СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ООО по физике, 9 класс, ФГОС

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике для 9 класса, ФГОС ООО, 3 часа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ООО по физике, 9 класс, ФГОС»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.А. Герасимова




Рассмотрена Утверждена

на заседании ПК Приказ по школе № 134-1

протокол № 1 от 01.09.2017 года

от «25» августа 2017 года

Согласована Директор ____________Н.А.Иванова

на заседании научно-методического совета

протокол № 1

от «28» августа 2017 года



 






Рабочая программа

основного общего образования

по физике для 9а класса

(ФГОС)













Учителя физики

Елкиной Марины Владимировны






г. Рыбинск

2017 – 2018 учебный год

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

5) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

6) формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;

2) понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

5) развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

6) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

1) знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

2) умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

3) умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

4) умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

5) формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

6) развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

7) коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


Частными предметными результатами изучения курса физики в 9 классе являются:

Механические явления

Выпускник научится:

• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, взаимодействие тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;

• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, сила, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;

• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, сила, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука и др.);

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электромагнитная индукция, самоиндукция действие магнитного поля на проводник с током; дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейча­тых спектров испускания и поглощения;

• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• понимать назначение, устройство и принцип действия технических устройств: электромеханический индукцион­ный генератор переменного тока, трансформатор, колеба­тельный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;

• решать задачи, используя формулы, связывающие физические величины (магнит­ный поток, магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амп­литуда электромагнитных колебаний, показатели преломле­ния света); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

• приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Квантовые явления

Выпускник научится:

• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;

• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

• анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;

• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

• приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;

• понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии (Строение и эволюция Вселенной)

Выпускник научится:

• различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;

• понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.

Выпускник получит возможность научиться:

• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба;

• различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цвет звезды с её температурой;

• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.


II. Содержание учебного предмета (102 часа)

1. Введение (3 часа)

2. Законы взаимодействия и движения тел (42 ч)

Механическое движение. Материальная точка. Относительность движения. Траектория. Путь. Система отсчета.

Перемещение. Прямолинейное равномерное движение. Скорость прямолинейного равномер­ного движения.

Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Прямолинейное равноускоренное движение: мгно­венная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движе­нии.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Явление инерции. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Силы упругости, трения.

Свободное падение тел. Невесомость. Закон всемир­ного тяготения.

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактив­ное движение.

Закон сохранения механической энергии.

Демонстрации:

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Равноускоренное движение.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Направление скорости при равномерном движении по окружности.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Невесомость.

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Превращения механической энергии из одной формы в другую.

Лабораторные опыты:

1. Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.

2. Измерение силы динамометром.


Фронтальные лабораторные работы:

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  2. Измерение ускорения свободного падения.


3. Механические колебания и волны. Звук (13 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников .

Превращение энергии при колебательном движе­нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. По­перечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и пе­риодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Демонстрации:

Механические колебания.

Механические волны.

Звуковые колебания.

Условия распространения звука.

Лабораторные опыты:

Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.

Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.


Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити.


4. Электромагнитное поле (19 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная природа света. Интерференция света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.


Демонстрации:

Магнитное поле тока.

Магнитное поле постоянных магнитов.

Электромагнитная индукция.

Правило Ленца.

Самоиндукция.

Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

Устройство генератора переменного тока.

Устройство трансформатора.

Передача электрической энергии.

Электромагнитные колебания.

Свойства электромагнитных волн.

Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Устройство конденсатора.

Энергия заряженного конденсатора.

Принципы радиосвязи.

Дисперсия белого света.

Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные опыты.

Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

Опыты Фарадея .

Изучение явления электромагнитной индукции.

Изучение принципа действия трансформатора.

Наблюдение явления дисперсии света.


Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индук­ции.

  2. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания

5. Строение атома и атомного ядра (14 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда.

Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция.

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.


Демонстрации:

Модель опыта Резерфорда.

Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные опыты:

Наблюдение линейчатых спектров излучения.

Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.


Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

  2. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.


  1. Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.


  1. Обобщающее повторение курса физики 7—9 классов (6 ч)


Подготовка сообщений по заданной теме:

  1. Роль силы трения в природе, быту и технике.

  2. Закон Гука и его практическое применение.

  3. Применение электродвигателя в бытовых приборах.

  4. Состояние невесомости и перегрузки.

  5. Реактивное движение в природе и технике.

  6. Экологические проблемы электроэнергетики

  7. Источники звука.

  8. Явление резонанса в технике.

  9. Достижения в освоении космического пространства.

  10. Устройство тепловых электростанций.

  11. Устройство гидравлических электростанций.

Возможные исследовательские проекты:

1. Почему велосипед не падает, когда едет?

2. До какой высоты может подняться древесный сок по стволу дереву?

3. При каких условиях возникает грозовая туча?

4. Что происходит с организмом при поражении электрическим током?

5. Как делают голограмму?

6. Почему снежинки имеют правильную шестигранную форму?

7. Исследование коэффициента трения обуви о различную поверхность.

8. Экспериментальный расчёт плотности насекомого.

9. Исследовательская работа «Тайны магнита».

10. Исследование падения тел в различных средах.



III. Тематическое планирование.

Раздел

Тема

Характеристика основных видов

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

В том числе, контр. раб.

В том числе, лаб. раб.

1

Введение, 3 ч.

Формировать умения постановки целей деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, развивать способности ясно и точно излагать свои мысли.

Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Предлагать модели явлений. Указывать границы применимости физических законов.

Производить измерение физических величин. Производить прямые и косвенные измерения. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков

1

стартовая

-

2

Законы взаимодействия и движения тел, 42 ч.

Уметь доказывать на примерах относительность движения; уметь на примерах различать, является тело материальной точкой или нет.

Уметь определять перемещение тела.

Различать путь, перемещение, траекторию.

Уметь описывать движение по его графику и аналитически.

