СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии.

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии.»







Рабочая программа

по астрономии

11 класс






Составила:

МакароваЛ.В 































Пояснительная записка

Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования. (ФК ГОС СОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы; примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (базовый уровень) учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. (авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа

Программа реализуется с помощью:

  1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. Базовый уровень.11 класс», М. Дрофа, 2017

  2. Е.К.Страут Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2017

Общая характеристика учебного предмета

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Цели и задачи изучения астрономии.

При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:

  • понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;

  • познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

  • получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

  • осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;

  • ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;

  • выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.

Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.

Согласно учебному плану на изучение предмета отводится 34 часа ( 1 час в неделю в течение 34 учебных недель).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны:

Знать, понимать

- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

- смысл физического закона Хаббла;

- основные этапы освоения космического пространства;

- гипотезы происхождения Солнечной системы;

- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

  1. Уметь

- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Содержание программы (34 часа)

АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ – 2ч

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ-5ч.

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-7ч.

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-8ч.

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

Электромагнитное излучение, космические лучи и Гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ-5 ч

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ-4ч.

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ-1ч.

Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

ПОВТОРЕНИЕ(Резерв)- 2 ч.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Дата

план

Факт

АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ – 2ч

Что изучает астрономия.



Наблюдения – основа астрономии



ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ-5ч.

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты



Видимое движение звезд на различных географических широтах



Годичное движение Солнца. Эклиптика



Движение и фазы Луны.



Затмения Солнца и Луны. Время и календарь



СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-7ч.

Развитие представлений о строении мира



Конфигурации планет.



Синодический период



Законы движения планет Солнечной системы



Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе



Открытие и применение закона всемирного тяготения.



Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе



ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-8ч.

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение



Земля и Луна - двойная планета



Две группы планет



Природа планет земной группы



Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?»



Планеты-гиганты, их спутники и кольца



Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы).



Метеоры, болиды, метеориты



СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ-5 ч

Солнце, состав и внутреннее строение



Солнечная активность и ее влияние на Землю



Физическая природа звезд



Переменные и нестационарные звезды.



ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Эволюция звезд



СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ-4ч.

Наша Галактика



Другие звездные системы — галактики



Космология начала ХХ в.



Основы современной космологии



ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ-1ч.

Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»



ПОВТОРЕНИЕ(Резерв)- 2 ч.

ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА Промежуточная аттестация. Тестирование



Систематизация и обобщение изученного




Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по астрономии являются устный опрос, групповые и индивидуально-групповые работы. К письменным формам контроля относятся: астрономические диктанты, самостоятельные работы и тесты, итоговая контрольная работа

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Вариант № 1

1. Наука о небесных светила, о законах их движения, строения и развития, а также о строении и развитии Вселенной в целом называется …

1. Астрометрия

2. Астрофизика

3. Астрономия +

4. Другой ответ

2.Гелиоцентричну модель мира разработал …

1. Хаббл Эдвин

2. Николай Коперник +

3. Тихо Браге

4. Клавдий Птолемей

3.до планет земной группы относятся …

  1. Меркурий, Венера, Уран, Земля

2. Марс, Земля, Венера, Меркурий +

3. Венера, Земля, Меркурий, Фобос

4. Меркурий, Земля, Марс, Юпитер

4.Второй от Солнца планета называется …

1. Венера +

2. Меркурий

3. Земля

4. Марс

5. Межзвездный пространство …

1. незаполненный ничем

2. заполнен пылью и газом +

3. заполнен обломками космических аппаратов

4. другой ответ.

6. Угол между направлением на светило с какой-либо точки земной поверхности и направлением из центра Земли называется …

1. Часовой угол

2. Горизонтальный параллакс +

3. Азимут

4. Прямое восхождение

7 Расстояние, с которого средний радиус земной орбиты виден под углом 1 секунда называется …

1. Астрономическая единица

2. Парсек +

2. Световой год

        4. Звездная величина

8. Нижняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …

1. точках юга

2. точках севере

3. зенит

4. надир +

9. Большой круг, плоскость которого перпендикулярна оси мира называется …

1. небесный экватор +

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4. настоящий горизонт

10. Первая экваториальная система небесных координат определяется …

   1.Годинний угол и склонение +

   2. Прямое восхождение и склонение

   3. Азимут и склонение

   4. Азимут и высота

11 Большой круг, по которому цент диска Солнца совершает свой видимый летний движение на небесной сфере называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4. эклиптика +

