СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОУД Естествознание для специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОУД Естествознание для специальности 44.02.01 Дошкольное образование»



Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.

Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования по специальности 44.02.01. Дошкольное образование


Авторы:

Тароева М.Н., преподаватель химии и биологии Красночикойский филиал ГПОУ «Читинский политехнический колледж»

Зыкова Т.Г., преподаватель физики Красночикойский филиал ГПОУ «Читинский политехнический колледж»


Программа одобрена МЦК профессионального цикла гуманитарного профиля

Протокол №___ от _____________ 2021 г





СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка…………………………………………………….4

2. Общая характеристика учебной дисциплины «Естествознание»...…..5

3. Место учебной дисциплины в учебном плане…………………………...7

4. Результаты освоения учебной дисциплины……………………………...8

5. Содержание учебной дисциплины……………………………………….10

6. Тематический план учебной дисциплины «Естествознание»………..18

7. Самостоятельная работа обучающихся………………………………....20

8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

программы учебной дисциплины «Естествознание»………....……….........21

9. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов......23

10. Перечень рекомендуемых учебных изданий и интернет источников..29


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Естествознание», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования,одобренной решением федерального учебно-методического объединения пообщему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;

  • применение естественнонаучных знаний в профессиональной

деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.


В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

Программа учебной дисциплины «Естествознание» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»


Естествознание – наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает множество естественнонаучных отраслей, из которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которые можно рассматривать как единое целое.

Естественнонаучные знания, основанные на них технологии, формируют новый образ жизни. Высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискую оказаться беспомощным в профессиональной деятельности. Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями и знание их естественнонаучной сущности – закон успеха.

Естествознание – неотъемлемая составляющая культуры: определяя мировоззрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Рациональный естественнонаучный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, формирует естественнонаучную картину мира, некое образно-философское обобщение научных знаний.

Основу естествознания представляет физика – наука о природе, изучающая наиболее важные явления, законы и свойства материального мира. В физике устанавливаются универсальные законы, справедливость которых подтверждается не только в земных условиях и в околоземных пространствах, но и во всей Вселенной. В этом заключается один из существенных признаков физики как фундаментальной науки. Физиказанимает особое место среди естественных наук и поэтому ее принято считать лидером естествознания.

Естествознание как наука о явлениях и законах природы включает одну из важнейших отраслей – химию.

Химия – наука о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, об использовании законов химии в практической деятельности людей, в создании новых материалов.

Биология – составная часть естествознания. Это наука о живой природе. Она изучает растительный, животный мир и человека, используя как собственные методы, так и методы других наук, в частности физики, химии и математики: наблюдения, эксперименты, исследования с помощью светового и электронного микроскопа, обработку статистических данных методами математической статистики и др. Биология выявляет закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях, в том числе обмен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость, эволюцию и др.

    • профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучается интегрированная учебная дисциплина «Естествознание», включающая три раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология», что не нарушает привычную логику естественнонаучного образования студентов.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования естествознание изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности.

Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

    • процессе реализации содержания учебной дисциплины «Естествознание» значимо изучение раздела «Физика», который вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Этот раздел является системообразующим для других разделов учебной дисциплины, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии и биологии.

При изучении учебного материала по химии и биологии целесообразно акцентировать внимание на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это гидросфера, атмосфера и биосфера, которые рассматриваются

  • точки зрения химических состава и свойств, их значения для жизнедеятельности людей, это содержание, освещающее роль важнейших химических элементов в организме человека, вопросы охраны здоровья, профилактики заболеваний и вредных привычек, последствий изменения среды обитания человека для человеческой цивилизации.

Заметное место в содержании учебной дисциплины занимает учебный материал, формирующий не только естественнонаучную картину мира у студентов, но и раскрывающий практическое значение естественнонаучных знаний во всех сферах жизни современного общества, в том числе и в гуманитарной сфере.

В целом учебная дисциплина «Естествознание», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сформировать у обучающихся целостную естественнонаучную картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.

Интегрированное содержание учебной дисциплины позволяет преподавателям физики, химии и биологии совместно организовать изучение естествознания, используя имеющиеся частные методики преподавания предмета.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).



МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебная дисциплина «Естествознание» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

  • профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Естествознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

  • учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Естествознание» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.



РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

• устойчивый интерес к истории и достижениям в области

естественных наук, чувство гордости за российские естественные

науки;

  • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя знания в области естественных наук;

  • объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение; использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

  • умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

  • готовность самостоятельно добывать новые для себя естественнонаучные знания, используя для этого доступные источники информации;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

метапредметных:

    • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающего естественного мира;

    • применение основных методов познания (наблюдение, научный эксперимент) для изучения различных сторон естественнонаучной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

    • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

    • умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать её достоверность для достижения поставленных целей и задач;

предметных:

  • сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространствеино-временных масштабах Вселенной;

  • владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

  • сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

  • сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приёмами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

  • владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

  • сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь скритериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Введение. Физика–фундаментальная наука о природе.Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости.


Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Открытия в физике – основа прогресса в технике и технологии производства.


Механика


Кинематика. Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение. Свободное падение тел.


Динамика. Масса и сила. Взаимодействие тел. Законы динамики. Силы в природе. Закон всемирного тяготения.


Законы сохранения в механике. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия в гравитационном поле. Закон сохранения полной механической энергии.


Демонстрации:


Относительность механического движения. Виды механического движения. Инертность тел.


Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Равенство и противоположность направления сил действия и


противодействия. Невесомость.


Реактивное движение, модель ракеты. Изменение энергии при совершении работы.


Практическое занятие.

Исследование зависимости силы трения от веса тела.


Основы молекулярной физики и термодинамики


Молекулярная физика. Атомистическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. Идеальный газ. Температура как мера средней



кинетической энергии частиц. Уравнение состояния идеального газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества.


Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа и теплоотдача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Тепловые машины и их применение.


Демонстрации:


Движение броуновских частиц. Диффузия.


Явления поверхностного натяжения и смачивания. Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.


Основы электродинамики


Электростатика. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электростатическое поле, его основные характеристики и связь между ними.


Постоянный ток. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи.


Магнитное поле. Магнитное поле и его основные характеристики. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукции.


Демонстрации:


Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Нагревание проводников с током. Опыт Эрстеда.

Взаимодействие проводников с током.


Действие магнитного поля на проводник с током. Работа электродвигателя.


Явление электромагнитной индукции.


Практическое занятие.


Сборка электрической цепи, измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.


Колебания и волны


Механические колебания и волны. Свободные колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания. Механические волны и их виды. Звуковые волны. Ультразвуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике.


Электромагнитные колебания и волны. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн.

Световые волны. Развитие представлений о природе света. Законы отражения и преломления света.


Линзы. Формула тонкой линзы.


Демонстрации:


Колебания математического и пружинного маятников. Работа электрогенератора.


Излучение и прием электромагнитных волн. Радиосвязь.


Разложение белого света в спектр. Интерференция и дифракция света. Отражение и преломление света. Оптические приборы.


Практические занятия:


Изучение колебаний математического маятника. Изучение интерференции и дифракции света.

Элементы квантовой физики


Квантовые свойства света. Квантовая гипотеза Планка. Фотоэлектрический эффект.

Ф изика атома. Модели строения атома. Опыт Резерфорда.


Физика атомного ядра и элементарных частиц. Состав и строение атомного ядра. Радиоактивность. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.


Демонстрации:


Фотоэффект. Фотоэлемент. Излучение лазера.


Линейчатые спектры различных веществ. Счетчик ионизирующих излучений.


Вселенная и ее эволюция.


Строение и развитие Вселенной. Модель расширяющейся Вселенной. Происхождение Солнечной системы. Современная физическая картина


мира.



Х И М И Я


ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ


Введение. Химическая картина мира,как составная частьестественнонаучной картины мира. Роль химии в жизни современного общества.


Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности общества.


Химическое содержание учебной дисциплины «Естествознание» при освоении специальностей СПО социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования.


Основные понятия и законы химии


Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества.


Демонстрация. Набор моделей атомов и молекул.


Измерение вещества. Основные законы химии. Масса атомов и молекул.


Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов.


Количественные изменения в химии, как частный случай законов перехода количественных изменений в качественные.


Демонстрация. Иллюстрации закона сохранения массы вещества.


Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева


Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.


Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.


Демонстрация различных форм периодической системы химическихэлементов Д. И. Менделеева

Строение вещества


Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.


Демонстрация образцов веществ и материалов с различными типамихимической связи.

Вода. Растворы


Вода в природе, в быту, в технике и на производстве. Физические и химические свойства воды. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое.