Сравнивать различные виды движения, находить особенности.

Уметь решать основную задачу механики для различных видов движения.

Уметь определять скорость и перемещение.

Уметь рассчитывать характеристики равноускоренного движения.

Определять ИСО, объяснять явления, связанные с явлением инерции.

Определять силу.

Определять силы взаимодействия двух тел.

Уметь рассчитывать ускорение свободного падения.

Объяснять природные явления, связанные с силами всемирного тяготения.

Уметь определять характеристики равномерного движения тела по окружности.

Уметь выводить формулу первой космической скорости.

Определять замкнутую систему, применять закон сохранения импульса к объяснению явлений.

Уметь объяснять реактивное движение и его применение.

Уметь выделять главное.

Уметь представлять информацию графически.

Уметь применять теоретические знания на практике.

Уметь составлять рассказ по плану.

Умение работать самостоятельно.

Выполнять сбор и обобщение информации.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

3

2

3

Механические колебания и волны. Звук, 13 ч.

Уметь приводить примеры колебательного движения

Уметь различать различные виды механических колебаний. Уметь выяснять условия возникновения и существования колебаний.

Уметь описывать превращение энергии при свободных колебаниях.

Уметь строить график, выводить уравнение гармонического колебания.

Уметь рассчитывать период колебаний.

Уметь описывать колебания по графику.

Уметь по резонансным кривым сравнивать трение в системах; различать определение и условие резонанса.

Различать типы волн; рассчитывать длину и скорость волны.

Уметь сравнивать.

Уметь анализировать.

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки.

Организовывать информацию в виде таблиц и схем.

Составлять опорные конспекты.

1

1

4

Электромагнитное поле, 19 ч.

Уметь пользоваться правилом буравчика и графически изображать магнитное поле.

Объяснять работу громкоговорителя, электроизмерительных приборов.

Уметь применять законы к решению задач.

Объяснять явления, связанные с явлением электромагнитной индукции.

Доказывать универсальность основных закономерностей волновых процессов для волн любой природы.

Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Выбирать удобный способ решения задачи.

Планировать решение задачи.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Объяснять (пояснять) ход решения задачи.

1

2

5

Строение атома и атомного ядра, 14 ч.

Доказывать сложность строения атома. Объяснять свойства излучения.

Объяснять работу счетчиков.

Рассчитывать энергию связи и дефект масс.

Рассчитывать энергетический выход ядерных реакций.

Объяснять применение ядерной энергии и ядерного излучения.

Уметь работать самостоятельно.

Уметь работать с дополнительной литературой.

Выполнять сбор и обобщение информации.

Организовывать информацию в виде кластеров.

1

3

6

Строение и эволюция Вселенной, 5 ч.


Уметь характеризовать геоцентрическую и гелиоцентрическую системы мира. Объяснять физическую природа небесных тел Солнечной системы. Объяснять происхождение Солнечной Системы,физическую природу Солнца и звезд, строение Вселенной, эволюцию Вселенной.

Уметь работать с источниками информации(энциклопедиями, Интернет…).

Составлять опорные конспекты.

Применять компьютерные технологии при подготовке сообщений.



7

Обобщающее повторение, 6 ч.


1

итоговая

-

ИТОГО

102 ч.


8

8


Приложение 1.

Поурочное планирование


п/п

Тема.

Содержание урока.


Практическая часть программы

Виды и формы контроля

Характеристика основных видов

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Введение. 3 ч.

1.1.

Физика и познание мира. Классическая механика и область её применения.

Что такое научный метод познания? Что и как изучает физика. Границы применимости физических законов. Использование физических знаний и методов.



Формировать умения постановки целей деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, развивать способности ясно и точно излагать свои мысли.

Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Предлагать модели явлений. Указывать границы применимости физических законов.

2.2.

Физические величины и их измерение.

Физические величины, их единицы и приборы для измерения. Прямые и косвенные измерения. Погрешность измерения физических величин.



Производить измерение физических величин. Производить прямые и косвенные измерения. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков.

3.3

Стартовая контрольная работа


СКР


Тема 1. Законы движения и взаимодействия тел. 42 ч.

4.1

Материальная точка. Система отсчёта.

Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Поступательное движение. Система отсчета.

Демонстрации. Определение координаты (пути, траектории, скорости) материальной точки в заданной системе отсчета (по рис.2,б учебника)


—Наблюдать и описывать прямолинейное и равномерное движение тележки с капельницей;

—определять по ленте со следами капель вид движения тележки, пройденный ею путь и промежуток времени от начала движения до остановки;

—обосновывать возможность замены тележки ее моделью ( материальной точкой ) для описания движения

5.2

Перемещение.

Вектор перемещения и необходимость его введения для определения положения движущегося тела в любой момент времени. Различие между величинами «путь» и «перемещение».

Решение задач: качественные задачи на нахождение пути и перемещения тела.

Демонстрации. Путь и перемещение


—Приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату и совершенное им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан пройденный путь

6.3

Определение координаты движущегося тела.

Векторы, их модули и проекции на выбранную ось. Нахождение координат по начальной координате и проекции вектора перемещения.

Решение задач: практическое нахождение проекций векторов на оси.


Тест «Материальная точка. Перемещение»

—Определять модули и проекции векторов на координатную ось;

—записывать уравнение для определения координаты движущегося тел в векторной и скалярной форме, использовать его для решения задач

7.4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

Для прямолинейного равномерного движения: а) определение вектора скорости; б)формулы для нахождения проекции и модуля вектора перемещения; в)равенство модуля вектора перемещения, пути и площади под графиком скорости.

Решение задач: чтение графиков скорости.

Демонстрации. Равномерное движение, измерение скорости тела при равномерном движении, построение графика зависимости v = v(t), вычисление по этому графику перемещения


—Записывать формулы: для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный момент времени;

— доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости;

—строить графики зависимости vx = vx(t)

8.5

Графическое представление прямолинейного равномерного движения. Решение задач.

