СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа.Окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа.Окружающий мир»













Рабочая программа

по учебному предмету

«Окружающий мир»

4 класс



















Содержание



Пояснительная записка

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

  2. Содержание учебного предмета, курса.

  3. Основные виды учебной деятельности.

  4. Формы организации учебных занятий.

  5. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

  6. Приложения:

  • Приложение №1: Практическая часть рабочей программы

  • Приложение №2: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

  • Приложение №3: Алгоритм работы с текстом

  • Приложение №4: Отчет по экскурсии

  • Приложение №5: Требования к проектной работе

  • Приложение №6: «Краеведение», интегрированный курс «ОБЖ»

  • Приложение №7: Планирование вопросов профориентационной направленности
















Пояснительная записка

Программа по окружающему миру для 4 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями (приказы МО РФ № 1241 от 26.11.2010г, №2357 от 22.09.2011г., №1060 от 18.12.2012г, №1643 от 29.12.2014г. №507 от 18.05.2015г., №1576 от 31.12.2015г.)

  • Фундаментального ядра содержания общего образования

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №2»

  • Примерной программы по учебному предмету «Окружающий мир» /авторской программы Н.Ф. Виноградовой Г.С. Калиновой «Начальная школа XXI век» под общей редакцией Н.Ф. Виноградовой М.: Издательский центр "Вентана - Граф", 2014)

  • Учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова Издательский центр "Вентана - Граф", 2015


Цель учебного предмета «Окружающий мир»

Цель учебного предмета «окружающий мир»

  • Сформировать представления обучающихся об организме человека, природных зонах России и жизни государства в прошлом.

Задачи учебного предмета:

  • воспитывать устойчивый интерес к предмету, уважение к культуре и искусству разных наро­дов; обогащать нравственные качества детей;

  • развивать творческий потенциал ребёнка путём активи­зации у него воображения и фантазии; формировать спо­собность воспринимать окружающий мир на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту;

  • обеспечить формирование у младших школьников самостоятельность мышления при овладении научными понятиями;

  • способствовать формированию развития творческой деятельности школьников;

  • формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

  • развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений





Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает обязательное изучение окружающего мира в 4 классе в количестве 2 часов в неделю, 68 часов в год, в том числе 24 часа выделено для реализации интегрированного курса регионального компонента учебного плана «Краеведение» и 10 часов «ОБЖ», 3 часов на изучение вопросов профориентационного содержания.



1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса


Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

В соответствии с системно - деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов в Лицее №2 описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.

Планируемыми результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе являются:


Личностные результаты

У выпускника 4 класса будут сформированы умения:

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно ­ познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно ­ познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно ­ познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности /неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Выпускник получит возможность

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;

на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов

Познавательные УУД

Выпускник научится:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


Выпускник получит возможность научиться:

строить сообщения в устной и письменной форме;

находить разнообразные способы решения учебной задачи;

осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества, групп;

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Выпускник получит возможность научиться

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определять общую цели и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

использовать речь для планирования своей деятельности.

Формирование ИКТ ­ компетентности обучающихся

Обучающийся (выпускник) научится:

оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

Выпускник получит возможность планировать и осуществлять несложные наблюдения,

собирать числовые данные,

проводить опыты с помощью инструментов ИКТ,

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

первичным навыкам работы с

содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту

литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций;

научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,

освоения и использования информации;

элементарным навыкам чтения информации, представленной в наглядно символической форме,

работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускник получит возможность научиться:

самостоятельно организовывать

поиск информации;

Приобрести первичный

Опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и

имеющимся жизненным опытом.


Предметные

Выпускник научится:

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально ­ нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

выпускник получит возможность

использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.






  1. Содержание учебного предмета, курса

Введение (1ч)

Человек — часть природы. Природа — источник сущест­вования человека. Зависимость жизни и благополучия чело­века от природы

Человек — живое существо (организм) (30 ч)

Человек — живой организм. Признаки живого организ­ма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и ук­репление опорно-двигательной системы. Движения и физ­культура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Зна­чение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организ­ме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в орга­низме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего на­строения людей от умения управлять своими эмоциями. Ох­рана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Развитие человека от рождения до старости. Детство. От­рочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с дру­гими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание свое­го организма — условие здоровья и эмоционального благопо­лучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представ­ление о гриппе, аллергии и др.).

Человек — часть природы. Чем человек отличается от жи­вотных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.

Человек среди людей.

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?


