Муниципальное общеобразовательное учреждение
Семендяевская основная общеобразовательная школа
Калязинского района Тверской области
171580, Тверская область, Калязинский район, с Семендяево, ул. Речная, д. 27 сайт школы: http://schoolsim.tver.edu.ru; телефон/факс (848249) 6-36-37; e-mail: semendyaevo@mail.ru
Согласовано Заместитель директора по образовательному процессу ___________Т.В. Бобикова 18.08. 2023 г. | Принято На педагогическом совете Протокол № 1 от 18.08. 2023 г. | Утверждаю Директор МОУ Семендяевскаяоош:_________ Н. В. Беленкова Приказ № 149 от 18.08.2023 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
в 3 классе.
Учитель: Шуренкова Светлана Николаевна
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
-
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
-
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
-
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
-
основной образовательной программы НОО ГБОУ ООШ №23 г.о. Чапаевск, утвержденной приказом от 29.09.2022 № 106-од..СП 2.4.3648-20;
-
СанПиН 1.2.3685-21;
Актуальность Программы «Орлята России»
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий, заложенных в Программе.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру.
8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций Программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в: приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в Программе воспитания; ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности; интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается программой воспитания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
-
осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру общения в классе способствовать формированию навыков взаимодействия в группе сверстников, способствовать дружескому отношению к одноклассникам;
-
формирование положительной мотивации по отношению к учебно- познавательной деятельности и процессу интеллектуального напряжения;
-
формировать положительную мотивацию к интеллектуальной деятельности; способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления в соответствии с возрастом и интересами обучающихся осознавать ценность умственного труда в жизни человека;
-
осознавать ценность книги – как источника знаний;
-
формировать нравственно-этические нормы поведения, которые строятся на проявлении сопереживания, уважения и доброжелательности способствовать становлению ценностного отношения к укреплению здоровья с помощью зарядки;
-
формировать интерес к изучению истории своей страны формирование основ экологической культуры, принятие ценности природного мира.
Метапредметные результаты:
– познавательные:
-
формировать способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
-
развивать способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли;
-
формировать умение составлять совместно с учителем общие правила поведения; формировать умения выделять главное и значимое в полученной информации; формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
-
учиться ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога);
-
учиться понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);
-
приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
-
познавательные: понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео
– коммуникативные:
-
формировать представления о смысле и значимости дружбы, межличностные связи в коллективе;
-
формировать представления о способах выражения дружеского отношения к одноклассникам;
-
формировать культуру общения в классе и умение подчиняться общим правилам общения; формировать дружеское взаимодействие в детском коллективе, умение ставить общую цель и пути её достижения;
-
формулировать суждения, слушать собеседника и понимать высказывания других обучающихся;
-
учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику в совместной работе; формировать положительную мотивацию к чтению книг и обмену информацией, знаниями со сверстниками; строить аргументированные высказывания в процессе общения со сверстниками и взрослыми;
-
учиться рассказывать сверстникам и взрослым о пользе зарядки; учиться слушать говорящего, взаимодействуя в малой группе сверстников без руководства педагога;
– регулятивные:
-
учиться ставить цели и планировать личную деятельность;
-
учиться открыто демонстрировать свои творческие способности;
-
учиться называть одноклассников по имени, демонстрировать доброжелательное отношение к сверстникам и учиться общаться согласно нормам этики формировать умения эмоционального конструктивного общения во внеурочной деятельности;
-
понимать и действовать согласно выделенным ориентирам действий при работе с интеллектуальными заданиями;
-
понимать и действовать согласно выделенным ориентирам при работе с интеллектуальными заданиями, учиться работать в паре при решении интеллектуальных задач;
-
содействовать самореализации каждого обучающегося в процессе выполнения интеллектуальных заданий;
-
содействовать поиску самостоятельной траектории чтения; понимать и одобрять нравственные нормы поведения: действовать согласно рационального использования времени и ресурсов, выполнять правила безопасного труда при выполнении работы; учиться контролировать свои действия при выполнении зарядки; планировать совместно с педагогом действия для достижения поставленной цели.