Графики зависимости скорости, перемещения и координаты от времени при равномерном движении. Связь между кинематическими величинами.



- Записывать уравнения зависимости скорости и координаты от времени при прямолинейном равномерном движении;

- читать и анализировать графики зависимости скорости и координаты от времени, уметь составлять уравнения по приведённым графикам;

- решать аналитически и графически задачи на определение места и времени встречи двух тел, на определение координаты движущегося тела, на определение связей между кинематическими величинами.

9.6

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Мгновенная скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для определения вектора скорости и его проекции.

Решение задач на нахождение ускорения.


Демонстрации. измерение скорости тела при равноускоренном движении, построение графика зависимости v = v(t), вычисление по этому графику перемещения

С/работа «ПРД»

- Объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение;

—приводить примеры равноускоренного движения;

—записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось


10.7

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

Вид графиков зависимости проекции вектора скорости от времени при равноускоренном движении для случаев, когда векторы скорости и ускорения:

а) сонаправлены; б) направлены в противоположные стороны.

Решение задач: упр.6(3,2,1)

Демонстрации. Зависимость скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении


—Записывать формулы vx = v0x + axt, v = v0 ± at, читать и строить графики зависимости vx = vx(t);

— решать расчетные и качественные задачи с применением указанных формул

11.8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении. Тормозной путь.

Вывод формулы перемещения геометрическим путём.

Решение задач типа: Р. № 69, 78

Л. опыт: выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости.


—Решать расчетные задачи с применением формулы

sx = v0xt + aхt2/2 ;

—доказывать, что для прямолинейного равноускоренного движения уравнение х = х0 + sx может быть преобразовано в уравнение x = x0 + v0xt + aхt2/2

12.9

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

Закономерности, присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости.

Демонстрации. Зависимость модуля перемещения от времени при прямолинейном равноускоренном движении с нулевой начальной скоростью


—Наблюдать движение тележки с капельницей;

—делать выводы о характере движения тележки;

—вычислять модуль вектора перемещения, совершенного прямолинейно и равноускоренно движущимся телом за n-ю секунду от начала движения

13.10

Решение задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движении».

Решение основной задачи механики для прямолинейного равноускоренного движения. Описание движения тела по его уравнению движения.

Решение задач: нахождение перемещения тела, скорости тела по известному перемещению.


С/работа «ПРуД»

Применять полученные знания для решения физических задач

14.11

Лабораторная работа №1

А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», стр. 296.

«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».


—Пользуясь метрономом, определять промежуток времени от начала равноускоренного движения шарика до его остановки;

—определять ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр;

—представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;

—по графику определять скорость в заданный момент времени;

—работать в группе

15.12

Решение задач по теме «Законы движения тел».

Повторение теоретического материала темы «Равноускоренное движение» в ходе решения задач.

Решение задач: чтение графиков скорости, нахождение проекции вектора скорости, составление уравнений скорости и перемещения по данному графику скорости.


Физич. диктант

Применять полученные знания для решения физических задач;

вычислять перемещение тела при равноускоренном движении без начальной скорости.

16.13

Контрольная работа № 1

«Законы движения тел».

применять знания к решению задач

17.14

Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Относительность перемещения и других характеристик движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Причина смены дня и ночи на Земле (в гелиоцентрической системе отсчёта).

Решение задач типа: Р. №28-32.

Демонстрации. Относительность траектории, перемещения, скорости с помощью маятника


—Наблюдать и описывать движение маятника в двух системах отсчета, одна из которых связана с землей, а другая с лентой, движущейся равномерно относительно земли;

—сравнивать траектории, пути, перемещения, скорости маятника в указанных системах отсчета;

—приводить примеры, поясняющие относительность движения

18.15

Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.

Причины движения с точки зрения Аристотеля и его последователей. Закон инерции. Первый закон Ньютона (в современной формулировке) Инерциальные системы отсчёта.

Решение задач типа: Р. №112-117, 119.

Демонстрации.

Явление инерции.



—Наблюдать проявление инерции;

—приводить примеры проявления инерции;

—решать качественные задачи на применение первого закона Ньютона

19.16

Второй закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Единица силы.

Решение задач типа:1) Упр. 11(1)

2) Пробковый спасательный круг массой 3 кг всплывает в воде. За 2 с его скорость возрастает от 0 до 10 м/с. Определите силу, сообщающую кругу ускорение.

Демонстрации.

Взаимодействие тел.

Второй закон Ньютона



—Записывать второй закон Ньютона в виде формулы;

—решать расчетные и качественные задачи на применение этого закона

20.17

Третий закон Ньютона

Третий закон Ньютона. Силы, возникающие при взаимодействии тел: а) имеют одинаковую природу; б) приложены к разным телам.

Решение задач типа: 1) Р. №151, 152

2) Упр. 12(1, 3а).

Демонстрации. Третий закон Ньютона (по рисункам 22, 23 в учебнике)



—Наблюдать, описывать и объяснять опыты, иллюстрирующие справедливость третьего закона Ньютона;

—записывать третий закон Ньютона в виде формулы;

—решать расчетные и качественные задачи на применение этого закона

21.18

Решение задач с применением законов Ньютона.

Закон инерции.

Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Силы в механике. Примеры действия сил. Измерение сил. Сложение сил. Масса. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.


С/работа «Законы Ньютона»

- формулировать законы Ньютона, соотношение между силой и ускорением, понятие массы, её обозначение, единицу измерения.

- уметь решать задачи по теме.

22.19

Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве.

Решение задач типа:1) Упр. 13(2)

2) Камень падал на дно ущелья в течение 7с. На сколько увеличивалась скорость камня за любые 2с его падения? (Сопротивление воздуха не учитывать).

Демонстрации. Свободное падение тел в трубке Ньютона.