Расширение кругозора школьников. Предшественники че­ловека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отноше­ния человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признакш заболевания. Пра­вила поведения во время болезней.


Человек и общество, в котором он живет (37 ч)

Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва - среда обитания растений и жи­вотных. Плодородие почв. Охрана почв,

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно - Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности распо­ложения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, ис­тория и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Человек и культура. Человек - творец культурных цен­ностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказыва­ют летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные кни­ги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в Рос­сии. М.В.Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотеч­ного дела.

Искусство России в разные времена (исторические эпо­хи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ре­месла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерус­ский театр.

Искусство России XVIII века Памятники архитектуры. Творения В.И.Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С.Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (в.А.Жуковский, А.Н.Плещеев, Н.А.Некрасов, В.И.Даль, А.А.Фет, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, В.А.Тропинин, И.И.Левитан и др.)

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода: (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А.Пластов, К.Ф.Юон, Ф.А.Малявин, К.Малевич и др.). Поэты XX века (М.И.Цветаева, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели К.И.Чуковский, С.Я.Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

Гражданин и государство. Россия – наша Родина. Права и обязанности граждан России.

Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Монома­ха. Первые книги по истории России.

Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры

России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная

Дума современной России.

Человек - воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и по­беда над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Кули­ковская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная воина 1812 года. М.И.Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения совет­ской армии с фашистами.

Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Борьба русского наро­да с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожар­ский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Васили­са Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Экскурсии. В биологический (краеведческий), художест­венный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня школь­ника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Работа с исторической картой (в соответствии с задания­ми в учебнике и рабочей тетради).




























3. Основные виды учебной деятельности:


Виды учебно-познавательной деятельности 

Предметы видов 
учебно-познавательной деятельности
 

Наблюдение

Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них

Эксперимент

Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них

Работа с книгой

Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе

Систематизация знаний

Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний

Решение познавательных задач (проблем)

Комплексная разнообразная информация познавательного характера

Построение графиков

Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками)


Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  • Слушание объяснений учителя.

  • Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

  • Самостоятельная работа с учебником.

  • Работа с научно-популярной литературой;

  • Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

  • Написание рефератов и докладов.

  • Вывод и доказательство формул.

  • Анализ формул.

  • Программирование.

  • Решение текстовых количественных и качественных задач.

  • Выполнение заданий по разграничению понятий.

  • Систематизация учебного материала.

  • Редактирование программ.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  • Наблюдение за демонстрациями учителя.

  • Просмотр учебных фильмов.

  • Анализ графиков, таблиц, схем.

  • Объяснение наблюдаемых явлений.

  • Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.

  • Анализ проблемных ситуаций.


Виды деятельности с практической (опытной) основой:

  • Решение экспериментальных задач.

  • Работа с раздаточным материалом.

  • Измерение величин.

  • Постановка опытов для демонстрации классу.

  • Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

  • Разработка и проверка методики экспериментальной работы.

  • Проведение исследовательского эксперимента.

  • Моделирование и конструирование.


4. Формы организации учебных занятий:

фронтальная – все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу,

индивидуальная – самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками,

групповые: парная форма учебной работы – два ученика выполняют некоторую часть работа вместе.

Кооперативно-групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью.

Дифференцированно-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируется по уровню сложности или по их количеству.


Акция

Аукцион

Беседа

Вернисаж

Встреча с интересными людьми

Выставка

Галерея

Гостиная

Диспут

Защита проектов

Игра

КВН

Конкурс

«Круглый стол»

Круиз

Мастер – класс

«Мозговой штурм»

Наблюдение

Олимпиада

Открытое занятие

Праздник

Практическое занятие

Представление

Презентация


Соревнование

Спектакль

Студия

Творческая мастерская

Тренинг

Турнир

Фабрика

Фестиваль

Чемпионат

Экскурсия

Эксперимент

Эстафета

Ярмарка





    1. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы


Программа рассчитана на 68 часов, из них:

  • Введение (1ч)

  • Человек – живое существо (30ч)

  • Человек и общество, в котором он живет (37ч)


п/п

Раздел, название темы, темы интегрированных курсов регионального, профориентационного и других направлений

Кол-во

часов

Дата

Дата

Региональный компонент, вопросы профориентации

УИТМ

ИКТ

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Общее строение организма человека.

Наш край на карте Родины.

1



Наш край на карте Родины.


АРМ

ИД_Д


2

Нервная система. Головной и спинной мозг.

