МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №31
имени Героя Советского Союза П.Т. Харитонова» г. Улан-Удэ
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________/____________/ Протокол № ___ от «____» __________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________/Бельская Е.А. / «____» ___________20___г. | «Утверждено» Директор МАОУ СОШ №31 им. П.Т.Харитонова __________/Обросова О.Е./ Приказ №_____ от «___»______________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
_______________Астрономия______________________
Уровень образования (класс)
________________________________Базовый___11 класс_______________________________
Количество часов ____________________
Фамилия, имя, отчество педагога (квалификационная категория)
_________ Хамаганов Юрий Юрьевич_________________________
г. Улан-Удэ
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по астрономии для 11 классов составлена в соответствии с ФГОС
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Учебный план общеобразовательного учреждения (МАОУ СОШ №31 им. П.Т. Харитонова)
Положение о рабочей программе педагога МАОУ СОШ №31 им. П.Т. Харитонова.
Чаругин В. М. Астрономия. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В. М. Чаругин.—М.: Просвещение, 2018.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Чаругин В. М. Астрономия. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В. М. Чаругин.—М.: Просвещение, 2018.
Примерная программа по астрономии конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа рассчитана на 34 недели по 1 часу астрономии в неделю (34 часа в год).
Планируемые результаты.
Личностными результатами обучения астрономии в одиннадцатом классе являются:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к астрономии как элементу общечеловеческой культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
•оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
•сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
•организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
•определять несколько путей достижения поставленной цели;
•выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
•задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
•сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
•оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
•критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
•распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
•использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
•осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
•искать и находить обобщенные способы решения задач;
•приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
•анализировать и преобразовывать проблемно противоречивые ситуации; •выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
•выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
•менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
•осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
•при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
•развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
•распознавать конфликт генные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
•координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
•согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом решением;
•представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
•подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
•воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
•точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметными результатами изучения курса астрономии являются формирование следующих умений.
Выпускники должны знать:
Имена выдающихся астрономов, специфику астрономических наблюдений, основные элементы небесной сферы, теорему о высоте Полюса мира, принципы определения горизонтальных и экваториальных координат светил, связь смены сезонов года с годовым движением Земли вокруг Солнца, принципы разделения поверхности Земли на климатические пояса, особенности различных способов счета времени, принципы, лежащие в основе составления календарей, понятие астрономической единицы, гелиоцентрическую картину строения Солнечной системы. конфигурации внутренних и внешних планет, законы движения планет, принципы, лежащие в основе выбора траекторий космических станций к телам Солнечной систем, причины возникновения приливных сил и их влияние на движение тел Солнечной системы, различные свойства тел Солнечной системы.
Понятия: звёздной величины, параллакса, светимости, главной последовательности, солнечной постоянной, конвекции, конвективной зоны, фотосферы, гранул, хромосферы, солнечной короны, протуберанца, солнечных вспышек, солнечных пятен, солнечного ветра, Млечного пути, Галактики, звёздного скопления, рассеянных и шаровых скоплений, тангенциальной и лучевой скоростей, межзвёздной среды, разреженного газа, межзвёздной пыли, газопылевого слоя, светлых и темных туманностей, космических лучей, гравитационной конденсации, протопланетных дисков галактик, эллиптических, спиральных и неправильных галактик, скоплений галактик, взаимодействующих галактик, галактик с активными ядрами, радиогалактик, квазаров, реликтового излучения. Гипотезу о существовании жизни во Вселенной, характер движения звёзд в диске и сферической составляющей Галактики, общие представления о размере и структуре Галактики, направление на центр Галактики, возможность использования спектрального анализа для изучения небесных объектов, физический смысл закона Вина и принципа Доплера, принцип работы, назначение и возможности телескопов, связь физических характеристик звёзд между собой: температуры, светимости, звёздной величины, цвета, массы, плотности, размера, связь земных явлений с активностью Солнца, методы определения расстояний (методы геометрического и спектрального параллакса), особенности физического состояния вещества внутри звёзд, источники энергии звёзд, наблюдательные особенности белых карликов, нейтронных звёзд, переменных звёзд, новых и сверхновых звёзд, особенности эволюции звёзд различной массы, метод определения расстояний по красному смещению, закон Хаббла, сущность однородных изотропных моделей Вселенной, о возможностях наблюдения далёких галактик в эпоху их "молодости".
