№ урока | Тема урока | Дата | Содержание темы | Знать/понимать: | Уметь: | Домашнее задание |
план | факт |
1 | Введение в астрономию | 01.09 | | Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной Ресурсы урока: Учебник, § 1, 2 | - что изучает астрономия; - роль наблюдений в астрономии; - значение астрономии; - что такое Вселенная; - структуру и масштабы Вселенной | | § 1, 2 |
2 | Звёздное небо | 08.09 | | Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария Ресурсы урока: Учебник, § 3 | - что такое созвездие; - названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий; - основные точки, линии и круги на небесной сфере: - горизонт, - полуденная линия, - небесный меридиан, - небесный экватор, - эклиптика, - зенит, - полюс мира, - ось мира, - точки равноденствий и солнцестояний; - теорему о высоте полюса мира над горизонтом; - основные понятия сферической и практической астрономии: - кульминация и высота светила над горизонтом; -прямое восхождение и склонение; - сутки; - отличие между новым и старым стилями; - величины: - угловые размеры Луны и Солнца; - даты равноденствий и солнцестояний; - угол наклона эклиптики к экватору; - соотношения между мерами и мерами времени для измерения углов; - продолжительность года; - число звёзд, видимых невооружённым взглядом; - принципы определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям; - причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца кульминации и его склонение; - географическую высоту места наблюдения; | -использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач: а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту; в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил. - решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения; - определять высоту светила - рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи; - осуществлять переход к разным системам счета времени. - находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу; - отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звёзды в них: - Большую Медведицу, - Малую Медведицу (с Полярной звездой), - Кассиопею, - Лиру (с Вегой), - Орёл (с Альтаиром), - Лебедь (с Денебом), - Возничий (с Капеллой), - Волопас (с Арктуром), - Северную корону, - Орион (с Бетельгейзе), - Телец (с Альдебараном), - Большой Пёс (с Сириусом) | § 3 |
3 | Небесные координаты | 15.09 | | Небесные координаты Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат Ресурсы урока: Учебник, § 4 | § 4 |
4 | Видимое движение планет и Солнца | 22.09 | | Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике Ресурсы урока: Учебник, § 5 | § 5 |
5 | Движение Луны и затмения | 29.09 | | Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений Ресурсы урока: Учебник, § 6 | § 6 |
6 | Время и календарь | 06.10 | | Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь Ресурсы урока: Учебник, § 7 | § 7 |
7 | Система мира | 13.10 | | Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства - понятия: - гелиоцентрическая система мира; - геоцентрическая система Мира. Ресурсы урока: Учебник, § 8 | -синодический период; - звёздный период; -горизонтальный параллакс; - угловые размеры светил; - первая космическая скорость; - вторая космическая скорость; - способы определения размеров и массы Земли; - способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера; - законы Кеплера и их связь с законом тяготения. | -применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; - решать задачи на расчёт движения Земли вокруг Солнца; расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера | § 8 |
8 | Законы Кеплера движения планет | 20.10 | | Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел Ресурсы урока: Учебник, § 9 | Космические скорости и межпланетные перелёты | -применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; | § 9 |
9 | Космические скорости и межпланетные перелёты | 27.10 | | Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете Ресурсы урока: Учебник, § 10, 11 | § 10, 11 |
10 | Современные представления о строении и составе Солнечной систем | 10.11 | | Об отличиях планет земной группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта Ресурсы урока: Учебник, § 12 | Современные представления о -происхождение Солнечной системы; -основные закономерности в Солнечной системе; -космогонические гипотезы; - система Земля–Луна; -основные движения Земли; - форма Земли; - природа Луны; - общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность); - общая характеристика планет-гигантов (атмосфера; поверхность); - спутники и кольца планет- гигантов; - астероиды и метеориты; - пояс астероидов; - кометы и метеоры | - пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; - определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; -находить планеты на небе, отличая их от звёзд; - применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; - решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера | § 12 |
11 | Планета Земля | 17.11 | | Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли Ресурсы урока: Учебник, § 13 | § 13 |
12 | Луна и её влияние на Землю | 24.11 | | Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия Ресурсы урока: Учебник, § 14 | § 14 |
13 | Планеты земной группы | 01.12 | | Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами Ресурсы урока: Учебник, § 15 | § 15 |
14 | Планеты-гиганты. Планеты- карлики | 08.12 | | Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики Ресурсы урока: Учебник, § 16 | | | § 16 |
15 | Малые тела Солнечной системы | 15.12 | | Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов Ресурсы урока: Учебник, § 17 | | | § 17 |
16 | Современные представления о происхождении Солнечной системы | 22.12 | | Современные представления о происхождении Солнечной системы Ресурсы урока: Учебник, § 18 | | | § 18 |
