СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по астрономии для обучающихся 11 класса 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии 11 класс»

МБОУ «Слободская школа им. Г.Н.Пономарёва»


Принято:

Педагогический совет МБОУ

«Слободская школа им. Г.Н.Пономарёва»

Протокол № 2 от 28.08.2019г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР___________/И.А.Грузинцева/

«28» сентября 2019г.

Утверждаю: Директор МБОУ «Слободская школа им. Г.Н. Пономарёва»

____________/ З.С. Марагаева/

Приказ № 258 от 30.08.2019г..













Рабочая программа по астрономии

для 11 класса на 2019-2020 год

Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, вводится стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии, с использованием программы Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Е. К. Страут.




В неделю – 1 час

Всего – 34 часов





Учитель - Грязнова Екатерина Валентиновна






Слобода, 2019



  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:

  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

  • формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

  • на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам.

Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания

не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:

    1. цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

    2. учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

    3. организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.


Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен знать/понимать

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического

пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические

причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;


характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.


Обучающиеся должны знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

должны уметь:

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

  • решать задачи на применение изученных астрономических законов;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

  • владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, и профессионально-трудового выбора.

Необходимость общего астрономического образования обусловлена тем, что знание основ современной астрономической науки дает возможность учащимся:

  • понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;

  • познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

- получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира

  • осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;

  • ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;

  • выработать сознательное, отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам, постоянно апеллирующим к Космосу.



  1. Основное содержание программы предмета

Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)


Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Демонстрации.
1. портреты выдающихся астрономов;
2. изображения объектов исследования в астрономии.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

  • воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

  • использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.


Практические основы астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Предметные результаты изучения данной темы позволяют:

  • воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

  • объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

  • объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

  • применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Демонстрации.

  1. географический глобус Земли; 

  2. глобус звездного неба;

  3. звездные карты;

  4. звездные каталоги и карты;

  5. карта часовых поясов;

  6. модель небесной сферы;

  7. разные виды часов (их изображения);

  8. теллурий.



Строение Солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

  • воспроизводить исторические сведения о становлении развитии гелиоцентрической системы мира;

  • воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

  • вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

  • формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

  • описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

  • объяснять причины возникновения приливов на Земле возмущений в движении тел Солнечной системы;

  • характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Демонстрации.

  1. динамическая модель Солнечной системы;

  2. изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;

  3. портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;

  4. схема Солнечной системы;

  5. фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.


Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Ис-следования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Предметные результаты изучение темы позволяют:

  • формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

  • определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

  • описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

  • перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

  • проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

  • объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

  • описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

  • характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

  • описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

  • описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

  • объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Демонстрации.

  1. глобус Луны;

  2. динамическая модель Солнечной системы;

  3. изображения межпланетных космических аппаратов;

  4. изображения объектов Солнечной системы;

  5. космические снимки малих тел Солнечной системы;

  6. космические снимки планет Солнечной системы;

  7. таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;

  8. фотография поверхности Луны.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

        • определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

  • описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

  • объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

  • описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

  • вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

  • называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;

  • сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

  • объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

  • описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

  • оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

  • описывать этапы формирования и эволюции звезды;

  • характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Демонстрации.

  1. диаграмма Герцшпрунга – Рассела;

  2. схема внутреннего строения звезд;

  3. схема внутреннего строения Солнца;

  4. схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;

  5. фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;

  6. фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;

  7. фотоизображения Солнца и известных звезд.

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Предметные результаты изучения темы позволяют:

  • объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

  • характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

  • определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

  • распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

  • сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

  • обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

  • формулировать закон Хаббла;

  • определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;

  • оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

  • интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

  • классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

  • интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Демонстрации.

  1. изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;

  2. схема строения Галактики;

  3. схемы моделей Вселенной;

  4. таблица - схема основных этапов развития Вселенной;

  5. фотографии звездных скоплений и туманностей;

  6. фотографии Млечного Пути;

  7. фотографии разных типов галактик.

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Предметные результаты позволяют:

- систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.


  1. Тематическое планирование.


п/п

Тема

Общее количество часов

Количество часов теории

Практические работы

Контрольные работы

Основные виды учебной деятельности учащегося

1

Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии.

2

2

  • Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии.

  • Применяет знания, полученные в курсе физики, для описании устрой­ства телескопа. Характеризует преимущества наблюдений, проводи­мых из космоса.

2

Практические основы астрономии.

5

3

2

  • Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд.

  • Применяет знания, полученные в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях.

  • Работает со звездной картой при орга­низации и проведении наблюдений

  • Характеризует отличительные особенности суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в сред­них широтах Земли.

  • Характеризует особенности су­точного движения Солнца на полю­сах. экваторе и в средних широтах Земли

  • Изучает основные фазы Луны. Описывает порядок их смены. Анализирует причины, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной.

  • Описывает взаимное расположение Земли, Луны и Солнца в моменты затмений.

  • Объясняет причины, по которым за­тмения Солнца и Луны не происхо­дят каждый месяц

  • Подготовка и презентация сообще­ния об истории календаря.

  • Анализирует необходимость введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля.

3

Строение Солнечной системы.

7

5

2

  • Подготовка и презентация сообще­ния означении открытий Коперни­ка и Галилея для формирования научной картины мира. Объясняет петлеобразное движе­ние планет с использованием эпи­циклов и дифферентов.

  • Описывает условия видимости пла­нет, находящихся в различных кон­фигурациях.

  • Решает задачи на вычисление звезд­ных периодов обращения внутрен­них и внешних планет.

  • Анализирует законы Кеплера, их значе­ния для развития физики и астрономии.

  • Решает задачи на вычисление рас­стояний планет от Солнца на основе третьего закона Кеплера.

  • Решает задачи на вычисление рас­стояний и размеров объектов.

  • Построение плана Солнечной систе­мы в принятом масштабе с указани­ем положения планет на орбитах. Определение возможности их на­блюдения на заданную дату.

  • Решает задачи на вычисление мас­сы планет.

  • Объясняет механизм возникнове­ния возмущений и приливов.

  • Подготовка и презентация сообщения о КА, исследующих природу тел Солнечной системы.

4

Природа тел Солнечной системы.

8

5

1

2

  • На основе знаний физических зако­нов объясняет явления и процес­сы, происходящие в атмосферах планет. Описывает и сравнивает природы планет земной группы. Объяснение причин существующих различий.

  • Подготовка и презента­ция сообщения о результатах исследований планет земной группы.

  • Подготовка и презентация сообще­ния по этой проблеме. Участие в дискуссии.

  • На основе знаний законов физики описание природы планет-гигантов. Подготовка и презентация сообще­ния о новых результатах исследований планет гигантов, их спутников и колец.

  • Анализирует определение поня­тия «планета».

  • Описывает внешний вид астеро­идов и комет.