Демонстрация. Физические свойства воды:поверхностное натяжение,смачивание.

Химические реакции. Понятие о химической реакции.Типыхимических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит.


Демонстрация. Химические реакции с выделением теплоты.

Неорганические соединения


Классификация неорганических соединений и их свойства: оксиды, кислоты, основания, соли.


Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.


Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на


примере галогенов.


Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека.



Демонстрации:


Взаимодействие металлов с неметаллами (цинка с серой, алюминия с йодом), с растворами кислот и щелочей.


Горение металлов (цинка, железа, магния в кислороде). Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с медью. Восстановительные свойства металлов.


Практические занятия:

Определение рН раствора солей.


Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.



ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ


Органические соединения


Основные положения теории строения органических соединений.


Многообразие органических соединений. Понятие изомерии.


Углеводороды. Предельные и непредельные углеводороды. Реакция полимеризации. Природные источники углеводородов. Углеводороды, как основа международного сотрудничества и важнейший источник формирования бюджета РФ.


Кислородсодержащие органические вещества. Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Жиры как сложные эфиры.


Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.


Азотсодержащие органические соединения: амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков.


Демонстрации:


Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бромной водой.


Качественная реакция на глицерин Цветные реакции белков.


Пластмассы и волокна. Понятие о пластмассах и о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна.


Химия и жизнь


Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы – главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека.


Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.


Химия в быту. Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.


Б И О Л О ГИ Я


Биология – совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии


Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой природы в биологии. Определение жизни (с привлечением материала из разделов физики и химии). Уровни организации жизни


Демонстрации:


Уровни организации жизни Методы познания живой природы.

Клетка


История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка – структурно-функциональная (элементарная) единица жизни.


Строение клетки. Прокариоты и эукариоты – низшие и высшие клеточные организмы. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Клеточное ядро. Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации, регуляция химической активности клетки. Структура и функции хромосом. Аутосомы и половые хромосомы.


Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов. Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ.


Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы – возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онковирусах. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции.



Практические занятия:


Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.


Сравнение строения клеток растений и животных.

Организм

Организм – единое целое. Многообразие организмов.


Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем.


Способность к самовоспроизведению – одна из основных особенностей живых организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение.


Понятия об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии. Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения.


Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме.


Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека.

Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.

Индивидуальное развитие организма. Наследственные болезни человека.

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Мутации.Модификационная изменчивость.

Центры многообразия и происхождения культурных растений. Искусственный отбор.Исследования в области биотехнологии.

Практические занятия:

Решение элементарных генетических задач.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Вид


Эволюционная теория и её роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции в соответствии с СТЭ.


Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.


Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас.


Практические занятия:


Описание особей вида по морфологическому критерию. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Экосистемы


Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере.


Экологические факторы, особенности их воздействия. Экологическая характеристика вида. Понятие об экологических системах. Цепи питания, трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема.


Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Основные направления воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов).


Демонстрации:

Экологические факторы и их влияние на организмы.


Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.


Ярусность растительного сообщества. Круговорот углерода в биосфере. Заповедники и заказники России.


Практические занятия:


Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Решение экологических задач.


Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

293

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

195

в том числе:

лекционные занятия

171

практические занятия

24

самостоятельная работа обучающегося

98

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2. Тематическое планирование

Наименование разделов и

тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа студентов

Всего

Практические занятия

Раздел 1.Физика





1. Механика

20

14

2

6

2. Основы молекулярной физики и термодинамики

18

10

-

8

3. Основы электродинамики

14

10

2

4

4. Колебания и волны

12

8

4

4

5. Элементы квантовой физики

12

6

-

6

6.Вселенная и ее эволюция

3

3

-

-

Итого


79

51

8

28

Раздел 2. Химия





Тема 2.1.Общая и неорганическая химия

42

28

2

14

Тема 2.2. Органическая химия

33

22

-

11

Тема 2.3. Химия и жизнь

16

10

-

6

Итого

91

60

2

31

Раздел 3.Биология





Тема 3.1. Биология – совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии

2

2

-

-

Тема 3.2. Клетка

11

6

2

5

Тема 3.3. Организм

44

28

4

16

Тема 3.4. Вид

18

18

2

-

Тема 3.5. Экосистемы

41

23

6

18

Итого


114

90

14

39

Всего

293

195

24

98

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Наименование разделов

Тема самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы

Физика

1. Механика


Законы Ньютона, законы сохранения

Подготовка сообщений

Решение задач.