17 | Методы астрофизических исследований | 29.12 | | Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры Ресурсы урока: Учебник, § 19 | - основные физические характеристики Солнца: - масса, - размеры, - температура; - схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере; - основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю; -основные характеристики звёзд в сравнении с Солнцем: - спектры, - температуры, - светимости; - пульсирующие и взрывающиеся звезд; - порядок расстояния до звёзд, способы определения и размеров звёзд; - единицы измерения расстояний: - парсек, - световой год; -важнейшие закономерности мира звёзд; - диаграммы «спектр– светимость» и «масса– светимость»; - способ определения масс двойных звёзд; - основные параметры состояния звёздного вещества: - плотность, - температура, - химический состав, - физическое состояние; - важнейшие понятия: - годичный параллакс, - светимость, - абсолютная звёздная величина; - устройство и назначение телескопа; - устройство и назначение рефракторов и рефлекторов | - применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд; - решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам; - анализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса– светимость»; - находить на небе звёзды: -альфы Малой Медведицы, - альфы Лиры, - альфы Лебедя, - альфы Орла, - альфы Ориона, - альфы Близнецов, - альфы Возничего, - альфы Малого Пса, - альфы Большого Пса, - альфы Тельца | § 19 |
18 | Солнце | 12.01 | | Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли 27 Ресурсы урока: Учебник, § 20 | § 20 |
19 | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | 19.01 | | Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино Ресурсы урока: Учебник, § 21 | § 21 |
20 | Основные характеристики звёзд | 26.01 | | Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр– светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики Ресурсы урока: Учебник, § 22–23 | | § 22-23 |
21 | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | 02.02 | | Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них Ресурсы урока: Учебник, § 24–25 | | | § 24-25 |
22 | Новые и сверхновые звёзды | 09.02 | | Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд Ресурсы урока: Учебник, § 26 | | | § 26 |
23 | Эволюция звёзд | 16.02 | | Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр–светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды- компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений Ресурсы урока: Учебник, § 27 | | | § 27 |
24 | Газ и пыль в Галактике | 02.03 | | Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики Ресурсы урока: Учебник, § 28 | - понятие туманности; - основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; - примерные значения следующих величин: - расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры, - инфракрасный телескоп; - оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд. | - объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе; - находить расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры; - оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд | § 28 |
25 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | 09.03 | | Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике Ресурсы урока: Учебник, § 29 | | | § 29 |
26 | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | 16.03 | | Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд Ресурсы урока: Учебник, § 30 | | | § 30 |
27 | Классификация галактик | 23.03 | | Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них Ресурсы урока: Учебник, § 31 | - основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; - примерные значения следующих величин: - основные типы галактик, различия между ними; - примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла; - возраст наблюдаемых небесных тел | - объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе | § 31 |
28 | Активные галактики и квазары | 06.04 | | Природа активности галактик; природа квазаров Ресурсы урока: Учебник, § 32 | | | § 32 |
29 | Скопления галактик | 13.04 | | Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной Ресурсы урока: Учебник, § 33 | | | § 33 |
30 | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | 20.04 | | Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной Ресурсы урока: Учебник, § 34, 35 | - связь закона всемирного Тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; - что такое фотометрический парадокс; - необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной; - понятие «горячая Вселенная»; - крупномасштабную структуру Вселенной; - что такое метагалактика; - космологические модели Вселенной | - использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира | § 34,35 |
31 | Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение | 27.04 | | Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной Ресурсы урока: Учебник, § 36 | | | § 36 |
32 | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | 04.05 | | Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы всемирного отталкивания Ресурсы урока: Учебник, § 37 | - какие наблюдения подтвердили теорию ускоренного расширения Вселенной; - что исследователи понимают под тёмной энергией; - зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная; - условия возникновения планет около звёзд; - методы обнаружения экзопланет около других звёзд; - об эволюции Вселенной и жизни во Вселенной; - проблемы поиска внеземных цивилизаций; - формула Дрейка | - использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; - обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами | § 37 |
33 | Обнаружение планет возле других звёзд | 11.05 | | Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни Ресурсы урока: Учебник, § 38 | | | § 38 |
34 | Поиск жизни и разума во Вселенной | 18.05 | | Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им Ресурсы урока: Учебник, § 39 | | | § 39 |
35 | Обобщающий урок | 25.05 | | | | | |
№ урока | Тема урока | Дата | Содержание темы | Знать/понимать: | Уметь: | Домашнее задание |
