СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа основного общего образования по родной литературе (на русском языке) 5-9 класс (ФГОС ООО)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа основного общего образования по родной литературе (на русском языке) 5-9 класс (ФГОС ООО)»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение -

основная общеобразовательная школа с. Киргишаны

Бисертского городского округа

Нижнесергинского района

Свердловской области




Утверждена:

Приказ

Директор МКОУ - ООШ с. Киргишаны

_______________Мартынова Т.В.




Рабочая программа

основного общего образования

по родной литературе (на русском языке) 5-9 класс (ФГОС ООО)






Составитель:

Учитель

Андреевских Валерия Вадимовна



с. Киргишаны, 2021 – 2022 учебный год


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Планируемые результаты освоения учебного предмета «родная литература (на русском языке)».

Планируемые результаты освоения учебного предмета «родная литература (на русском языке)» делятся на личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты освоения учебного предмета «родная литература (на русском языке)»:

* воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности. знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основа культурного наследия народов России и человечества;

* формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. его мнению, ировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России4

* развитие морального осознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

* осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

* развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к самосовершенствованию собственной речи;

* устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

* потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технологии продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

  • уважительно относиться к родной литературе;

  • оценивать свои и чужие поступки;

  • проявлять внимание, желание больше узнать;

  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих строить свои взаимоотношения с их учетом.


Метапредметные результаты изучения курса родная литература (на русском языке):

Регулятивные УУД:

  • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью. прогнозировать. корректировать свою деятельность под руководством учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

  • планированию пути достижения цели;

  • установлению целевых приоритетов;

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действиям (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»)

  • учитывать условия выполнения учебной задачи;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).


Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;

  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным детальным);

  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу. схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • строить сообщение в устной форме;

  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

  • обобщить (выводить общее для целого ряда единичных объектов).


Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь 9в том числе и помощь учителя);

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации создавать тексты различного типа, стиля жанра;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.


Учащийся научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • задавать вопросы;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5-9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.


Предметные результаты освоения учебного предмета «родная литература (на русском языке)»:

  • осознание значимости чтения изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предметные результаты обучения

Устное народное творчество.

5 класс.

Пятиклассник научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную и вымышленную ситуацию:

- выразительно читать сказки, в том числе уральские, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного высказывания;

- пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для русских народных сказок художественные приемы;

- выявлять в сказках характерные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.

Пятиклассник получит возможность научиться:

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

- сочинять сказку (в том числе и по пословице).

6 класс.

Шестиклассники научатся:

- видеть черты русского национального характера в героях русских былин, учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания, - пересказывать былины, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приемы.

Шестиклассник получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии о своем районе, городе, о своей школе и т.п.;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты русского национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества русского народа для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

7 класс.

Семиклассник научится:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;

- различать фольклорные и литературные произведения, в том числе уральские;

- обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.

Семиклассник получит возможность научиться:

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества русского народа для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

8 класс.

Восьмиклассник научится:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам русского и уральского народов, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм)

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

- учитывая жанрово- родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

-целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

-определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания.


Восьмиклассник получит возможность научиться:

- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала русского народа;

- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор.


Древнерусская литература. Русская литература 18 века, русская литература 19 века – 21 века.

5 класс.

Пятиклассник научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения.

Пятиклассник получит возможность научиться:

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно- исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

6 класс.

Шестиклассник научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы. выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

Шестиклассник получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста4

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

7 класс.

Семиклассник научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы. выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями.

Семиклассник получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие2 тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

8 класс.

Восьмиклассник научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве фрмы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному произведению;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.

Восьмиклассник получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать их интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

9 класс.

Выпускник научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному произведению;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).




Содержание учебного предмета

Основные теоретико- литературные понятия

- Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

- Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

- Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня, баллада, поэма, ода, послание, элегия, комедия, драма, трагедия).

- Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

- Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь. герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер, диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

- Стихи и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.


Основные виды деятельности по освоению литературных произведений:

- акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов, составление системы вопросов и ответы на них (устные и письменные);

- устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного анализа;

- устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т. п.


Своеобразие родной литературы (на русском языке).

Значимость чтения и изучения родной (русской) литературы для дальнейшего развития человека. Родная (русская) литература как национально-культурная ценность народа. Родная (русская) литература как способ познания жизни. Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении. Слово как средство создания образа. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Прогноз развития литературных традиций в 21 веке.




