И.А. Маклакова
Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования школы_______________________________________________________.
Рабочая программа ориентирована на учебник «Информатика: учебник для 9 класса/ Л.Л. Босова,
А.Ю Босова. – 7-е изд., стереотип. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у обучающихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Понятие о методах разработки программ (пошаговое выполнение, отладка, тестирование). Знакомство с табличными величинами (массивами). Необходимость формального описания возможных состояний алгоритма, обстановки, действий исполнителя. Понятие вспомогательного алгоритма. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Динамические (электронные) таблицы. Использование формул. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных. Построение графиков и диаграмм. Динамические (электронные) таблицы.
Роль информации ИТ в жизни человека и общества. Понятие модели объекта, процесса или явления.
Математическая (компьютерная) модель. Её отличие от словесного описания объекта или процесса.
Использование моделей при решении задач: построение модели, программная реализация модели. Основные понятия, связанные с передачей информации (канал связи, скорость передачи информации, пропускная способность канала связи). Передача информации. Получение информации. Представление о задаче поиска информации в Интернете. Организация взаимодействия в информационной среде: электронная переписка, чат, форум, телеконференция, сайт. Передача информации.
- звуковые колонки.
№ | Тема | Кол-во уроков | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты |
предметные | метапредметные | личностные |
| Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. | 1 | Аналитическая деятельность: Практическая деятельность: соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. | - общие представления о целях изучения курса информатики; | - целостное представление о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; - способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества; | - безопасное и целесообразное поведение при работе в компьютерном классе; - способность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ; |
| Понятие модели объекта, процесса или явления. | 1 | Аналитическая деятельность: осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; | -знание основных этапов моделирования; -понимание сущности этапа моделирования при построении информационной модели; | - владение информационным моделированием как важным методом познания; | - понимание роли информационного моделирования в условиях развития информационного общества; |
| Математическая (компьютерная) модель. Её отличие от словесного описания объекта или процесса. | 1 | Аналитическая деятельность: определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; Практическая деятельность: строить и интерпретировать различные информационные модели; | - представление о сущности и разнообразии знаковых информационных моделей; | - владение информационным моделированием как важным методом познания; | - представление о сферах применения информационного моделирования; |
| Использование моделей при решении задач: построение модели. | 1 | Аналитическая деятельность: определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; Практическая деятельность: строить и интерпретировать различные информационные модели (графы, схемы); преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей; | -представление о сущности и разнообразии графических информационных моделей; | - владение информационным моделированием как важным методом познания; | - представление о сферах применения информационного моделирования; |
| Использование моделей при решении задач: построение модели. | 1 | Аналитическая деятельность: осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; Практическая деятельность: строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы); преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей; работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; | -представление о сущности и разнообразии табличных информационных моделей; | - владение информационным моделированием как важным методом познания; | - представление о сферах применения информационного моделирования; |
| Использование моделей при решении задач: построение модели. | 1 | Аналитическая деятельность: оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; Практическая деятельность: работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; | -представление о сущности и разнообразии информационных систем и баз данных; | - представление о сферах применения информационных систем и баз данных; | - понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека; |
| Использование моделей при решении задач: программная реализация модели. | 1 | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; Практическая деятельность: создавать однотабличные базы данных; | - представление о функциях СУБД; - простейшие умения создания однотабличной базы данных; | - представление о сферах применения информационных систем и баз данных; | - понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека; |
| Использование моделей при решении задач: программная реализация модели. | 1 | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; Практическая деятельность: создавать однотабличные базы данных; осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных. | - простейшие умения создания и использования однотабличной базы данных; | - представление о сферах применения информационных систем и баз данных | - понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека; |
| Использование моделей при решении задач. | 1 | Аналитическая деятельность: определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; Практическая деятельность: строить и интерпретировать различные информационные модели | - знание основных понятий моделирования; | - владение информационным моделированием как основным методом познания; - умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи; - проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; | - понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; - способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом; |
| Понятие о методах разработки программ (пошаговое выполнение, отладка, тестирование). | 1 | Аналитическая деятельность: выделять этапы решения задачи на компьютере; Практическая деятельность: исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; | - представление об основных этапах решения задачи на компьютере; | - умение самостоятельно планировать пути достижения целей; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; | - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; - представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности; |
| Знакомство с табличными величинами (массивами). | 1 | Аналитическая деятельность: сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи; Практическая деятельность: исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; разрабатывать программы для обработки одномерного массива; | - представление о понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс массива»; | - умение самостоятельно планировать пути достижения целей; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; | - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; - представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности; |
| Знакомство с табличными величинами (массивами). | 1 | Аналитическая деятельность: сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи; Практическая деятельность: разрабатывать программы для обработки одномерного массива (суммирование значений элементов массива); | - умение исполнять готовые и записывать на языке программирования простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование значений элементов массива); | - умение самостоятельно планировать пути достижения целей; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; | - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; - представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности; |
| Знакомство с табличными величинами (массивами). | 1 | Аналитическая деятельность: сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи; Практическая деятельность: разрабатывать программы для обработки одномерного массива (нахождение минимального/ максимального значения в данном массиве); | - умение исполнять готовые и записывать на языке программирования простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (поиск наибольшего/наименьшего элементов массива); | - умение самостоятельно планировать пути достижения целей; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; | - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; - представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности; |
| Знакомство с табличными величинами (массивами). | 1 | Аналитическая деятельность: сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи; Практическая деятельность: разрабатывать программы для обработки одномерного массива (сортировка массива); | - умение исполнять готовые и записывать на языке программирования простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (сортировка массива); | - умение самостоятельно планировать пути достижения целей; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; | - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; - представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности; |
| Необходимость формального описания возможных состояний алгоритма, обстановки, действий исполнителя. | 1 | Аналитическая деятельность: осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; | - представление о методах конструирования алгоритма; - умение представлять план действий формального исполнителя по решению задачи укрупненными шагами, осуществлять детализацию каждого из укрупненных шагов формального исполнителя с помощью понятных ему команд; | - умение самостоятельно планировать пути достижения целей; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; | - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; |