Реактивное движение

Оформление презентаций

2. Основы молекулярной физики и термодинамики

Уравнение состояния идеального газа, газовые законы

Заполнение таблиц

Охрана окружающей среды

Составление кроссвордов

3. Основы электродинамики


Закон Кулона и закон Всемирного тяготения.


Заполнение сравнительной таблицы

Решение задач

4. Колебания и волны

Переменный ток

Составление конспектов

5. Элементы квантовой физики

Строение атома

Составление презентаций

Знаменитые ученые

Составление конспекта

Химия

Тема 2.1.Общая и неорганическая химия

«Охрана окружающей среды от химического загрязнения»

«Свойства неорганических соединений».

Выполнение индивидуального проекта

Заполнение таблицы или составление кластера

Тема 2.2.

Органическая химия

«Источники загрязнения атмосферы, гидросферы»

Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии».

«Этанол: величайшее благо и страшное зло»

Составление кроссворда


Заполнение таблицы




Написание эссе

Тема 2.3.

Химия и жизнь

«Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки»

Оформление презентаций

«Сбалансированное питание»

Составление конспекта

Тема 3.2.

Клетка

«Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни организма»

Написание конспекта

«Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции»

Подготовка презентации

Тема 3.3.

Организм

Решение генетических задач.

«Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении»

«Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность»


Подготовка сообщения


Выполнение индивидуального проекта

Тема 3.5.

Экосистемы

«Опасность глобальных нарушений в биосфере, озоновые дыры».

«Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения», «Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах)»

Подготовка мультимедийной презентации


Подготовка сообщений

Решение экологических задач.


Выполнение практического задания

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Выполнение практического задания




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»


Освоение программы учебной дисциплины «Естествознание» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебных кабинетов по физике, химии, биологии, в которых имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

      • состав кабинетов по физике, химии, биологии входят лаборатории с лаборантской комнатой.

Помещения кабинетов физики, химии и биологии должны удовлетворять требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02), и оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

    • кабинетах должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т.п.

      • состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины « Естествознание», входят:

        • многофункциональный комплекс преподавателя;

        • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов», портреты выдающихся ученых в области естествознания и д.п.);

        • информационно-коммуникативные средства;

        • экранно-звуковые пособия;

    • комплект электроснабжения кабинетов;

    • технические средства обучения;

    • демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

      • лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы, в том числе для постановки демонстрационного и ученического эксперимента, реактивы)

      • статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели, включая натуральные объекты);

    • вспомогательное оборудование;

    • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

    • библиотечный фонд.

  • библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Естествознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями справочниками по физике, химии, биологии, научной и научно-популярной литературой естественнонаучного содержания.

  • процессе освоения программы учебной дисциплины

«Естествознание» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по естествознанию, включая физику, химию, биологию, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет, (электронные книги, практикумы, тесты, материалы ЕГЭ и др.)


ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

ФИЗИКА

Введение

Развить способности ясно и точно излагатьсво мысли, логически обосновывать свою точкузрения, воспринимать и анализировать мнениясобеседников, признавая право другого человекана иное мнение.

Приводить примеры влияния открытий в физикена прогресс в технике и технологиипроизводства.

МЕХАНИКА

Кинематика

Познакомиться со способами описания механического движения, с основной задачей механики.

Изучить основные физические величины кинематики: перемещение, скорость, ускорение.

Наблюдать относительность механического движения. Формулировать закон сложения скоростей.

Исследовать равноускоренное прямолинейное движения (на примере свободного падения тел) и равномерного движения тела по окружности.

Понимать смысл основных физических величин, характеризующих равномерное движение тела по окружности.

Динамика

Понимать смысл таких физических моделей как материальная точка, инерциальная система отсчета.

Измерять массу тела различными способами.

Измерять силы взаимодействия тел. Вычислять значение ускорения тел по известным значениям действующих сил и масс тел.

Различать силу тяжести и вес тела. Объяснять и приводить примеры явления невесомости.

Применять основные понятия, формулы и законы динамики к решению задач.

Законы сохранения в механике

Объяснять реактивное движение на основе закона сохранения импульса. Применять закон сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.

Вычислять работу сил и изменение кинетической энергии тела. Вычислять потенциальную энергию тел в гравитационном поле.

Характеризовать производительность машин и двигателей, использую понятие мощности.