12. Линия вокруг которой вращается небесная сфера называется

    1. ось мира +

   2. вертикаль

   3. полуденная линия

   4. настоящий горизонт

13. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 5h 20m, δ = + 100

    1. Телец

    2. Возничий

    3. Заяц

    4. Орион +

14. Обратное движение точки весеннего равноденствия называется …

   1. Перигелий

   2. Афелий

   3. Прецессия

   4. Нет правильного ответа

15. Самых главных фаз Луны насчитывают …

   1. две

   2. четыре

   3. шесть

   4. восемь +

16. Угол который, отсчитывают от точки юга S вдоль горизонта в сторону заката до вертикала светила называют …

   1. Азимут +

   2. Высота

    3. Часовой угол

    4. Склонение

17. Квадраты периодов обращения планет относятся как кубы больших полуосей орбит. Это утверждение …

    1. первый закон Кеплера

    2. второй закон Кеплера

    3. третий закон Кеплера +

    4. четвертый закон Кеплера

18.Телескоп, у которого объектив представляет собой линзу или систему линз называют …

    1.Рефлекторним

    2.Рефракторним +

   3. менисковый

   4. Нет правильного ответа.

         Предмет астрономии

                Вариант № 2

1. Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем называется …

1. Астрометрия

2. Звездная астрономия

3. Астрономия +

            4. Другой ответ

2.Геоцентричну модель мира разработал …

1. Николай Коперник

2. Исаак Ньютон

3. Клавдий Птолемей +

4. Тихо Браге

3.до состав Солнечной система включает …

1. восемь планет. +

2. девять планет

3. десять планет

                4. семь планет

4. Четвертая от Солнца планета называется …

1. Земля

2. Марс +

3. Юпитер

4. Сатурн

5. Определенная участок звездного неба с четко окреслинимы пределами, охватывающий все принадлежащие ей светила и имеющая собственное называется …

1. Небесной сферой

2. Галактикой

3. Созвездие +

          4. Группа зрение

6. Угол, под которым из звезды был бы виден радиус земной орбиты называется …

1. Годовой параллакс +

2. Горизонтальный параллакс

3. Часовой угол

4. Склонение

7. Верхняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …

1. надир

2. точках севере

3. точках юга

         4. зенит +

8 Большой круг, проходящий через полюса мира и зенит называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4. настоящий горизонт +

9. Промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия называется …

   1. Солнечные сутки

   2. Звездные сутки +

   3. Звездный час

   4. Солнечное время

10. Количество энергии, которую излучает звезда со всей своей поверхности в единицу времени по всем направлениям называется …

1. звездная величина

2. яркость

3. парсек

      4. светимость +

11. Вторая экваториальная система небесных координат определяется …

   1.Годинний угол и склонение +

   2. Прямое восхождение и склонение

   3. Азимут и склонение

   4. Азимут и высота

12. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 20h 20m, δ = + 350

    1. Козерог

    2. Дельфин

    3. Стрела

    4. Лебедь

13. Путь Солнца на небе вдоль эклиптики пролегает среди …

   1. 11 созвездий

   2. 12 созвездий

   3. 13 созвездий +

   4. 14 созвездий

14. Затмение Солнца наступает …

   1. если Луна попадает в тень Земли.

   2. если Земля находится между Солнцем и Луной

   3. если Луна находится между Солнцем и Землей +

   4. нет правильного ответа.

15. Каждая из планет движется вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Это утверждение …

    1. первый закон Кеплера +

    2. второй закон Кеплера

    3. третий закон Кеплера

    4. четвертый закон Кеплера

16. Календарь, в котором подсчету времени ведут за изменением фаз Луны называют …

    1. Солнечным

    2. Лунно-солнечным

    3. Лунным +

    4. Нет правильного ответа.

17.Телескоп, у которого объектив представляет собой вогнутое зеркало называют …

    1.Рефлекторним

    2.Рефракторним +

   3. менисковый

   4. Нет правильного ответа

18. Система, которая объединяет несколько радиотелескопов называется …

   1.Радиоинтерферометром +

   2.Радиотелескопом

   3.Детектором

          Предмет астрономии

                Вариант № 3

1.Встановив законы движения планет …

1. Николай Коперник

2. Тихо Браге

3. Галилео Галилей

4. Иоганн Кеплер +

2.До планет-гигантов относят планеты …

1. Фобос, Юпитер, Сатурн, Уран

2. Плутон, Нептун, Сатурн, Уран

3. Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер +

                4. Марс, Юпитер, Сатурн, Уран

3. Третья от Солнца планета называется …

1. Меркурий

2. Венера

3. Земля +

4. Марс

4 Расстояние от Земли до Солнца называется ….