  • Объясняет процессы, происходя­щие в комете, при изменении ее рас­стояния от Солнца.

  • Подготовка и презентация сообще­ния о способах обнаружения опасных космических объектов и предотвращения их столкновения с Землей.

  • На основе знания законов физики описывает и объясняет явления ме­теора и болида.

  • Подготовка сообщения о падении наиболее известных метеоритов.

5

Солнце и звезды.

6

4

1

1

  • На основе знаний физических зако­нов описывает и объясняет явления и процессы, наблюдаемые на Солн­це.

  • Описывает процессы, происходя­щие при термоядерных реакциях протон-протонного цикла.

  • На основе знаний о плазме, получен­ных в курсе физики, описывает обра­зование пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной ак­тивности.

  • Характеризует процессы солнеч­ной активности и механизма их влияния на Землю.

  • Определяет понятие «звезда». Указывает положение звезд на диа­грамме «спектр — светимость» согласно их характеристикам.

  • Анализирует основные группы диаграммы.

  • На основе знаний по физике описывает пульсацию цефеид как авто­колебательного процесса.

  • Подготовка сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и полу­ченных результатах.

  • На основе знаний по физике оценивает время свечения звезды по извест­ной массе запасов водорода; для описания природы объектов на ко­нечной стадии эволюции звезд.

6

Строение и эволюция Вселенной.

5

5

  • Описывает строение и структуру Галактики.

  • Изучает объекты плоской и сфе­рической подсистем.

  • Подготовка сообщения о развитии исследований Галактики.

  • На основе знаний по физике объяс­няет различные механизмы ра­диоизлучения.

  • Описывает процесс формирования звезд из холодных газопылевых об­лаков.

  • Определяет типы галактик.

  • Подготовка сообщения о наиболее интересных исследованиях галак­тик, квазаров и других далеких объектов.

  • Применяет принцип Доплера для объяснения « красного смещения» .

  • Подготовка сообщения о деятель­ности Хаббла и Фридмана. Доказывает справедливость за­кона Хаббла для наблюдателя, рас­положенного в любой галактике.

  • Подготовка и презентация сообще­ния о деятельности Гамова и .лауреа­тов Нобелевской премии по физике за работы по космологии.

7

Жизнь и разум во Вселенной.

2

1

1

  • Подготовка и презентация сообще­ния о современном состоянии науч­ных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной.

  • Участвует в дискуссии по этой пробле­ме.

Всего

34

24

6

4





Календарно-тематическое планирование

11 класс (1 час в неделю, всего — 34 часа).


и тема

урока

Содержание

урока

Формы и методы контроля

Домашнее задание

Планируемая дата урока (неделя/

месяц)

АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ (2 ч)

1. Что изучает аст­рономия.

Астрономия, со связь с другими наука­ми. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями челове­ка, начиная с глубокой древности. Аст­рономия. математика и физика развивалнсь в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной.

Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями.


§ 1

1/09

2 Наблюдения — основа астрономии.

Наземные и космические приборы и ме­тоды исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Устный опрос.

Беседа.

§ 2

2/09

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (5 ч)

3. Звезды и созвез­дия. Небесные коорди­наты. Звездные карты. Практическая работа № 1 «Определение горизонтальныx небесныx координат».

Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин раз­ность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной кар­ты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени.

Фронтальный опрос.

Беседа. Практическая работа.

§ 3, 4

3/09

4. Видимое движе­ние звезд на различ­ных географических широтах.


Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение гео­графической широты по измерению вы­соты звезд в момент их кульминации.

Фронтальный опрос.

Беседа.

Работа с текстом учебника.


§ 5

4/09

5. Годичное движе­ние Солнца. Эклипти­ка. Практическая работа № 2 «Определение экваториальныx небесныx координат».

Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному эквато­ру. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Из­менение в течение года продолжитель­ности дня и ночи на различных геогра­фических широтах.

Индивидуальный опрос.

Беседа. Практическая работа.

§ 6

5/10

6. Движение и фазы Луны. Затмения Солн­ца и Луны.


Луна — ближайшее к Земле небесное те­ло. ее единственный естественный спут­ник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидериче­ский (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны.Условия наступления солнечных и лун­ных затмений. Их периодичность. Пол­ные, частные и кольцеобразные затме­ния Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затме­ний.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 7, 8

6/10

7. Время и календарь.

Точное время и определение географиче­ской долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Кален­дарь — система счета длительных про­межутков времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль.

Тестирование. Беседа.

§ 9

7/10

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч)

8. Развитие пред­ставлений о строении мира.

Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеоб­разного движения планет. Создание Ко­перником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 10

8/10

9. Конфигурации планет. Синодический период.

Внутренние и внешние планеты. Конфи­гурации планет: противостояние и со­единение. Периодическое изменение ус­ловий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидери­ческого (звездного) периодов обращения планет.

Тестирование.

Беседа.

§ 11

9/10

10. Законы движения планет Солнечной системы. Практическая работа № 3 «Решение задач по теме «Конфигурация планет».

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллипти­ческим орбитам. Открытие Кеплером за­конов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относи­тельных расстояний планет от Солнца.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

§ 12

10/11

11. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной систе­мы.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 13

11/11

12. Практическая работа № 4 с планом Солнечной системы.

План Солнечной системы в масштабе 1 см к 30 млн км с указанием положения планет на орбитах согласно данным «Школьного астрономического календа­ря» на текущий учебный год.

Практическая работа.

12/11

13. Открытие и при­менение закона все­мирного тяготения.

Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмуще­ния в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 14 (1-5)

13/12

14. Движение ис­кусственных спутни­ков, космических ап­паратов (КА) в Солнеч­ной системе.

Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам Солнечной сис­темы. Выполнение маневров, необходи­мых для посадки на поверхность планеты или выход на орбиту вокруг нее.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 14 (6)

14/12

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 ч)

15. Контрольная работа № 1. Солнечная сис­тема как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

Контрольная работа по итогам 1 полугодия (15 мин.). Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы.

Контрольная работа.

Беседа.

§ 15, 16

15/12

16. Анализ выполнения контрольной работы № 1. Земля и Луня — двойная планета.

Краткие сведения о природе Земли. Ус­ловия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и матери­ки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астро­навтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы ос­воения Луны.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 17

16/12

17. Природа планет земной группы. Практическая работа № 5 «Составление сравнительныx xарактеристик планет земной группы».

Сходство внутреннего строения и хими­ческого состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тек­тоника. Метеоритные кратеры. Особен­ности температурных условий на Мерку­рии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфе­ре и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. По­иски жизни на Марсе.

Беседа. Практическая работа.

§ 18

17/01

18. Урок-дискуссия «Парниковый эф­фект — польза или вред?».

Обсуждение различных аспектов проблем, связанных с существованием парникового эффекта и его роли в фор­мировании и сохранении уникальной природы Земли.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

18/01

19. Планеты-гиган­ты, их спутники и кольца.