Содержание учебного предмета «родная литература (на русском языке)».



5 класс.

Введение Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека (1).

Устное народное творчество Урала.(4)

Фольклор малых форм. Детский фольклор. Колыбельные песни, считалки, пословицы и поговорки.. Особенности строения произведения. Народная мудрость пословиц и поговорок. Меткость и точность языка.

Сказки народов Урала. Виды сказок. Сказки о животных: «Хитрый козел», «Волк-лекарь», «Ласточка и комар» и т. д.

Бытовые сказки: «Хитрый солдат», «Жена ленивая», «Кисель». Характеры героев. Поучительный смысл сказки.(

Волшебные сказки: «Про царевича Петра и волшебного коня», «Топор-саморуб». Традиционные черты волшебной сказки, волшебные герои и волшебные события.

Древнерусская литература (1)

«Русская земля». Традиции и особенности духовной литературы.

Литература 18 века. (1)

Н.И.Новиков. «Детское чтение для сердца и разума» Образное отражение жизни в литературе.

Из литературы Х1Х века(4)

Русские басни

Л.Н.Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. нравственная проблематика басен, злободневность. пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приемы создания характеров и ситуаций. Мораль.

В.И.Даль. Сказка «Что значит Досуг?». Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Идеальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

Н.Г.Гарин- Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенности характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.

Сочинение «Зло и добро в сказке»

Из литературы ХХ века (6)

Е.А.Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.

В.А.Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновья благодарность. Особенности жанра. Значение финала.

Ю.Я.Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; зло и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.

Сочинение «Мир глазами ребенка»

А.И.Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство, сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

В .Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приемы ее реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.

Родная природа в произведениях поэтов ХХ века. (1)

В.Я.Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.

М.А.Волошин. Стихотворение «Как нам близок и понятен…». Краткие сведения о поэте. Непревзойденный мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать ее красоту. Кдинство человека и природы. Практикум выразительного чтения.

Творчество писателей и поэтов Урала (1). По выбору учителя.




6 класс.

Введение (1)

Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Русский фольклор (1)

Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Литературная сказка (1)

Н.Д.Телешов. «Белая цапля».Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.

Древнерусская литература .(1)

Теория. Летопись. Повесть временных лет. «Повесть о взятии Олегом Царьграда». Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

Из литературы Х1Х века. (2)

А.С.Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство.

Н.Г.Гарин-Михайловский. «Детство Темы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены»

Поэтический образ Родины. (1)

И.С.Никитин. «Русь».

М.Ю.Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын…» (из поэмы «Сашка»)

А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.

Из литературы ХХ века(10)

Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.

А.П.Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение.

Сочинение «Тимуровцы сейчас?»

Стихи о прекрасном и неведомом. А.Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…», Н.Гумилев. «Жираф», Д.Самойлов «Сказка», В.Берестов «»Почему-то в детстве…»

А.Г.Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким.

А.В.Масс. «Сказка о черноокой принцессе». Духовно-нравственная проблематика рассказа. Позиция автора.

Ю.Кузнецов. «Помощница автора». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы»

Творчество писателей и поэтов Урала.(2) (по выбору учителя)




7 класс


Своеобразие родной литературы (1). Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора и образ рассказчика в литературном произведении.

Русский фольклор (1). Связь фольклорных произведений с другими видами искусств. Русская народная сказка «Семь Симеонов». Отражение в фольклорных произведениях быта, трагедий, обрядов.

Древнерусская литература (1). «Повесть о Евпатии Коловрате». Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

Литература 18 века. (1) И.И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

Из литературы Х1Х века. (3)

Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оцененном А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину».

К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал»

Из литературы ХХ – ХХ1 века. (10)

А.Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном - с улыбкой. Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.

Ю. М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М. Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя).

В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.

В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин»

Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе»

С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и должная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».

А.В.Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Ивана Палыча».

Е.В.Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озере». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.

Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.

Творчество писателей и поэтов Урала. (2) (По выбору учителя)


8 класс.


Своеобразие родной литературы (1) Литература и традиция. Прогноз развития литературных традиций в ХХ1 веке.

Фольклор. (1). Фольклорные традиции. Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев.

Древнерусская литература (1). Рассказы русских летописей 12-14 веков. Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Гнездо орла».

Из литературы 18 века. (1). Н.М.Карамзин. Сказания. легенды, рассказы из «Истории государства Российского».

Из литературы Х1Х века. (6)

А.А.Бестужев-Марлинский. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.