1. Астрономическая единица +

2. Парсек

3. Световой год

          4. Звездная величина

5. Линия, соединяющая точки юга и севера называется …

   1. ось мира

   2. вертикаль +

   3. полуденная линия

   4. настоящий горизонт

 6. Большой круг, по которому горизонтальная плоскость пересекается с небесной сферой …

        1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4. настоящий горизонт +

7. Время, прошедшее с верхней кульминации точки весеннего равноденствия …

   1. Солнечные сутки

   2. Звездные сутки

   3. Звездный час +

   4. Солнечное время

8. Большой круг, проходящий через полюса мира и светило М называется …

1. круг склонений +

2. небесный экватор

3. небесный меридиан

4. вертикаль

 9. Горизонтальная система небесных координат определяется ..

   1.Годинний угол и склонение

   2. Прямое восхождение и склонение

   3. Азимут и склонение

   4. Азимут и высота

10. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 11h 20m, δ = — 150

    1. Гидра

    2. Лев

    3. Чаша

    4. Ворон

11 Угол который, отсчитывают от горизонта вдоль вертикали до светила называют …

   1. Азимут +

   2. Высота

    3. Часовой угол

    4. Склонение

12. Промежуток времени, за который Луна, описывая полный круг на небесной сфере, возвращается к той же точки называют …

   1. астрономической эпохой

   2. сидерическим месяцем +

   3. лунными сутками

   4. синодическим месяцем

13. Укажите правильное утверждение

   1. Синодический месяц меньше сидерический на 2 ¼ суток +

   2. Синодический месяц больше сидерический на 2 ¼ суток

   3. Синодический месяц меньше сидерический на 2 ⅔ суток

   4. Синодический месяц больше сидерический на 2 ⅔ суток

14. Самых главных фаз Луны насчитывают …

   1. две

   2. четыре

   3. шесть

   4. восемь +

15. Радиус-вектор планеты за одинаковые промежутки времени описывает равновеликие площади. Это утверждение …

    1. первый закон Кеплера

    2. второй закон Кеплера +

    3. третий закон Кеплера

    4. четвертый закон Кеплера

16.Календар, в котором за основу учета времени принимают смену времен года называют …

    1. Солнечным +

    2. Лунно-солнечным

    3. Лунным

    4. Нет правильного ответа.

17.Найбильший телескоп мира «Очень большой телескоп» установлен в обсерватории ..

   1.Пулково

   2.Мауна-Кеа

   3.Ла-Силла

   4.Кримська

18.Основнимы частями радиотелескопа есть …

   1. Антенна и детектор

   2. Антенна и приемник +

   3. Приемник и детектор

   4. Антенна и умножитель

          Предмет астрономии

                Вариант № 4

1. Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем называется …

             1. Астрометрия

2. Звездная астрономия

3. Астрономия +

            4. Другой ответ

2. Закон всемирного тяготения открыл …

1. Галилео Галилей

2. Хаббл Эдвин

3. Исаак Ньютон +

4. Иоганн Кеплер

3 Первая от Солнца планета называется …

1. Венера

2. Земля

3. Меркурий +

4. Марс

4. Расстояние, которое проходит свет за один год называется …

1. Звездная величина

2. Парсек

3. Астрономическая единица

4. Световой год +

5. Верхняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …

1. надир

2. точках севере +

3. точках юга

          4. зенит

6. Конечно участок звездного неба с четко окреслинимы пределами, охватывающий все принадлежащие ей светила и имеющая собственное называется …

     1. Небесной сферой

2. Галактикой

3. Созвездие +

4. Группа зрение

7. Большой круг, который проходит через светило М, точку зенита и точку Надир называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

         4. вертикаль +

8. Количество энергии, которую излучает звезда со всей своей поверхности в единицу времени по всем направлениям называется …

