ГПОАУ АО «Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства»
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УМР
__________Н. В. Герасимович
«___» __________ 2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АСТРОНОМИЯ
2022
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г., № 506 от 07.06.2017 г., и методических рекомендаций по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования (письмо Министерства образования и науки РФ № ТС-194/08 от 20.06.2017) для реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования с получением среднего общего образования по профессиям среднего профессионального образования (далее - СПО):
23.02.04 — «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»
08.02.09 — «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение “Амурский колледж транспорта и дорожного хозяйства “
Разработчики:
Дутова Ольга Анатольевна
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии.
Протокол N от « » __ ______ 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 10 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям СПО 23.02.04 — «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», 08.02.09 — «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»
Программа разработана с учётом требований ФГОС среднего общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия», обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеурочной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
метапредметных:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный;
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
предметных:
обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности (системно-деятельностный подход).
В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются обучающимися в процессе познавательной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 36 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 36 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 6 |
дифференцированный зачёт | 1 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
Тематический план и содержание учебной дисциплины Астрономия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В АСТРОНОМИЮ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ | Содержание учебного материала | 10 |
1-2. Предмет астрономии. Что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии. Звёзды и созвездия. Звёзды, их обозначения и названия. Что такое созвездие, основные созвездия. | 2 |
3-4. Небесные координаты и звёздные карты. Небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил. Небесные координаты. Склонение и прямое восхождение. Практическая работа №1. Изучение системы небесных координат. | 2 |
5-6. Видимое движение звёзд. Годичное движение Солнца по небу. Высота полюса мира над горизонтом. Кульминация. Видимое годичное движение Солнца и вид звездного неба. Эклиптика. Практическая работа №2. Изучение карты звёздного неба. | 2 |
7-8. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Основные движения Земли. Луна — спутник Земли. Фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Солнечные и лунные затмения. | 2 |
9-10. Время и календарь. Связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении. Практическая работа №3. Изучение годичного движения Солнца. | 2 |
ТЕМА 2. СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ | Содержание учебного материала | 8 |
11-12. Развитие представлений о Солнечной системе. Астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения. Конфигурация планет. Синодический период. | 2 |
13-14. Законы движения планет Солнечной системы. Три закона Кеплера. Законы Кеплера Три закона Кеплера. | 2 |
15-16. Практическая работа №4. Применение законов Кеплера. Определение расстояний и размеров тел. Форма и размеры Земли. Определение расстояний. Горизонтальный параллакс. Определение размеров светил. | 2 |
17-18. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Закон всемирного тяготения. Возмущения в движении тел. Определение массы. Приливы. Движение ИСЗ. Практическая работа №5. Изучение движения небесных тел под действием сил тяготения. | 2 |
ТЕМА 3. ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ | Содержание учебного материала | 7 |
19-20. Общие характеристики планет. Солнечная система. Система Земля – Луна. Строение Земли. Луна — спутник Земли. Физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы. | 2 |
21-22. Планеты земной группы. Общая характеристика: наличие атмосферы, особенности строения, спутники. Планеты-гиганты. Общая характеристика: наличие атмосферы, особенности строения, спутники. | 2 |
23-24. Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты. Кометы и метеоры. Открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки. | 2 |
25. Практическая работа №6. Изучение характеристик планет. | 1 |
ТЕМА 4. СОЛНЦЕ И ЗВЁЗДЫ | Содержание учебного материала | 6 |
25-26. Практическая работа №6. Изучение характеристик планет. Общие сведения о Солнце. Вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав. | 1 |
27-28. Строение атмосферы Солнца. Фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность. Расстояния до звёзд. Определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины. | 2 |
29-30. Характеристики излучения звёзд. Цвет, температура. Спектры и химический состав. Светимости. Массы и размеры звёзд. Оптические и физические двойные звезды, определение масс, массы звёзд, размеры, средние плотности. | 2 |
31. Переменные и нестационарные звёзды. Пульсирующие переменные, цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые. | 1 |
ТЕМА 5. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ | Содержание учебного материала | 4 |
32. Наша Галактика. Состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение. | 1 |
33-34. Другие звёздные системы - Галактики. Основы современной космологии. Жизнь и разум во Вселенной. Открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары. Возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд. Эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций. | 2 |
Содержание учебного материала | 2 |
35-36. Зачетное занятие Итоговое тестирование. | 2 |
| | |
| |
Итого 36
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Астрономии.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места для обучающихся;
рабочее место преподавателя;
рабочая меловая доска;
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды: «Карта звёздного неба», подвижные карты звёздного неба, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
персональный компьютер,
мультимедийный проектор,
проекционный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. Астрономия. Учебник для 11кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2017.
Дополнительные источники:
Е.П. Левитан. Астрономия. Учебник для 11кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2017.
В.М. Чаругин. Астрономия. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М., Просвещение 2017.
Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень, учебное пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М., Просвещение, 2017.
В.Г. Сурдин. Астрономические задачи с решениями. – М.,2002.
Интернет-ресурсы:
http:// www.astronet.ru;
http:// www.sai.msu.ru;
http:// www.izmiran.ru;
http:// www.sai.msu.su/EAAS;
http://www.myastronomy.ru;
http:// www.krugosvet.ru;
http:// www. cosmoworld.ru/spaceencyclopedia
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: использовать карту звездного неба для нахождения координат светила; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах; решать задачи на применение изученных астрономических законов; осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах; владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, и профессионально-трудового выбора. Знать: смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро; определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы; смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Кеплера, Ньютона, Галлея, Струве, Доплера, Фридмана, Эйнштейна. | Текущий контроль в форме: защиты практических занятий; проверка и оценка практических работ; самостоятельных работ по темам дисциплины; тестирования; домашней работы; отчёт о проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно программы (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение). Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта. |
3