план | факт |
1 | Введение в астрономию | 10.01.18 | | Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной Ресурсы урока: Учебник, § 1, 2 | - что изучает астрономия; - роль наблюдений в астрономии; - значение астрономии; - что такое Вселенная; - структуру и масштабы Вселенной | | § 1, 2 |
2 | Звёздное небо | 17.01.18 | | Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария Ресурсы урока: Учебник, § 3 | - что такое созвездие; - названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий; - основные точки, линии и круги на небесной сфере: - горизонт, - полуденная линия, - небесный меридиан, - небесный экватор, - эклиптика, - зенит, - полюс мира, - ось мира, - точки равноденствий и солнцестояний; - теорему о высоте полюса мира над горизонтом; - основные понятия сферической и практической астрономии: - кульминация и высота светила над горизонтом; -прямое восхождение и склонение; - сутки; - отличие между новым и старым стилями; - величины: - угловые размеры Луны и Солнца; - даты равноденствий и солнцестояний; - угол наклона эклиптики к экватору; - соотношения между мерами и мерами времени для измерения углов; - продолжительность года; - число звёзд, видимых невооружённым взглядом; - принципы определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям; - причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца кульминации и его склонение; - географическую высоту места наблюдения; | -использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач: а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту; в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил. - решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения; - определять высоту светила - рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи; - осуществлять переход к разным системам счета времени. - находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу; - отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звёзды в них: - Большую Медведицу, - Малую Медведицу (с Полярной звездой), - Кассиопею, - Лиру (с Вегой), - Орёл (с Альтаиром), - Лебедь (с Денебом), - Возничий (с Капеллой), - Волопас (с Арктуром), - Северную корону, - Орион (с Бетельгейзе), - Телец (с Альдебараном), - Большой Пёс (с Сириусом) | § 3 |
3 | Небесные координаты | 24.01.18 | | Небесные координаты Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат Ресурсы урока: Учебник, § 4 | § 4 |
4 | Видимое движение планет и Солнца | 31.01.18 | | Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике Ресурсы урока: Учебник, § 5 | § 5 |
5 | Движение Луны и затмения | 07.02.18 | | Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений Ресурсы урока: Учебник, § 6 | § 6 |
6 | Время и календарь | 14.02.18 | | Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь Ресурсы урока: Учебник, § 7 | § 7 |
7 | Система мира | 21.02.18 | | Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства - понятия: - гелиоцентрическая система мира; - геоцентрическая система Мира. Ресурсы урока: Учебник, § 8 | -синодический период; - звёздный период; -горизонтальный параллакс; - угловые размеры светил; - первая космическая скорость; - вторая космическая скорость; - способы определения размеров и массы Земли; - способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера; - законы Кеплера и их связь с законом тяготения. | -применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; - решать задачи на расчёт движения Земли вокруг Солнца; расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера | § 8 |
8 | Законы Кеплера движения планет | 28.02.18 | | Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел Ресурсы урока: Учебник, § 9 | Космические скорости и межпланетные перелёты | -применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; | § 9 |
9 | Космические скорости и межпланетные перелёты | 07.03.18 | | Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете Ресурсы урока: Учебник, § 10, 11 | § 10, 11 |
10 | Современные представления о строении и составе Солнечной систем | 14.03.18 | | Об отличиях планет земной группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта Ресурсы урока: Учебник, § 12 | Современные представления о -происхождение Солнечной системы; -основные закономерности в Солнечной системе; -космогонические гипотезы; - система Земля–Луна; -основные движения Земли; - форма Земли; - природа Луны; - общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность); - общая характеристика планет-гигантов (атмосфера; поверхность); - спутники и кольца планет- гигантов; - астероиды и метеориты; - пояс астероидов; - кометы и метеоры | - пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; - определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; -находить планеты на небе, отличая их от звёзд; - применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; - решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера | § 12 |
11 | Планета Земля | 21.03.18 | | Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли Ресурсы урока: Учебник, § 13 | § 13 |
12 | Луна и её влияние на Землю | 04.04.18 | | Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия Ресурсы урока: Учебник, § 14 | § 14 |
13 | Планеты земной группы | 11.04.18 | | Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами Ресурсы урока: Учебник, § 15 | § 15 |
14 | Планеты-гиганты. Планеты- карлики | 18.04.18 | | Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики Ресурсы урока: Учебник, § 16 | | | § 16 |
15 | Малые тела Солнечной системы | 25.04.18 | | Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов Ресурсы урока: Учебник, § 17 | | | § 17 |
16 | Современные представления о происхождении Солнечной системы | 16.05.18 | | Современные представления о происхождении Солнечной системы Ресурсы урока: Учебник, § 18 | | | § 18 |