1. звездная величина

2. яркость +

            3. парсек

           4. светимость

9 Линия, соединяющая точки юга и севера называется …

   1. ось мира

   2. вертикаль

   3. полуденная линия

   4. настоящий горизонт +

10 Первая экваториальная система небесных координат определяется …

   1.Годинний угол и склонение +

   2. Прямое восхождение и склонение

   3. Азимут и склонение

   4. Азимут и высота

11. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 8h 20m, δ = + 200

    1. Рысь

    2. Рак

    3. Гидра

    4. Компас

12 Дуга эклиптики протяженностью в 300, обозначена названием соответствующего зодиакального созвездия …

   1. Созвездие

   2 Дуга Зодиака

   3. Знак Зодиака +

   4. Нет правильного ответа

13 Угол который, отсчитывают от небесного экватора вдоль круга склонений к светилу называется …

   1. Азимут

   2. Высота

   3. Часовой угол

    4. Склонение. +

14. Промежуток времени между двумя одноименными фазами Луны называется …

   1. астрономической эпохой

   2. сидерическим месяцем +

   3. лунными сутками

   4. синодическим месяцем.

15. Затмение Солнца наступает …

   1. если Луна попадает в тень Земли.

   2. если Земля находится между Солнцем и Луной

   3. если Луна находится между Солнцем и Землей +

   4. нет правильного ответа.

 16. Ближайшая к Солнцу точка планетной орбиты называется ..

   1. Перигелий +

   2. Афелий

   3. Прецессия

   4. Нет правильного ответа

17.Науковий центр, где с помощью телескопов изучают небесные объекты называют …

    1.Интерферометром

    2.Обсерваториею +

    3.Планетарием

    4. Нет правильного ответа

18.Перший украинский космонавт …

    1.Юрий Гагарин

    2. Леонид Каденюк +

    3. Герман Титов

    4. Алексей Леонов

         Предмет астрономии

                Вариант № 5

1. Наука о небесных светила, о законах их движения, строения и развития, а также о строении и развитии Вселенной в целом называется …

1. Астрометрия

2. Астрофизика

3. Астрономия +

4. Другой ответ

2.Свит галактик расширяется доказал …

1. Хаббл Эдвин +

2. Николай Коперник

3. Тихо Браге

   4. Уильям Гершель

3. Пятая от Солнца планета называется …

1. Земля

2. Марс

3. Юпитер

4. Сатурн +

4 Расстояние, с которого средний радиус земной орбиты виден под углом 1 секунда называется …

1. Астрономическая единица

2. Парсек +

3. Световой год

      4. Звездная величина

5. Угол который, отсчитывают от горизонта вдоль вертикали до светила называют …

          1. Азимут +

          2. Высота

          3. Часовой угол

          4. Склонение

6. Верхняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …

1. надир

2. точках севере

3. точках юга

      4. зенит

7. Промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия называется …

   1. Солнечные сутки

   2. Звездные сутки +

   3. Звездный час

   4. Солнечное время

8. Время, прошедшее с верхней кульминации точки весеннего равноденствия …

   1. Солнечные сутки

   2. Звездные сутки

   3. Звездный час +

   4. Солнечное время

9 Вторая экваториальная система небесных координат определяется …

   1.Годинний угол и склонение +

   2. Прямое восхождение и склонение

   3. Азимут и склонение

   4. Азимут и высота

10. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 14h 20m, δ = + 350

    1. Весы

    2. Дева

    3. Волопас

    4. Гидра

11. Обратное движение точки весеннего равноденствия называется …

   1. Перигелий

   2. Афелий

   3. Прецессия

   4. Нет правильного ответа

12. Угол который, отсчитывают от точки юга S вдоль горизонта в сторону заката до вертикала светила называют …

     1. Азимут +

     2. Высота

     3. Часовой угол

     4. Склонение

13. Путь Солнца на небе вдоль эклиптики пролегает среди …

   1. 11 созвездий

   2. 12 созвездий

   3. 13 созвездий +

   4. 14 созвездий

14. Промежуток времени между двумя одноименными фазами Луны называется …

   1. астрономической эпохой

   2. сидерическим месяцем +

   3. лунными сутками

   4. синодическим месяцем

15.Календар, в котором за основу учета времени принимают смену времен года называют …

    1. Солнечным +

    2. Лунно-солнечным

    3. Лунным

    4. Нет правильного ответа.

16. Затмение Луны наступает …

   1. если тень от Луны попадает на Землю.

