СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы анализа балетной и танцевальной музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы анализа балетной и танцевальной музыки"»

Рабочая программа профильного учебного предмета ПУП.02.01. Основы анализа балетной и танцевальной музыки разработана в соответствии с требованиями:

- федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 52.02.01 Искусство балета.



Организация-разработчик: ГБПОУ «Самарское хореографическое училище (колледж)».


Разработчики:

Храмова Л.Н., Кузина Е.В., Громова И.В.






РАССМОТРЕНА

на заседании ПЦК концертмейстеров

Протокол № 4 от 01.06.2021 г.





СОДЕРЖАНИЕ


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………….. 4

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА…………………. 5

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ………………….. 6

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………………… 7

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА……………………………………. 13

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА . 29

7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА…… 31




1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа профильного учебного предмета ПУП.02.01. Основы анализа балетной и танцевальной музыки ориентирована на реализацию федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 52.02.01 Искусство балета (углубленная подготовка).

Изучение профильного учебного предмета ПУП.02.01. Основы анализа балетной и танцевальной музыки направлено на достижение следующей цели: формирование и совершенствование теоретических знаний и практических навыков, способствующих полноценному включению в процесс музыкально-хореографического взаимодействия. Приобретение опыта аналитической работы с музыкальными произведениями танцевального характера способствует обогащению музыкальных представлений студентов, углублению их музыкально-теоретических познаний, а также создает профессиональную основу для освоения важнейшего содержательного компонента курса – изучения синтетической природы балетного искусства. Особое внимание при прохождении курса уделяется выявлению особенностей музыкально-танцевального единства в учебных формах танца.

Одной из главных практических целей профильного учебного предмета ПУП.02.01. Основы анализа балетной и танцевальной музыки является утверждение неоспоримой важности значения сознательного отношения к фактору музыки в хореографическом искусстве со стороны педагога и учащегося с первых дней занятий. Формирование комплекса музыкальных познаний и навыков является необходимым условием для воспитания подлинной музыкальности у будущих танцовщиков. В процессе изучения курса студенты должны получить ясные представления о музыкальных произведениях балетного репертуара, о принципах музыкального сопровождения уроков классического, дуэтно-классического, народно-сценического (характерного), историко-бытового (исторического) танца, актерского мастерства.

Задачи изучения дисциплины:

  • Расширение сферы знаний обучающихся о средствах музыкальной выразительности – интонации, мелодии, метроритме, темпе, фактуре, артикуляции и т. д.

  • Изучение особенности взаимосвязи музыкальных и хореографических средств выразительности, специфики взаимодействия средств музыки и танца в учебной сфере, норм музыкально-хореографических соответствий, общепринятые в практике хореографического учебного процесса.

  • Обучение будущих педагогов грамотной работе с концертмейстером, грамотной работе с музыкальным материалом, построению хореографических учебных заданий в соответствии с естественным течением музыки.

  • Ознакомление обучающихся с особенностями использования музыки на уроке классического, дуэтно-классического, характерного, историко-бытового танца, актерского мастерства.

  • Получение знаний о строении балетного клавира, о музыкальном содержании произведений балетной и танцевальной литературы, подготовка к сотрудничеству с концертмейстером, дирижером.

  • Развитие хорошего музыкального вкуса обучающихся, воспитание корректного и уважительного отношению к роли музыки в хореографическом учебном и репетиционном процессе.

На изучение профильного учебного предмета ПУП.02.01. Основы анализа балетной и танцевальной музыки по специальности 52.02.01 Искусство балета отводится: 118 часов, из них 77 аудиторных часов, 41 час самостоятельной работы в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по специальности 52.02.01 Искусство балета и Учебным планом ГБПОУ «Самарское хореографическое училище».

В программе по профильному учебному предмету ПУП.02.01. Основы анализа балетной и танцевальной музыки, реализуемой при подготовке обучающихся по специальности 52.02.01 Искусство балета профильной составляющей являются все разделы.

Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение профильного учебного предмета ПУП.02.01. Основы анализа балетной и танцевальной музыки.