Е.А.Баратынский. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись.

В.М.Гаршин. «То, чего не было». Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания.

А.Н.Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции 19 века в творчестве поэта.

Л.А. Чарская. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.

Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе».

Из литературы ХХ века. (8)

Л.Пантелеев. «Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.

Р.И. Рождественский. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»

Е.А.Пермяк. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.

Ю.Я.Яковлев. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

В.Ф.Козлов. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражение характера.

Л.Романова. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.

Сочинение по творчеству данных писателей (по выбору учителя)

Практикум выразительного чтения.

Творчество писателей и поэтов Урала (1)




9 класс.

Своеобразие родной литературы (1). Великая сила литературы. Жанры и литературные роды.

Древнерусская литература (1). Летопись. «Великое наследие» (Д.С.Лихачев) «Повесть временных лет» и ее традиции.

Из литературы 18 века. (1). Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» - яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.

Из литературы Х1Х века. (3)

Поэтическая традиция 19 века в творчестве А.Н.Апухтина. . Лирика. Стихи. Ритм. Размеры. Художественные особенности..

Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.) Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).

А.П.Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагидийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственные перерождение героини.

Из литературы ХХ века. (5)

Традиции литературы ХХ века. Малый эпический жанр.

А.М.Горький. «Макар Чудра». Герои неоромантизма.

А.И.Куприн. «Живое и мертвое» в рассказе Куприна А.И.. «Габринус». Две героини, две судьбы.

Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.

К.Д.Воробьев. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

В.Быков. Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне.

Из современной русской литературы (7)

А.И.Солженицын. Цикл. «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора. (Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору)

В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

Т.Н.Толстая. «Соня». Мотив времени. Тема нравственного выбора. Символические образы.

В.Н.Крупин. Сборник миниатюр. «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).

Б.П.Екимов. «Ночь исцеления» . Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга. ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.


Творчество писателей и поэтов Урала (1). Любовь к малой родине




Поурочное планирование учебного предмета «Родная литература (на русском языке)».



Тема урока

Кол-во

часов

5 класс

1

Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека

1

2

Фольклор малых форм. Детский фольклор. Колыбельные песни, считалки, пословицы и поговорки. Особенности строения произведения. Народная мудрость пословиц и поговорок. Меткость и точность языка.


1

3

Сказки народов Урала. Виды сказок. Сказки о животных: «Хитрый козел», «Волк-лекарь», «Ласточка и комар

1

4

Бытовые сказки: «Хитрый солдат», «Жена ленивая», «Кисель». Характеры героев. Поучительный смысл сказки.

1

5

Волшебные сказки: «Про царевича Петра и волшебного коня», «Топор-саморуб». Традиционные черты волшебной сказки, волшебные герои и волшебные события.


1

Древнерусская литература (1)


6

«Русская земля». Традиции и особенности духовной литературы.


1

Литература 18 века(1)

7

Н.И.Новиков. «Детское чтение для сердца и разума» Образное отражение жизни в литературе

1

Из литературы Х1Х века(4)


8

Л.Н.Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен.


1

9

В.И.Даль. Сказка «Что значит Досуг?». Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке.


1

10

Н.Г.Гарин- Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки.


1

11

Сочинение «Зло и добро в сказке»


1

Из литературы ХХ века (6)


12

Е.А.Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов.

1

13

В.А.Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь

1

14

Ю.Я.Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке.

1

15

А.И.Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа

1

16

В .Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приемы ее реализации.

1

Родная природа в произведениях поэтов ХХ века. (1)


17

В.Я.Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. М.А.Волошин. Стихотворение «Как нам близок и понятен…». Краткие сведения о поэте. Непревзойденный мастер слова

1

18

Творчество писателей и поэтов Урала. П.П.Бажов. «Синюшкин колодец», «Оневушка-поскакушка»

2

Итого 5 класс: 19 часов

6 класс

Введение (1)


1

Книга как духовное завещание одного поколения другому.


1

Русский фольклор (1)


2

Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.


1

Литературная сказка (1)


3

Н.Д.Телешов. «Белая цапля».Назначение человека и его ответственность перед будущим

1

Древнерусская литература .(1)


4

Теория. Летопись. Повесть временных лет. «Повесть о взятии Олегом Царьграда».

1

Из литературы Х1Х века. (3)


5

А.С.Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство.


1

6

Н.Г.Гарин-Михайловский. «Детство Темы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя.

1

7

Поэтический образ Родины.

1

Из литературы ХХ века(10)


8

Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?»