   2. если Земля находится между Солнцем и Луной +

   3. если Луна находится между Солнцем и Землей

   4. нет правильного ответа

17 Система, которая объединяет несколько радиотелескопов называется …

   1.Радиоинтерферометром +

   2.Радиотелескопом

   3.Детектором

   4. Нет правильного ответа.

18.Основнимы частями радиотелескопа есть …

   1. Антенна и детектор

   2. Антенна и приемник +

   3. Приемник и детектор

Антенна и умножитель

ВЫХОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Вариант 1.

 

1. Астрономия – наука, изучающая …

А) движение и происхождение небесных тел и их систем.

Б) развитие небесных тел и их природу.

В) движение, природу, происхождение и развитие небесных тел и их систем.

2. Телескоп необходим для того, чтобы …

А) собрать свет и создать изображение источника.

Б) собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект.

В) получить увеличенное изображение небесного тела.

3. Самая высокая точка небесной сферы называется …

А) точка севера.

Б) зенит.

В) надир.

Г) точка востока.

4. Линия пересечения плоскости небесного горизонта и меридиана называется …

А) полуденная линия.

Б) истинный горизонт.

В) прямое восхождение.

5. Угол между плоскостями больших кругов, один из которых проходит через полюсы мира и данное светило, а другой – через полюсы мира и точку весеннего равноденствия, называется …

А) прямым восхождением.

Б) звездной величиной.

В) склонением.

6. Каково склонение Солнца в дни равноденствий?

А) 230 27.

Б) 00.

В) 460 54.

7. Третья планета от Солнца – это …

А) Сатурн.

Б) Венера.

В) Земля.

8. По каким орбитам обращаются планеты вокруг Солнца?

А) по окружностям.

Б) по эллипсам, близким к окружностям.

В) по ветвям парабол.

9. Ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты называется …

А) перигелием.

Б) афелием.

В) эксцентриситетом.

10. При удалении наблюдателя от источника света линии спектра …

А) смещаются к его фиолетовому концу.

Б) смещаются к его красному концу.

В) не изменяются.

11. Все планеты-гиганты характеризуются …

А) быстрым вращением.

Б) медленным вращением.

12. Астероиды вращаются между орбитами …

А) Венеры и Земли.

Б) Марса и Юпитера.

В) Нептуна и Плутона.

13. Какие вещества преобладают в атмосферах звезд?

А) гелий и кислород.

Б) азот и гелий.

В) водород и гелий.

14. К какому классу звезд относится Солнце?

А) сверхгигант.

Б) желтый карлик.

В) белый карлик.

Г) красный гигант.

15. На сколько созвездий разделено небо?

А) 108.

Б) 68.

В) 88.

16. Кто открыл законы движения планет вокруг Солнца?

А) Птолемей.

Б) Коперник.

В) Кеплер.

Г) Бруно.

17. Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения?

А) Хромосфера.

Б) Фотосфера.

В) Солнечная корона.

18. Выразите 9 ч 15 м 11 с в градусной мере.

А) 11203 11.

Б) 13847 45.

В) 915 11.

19. Параллакс Альтаира 0,20. Чему равно расстояние до этой звезды в световых годах?

А) 20 св. лет.

Б) 0,652 св. года.

В) 16,3 св. лет.

20. Во сколько раз звезда 3,4 звездной величины слабее, чем Сириус, имеющий видимую звездную величину – 1,6?

А) В 1,8 раза.

Б) В 0,2 раза.

В) В 100 раз.

 

Вариант 2.

 

1. Созвездие – это …

А) участок неба, имеющий строго определенные границы.

Б) группа наиболее ярких звезд на небе, объединенных в разнообразные фигуры.

2. Основным астрономическим прибором является …

А) телескоп.

Б) подвижная карта звездного неба.

В) спектрограф.

3. Угловое расстояние светила от плоскости небесного экватора называется …

А) прямым восхождением.

Б) звездной величиной.

В) склонением.

4. Угловое расстояние полюса мира от горизонта равно …

А) прямому восхождению.

Б) географической долготе местности.

В) географической широте местности.

5. Где на Земле не видно звезд южного полушария неба?

А) на южном полюсе Земли.

Б) на экваторе.

В) на северном полюсе Земли.

6. Через сколько созвездий пролегает путь Солнца?

А) 8.

Б) 12.

В) 24.