Выпускники должны уметь:
Находить на небе ярчайшие звезды, работать со звёздной картой (определять координаты звёзд, положение Солнца в любой день года, видимую область небесной сферы для данной широты в заданное время года и суток), решать задачи на определение: высоты и зенитного расстояния светила в моменты кульминации, географической широты точек земной поверхности по астрономическим наблюдениям, лунных фаз, периодов возможного наступления затмений, синодического и сидерического периодов планет, расстояний до небесных тел и их параллаксов, конфигураций планет, на использование формул: законов Кеплера, закона всемирного тяготения, 1-й и 2-й космических скоростей, пользоваться астрономическим календарём для получения сведений о движении и возможностях наблюдения тел Солнечной системы, находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений.
Решать задачи на использование принципа Доплера и закона Вина, на определение массы небесных тел по скоростям орбитального движения, на определение расстояний до звёзд, на связь между светимостью, радиусом и температурой звезды, на определение расстояний до галактик. Оценивать разрешающую способность (дифракционную) телескопов, пользоваться шкалой звёздных величин, диаграммой "температура-светимость", связывать тангенциальную и лучевую скорости небесного тела с его пространственной скоростью, грубо оценивать массу Галактики по скорости кругового движения звёзд, различать на фотографиях различные типы звёздных скоплений и межзвёздных туманностей, определять расстояние до галактик по красному смещению, объяснять смысл понятий "расширяющаяся Вселенная" и "реликтовое излучение".
Содержание
Введение в астрономию (1 ч)
Целью изучения данной темы – познакомить учащихся с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планеты, Солнце, звёзды, звёздные скопления, галактики, скопления галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Они знакомятся с характерными масштабами , характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Фактически, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.
Астрометрия (5 ч)
Целью изучения данной темы – формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитие астрономии в античные времена. Проследить, как переход от ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет и на основе этого получить представления о том как астрономы научились предсказывать затмения; получить представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времен измерении времени и ведении календаря.
Небесная механика (3 часа)
Цель изучения темы – развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера движения планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.
Строение Солнечной системы (8 часов)
Цель изучения темы – получить представление о строение Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет гигантов и планет карликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; получить представление о развитие взглядов и современных представлениях о происхождении Солнечной системы.
Контрольная работа №1 по теме «Строение и состав Солнечной системы»
Астрофизика и звёздная астрономия (7 часов)
Цель изучения темы – получить представления о разных типах оптических телескопах, радиотелескопах и методах наблюдений на них; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанными с ней процессов на Земле и биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца, и, как наблюдения солнечных нейтрино, подтвердило наши представления о процессах внутри Солнца; получить представления: об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды помогают определять расстояния во Вселенной;
получить представления о новых и сверхновых звёздах, и, как живут и умирают звёзды.
Млечный Путь – наша Галактика (3 часа)
Целью изучение темы - получить представление нашей Галактике – Млечный Путь, об объектах её составляющих, о распределение газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, об её спиральной структуре; об исследовании ее центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Галактики (3 часа)
Цель изучения темы – получить представление о различных типах галактик, об определении расстояниях до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах и законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представления об активных галактиках и квазарах и физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2 часа)
Целью изучения темы – получить представление об уникальном объекте Вселенной в целом, как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этими представлениями о теоретических представлениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; какие наблюдения привели к расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды жизниВселенной и природе реликтового излучения; о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 часа)
Целью изучения данной темы – показать современные направления изучения Вселенной, об определении расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и открытия ускоренного расширения Вселенной , роли тёмной энергии и силы Всемирного отталкивания; получить представления об экзопланетах и поиска экзопланет благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике и о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблем, связанных со связью с ними.
Контрольная работа№2 по теме «Звезды и их основные характеристики. Галактики»
Учебно-методические материалы.
Учебно-методический комплект, используемый при реализации рабочей программы:
Чаругин В. М. Астрономия. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В. М. Чаругин.—М.: Просвещение, 2018.
Астрономия. Методическое пособие: 10–11классы. Базовый уровень: учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций / под ред. В. М. Чаругина.—М.: Просвещение, 2017.
Литература:
Яхно Г. С. Наблюдения и практические работы по астрономии в средней школе. — М.: Просвещение, 1965.
Малахова Г. И., Страут Е. К. Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1984.