Химический состав и внутреннее стро­ение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет.

Об­лачный покров и атмосферная циркуля­ция. Разнообразие природы спутников. Сходство при роды спутников с планета­ми земной группы и Луной. Наличие ат­мосфер у крупнейших спутников. Стро­ение и состав колец.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 19

19/01

20. Малые тела Сол­нечной системы (асте­роиды, карликовые планеты и кометы).

Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпе­ра. Плутон и другие карликовые плане­ты. Кометы. Их строение и состав. Орби­ты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта.

Астероидно-кометная опасность. Воз­можности и способы ее предотвращения.

Тестирование.

Беседа.

§ 20 (1-3)

20/02

21. Метеоры, боли­ды, метеориты. Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы».

Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные. Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы» (20 мин.).

Беседа.

Контрольная работа.

§ 20 (4)

21/02

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч)

22. Анализ выполнения контрольной работы № 2. Солнце, состав и внутреннее строение.

Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энер­гии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтри­но. Значение этого открытия для физи­ки и астрофизики.

Беседа

§ 21 (1-3)

22/02

23. Солнечная ак­тивность и ее влияние на Землю.

Проявления солнечной активности: сол­нечные пятна, протуберанцы, вспыш­ки, корональные выбросы массы. По­токи солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияю­щие на радиосвязь, сбои в линиях элек­тропередачи. Период изменения солнеч­ной активности.

Фронтальный опрос.

Беседа

§ 21 (4)

23/02

24. Физическая природа звезд.

Звезда — природный термоядерный ре­актор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классифи­кация. Звезды-гиганты и звезды-карли­ки. Диаграмма «спектр — светимость».

Тестирование.

Беседа

§ 22

24/03

25. Массы и размеры звезд.

Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их масса, плотность, состав и возраст. Модели звезд.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 23

25/03

26. Переменные и нестационарные звез­ды. Контрольная работа № 3 по теме «Солнце и звезды».

Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки Новых —явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «эк­зопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд. Контрольная работа № 3 по теме «Солнце и звезды» (15 мин.).

Беседа. Контрольная работа.

§ 24

26/03

27. Анализ выполнения контрольной работы № 3. Эволюция звезд. Практическая работа № 6 «Решение задач по теме «характеристики звезд».

Зависимость скорости и продолжитель­ности эволюции звезд от их массы. Вспышка Сверхновой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики. нейтрон­ные звезды (пульсары), черные дыры.

Беседа. Практическая работа.

27/04

28. Проверочная ра­бота.

Проверочная работа по темам: «Стро­ение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды».

Проверочная работа.

28/04

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)

29. Наша Галактика.

Размеры и строение Галактики. Распо­ложение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скры­той массы».

Беседа.

§ 25 (1, 2)

29/04

30. Наша Галактика.

Радиоизлучение межзвездного вещест­ва. Его состав. Области звездообразова­ния. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек Сверхно­вых звезд.

Тестирование.

Беседа.

§ 25 (3, 4)

30/04

31. Другие звезд­ные системы — галак­тики.

Спиральные, эллиптические и непра­вильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиога­лактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галак­тик.


§ 26

31/05

32. Космология на­чала XX в.

Основы совре­менной космологии.

Общая теория относительности. Стаци­онарная Вселенная А. Эйнштейна. Вы­вод Л. Л. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Рас­ширение Вселенной происходит одно­родно и изотропно.

Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверж­дение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химиче­ских элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение рас ширения Все­ленной. «Темная энергия» и антитя- готение.

Беседа.

§ 27

32/05

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 ч).

33. Урок-конференция «Одино­ки ли мы во Вселен­ной?»

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для раз­вития жизни. Поиски жизни на плане­тах Солнечной системы. Сложные орга­нические соединения в космосе. Совре­менные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Конференция.

§ 28

33/05

34. Промежуточная аттестация.

Контрольная работа № 4 по итогам года (1 час).

Контрольная работа.

34/05



Приложения


Тест. Практическая астрономия. Небесная сфера

1. Небесная сфера – это:
А) воображаемая сфера бесконечно большого радиуса, описанная вокруг центра Галактики;
Б) хрустальная сфера, на которой по представлению древних греков прикреплены светила;
В) воображаемая сфера произвольного радиуса, центром которой является глаз наблюдателя.
Г) воображаемая сфера – условная граница нашей Галактики.


2. Небесная сфера:
А) неподвижна, по ее внутренней поверхности движутся Солнце, Земля, другие планеты и их спутники;
Б) вращается вокруг оси, проходящей через центр Солнца, период вращения небесной сферы равен периоду обращения Земли вокруг Солнца, т. е. одному году;
В) вращается вокруг земной оси с периодом равным периоду вращения Земли вокруг своей оси, т.е. одним суткам;
Г) вращается вокруг центра Галактики, период вращения небесной сферы равен периоду вращения Солнца вокруг центра Галактики.


3. Причиной суточного вращения небесной сферы является:
А) Собственное движение звезд;
Б) Вращение Земли вокруг оси;
В) Движение Земли вокруг Солнца;
Г) Движение Солнца вокруг центра Галактики.


4. Центр небесной сферы:
А) совпадает с глазом наблюдателя;
Б) совпадает с центром Солнечной системы;
В) совпадает с центром Земли;
Г) совпадает с центром Галактики.


5. Северный полюс мира в настоящее время:
А) совпадает с Полярной звездой;
Б) находится в 1°,5 от a Малой Медведицы;
В) находится около самой яркой звезды всего небосвода - Сириуса;
Г) находится в созвездии Лиры около звезды Вега.


6. Созвездие Большой Медведицы совершает полный оборот вокруг Полярной звезды за время равное
А) одной ночи; 
Б) одним суткам;
В) одному месяцу;
Г) одному году.


7. Ось мира это:
А) линия, проходящая через зенит Z и надир Z' и проходящая через глаз наблюдателя;
Б) линия, соединяющая точки юга S и севера N и проходящая через глаз наблюдателя;
В) линия, соединяющая точки востока E и запада W и проходящая через глаз наблюдателя;
Г) Линия, соединяющая полюса мира Р и Р' и проходящая через глаз наблюдателя.


8. Полюсами мира называются точки:
А) точки севера N и юга S.
Б) точки востока E и запада W.
В) точки пересечения оси мира с небесной сферой Р и Р';
Г) северный и южный полюса Земли.


9. Точкой зенита называется:
А) точка пересечения небесной сферы с отвесной линией, находящаяся над горизонтом;
Б) точка пересечения небесной сферы с отвесной линией, находящаяся под горизонтом;
В) точка пересечения небесной сферы с осью мира, находящаяся в северном полушарии; 
Г) точка пересечения небесной сферы с осью мира, находящаяся в южном полушарии.


