СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

Астрономии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии»

Рабочая программа для основного общего образования по Астрономии для 10-11 класса(Базовый уровень)


Статус документа

Рабочая программа по астрономии для X-XI классов составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

- Приказ Минобрнауки России от 07.06.2017 N 506
"О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"

-Информационное письмо Министерства образования и науки от 20.06.2017 № ТС-194/08

-Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего образования по УМК Чаругина В.М.: Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017.

-Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам о включении Астрономии. 10-11 кл. В.М. Чаругина в Федеральный перечень учебников

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования с изменениями и дополнениями от: 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г., 23 июня 2015 г., 7 июня 2017 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия X-XI классы». Рабочая программа ориентирована на использование базового учебника «Астрономия 10-11 класс. Базовый уровень» Чаругин В.М., 2018г.


Учебно-методический комплект для учителя:

  1. Рабочая программа к УМК Чаругина В.М.: Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень: учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017. — 32 с. — (Сферы 1-11).

  2. Учебник «Астрономия 10-11 класс. Базовый уровень» ЧаругинВ.М.., – М.:Просвещение, 2018г.

  3. Интернет-сайт «Новости астрономии»(http://www.astronews.ru)

  4. Интернет-сайт Астронет (http://www.astronet.ru)

Учебно-методический комплект для учащихся:

1. Учебник «Астрономия 10-11 класс. Базовый уровень» Чаругин В.М.., – М.:Просвещение, 2018г.

2. Интернет-сайт «Новости астрономии»(http://www.astronews.ru)

3. Интернет-сайт Астронет (http://www.astronet.ru)

4. Энциклопедия для детей. Т. 8. Астрономия – М.: Аванта+, 2013.





Общая характеристика учебного предмета

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.


Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

-осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

-приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

-овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

-использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

-формирование научного мировоззрения;

-формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.



Место предмета в учебном плане

Базисный учебный план для образовательный учреждений на этапе полного среднего образования предусматривает обязательное изучение астрономии в объеме 34 учебных часов из расчета 1 час в неделю.При планировании 1 часа в неделю данный курс был разбит на 10-11 класс: начало изучения курса во втором полугодии 10 класса, продолжение в первом полугодии 11 класса.


Учебно – тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

Количество контрольных работ

Тема 1. Введение в астрономию.

1

-

Тема 2. Астрометрия

5

-

Тема 3. Небесная механика

3

-

Тема 4.Строение солнечной системы

7

1

Тема 5. Астрофизика и звездная астрономия

7

1

Тема 6. Млечный путь – наша Галактика

3

-

Тема 7. Галактики

3

-

Тема 8. Строение и эволюция Вселенной

2

-

Тема 9. Современные проблемы астрономии

3

-

Итого

34

2



Обязательный минимум содержания основных образовательных программ


Предмет астрономии

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.


Основы практической астрономии

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.


Законы движения небесных тел

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.


Солнечная система

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.


Методы астрономических исследований

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.


Звезды

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.


Наша Галактика - Млечный Путь

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.


Галактики. Строение и эволюция Вселенной

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.




Поурочное тематическое планирование

(1 ч в неделю)


Темы, входящие в разделы

примерной программы

Основноесодержаниепотемам

Знать/понимать:

Уметь:

Введение (1 ч)

Введение в астрономию

Урок 1. Введение в астрономию

Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. ДалёкиеглубиныВселенной


Ресурсыурока: Учебник, § 1, 2

  • чтоизучаетастрономия;

  • рольнаблюдений вастрономии;

  • значениеастрономии;

  • чтотакоеВселенная;

  • структуру и масштабыВселенной


Астрометрия (5 ч)

Звёздное небо

Урок 2. Звёздноенебо

Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария


Ресурсы урока: Учебник, § 3

  • чтотакоесозвездие;

  • названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфукаждого из этих созвездий;

  • основные точки, линии икруги на небеснойсфере:

    • горизонт,

    • полуденнаялиния,

    • небесныймеридиан,

    • небесныйэкватор,

    • эклиптика,

    • зенит,

    • полюсмира,

    • осьмира,

    • точкиравноденствий и солнцестояний;

  • теорему о высоте полюсамира надгоризонтом;

  • основные понятиясферической и практическойастрономии:

- использовать подвижную

звёздную карту для решения следующих задач:

а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту;

в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и

определятьусловиявидимостисветил.