7. Период обращения планет вокруг Солнца по отношению к звездам называется …

А) сидерическим.

Б) синодическим.

В) лунным.

8. Полный оборот вокруг Земли Луна совершает за …?

А) 29,5 сут.

Б) 31 сут.

В) 27,3 сут.

9. Гелиоцентрическая система мира предложена …

А) Клавдием Птолемеем.

Б) Николаем Коперником.

В) Галилео Галилеем.

10. Сколько планет обращается вокруг Солнца?

А) 9.

Б) 8.

В) 10.

11. Ближе всех планет к Солнцу расположена планета …

А) Земля.

Б) Меркурий.

В) Венера.

12. Самая далекая от Солнца точка орбиты планеты называется …

А) перигелием.

Б) афелием.

В) эксцентриситетом.

13. Эффект смещения спектральных линий при движении источника света относительно наблюдателя называется эффектом …

А) Кеплера.

Б) Доплера.

В) Струве.

14. Белые полярные шапки на общем оранжево-красном фоне можно увидеть в телескоп у …

А) Меркурия.

Б) Плутона.

В) Марса.

15. Хвост кометы всегда направлен …

А) к Солнцу.

Б) от Солнца.

В) ориентирован произвольно.

16. Какие звезды имеют более низкую температуру?

А) красные.

Б) желтые.

В) белые.

Г) голубоватые.

17. Солнце на диаграмме Герцшпрунга-Рессела входит в последовательность …

А) сверхгигантов.

Б) гигантов.

В) главную.

Г) субкарликов.

Д) белых карликов.

18. Во сколько раз планета, имеющая видимую звездную величину –3, ярче звезды второй звездной величины?

А) В 100 раз.

Б) В 6 раз.

В) В 1, 5 раза.

19. Параллакс Проциона 0,28. Сколько времени идет свет от этой звезды?

А) 28 св. лет.

Б) 0,9 св. лет.

В) 11,6 св. лет.

20. Выразите 7 ч 25 м 8 с в градусной мере.

А) 11117.

Б) 10517 45.

В) 725 8.

Вариант 3

  1. Годичный параллакс:

    1. Служит для определения расстояний ближайших звезд;

    2. Служит для определения расстояний планет;

    3. Дает возможность определить расстояния, т.к. равен 0,76″ для всех звезд Галактики;

    4. Служит доказательством конечности скорости света;

    5. Расстояние, которое проходит Земля за год.

  2. Какое наибольшее расстояние удается определить с помощью годичного параллакса, при наблюдении с Земли?

    1. 10 пк;

    2. 50 пк;

    3. 100 пк;

    4. 100000 пк;

    5. Нет ограничений.

  3. У звезды определили годичный параллакс, равный 0,5″. Расстояние до звезды равно (в парсеках):

    1. 0,5;

    2. 2

    3. 4;

    4. 3,26;

    5. Определить невозможно.

  4. Блеск звезды 6-й величины по сравнению с блеском звезды 1-й величины:

    1. В 100 раз больше;

    2. В 100 раз меньше;

    3. В 5 раз больше;

    4. В 5 раз меньше;

    5. Нет возможности определить;

  5. Абсолютная звездная величина равна видимой, если звезда расположена на расстоянии (в парсеках):

    1. 1;

    2. 2;

    3. 10;

    4. 100;

    5. 10 световых лет.

  6. Третий уточненный закон Кеплера позволяет определить у звезды ее:

    1. Массу;

    2. Радиус;

    3. Светимость;

    4. Плотность;

    5. Расстояние.

  7. Эффективная температура у звезд с одинаковыми радиусами отличается в два раза. Отношение их волометрических светимостей (светимость звезды с большей температурой к светимости второй звезды) равно:

    1. 0,5;

    2. 4;

    3. 16;

    4. 0,04;

    5. 625.

  8. Отличие в виде спектров звезд определяется в первую очередь различием их:

    1. Возрастов;

    2. Температур;

    3. Светимостей;

    4. Химического состава;

    5. Радиуса.

  9. Давление и температура в центре звезды определяется прежде всего:

    1. Светимостью;

    2. Температурой атмосферы;

    3. Массой;

    4. Химическим составом;

    5. Радиусом.

  10. Диаграмма Герцшпрунга – Рассела представляет зависимость между:

    1. Массой и спектральным классом звезды;

    2. Светимостью и эффективной температурой;

    3. Спектральным классом и химическим составом;

    4. Массой и радиусом;

    5. Спектральным классом и радиусом.