(по рис 29 в учебнике)

Невесомость


—Наблюдать падение одних и тех же тел в воздухе и в разреженном пространстве;

—делать вывод о движении тел с одинаковым ускорением при действии на них только силы тяжести

23.20

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Уменьшение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорения свободного падения.

Решение задач типа: Р. №200

Демонстрации. Невесомость (по рис.31 учебника)


—Наблюдать опыты, свидетельствующие о состоянии невесомости тел;

—сделать вывод об условиях, при которых тела находятся в состоянии невесомости

24.21

Решение задач.

Лабораторная работа. №2

А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», стр. 298.

Решение задач на определение равнодействующей нескольких сил, приложенных к телу, на вычисление времени движения тела, скатывающегося по наклонной плоскости, и пути, которое оно проходит до полной остановки.

«Исследование свободного падения»


—измерять ускорение свободного падения;

—работать в группе

25.22

Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Дальность полёта и высота подъёма. Максимальная дальность полёта. Определение времени полёта и угла падения.


С/работа «Свободное падение тел»

- Уметь решать прямую и обратную задачи кинематики при движении тел, брошенных под углом к горизонту.

26.23

Закон всемирного тяготения.

Закон всемирного тяготения и условия его применимости. Гравитационная постоянная.

Решение задач типа: 1) Упр. 15(1, 2, 5)

2) Р. №174.

Демонстрации. Падение на землю тел, не имеющих опоры или подвеса


—Записывать закон всемирного тяготения в виде математического уравнения

27.24

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Формула для определения ускорения свободного падения через гравитационную постоянную. Зависимость ускорения свободного падения от широты места и высоты над Землёй.

Решение задач типа: Упр. 16(5,4,3).



— Из закона всемирного тяготения выводить формулу для g

28.25

Вес тела, движущегося с ускорением. Невесомость. Перегрузка.

Вес тела. Чем отличается вес от силы тяжести? Невесомость, перегрузка.

Демонстрации.

Вес тела, движущегося с ускорением.


- понимать смысл физических величин силы тяжести и веса тела и физических явлений невесомости и перегрузок.

29.26

Сила упругости. Закон Гука.

Деформация. Сила упругости. Закон Гука. Удлинение пружины. Жёсткость пружины.


Демонстрации. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины


- описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины; измерение жёсткости пружины; собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений.

- Измерять силу динамометром. - Представлять результаты измерений в виде таблицы и графика

30.27

Силы трения.

Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Тормозной путь. Коэффициент трения скольжения


Демонстрации.

Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения

Тест «Виды сил»

- описывать и объяснять физические явления: движение одного тела по поверхности другого, движение в жидкости или газе.

- Приводить примеры практического использования физических знаний: проявления сил трения в окружающей жизни.

31.28

Решение задач на движение под действием нескольких сил, на движение связанных тел.

Законы Ньютона. Равнодействующая сил, действующих на тело. Действия с векторами.



- решать задачи на определение параметров движения тела под действием нескольких сил.

32.29

Решение задач на движение тел по наклонной плоскости.

Законы Ньютона. Равнодействующая сил, действующих на тело. Действия с векторами.



33.30

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Условие криволинейного движения. Направление скорости тела при его криволинейном движении, в частности при движении по окружности. Центростремительное ускорение. Центростремительная сила.

Решение задач на вычисление центростремительного ускорения.

Демонстрации. Примеры прямолинейного и криволинейного движения: свободное падение мяча, который выронили из рук, и движение мяча, брошенного горизонтально. Направление скорости при движении по окружности (по рис.41 учебника)


—Приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения тел;

—называть условия, при которых тела движутся прямолинейно или криволинейно;

—вычислять модуль центростремительного ускорения по формуле

—слушать доклад «Искусственные спутники Земли», задавать вопросы и принимать участие в обсуждении темы

34.31

Решение задач на движение тел по окружности.

Законы Ньютона. Равнодействующая сил, действующих на тело. Действия с векторами.


Тест «Движение по окружности»

- понимать условия движения тела по окружности.

- приводить примеры действия и применения «центробежных сил» в природе и технике.

35.32

Решение задач по теме: “Закон всемирного тяготения.”

решение различного типа задач по теме «Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения»: нахождение силы взаимного притяжения тел, нахождение ускорения свободного падения на различных высотах над Землёй и других планетах.



Применять полученные знания для решения физических задач

36.33

Искусственные спутники Земли.

Условия, при которых тело может стать искусственным спутником. Первая космическая скорость.

Решение задач типа: Упр. 19(2)


Физич. диктант

- формулировать условия, при которых тело может стать искусственным спутником

37.34

Контрольная работа № 2.

«Законы взаимодействия тел».

Применять знания к решению задач

38.35

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Причины введения в науку величины, называемой импульсом тела. Формула импульса. Единица импульса. Замкнутые системы. Изменение импульсов тел при их взаимодействии. Вывод закона сохранения импульса.

Решение задач типа: Упр. 20(1), упр. 21(1)

Демонстрации. Импульс тела. Закон сохранения импульса (по рис.44 учебника)


—Давать определение импульса тела, знать его единицу;

—объяснять, какая система тел называется замкнутой, приводить примеры замкнутой системы;

—записывать закон сохранения импульса

39.36

Решение задач на закон сохранения импульса.



- Применять закон сохранения импульса для расчёта результатов взаимодействия тел

- применять полученные знания для решения физических задач


40.37

Реактивное движение. Ракеты.

Сущность реактивного движения. Назначение, конструкция и принцип действия ракет. Многоступенчатые ракеты.

Решение задач типа: Упр. 22(2)

Демонстрации. Реактивное движение. Модель ракеты


—Наблюдать и объяснять полет модели ракеты

41.38

Решение задач на реактивное движение.


С/работа «Закон сохранения импульса

- применять полученные знания для решения физических задач

42.39

Кинетическая и потенциальная энергии.



- применять формулы кинетической и потенциальной энергии.


