СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии»


ГПОАУ АО «Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства»



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УМР

__________Н. В. Герасимович

«___» __________ 2022г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



АСТРОНОМИЯ
























2022

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г., № 506 от 07.06.2017 г., и методических рекомендаций по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования (письмо Министерства образования и науки РФ № ТС-194/08 от 20.06.2017) для реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования с получением среднего общего образования по профессиям среднего профессионального образования (далее - СПО):

23.02.04 — «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»

08.02.09 — «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»





Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение “Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства “


Разработчики:

Дутова Ольга Анатольевна

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии.

Протокол N от « » __ ______ 2022г.










СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10






































  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ


1.1. Область применения рабочей программы


Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям СПО 23.02.04 — «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», 08.02.09 — «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»

Программа разработана с учётом требований ФГОС среднего общего образования.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.


    1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия», обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеурочной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

метапредметных:

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный;

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

предметных:

обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности (системно-деятельностный подход).

В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются обучающимися в процессе познавательной деятельности.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 36 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

6

дифференцированный зачёт

1

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины Астрономия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

ТЕМА 1.

ВВЕДЕНИЕ В АСТРОНОМИЮ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ

Содержание учебного материала

10

1-2. Предмет астрономии.

Что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии.

Звёзды и созвездия.

Звёзды, их обозначения и названия. Что такое созвездие, основные созвездия.

2


3-4. Небесные координаты и звёздные карты.

Небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил. Небесные координаты. Склонение и прямое восхождение.

Практическая работа №1. Изучение системы небесных координат.

2

5-6. Видимое движение звёзд. Годичное движение Солнца по небу.

Высота полюса мира над горизонтом. Кульминация. Видимое годичное движение Солнца и вид звездного неба. Эклиптика.

Практическая работа №2. Изучение карты звёздного неба.

2

7-8. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

Основные движения Земли. Луна — спутник Земли. Фазы Луны.

Затмения Солнца и Луны.

Солнечные и лунные затмения.

2

9-10. Время и календарь.

Связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении.

Практическая работа №3. Изучение годичного движения Солнца.

2

ТЕМА 2.

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Содержание учебного материала

8

11-12. Развитие представлений о Солнечной системе.

Астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения.

Конфигурация планет. Синодический период.

2

13-14. Законы движения планет Солнечной системы.

Три закона Кеплера.

Законы Кеплера

Три закона Кеплера.

2

15-16. Практическая работа №4. Применение законов Кеплера.

Определение расстояний и размеров тел.

Форма и размеры Земли. Определение расстояний. Горизонтальный параллакс. Определение размеров светил.

2

17-18. Движение небесных тел под действием сил тяготения.

Закон всемирного тяготения. Возмущения в движении тел. Определение массы. Приливы. Движение ИСЗ.

Практическая работа №5. Изучение движения небесных тел под действием сил тяготения.

2

ТЕМА 3.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Содержание учебного материала

7

19-20. Общие характеристики планет. Солнечная система.

Система Земля – Луна.

Строение Земли. Луна — спутник Земли. Физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы.

2

21-22. Планеты земной группы.

Общая характеристика: наличие атмосферы, особенности строения, спутники.

Планеты-гиганты.

Общая характеристика: наличие атмосферы, особенности строения, спутники.

2

23-24. Астероиды и метеориты.

Закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты.

Кометы и метеоры.

Открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки.

2

25. Практическая работа №6. Изучение характеристик планет.

1

ТЕМА 4.

СОЛНЦЕ И ЗВЁЗДЫ

Содержание учебного материала

6

25-26. Практическая работа №6. Изучение характеристик планет. Общие сведения о Солнце.

Вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав.

1

27-28. Строение атмосферы Солнца.

Фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность.

Расстояния до звёзд.

Определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины.

2

29-30. Характеристики излучения звёзд.

Цвет, температура. Спектры и химический состав. Светимости.

Массы и размеры звёзд.

Оптические и физические двойные звезды, определение масс, массы звёзд, размеры, средние плотности.

2

31. Переменные и нестационарные звёзды.

Пульсирующие переменные, цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые.

1


ТЕМА 5.




СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Содержание учебного материала

4

32. Наша Галактика.

Состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение.

1

33-34. Другие звёздные системы - Галактики. Основы современной космологии. Жизнь и разум во Вселенной.

Открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары.

Возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд.

Эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций.

2

Содержание учебного материала

2

35-36. Зачетное занятие

Итоговое тестирование.

2





Итого 36


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Астрономии.

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места для обучающихся;

рабочее место преподавателя;

рабочая меловая доска;

наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды: «Карта звёздного неба», подвижные карты звёздного неба, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

персональный компьютер,

мультимедийный проектор,

проекционный экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. Астрономия. Учебник для 11кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2017.


Дополнительные источники:

Е.П. Левитан. Астрономия. Учебник для 11кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2017.

В.М. Чаругин. Астрономия. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М., Просвещение 2017.

Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень, учебное пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М., Просвещение, 2017.

В.Г. Сурдин. Астрономические задачи с решениями. – М.,2002.

Интернет-ресурсы:

http:// www.astronet.ru;

http:// www.sai.msu.ru;

http:// www.izmiran.ru;

http:// www.sai.msu.su/EAAS;

http://www.myastronomy.ru;

http:// www.krugosvet.ru;

http:// www. cosmoworld.ru/spaceencyclopedia




4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

решать задачи на применение изученных астрономических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, и профессионально-трудового выбора.

Знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Кеплера, Ньютона, Галлея, Струве, Доплера, Фридмана, Эйнштейна.


Текущий контроль в форме:

защиты практических занятий;

проверка и оценка практических работ;

самостоятельных работ по темам дисциплины;

тестирования;

домашней работы;

отчёт о проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно программы (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение).


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.


 



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!