  • решать задачи на связьвысоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения;

  • определятьвысотусветилав

Небесные координаты

Урок 3. Небесные координаты Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил.

Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат



Ресурсыурока: Учебник, § 4

Видимое движение планет и Солнца

Урок 4. Видимое движение планет и Солнца Эклиптика, точка весеннего

равноденствия, неравномерное



движение Солнца по эклиптике


Ресурсы урока: Учебник, § 5

  • кульминация ивысота

светиланадгоризонтом;

-прямоевосхождение и склонение;

  • сутки;

  • отличие между новым и старымстилями;

  • величины:

    • угловые размеры Луныи Солнца;

    • датыравноденствий и солнцестояний;

    • угол наклона эклиптикик экватору;

    • соотношения междумерами и мерами времени для измеренияуглов;

    • продолжительностьгода;

    • число звёзд, видимых невооружённымвзглядом;

  • принципыопределениягеографическойширотыи

долготыпоастрономическимнаблюдениям;

  • причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца

кульминации и егосклонение;

  • географическуювысотуместанаблюдения;

  • рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи;

  • осуществлять переход к разным системам счетавремени.

  • находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу;

  • отыскивать на небеследующие созвездия и наиболееяркие

звёзды в них:

    • БольшуюМедведицу,

    • Малую Медведицу (с Полярнойзвездой),

    • Кассиопею,

    • Лиру (сВегой),

    • Орёл (сАльтаиром),

    • Лебедь (сДенебом),

    • Возничий (сКапеллой),

    • Волопас (сАрктуром),

    • Севернуюкорону,

    • Орион (сБетельгейзе),

    • Телец (сАльдебараном),

    • БольшойПёс (сСириусом)

Движение Луны и затмения

Урок 5. Движение Луны и

затмения

Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений



Ресурсыурока: Учебник, § 6

Время и календарь

Урок 6. Время и календарь

Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь


Ресурсыурока: Учебник, § 7

Небеснаямеханика (3 ч)

Система мира

Урок 7. Система мира

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного

движенияпланет; доказательства

  • понятия:

    • гелиоцентрическаясистемамира;

    • геоцентрическаясистемамира;

  • применятьзаконыКеплераи

закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;

  • решатьзадачинарасчёт




движения Земли вокруг Солнца;

годичный параллакс звёзд


Ресурсыурока: Учебник, § 8

  • синодическийпериод;

  • звёздныйпериод;

  • горизонтальныйпараллакс;

  • угловыеразмерысветил;

  • перваякосмическаяскорость;

  • втораякосмическаяскорость;

  • способы определенияразмеров и массыЗемли;

  • способы определения расстояний до небесных тел и их масс по законуКеплера;

  • законы Кеплера и их связь с закономтяготения

расстояний по известному

параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера

Законы Кеплера. Движения планет

Урок 8. Законы Кеплера

движения планет

Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел



Ресурсыурока: Учебник, § 9

Космические скорости и

межпланетные перелёты

Урок 9. Космические скорости

и межпланетные перелёты Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете



Ресурсыурока: Учебник, § 10, 11

СтроениеСолнечнойсистемы (7 ч)

Современные представления о

строении и составе Солнечной системы

Урок 10. Современные

представления о строении и составе Солнечной системыОб отличиях планет земной группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта



Ресурсыурока: Учебник, § 12

  • происхождениеСолнечной

системы;

  • основные закономерности в Солнечнойсистеме;

  • космогоническиегипотезы;

  • системаЗемля–Луна;

  • основныедвиженияЗемли;

  • формаЗемли;

  • природаЛуны;

  • общая характеристикапланет земной группы (атмосфера, поверхность);

  • общая характеристика планет- гигантов(атмосфера;

  • пользоватьсяпланом

Солнечной системы и справочными данными;

  • определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небев

данное время;

-находить планеты на небе, отличая их от звёзд;

  • применять законы Кеплера и закон всемирного тяготенияпри объяснении движения планет и космических аппаратов;

Планета Земля

Урок 11. Планета Земля

Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат




Земли

поверхность);

  • спутники и кольца планет- гигантов;

  • астероиды иметеориты;

  • поясастероидов;

  • кометы иметеоры

- решатьзадачинарасчёт

расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера

Ресурсыурока: Учебник, § 13

Луна и её влияние на Землю

Урок 12. Луна и её влияние на

Землю

Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и

движениеточкивесеннегоравноденствия


Ресурсыурока: Учебник, § 14

Планеты земной группы

Урок 13. Планеты земной

группы

Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами


Ресурсыурока: Учебник, § 15

Планеты-гиганты. Планеты-

карлики

Урок 14. Планеты-гиганты.

Планеты-карлики Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики


Ресурсыурока: Учебник, § 16

Малые тела Солнечной системы

Урок 15. Малые тела

Солнечной системы




Физическая природа астероидов

и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов


Ресурсыурока: Учебник, § 17



Современные представления о

происхождении Солнечной системы

Урок 16. Современные

представления о происхождении Солнечной системы

Контрольная работа по теме: «Строение Солнечной системы»



Ресурсыурока: Учебник, § 18

Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

Методы астрофизических

исследований

Урок 17. Методы

астрофизических исследований Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и

рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры


Ресурсы урока: Учебник, § 19

  • основныефизические

характеристикиСолнца:

    • масса,

    • размеры,

    • температура;

  • схему строения Солнцаи физическиепроцессы,

происходящие в его недрах и атмосфере;

  • основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние наЗемлю;

  • основные характеристики звёзд в сравнении сСолнцем:

    • спектры,

    • температуры,

    • светимости;

  • применятьосновныеположения

ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и

звёзд;

  • решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам;

  • анализироватьдиаграммы

«спектр–светимость» и «масса– светимость»;

  • находитьнанебезвёзды:

    • альфыМалойМедведицы,

    • альфыЛиры,

    • альфыЛебедя,

Солнце

Урок 18. Солнце

Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли




Ресурсыурока: Учебник, § 20

  • пульсирующие ивзрывающиеся

звезд;

  • порядок расстояния до звёзд, способы определения иразмеров звёзд;

  • единицыизмерениярасстояний:

    • парсек,

    • световойгод;

  • важнейшиезакономерностимиразвёзд;

  • диаграммы «спектр– светимость» и «масса– светимость»;

  • способ определениямасс двойныхзвёзд;

  • основные параметрысостояния звёздноговещества:

    • плотность,

    • температура,

    • химическийсостав,

    • физическоесостояние;

  • важнейшиепонятия:

    • годичныйпараллакс,

    • светимость,

    • абсолютнаязвёзднаявеличина;

  • устройство иназначениетелескопа;

  • устройство и назначение рефракторов ирефлекторов

  • альфыОрла,

  • альфыОриона,

  • альфыБлизнецов,

  • альфыВозничего,

  • альфыМалогоПса,

  • альфыБольшогоПса,

  • альфыТельца

Внутреннеестроение и источник

энергииСолнца

Урок 19. Внутреннеестроение и

источник энергии Солнца Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца;

наблюдениясолнечныхнейтрино


Ресурсыурока: Учебник, § 21


Основныехарактеристикизвёзд

Урок 20. Основные

характеристики звёзд Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр– светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды,

красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики



Ресурсыурока: Учебник, § 22–23


Белые карлики, нейтронные

звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

Урок 21. Белые карлики,

нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения

двойных звёзд и определение их





масс; пульсирующие переменные

звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них


Ресурсыурока: Учебник, § 24–25



Новые и сверхновыезвёзды

Урок 22. Новые и сверхновые

звёзды

Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд



Ресурсыурока: Учебник, § 26

Эволюциязвёзд

Урок 23. Эволюция звёзд

Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме

«спектр–светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной. Оценка возраста звёздных скоплений.