43.40

Закон сохранения механической энергии.


Демонстрации. Превращения механической энергии из одной формы в другую.


—Решать расчетные и качественные задачи на применение закона сохранения энергии;

44.41

Решение задач по теме «Закон сохранения механической энергии».



—работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы»

45.42

Контрольная работа № 3.

«Законы сохранения».

Применять знания к решению задач

Тема 2. Механические колебания и волны. Звук. 13 ч.

46.1

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Примеры колебательного движения. Общие черты разнообразных колебаний. Динамика колебаний горизонтального пружинного маятника. Определения свободных колебаний, колебательных систем, маятника.

Решение задач типа: упр. 23

Демонстрации. Примеры колебательных движений (по рис.52 учебника). Экспериментальная задача на повторение закона Гука и измерение жесткости пружины или шнура


—Определять колебательное движение по его признакам;

—приводить примеры колебаний;

—описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников;

—измерять жесткость пружины или резинового шнура

47.2

Величины, характеризующие колебательное движение.

Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити.

Решение задач типа: упр. 24 (1,2,4,7)


Л. опыт: исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза и жёсткости пружины


—Называть величины, характеризующие колебательное движение;

—записывать формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний;

—проводить экспериментальное исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от m и k

48.3

Решение задач по теме

«Механические колебания».

Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебаниях. Математический маятник. Пружинный маятник.


Тест «Колебательное движение»

- объяснить превращения энергии при колебаниях, применять полученные знания для решения физических задач по теме «Механические колебания».

- определять характер физического процесса по графику, таблице.

49.4

Лабораторная работа №3.

А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», стр. 300.


«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины».


—Проводить исследования зависимости периода (частоты) колебаний маятника от длины его нити

—представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;

—работать в группе;

—слушать отчет о результатах выполнения задания-проекта «Определение качественной зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения свободного падения»

50.5

Затухающие колебания. Вынужденные колебания

Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Частота установившихся вынужденных колебаний

Демонстрации. Преобразование энергии в процессе свободных колебаний. Затухание свободных колебаний. Вынужденные колебания


—Объяснять причину затухания свободных колебаний;

—называть условие существования незатухающих колебаний

51.6

Резонанс.

Условия наступления и физическая сущность явления резонанса. Учет резонанса в практике.

Демонстрации. Резонанс маятников (по рис.68 учебника)


—Объяснять, в чем заключается явление резонанса;

—приводить примеры полезных и вредных проявлений резонанса и пути устранения последних

52.7

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

Механизм распространения упругих колебаний. Поперечные и продольные упругие волны в твёрдых, жидких и газообразных средах.

Решение задач типа: 1) Как движутся молекулы воздуха при распространении в нём звука? (Без учёта теплового движения)

2) Как меняется энергия колебательного движения частиц среды, в которой распространяется звук, при удалении от источника звука? В какой вид энергии она преобразуется?

Демонстрации. Образование и распространение поперечных и продольных волн (по рис.69—71 учебника)


—Различать поперечные и продольные волны;

—описывать механизм образования волн

—называть характеризующие волны физические величины

53.8

Длина волны. Скорость распространения волн.

Характеристика волн: скорость, длина волны, частота, период колебаний. Связь между этими величинами.

Решение задач типа: Р. №435-437.

Демонстрации. Длина волны (по рис.72 учебника)

С/работа «Механические волны»

—Называть величины, характеризующие упругие волны;

—записывать формулы взаимосвязи между ними

54.9

Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач на тему: “Механические колебания и волны ”

Источники звука – тела, колеблющиеся с частотой 20Гц – 20кГц.

Решение задач типа:

  1. Упр. 29.

  2. Р. №438, 411.

Почему при выстреле из ружья слышен звук?

Демонстрации. Колеблющееся тело как источник звука (по рис.74—76 учебника)


—Называть диапазон частот звуковых волн;

—приводить примеры источников звука;

—приводить обоснования того, что звук является продольной волной;

—слушать доклад «Ультразвук и инфразвук в природе, технике и медицине», задавать вопросы и принимать участие в обсуждении темы

55.10

Высота и тембр звука. Громкость звука.

Зависимость высоты звука от частоты, а громкости звука – от амплитуды колебаний.

Решение задач типа: Р. №412, 446

Демонстрации. Зависимость высоты тона от частоты колебаний (по рис.79 учебника). Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний (по рис.76 учебника


—На основании увиденных опытов выдвигать гипотезы относительно зависимости высоты тона от частоты, а громкости — от амплитуды колебаний источника звука

56.11

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Наличие среды – необходимое условие распространения звука. Скорость звука в различных средах.

Решение задач типа: упр. 32(2-4).

Демонстрации. Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний (по рис.80 учебника)


—Выдвигать гипотезы о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее температуры;

—объяснять, почему в газах скорость звука возрастает с повышением температуры

57.12


Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Решение задач по теме:“Звуковые волны”.

Условия, при которых образуется эхо.

Решение задач типа:

В поле звук распространяется на значительно большее расстояние, чем в лесу. Почему?

Почему даже на открытой местности, где нет препятствий для распространения звуковых волн, звук становится всё слабее по мере удаления от создающего его источника?

Демонстрации. Отражение звуковых волн. Звуковой резонанс (по рис.84 учебника)

Физический диктант

—Объяснять наблюдаемый опыт по возбуждению колебаний одного камертона звуком, испускаемым другим камертоном такой же частоты

58.13

Контрольная работа № 4

«Механические колебания и волны. Звук».

Применять знания к решению задач

Тема 3. Электромагнитное поле. 19 ч.

59.1

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Источники магнитного поля. Гипотеза Ампера. Графическое изображение магнитного поля. Линии неоднородного и однородного магнитного поля.

Решение задач типа: Упр. 33(1), упр. 34(1)

Демонстрации.