  11. После превращения водорода в гелий в недрах звезды "точка положения звезды" на диаграмме Герцшпрунга – Рассела перемещается по направлению к:

    1. Большим поверхностным температурам;

    2. Большим плотностям;

    3. Вверх по главной последовательности;

    4. От главной последовательности к красным гигантам;

    5. К меньшим радиусам.

  12. Красные гиганты – это звезды:

    1. Малых светимостей и больших температур поверхности;

    2. Больших светимостей и высоких температур;

    3. Малых радиусов и больших светимостей;

    4. Малых светимостей и низких температур поверхности;

    5. Больших светимостей и низких температур поверхности.

  13. Скорость эволюции звезды зависит прежде всего от:

    1. Радиуса;

    2. Массы;

    3. Светимости;

    4. Температуры поверхности;

    5. плотности.

  14. Какой вывод можно сделать, сравнивая положения звезд А и Б на диаграмме Гершпрунга – Рассела (звезда A выше звезды Б):

    1. Звезда Б моложе звезды А;

    2. Звезда А имеет меньшую светимость;

    3. Звезда Б имеет меньший радиус;

    4. Звезда Б является гигантом;

    5. Звезда А является белым карликом.

  15. Из теории эволюции звезд вытекает, что:

    1. Окончательной стадией эволюции является красный гигант;

    2. Последней стадией эволюции для большей части звезд является белый карлик;

    3. Звезды меньшей массы эволюционируют медленнее;

    4. В процессе эволюции звезды увеличивают свою массу;

    5. Положение звезды на диаграмме Гершпрунга-Ресселла вообще не зависит от эволюции.

  16. Черной дырой является:

    1. Неизлучающая звезда низкой температуры;

    2. Солнечное пятно;

    3. Дыра в небесной сфере, через которую не проходит излучение;

    4. Коллапсирующая звезда, исчерпавшая ядерные источники энергии;

    5. Звезда из антивещества, излучение которой необнаружено.

  17. Если группу звезд нанести на диаграмму Гершпрунга – Рассела, то большинство из них будет находиться на главной последовательности. Это вытекает из того, что:

    1. На главной последовательности концентрируются самые молодые звезды, число которых очень велико;

    2. Вне главной последовательности концентрируются звезды, не принадлежащие нашей Галактике;

    3. Продолжительность пребывания звезды на стадии главной последовательности превышает время эволюции на других стадиях;

    4. На главной последовательности находятся только самые старые звезды;

    5. Это объясняется чистой случайностью и не объясняется теорией эволюции.

  18. Скорости разбегания галактик:

    1. Пропорциональны их возрасту;

    2. Пропорциональны расстоянию от центра Вселенной;

    3. Пропорциональны расстоянию от наблюдателя;

    4. Обратно пропорциональны расстоянию от центра Вселенной;

    5. Не подчиняются никакой закономерности.

  19. Определите расстояние до галактики, если она удаляется от нас со скоростью 3000 км/с. Постоянную Хаббла примите равной 75 км/(с * Мпк):

    1. 4 Мпк;

    2. 10 Мпк;

    3. 40 Мпк;

    4. 400 Мпк;

    5. Невозможно определить.

  20. С помощью постоянной Хаббла можно определить . . . . . . . . . . . . Вселенной.

    1. Радиус;

    2. Массу;

    3. Возраст;

    4. Среднюю температуру.

Вариант № 4

  1. Причиной суточного вращения небесной сферы является:

    1. Собственное движение звезд;

    2. Вращение Земли вокруг оси;

    3. Движение Земли вокруг Солнца;

    4. Движение Солнца вокруг центра Галактики.

  2. Понятие "абсолютная звездная величина М" соответствует:

    1. размерам звезды;

    2. массе;

    3. реальной мощности излучения (светимости) звезды;

    4. видимому блеску.

  3. Звезды первой звездной величины 1m создают в 2,512 раз большую освещенность, чем звезды звездной величины

    1. 2m

    2. 4m

    3. 5m

    4. 6m

  4. Долгота Москвы λ = 2 часа 30 минут. По московскому зимнему времени полдень в Москве наступает в 12 часов 30 минут. Полдень в Москве летом наступает:

    1. в 12 часов 30 минут;

    2. в 14 часов 30 минут;

    3. в 11 часов 30 минут;

    4. в 13 часов 30 минут.