10. Точкой надира называется:
А) точка пересечения небесной сферы с отвесной линией, находящаяся над горизонтом;
Б) точка пересечения небесной сферы с отвесной линией, находящаяся под горизонтом;
В) точка пересечения небесной сферы с осью мира, находящаяся в северном полушарии; 
Г) точка пересечения небесной сферы с осью мира, находящаяся в южном полушарии.


11. Небесным меридианом называется:
А) плоскость, проходящая через полуденную линию NS;
Б) плоскость, перпендикулярная оси мира Р и Р';
В) плоскость, перпендикулярная отвесной линии, проходящей через зенит Z и надир Z';
Г) плоскость, проходящая через точку севера N, полюсы мира Р и Р', зенит Z, точку юга S.


12. Полуденной линией называют:
А) линию, соединяющую точки востока E и запада W;
Б) линию, соединяющую точки юга S и севера N;
В) линию, соединяющую точки полюса мира Р и полюса мира Р';
Г) линию, соединяющую точки зенита Z и надира Z'.


13. Видимые пути звезд, при движении по небу параллельны 
А) небесному экватору;
Б) небесному меридиану;
В) эклиптики;
Г) горизонту.


14. Верхняя кульминация – это:
А) положение светила, в котором высота над горизонтом минимальна;
Б) прохождение светила через точку зенита Z;
В) прохождение светила через небесный меридиан и достижение наибольшей высоты над горизонтом;
Г) прохождение светила на высоте, равной географической широте места наблюдения.


15. В экваториальной системе координат основной плоскостью и основной точкой являются:
А) плоскость небесного экватора и точка весеннего равноденствия g;
Б) плоскость горизонта и точка юга S;
В) плоскость меридиана и точка юга S;
Г) плоскость эклиптики и точка пересечения эклиптики и небесного экватора.


16. Экваториальными координатами являются:
А) склонение и прямое восхождение;
Б) зенитное расстояние и азимут;
В) высота и азимут;
Г) зенитное расстояние и прямое восхождение.


17. Угол между осью мира и земной осью равен: А) 66°,5;   Б) 0°;   В) 90°;   Г) 23°,5.

18. Угол между плоскостью небесного экватора и осью мира равен:

А) 66°,5;   Б) 0°;   В) 90°;   Г) 23°,5.


19. Угол наклона земной оси к плоскости земной орбиты равен:

А) 66°,5;   Б) 0°;   В) 90°;   Г) 23°,5.


20. В каком месте Земле суточное движение звезд происходит параллельно плоскости горизонта?
А) на экваторе;
Б) на средних широтах северного полушария Земли;
В) на полюсах;
Г) на средних широтах южного полушария Земли.


21. Где бы вы искали Полярную звезду, если бы вы находились на экваторе?
А) в точке зенита; 
Б) на высоте 45° над горизонтом;
В) на горизонте; 
Г) на высоте, равной географической широте места наблюдения.


22. Где бы вы искали Полярную звезду, если бы вы находились на северном полюсе?
А) в точке зенита; 
Б) на высоте 45° над горизонтом;
В) на горизонте;
Г) на высоте, равной географической широте места наблюдения.


23. Созвездием называется:
А) определенная фигура из звезд, в которую звезды объединены условно;
Б) участок неба с установленными границами;
В) объем конуса (со сложной поверхностью), уходящего в бесконечность, вершина которого совпадает с глазом наблюдателя;
Г) линии, соединяющие звезды.


24. Если звезды в нашей Галактике движутся в разных направлениях, причем относительная скорость движения звезд достигает сотни километров в секунду, то следует ожидать, что очертания созвездий заметно изменяются:
А) в течение одного года;
Б) за время, равное средней продолжительности человеческой жизни;
В) за века;
Г) за тысячелетия.

25. Всего на небе насчитывается созвездий:

А)150;   Б)88;   В)380;   Г)118. 
 

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

В

В

Б

А

Б

Б

Г

В

А

Б

Г

Б

А

В

А

А

Б

В

А

В

В

А

Б

Г

Б




Тест по астрономии

Выберите из правой колонки утверждение, соответствующее определенным утверждениям в левой колонке.


  1. Астрономия – наука о небесных телах. Современная астрономия изучает движение, строение, взаимную связь, образование и развитие небесных тел и их систем.

  1. К числу таких задач относится точное время, вычисление календаря, определение географических координат на Земле.

  1. Астрономия древнейшая наука на Земле. Возникла астрономия из практических потребностей человека.

  1. В качестве примера достаточно указать на достижения в области ракетной техники, создание искусственников спутников Земли (ИСЗ) и космических кораблей. Эти достижения, в свою очередь, вызвали бурное развитие радиоэлектроники. Это практическое значение астрономии.

  1. И в наше время астрономия решает ряд практических задач…

  1. Астрономия, изучая физическую природу небесных тел, выявляя действительные законы строения и движения их систем, утверждает единство мира, доказывая, что мир материален, что все процессы во Вселенной протекают, как результат естественного развития без вмешательства каких бы то ни было сверхъестественных сил. На огромном фактическом материале об окружающем нас мире астрономия утверждает диалектико-материалистическое мировоззрение.

  1. Развитие астрономии способствует прогрессу в физике, математике, химии, технике…

  1. В результате мы получаем представление о строении и развитии доступной нашим наблюдениям части Вселенной.


Контрольное тестирование по теме

"Физическая природа тел Солнечной системы"

Перед вами названия планет Солнечной системы, перечисленные в алфавитном порядке:

А. Венера Б. Земля В. Марс Г. Меркурий Д. Нептун Е. Сатурн

Ж. Уран 3. Юпитер


1. Расположите планеты в порядке их удаления от Солнца

2. Выберите среди них планеты-гиганты

3. Назовите самую массивную планету.

4. У какой планеты самая низкая плотность?

5. Расстояние от Солнца до какой планеты принято за 1 а.е.?

6. Назовите планеты с нулевым сжатием.

7. Назовите планету с самым длинным годом. Чему он равен?

8. Какая планета всех быстрей вращается вокруг своей оси?

9. На какой планете самая маленькая сила тяжести?

10. Какая планета имеет наибольшее число спутников?



Дополнительное задание.

Особенностями планет являются:

А. Наличие атмосферы

Б. Отсутствие атмосферы

В. Кратеры

Г. Наличие твердой поверхности

Д. Наличие воды

Е. Наличие спутников

Ж. Магнитное поле


11. Выберите главное отличие планет Земной группы.

12. Что может являться косвенным подтверждением наличия на планетах "земных" форм жизни

13. Мы помним, что планеты-гиганты представляют собой систему, где газообразные элементы постепенно переходят в жидкость, уплотняясь к центру. Какая из перечисленных особенностей характерна для всех планет, независимо от их состава.