Контроль качества освоения профильного учебного предмета ПУП.02.01. Основы анализа балетной и танцевальной музыки проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.

Изучение профильного учебного предмета ПУП.02.01. Основы анализа балетной и танцевальной музыки завершается промежуточной аттестацией в форме контрольного урока (I семестр), дифференцированного зачета (II семестр) в рамках освоения ИОП в ОИ.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В результате освоения данной дисциплины обучающийся должен:

уметь:

использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности;

анализировать элементы музыкального языка, их роль в создании образа в музыке и хореографии;

определять строение и жанр музыкального произведения, характеризуя также и его образно-смысловую сторону;

знать:

элементы музыкального языка (мелодия, лад, фактура, метр, ритм и др.) и принципы их использования в музыке;

основные этапы развития средств музыкальной выразительности в связи с изменением роли музыки в балетном спектакле;

основные этапы развития простых музыкальных форм и принципы их использования в танцевальной музыке.

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Профильный учебный предмет ПУП.02.01. Основы анализа балетной и танцевальной музыки изучается в общеобразовательном учебном цикле, реализующем федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Наименование раздела

Количество часов, отведенных на освоение программного материала

Всего учебных занятий

в том числе

аудиторные

самостоятельная работа

I курс, I семестр

Раздел 1. Взаимосвязь выразительных средств музыки и танца

18

9

9

Тема 1.1. Музыка в системе искусств. Средства музыкальной выразительности

2

1

1

Тема 1.2. Историческая обусловленность взаимосвязи музыкального и танцевального искусства

2

1

1

Тема 1.3. Метр и счет. Выразительные возможности метрических свойств музыки

2

1

1

Тема 1.4. Музыкальный ритм и ритмический рисунок

2

1

1

Тема 1.5. Иерархическая структура музыкального метра и организация времени в учебных формах танца

2

1

1

Тема 1.6. Сложные музыкальные размеры. Переменная метрика.

2

1

1

Тема 1.7. Музыкальный и хореографический темп

2

1

1

Тема 1.8. Артикуляция в музыке и хореографии

2

1

1

Тема 1.9. Музыкальная фактура и танцевальное движение

2

1

1

Раздел 2. Музыкальное сопровождение урока классического танца

33

22

11

Тема 2.1. Музыкальное сопровождение экзерсиса у станка на начальном этапе обучения

3

2

1

Тема 2.2. Музыкальное сопровождение учебных комбинаций на середине зала в младших классах

3

2

1

Тема 2.3. Принципы постановочной работы с музыкальным материалом в младших классах

3

2

1

Тема 2.4. Принципы музыкального сопровождения движений группы Allegro (прыжки)

3

2

1

Тема 2.5. Музыкальное сопровождение прыжков, изучаемых в младших и средних классах

3

2

1

Тема 2.6. Музыкальное сопровождение танцевальных движений на пуантах (пальцах), изучаемых в младших классах

3

2

1

Тема 2.7. Музыкальное сопровождение экзерсиса у станка в средних и старших классах

3

2

1

Тема 2.8. Музыкальное сопровождение учебных комбинаций на середине зала в средних и старших классах

3

2

1

Тема 2.9. Принципы подбора музыкального материала для большого Адажио в средних и старших классах

3

2

1

Тема 2.10. Музыкальное сопровождение прыжков, изучаемых в средних и старших классах

3

2

1

Тема 2.11. Принципы музыкального сопровождения танцевальных движений на пуантах (пальцах), изучаемых в средних и старших классах

3

2

1

Промежуточная аттестация. Контрольная работа № 1

1

1

-

Итого за I курс, I семестр

52

32

20

I курс, II семестр

Раздел 3. Музыкальное сопровождение уроков дуэтно-классического, народно-сценического (характерного), историко-бытового (исторического) танца, актерского мастерства

35

25

10

Тема 3.1. Принципы музыкального сопровождения урока дуэтно-классического танца

7

5

2

Тема 3.2. Принципы музыкального сопровождения урока народно-сценического (характерного) танца