ОБЖ Наш друг - светофор

1





АРМ

ИД_Д


3

Двигательная система организма человека.

Ханты-Мансийск - столица края - город на семи холмах. Формы поверхности, характерные для нашего края.

1



Ханты-Мансийск - столица края - город на семи холмах. Формы поверхности, характерные для нашего края.


АРМ

ИД _Д

4

Пищеварительная система.

1





АРМ

ИД _Д

5

Пищеварительная система.

1





АРМ

ИД Д


6

Дыхательная система.

Картины природы в лесной зоне. Взаимосвязь растительного и животного мира.



1



Картины природы в лесной зоне. Взаимосвязь растительного и животного мира.


АРМ

ИД

Д



7

Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце – главный орган кровеносной системы.

1





АРМ

ИД

Д


8

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.

Грибы - часть живой природы.

1



Грибы - часть живой природы.


АРМ

ИД

Д


9

Кожа.

1





АРМ

ИД_Д

10

Как человек воспринимает окружающий мир.

ОБЖ Моя безопасность на улице

1





АРМ

ИД_ Д


11

Зрение. Гигиена зрения.

Разнообразие птиц Югры. Священные птицы: гусь, гагара, кулик, орел и др.

1



Разнообразие птиц Югры. Священные птицы: гусь, гагара, кулик, орел и др.


АРМ

ИД

Д


12

Слух. Гигиена слуха.

1





АРМ

ИД

Д

13

Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека.


1





АРМ

ИД

Д

14

Мир чувств.

Лес - "легкие" Югры. Бережное использование лесных богатств края.

1



Лес - "легкие" Югры. Бережное использование лесных богатств края.


АРМ

ИД


15

Внимание.

ОБЖ. Безопасный путь в лицей


1





АРМ

ИД

Д

16

Память.

Проверь себя.

1





АРМ

ИД

Д

17

Режим дня.

Водоемы нашего края: реки, озера, ручьи.

1



Водоемы нашего края: реки, озера, ручьи.

Уроки Кирилла и Мефодия

АРМ

ИД

Д

18

Стартовая контрольная работа

1





АРМ

ИД

Д

W


19

Правила закаливания.

1





АРМ

ИД

Д

МК

20

Можно ли снять усталость?

Роль реки в жизни коренных народов Югры

1



Роль реки в жизни коренных народов Югры


АРМ

ИД

Д

21

Поговорим о вредных привычках.

1




Уроки Кирилла и Мефодия

АРМ

ИД

Д

22

Поговорим о вредных привычках.

ОБЖ Моя безопасность в транспорте

1





АРМ

ИД

Д

23

Когда дом становится опасным.

Загадки и тайны югорских болот.

1



Загадки и тайны югорских болот.


АРМ

ИД

Д

24

Когда дом становится опасным.

1





АРМ

ИД

Д

25

Улица полна неожиданностей.

ОБЖ Знаки дорожного движения

1





АРМ

ИД

Д

26

Улица полна неожиданностей.

Рыбье царство Югры. Традиционное деление рыб нашего края на "черных" и "белых". Хищные и растительноядные рыбы.

1



Рыбье царство Югры. Традиционное деление рыб нашего края на "черных" и "белых". Хищные и растительноядные рыбы.


АРМ

ИД

Д


27

Если случится беда.







АРМ

ИД

Д

28

Если случится беда.

ОБЖ Правила пожарной безопасности

1





АРМ

ИД

Д

29

Чем человек отличается от животных.

Минеральные, подземные воды - богатство нашего края.

1



Минеральные, подземные воды - богатство нашего края.


АРМ

ИД

Д


30

От рождения до старости (развитие человека).




1





АРМ

ИД

Д

31

Промежуточная контрольная работа

1






32

Поговорим о доброте.

1





АРМ

ИД_Д

33

Что такое справедливость.

Значение водоемов нашего края, их охрана.

1



Значение водоемов нашего края, их охрана.


АРМ

ИД

Д

34

О смелости.

Профессия – пожарный. Экскурсия в ПЧ

1





АРМ

ИД

Д

35

Умеешь ли ты общаться.

ОБЖ Красный, жёлтый, зелёный

1





АРМ

ИД_Д

36

Умеешь ли ты общаться.

Югра - древняя земля. Завоевание Сибири Ермаком.

Профессия - журналист

1



Югра - древняя земля. Завоевание Сибири Ермаком.


АРМ

ИД_Д

37

Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра.

1





АРМ

ИД

Д

38

Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов.