Тестирование по теме «Солнце, основные характеристики»

  1. Солнце вращается вокруг своей оси: а) в направлении движения планет вокруг него б) против направления движения планет в) оно не вращается г) вращаются только его отдельные части

  2. По массе Солнце: а) равно суммарной массе планет солнечной системы б) больше суммарной массы планет в) меньше суммарной массы планет г) этот вопрос некорректен, так как масса Солнца постоянно изменяется

  3. Температура на поверхности Солнца примерно равна: а) 3000­0­ С б) 30000 К в) 60000 С г) 60000 К

  4. Самым распространенным элементом на Солнце является: а) гелий б) водород в) гелия и водорода примерно поровну г) этот вопрос не имеет смысла, так как Солнце – это плазма

  5. Распределите солнечные слои, начиная с внешнего: а) фотосфера б) корона в) хромосфера г) ядро д) протуберанцы

  6. Энергия Солнца: а) постоянна по всему его объему б) передается излучением от слоя к слою, начиная с внешнего в) передается путем конвекции из центра к внешним слоям г) основным источником энергии является конвективная зона

  7. К солнечному излучению не относятся: а) тепловое излучение б) солнечная радиация в) радиоволны г) магнитное излучение д) электромагнитное излучение

  8. Расстояние от Земли до Солнца называется: а) световым годом б) парсеком в) астрономическая единица г) годичный параллакс


Тестирование по теме «Звезды и их характеристики»


  1. Звездная величина – характеристика, отражающая: а) размер звезды б) расстояние до звезды в) температуру звезды г) блеск звезды

  2. Звезды какой величины лучше всего видны на небосклоне: а) +6 б) +1 в) 0 г) –1 д) –6

  3. Самым распространенным элементом в составе звезд являются: а) водород б) гелий в) их примерно поровну г) звезды состоят из плазмы

  4. Химический состав звезд определяют: а) теоретическими расчетами б) по данным спектрального анализа в) исходя из размеров звезды и ее плотности г) по ее светимости

  5. Каким термином не пользуются для характеристики размера звезд: а) сверхгиганты б) гиганты в) субгиганты г) сверхкарлики д) карлики е) субкарлики

  6. Полная энергия, которую излучает звезда в единицу времени, называется: а) светимость б) мощность в) звездная величина г) яркость

  7. Расположите цвета звезд по возрастанию их температуры: а) голубые б) красные в) желтые г) белые

  8. Группа звезд, связанная в одну систему силами тяготения, называется: а) двойная звезда б) черная дыра в) созвездие г) звездное скопление


Малые тела Солнечной системы

Вариант 1


Часть А. Выберите один правильный ответ.

1. Астероиды – это

А. небольшие небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца по весьма вытянутой орбите;

Б. достаточно крупные тела неправильной формы, обращающиеся вокруг Солнца, между орбитами Марса и Юпитера.

В. крупные тела правильной формы, обращающиеся вокруг Солнца;

Г. мельчайшие тела неправильной формы, обращающиеся вокруг Солнца.

2. Самый большой из найденных метеоритов весил около:

А. 30 т; Б. 100 т; В. 60 т; Г. 20 т.

3. Упавшие на Землю космические тела называют:

А. болидами; Б. кометами;

В. метеорами; Г. метеоритами.

4. Хвост кометы состоит из:

А. льда и мелкой пыли; Б. крупных твердых частиц и льда;

В. газа и мелкой пыли; Г. крупных твердых частиц, льда и газов.

5. По мнению учёных, пояс астероидов – это куски несформировавшейся планеты:

А. Церера; Б. Плутон; В. Фаэтон; Г. Фетида.

6. Плазменный хвост кометы направлен:

А. к Солнцу; Б. по траектории движения за кометой;

В. от Солнца; Г. по траектории движения перед кометой.

7. Имеют вид огненного шара и оставляют после своего полёта след, который можно наблюдать в течение 15 минут:

А. астероиды; Б. кометы; В. метеоры; Г. болиды.

8. Кода мелкие камешки и песчинки влетают в атмосферу Земли с огромными скоростями, возникают:

А. метеоры; Б. кометы; В. метеориты; Г. астероиды.

9. Самый большой известный метеорит:

А. Тунгусский; Б. Гоба; В. Челябинский; Г. Галлея.


Часть Б. Выберите номера верных утверждений.

  1. Астероиды – это крупные звезды.

  2. Большинство астероидов движутся между орбитами планет Марса и Юпитера.

  3. Кометы состоят из ядра, головы и хвоста.

  4. Самая известная комета – Церера.

  5. Метеориты – упавшие на Землю космические тела.

  6. В переводе с греческого языка метеориты - это «парящие в воде».

  7. У одной и той же кометы не может быть несколько хвостов.

  8. По своему составу метеориты могут быть как каменными, так и железными.


Тест по астрономии на тему Планеты земной группы

1. Планеты земной группы. Как их еще называют?
— внутренние планеты
— внешние планеты
— планеты-гиганты
2. Какие планеты входят в земную группу?
— Земля, Венера, Марс, Меркурий
— Земля, Луна, Венера, Марс
— Земля, Марс, Сатурн, Уран
3. Планеты земной группы:
— обладают высокой плотностью и состоят из кислорода и тяжелых элементов
— обладают низкой плотностью и состоят из водорода и других газов
— обладают низкой плотностью и состоят из кислорода, газов и тяжелых элементов
4. Строение планет земной группы:
— небольшое каменное или металлическое ядро, несколько слоев газов, кольца из пыли и льда

— ядро из железа с примесью никеля, мантия из силикатов и кора из разрушенной мантии
— ядро, мантия, кольца из пыли и льда
5. Количество спутников у планет земной группы:
— у Земли – один, у Марса – два, у Венеры – нет спутников, у Меркурия – нет спутников
— у Земли – один, у Марса – два, у Венеры – один, у Меркурия – нет спутников
— у Земли – один, у Марса – один, у Венеры – один, у Меркурия – нет спутников
6. Атмосфера Земли:
— азотно-кислородная
— углекислотная
— водородная
7. Какая из планет земной группы расположена ближе к Солнцу?
— Меркурий

— Земля
— Марс
9.Период обращения Меркурия вокруг Солнца:
— 88 земных суток
— 100 земных суток
— 376 земных суток
11. Период обращения Марса вокруг Солнца:
— 687 земных суток
— 365 земных суток
— 88 земных суток
13. Период обращения Венеры вокруг Солнца:
— 88 земных суток
— 224,7 земных суток
— 687 земных суток
14. Очередность расположения планет земной группы по направлению от Солнца:
— 1. Меркурий, 2. Земля, 3. Венера, 4. Марс
— 1. Меркурий, 2. Венера, 3. Земля, 4. Марс

— 1. Марс, 2. Венера, 3. Земля, 4. Меркурий
16. Спутники Венеры:
— не существует естественных спутников, но есть один квазиспутник
— один естественный спутник
— нет спутников
17. «Явление Ломоносова» — о какой планете идет речь?
— Земля
— Марс
— Венера
18. Какие планеты земной группы не имеют магнитного поля или оно незначительно?
— Венера, Марс
— Земля Меркурий
— Земля, Марс
19. «Красная планета» — о какой планете идет речь?
— Венера
— Меркурий
— Марс
20. Высочайшая гора Марса называется:
— Олимп
— Каньон
— Арес
22. Какая планета имеет самый большой диапазон на поверхности в Солнечной системе?
— Марс
— Меркурий
— Венера
23. Самая маленькая планета в Солнечной системе?
— Земля
— Марс
— Меркурий
24. Какая планета земной группы обладает биосферой?
— Земля
— Марс
— Венера