Левитан Е. П. Дидактика астрономии. — М.: Эдиториал УРСС, 2004.
Куликовский П. Г. Справочник любителя астрономии / под ред. В. Г. Сурдина. — М.: Эдиториал УРСС, 2002.
Перельман Я. И. Занимательная астрономия. — М.: ВАП, 1994.
Климишин И. А. Элементарная астрономия. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991.
Воронцов-Вельяминов Б. А. Очерки о Вселенной. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1969.
Электронные образовательные ресурсы:
http://www.astronet.ru – Российская Астрономическая Сеть
http://afportal.kulichki.net/ – сайт учителя физики и астрономии высшей категории Грабцевича В. И.
http://myastronomy.ru/ – сайт преподавателя астрономии, кандидата педагогических наук Шатовской Н. Е.
http://www.gomulina.orc.ru/ – сайт учителя физики и астрономии Гомулиной Н. Н.
http://college.ru/astronomy/course/content/content.html – Открытая Астрономия 2.6
https://www.roscosmos.ru/ – сайт государственной корпорации по космической деятельности Роскосмос
http://www.planetarium-moscow.ru/ – сайт Московского планетария.
http://www.galactic.name/ – астрономический портал "Имя Галактики"
http://www.walkinspace.ru/ – портал "Путешествие в космос"
https://www.uahirise.org/ru/ – русскоязычная версия проекта "Марс без границ"
http://stars.chromeexperiments.com/ – виртуальная экскурсия по Вселенной
https://www.nasa.gov/ – официальный сайт Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства
Библиотека электронных наглядных пособий "Астрономия 9–10", ООО "Физикон", 2003
Stellarium 0.17.0 – электронный планетарий (http://stellarium.org/ru/)
Технические средства обучения, наглядные пособия:
ТСО (ПК, мультимедийный проектор, экран)
Модель небесной сферы.
Комплект подвижных карт звёздного неба.
Глобус Земли.
Глобус Луны.
Школьный астрономический календарь.
Календарно-тематический план
астрономия 11 класс
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата |
План | Факт |
| 1. Введение (1 ч) |
1 | Введение в астрономию | 1 | | |
| 2. Астрометрия (5 ч) |
2 | Звёздное небо | 1 | | |
3 | Небесные координаты | 1 | | |
4 | Видимое движение планет и Солнца | 1 | | |
5 | Движение Луны и затмения | 1 | | |
6 | Время и календарь | 1 | | |
| 3. Небесная механика (3 ч) |
7 | Система мира | 1 | | |
8 | Законы Кеплера движения планет | 1 | | |
9 | Космические скорости и межпланетные перелёты | 1 | | |
| 4. Строение Солнечной системы (8 ч) |
10 | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | 1 | | |
11 | Планета Земля | 1 | | |
12 | Луна и ее влияние на Землю | 1 | | |
13 | Планеты земной группы | 1 | | |
14 | Планеты-гиганты. Планеты-карлики | 1 | | |
15 | Малые тела Солнечной системы | 1 | | |
16 | Современные представления о происхождении Солнечной системы. | 1 | | |
17 | Контрольная работа №1 по теме «Строение и состав Солнечной системы» | 1 | | |
| 5. Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) |
18 | Методы астрофизических исследований | 1 | | |
19 | Солнце | 1 | | |
20 | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | 1 | | |
21 | Основные характеристики звёзд | 1 | | |
22 | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | 1 | | |
23 | Новые и сверхновые звёзды | 1 | | |
24 | Эволюция звёзд | 1 | | |
| 6. Млечный путь (3 ч) |
25 | Газ и пыль в Галактике | 1 | | |
26 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | 1 | | |
27 | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного пути | 1 | | |
| 7. Галактики (3 ч) |
28 | Классификация галактик | 1 | | |
29 | Активные галактики и квазары | 1 | | |
30 | Скопления галактик | 1 | | |
| 8. Строение и эволюция Вселенной (2 ч) |
31 | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | 1 | | |
32 | Модель «горячей Вселенной « и реликтовое излучение | 1 | | |
| 9. Современные проблемы астрономии (3 ч) |
33 | Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия | 1 | | |
34 | Обнаружение планет возле других звёзд Поиск жизни и разума во Вселенной | 1 | | |
35 | Контрольная работа№2 по теме «Звезды и их основные характеристики. Галактики» | 1 | | |