Контрольная работа по теме: «Астрофизика»




Ресурсы урока: Учебник, § 27

Млечныйпуть (3 ч)

Газ и пыль в Галактике

Урок 24. Газ и пыль в

Галактике

Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики;

  • понятиетуманности;

  • основные физические параметры, химический состави распределение межзвёздного вещества вГалактике;

  • примерныезначения

  • объяснятьпричиныразличия

видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе;

  • находитьрасстояниямежду




спиральная структура Галактики


Ресурсы урока: Учебник, § 28

следующих величин:

- расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры,

  • инфракрасныйтелескоп;

  • оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд.

звёздами в окрестности Солнца,

их число в Галактике, её размеры;

- оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд

Рассеянные и шаровые звёздные

скопления

Урок 25. Рассеянные и

шаровые звёздные скопленияНаблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике



Ресурсыурока: Учебник, § 29

Сверхмассивная чёрная дыра в

центре Млечного Пути

Урок 26. Сверхмассивная

чёрная дыра в центре Млечного Пути

Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в

инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд



Ресурсыурока: Учебник, § 30

Галактики (3 ч)

Классификациягалактик

Урок 27. Классификация

галактик

Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них



Ресурсыурока: Учебник, § 31

  • основныефизические

параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике;

  • примерныезначенияследующихвеличин:

  • основные типы галактик, различия междуними;

  • примерноезначениеи

физическийсмыслпостояннойХаббла;

  • возрастнаблюдаемыхнебесныхтел

- объяснятьпричиныразличия

видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе

Активныегалактики и квазары

Урок 28. Активные галактики

и квазары

Природа активности галактик;




природа квазаров


Ресурсы урока: Учебник, § 32



Скоплениягалактик

Урок 29. Скопления галактик

Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и

рентгеновское излучение от него; ячеистая структура

распределения Галактик и скоплений во Вселенной


Ресурсыурока: Учебник, § 33

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Конечность и бесконечность

Вселенной. Расширяющаяся Вселенная

Урок 30. Конечность и

бесконечность Вселенной

Связь закона всемирного

тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной


Ресурсыурока: Учебник, § 34, 35

  • связьзаконавсемирного

тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной;

  • чтотакоефотометрическийпарадокс;

  • необходимость общей теории относительности дляпостроения модели Вселенной;

  • понятие «горячаяВселенная»;

  • крупномасштабнуюструктуруВселенной;

  • чтотакоеметагалактика;

  • космологическиемоделиВселенной

- использоватьзнанияпофизике

и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира

Модель «горячей Вселенной» и

реликтовое излучение

Урок 31. Модель «горячей

Вселенной»

Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной



Ресурсыурока: Учебник, § 36

Современныепроблемыастрономии (3 ч)



Ускоренное расширение

Вселенной и тёмная энергия

Урок 32. Ускоренное

расширение Вселенной и тёмная энергия

Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы всемирного отталкивания

  • какиенаблюденияподтвердили

теориюускоренногорасширенияВселенной;

  • что исследователи понимают под тёмнойэнергией;

  • зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная;

  • условия возникновенияпланет околозвёзд;

  • методы обнаружения экзопланет около другихзвёзд;

  • об эволюции Вселенной и жизни воВселенной;

  • проблемыпоискавнеземныхцивилизаций;

  • формулаДрейка

  • использоватьзнания,

полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира;

  • обосновывать свою точку зрения о возможности существованиявнеземных

цивилизаций и их контактов с нами


Ресурсыурока: Учебник, § 37


Обнаружение планет возле

других звёзд

Урок 33. Обнаружение планет

возле других звёзд

Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями

благоприятнымидляжизни



Ресурсыурока: Учебник, § 38


Поиск жизни и разума во

Вселенной

Урок 34. Поиск жизни и разума

во Вселенной

Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им



Ресурсыурока: Учебник, § 39




Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях."