29. Поверхность какой планеты земной группы больше всего напоминает поверхность Луны по количеству ударных кратеров?
— Меркурий
— Земля
— Венера

Тест по астрономии Планеты-гиганты Солнечной системы


1. Планеты-гиганты. Как их еще называют?
— внутренние планеты
— внешние планеты
— планеты земной группы
2. Какие планеты входят в группу планет-гигантов?
— Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
— Земля, Луна, Венера, Марс
— Земля, Марс, Сатурн, Уран
3. Планеты-гиганты:
— обладают высокой плотностью и состоят из кислорода и тяжелых элементов
— обладают низкой плотностью и состоят из водорода и других газов
— обладают низкой и средней плотностью, состоят из газов и тяжелых элементов
4. Строение планет-гигантов:
— небольшое каменное или металлическое ядро, несколько слоев газов, кольца из пыли и льда
— несколько слоев водорода в различном физическом состоянии
— ядро, мантия, кольца из пыли и льда
7. Как планеты-гиганты расположены по порядку и направлению, начиная от Солнца?
— Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун- Сатурн, Нептун, Уран, Юпитер
— Нептун, Юпитер, Сатурн, Уран
8. Из чего состоит атмосфера Сатурна:
— водород, гелий и газообразный метан
— водород, кислород, азот
— жидкий водород, жидкий азот, гелий
9.Кольца Сатурна. Их количество:
— 3 основных и 4 второстепенных
— 7 одинаковых
— 6 основных и 2 второстепенных
10. Масса Юпитера:
— в 200 раз больше земной
— в 318 раз больше земной
— в 100 раз больше земной
11. Что такое «Большое красное пятно» и с какой планетой оно ассоциируется:
— гигантский ураган в атмосфере Юпитера
— кольцо Сатурна
— шторм Урана
14. Самая легкая из внешних планет:
— Нептун

— Уран
— Сатурн
15. В чем состоит уникальность Урана?
— вращается «лёжа на боку»: наклон оси вращения к плоскости эклиптики приблизительно равен 98°
— вращается как волчок
— движется в обратном направлении
16. Что такое «троянцы Нептуна»:
— его спутники
— вихри
— астероиды
25. В отдельную категорию «ледяных гигантов» входят:
— Уран и Нептун
— Сатурн и Юпитер
— Юпитер и Уран
26. Период полного обращения Урана вокруг Солнца?
— 84 земных года
— 20 земных лет
— 140 земных лет

Задания по астрономии 11 класс

  1. Уран вращается вокруг своей оси, «лежа на боку». Представьте, что так же начала вращаться Земля. К каким эффектам привело бы данное изменение (перечислите не менее двух)?

  2. Запишите пропуски в тексте: «Гипотеза Оорта объясняла многие особенности ________________________. Источником их образования он считал возможный взрыв планетоподобного тела, орбита которого пролегала между _____________________ и Юпитером. Одни осколки получили при этом примерно ____________________орбиты и потеряли под действием солнечных лучей, имевшийся первоначально газ. Они стали ____________________________и карликовыми планетами. Другие, получившие _________________________орбиты, испытав возмущения многих планет, смогли удержать лед, аммиак, метан. Из них образованы _________________________________».

  3. Определить описание одного из созвездий и название книги и автора. Определите, о каком созвездии рассказывают. В какое время года ее можно наблюдать визуально на небе? Определив, о каком созвездии идет речь в тексте, укажите, что вы знаете о нем еще. Назовите созвездие, которое в XVIII веке возникло в результате «отрезания части» у описываемого созвездия.

«…Кажется несколько странным, почему _________________ _______запечатлели на небе: какие у него могут быть «исторические заслуги?» Больше того, у него есть, по крайней мере, две серьезные мифические вины: одна из них состоит в том, что он смертельно укусил небесного охотника_______________________... Поэтому, когда сияют звезды _______________________(в зимнее время года), не ищите _______________________: он прячется под горизонтом. И только летом в северных широтах он едва осмеливается приподняться над южной стороной неба. Другое зло _______________________причинил невольно: своим ужасным видом он так перепугал легкомысленного сына бога Солнца _______________________________, пытавшегося управлять огненной колесницей своего отца, что тот отпустил вожжи. И кони сбросили юношу».

  1. Определить описание одного из созвездий и название книги и автора. Определите, о каком созвездии рассказывают. В какое время года ее можно наблюдать визуально на небе? Определив, о каком созвездии идет речь в тексте, укажите, что вы знаете о нем еще. Назовите уникальный астрономический объект в данном созвездии, впервые зафиксированный в 1054 г., и приведите факты, характеризующие этот уникальный объект.

«…_______________ - едва ли не самое знаменитое созвездие… О нем упоминают многие исторические хроники. Созвездие характеризуется группой звезд, которая напоминает латинскую букву V. Современная прописная буква А, ведущая происхождение от древнеегипетского иероглифа, обозначавшего священного быка Аписа, представляет собой перевернутую бычью морду с двумя рогами. Среди 125 звезд выделяется

своей яркостью красноватая звезда ________________. Ее называют также «Глазом _________________», хотя буквально слово переводится с арабского как «следующая». Эта звезда следует в своем суточном движении за известной группой звезд ___________________. Слово _____________________________________происходит от греческого слово «множество». Всего в _______________насчитывается несколько сотен звезд… Члены скопления связаны физически..»

  1. В таблице приведено описание одной из планет Солнечной системы. Заполните таблицу – характеристику планеты.

Описание в литературе (Томилин А.Н. «Занимательно об астрономии»)

«…Меньше Ганимеда (спутника Юпитера) и Титана (спутника Сатурна)… Но не смотря на небольшие размеры… обладает вполне достойной силой притяжения, что говорит о высокой плотности. Космический зонд «Маринер-10» показал крайне слабое магнитное поле. Возможно… содержит много железа. На освещенной части поверхности температура достигает 400 градусов Цельсия. Так, что лицам, собирающимся провести там отпуск, рекомендуется захватить асбестовые лодки и жаропрочные сапоги. Вас ждут озера из расплавленного олова. Не помешает и бронированный зонтик – в качестве противометеоритной защиты»

Название планеты


Группа, к которой относится планета


Физические характеристики










Спутники





Среднее расстояние до Солнца






Задания по астрономии 11 класс

  1. Уран вращается вокруг своей оси, «лежа на боку». Представьте, что так же начала вращаться Земля. К каким эффектам привело бы данное изменение (перечислите не менее двух)?

