СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Одаренные дети"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Одаренные дети» разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе, имеющим.

         Цель: Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую  деятельность и развитие их математических способностей.

       Основные задачи:

  • Выявление и развитие у учащихся математических способностей
  • Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
  • Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
  • Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • Формирование навыков перевода различных задач на язык математики;
  • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • Создание банка данных одаренных детей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Одаренные дети"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»


Рассмотрено:

руководитель МО

«Одаренные дети»

____ /Гриненко Е.А./

ФИО

Протокол №1 от « 29» августа 2016г.

Согласовано:

заместитель директора

по УВР

_________ /И.А.Середина /

подпись ФИО

«29» августа 2016г.

Утверждаю:

директор

МКОУ«Богучарская СОШ №1»

___________ /Е.П.Богданова /

подпись ФИО

Приказ от «30» августа_2016г.

189








Рабочая программа

«Одаренные дети»









Класс: 6-11

Учитель: Новоселова Н.Н.










Богучар

2018

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………………….стр. 2

2. Ожидаемые результаты…………………………………………………………………..стр.4

2. Содержание программы…………………………………………………………………стр. 5

3. Тематическое планирование с указанием форм организации и основных видов учебной деятельности обучающихся………………………………………………………………...стр.6

4. Список литературы……………………………………………………………………стр. 11



































1. Пояснительная записка


Программа «Одаренные дети» разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе, имеющим.


Национальной образовательной стратегией – инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта и в тесной связи с ним предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Цель: Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую  деятельность и развитие их математических способностей.

Основные задачи:

  • Выявление и развитие у учащихся математических способностей

  • Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

  • Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;

  • Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

  • Формирование навыков перевода различных задач на язык математики;

  • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

  • Создание банка данных одаренных детей.

Нормативно-правовая база программы:

- Конституция Российской Федерации;

- Конвенция о правах ребенка;

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»; Закон РФ «Об образовании»;

- Национальная доктрина образования в РФ;

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

- Федеральная целевая программа «Дети России», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 03. 2007г. № 172;

- Подпрограмма «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» - утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 03. 2007г. № 172;

- Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 гг.

- Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д. и др. Рабочая концепция одарѐнности. М., 1998 год.

- Данилюк А.И., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.:Просвещение, 2009 год.


Концепция программы

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одарённые дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную, познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда;

  • одарённым и талантливым детям свойственно сильно развитое чувство справедливости;

  • остро воспринимают общественную несправедливость;

  • устанавливают высокие требования к себе и окружающим;

  • не могут чётко развести реальность и фантазию;

  • имеют хорошо развитое чувство юмора;

  • постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока недоступны. С точки зрения их развития такие попытки полезны.

  • Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учащихся.

  • Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

  • Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

  • Поддержание интереса, любознательности.

Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания занимательности, необычности, широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов.

Программа реализации концепции разделена на этапы:

1 этап - диагностико-прогностический

Цель: создание банка данных одаренных детей; карты результативности.

На этом этапе проверяется индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

2 этап - деятельностный

Цель: апробация системы работы с одаренными детьми.

На этом этапе проводится экспертиза обучаемых программ для детей повышенного уровня обучаемости. Внедряются методы проектирования, развивается научно- исследовательская деятельность ученика.

3 этап - констатирующий

Цель: переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования,

Успешная сдача экзаменов ГИА. Совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Методы работы:

  • анкетирование, опрос;

  • собеседование;

  • тестирование;

  • анализ научных источников;

  • творческие работы;

  • метод прогнозирования;

  • метод исследования проблемы.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;

  • групповые занятия с сильными учащимися;

  • кружковые занятия;

  • интеллектуальные конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в предметных олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • научно-исследовательские конференции.


Реализация программы проходит в 3 этапа

1 этап – учащиеся 5-6 классов. В этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей.

2 этап – учащиеся 7-8 классов. На этом этапе важным является продолжение  развития устойчивого интереса к математике с помощью кружковых занятий и факультативных занятий.  Дети впервые принимают участие в предметной олимпиаде муниципального уровня,  занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в проектах в социальных сетях.

3 этап – учащиеся 9- 11 классов. На этой ступени большую роль отводится  профильному обучению обучающиеся. На элективных и консультационных занятиях обучающиеся приобретают знания вне рамок школьной программы. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы.

Объединяющим фактором всех возрастных групп является:

научно-исследовательская работа по предмету, которая   побуждает учащихся интенсивно трудиться.  Обучающиеся должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ,  подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами. Исследовательскую деятельность как технологию организую на уроках (решение проблемных ситуаций и исследовательский практикум), во внеурочное время (домашние исследования, моделирование), в школе (при выполнении заданий в предметных дистанционных олимпиадах, при подготовке к конкурсам научно- исследовательских работ учащихся).


2. Ожидаемые результаты

1. Личностные

  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

  • Сформированность толерантности сознания.

  • Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.

2. Метапредметные

  • Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.

  • Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования.

3. Предметные

  • Овладение логическими операциями и основами комбинаторики;

  • Сформированность основ социально-критического мышления;

  • Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей;

  • Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков учащихся;

  • Участие и получение призовых мест в муниципальном туре математических олимпиад;

  • Участие и получение призовых мест в конкурсах, сетевых проектах регионального и федерального уровней.