Материально-техническая база

- подвижные карта неба;

- таблицы «Астрономия»;

- глобус луны;

- модель Солнечной системы;

- модель Небесной сферы;

- секстант.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 по теме«Строение солнечной системы»

К-1 Вариант – 1

Чему равен горизонтальный параллакс Венеры в момент нижнего соединения, когда расстояние от Солнца до Венеры 0,7а.е.?

Марс дальше от Солнца чем Земля в 1,5 раза. Какова продолжительность года на Марсе? Орбиты планет считать круговыми.

Чему равен наибольший угловой диаметр Фобоса (спутника Марса) при его наблюдении с поверхности планеты, если он имеет диаметр примерно 20км. и находится на расстоянии примерно 6000км. от планеты?

Во сколько раз изменится угловой диаметр Марса при наблюдении с Земли, если планета перешла из противостояния в соединение? Орбиту Марса считать круговой с радиусом 1,52 а.е.

В каком созвездии можно наблюдать Марс в противостоянии 12 июня 2001 года?

Объясните, как можно найти массу небесных тел.

Чем отличаются для планеты первая и вторая космические скорости?


К-1 Вариант – 2

Чему равен горизонтальный параллакс Юпитера во время противостояния, когда расстояние от Солнца до Юпитера 5а.е.?

Чему равен период обращения Нептуна вокруг Солнца, если он находится от Солнца на расстоянии 30а.е.?

С какого расстояния космонавт мог бы видеть Большое Красное пятно на Юпитере невооруженным глазом, если известно, что диаметр пятна примерно 15000км., а разрешающая способность глаза 2¢?

Зная расстояние планет от Солнца, вычислите наибольшее угловое удаление Земли от Солнца, видимое с Марса. Орбиту Марса считать круговой с радиусом 1,52а.е.

Как изменится период обращения планеты с удалением ее от Солнца?

Какие планеты могут пройти при своем годичном движении для наблюдателя с Земли на фоне солнечного диска?

Как было установлено местонахождение неизвестной планеты, впоследствии названной Нептуном?


К-11 Вариант – 3

Чему равен горизонтальный параллакс Марса во время противостояния, когда расстояние от Солнца до Марса 1,5а.е.?

Звездный период обращения Сатурна вокруг Солнца 29,46 года. Определите среднее расстояние Сатурна от Солнца.

На какой угол может отходить от Земли Луна для наблюдателя, находящегося на Марсе? Расстояние от Земли до Луны 384000км., а от Земли до Марса 57млн.км.

Считая орбиту Меркурия круговой, вычислите среднее расстояние Меркурия от Солнца в астрономических единицах, зная, что в элонгации Меркурий виден от Солнца в 230 .

Как изменился бы период обращения Земли вокруг Солнца, если бы при этом же расстоянии масса Солнца была в 2 раза больше?

Почему движение планет происходит не в точности по законам И.Кеплера?

Земля находится между планетой и Солнцем. В какой конфигурации планета?


К-1 Вариант – 4

Чему равен горизонтальный параллакс Сатурна в момент противостояния, когда он находится от Солнца на расстоянии 9,54а.е.?

Отношение квадратов периодов обращения двух планет вокруг Солнца равно 8. Чему равно отношение больших полуосей орбит этих планет?

Синодический период планеты 500 дней. Определите большую полуось орбиты и звездный период обращения.

Как должна измениться масса Земли, чтобы ИСЗ, оставаясь на прежнем расстоянии, обращался бы вокруг планеты с меньшим периодом? Ответ поясните.

Каким образом из наблюдений можно определить удаленность внутренней планеты от Солнца в астрономических единицах?

В какой конфигурации находится планета при ее расположении между Землей и Солнцем?

Какая планета вызывает наибольшее возмущение в движении других тел Солнечной системы и почему?


К-1 Вариант – 5

Каков угловой диаметр спутника Юпитера Ио при наблюдении его с космического корабля, находящегося от спутника на расстоянии 576000км., если известно, что линейные размеры Ио и Луны почти одинаковы (Диаметр Ио 3630км).

Отношение кубов больших полуосей двух планет, обращающихся вокруг Солнца, равно 16. Во сколько раз период обращения одной планеты больше чем другой?