7

5

2

Тема 3.3. Принципы музыкального аккомпанемента уроку историко-бытового (исторического) танца на ранних годах обучения

7

5

2

Тема 3.4. Принципы музыкального аккомпанемента уроку историко-бытового (исторического) танца на поздних этапах обучения хореографии

7

5

2

Тема 3.5. Музыкальное сопровождение уроков актерского мастерства в хореографических учебных заведениях

7

5

2

Раздел 4. Работа с музыкальным материалом на репетиции

30

20

11

Тема 4.1. Музыкально-хореографические жанры классического балета

8

5

3

Тема 4.2. Музыкальная форма и ее связь с формой хореографической

8

5

3

Тема 4.3. Проблемы совместной интерпретации балетного произведения

7

5

3

Тема 4.4. Клавир и сценическая редакция балетного произведения

6

4

2

Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет

1

1

-

Итого за I курс, II семестр

66

45

21

Итого за I курс

118

77

41

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3


I курс, I семестр


Раздел 1. Взаимосвязь выразительных средств музыки и танца


18

Тема 1.1. Музыка в системе искусств. Средства музыкальной выразительности

Содержание учебного материала

2

1

Музыка в системе искусств. Средства музыкальной выразительности

1

Самостоятельная работа обучающихся №1.

1

Тема 1.2. Историческая обусловленность взаимосвязи музыкального и танцевального искусства

Содержание учебного материала

2

1

Историческая обусловленность взаимосвязи музыкального и танцевального искусства

1

Самостоятельная работа обучающихся №2.

1

Тема 1.3. Метр и счет. Выразительные возможности метрических свойств музыки

Содержание учебного материала

2

1

Метр и счет. Выразительные возможности метрических свойств


Практическое занятие №1. Определение музыкального размера фрагментов балетной или танцевальной музыки.

1

Самостоятельная работа обучающихся №3.

1

Тема 1.4. Музыкальный ритм и ритмический рисунок

Содержание учебного материала

2

1

Музыкальный ритм и ритмический рисунок

1

Самостоятельная работа обучающихся №4.


Тема 1.5. Иерархическая структура музыкального метра и организация времени в учебных формах танца

Содержание учебного материала

2

1

Иерархическая структура музыкального метра и организация времени в учебных формах танца

1

Самостоятельная работа обучающихся №5.

1

Тема 1.6. Сложные музыкальные размеры. Переменная метрика.

Содержание учебного материала

2

1

Сложные музыкальные размеры. Переменная метрика.


Практическое занятие №2. Анализ примеров из балетной литературы.

1


Самостоятельная работа обучающихся №6.

1

Тема 1.7. Музыкальный и хореографический темп

Содержание учебного материала

2


Музыкальный и хореографический темп

1

Самостоятельная работа обучающихся №7.

1

Тема 1.8. Артикуляция в музыке и хореографии

Содержание учебного материала

2

1

Артикуляция в музыке и хореографии


Практическое занятие №3. Составление артикуляционной шкалы аналогий: характер «произнесения» движений классического танца и музыкальные штрихи. Особенности полиартикуляционных сочетаний движения и музыки.

1

Самостоятельная работа обучающихся №8.

1

Тема 1.9. Музыкальная фактура и танцевальное движение

Содержание учебного материала

2

1

Музыкальная фактура и танцевальное движение

1

Самостоятельная работа обучающихся №9.

1

Раздел 2. Музыкальное сопровождение урока классического танца


33

Тема 2.1. Музыкальное сопровождение экзерсиса у станка на начальном этапе обучения

Содержание учебного материала

3

1

Музыкальное сопровождение экзерсиса у станка на начальном этапе обучения

1

Практическое занятие №4. Прослушивание и анализ музыкального материала хрестоматий для уроков классического танца

1

Самостоятельная работа обучающихся №10.