Пространственная модель магнитного поля постоянного магнита. Демонстрация спектров магнитного поля токов


—Делать выводы о замкнутости магнитных линий и об ослаблении поля с удалением от проводников с током

60.2

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Связь направления линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике. Правило буравчика. Правило правой руки для соленоида.

Решение задач типа: Упр. 35(3)



—Формулировать правило правой руки для соленоида, правило буравчика;

—определять направление электрического тока в проводниках и направление линий магнитного поля

61.3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Динамик.

Действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу. Правило левой руки. Устройство и принципы работы динамика.

Решение задач типа:

  1. Упр. 36(1-4), Р. №829 а, в, д, з

Демонстрации.

Действие магнитного поля на проводник с током (по рис.104 учебника)


—Применять правило левой руки;

—определять направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле;

—определять знак заряда и направление движения частицы

62.4

Решение задач по теме «Сила Ампера. Действие магнитного поля на заряженную частицу. Сила Лоренца»


Физический диктант

—Применять правило левой руки;

—определять направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле;

—определять знак заряда и направление движения частицы

63.5

Индукция магнитного поля.

Индукция магнитного поля. Модуль вектора магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Единицы магнитной индукции. Зависимость магнитного потока, пронизывающего площадь контура, от площади контура, ориентации плоскости контура по отношению к линиям магнитной индукции и от модуля вектора магнитной индукции магнитного поля

Решение задач типа:

Упр. 37(1, 2), Р. № 830, 832



—Записывать формулу взаимосвязи модуля вектора магнитной индукции магнитного поля с модулем силы F, действующей на проводник длиной l, расположенный перпендикулярно линиям магнитной индукции, и силой тока I в проводнике;


64.6

Магнитный поток.

Зависимость магнитного потока, пронизывающего контур, от площади и ориентации контура в магнитном поле и индукции магнитного поля.

Решение задач типа:Упр. 38


Тест

—описывать зависимость магнитного потока от индукции магнитного поляпронизывающего площадь контура и от его ориентации по отношению к линиям магнитной индукции

65.7

Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея.

Опыты Фарадея. Причина возникновения индукционного тока. Микрофон.

Демонстрации.

Электромагнитная индукция (по рис.122—124 учебника)


—Наблюдать и описывать опыты, подтверждающие появление электрического поля при изменении магнитного поля, делать выводы

66.8

Лабораторная работа №4.


А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», стр. 303


«Изучение явления электромагнитной индукции»


Демонстрации.

Самоиндукция



—Проводить исследовательский эксперимент по изучению явления электромагнитной индукции;

—анализировать результаты эксперимента и делать выводы;

—работать в группе

67.9

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Возникновение индукционного тока в алюминиевом кольце при изменении проходящего сквозь кольцо магнитного потока. Определение направления индукционного тока. Правило Ленца

Демонстрации. Взаимодействие алюминиевых колец (сплошного и с прорезью) с магнитом (по рис.126—130 учебника)


—Наблюдать взаимодействие алюминиевых колец с магнитом;

—объяснять физическую суть правила Ленца и формулировать его;

—применять правило Ленца и правило правой руки для определения направления индукционного тока

68.10

Явление самоиндукции

Физическая суть явления самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.

Демонстрации. Проявление самоиндукции при замыкании и размыкании электрической цепи (по рис.131, 132 учебника)


—Наблюдать и объяснять явление самоиндукции

69.11

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Переменный электрический ток. Устройство и принцип действия индукционного генератора переменного тока. График зависимости i(t). Устройство и принцип действия трансформатора. Виды трансформаторов. Передача электрической энергии на расстояние.

Решение задач на нахождение амплитуды, частоты и периода колебаний тока (по графику).

Демонстрации.

Трансформатор универсальный энергии.


—Рассказывать об устройстве и принципе действия генератора переменного тока;

—называть способы уменьшения потерь электроэнергии передаче ее на большие расстояния;

—рассказывать о назначении, устройстве и принципе действия трансформатора и его применении

70.12

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Выводы Максвелла. Электромагнитное поле, его источник. Различие между вихревым электрическим и электростатическим полями. Электромагнитные волны: скорость, поперечность, длина волны, причина возникновения волн. Напряжённость электрического поля. Обнаружение электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн.

Решение задач типа: 1)Упр. 42.

2)Р. № 986, 995

3)Нахождение по графику амплитуды, периода и частоты колебаний силы тока; частоту волны.

Демонстрации.

Излучение и прием электромагнитных волн

Самостоятельная работа (по материалу §35—43).

—Наблюдать опыт по излучению и приему электромагнитных волн;

—описывать различия между вихревым электрическим и электростатическим полями

71.13

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

Высокочастотные электромагнитные колебания и волны — необходимые средства для осуществления радиосвязи. Колебательный контур, получение электромагнитных колебаний. Формула Томсона.

Демонстрации.

Регистрация свободных электрических колебаний (по рис.140 учебника)


—Наблюдать свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре;

—делать выводы;

—решать задачи на формулу Томсона

72.14

Принципы радиосвязи и телевидения.

Блок-схема передающего и приемного устройств для осуществления радиосвязи. Амплитудная модуляция и детектирование высокочастотных колебаний



—Рассказывать о принципах радиосвязи и телевидения;

—слушать доклад «Развитие средств и способов передачи информации на далекие расстояния с древних времен и до наших дней»

73.15

Электромагнитная природа света. Развитие взглядов на природу света. Свет как частный случай электромагнитных волн. Диапазон видимого излучения на шкале электромагнитных волн. Частицы электромагнитного излучения — фотоны (кванты)

Демонстрации.

Дисперсия белого света.

Получение белого света при сложении света разных цветов.


Физический диктант

—Называть различные диапазоны электромагнитных волн

74.16

Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел.

Явление дисперсии. Разложение белого света в спектр. Получение белого света путем сложения спектральных цветов. Цвета тел. Назначение и устройство спектрографа и спектроскопа.