1

9

10

А.П.Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение.


2

11

Сочинение «Тимуровцы сейчас?»


1

12

Стихи о прекрасном и неведомом. А.Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…»

1

13

14

А.Г.Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку?

2

15

А.В.Масс. «Сказка о черноокой принцессе». Духовно-нравственная проблематика рассказа. Позиция автора.


1

16

Ю.Кузнецов. «Помощница автора». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.


1

17

Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы»


1

18

19

Творчество писателей и поэтов Урала. (по выбору учителя) Д.С.Мамин-Сибиряк «Охонины брови»



2

Итого 6 класс: 19 часов

7 класс

Введение (1)

1

Своеобразие родной литературы Образ человека в литературном произведении

1

Русский фольклор(1)

2

Связь фольклорных произведений с другими видами искусств. Русская народная сказка «Семь Симеонов».

1

Древнерусская литература (1)

3

Повесть о Евпатии Коловрате». Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

1


Литература 18 века


4

И.И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение человека в баснях

1

Из литературы 19 века

5

Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оцененном А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы

1

6

К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.


1

7

В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал»


1

Из литературы 20-21 века

8

А.Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном - с улыбкой. Рассказ «Специалист».

1

9

Ю. М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М. Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. (глава «Юрина война» ).


1

10

В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения

1

11

Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении

1

12

В.Н .Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин»


1

13

Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе»


1

14

С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и должная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».


1

15

А.В.Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Ивана Палыча».


1

16

Е.В.Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озере». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.


1

17

Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности

1

18

19

Творчество писателей и поэтов Урала Л.И.Давыдычев. «Лёлишна из третьего подъезда»

2

Итого 7 класс: 19 часов

8 класс

Введение (1)

1

Своеобразие родной литературы (1) Литература и традиция. Прогноз развития литературных традиций в ХХ1 веке.


1

Фольклор (1)

2

Фольклорные традиции. Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев.


1

Древнерусская литература (1)

3

Рассказы русских летописей 12-14 веков. Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Гнездо орла».


1

Из литературы 18 века (1)

4

Н.М.Карамзин. Сказания. легенды, рассказы из «Истории государства Российского».


1

Из литературы 19 века (1)

5

А.А.Бестужев-Марлинский. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.


1

6

Е.А.Баратынский. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись.


1

7

В.М.Гаршин. «То, чего не было». Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания.


1

8

А.Н.Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции 19 века в творчестве поэта.


1

9

Л.А. Чарская. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.


1

10

Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе».



1

Из литературы ХХ века. (8)


11

Л.Пантелеев. «Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне

1

12

Р.И. Рождественский. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»


1

13

Е.А.Пермяк. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.


1

14

Ю.Я.Яковлев. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.


1

15

В.Ф.Козлов. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражение характера

1

16

Л.Романова. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.


1

17

Сочинение по творчеству данных писателей

1

18

Практикум выразительного чтения.


1

19

Творчество писателей и поэтов Урала Муса Джалиль. Стихи из «Моабитской тетради»

1

Итого 8 класс: 19 часов

9 класс


Введение (1)


1

Великая сила литературы. Жанры и литературные роды.


1

Древнерусская литература (1)

2

Летопись. «Великое наследие» (Д.С.Лихачев) «Повесть временных лет» и ее традиции.


1

Из литературы 18 века (1)

3

Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» - яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.


1

Из литературы 19 века (3)

4

Поэтическая традиция 19 века в творчестве А.Н.Апухтина. . Лирика. Стихи. Ритм. Размеры. Художественные особенности..


1

5

Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе

1

6

А.П.Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе

1

Из русской литературы 20 века (5)

7

А.М.Горький. «Макар Чудра». Герои неоромантизма.


1

8

А.И.Куприн. «Живое и мертвое» в рассказе Куприна А.И.. «Габринус». Две героини, две судьбы.


1

9

Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма

1

10

К.Д.Воробьев. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа

1

11

В.Быков. Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне.


1

Из современной русской литературы (

12

А.И.Солженицын. Цикл. «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.

1

13

В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.


1

14

Т.Н.Толстая. «Соня». Мотив времени. Тема нравственного выбора. Символические образы.


1

15

В.Н.Крупин. Сборник миниатюр. «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах.

1

16

17

Б.П.Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.


2

18

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга. ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.



1

19

Творчество писателей и поэтов Урала . Любовь к малой родине. А.В.Иванов. Алмазы на Чусовой



1

Итого 9 класс: 19 часов











28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!