поля»,

  • «Экологическое сельское хозяйство»,

  • микроскоп школьный 2П-3М,

  • набор препаратов по общей гистологии,

  • магнитная модель «Синтез белка».


Технические средства обучения:

  • CD ROM диски «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»

  • «Общая биология» 10-11 классы.


3.2. Информационное обеспечение обучения

СПИСОК

ЛИТЕРАТУРЫ, УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

по учебной дисциплине Экология


Для студентов


  • Валова В.Д. Экология. — М., 2012.


  • Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014.


  • Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.

  • Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

  • Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.


  • Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.


  • Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.


  • Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10— 11 классы. — М., 2014.

  • Экология Москвы и устойчивое развитие / под ред. Г.А.Ягодина. — М., 2011.


Для преподавателей



  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».


  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».


  • Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании».


  • Аргунова М.В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011.

  • Аргунова М.В., Колесова Е.В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011.


  • Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. — М., 2012.


Интернет-ресурсы


  • www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).

  • www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).


  • www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России)


4.Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.


Результаты обучения

(личностные, метапредметные, предметные результаты)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать результаты освоения учебной дисциплины:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Л1 - устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;


Л2 - готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

Л3 - объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;


Л4 - умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;


Л5 - готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;


Л6 - умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;


Л7 - умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;


Наблюдение в ходе выполнения работ




МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

М1 - овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;


М2 - применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;


М3 - умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;


М4 - умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач.


текущий контроль :

контрольная работа, тестирование открытого и закрытого типов, устный индивидуальный опрос, фронтальный.

Проведение практических работ.

Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет

Индивидуальный проект


ПРЕДМЕТНЫЕ:

П1 - сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;


П2 - сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;


П3 - владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;


П4 - владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;


П5 - сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;


П6 - сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.


пятибалльная система оценки знаний


текущий контроль :

контрольная работа, тестирование открытого и закрытого типов, устный индивидуальный опрос, фронтальный.

Проведение практических работ.

Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет

Индивидуальный проект


(Приложение № 1,2,3)


 4.2.НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ЭКОЛОГИИ

При текущей аттестации устанавливается бальная (5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно») система оценок.


4.1. Оценивание результатов обучения по ЭКОЛОГИИ

4.1.1 Оценивание устных ответов учащихся (учитывается полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, языковое оформление ответа).



Оценка

Требования по основным критериям

Полнота и правильность ответа

Степень осознанности, понимания

Языковое оформление ответа


«5»

Ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение химических понятий.

Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные.

Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм.


«4»

Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.


«3»

Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил.

Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.

Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в оформлении излагаемого.



«2»

Если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.


Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка «5»:

  полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;

  чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы    научные термины;

  для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

  ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

  раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятия и использованы научные термины, ответ самостоятельный, но определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, не­большие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений, опытов.

Оценка «3»:

  основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно;  не всегда последовательно, определение понятии недостаточно чёткие;

  не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;

  допущены ошибки и неточности в использовании научной тер­минологии, определении понятии.

Оценка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использо­вании терминологии.


Оценка практических умений обучающихся.

Оценка умений ставить опыты


Оценка «5»:

   правильно определена цель опыта;

  самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудо­вания и объектов, а также работа по закладке опыта;

  научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулирова­ны выводы из опыта.

Оценка «4»:

 правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов;

 при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

  в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные.

Оценка «3»:

  правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

  допущены неточности и ошибка в закладке опыта, описании наблюдения, формировании выводов.

Оценка «2»:

  не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;

  допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.


 

Оценка умений проводить наблюдения

Учитель должен учитывать:


  правильность проведения;

  умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдения и в выводах.


Оценка «5»:

   правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.

Оценка «4»:

   правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;

  допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «3»:

  допущены неточности, 1-2 ошибки в проведе­нии наблюдения по заданию учителя;

  при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдения и выводов.

Оценка «2»:

 допущены ошибки (3-4) в проведении наблюде­ния по заданию учителя;

 неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.


Приложение 1

КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

через умения и знания

Уметь:

У1 объяснить основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты с позиций фундаментальных физических взаимодействий;

У2 указать, какие законы описывают данное явление или эффект;

У3 работать с приборами и оборудованием современной экологической лаборатории;


Практическая работа № 1:

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы.

Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

Практическое занятие

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.

Практическая работа № 2:

Демонстрация

Схема агроэкосистемы.

Практическое занятие

Описание жилища человека как искусственной экосистемы.


Знать:

З1 основные физические явления и основные законы экологии; границы их применимости, применение законов в важнейших практических приложениях;


Самостоятельная работа

  • составление таблиц для систематизации учебного материала;

  • подготовка рефератов, докладов;

  • составление формул

Индивидуальный проект


Уметь:

У1 объяснить основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты с позиций фундаментальных физических взаимодействий;

У3 использовать различные методики физических измерений и обработки экспериментальных данных;

У5 использовать современные методы экологических исследований, а также применять данные методы к решению конкретных естественнонаучных и агроэкологических проблем;

Практическая работа № 3:

Демонстрации

Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.

Индекс «живой планеты». Экологический след.

Практическое занятие

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.