Демонстрации. Преломление светового луча (по рис.145 учебника). Опыты по рисункам 149—153 учебника


—Наблюдать разложение белого света в спектр при его прохождении сквозь призму и получение белого света путем сложения спектральных цветов с помощью линзы;

—объяснять суть и давать определение явления дисперсии

75.17

Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Виды оптических спектров.

Поглощение и испускание света атомами. Сплошной и линейчатые спектры, условия их получения. Спектры испускания и поглощения. Закон Кирхгофа. Атомы — источники излучения и поглощения света.

Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»

А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», стр. 305



—Наблюдать сплошной и линейчатые спектры испускания;

—называть условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания;

—работать в группе;


76.18

Обобщающее повторение по теме «Электромагнитное поле»



— применять знания к решению задач - слушать доклад «Метод спектрального анализа и его применение в науке и технике»

77.19

Контрольная работа № 5.

«Электромагнитное поле».

применять знания к решению задач

Тема 4.Строение атома и атомного ядра. 14 ч.

78.1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа, -бета –и гамма- излучения.

Открытие радиоактивности Беккерелем. Опыт по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения. Альфа-, бета- и гамма-частица. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.



—Описывать опыты Резерфорда по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения

79.2

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома.

Модель атома Томсона. Опыты резерфорда по рассеиванию альфа-частиц. Планетарная модель атома.

Демонстрации. Модель опыта Резерфорда. Таблица «Опыт Резерфорда»


—Описывать опыты Резерфорда по исследованию с помощью рассеяния α-частиц строения атома

80.3

Радиоактивные превращения атомных ядер. Период полураспада.

Превращения ядер при радиоактивном распаде на примере альфа-распада радия. Обозначение ядер химических элементов. Массовое и зарядовое числа. Законы сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях.

Правила смещение Содди.

Решение задач типа:

  1. Упр. 43(4)

  2. Упр. 43(5)

Определить, выполняется ли закон сохранения массового числа в ядерных реакциях (по уравнению).


Физический диктант

—Объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях;

—применять эти законы при записи уравнений ядерных реакций

81.4

Экспериментальные методы исследования частиц . Лабораторная работа №6


Назначение, устройство и принцип действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона.

Лабораторная работа №6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», стр. 306


—Измерять мощность дозы радиационного фона дозиметром;

—сравнивать полученный результат с наибольшим допустимым для человека значением;

—работать в группе

82.5

Открытие протона и нейтрона.

Выбивание протонов из ядер атомов азота. Наблюдение фотографий треков частиц в камере Вильсона. Открытие и свойства нейтрона.

Решение задач типа:

  1. Упр. 44

  2. Р. №1181

  3. Определить, какие частицы возникают в результате ядерных реакций (по уравнению реакции)



—Применять законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнений ядерных реакций

83.6

Состав атомного ядра.

Протонно- нейтронная модель атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Изотопы.

Ядерные реакции.

Ядерные силы.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл массового и зарядового числа.

Решение задач типа: Упр. 45(2)


тест

—Объяснять физический смысл понятий: массовое и зарядовое числа

84.7

Энергия связи частиц в ядре. Дефект масс.

Энергия связи. Внутренняя энергия атомных ядер. Взаимосвязь массы и энергии. Дефект масс. Выделение или поглощение энергии при ядерных реакциях.

Решение задач



—Объяснять физический смысл понятий: энергия связи, дефект масс

85.8

Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция.

Модель процесса деления ядра урана. Выделение энергии. Цепная реакция деления ядер урана и условия её протекания. Критическая масса.

Решение задач типа: Написать цепочку ядерных превращений , захватившего нейтрон, в плутоний , учитывая, что все вновь образующиеся ядра являются бета-радиоактивными.


Демонстрации. Таблица «Деление ядер урана»

Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», стр. 307


С/работа «Энергия связи частиц в ядре. Дефект масс»

—Описывать процесс деления ядра атома урана;

—объяснять физический смысл понятий: цепная реакция, критическая масса;

—называть условия протекания управляемой цепной реакции

86.9

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

Управляемая ядерная реакция. Преобразование энергии ядер в электрическую.

Демонстрации. Таблица «Ядерный реактор»


—Рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия;

87.10

Атомная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Необходимость использования энергии деления ядер. Преимущества и недостатки атомных электростанций по сравнению с тепловыми. Проблемы, связанные с использованием АЭС

Дискуссия на тему «Экологические последствия использования тепловых, атомных и гидроэлектростанций»


—называть преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций

88.11

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Дозиметрия.

Поглощённая доза излучения. Биологический эффект, вызываемый различными видами радиоактивных излучений. Способы защиты от радиации.

Решение задач типа:

  1. Р. №1202

Какой вид радиоактивного излучения наиболее опасен при внутреннем (внешнем) облучении человека?


тест

—Называть физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;

—слушать доклад «Негативное воздействие радиации на живые организмы и способы защиты от нее»

89.12

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд.

Условия протекания и примеры термоядерных реакций. Выделение энергии. Перспективы использования этой энергии.

Решение задач типа:

По уравнению ядерной реакции определить, в какой из них имеет место термоядерный синтез.

Какая энергия выделяется в термоядерной реакции, приведённой в предыдущей задаче?



—Называть условия протекания термоядерной реакции;

—приводить примеры термоядерных реакций;

90.13

Решение задач.

Лабораторная работа №8.

Решение задач по дозиметрии, на закон радиоактивного распада.

Лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» (выполняется дома)

А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», стр. 309


—Строить график зависимости мощности дозы излучения продуктов распада радона от времени;

—оценивать по графику период полураспада продуктов распада радона;

—представлять результаты измерений в виде таблиц;

—работать в группе

91.14

Контрольная работа № 6

«Строение атома и атомного ядра»

применять знания к решению задач

Тема 5. Строение и эволюция Вселенной. 5 ч.