1

Тема 2.2. Музыкальное сопровождение учебных комбинаций на середине зала в младших классах

Содержание учебного материала

3

1

Музыкальное сопровождение учебных комбинаций на середине зала в младших классах

1

Практическое занятие №5. Прослушивание, обсуждение и отбор музыкального материала. Анализ особенностей взаимосвязи музыки и движения, систематизация материала.

1

Самостоятельная работа обучающихся №11.

1

Тема 2.3. Принципы постановочной работы с музыкальным материалом в младших классах

Содержание учебного материала

3

1

Принципы постановочной работы с музыкальным материалом в младших классах


Практическое занятие №6. Подбор музыкального материала для Адажио.

1

Практическое занятие №7. Принципы подбора музыки. Анализ и совместная с концертмейстером редактура музыкального произведения. Просмотр видеоуроков.

1

Самостоятельная работа обучающихся №12.

1

Тема 2.4. Принципы музыкального сопровождения движений группы Allegro (прыжки)


Содержание учебного материала

3

1

Принципы музыкального сопровождения движений группы Allegro (прыжки)

2

Самостоятельная работа обучающихся №13.

1

Тема 2.5. Музыкальное сопровождение прыжков, изучаемых в младших и средних классах

Содержание учебного материала

3

1

Музыкальное сопровождение прыжков, изучаемых в младших и средних классах

1

Практическое занятие №8. Подбор музыкально-ритмических моделей. Прослушивание и анализ музыкального материала хрестоматий, фрагментов балетных клавиров.

1

Самостоятельная работа обучающихся №14.

1

Тема 2.6. Музыкальное сопровождение танцевальных движений на пуантах (пальцах), изучаемых в младших классах

Содержание учебного материала

3

1

Музыкальное сопровождение танцевальных движений на пуантах (пальцах), изучаемых в младших классах

1

Практическое занятие №9. Прослушивание, обсуждение и отбор музыкального материала. Видеоуроки.

1

Самостоятельная работа обучающихся №15.

1

Тема 2.7. Музыкальное сопровождение экзерсиса у станка в средних и старших классах

Содержание учебного материала

3

1

Музыкальное сопровождение экзерсиса у станка в средних и старших классах

1

Практическое занятие №10. Прослушивание, обсуждение и отбор музыкального материала. Анализ взаимодействий, образующихся при совместном исполнении учебных заданий и музыки. Систематизация материала: виды фактур, музыкальные размеры, ритмические варианты, штрихи и т. д.

1

Самостоятельная работа обучающихся №16.

1

Тема 2.8. Музыкальное сопровождение учебных комбинаций на середине зала в средних и старших классах

Содержание учебного материала

3

Музыкальное сопровождение учебных комбинаций на середине зала в средних и старших классах


Практическое занятие №11. Temps lié на 90°, Temps lié с вращением, Temps lié saute. Экзерсис на середине. Просмотр видеоуроков.

1

Практическое занятие №12. «Итальянское» адажио, «итальянские» батманы, Quatre pirouette, Battements divisé en quarts: темп, характер музыкального материала, музыкальный размер и фактура. Музыкальное сопровождение элементов вращения.

1

Самостоятельная работа обучающихся №17.

1

Тема 2.9. Принципы подбора музыкального материала для большого Адажио в средних и старших классах

Содержание учебного материала

3

Принципы подбора музыкального материала для большого Адажио в средних и старших классах

1

Практическое занятие №13. Подбор музыкального материала для Большого Адажио в средних и старших классах. Анализ и совместная редактура музыкального произведения. Просмотр видеоуроков.

1

Самостоятельная работа обучающихся №18.

1

Тема 2.10. Музыкальное сопровождение прыжков, изучаемых в средних и старших классах

Содержание учебного материала

3

Музыкальное сопровождение прыжков, изучаемых в средних и старших классах

1

Практическое занятие №14. Свободные виды музыкально-хореографического взаимодействия. Проблема музыкального отображения легкости, воздушности прыжка: использование выразительных возможностей интонации, ритма, фактуры. Взаимодействие музыкальной метрики (тяжелые и легкие такты) музыкального сопровождения и ритма танцевального прыжка. Гемиола как выразительный прием музыкального отображения большого прыжка, полета. Подбор музыкально-ритмических моделей. Прослушивание и анализ музыкального материала хрестоматий, фрагментов балетных клавиров.