Знать:

З2 основные закономерности функционирования биосферы и природных экосистем;

Самостоятельная работа

  • поиск в Интернете и оформление заданной темы

  • подготовка рефератов, докладов;

  • составление таблиц для систематизации учебного материала.

Индивидуальный проект


Уметь:

У1 объяснить основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты с позиций фундаментальных физических взаимодействий;


У6 выбирать рациональные способы снижения ресурсо-,материало- и энергоемкости сельскохозяйственного производства;

У7 применять основные природоохранные акты и важнейшие нормативные документы.

Практическая работа № 4:

Демонстрации – ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозах. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Особо охраняемые природные территории России.


Практическое занятие

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.


Знать:

З3 особенности функционирования агроэкосистем и экологические основы рационального использования природно-ресурсного потенциала сельскохозяйственного производства;

Самостоятельная работа

  • поиск в Интернете и оформление заданной темы

  • подготовка рефератов, докладов;

  • составление таблиц для систематизации учебного материала.

Индивидуальный проект


Приложение 2

КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

через характеристику основных видов деятельности


Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Результаты освоения содержания (можно ставить сокращенно результаты: Л1,Л2 и т.д.)

личностные

метапредметные

предметные

Тема 2.

Экология как научная дисциплина

  • Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм.

  • Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере.

  • Знакомство с предметом изучения социальной экологии.

  • Умение выделять основные черты среды, окружающей человека.

  • Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду

Формируются

Формируются

П1 - сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;


П2 - сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;


П3 - владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;


П4 - владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;




Тема 3.

Среда обитания человека и экологическая безопасность

  • Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу.

  • Знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека среды.

  • Знакомство с характеристиками городской квартиры как основного экотопа современного человека.

  • Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища.

  • Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города.

  • Знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской местности.




П2 - сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;


П3 - владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;



П5 - сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;


П6 - сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Тема 4.

Концепция устойчивого развития

  • Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения.

  • Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие».

  • Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

  • Умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость.

  • Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде.



П1 - сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;


П2 - сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;


П3 - владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;


П4 - владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;



П6 - сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Тема 5.

Охрана природы

  • Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы.

  • Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу.

  • Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране.




П2 - сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;


П3 - владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;


П4 - владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;


П5 - сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;


П6 - сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Тема 6.

Повторение и обобщение знаний

  • Проведение самостоятельного поиска экологической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).

  • Использование компьютерных технологий для обработки и передачи экологической информации и ее представления в различных формах.

  • Установка зависимости между качественной и количественной сторонами экологических объектов и процессов.

  • Решение расчетных задач по темам «Экологии»






П3 - владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;


П4 - владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;


П5 - сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;


П6 - сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Приложение 3


ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Экология»


Код и наименование компетенций

Показатели

Коды

умений

Результаты

Коды

знаний

Предметные результаты

Содержание

(темы )

Вид деятельности

Личностные

Метапред

метные

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

подготовка рефератов, докладов;


У1,У2, У3,У6,У7,

Л2,Л3Л5,Л6,Л7

М1,М2,М3

З1,З2,З3

П1,П2,П3,П4, П5

Т1-Т6

Пр № 1,2,3,

У, П,


-участие в семинарах, научно-практических конференциях

-олимпиады, конкурсы;

-организация предметных недель.


У1,У2, У3,У6,У7,

Л2,Л3Л5,Л6,Л7

М1,М2,М3

З1,З2,З3

П1,П2,П3,П4, П5

Т1-Т6

Пр № 1,2,3,

У, П


ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

выполнение разнообразных видов практических работ

У1,У2,У3,У4,У5

Л1,Л4,Л5,Л6,Л7

М1,М2,М4

З1,З2,З3

П2,П3,П4,П5,П6

Т1-Т6

Пр № 1,2,3,

У, П


ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

выполнение интеллектуальных карт, творческих заданий


У4,У5,У6,У7

Л1,Л3,Л5,Л6,Л7

М1,М2,М4

З1,З2,З3

П3,П5,П6

Т1-Т6

Пр № 1,2,3,4,

У, П


написание рефератов, выполнение презентаций по предмету


У4,У5,У6,У7

Л1,Л3,Л5,Л6,Л7

М1,М2,М4

З1,З2,З3

П3,П5,П6

Т1-Т6

Пр № 1,2,3,4,

У, П,


ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.


выполнение разнообразных видов практических работ

У1,У2, У4,У5,У6,

Л1,Л2,Л3,Л4,Л5,Л6,Л7

М1,М2,М3,М4

З1,З2,З3

П1,П2,П3,П4,П5,П6

Т2-Т6

Пр № 1,2,3,4,

У, П


участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях по специальности

У1,У2, У4,У5,У6,

Л1,Л2,Л3,Л4,Л5,Л6,Л7

М1,М2,М3,М4

З1,З2,З3

П1,П2,П3,П4,П5,П6

Т2-Т6

Пр № 1,2,3,4,

У, П


ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


выполнение разнообразных видов практических работ

У4,У5,У6,У7

Л1,Л2,Л3,Л4,Л5,Л6,Л7

М1,М2,М3,М4

З1,З2,З3

П1,П2,П3,П4,П5,П6

Т2-Т6

Пр № 1,2,3,4,

У, П






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!