92.1

Состав, строение и происхождение Солнечной системы

Состав Солнечной системы: Солнце, восемь больших планет (шесть из которых имеют спутники), пять планеткарликов, астероиды, кометы, метеор ные тела. Формирование Солнечной системы.

Демонстрации. Слайды или фотографии небесных объектов


—Наблюдать слайды или фотографии небесных объектов;

—называть группы объектов, входящих в Солнечную систему;

—приводить примеры изменения вида звездного неба в течение суток

93.2

Большие планеты Солнечной системы

Земля и планеты земной группы. Общность характеристик планет земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет-гигантов.

Демонстрации. Фотографии или слайды Земли, планет земной группы и планет-гигантов


—Сравнивать планеты земной группы; планеты-гиганты;

—анализировать фотографии или слайды планет

94.3

Малые тела Солнечной системы

Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеорные тела. Образование хвостов комет. Радиант. Метеорит. Болид.

Демонстрации. Фотографии комет, астероидов


—Описывать фотографии малых тел Солнечной системы

95./4.

Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд

Солнце и звезды: слоистая (зонная) структура, магнитное поле. Источник энергии Солнца и звезд — тепло, выделяемое при протекании в их недрах термоядерных реакций. Стадии эволюции Солнца.

Демонстрации. Фотографии солнечных пятен, солнечной короны


—Объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд;

—называть причины образования пятен на Солнце

—анализировать фотографии солнечной короны и образований в ней

96.5

Строение и эволюция Вселенной

Галактики. Метагалактика. Три возможные модели нестационарной Вселенной, предложенные А.А.Фридманом. Экспериментальное подтверждение Хабблом расширения Вселенной. Закон Хаббла.

Демонстрации. Фотографии или слайды галактик

Самостоятельная работа (по материалу §65—68).

—Описывать три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом;

—объяснять, в чем проявляется нестационарность Вселенной;

—записывать закон Хаббла

Итоговое повторение за курс основной школы. 6 ч.

97.1

Роль физики в формировании научной картины мира. Повторение темы «Строение вещества».



Повторение материала курса физики 7— 9 классов.

Решение типовых тестовых зада­ний ГИА.

Проверка правильности решений и заполнения бланков ГИА

98.2

Повторение тем «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», «Механическая работа. Мощность».


99.3

Повторение тем «Тепловые явления», «Оптические явления».



100.4

Повторение темы «Законы взаимодействия и движения тел».



101.5

Итоговая контрольная работа за курс основной школы.


Контрольная работа за курс основной школы

Применять знания к решению задач

102.6

Анализ ошибок контрольной работы



— Обсуждение и анализ ошибок, допущенных в контрольной работе; —самостоятельно оценивать качество выполнения работ




Приложение 2.

Информационные ресурсы:

УМК «Физика. 9 класс»

1. Физика. 9 класс. Учебник (авторы А. В. Перышкин, Е. М. Гутник).

2. Физика. Тематическое планирование. 9 класс (автор Е. М. Гутник).

3. Физика. Тесты. 9 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).

4. Физика. Дидактические материалы. 9 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

5. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).

6. Электронное приложение к учебнику.

Для учителя:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-023273-9.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. —342 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.

  3. Примерные программы по учебным предметам. Физика 7–9 классы. –3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. –79с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-020552-8.

  4. Боброва С.В. Физика. 7-10 классы: нестандартные уроки.- Волгоград: Учитель, 2003.

  5. Сайт «Лаборатория физики» предоставляет возможность пройти on-line тестирование по темам 7 класса. Результаты тестов высылаются на электронную почту пользователя. http://physics-lab.ucoz.ru/tests/2

  6. Сайт Федерального института педагогических измерений ФИПИ (http://www.fipi.ru/view/sections/222/docs/578.html). (http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html 

  7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) – http://fcior.edu.ru.

  8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) – http://school-collection.edu.ru.

Для учащихся:

  1. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие.– М.: Дрофа, 2005.

  2. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. ­– М.: Интеллект-Центр, 2006

  3. Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн. 1.- М.: Наука, 1986.

  4. «Сборник вопросов и задач по физике» Н. И. Гольдфарб, 2001г.


Интернет-поддержка курса физики

Название сайта

Электронный адрес

Коллекция ЦОР

http://school-collection.edu.ru

Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика

http://experiment.edu.ru

Мир физики: физический эксперимент

http://demo.home.nov.ru

Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации

http://genphys.phys.msu.ru

Физика в анимациях.

http://physics.nad.ru

Интернет уроки.

http://www.interneturok.ru/distancionno

Физика в открытом колледже

http://www.physics.ru

Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября»

http://fiz.1september.ru

Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: физика

http://experiment.edu.ru

Задачи по физике с решениями

http://fizzzika.narod.ru

Квант: научно-популярный физико-математический журнал

http://kvant.mccme.ru

Краткий справочник по физике

http://www. physics.vir.ru

Мир физики: физический эксперимент

http://demo.home.nov.ru

Образовательный сервер «Оптика»

http://optics.ifmo.ru

Обучающие трёхуровневые тесты по физике: сайт В. И. Регельмана

http://www. physics-regelman.com

Онлайн-преобразователь единиц измерения

http://www.decoder.ru

Термодинамика: электронный учебник по физике для 7-го и 8-го классов

http:// fn.bmstu.ru/phys/bib/I-NET/

Физика в анимациях

http://physics.nad.ru

Физика в Интернете: журнал «Дайджест»

http://fim.samara.ws

Физика вокруг нас

http://physics03.narod.ru

Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики

http://www.fizika.ru

Физика студентам и школьникам: сайт А. Н. Варгина

http://www.physica.ru

Физикомп: в помощь начинающему физику

http://physicomp.lipetsk.ru

Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке

http://www.elementy.ru

Эрудит: биографии учёных и изобретателей

http://erudit.nm.ru


- 21 -


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!