  2. Запишите пропуски в тексте: «Гипотеза Оорта объясняла многие особенности ________________________. Источником их образования он считал возможный взрыв планетоподобного тела, орбита которого пролегала между _____________________ и Юпитером. Одни осколки получили при этом примерно ____________________орбиты и потеряли под действием солнечных лучей, имевшийся первоначально газ. Они стали ____________________________и карликовыми планетами. Другие, получившие _________________________орбиты, испытав возмущения многих планет, смогли удержать лед, аммиак, метан. Из них образованы _________________________________».

  3. Определить описание одного из созвездий и название книги и автора. Определите, о каком созвездии рассказывают. В какое время года ео можно наблюдать визуально на небе? Определив, о каком созвездии идет речь в тексте, укажите, что вы знаете о не. Назовите созвездие, которое в XVIII веке возникло в результате «отрезания части» у описываеиого созвездия.

«…Кажется несколько странным, почему _________________ _______запечатлели на небе: какие у него могут быть «исторические заслуги?» Больше того, у него есть по крайней мере две серьезные мифические вины: одна из них состоит в том, что он смертельно укусил небесного охотника_______________________... Поэтому, когда сияют звезды _______________________(в зимнее время года), не ищите _______________________: он прячется под горизонтом. И только летом в северных широтах он едва осмеливается приподняться над южной стороной неба. Другое зло _______________________причинил невольно: своим ужасным видом он так перепугал легкомысленного сына бога Солнца _______________________________, пытавшегося управлять огненной колесницей своего отца, что тот отпустил вожжи. И кони сбросили юношу».


Проверочная работа по карте

  1. Используя подвижную карту звёздного неба, впишите в таблицу созвездия, видимые на широте 55ᵒ в Северном полушарии.

Участок звёздного неба

15 сентября в 21 ч. местного времени

25 сентября в 23 ч. местного времени

Северная часть



Южная часть



Западная часть



Восточная часть



Созвездие, расположенное в зените




2. Какая яркая звезда висит над точкой юга 1 марта в 6 часов утра?

3. Какая яркая звезда висит над точкой севера 15 февраля в 23 часа?

4. Какая яркая звезда восходит 10 апреля в 18 часов?

5. В какой стороне небосвода видна Капелла 15 ноября в 18 часов?

6. В какой стороне небосвода виден Регул 15 декабря в 2 часа ночи?

7. В какой стороне небосвода виден Ригель 10 января в 1 час ночи?

8. Что за яркая звезда видна на юго-востоке 25 февраля в полночь?

9. Что за яркая звезда видна на западе 31 декабря в 19 часов?

10. Восходит или заходит Альдебаран 10 декабря в 19 часов?

11. Восходит или заходит Процион 5 февраля в 2 часа ночи?

12. Перечислите яркие звёзды, которые восходят 10 декабря в 4 часа утра.

13. Перечислите яркие звёзды, которые заходят 5 января в 18 часов.

14. В какое время 20 февраля Ригель заходит?

15. В какое время 5 марта восходит Арктур?

16. В какое время 30 января Вега видна точно на севере?

17. Какого числа в марте Капелла висит точно на севере в 6 часов утра?

18. В каком месяце Спику можно видеть на юго-западе в 6 часов утра?

19. В каком месяце Вегу можно видеть на северо-востоке в 5 утра?

20. В каком месяце Регул можно видеть на востоке в 21 час?

21. Установить подвижную карту звездного неба на день и час наблюдения и выписать созвездия, расположенные в южной части неба от горизонта до полюса мира, на востоке – от горизонта до полюса мира.

22. Найдите созвездия, расположенные между точками запада и востока 10 октября в 21 час.

23. Определить будут ли видны созвездия Девы, Рака, Весов в полночь 15 сентября.

24. На карте звездного неба найти пять любых и перечисленных созвездий: Большая медведица, Малая Медведица, Кассиопия, Андромеда, Пегас, Лебедь, Лира, Геркулес, Северная корона. Перерисовать их в тетрадь.


Строение Солнечной системы

1 вариант

1. По каким орбитам движутся планеты?

а) круговым; б) гиперболическим; в) эллиптическим; г) параболическим.


2. Как изменяются периоды обращения планет с удалением их от Солнца?

а) не меняются; б) уменьшаются; в) увеличиваются.


3. Первой космической скоростью является:

а) скорость движения по окружности для данного расстояния относительно центра;

б) скорость движения по параболе относительно центра;

в) круговая скорость для поверхности Земли;

г) параболическая скорость для поверхности Земли.


4. Когда Земля вследствие своего годичного движения по орбите ближе всего к Солнцу?

а) летом; б) в перигелии; в) зимой; г) в афелии.


5. К нижним планетам относятся:

а) Меркурий, Венера, Марс; б) Юпитер, Уран, Нептун;

в) Венера и Марс; г) Меркурий и Венера.


6. Характерные расположения планет относительно Солнца, называются…

а) соединениями; б) конфигурациями; в) элонгациями; г) квадратурами.


7. Когда угловое расстояние планеты от Солнца составляет 900, то планета находится в…

а) соединении; б) конфигурации; в) элонгации; г) квадратуре.


8. Промежуток времени между двумя одинаковыми конфигурациями планеты, называется…

а) сидерическим периодом; б) синодическим периодом.


9. Второй закон Кеплера, говорит о том, что:

а) каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце;

б) Радиус-вектор планеты за равные промежутки времени описывает равные площади;

в) Квадраты сидерических периодов обращений двух планет относятся как кубы больших полуосей их орбит.


10. Третий уточнённый Ньютоном закон Кеплера используется в основном для определения…

а) расстояния; б) периода; в) массы; г) радиуса.



Проверочная работа по теме «Законы Кеплера»

1 вариант

  1. Древнейших времен считалось, что небесные тела движутся по «идеальным кривым» - окружностям. Наблюдаемое положение планет не соответствовало предвычисленному в соответствии с теорией кругового движения планет вокруг Солнца. Почему?


  1. Сформулируйте первый закон Кеплера.


  1. Сформулируйте второй закон Кеплера.


  1. Сформулируйте третий закон Кеплера.


  1. Какое расстояние называется астрономической единицей?


  1. Чему равна одна астрономическая единица?


  1. Ближайшую к Солнцу точку орбиты называют…

А) Афелием; Б) Перигелием; В) Эксцентриситетом.


  1. Ближайшая к Земле точка орбиты Луны или какого-нибудь искусственного спутника Земли называется…

А) Перигелием; Б) Апогеем; В) Перигеем.


  1. Объясните с помощью закона Ньютона, почему спутники удерживаются на орбитах около своих планет.

А) На своей орбите около планеты спутник удерживается вследствие сложения двух движений – прямолинейного движения по инерции и движения к планете, вызываемого ее притяжением.
Б) На своей орбите около планеты спутник удерживается вследствие прямолинейного движения по инерции.
В) На своей орбите около планеты спутник удерживается вследствие движения к планете, вызываемого ее притяжением.


10. Почему движение планет происходит не в точности по законам Кеплера?