Противостояние некоторой планеты повторяется через 2 года. Чему равен период ее обращения и большая полуось ее орбиты?

На каком расстоянии от центра Земли должен находиться стационарный (висящий над одной точкой поверхности Земли) спутник, обращающийся в плоскости земного экватора с периодом, равным периоду обращения Земли. Луна имеет период обращения вокруг земли 27,32 дня.

Сравнить значение первой космической скорости для Меркурия и для Земли, принимая, что их массы относятся как 1:18, а радиусы как 3:8.

При каких условиях движение небесных тел будет происходить в точности по законам И.Кеплера?

Какая планета Солнечной системы имеет синодический период меньше одного года?


К-1 Вариант – 6

Какова ширина кольца Юпитера, если с космического корабля, находящегося на расстоянии 0,348 млн.км, оно видно под углом 1026¢?

Определите период обращения ИСЗ, если наивысшая точка орбиты 5129 км., а низшая над Землей 129 км. Радиус Земли 6371 км., а период обращения Луны 27,32 дня при 384000км.

Какова продолжительность звездного и синодического периода обращения планеты в случае их равенства.

Как должна измениться масса Земли, чтобы Луна, оставаясь на прежнем расстоянии, обращалась бы вокруг Земли с большим периодом?

21 марта в истинный полдень, тень от стоящего вертикального столба равнялась его высоте. На какой широте это наблюдается?

Параллакс Марса 18² . Находится ли он по ту же сторону от Солнца, что и Земля, или по другую? Ответ поясните.

Как определить массу планеты не имеющей спутников?


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 по теме «Астрофизика»


К-2 Вариант - 1

Свет от звезды Денеб ( a Лебедя) идет до нас 3260 лет. Вычислите годичный параллакс Денеба.

Видимая звездная величина Сириуса ( a Б.Пса) и Поллукс(b Близнецов) соответственно равны -1,46m и 1,14m . Во сколько раз видимый блеск Сириуса больше блеска Поллукс?

Определите светимость звезды, поверхностная температура которой такая же как у Солнца, а радиус в 10 раз больший.

Экваториальные координаты голубого сверхгиганта a =5ч 14 м , d =-8012¢. Какая это звезда? Вычислите расстояние до нее, если абсолютная звездная величина -6,88m , а видимая 0,12m .

Какое количество звезд 3m могут дать столько света, сколько его дает одна звезда 1m ?

Перечислите основные типы переменных звезд.

Чем объясняется изменение блеска цефеид?


К-2 Вариант - 2

Во сколько раз ближе к нам звезда Толиман (a Центавра (Кентавра)) чем Вега (a Лиры), если их горизонтальные параллаксы соответственно равны 0,742² и 0,129².?

Во сколько раз видимый блеск Веги (a Лиры) больше блеска Полярной звезды (a М.Медведицы), если их видимые звездные величины соответственно равны 0,03m и 2,03m ?

Новая звезда 1918г в созвездии Орла в максимуме блеска имела абсолютную звездную величину -8,9m . На каком расстоянии она находится, если ее видимая звездная величина была равна -1,1m.

В спектре новой звезды 1934г вспыхнувшей в созвездии Геркулеса темная линия водорода с длиной волны 4,341. 10 –5 м сместилась на 10,1.10 –8 м к фиолетовому концу. Какова скорость газа, выброшенного из звезды?

Какое светило - Солнце или Акрукс (a Ю.Крест) обладает большей светимостью и во сколько раз, если их абсолютные звездные величины соответственно равны 4,84m и -4,16m?

Как найти необходимое созвездие на небе. Приведите пример.

Какие характеристики звезд можно определить используя двойные звезды?


К-2 Вариант - 3

Звезда Антарес ( a Скорпиона) находится от нас на расстоянии 650св.лет. Чему равен ее годичный параллакс?

Во сколько раз Сириус (a Б.Пса) ярче чем звезда a Телескопа, если их видимые звездные величины соответственно равны -1,46m и 3,54m ?

Собственное движение звезды 0,1² /год, а расстояние до нее 10пк. Определите тангенциальную и пространственную скорость звезды, если ее лучевая скорость 10км/с.