1

Самостоятельная работа обучающихся №19.

1

Тема 2.11. Принципы музыкального сопровождения танцевальных движений на пуантах (пальцах), изучаемых в средних и старших классах

Содержание учебного материала

3

Принципы музыкального сопровождения танцевальных движений на пуантах (пальцах), изучаемых в средних и старших классах

1

Практическое занятие №15. Подбор музыки для аккомпанемента танцевальным движениям на пуантах (пальцах). Прослушивание и анализ музыкального материала хрестоматий, фрагментов балетных клавиров. Музыкальный материал балетных вариаций и программа изучения движений на пальцах в старших классах.

1

Самостоятельная работа обучающихся №20.

1

Промежуточная аттестация. Контрольная работа № 1

1

Итого за I семестр

52

I курс, II семестр


Раздел 3. Музыкальное сопровождение уроков дуэтно-классического, народно-сценического (характерного), историко-бытового (исторического) танца, актерского мастерства


35

Тема 3.1. Принципы музыкального сопровождения урока дуэтно-классического танца

Содержание учебного материала

7

1

Принципы музыкального сопровождения урока дуэтно-классического танца

3

Практическое занятие №16-17. Прослушивание и просмотр фрагментов балетных спектаклей, анализ хореографических и музыкальных построений.

2

Самостоятельная работа обучающихся №21-22.

2

Тема 3.2. Принципы музыкального сопровождения урока народно-сценического (характерного) танца

Содержание учебного материала

7


Принципы музыкального сопровождения урока народно-сценического (характерного) танца

3

Практическое занятие №18-19. Просмотр и разбор видеоурока народно-сценического (характерного) танца в классе.

2

Самостоятельная работа обучающихся №23-24.

2

Тема 3.3. Принципы музыкального аккомпанемента уроку историко-бытового (исторического) танца на ранних годах обучения

Содержание учебного материала

7

1

Принципы музыкального аккомпанемента уроку историко-бытового (исторического) танца на ранних годах обучения

3

Практическое занятие №20-21. Просмотр и разбор видеоурока историко-бытового (исторического) танца в классе.

2

Самостоятельная работа обучающихся №25-26.

2

Тема 3.4. Принципы музыкального аккомпанемента уроку историко-бытового (исторического) танца на поздних этапах обучения хореографии

Содержание учебного материала

7

1

Принципы музыкального аккомпанемента уроку историко-бытового (исторического) танца на поздних этапах обучения хореографии

3

Практическое занятие №22-23. Просмотр и разбор видеоурока историко-бытового (исторического) танца в классе.

2

Самостоятельная работа обучающихся №27-28.

2

Тема 3.5. Музыкальное сопровождение уроков актерского мастерства в хореографических учебных заведениях

Содержание учебного материала

7

1

Музыкальное сопровождение уроков актерского мастерства в хореографических учебных заведениях

3

Практическое занятие №24-25. Просмотр и разбор видеоурока актерского мастерства

2

Самостоятельная работа обучающихся №29-30.

2

Раздел 4. Работа с музыкальным материалом на репетиции


30

Тема 4.1. Музыкально-хореографические жанры классического балета

Содержание учебного материала

8

1

Музыкально-хореографические жанры классического балета

5

Самостоятельная работа обучающихся №31-33.

3

Тема 4.2. Музыкальная форма и ее связь с формой хореографической

Содержание учебного материала

8

1

Музыкальная форма и ее связь с формой хореографической

3

Практическое занятие №26-27. Анализ произведений балетного репертуара.

2

Самостоятельная работа обучающихся №34-36.

3

Тема 4.3. Проблемы совместной интерпретации балетного произведения

Содержание учебного материала

7

1

Проблемы совместной интерпретации балетного произведения

4

Самостоятельная работа обучающихся №37-39.