Основы молекулярной физики и термодинамики

Молекулярная физика

Формулировать основные положения молекулярно-кинетической теории. Выполнять эксперименты, служащие обоснованием молекулярно-кинетической теории. Наблюдать броуновское движение и явление диффузии.

Определять параметры вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа.

Представлять графиками изохорный, изобарный и изотермический процессы.

Вычислять среднюю кинетическую энергию теплового

движения молекул по известной температуре вещества.

Измерять влажность воздуха.

Термодинамика

Исследовать экспериментально тепловые свойства вещества.

Рассчитывать количество теплоты, необходимоедля осуществления процесса превращениявещества из одного агрегатного состояния вдругое.

Рассчитывать изменение внутренней энергии тел, работу и переданное количество теплоты на основании первого закона термодинамики. Объяснять принципы действия тепловых машин.

Основы электродинамики

Электростатика

Вычислять силы взаимодействия точечных электрических зарядов.

Вычислять напряженность и потенциал электрического поля одного и нескольких точечных зарядов.

Измерять разность потенциалов.

Приводить примеры проводников, диэлектриков и конденсаторов.

Наблюдать явление электростатической индукции и явление поляризации диэлектрика, находящегося в электрическом поле.

Постоянный ток

Измерять мощность электрического тока.

Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

Собирать и испытывать электрические цепи с различным соединением проводников, рассчитывать их параметры.

Магнитное поле

Наблюдать действие магнитного поля на проводник с током, картинки магнитных полей.

Формулировать правило левой руки для определения направления силы Ампера.

Вычислять силы, действующие на проводник с током в магнитном поле, объяснять принцип действия электродвигателя.

Исследовать явление электромагнитной индукции

Колебания и волны

Механические колебания и волны

Приводить примеры колебательных движений.

Исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Определять ускорение свободного падения с помощью математического маятника.

Наблюдать колебания звучащего тела. Приводить значение скорости распространения звука в различных средах.

Уметь объяснять использование ультразвука в медицине.

Электромагнитные колебания и волны

Наблюдать осциллограммы гармонических колебаний силы тока в цепи.

Объяснять превращение энергии в идеальном колебательном контуре.

Изучать устройство и принцип действия трансформатора.

Анализировать схему передачи электроэнергии на большие расстояния.

Приводить примеры видов радиосвязи.

Познакомиться с устройствами, входящими в систему радиосвязи.

Обсуждать особенности распространения радиоволн.

Световые волны

Применять на практике законы отражения и преломления света при решении задач.

Наблюдать явление дифракции и дисперсии света.

Строить изображения предметов, даваемые линзами. Рассчитывать оптическую силу линзы.

Элементы квантовой физики

Квантовые свойства света

Наблюдать фотоэлектрический эффект.

Рассчитывать максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэффекте.

Физика атома

Формулировать постулаты Бора. Наблюдать линейчатый и непрерывный спектры.

Рассчитывать частоту и длину волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое.

Объяснять принцип действия лазера.

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрировать ядерные излучения с помощью счетчика Гейгера.

Рассчитывать энергию связи атомных ядер.

Понимать ценности научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценность овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности.

Вселенная и ее эволюция

Строение и развитие

Вселенной

Объяснять модель расширяющейся Вселенной.

Происхождение

Солнечной системы

Наблюдать звезды, Луну и планеты в телескоп.

Наблюдать солнечные пятна с помощью телескопа.

Х И М И Я

Введение

Раскрывать вклад химической картины мира в единую естественнонаучную картину мира.

Характеризовать химию, как производительную силу общества.

Важнейшие химические понятия

Давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом,

молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, скорость химической реакции, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия.

Основные законы химии

Формулировать законы сохранения массы веществ и постоянства состава веществ.

Устанавливать причинно-следственную связь между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений.

Раскрывать физический смысл символики периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и устанавливать причинно-следственную связь между строением атома и закономерностямиизменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах.

Характеризовать элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева.

Основные теории химии

Устанавливать зависимость свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов.

Характеризовать важнейшие типы химических связей и относительность этой типологии. Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.

Формулировать основные положения теории электролитической диссоциации и характеризовать в свете этой теории свойства основных классов неорганических соединений.

Формулировать основные положения теории химического строения органических соединений и характеризовать в свете этой теории свойства важнейших представителей

основных классов органических соединений.