1




Уроки Кирилла и Мефодия

АРМ

ИД

Д

39

Природные зоны России. Степи и пустыни.

Гражданская война.

1



Гражданская война.


АРМ

ИД_Д

40

Почвы России.

1






41

Рельеф России.

ОБЖ Специальные машины

1






42

Рельеф России.

Формирование национального округа.

1



Формирование национального округа.



43

Как возникали и строились города.

1






44

Россия и ее соседи. Япония.

1






45

Россия и ее соседи. Китай.

Округ в годы Великой Отечественной войны.

1



Округ в годы Великой Отечественной войны.



46

Россия и ее соседи. Королевство Дания.

1






47

Что такое культура.

1






48

Из истории письменности.

Первые упоминания о сибирской нефти.


1



Первые упоминания о сибирской нефти.



49

О первых школах и книгах.

1






50

О первых школах и книгах.

Профессия - учитель

1






51

Чему и как учились в России при Петре I.

Имена нефтяников - первооткрывателей.

1



Имена нефтяников - первооткрывателей.



52

Русское искусство до XVIII века.

1






53

Русское искусство до XVIII века.

1






54

Искусство России XVIII века.

Замечательные люди Югры: поэты, писатели и сказители.

1



Замечательные люди Югры: поэты, писатели и сказители.



55

Искусство России XVIII века.

1






56

«Золотой век» русской культуры (XIX век).

1






57

«Золотой век» русской культуры (XIX век).

Местный композитор В.Шесталов.

1



Местный композитор В.Шесталов.



58

Искусство России ХХ века.

Экскурсия в краеведческий музей.

1




Уроки Кирилла и Мефодия


59

Как Русь боролась с половцами.

ОБЖ Опасности нашей тайги

1



Экскурсия в краеведческий музей.



60

Битва на Чудском озере. Куликовская битва.

1






61

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы

1






62

Отечественная война 1812 года.

1






63

Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.

Главные события нашего края.

1



Главные события нашего края.



64

Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.

1






65

Гражданин и государство.

1






66

Гражданин и государство.

Нефтяники - первооткрыватели.

1



Нефтяники - первооткрыватели.



67

Права и обязанности граждан.

ОБЖ Опасности дома

1






68

Символика России.

Наша Югра сегодня.

1



Наша Югра сегодня.











Приложение №1


Практическая часть рабочей программы


п/п

Название работы

Количество часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

1

Контрольные работы:






- стартовая контрольная работа

1




1

- контрольная работа в рамках промежуточного контроля

(декабрь)


1



1

- контрольная работа в рамках промежуточной аттестации (май)




1

1


Всероссийская проверочная работа




1

1

2

Учебные экскурсии

1


1


2

3

Проектные работы

Буклет «Режим школьника»

Герои Самотлора.

Буклет «Природные зоны России»


3






Приложение 2.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Учебно-методические пособия для учителя

Н.Ф.Виноградова,Г.С.Калинова Методическое пособие для учителя. – М: Издательский центр "Вентана - Граф", 2013

Программа по курсу «Окружающий мир»:

Авторская программа по окружающему миру Н.В.Виноградова, Г.С.Калинова «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Начальная школа XXI века», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)


Литература для обучающихся:

Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинов., Окружающий мир. 4 класс: / Учебник. М: Издательский центр "Вентана - Граф", 2016

Н.Ф.Виноградова,Г.С.Калинова, Окружающий мир,4 класс/ Рабочая тетрадь, М. «Вентана-Граф»,2018г.

Технические средства, закрепленные за кабинетом:


1.Классная маркерная доска

2. Интерактивная доска

3.Магнитная доска.

4.Персональный компьютер

5.Мультимедийный проектор

5. Принтер, документ камера















Приложение № 3

Алгоритм работы с текстом


I. Идентификация текста, то есть определение типа текста:
1) по структуре;
2) по знакам препинания;
3) по заголовку;
4) по картинкам, схемам.

II. Предвосхищение содержания текста на основе жизненного опыта и знаний учащихся из всех предметов по:
1) формальным вехам: картинкам, диаграммам, структуре текста, абзацам, по 1-му предложению, по последнему, по сноскам и т.д.;
2) смысловым вехам: словам с большой буквы, числительным, датам и т.д.

III.В процессе чтения выделять четыре функциональных вида чтения текста:
1) просмотровое и/или поисковое;
2) ознакомительное;
3) изучающее.

IV. Каждый вид чтения предполагает соответствующую стратегию текста для решения вполне конкретных задач урока.

V .Вид чтения определяется необходимостью информации из данного текста для решения конкретных учебных задач.