3

Тема 4.4. Клавир и сценическая редакция балетного произведения

Содержание учебного материала

6

1

Клавир и сценическая редакция балетного произведения

2

Практическое занятие №28-29. Сравнение текста клавира балета и его рукописной театральной версии[ii]. Купюры и вставные номера. Ознакомление с рукописными неопубликованными клавирами балетов классического наследия («Баядерка» Л. Минкуса, «Корсар» А. Адана – Ц. Пуньи, Grand pas из балета «Пахита» Л. Минкуса–Ж. Дельдевеза и др.).

2

Самостоятельная работа обучающихся №40-41.

2

Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет

1

Итого за II семестр

66

Итого за I курс

118

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате освоения данной дисциплины обучающийся должен:

уметь:

использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности;

анализировать элементы музыкального языка, их роль в создании образа в музыке и хореографии;

определять строение и жанр музыкального произведения, характеризуя также и его образно-смысловую сторону;

знать:

элементы музыкального языка (мелодия, лад, фактура, метр, ритм и др.) и принципы их использования в музыке;

основные этапы развития средств музыкальной выразительности в связи с изменением роли музыки в балетном спектакле;

основные этапы развития простых музыкальных форм и принципы их использования в танцевальной музыке.

Содержание дисциплины ориентировано на овладение профессиональными компетенциями (ПК):

ПК 1.5. Находить средства хореографической выразительности, соответствующие музыкальному образу.

Процесс освоения дисциплины способствует формированию у студента общих компетенций (ОК):

ОК 11. Использовать в профессиональной деятельности умения и знания, полученные обучающимися в ходе освоения учебных предметов и профильных учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Освоение содержания профильного учебного предмета ПУП.02.01. Основы анализа балетной и танцевальной музыки обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.

Виды универсальных учебных действий

Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО по 52.02.01 Искусство балета (углубленная подготовка))

У1. использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности;

ОК 11. Использовать в профессиональной деятельности умения и знания, полученные обучающимися в ходе освоения учебных предметов и профильных учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

У2. анализировать элементы музыкального языка, их роль в создании образа в музыке и хореографии;

У3. определять строение и жанр музыкального произведения, характеризуя также и его образно-смысловую сторону;

З1. элементы музыкального языка (мелодия, лад, фактура, метр, ритм и др.) и принципы их использования в музыке;

З2. основные этапы развития средств музыкальной выразительности в связи с изменением роли музыки в балетном спектакле;

З3. основные этапы развития простых музыкальных форм и принципы их использования в танцевальной музыке.


7. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


7.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного класса для групповых занятий.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения: проектор, экран, ноутбук, видеоматериалы.


7.2. Информационное обеспечение обучения

Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники


1.Асафьев Б. В. О балете: ст., реч., воспоминания. – Л.: Музыка, 1974.

2.Бонфельд М. Ш. Введение в музыкознание. – М.: Владос, 2001.

3.Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений: ч.1. – М.: Владос, 2003.

4.Безуглая Г. А. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром: учебное пособие. – СПб: Академия Русского балета им. , 2005.

5.Ваганова А. Я. Основы классического танца. – 5-е изд. – Л.: Искусство, 1980.

6.Ладыгин Л. А. О музыкальном содержании учебных форм танца: метод. пособие / Московская государственная консерватория. – М., 1993.

7.Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. – М.: Музыка, 1986.

8.Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учеб пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит центр ВЛАДОС, 2003.

9.Ройтерштейн М. И. Основы музыкального анализа: учеб. Пособие для студ. пед. высш. учеб. завед. – М.: Гуманит центр ВЛАДОС, 2001.

10. Способин И. В. Музыкальная форма. – М.: Музыка, 1984.

11. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие. – СПб: Лань, 2000.

12. Холопова В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. – СПб: Лань, 2002.

13. Холопова В. Формы музыкальных произведений. – СПб: Музыка, 1999.

Хрестоматии и сборники для музыкального сопровождения уроков танца

1.Академия танца. Историко-бытовой танец. Репертуар концертмейстера. – СПб: Композитор, 2002.

