СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа п внеурочной деятельности "Минии Нютаг" (Малая Родина)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Без знания истоков родного края невозможно нравственное и культурное развитие человека, поэтому краеведение в школе играет большую роль. программа внеурочной деятельности по духовно-нравстенному направлению призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настящим страны.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа п внеурочной деятельности "Минии Нютаг" (Малая Родина)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОТ-ОНГОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



ПРИНЯТО

Педагогический совет

________________________

Кирпиченкова Е.В.

Протокол № 1

от «30» августа 2021 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Петухаева Е. В.

Приказ № 72

от «30» августа 2021 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«МИНИИ НЮТАГ (Малая Родина)»









класс: 5

количество часов: 34 часа (1 час в неделю)

учитель: Кирпиченкова Елена Витальевна учитель истории и обществознания







д.​Ворот-Онгой,‌ 2021‌​









Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Минии Нютаг» (Малая Родина)» для 5 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями вступ.в силу с 24.07.2015);

  2. Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля2015 г.№1/5,в ред.протокола №3/15 от28.10.2015);

  3. Уставом школы.

  4. Основной образовательной программой МБОУ Ворот-Онгойская ООШ.

  5. Положения о рабочей программе МБОУ «Ворот-Онгойская ООШ.

Данная программа является частью образовательной программы МБОУ Ворот-Онгойская ООШ.

Внеурочная деятельность школьников в рамках занятий по данной программе организуется преимущественно по общекультурному направлению.

Настоящая программа создает условия для культурного, социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

В целях воспитания молодого поколения настоящими патриотами своей страны, важно приобщать их к прошлой и современной жизни своей малой Родины, активизировать работу школьников по изучению родного края.

В рамках реализации ФГОС ООО предлагается программа внеурочной деятельности, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.  

Без знания истоков родного края невозможно нравственное и культурное развитие человека, поэтому краеведение в школе играет важную роль. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Нукутского района. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к людям, живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.

Цели программы:

• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

• расширить и углубить знания учащихся о своей малой Родине;

• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:

• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

• овладение начальными навыками исследовательской работы;

• овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности


 Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Учебно-познавательная компетенции - умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые редакторы, презентации);

Формирование информационной компетенции - владение навыками работы с различными источниками информации - книгами, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять современные информационные технологии;

Формирование коммуникативной компетенции - владение навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, устное сообщение, уметь задать вопрос и пр.);

Формирование компетенции личностного совершенствования - освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование культуры мышления и поведения

Кружок «Минии Нютаг» ведется в 5 классе первый год, преподавание осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. Каждый раздел программы дополняет следующий и является логическим продолжением предыдущего. Полученный и обработанный материал будет применяться для дальнейшей работы в исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности



Требования Федерального государственного образовательного стандарта к организации внеурочной деятельности учащихся реализуются через программы внеурочной деятельности, которые предусматривают проведение занятий кружка «Минии Нютаг» во второй половине дня.

Занятия проводятся для обучающихся 5 класса по 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 часа в неделю. Всего: 34 часа.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Форма и режим занятий:

  • групповая работа;

  • беседы, викторины;

  • коллективные творческие дела;

  • смотры-конкурсы, выставки;

  • экскурсии, поездки, походы;

  • трудовые дела.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, флеш-носителях, рассказы взрослых, экскурсии.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

 В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; определять цель исследования, овладевать методикой сбора и оформления найденного материала; владеть научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.



Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:


Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельнсти);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).





Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел I. История родного края. Краеведение. (8 часов)

Краеведение как наука о родном крае. Понятие краеведение. Цели, задачи. Предмет исследования. Направления краеведения: историческое, географические, биологическое, литературное и др.

Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) Родина? Карта своей местности (области, района, села). Основные населенные пункты района. Знаменитые места. Границы района, их условность и подвижность: родной дом – школа с ближайшими окрестностями – село; город – район – область. Родной край – часть России, частица мира.

История села. История школы. Ветераны педагогического труда, мой первый учитель, мой выпуск, мои родители-выпускники школы. Выдающиеся люди нашего села.

Продукт: рассказ об учителе/выпускнике

Раздел II. Музей (6 часов)

Музей как сохранение культуры народа. Культура поведения в музее. Виды сбора информации. Музей района .Работа школьного музея. «В музее».

Продукт: презентация «Школьный музей»

Раздел III. Экскурсионная работа (5 часов)

Что такое экскурсия? Правила проведения экскурсии. (проведение тематической экскурсии).

Продукт: экскурсия по теме «Школьные годы чудесные»

Раздел IV. Домашний музей (8 часов)

Понятие генеалогическое древо. Схема генеалогического дерева. Примеры родословных известных людей.

Продукт: генеалогическое дерево своей семьи

Моя семья в истории села. Я расскажу о своей семье. Семейный фотоальбом. История одной фотографии. Семейные традиции, реликвии. Любимые занятия в семье детей и взрослых. Фотоконкурс/ коллаж «Мой мир»

Продукт: выставка фотографий «Моя семья»

Раздел V. Вахта Памяти (7 часов)

Уголок Боевой Славы. Книга Памяти. Жители села в годы Великой Отечественной войны. Урок мужества. Мой дедушка – ветеран Великой Отечественной войны. Мой прадедушка – ветеран Великой Отечественной войны. «Детство, опаленное войной». Моя бабушка/дедушка – труженик тыла. «Мои земляки на защите Отечества» (участники локальных войн, воины - интернационалисты). Экскурсия к памятнику павших во время Великой Отечественной войны.