17 | Методы астрофизических исследований | 23.05.18 | | Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры Ресурсы урока: Учебник, § 19 | - основные физические характеристики Солнца: - масса, - размеры, - температура; - схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере; - основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю; -основные характеристики звёзд в сравнении с Солнцем: - спектры, - температуры, - светимости; - пульсирующие и взрывающиеся звезд; - порядок расстояния до звёзд, способы определения и размеров звёзд; - единицы измерения расстояний: - парсек, - световой год; -важнейшие закономерности мира звёзд; - диаграммы «спектр– светимость» и «масса– светимость»; - способ определения масс двойных звёзд; - основные параметры состояния звёздного вещества: - плотность, - температура, - химический состав, - физическое состояние; - важнейшие понятия: - годичный параллакс, - светимость, - абсолютная звёздная величина; - устройство и назначение телескопа; - устройство и назначение рефракторов и рефлекторов | - применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд; - решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам; - анализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса– светимость»; - находить на небе звёзды: -альфы Малой Медведицы, - альфы Лиры, - альфы Лебедя, - альфы Орла, - альфы Ориона, - альфы Близнецов, - альфы Возничего, - альфы Малого Пса, - альфы Большого Пса, - альфы Тельца | § 19 |
18 | Солнце | 30.05.18 | | Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли 27 Ресурсы урока: Учебник, § 20 | § 20 |
19/1 | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | 06.09.18 | | Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино Ресурсы урока: Учебник, § 21 | § 21 |
20/2 | Основные характеристики звёзд | 13.09.18 | | Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр– светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики Ресурсы урока: Учебник, § 22–23 | | § 22-23 |
21/3 | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | 20.09.18 | | Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них Ресурсы урока: Учебник, § 24–25 | | | § 24-25 |
22/4 | Новые и сверхновые звёзды | 27.09.18 | | Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд Ресурсы урока: Учебник, § 26 | | | § 26 |
23/5 | Эволюция звёзд | 04.10.18 | | Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр–светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды- компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений Ресурсы урока: Учебник, § 27 | | | § 27 |
24/6 | Газ и пыль в Галактике | 11.10.18 | | Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики Ресурсы урока: Учебник, § 28 | - понятие туманности; - основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; - примерные значения следующих величин: - расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры, - инфракрасный телескоп; - оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд. | - объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе; - находить расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры; - оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд | § 28 |
25/7 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | 18.10.18 | | Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике Ресурсы урока: Учебник, § 29 | | | § 29 |
26/8 | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | 25.10.18 | | Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд Ресурсы урока: Учебник, § 30 | | | § 30 |
27/9 | Классификация галактик | 08.11.18 | | Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них Ресурсы урока: Учебник, § 31 | - основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; - примерные значения следующих величин: - основные типы галактик, различия между ними; - примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла; - возраст наблюдаемых небесных тел | - объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе | § 31 |
28 | Активные галактики и квазары | 15.11.18 | | Природа активности галактик; природа квазаров Ресурсы урока: Учебник, § 32 | | | § 32 |
29 | Скопления галактик | 22.11.18 | | Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной Ресурсы урока: Учебник, § 33 | | | § 33 |
30 | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | 29.11.18 | | Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной Ресурсы урока: Учебник, § 34, 35 | - связь закона всемирного Тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; - что такое фотометрический парадокс; - необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной; - понятие «горячая Вселенная»; - крупномасштабную структуру Вселенной; - что такое метагалактика; - космологические модели Вселенной | - использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира | § 34,35 |
31 | Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение | 06.12.18 | | Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной Ресурсы урока: Учебник, § 36 | | | § 36 |
32 | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | 13.12.18 | | Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы всемирного отталкивания Ресурсы урока: Учебник, § 37 | - какие наблюдения подтвердили теорию ускоренного расширения Вселенной; - что исследователи понимают под тёмной энергией; - зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная; - условия возникновения планет около звёзд; - методы обнаружения экзопланет около других звёзд; - об эволюции Вселенной и жизни во Вселенной; - проблемы поиска внеземных цивилизаций; - формула Дрейка | - использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; - обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами | § 37 |
33 | Обнаружение планет возле других звёзд | 20.12.18 | | Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни Ресурсы урока: Учебник, § 38 | | | § 38 |
34 | Поиск жизни и разума во Вселенной | 27.12.18 | | Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им Ресурсы урока: Учебник, § 39 | | | § 39 |
| Резерв (1 ч)__ | | | | | | |