2.Академия танца. Классический танец. Репертуар концертмейстера. – СПб: Композитор, 2002.

3.Академия танца. Народно-характерный танец. Репертуар концертмейстера. – СПб: Композитор, 2002.

4.В музыкальных ритмах / сост. В. Клин. – Киев: Музична Украина, 1987.

5.Донченко Р. Народно-сценический танец. Концертный репертуар преподавателя-хореографа. – СПб: Союз художников, 2002.

6.Классическая танцевальная музыка / сост. Л. Атовмьян – М.: Музгиз, 1952.

7.Македонская И., Петрова Е. Учебно-методическое пособие по актерскому мастерству: для 1-3 курсов хореографических училищ. – М.: Московская госуд. Академия хореографии, 1998.

8.Методическое пособие по ритмике: вып. 1 / сост. Е. Конорова. – М.: Музыка, 1972.

9.Музыка бальных танцев: для фортепиано / сост. Л. И. Минеева – СПб: Композитор, 2003.

10. Музыка для занятий танцевального кружка / сост. И. Мирова. – М.: Музгиз, 1958.

11. Музыка для ритмики / сост. Л. И. Минеева. – СПб: Композитор, 2004.

12. Музыка для уроков классического танца / сост. Н. Ворновицкая. – М.: Советский композитор, 1989.

13. Музыка к танцевальным упражнениям / сост. О. Островская. – М.: Музыка, 1967.

14. Музыка на уроках классического танца / сост. Р. Донченко. – СПб: Союз художников, 2001.

15. Музыкальная хрестоматия для уроков историко-бытового танца / сост. Э. Крупкина, И. Воронина. – М.: Музыка, 1971.

16.  Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца: вып. 1 / сост. В. Малашева, К. Потапов, И. Климкович, Н. Ерошенко. – М.: Музыка, 1967.

17. Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца: вып. 2 / сост. В. Малашева, И. Климкович. – М.: Музыка, 1969.

18. Музыкальная хрестоматия современного бального танца / сост. Л. Ладыгин, Л. Школьников. – М.: Советский композитор, 1979.

19. Новицкая Г. Урок танца: пособие для хореографов и концертмейстеров – СПб: Композитор, 2004.

20. От гавота до фокстрота: иллюстрированная антология танцевальной музыки для фортепиано / сост. Т. Комаровская, В. Шарай: вып. 1. – М.: Классика–ХХI, 2003.

21. От гавота до фокстрота: иллюстрированная антология танцевальной музыки для фортепиано / сост. Т. Комаровская, В. Шарай: вып. 2. – М.: Классика–ХХI, 2003.

22. От гавота до фокстрота: иллюстрированная антология танцевальной музыки для фортепиано / сост. Т. Комаровская, В. Шарай: вып. 3. – М.: Классика–ХХI, 2003.

23. От гавота до фокстрота: иллюстрированная антология танцевальной музыки для фортепиано / сост. Т. Комаровская, В. Шарай: вып. 4. – М.: Классика–ХХI, 2003.

24. Музыка на уроке танца. Марши. Польки. – СПб: Композитор, 2005.

25. Ревская Н. Музыка на уроке танца. Вальсы. – СПб: Композитор, 2005.

26. Ревская Н. Музыка на уроке танца. Экзерсис. – СПб: Композитор, 2005.

27. Ритмика / сост. В. Яновская – М.: Москва, 1979.

28. Ритмика. Танцевальное движение / сост. С. Руднева, З. Фиш. – М.: Просвещение, 1972.

29. Русские салоны. Пьесы для фортепиано / сост. В. Г. Соловьев. – СПб: Композитор, 2004.

30. Русский императорский балет. Музыка из классических балетов. – СПб: Северный олень, 1994.

31. Салонная музыка. Вальсы русских композиторов для фортепиано / сост. В. Г. Соловьев. – СПб: Композитор, 2005.

