СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа - ОДНКНР

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа - ОДНКНР»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Колыбельская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

Методическое объединение

МКОУ «Колыбельская СОШ»

_______/ _______________/

ФИО

Протокол №___

от «____» ____08___201_ г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «Колыбельская СОШ»


_______/Козинцева Л.В./

ФИО

«___» __________201_ г

«Утверждаю»

и.о директора МКОУ «Колыбельская СОШ»

_______/Козинцева Л.В./

ФИО

Приказ №104/1-0________

от «__20_»__08__2019 г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«ОСНОВЫ ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.

Основы религиозных культур народов России»

5 класс













Учителя: Чиликина Светлана Викторовна

Квалификационная категория: первая













2019 г.




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативная база преподавания предмета

Рабочая программа по «Основам духовно нравственной культуры народов России .Основы религиозных культур народов России»

5 класс составлена на основании следующих нормативных документов.

1. Закона « Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010).

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации: «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 года №1897

4. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

5. Учебного плана МКОУ «Колыбельская СОШ» на 2019 - 2020 учебный год, приказ № 88-О от 07.08.2019 г.

6.Рабочая программа по основам духовно – нравственной культуре народов России разработана на основе программы курса к учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», 5 класс, М. Русское слово, 2012 г.-32с. (ФГОС. Инновационная школа)



Целью программы по духовно-нравственному воспитанию является сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

Задачи:

1.Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

2.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3.Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

4.Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.

5.Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию.

6.Прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Обоснования выбора авторской программы для разработки рабочей программы:

Данная программа позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить духовно-нравственное здоровье детей.

Информация о внесённых изменениях программы

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования. Поэтому в программу не внесено изменений.



Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета в 5 классе отводится 17 часов; 0,5 часа в неделю.

Сводная таблица сравнения авторской и рабочей программы

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение в тему

2

Православие в Древней Руси

3

Древняя история ислама на территории России

4

Появление и развитие иудаизма в России

5

Тибетский буддизм

6

Проектная деятельность

Итого

17

17



  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения


  1. Личностные результаты:

Метапредметные результаты:


Предметные результаты:


• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание прошлого и настоящего многонационального народа России; знание культуры народов России и человечества;

• Осознание значения семьи в жизни человека и общества;

• Формирование нравственных чувств, нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;

• Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

• Формирование доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, вере,


культуре, языку, к истории, традициям, ценностям народов России и мира



• Умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей деятельности;

• Умение самостоятельно планировать и осознанно выбирать способы наиболее эффективного решения учебных и познавательных задач;

• Умение правильно оценивать собственные возможности решения задач;

• Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций. Учёта мнений, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• Владеть устной и письменной речью.



• Воспитание способности к духовному развитию, воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам. Взглядам людей;

• Знание основных норм морали, идеалов, хранимых в культурном наследии народов России; готовность к созхнательному ограничению в поступках;

• Формирование представлений о роли традиционных религий в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении общества и российской государственности;

• Понимание значения нравственности, религии. Веры в жизни человека и общества.





Планируемые результаты освоения учебного предмета в 5 классе

Развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Предметные результаты

– овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;

-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;

- умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации.

Метапредметные результаты

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;

- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление; - развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам. Личностные результаты

– становление внутренней установки личности учащихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;

- воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям, бережное отношение к своей родной культуре.

В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры и культур традиционных религий России, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.

Учащиеся 5 класса научатся:

- проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции - как основы культурной истории многонационального народа России;

- познакомятся с основными нормами светской и религиозной морали, научатся понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимать значения нравственности в жизни человека и общества;

- осознавать ценности человеческой жизни.

Учащиеся 5 класса получат возможность научиться:

- соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт; - делать осознанный нравственный выбор;

- связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы; - обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ОДНКНР»


1 раздел - Введение в тему. – 1ч.

Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.

2 раздел - Православие в Древней Руси. (6 ч.)

Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Илларион. Антоний и Феодосии Печерские. Киево-Печерская лавра. «Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах — православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал. Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Православие в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству. Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судите и не будете судимы». Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе ВеликойОтечественной войны. Патриотизм — обязательное качество православного христианина. Православие в современной России. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. Александро-Невский кафедральный собор – главный храм Старого Оскола. Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера — основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина. Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии — Всероссийский день семьи, любви и верности.

3 раздел - Древняя история ислама на территории России.(3ч.)

Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах — наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и др. ханствах. Мусульмане в России. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР. Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 г. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Мусульманские Ценности и идеалы. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранении межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе. Дом и семья в исламе. Семья — домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.

4 раздел - Появление и развитие иудаизма в России (3 ч.)

Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм СССР. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского Союза и Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста. Иудаизм в современной России. Возрождение иудаизма после 1991 г. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе. Иудаизм в культуре и Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие — основная черта иудея.

5 раздел - Тибетский буддизм. (3ч.)

Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама — духовный лидер буддистов Тибета. Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул — буддийский храм у калмыков. Хошеутовскийхурул — памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган — буддийский храм у бурят. Дацан — буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ — буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев — выдающийся лидер российских буддистов. Буддизм в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с Агваном. Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Буддизм в современной России. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему. Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиции коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц — важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса — сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве — основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам — праздничная мистерия.

6 раздел – Проектная деятельность (1ч.)

Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.









4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


п/п

Перечень разделов, тем

Кол-во часов на изучение каждого раздела

В том числе контрольных, практических, лабораторных работ

1

Введение в тему

1ч.


2

Православие в Древней Руси

6ч.


3

Древняя история ислама на территории России

3ч.


4

Появление и развитие иудаизма в России

3ч.



Тибетский буддизм

3ч.



Проектная деятельность

1ч.

1

Всего

17ч.









































Календарно – тематическое планирование

«Основы духовно нравственной культуры народов России.

Основы религиозных культур народов России».

5 класс (17ч.)

По программе – 17 ч.

По календарю – 14ч.

№ п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Дата проведения урока

План

Факт

1

Введение в курс

1ч.

09.09.


2

Православие в Древней Руси

1ч.

16.09

Объединение тем. См. лист корректировки


3

Православие в Московской Руси

1ч.


4

Православие при царях и императорах России

1ч.

23.09.


5

От Советской России до современности

1ч.

30.09


6

Православие в традициях русского народа

1ч.

07.10.

Объединение тем. См. лист корректировки


7

Дом и семья в православии

1ч.


8

История ислама в России

1ч.

14.10.


9

Ислам в современной России

1ч.

21.10.



Дом и семья в исламе

1ч.

11.11


11

Проявление и развитие иудаизма в России

1ч.

18.11.


12

Иудаизм в СССР и современной России

1ч.

25.11.

Объединение тем. См. лист корректировки


13

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

1ч.


14

Появление и развитие буддизма в России

1ч.

02.12.


15

Буддизм в СССР и современной России

1ч.

09.12.


16

Буддизм в культуре и традициях народов России

1ч.

16.12.


17

Проектная деятельность.

1ч.

23.12.




Итого: по рабочей программе – 17 ч, по годовому учебному календарному графику – 14 ч.

Причина корректировки: несоответствие часов, отведенных на изучение предмета по «Основы духовно нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России».

рабочей программе, годовому учебному календарному графику



Лист корректировки рабочей программы учителя Чиликиной Светланы Викторовна

В связи с тем, что количество часов, отведенных на изучение предмета по программе, не соответствует календарному учебному графику, в данном календарно-тематическом плане была произведена следующая корректировка с целью приведение к единым показателям выполнения содержательной и временной частей учебной программы:

в разделе «Православие в Древней Руси»:

содержание уроков № 2 и № 3, («Православие в Древней Руси » и «Православие в Московской Руси») будет изучено за 1 урок - 16.09.19г; содержание уроков № 6 и № 7, («Православие в традициях русского народа» и «Дом и семья в православии») будет изучено за 1 урок - 07.10.19г;

в разделе «Появление и развитие иудаизма в России»- содержание уроков № 12 и № 13, «Иудаизм в СССР и современной России» и «Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа» будет изучено за 1 урок - 25.11.19г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!