Продукт: письмо ветерану

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Кол-во часов

Форма проведения

Продукт

УУД

План

Факт

Раздел I. История родного края (8 часов)

1

Краеведение как наука о родном крае

2

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Рассказ о моем селе

Л. Формирование «стартовой» мотивации к обучению.

Р. Совместно с учителем ставить новые учебные задачи.

П. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

К.Оформлять свои мысли в устной речи.



3


История села

2

Практическая работа творческого характера

Летопись моего села, «Улицы моего села»

Л.Формирование навыков творческой деятельности.

Р. Уметь работать самостоятельно и в группе

П.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.



5

История школы. Ветераны пед. труда, мой первый учитель, мой выпуск, мои родители-выпускники школы

2

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Летопись школы, рассказ об учителе, выпускнике

Л. Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.

Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе, устанавливать причинно-следственные связи.

П.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.



7

Выдающиеся люди нашего села

2

Составление литературной викторины, кроссвордов

Поэтический вечер «И вечно имя доброе живет»

Л.Формирование навыков индивидуального выполнения творческого задания.

Р.Уметь выразительно читать и анализировать стихотворный текст.

П.Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

К.Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.



Раздел II. Музей (6 часов)

1

Музей как сохранение культуры народа

1

Лекция с элементами беседы

Картинная галерея

Л. Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.



2

Культура поведения в музее

1

Урок-практикум

Свод правил поведения в музее

Л.Формирование навыков индивидуального выполнения творческого задания.

Р.Уметь работать с новыми понятиями.

П.Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

К.Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.



3

Виды сбора информации

2

Практическая работа в библиотеке, в компьютерном классе

Опрос населения, анкетирование

Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми.

Р.Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

П.Уметь искать и выделять необходимую информацию из прочитанных книг, создавать обобщения.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач



5

Работа школьного музея

1

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Словарь музееведа, самостоятельная экскурсия

«Я экскурсовод»

Л.Формирование навыков творческой деятельности.

Р. Уметь работать самостоятельно и в группе

П.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.



6

«В музее»

1

Творческая работа

Сочинение, рисунки

Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.

Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.

П.Перерабатывать полученную информацию.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.



Раздел III. Экскурсионная работа (5 часов)

1

Что такое экскурсия?

1

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Беседа, подготовка вопросов к собеседнику

Л. Формирование «стартовой» мотивации к обучению.

Р. Совместно с учителем ставить новые учебные задачи.

П. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

К.Оформлять свои мысли в устной речи.



2

Правила проведения экскурсии в музее

2

Практическая работа творческого характера

Составление своих правил поведения в музее

Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты.

Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений

К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ.



4

«Я поведу тебя в музей…»

2

Практическая работа творческого характера

Портфель экскурсовода

Л.Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Р. уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

П.Уметь ориентироваться во время экскурсии

К. участвовать в экскурсии; соблюдать правила общения



Раздел IV. Домашний музей (8 часов)

1

Моя семья в истории села

2

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Моя родословная

Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми.

Р.Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

П.Уметь искать и выделять необходимую информацию из рассказов родственников, создавать обобщения.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.



3

Я расскажу о своей семье

2

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Проект

Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.

Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.

П.Перерабатывать полученную информацию.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.



5

Семейный фотоальбом

2

Малая конференция


Исследование,

правила хранения фотографий, семейных реликвий: орденов, медалей и др.

Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты.

Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.



7

История одной фотографии

1

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Рассказ по фотографии, находка особой фотографии, по которой можно рассказать об истории своей семьи

Л. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты.

Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

П. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений

К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.



9

Фотоконкурс/ коллаж «Мой мир»

1

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Письмо потомкам

Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.

Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.

П.Перерабатывать полученную информацию.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.



Раздел V. Вахта Памяти (7 часов)

1

Уголок Боевой Славы

1

Работа в группах

Презентация о школьном музее

Л.Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Р. уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

П.Уметь ориентироваться в музее

К. участвовать вэкскурсии; соблюдать правила общения



2

Книга Памяти

1

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Бессмертный полк, Виртуальная Книга Памяти по увековечиванию имен всех солдат Великой Отечественной войны

Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.

Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.

П.Перерабатывать полученную информацию.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.



3

Жители села в годы Великой Отечественной войны

1

Малая конференция

Исследовательская работа

Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты.

Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений

К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ.



4

Урок мужества

1

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Сценарий урока мужества

Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.

Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.

П.Перерабатывать полученную информацию.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.



5

Мой парадедушка – герой (о ветеранах Великой Отечественной войны

1

Практическая работа творческого характера

Оформление страницы Книги Памяти

Л.Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Р. уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

П.Уметь ориентироваться во время экскурсии

К. участвовать в экскурсии; соблюдать правила общения



6

«Детство, опаленное войной»

1

Написание творческой работы

Создание страницы на сайте школьного музея о тружениках тыла

Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.

Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.

П.Перерабатывать полученную информацию.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.



7

Моя бабушка/дедушка – труженик тыла

1

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Книжка о старшем поколении моей семьи

Л.Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Р. уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

П.Уметь ориентироваться во время экскурсии

К. участвовать в экскурсии; соблюдать правила общения



9

«Мои земляки на защите Отечества» (участники локальных войн, воины - интернационалисты)

2

Малая конференция


Исследовательская работа

Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты.

Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.




ИТОГО:

34



















6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!