А) В Солнечной системе не одна планета, а много, и каждая из них испытывает со стороны других возмущения.
Б) В Солнечной системе не одна планета, а много, и каждая из них движется петлеобразно.
В) В Солнечной системе не одна планета, а много, и каждая из них практически имеет несколько спутников.


  1. Как зависят периоды обращения спутников от массы планет?

А) Чем меньше масса, тем меньше периоды спутников.
Б) Чем больше масса , тем больше периоды спутников.
В) Чем больше масса, тем меньше периоды спутников.


12. Как меняется значение скорости движения планеты при ее перемещении от перигелия к афелию?

А) Уменьшается согласно второму закону Кеплера: в перигелии она минимальна, а в афелии максимальна.

Б) Увеличивается согласно второму закону Кеплера: в перигелии она максимальна, а в афелии минимальна.

В) Уменьшается согласно второму закону Кеплера: в перигелии она максимальна, а в афелии минимальна.


Итоговая контрольная работа по астрономии


Вариант № 1

Инструкция по выполнению работы

На выполнение контрольной работы по астрономии отводится 45 минут. Работа состоит из 3-х частей и включает 10 заданий.

Часть 1 содержит 4 задания (1–4). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только 1 верный. При выполнении задания части 1 в тетради для контрольных работ сделайте запись: «Часть 1», проставьте номера заданий по порядку и запишите номер выбранного ответа в контрольной работе. Если вы выбрали не тот номер, то зачеркните этот номер крестиком, а рядом поставьте номер правильного ответа.

Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (5–8). При выполнении заданий части 2 ответ записывается в тетради для контрольных работ. При этом делается запись: «Часть 2», проставляются номера заданий по порядку и записывается последовательность цифр ответа. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 2 задания (9–10), на которые следует дать развёрнутый ответ. Ответы на задания части 3 записываются в тетради для контрольных работ, после записи: «Часть 3». При выполнении заданий части 2 и 3 значение искомой величины следует записать в тех единицах, которые указаны в условии задания. Если такого указания нет, то значение величины следует записать в Международной системе единиц (СИ).

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в «Части 1» дается 1 балл, в «Части 2» 1–2 балла, в «Части 3» – от 1 до 3 баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Максимальное количество баллов 18.

Отметка 5 ставится за более 88% выполненной работы (16–18 баллов).

Отметка 4 ставится за более 70% выполненной работы (13–15 баллов).

Отметка 3 ставится за более 55% выполненной работы (10–12 баллов).

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!


Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться вам при выполнении работы.

Наиболее важные величины, встречающиеся в астрономии

Видимый угловой диаметр Солнца и Луны

0,50

Продолжительность звездного года (период обращения Земли вокруг Солнца)

365 сут 5 ч 49 мин

Продолжительность синодического месяца (период изменения фаз Луны)

29,5 сут

Продолжительность звездного месяца (период обращения Луны вокруг Земли)

27,3 сут

Средний радиус Земли

6 370 км

Среднее расстояние от Земли до Луны

384 000 км

Среднее расстояние от Земли до Солнца

150 млн км

1 парсек

206265 а.е. = 3, 26 св. года = 3⸱1013 км


Часть 1

К каждому из заданий 1-4 даны 4 варианта ответа, из которых только 1 правильный. Номер этого ответа запишите в тетради.



1.

Какое из перечисленных созвездий нельзя наблюдать 15 октября в 20.00 в г. Нижний Новгород (широта 560)?



А) Лира

Б) Овен

В) Большой Пес

Г) Козерог




2.

Как называется фаза Луны, изображенная на рисунке? В какое время суток Луна видна в этой фазе?




А) Первая четверть. Видна вечером.

Б) Последняя четверть. Видна утром.

В) Полулуние. Видна вечером.

Г) Полнолуние. Видна всю ночь.



3.

К какому типу относятся две близко расположенные звезды, связанные силами тяготения и обращающиеся около общего центра масс?




А) Оптические двойные звезды

Б) Физические двойные звезды

В) Спектрально-двойные звезды

Г) Сверхновые звезды




4.

Какой из перечисленных объектов лишний в этом списке:


А) Шаровое звездное скопление

Б) Галактика

В) Звездная ассоциация

Г) Созвездие



Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (задания 5-8) необходимо записать ответ в указанном в тексте задания месте.


Ответом к каждому из заданий 5-7 будет некоторая последовательность цифр. В тетради запишите номер вопроса и последовательность цифр – номера выбранных ответов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке.



5.

Установите соответствие (логическую пару). К каждому названию созвездия, отмеченному буквой, подберите соответствующее изображение, обозначенное цифрой. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.




НАЗВАНИЕ СОЗВЕЗДИЯ

ИЗОБРАЖЕНИЕ

А. Пегас

1.


Б. Лебедь

2.


В. Орион

3.

Г. Кассиопея

4.


Ответ:

А

Б

В

Г








6.

Расположите астрономические величины в порядке их возрастания. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр ответа.

1) 200 а.е.

2) 12 пк

3) 500 000 000 км

4) 5 св. лет


Ответ:











7.

На рисунке представлена диаграмма Герцшпрунга – Рассела.



Выберите два утверждения о звездах, которые соответствуют диаграмме.

    1. Температура звезд спектрального класса G в 2 раза выше температуры звезд спектрального класса А.

    2. Звезда Бетельгейзе относится к сверхгигантам, поскольку ее радиус почти в 1 000 раз превышает радиус Солнца.

    3. Плотность белых карликов существенно меньше средней плотности гигантов.

    4. Звезда Антарес имеет температуру поверхности 3 300 К и относится к звездам спектрального класса А.

    5. «Жизненный цикл» звезды спектрального класса К главной последовательности более длительный, чем звезды спектрального класса В главной последовательности.




Ответ:








Ответом к заданию 8 является число. В тетради запишите номер вопроса и полученный ответ. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Единицы измерения астрономических величин писать не нужно.


8.

С каким периодом обращалась бы вокруг Солнца Земля, если бы масса Солнца была вдвое больше? Ответ выразите в годах и округлите до десятых.

Ответ: ______________ г



Часть 3

Для ответа на задания части 3 (задания 9-10) используйте тетрадь для контрольных работ. Запишите сначала номер задания, а затем развернутый ответ на него.


Задание 9 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать в себя не только ответ на вопрос, но и его развернутое логически связанное обоснование. При необходимости сделайте рисунок. Ответ записывайте четко и разборчиво.


9.

Почему небо голубого цвета, если главный источник света для Земли – Солнце, которое светит почти белым светом? Почему небо становится красным на закате и на восходе?


Для задания 10 необходимо записать полное решение, которое включает запись каткого условия задачи (Дано); рисунок; запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи; а также математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу.



10.

Какой наименьший линейный диаметр должно иметь солнечное пятно, чтобы его можно было различить невооруженным глазом (при наблюдениях через специальный светофильтр), если разрешающая способность глаза равна 1’. Ответ запишите в км.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!