Видимая звездная величина цефеиды в созвездии Геркулеса 15,1m , а ее абсолютная звездная величина -9,9m . Определите расстояние до этой цефеиды.

Звезда имеет видимую звездную величину 1,84m и находится от нас на расстоянии 250пк. Найдите светимость звезды.

Чем объясняется изменения в спектрах спектрально-двойных звезд?

Опишите разнообразие физических характеристик большинства звезд в сравнении с Солнцем.


К-2 Вариант - 4

Параллакс Полярной звезды (a М.Медведицы) равен 0,008². Чему равно расстояние до нее в парсеках и световых годах?

Одна звезда ярче другой в 15,85 раз. Чему равна разность их звездных величин?

Видимая звездная величина короткопериодической цефеиды 15,5m , а абсолютная 0,5m . На каком расстоянии от нас она находится?

Лучевая скорость Альдебарана (а Тельца) 54км/с, а ее собственное движение 0,2² /год. Определите пространственную скорость звезды, если ее параллакс 0,05².

Угловой диаметр большой полуоси двойной звезды Капеллы (a Возничего) составляет 0,054², а период обращения 0,28лет. Определите линейные размеры полуоси и мумму масс компонентов пары, если параллакс звезды равен 0,077².

Что лежит в основе спектральной классификации звезд?

Каким образом можно определить полное излучение Солнца?

К-4 § 18-27 Вариант - 5

Какая звезда и во сколько раз ближе к нам Денеб (a Лебедя) расстояние до которой 3260св.лет, или Арктур (a Волопаса) годичный параллакс которого равен 0,089²?

Звезд 6m на северном небе около 2000. Сколько надо таких звезд, чтобы их суммарное излучение стало равным видимому излучению Дубхе (a Б.Медведицы), имеющего m=2,0m ?

Лучевая скорость звезды Бетельгейзе ( a Ориона) 21 км/с, собственное движение звезды 0,029² /год, а параллакс 0,008². Определите пространственную скорость звезды.

Сверхновая SN 1987А, вспыхнувшая в созв. Золотой Рыбы, имела видимую звездную величину 12,4m , а стала 2,9m . Определите ее абсолютную звездную величину до и после вспышки, если звезда находится на расстоянии 160000св.лет.

На каком расстоянии от Сириуса А (a Б.Пса) и с каким периодом обращается спутник (Сириус В), если сумма масс компонентов равна 3,2 масс Солнца, параллакс 0,379² , а угловой размер большой полуоси орбиты спутника при наблюдении с Земли составляет 7,57²?

Какие закономерности между физическими характеристиками звезд включены в диаграмму Герцшпрунга-Рассела?

Каким способом можно определить массу двойной звезды?


К-2 Вариант - 6

Сириус (a Б.Пса) - тройная звезда. Главная Сириус А имеет светимость в 20 раз большую, чем Солнце, а ее спутник Сириус В только 0,01 светимости Солнца. Во сколько раз различаются их радиусы, если цвет звезд одинаков.

Переменная звезда Удивительная Кита (MiraGeti) в максимуме блеска достигает 2,0m, а в минимуме 10,0m . Во сколько раз она ярче в максимуме чем в минимуме?

Период обращения двух основных звезд Сириус 50 лет. Большая полуось орбиты видна с Земли под углом 7,57², а параллакс Сириуса 0,379². Вычислите расстояние до Сириуса, а также массу каждого компонента, если отношение расстояний от центра масс 0,71:0,29.

Какова средняя плотность красного сверхгиганта, если его диаметр в 300 раз, а масса в 30 раз больше Солнца. Средняя плотность Солнца 1400кг/м3 .

Вычислите светимость голубого сверхгиганта Ригеля (b Ориона) и его радиус, зная, что его поверхностная температура 13000 К, масса 20 масс Солнца, абсолютная звездная величина --6,8m . Для Солнца взять абсолютную звездную величину 4,8m и температуру 6000 К.

Что можно определить, исследуя спектр звезды?

Каков основной химический состав Солнца и звезд? Что является источником их энергии?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!