32. Танцевальная музыка из классических балетов: вып. 1 / сост. Л. Лыскина, И. Кацельник – М.: Музыка, 1964.

33. Танцевальная музыка из классических балетов: вып. 2 / сост. Л. Лыскина, И. Кацельник – М.: Музыка, 1966.

34. Танцевальная музыка из классических балетов: вып. 3 / сост. Л. Лыскина, И. Кацельник – М.: Музыка, 1969.

35. Танцевальный салон. ХХ век: пьесы для фортепиано / редактор – сост. В. Г. Соловьев – СПб: Композитор, 2004.

36. Фрагменты из популярных балетов русских и зарубежных композиторов – М.: Музыка, 1988.

37. Хрестоматия народно-сценического танца: вып. 1 / сост. Л. Ульянова, Л. Сальникова. – М.: Музыка, 1976.

38. Хрестоматия народно-сценического танца: вып. 2 / сост. Л. Ульянова, Л. Сальникова. – М.: Музыка, 1977.

39. Хрестоматия русского народного танца / сост. Л. Кальвэ. – М.: Музыка, 1977.

40. Яновская В. Музыкальные этюды по курсу «Актерское мастерство». – М.: Музыка, 1970.

41. Ярмолович Л. Классический танец: 1 и 2 год обучения. – Л.: Музыка, 1986.


Дополнительная литература

1.Баранова Т. Танцевальная музыка эпохи Возрождения // Музыка и хореография современного балета, вып. 4.: сб. ст. / сост. Ю. Розанова и Р. Косачева. – М.: Москва, 1982.

2.Бойцова Н. В. Период и простые формы в танцевальной музыке // Материалы первой всероссийской конференции по балетоведению. – М., 1992.

3.Бюхер К. Работа и ритм: пер. с нем. С. С. Заяицкого. – М.: Новая Москва, 1923.

4.Друскин М. С. Очерки по истории танцевальной музыки. – Л.: Ленингр. филармония, 1936.

5.Задерацкий В. Музыкальная форма: вып 1. – М.: Музыка, 1995.

6.Ивановский Н. П. Бальный танец XVI–XIX вв. – Л.; М.: Искусство, 1948.

7.Линькова Л. А. О драматургии балета // Музыка и хореография современного балета: вып 3. – Л., 1979.

8.Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. – М.: Музыка, 1991.

9.Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. – М.: Музыка, 1967.

10. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.

11. Мелик-Пашаев К. Роль сюитности в музыкальной драматургии «Раймонды» А. Глазунова // Музыка и хореография современного балета: вып. 5. – Л., 1979.

12. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972.

13. Русский балет: энциклопедия. – М.: Музыка, 1997.

14. Ручьевская Е. А. Классическая музыкальная форма. – СПб, Композитор, 1998.

15. Файер Ю. Ф. О себе, о музыке, о балете: 2-е изд. – М.: Сов. композитор, 1974.

16. Федосова Э. П. Историко-эстетическая основа формирования структуры периода в инструментальной музыке. – М., Музыка. 1984.

17. Федотов В. А. Гармония муз и некоторые проблемы балетного театра // Музыка и хореография современного балета: вып. 3. – М.; Л. 1979.

18. Харлап М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики // Проблемы музыкального ритма: сб. ст. – М.: Музыка, 1978. – С. 25-37.

19. Харлап М. Г. Метр // Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: Музыка, 1991.

20. Холопов Ю. Н. Метрическая структура периода и песенных форм // Проблемы музыкального ритма. – М.: Музыка, 1978.

21. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы. – М.: Музыка, 1980.

22. Ярмолович Л. И. Принципы музыкального оформления урока классического танца / под ред. В. И. Богданова-Березовского: 2-е изд. – Л.: Музыка, 1968.


Интернет – ресурсы:

  1. Электронная библиотечная система «Лань». Форма доступа: https://e.lanbook.com/


Лист актуализации


Дата

актуализации

Результаты

актуализации

ОДОБРЕНО



Протокол предметно-цикловой комиссии

№ ____ от

«___»___________202__г.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!