VI. Независимо от вида чтения необходимо соблюдать последовательность в действиях учителя и учащихся по извлечению информации.

VII. Нельзя перейти ни к одному виду чтения, минуя предшествующее, т.к. просмотровое-это чтение для определения темы текста или ответе на вопрос: "О чем здесь идет речь?"
Ознакомительное чтение-это извлечение не менее 70% содержащейся в тексте информации, (как правило-основной информации) с ответами на вопросы: "Что? Кто? Где? Когда?"
Изучающее чтение- 100% извлечение информации, т.е. наиболее полное и глубокое, с ответами на вопросы: почему? как? какова главная идея? основные мысли?

VIII. Каждый вид чтения должен обязательно завершаться контролем за результативностью извлечения максимальной информации в соответствии с видом чтения.








Приложение № 4

Отчет по экскурсии

Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.

Тема экскурсии: _____________________

Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия: ______________

Вид экскурсии__________________

Цель экскурсии (цель ученика) __________________________________

Информация, подтверждающая достижение цели:

1 вариант:

Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику перед экскурсией или после ее.

Ответы на вопросы






2 вариант (в случае, если отчет оформляется творческой работой)

  • Тезисы, краткие выводы по итогам выполненной творческой работы (реферата, проекта, сочинения и пр.), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта, сочинения, фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)

Отчет подготовил: обучающийся класса / Фамилия. И. /________________/

Отчет проверил: учитель: ___________________ «_____» __________20___Г.

Оценка: (____________) / Фамилия . И.О. /________________/

Приложение № 5

Требования к проектной работе

Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

Примерная последовательность проектной деятельности

  1. Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.

  2. Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.

  3. Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет), опрос взрослых, друзей.

  4. Выработка идей, вариантов выполнения проекта.

  5. Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.

  6. Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.). На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.

  7. Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.

  8. Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.

  9. Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.



Приложение № 6


Календарно - тематическое планирование интегрированного курса «Краеведение» в 4 классе


№ п/п

Тема интегрированного курса

Кол-во часов

Дата

Проведения

Наш край на карте Родины

1


Грибы - часть живой природы.

1


Водоемы нашего края: реки, озера, ручьи

1


Почвы нашего края, их охрана.

1


Ханты-Мансийск - столица края - город на семи холмах. Формы поверхности, характерные для нашего края.

1


Загадки и тайны югорских болот.

1


Роль заповедников Югры в охране природы.

1


Подземная кладовая Югры. Минеральные, подземные воды - богатство нашего края.

1


Лес - "легкие" Югры. Бережное использование лесных богатств края.

1


Бережное использование богатств края.

1


Многообразие природы. Растения Югры

1


Животные Югорской тайги.

1


Реки Югры. Роль реки в жизни коренных народов Югры.

1


Охрана растений родного края Красная книга Югры

1


Друзья мои – птицы небесные (птицы Югры).

1


Основные занятия коренных народов Югры

1


Мир растений Югры. Ягоды нашего края

1


Многообразие полезных ископаемых родного края.

1


Формирование национального округа.

1


История в названии улиц и площадей твоего города.

1


Картины природы в лесной зоне. Взаимосвязь растительного и животного мира.

1


Рыбье царство Югры. Традиционное деление рыб нашего края на "черных" и "белых". Хищные и растительноядные рыбы

1


Праздники народов ханты и манси

1


Главные события нашего края.

1


Итого


24



























Календарно - тематическое планирование интегрированного курса «Краеведение» в 4 классе

Название учебного предмета: ОБЖ


№ п/п

Тема интегрированного курса

Кол-во часов

Дата

Проведения

Наш друг - светофор

1


Моя безопасность на улице

1


ОБЖ. Безопасный путь в лицей

1


ОБЖ Моя безопасность в транспорте

1


ОБЖ Знаки дорожного движения

1


ОБЖ Правила пожарной безопасности

1


ОБЖ Красный, жёлтый, зелёный

1


ОБЖ Специальные машины

1


ОБЖ Опасности нашей тайги

1


ОБЖ Опасности дома

1



Итого

10













Приложение 7

Планирование вопросов профориентационной направленности


№ п/п

Тема профориентационного содержания

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план факт

1

Знакомство с профессией журналиста.

Умеешь ли ты общаться.

1



2

Знакомство с профессией пожарного.

О смелости.

1



3

Знакомство с профессией учителя.

О первых школах и книгах.

1









Итого



3 ч






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!