РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 классов
«ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ»
Пояснительная записка
Программа «Веселый английский» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем кружка, дает примерное распределение учебных часов по темам занятий и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебно-воспитательного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цель программы «Веселый английский»: создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка.
Задачи:
I. Познавательный аспект.
- познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
- способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
- познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
- развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
- развивать двигательные способности детей через драматизацию;
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект.
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
- приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой
Основными принципами обучения на начальном этапе освоения иностранного языка являются:
Принцип коммуникативной направленности (основная функция – создание условий коммуникации);
Принцип коллективно – индивидуализированного взаимодействия (основная функция – максимальная реализация индивидуальных способностей ребёнка через коллективные формы обучения);
Принцип доступности и посильности (учёт специфики и возможностей возраста).
Содержание программы «Веселый английский» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МБОУ «Гимназия №1 им. Ч. Т. Айтматова п. г. т. Кукмор». Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. Базисный учебный план ФГОС НОО предусматривает обязательное изучение иностранного языка со II по IV класс в начальной школе при 2-х часах в неделю. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения английского языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения английскому языку, с воспитанием личности младшего школьника и развитием его творческого потенциала.
Курс внеурочной деятельности «Веселый английский» разбит на три этапа, которые позволяют увеличить воспитательную и информативную ценность раннего обучения иностранному языку, проявляясь в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке.
Структура курса
Прогмма состоит из трёх относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлен на решение своих собственных педагогических задач.
I. Вводный курс «Учись – играя!» - Обучающиеся в игровой форме овладевают основными видами речевой деятельности – говорением, аудированием, знакомятся с английскими звуками, получают первые представления об англоязычных странах и их культуре.
Так как основная часть детей этого возраста ещё не читает даже на своём родном языке, обучение английскому языку происходит в устной форме. Обучение чтению и письму предусмотрено данной программой в 2 классе.
Устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка, вызывает интерес учащихся к предмету и создаёт достаточно высокую мотивацию к изучению английского языка, позволяет сосредоточить внимание детей на звуковой стороне нового для них языка, несколько отодвигая графические трудности.
II. «Мир игр и стихов» - 2-4 класс. На данном этапе в игровой форме идет развитие всех видов речевой деятельности, но особое внимание уделяется буквам и звукам, расширению лексического запаса, чтению простых и интересных детских стихов. Как средство активизации и мотивации познавательной активности младших школьников на уроках английского языка игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности.
Хорошо подобранная игра содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы и радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. В игре особенно полно и, порой неожиданно, проявляются способности ребенка.
III. «Мир веселья» - 2-4 класс. Этот этап обучения английскому языку в урочной деятельности - очень ответственный и, с нашей точки зрения, самый сложный в курсе начального обучения английскому языку. Основной задачей этого этапа является овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования. На смену игровой деятельности на уроке все больше приходит учебная.
Тематика программы составлена по принципу Round-up lessons. Поэтому возможно поступательное движение, соблюдение преемственности и поэтапности процесса, которое охватывает все аспекты языковой деятельности: овладение лексикой, грамматику, аудирование, чтение и задания на реакцию и смекалку. Это позитивно мотивирует изучение языка. Лексические и грамматические темы (принцип round-up), повторяясь из уровня в уровень, обогащаются новой лексикой (усложняясь и дополняясь), тем самым углубляя и расширяя языковой уровень учащихся.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Режим проведения занятий, количество часов:
Программа рассчитана на детей 7-11 лет,
2 отряд – часов
3 отряд - часов
Виды деятельности:
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
чтение, литературно-художественная деятельность;
изобразительная деятельность;
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов;
разучивание и исполнение песен;
проектная деятельность;
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
добровольность участия и желание проявить себя;
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
эстетичность всех проводимых мероприятий;
наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;
Результаты изучения программы:
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты – общие представления о мире, как о многоязычном и поликультурном сообществе, осознания языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми, знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка;
метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора младших школьников, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква и слово.
В коммуникативной сфере:
I. Речевая компетенция:
- говорение - вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения;
- аудирование – понимать на слух речь учителя и одноклассников;
II. Языковая компетенция:
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков английского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- применение основных правил графического изображения букв и слов;
- распознание и употребление в речи изученных лексических единиц.
III. Социокультурная осведомленность:
- знание названия страны изучаемого языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.
В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных букв, слов;
- умение действовать по образцу при выполнении заданий;
- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных младшему школьнику пределах.
В ценностно-ориентационной сфере:
- представления об изучаемом иностранном языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
- приобщение к культурным ценностям другого народа через детские сказки;
- развитие чувства прекрасного;
- умение следовать намеченному плану в своем учебном труде.
Воспитательные результаты:
– приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
– получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
– получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы:
На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.
Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
Форма подведения итогов:
Итоговой работой по завершению каждой темы являются игры, конкурсы.
Содержание программы кружка
Класс | Название темы | Всего часов | Лексико-грамматическое содержание программы |
2 отряд | Вводный курс «Учись – играя!» | | Приветствия и прощание. Знакомство. Простейшие сведения о себе (возраст, из какой страны родом.) Некоторые страны. Cчёт до 10. Рассказ о своей семье или семье своего друга. Выражение отношения к друзьям и близким. Вопрос «Как дела?» и ответ на него. Названия игрушек, животных. Обучающиеся рассказывают, какие у них есть игрушки/животные, в каком количестве.; учатся описывать их при помощи прилагательных (в том числе цвет), пересчитывать, выражать своё отношение к ним, предлагать совместные занятия, выражать своё желание чем-либо заняться. Личные местоимения: I, you, he, she Притяжательные местоимения: my, his, her Глаголы связки: am, is, are Вопросы: who, how old, what, where. Глагол have/has got |
1. Давайте познакомимся! | 1 |
Семья. |
Игрушки. |
Части тела. |
2. Цвета. | |
Моя первая сказка | 1 |
2 класс | «Мир игр и стихов». | Название членов семьи, овощей, школьных принадлежностей, украшение мороженого фруктами, украшение пиццы. Родословное древо. Как собирать портфель. Английский завтрак. Как сервируют стол. Культура в одежде. Множественное число существительных. Счёт до 10. Прилагательные. Глаголы. Местоимение it. Определенный артикль the. Present Simple 3-е лицо единственного числа. Вопросы с do/does и ответы на них. Местоимения we, they. |
3.Я и моя семья | 1 |
Мой цветной мир | |
4.Фрукты и овощи | 1 |
5.Моя школа | 1 |
6.Моя одежда | 1 |
7. Повторение | 1 |
8. Сказка «Теремок» | 1 |
3 отряд | «Мир веселья». | | Россия, Великобритания, Америка; название членов семьи, описание дома; русская, английская национальная кухня; название спортивных игр; диета и правильное питание; праздники, традиции и обычаи своей страны и стран изучаемого языка. Present Simple 3-е лицо единственного числа. Вопросы с do/does и ответы на них. Past Simple, вопросы и отрицательная форма. Множественное число существительных. Глаголы связки: am, is, are, was, were Вопросы: who, how old, what, where. Глагол have/has got |
1 Страны, языки, национальности | 1 |
2.Мы за здоровый образ жизни | 1 |
3. Мы любим праздники | 1 |
4. Дом, семья, родственники. | 1 |
5. Мой рабочий день. | 1 |
6. Спорт, путешествия. | 1 |
7. Праздники Великобритании и Америки. | 1 |
8. Моя жизнь сегодня и завтра. | 1 |
| Итого по программе | 16 | |