Предметные результаты:
-
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе;
-
формировать умение применять полученные знания из различных областей в совместной коллективной деятельности;
-
формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; узнавать главные качества эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты;
-
выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной среды человека;
-
формировать умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки;
-
расширять словарный запас новыми словами и терминами
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема раздела | Кол- во часов | Содержание раздела |
Вводные «Орлятские уроки» | 3 | Основными задачами являются старт Программы для детей и эмоциональный настрой класса на участие в Программе. |
«Орлёнок – Лидер» | 4 | Реализация Программы начинается с данного трека, который позволяет актуализировать/ приобрести опыт совместной деятельности в коллективе, что необходимо в начале учебного года. Также занятия трека позволят выявить первичную оценку уровня сплочённости класса и лидеров для дальнейшего формирования микрогрупп. |
«Орлёнок – Эрудит» | 4 | Вторая четверть отличается высокой мотивацией у детей на учебную деятельность. В этот временной промежуток в школах проходят различные олимпиады. В рамках трека происходит знакомство ребёнка с разными способами получения информации |
«Орлёнок – Мастер» | 4 | Данный трек проходит в два этапа: – подготовка новогоднего спектакля/номера/концерта; – знакомство с мастерами своего дела и лучшими мастерами региона/страны. |
Игра для подведения промежуточных итогов участия в Программе | 1 | Игра по итогам 3х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» Игру учитель проводит самостоятельно, используя предоставленные методические рекомендации. |
«Орлёнок – Доброволец» | 4 | Тематика трека актуальна круглый год, поэтому учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей и истории добровольческого/ волонтерского/ тимуровского движения в любое время учебного года. |
«Орлёнок – Спортсмен» | 4 | Учитывая разницу в погодных условиях предлагается трек провести в данное время: в большинстве школ проходят различные соревнования, посвященные 23 февраля и пр. В том числе, в соответствии с возрастом, можно провести Весёлые страты, «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие соревнования, чтобы минимизировать воздействия гиподинамического кризиса середины учебного года. |
«Орлёнок – Эколог» | 4 | Несмотря на большую разницу в климате регионов страны, весна – наиболее благоприятный период для реализации трека. Погодные условия позволяют уже часть мероприятий трека проводить за пределами здания школы. |
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | 4 | В логике Программы важно, чтобы все треки прошли до трека «Орлёнок – хранитель исторической памяти», так как он является треком, подводящим итоги участия в учебном году. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. |
Подведение итогов | 2 | В УМК – использование игровых методов диагностики результатов. Основными результатами, которые нам необходимо оценить, станут: личностное развитие ребёнка (изменение его позиции от «наблюдателя» до «активного участника»); сформированность класса как коллектива; уровень принятия/осознания ценностей, заложенных в Программе. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов |
-
| Старт программы | 3 ч |
-
| Орлёнок – Лидер | 4 ч |
-
| Орлёнок – Эрудит | 4 ч |
-
| Орлёнок – Мастер | 4 ч |
-
| Игра для подведения промежуточных итогов участия в Программе | 1 ч |
-
| Орлёнок – Доброволец | 4 ч |
-
| Орлёнок – Спортсмен | 4 ч |
-
| Орлёнок – Эколог | 4 ч |
-
| Орлёнок – Хранитель исторической памяти | 4 ч |
-
| Подведение итогов | 2 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| Старт программы | 3 |
1 | Вводный «Орлятский урок» | 1 |
2 | Оформление Орлятского уголка. | 1 |
3 | Оформление Орлятского уголка. | 1 |
| «Орлёнок – Лидер» | 4 |
4 | «Лидер – это...» «Я могу быть лидером» | 1 |
5 | «В команде рождается лидер» «От идеи – к делу» | 1 |
6 | КТД «Вместе мы сможем всё» «КЛАССный выходной» | 1 |
7 | «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» «Мы дружный класс!» | 1 1 |
| «Орлёнок – Эрудит» | 4 |
8 | «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...» | 1 |
9 | «Игра – это полезно и интересно» «Эрудит – это широкий кругозор» | 1 |
10 | «Твори! Выдумывай! Пробуй!» КТД «Играй, учись и узнавай» | 1 |
11 | Встреча с эрудитом «Хотим всё знать» Итоги трека «На старте новых открытий» | 1 |
| «Орлёнок – Мастер» | 4 |
12 | «Мастер – это...» «Россия мастеровая» | 1 |
13 | «Город Мастеров» «В гости к мастерам» | 1 |
14 | «От идеи – к делу!» КТД «Мастер своего дела» | 1 |
15 | «Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» – подводим итоги | 1 |
| Подведение промежуточных итогов | 1 |
16 | Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Эколог», «Орлёнок – Эрудит», «Орлёнок – Мастер» | 1 |
«Орлёнок – Доброволец» | 4 |
17 | «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» | 1 |
18 | КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» | 1 |
19 | Подготовка КТД «От идеи к делу» КТД «Подари улыбку миру!» | 1 |
20 | «Доброволец – это доброе сердце» «Портрет добровольца» | 1 |
«Орлёнок – Спортсмен» | 4 |
21 | «Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ» | 1 |
22 | «Мы гордимся нашими спортсменами» «Сто затей для всех друзей» | 1 |
23 | КТД «Спортивное» Спортивная игра «Книга рекордов» | 1 |
24 | «Встреча-подарок» «Азбука здоровья» | 1 |
| «Орлёнок – Эколог» | 4 |
25 | «ЭКОЛОГиЯ» «Страна экологии» | 1 |
26 | «Мой след на планете» КТД «Знаю, умею, действую» | 1 |
27 | Экологический квест «Ключи природы» Игра по станциям «Путешествие в природу» | 1 |
28 | Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом «Шагая в будущее – помни о планете» | 1 |
| «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | 4 |
29 | «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» «Хранитель семейных традиций» | 1 |
30 | «Традиции моей страны» Кодекс «Орлёнка – Хранителя» | 1 |
31 | «Знать, чтобы хранить» КТД «История становится ближе» | 1 |
32 | «Мы – хранители памяти» «Расскажи мне о России» «Мы – хранители» | 1 |
| Подведение итогов | 2 |
33 | Игра «Тайна за 7 печатями» | 1 |
34 | Орлятское чаепитие с родителями. | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА
Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами:
-
Методическое сопровождение программы развития социальной активности «Орлята России»
-
Электронная библиотека (orlyatarussia.ru)