Важнейшие вещества и материалы

Характеризовать строение атомов и кристаллов и на этой основе общие физические и химические свойства металлов и неметаллов.

Характеризовать состав, строение, свойства, получение и применение важнейших неметаллов.

Характеризовать состав, строение и общие свойства важнейших классов неорганических соединений.

Описывать состав и свойства важнейших представителей органических соединений: метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, карбоновые кислоты (уксусная кислота), моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), аминокислоты, белки, искусственные и синтетические полимеры.

Химический язык и символика

Использовать в учебной и профессиональной деятельности химические термины и символику.

Называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре и отражать состав этих соединений с помощью химических формул.

Отражать химические процессы с помощью уравнений химических реакций.

Химические реакции

Объяснять сущность химических процессов.

Классифицировать химические реакции по различным признакам.

Химический эксперимент

Выполнять химический эксперимент в полном соответствии с правилами техники безопасности.

Наблюдать, фиксировать и описывать результаты проведенного эксперимента.

Химическая информация

Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Профильное и

профессионально

значимое содержание


Объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве.

Соблюдать правила экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

Соблюдать правила безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.

Критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников.

Б И О Л О Г И Я

Биология – совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии

Познакомиться с объектами изучения биологии.

Выявить роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей.

Клетка

Познакомиться с клеточной теорией строения организмов. Получить представление о роли органических и неорганических веществ в клетке.

Знать строение клеток по результатам работы со световым микроскопом.

Уметь описывать растений. Уметь сравнивать строение клеток растений и микропрепаратам.

Организм

Знать основные способы размножения организмов, стадии онтогенеза на примере человека. Знать причины, вызывающие нарушения в развитии организмов.

Уметь пользоваться генетической терминологией и символикой, решать простейшие генетические задачи.

Знать особенности наследственной и ненаследственной

изменчивости и их биологической роли в эволюции живого.

Вид

Уметь анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни на Земле.

Уметь проводить описание особей одного вида по морфологическому критерию.

Развить способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Уметь доказывать родство человека и млекопитающих, общность и равенство человеческих рас.

Экосистемы

Знать основные экологические факторы и их влияние на организмы.

Знать отличительные признаки искусственных сообществ – агроэкосистемы

Иметь представление о схеме экосистемы на примере биосферы.

Демонстрироватьумения постановки целейдеятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

Научиться соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

Перечень рекомендуемых учебных изданий и интернет источников

Для студентов


  1. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / П.И.Самойленко. – М.: 2014

  2. Сборник задач по физике для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / П.И. Самойленко – М.: 2014

  3. Физика в схемах и таблицах. / К.Э.Немченко. − М.:2014 Химия для профессий и специальностей социально-экономического игуманитарного профилей: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.:2014

  4. Химия: Задачи и упражнения./ Ю.М. Ерохин.– М.: 2014 Сборник тестовых заданий по химии./ Ю.М. Ерохин.– М.: 2014

  5. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования// О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017.- 272с

6. Константинов В.М. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева ; под ред. В.М.Константинова.-6-е изд., стер.—М. : Издательский центр «Академия», 2017.-336 с.


Для преподавателей


  1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17мая 2012 г. № 413

  3. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

  4. Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)

  5. Теория и методика обучения физике. Учебное пособие для преподавателей ссузов. / П.И.Самойленко. − М.:2014

  6. История и методология физики. / В.А.Ильин, В.В.Кудрявцев. − М.:2014.

  7. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. – М.: Академия, 2014


Интернет- ресурсы


  1. http://class-fizika.nard.ru/ - «Классная доска для любознательных»

  2. http://physiks.nad/ru/ - «Физика в анимациях»;

  3. http://interneturok.ru - /«Видеоуроки по предметам школьной программы» - и др.)/

  4. chemistry-chemists.com/index.html - электронный журнал «Химики и химия»

  5. pvg.mk.ru - олимпиада «Покори Воробьёвы горы»

  6. hemi.wallst.ru - «Химия. Образовательный сайт для школьников»

  7. www.alhimikov.net - Образовательный сайт для школьников chem.msu.su - Электронная библиотека по химии

  8. www.enauki.ru – интернет-издание для учителей «Естественые науки»

  9. hvsh.ru - журнал «Химия в школе»

  10. www.hij.ru/ -«Химия и жизнь»

  11. chemistry-chemists.com/index.html - электронный журнал «Химики и химия»

  12. http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.

  13. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!