| Понятие вспомогательного алгоритма. | 1 | Аналитическая деятельность: осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; Практическая деятельность: разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; | - представление о способах записи вспомогательных алгоритмов в языке Паскаль; - | - умение самостоятельно планировать пути достижения целей; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; | - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; - представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности; |
| Непосредственное и программное управление исполнителем. | 1 | Аналитическая деятельность: осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; разрабатывать программы для обработки одномерного массива: | - представление о понятиях управления, объекте управления, управляющей системе, обратной связи; - умение записывать алгоритм управления на языке программирования; | - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий; - корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; |
| Динамические (электронные) таблицы. | 1 | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; | - наличие представлений об интерфейсе электронных таблиц, о типах данных, обрабатываемых в электронных таблицах; | - общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; - навыки анализа пользовательского интерфейса используемого программного средства; - навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач; - навыки выявления общего и отличия в различных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач; | - представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека; |
| Использование формул. | 1 | Аналитическая деятельность: определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; Практическая деятельность: создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам; | - наличие представлений об организации вычислений в электронных таблицах, об относительных, абсолютных и смешанных ссылках; | - общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; - навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач; | - представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека; |
| Использование формул. | 1 | Аналитическая деятельность: определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; Практическая деятельность: создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам; | - навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчётов по вводимым пользователем и встроенным формулам; | - общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; - навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач; - понимание связи между условной функцией и алгоритмической конструкцией «ветвление»; | - представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека; |
| Понятие о сортировке (упорядочивании) данных. | 1 | Аналитическая деятельность: определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач; | - навыки выполнения в электронных таблицах расчётов по вводимым пользователем и встроенным формулам, выполнения операций сортировки и поиска данных в электронных таблицах; | - общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; - навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач (на примере электронных таблиц); | - представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека; |
| Построение графиков и диаграмм. | 1 | Аналитическая деятельность: определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; Практическая деятельность: строить диаграммы и графики в электронных таблицах; | -навыки построения диаграмм и графиков в электронных таблицах; | - общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; - навыки визуализации данных; | - представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека; |
| Построение графиков и диаграмм. | 1 | Аналитическая деятельность: определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; Практическая деятельность: строить диаграммы и графики в электронных таблицах; | -навыки построения диаграмм и графиков в электронных таблицах; | - общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; - навыки визуализации данных; | - представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека; |
| Динамические (электронные) таблицы. Решение задач. | 1 | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; Практическая деятельность: создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам; строить диаграммы и графики в электронных таблицах; | - навыки использования электронных таблиц; | - навыки выполнения расчетов и визуализация числовых данных; | - представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека; |
| Основные понятия, связанные с передачей информации (канал связи, скорость передачи информации, пропускная способность канала связи). | 1 | Аналитическая деятельность: выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; | - наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерных сетей; | - представление о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; | - понимание роди информационных процессов в современном мире; - представление о сферах применения компьютерных сетей в различных сферах деятельности человека; |
| Передача информации. | 1 | Аналитическая деятельность: выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; | - наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерной сети Интернет; | - представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсах общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; | - понимание роди информационных процессов в современном мире; - представление о сферах применения компьютерных сетей в различных сферах деятельности человека; |
| Передача информации. | 1 | Аналитическая деятельность: анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; Практическая деятельность: определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; | - наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерных сетей; - общие представления о доменной системе имен, о протоколах передачи данных; | - представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсах общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; | - понимание роди информационных процессов в современном мире; - представление о сферах применения компьютерных сетей в различных сферах деятельности человека; |
| Получение информации. Представление о задаче поиска информации в Интернете. | 1 | Аналитическая деятельность: приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации; Практическая деятельность: проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; | - наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерных сетей; - общие представления о файловых архивах, о структуре адреса документа в Интернете; | - представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсах общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; | - понимание роди информационных процессов в современном мире; - представление о сферах применения компьютерных сетей в различных сферах деятельности человека; |
| Организация взаимодействия в информационной среде: электронная переписка, чат, форум, телеконференция. | 1 | Аналитическая деятельность: выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения; Практическая деятельность: осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; | - наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерных сетей; - общие представления о файловых архивах, о схеме работы электронной почты; | - представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсах общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; | - развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; |
| Организация взаимодействия в информационной среде: сайт. | 1 | Аналитическая деятельность: выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; Практическая деятельность: создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты; | - наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерной сет Интернет; - общие представления о технологии создания сайтов; | - представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсах общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; | - развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; |
| Организация взаимодействия в информационной среде: сайт. | 1 | Аналитическая деятельность: выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; Практическая деятельность: создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты; | - наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерной сет Интернет; - общие представления о технологии создания сайтов; | - представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсах общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; | - развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; |
| Организация взаимодействия в информационной среде: сайт. | 1 | Аналитическая деятельность: выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; Практическая деятельность: создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты; | - наличие основных представлений об организации и функционировании компьютерной сет Интернет; - общие представления о технологии создания сайтов; | - представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсах общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; | - развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; |
| Повторение. | 1 | Аналитическая деятельность: решение задач по темам курса 9 класса. | - систематизированные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 9 классе. | - навыки эффективной работы с различными видами информации с помощью средств ИКТ. | - понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека. |
| Повторение. | 1 | Аналитическая деятельность: решение задач по темам курса 9 класса. | - систематизированные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 9 классе. | - навыки эффективной работы с различными видами информации с помощью средств ИКТ. | - понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека. |