2. Содержание программы


Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику.

Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Эффективен в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся. Любая учебная деятельность требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

Подпрограмма "Тренинг". Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

Подпрограмма "Исследовательская практика". Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

Подпрограмма "Мониторинг". Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).


Общая характеристика содержания подпрограмм

Подпрограмма "Тренинг".

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу "концентрических кругов". Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

Подпрограмма "Исследовательская практика".

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма "Мониторинг".

Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.


3. Тематическое планирование с указанием форм организации и основных видов учебной деятельности обучающихся


Тема

Формы организации

Виды деятельности


Беседы, показ презентаций по теме.

Теоретическая работа чередуется с практической.

Формы проведения занятий: беседы, практические занятия.

Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

  • Как и где человек проводит исследования в быту?

  • Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

  • Что такое научные исследования?

  • Где и как используют люди результаты научных исследований?

  • Что такое научное открытие?




Выполнение практических заданий на проверку и тренировку наблюдательности.






Проведение экспериментов с доступными объектами. (свет, бумага и др.).





Практические задания на продуцирование гипотез.




Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям.

Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Как правильно делать умозаключения - практические задания.






Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.




Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - "что сначала, что потом".

Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание - пиктограммы.


Практическая работа по структурированию текстов.







Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.





Практическое задание по экспериментированию с моделями параллелепипеда, куба






Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Практические задания "Как сделать сообщение". Практические задания на сравнения и метафоры.

Познавательная и исследовательская деятельность.

Раздел 1. Тренинг ( 11 часов)



Тема "Что такое исследование".

Знакомство с понятием "исследование". Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом "исследование".

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, зависимость диаметра окружности от длины окружности и т. п.).

Тема "Наблюдение и наблюдательность".

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения.


Тема "Что такое эксперимент".

Самый главный способ получения научной информации.

Тема "Учимся вырабатывать гипотезы".

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы.

Тема "Знакомство с логикой".

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит "классифицировать". Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод.


Тема "Как задавать вопросы".

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы.


Тема "Учимся выделять главное и второстепенное".

Знакомство с "матрицей по оценке идей".


Тема "Как делать схемы".

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п.

Тема "Как работать с книгой".

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги.


Тема "Что такое парадоксы".

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами.


Тема "Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях".

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее

из


известных и доступных экспериментах на моделях.


Тема "Как сделать сообщение о результатах исследования".

Чем исследование отличается от проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада.


Раздел 2. Исследовательская практика ( 15 часов)



Тема "Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований".

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.


Тема "Индивидуальная работа по "методике проведения самостоятельных исследований".

Методика проведения самостоятельных исследований подробно описана в методических рекомендациях.

Тема "Экспресс-исследование".



Тема "Семинар по итогам экскурсии".









Тема "Коллективная игра-исследование".

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций.

Тема "Коллекционирование".

Тема "Экспресс - исследование "Какие коллекции собирают люди".

Тема "Сообщения о своих коллекциях".

Теоретическая работа чередуется с практической.

Формы проведения занятий: беседы, практические занятия.

Каждый ребенок, получив "Папку исследователя", проводит собственные изыскания.





Класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.

Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.

Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.





Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

Познавательная, проектная деятельность


Раздел 3. Мониторинг (9 часов)

Тема "Мини-конференция по итогам экспресс - исследований".







Тема "Мини-конференция по итогам собственных исследований".











Тема "Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов классов".

.

Мини-конференция. Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Мини-конференция. Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: "коллекционирование" и "продолжи исследование". Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

Познавательная и проектная деятельность.




Мероприятия

Форма

Сроки проведен

Урочные и внеурочные мероприятия

Индивидуальные занятия

консультация

1 раз

в неделю

Участие в школьных предметных олимпиадах

олимпиада по математике

1 раз в год, октябрь

Участие в районных предметных олимпиадах

олимпиада по математике

1 раз в год,

ноябрь

Участие в общероссийских конкурсах и олимпиадах

Олимпиады из Перечня Министерства образования

в течение года

Участие в научно-практической конференции учащихся.

конференция школьников

1 раз в год, март

Участие в научно-практической конференции учащихся в ВГУ

конференция школьников

1 раз в год, март- апрель

Конкурсы школьного уровня


В течение года

Конкурсы муниципального, регионального и федеральных уровней.


В течение года



Список использованной литературы:

  1. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

  2. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 7-11 классах. – М.: ИЛЕКСА, 2009

  3. Нестеренко Ю., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999.

  4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. Москва «Просвещение», 1984.

  5. Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие». Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки

  6. Шевкин А.В. Текстовые задачи по математике: 5-6 – М.: ИЛЕКСА, 2011

  7. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Алгебра. Учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. – Челябинск: «Взгляд», 2004

  8. Школьные олимпиады. Международные математические олимпиады/ Сост. А.А. Фомин, Г.М. Кузнецова. – Дрофа, 1998


Интернет ресурсы

  1. Интернет-ресурс «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». – http://school-collection.edu.ru

  2. Интернет-ресурс «Открытый банк заданий по математике». – http://mathege.ru:8080/or/ege/Main .

  3. www. Edu - "Российское образование" Федеральный портал.

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!