СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по астрономии для 11 класса по УМК Б.А. Воронцов-Вельяминов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ужовская средняя школа




Согласовано с ШМО Утверждена приказом

естественно-математического цикла МБОУ Ужовской СШ

(протокол №7 от 27.05.2020) №136 от 29.05.2020








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

АСТРОНОМИЯ

11 класс





Составители:

учитель астрономии Сидякина Т.В.






п. Ужовка

2020 год


Рабочая программа среднего общего образования по астрономии составлена на основе Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»

Данная рабочая программа составлена на основе «Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» учебно-методического пособия Е. К. Страута. (М. Дрофа, 2018)

Объем - 35 часов. Учебник Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут «Астрономия»

Кунаш М.А. «Методическое пособие к учебнику «Астрономия»

Программа 11 класса рассчитана на 35 часов (1 ч в неделю)

Реализация программы предусматривает применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.







































  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

Личностные результаты:

  • в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя 

  • ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу — готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения на основе осознания и осмысления достижений нашей страны;

  • в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к  живой природе, художественной культуре - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

  • в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству)  - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми —готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений  — осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты освоения астрономии в средней школе

Результаты базового уровня ориентированы на получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в смежных с ней областях. Эта группа результатов предполагает:

– овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области;

– наличие представлений о данной предметной области как целостной теории (совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний.

В результате изучения учебного предмета «Астрономия» на базовом уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

–воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

–использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

Практические основы астрономии

–воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

–объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

–объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

–применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Строение Солнечной системы

–воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

–воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

–вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

–формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

–описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

–объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

–характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Природа тел Солнечной системы

–формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

–определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

–перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

–проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

–объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

–описывать характерные особенности природы планет гигантов, их спутников и колец;

–характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

–описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

–описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

–объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Солнце и звезды

–определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

–характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

–описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

–объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

–описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

–вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

–называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр – светимость»;

–сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

–объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

–описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

–оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

–описывать этапы формирования и эволюции звезды;

–характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Строение и эволюция Вселенной

–объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

–характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

–определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период – светимость»;

–распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

–сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

–обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

–формулировать закон Хаббла;

–определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;

–оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

–интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

–классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения – Большого взрыва;

–интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Жизнь и разум во Вселенной

–систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.



















  1. Содержание учебного предмета



Предмет астрономии. Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии.

НЕБЕСНАЯ СФЕРА. ОСОБЫЕ ТОЧКИ НЕБЕСНОЙ СФЕРЫ. НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. СВЯЗЬ ВИДИМОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА НЕБЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ НАБЛЮДАТЕЛЯ.

Строение Солнечной системы. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

Законы движения небесных тел.

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА. ЗАКОНЫ КЕПЛЕРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСС НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. ДВИЖЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ.

Солнечная система.

Происхождение Солнечной системы. Система Земля–Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела солнечной системы. АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ.

Методы астрономических исследований.

Электромагнитное излучение, космические лучи и ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. ЗАКОН СМЕЩЕНИЯ ВИНА. ЗАКОН СТЕФАНА – БОЛЬЦМАНА.

Звезды.

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. ДВОЙНЫЕ И КРАТНЫЕ ЗВЕЗДЫ. Внесолнечные планеты. ПРОБЛЕМА СУЩЕТВОВАНИЯ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. ПЕРЕМЕННЫЕ И ВСПЫХИВАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ. КОРИЧНЕВЫЕ КАРЛИКИ. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

Строение Солнца, солнечной атмосферы.

Проявление солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. РОЛЬ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА СОЛНЦЕ. Солнечно-земные связи.

Наша Галактика–Млечный путь.

Состав и структура Галактики. ЗВЕЗДНЫЕ СКОПЛЕНИЯ. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ.

Галактики. Строение и эволюция Вселенной Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ. Большой взрыв. Реликтовое излучение. ТЕМНАЯ ЭНЕРГИЯ.




Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом

1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп

1. Рельеф Луны.

2. Фазы Венеры.

3. Марс.

4. Юпитер и его спутники.

5. Сатурн, его кольца и спутники.

6. Солнечные пятна (на экране).

7. Двойные звезды.

8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

9. Большая туманность Ориона.

10. Туманность Андромеды.





Тематическое планирование


п/п

Название раздела

Количество часов

1

Предмет астрономии

2

2

Основы практической астрономии

5

3

Строение Солнечной системы

2

4

Законы движения небесных тел

5

5

Природа тел Солнечной системы

8

6

Солнце и звезды

6

7

Наша Галактика — Млечный Путь

2

8

Строение и эволюция Вселенной

2

9

Жизнь и разум во Вселенной

2

Резерв времени 1 час








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!