  5. Разрешающая сила телескопа прямо пропорциональна диаметру объектива и обратно пропорциональна длине волны. Найдите неверное утверждение. Увеличение разрешающей способности телескопа возможно:

    1. при увеличении диаметра объектива;

    2. при уменьшении длины волны регистрируемого излучения;

    3. при уменьшении диаметра окуляра;

    4. при увеличении длины волны регистрируемого излучения.

  6. Планеты, у которых много более тяжелых элементов, металлов, например железа и меньше водорода и более легких элементов относятся:

    1. к внешним планетам

    2. к планетам-гигантам

    3. к планетам земной группы

    4. к планетам, имеющим большое количество спутников.

  7. Пылевые бури на Марсе зависят от:

    1. от расстояния Марса от Солнца. В перигелии разогрев планеты увеличивается и она максимально окутана пылевыми облаками;

    2. от наклона оси планеты и плоскости орбиты;

    3. от периода вращения вокруг оси;

    4. от состояния полярных шапок.

  8. Рубидиево-стронциевый метод определения возраста метеоритов определяет возраст метеоритов в:

    1. от 4,5 до 4,7 млрд. лет, что совпадает с возрастом Земли и планет в Солнечной системе;

    2. от 7 до 200 млн. лет;

    3. более 7 млрд. лет, что намного превышает возраст Солнечной системы;

    4. около 700 млн. лет.

  9. Какие основные химические элементы и в каком соотношении входят в состав Солнца?

    1. Водород 90%, гелий 9%;

    2. Водород 70%, гелий 28%;

    3. Водород 30%, гелий 68%;

    4. Водород 10%, гелий 89%.

  10. Выберите верное утверждение:

    1. во всех слоях Солнца температура одинакова;

    2. температура постепенно убывает по мере удаления от центра Солнца;

    3. самую высокую температуру имеет фотосфера Солнца;

    4. по мере удаления от центра Солнца температура сначала убывает, а в хромосфере опять возрастает.

  11. Вследствие вращения Солнца на экваторе со скоростью около 2000 м/с наблюдается на длине волны λ = 5000Å доплеровское смещение спектральных линий Δλ = 0,035Å. Это смещение в полярных областях Солнца:

    1. возрастает

    2. зависит от 11 летнего цикла солнечной активности

    3. стремится к нулю

    4. доплеровское смещение спектральных линий везде одинаково.

  12. Максимум излучения у горячих голубых сверхгигантов с Т = 29000 К согласно закону смещения Вина приходится на длину волны:

    1. λ = 1 мкм (инфракрасная область спектра);

    2. λ = 400 нм (синяя область видимого спектра);

    3. λ = 0,1 мкм (ультрафиолетовая область спектра);

    4. λ = 0,01 мкм (ультрафиолетовая область спектра).

  13. Что можно сказать о температуре звезд, если в спектре одной звезды наблюдаются интенсивные линии молекул окиси титана, а в спектре второй звезды – интенсивные линии ионизованного кальция СаII и других ионизованных металлов?

    1. температура второй звезды больше температуры первой звезды;

    2. температура второй звезды меньше температуры первой звезды;

    3. температура двух звезд одинакова;

    4. по таких данным нельзя судить о температуре звезд.

  14. Область красных сверхгигантов, куда в процессе эволюции сдвигаются на диаграмме Герцшпрунга – Рассела массивные звезды, расположена:

    1. в верхней левой части диаграммы;

    2. в верхней правой части диаграммы;

    3. в нижней левой части диаграммы;

    4. в нижней правой части диаграммы.

  15. Найдите неверное утверждение о цефеидах.

    1. известны периоды цефеид длительностью от суток до нескольких десятков суток;

    2. у цефеид обнаружено периодическое изменение лучевых скоростей по смещению спектральных линий;

    3. синхронно с видимой звездной величиной у цефеид изменяется спектр, обычно в пределах одного спектрального класса;

    4. температура поверхности цефеид в процессе колебания не изменяется.

  16. Холодные гигантские молекулярные облака, содержащие большое количество молекул, имеют температуру:

    1. 3 К;

    2. 5–10 К;

    3. 11–30 К;

    4. 30–50 К.

  17. Пульсары являются:

    1. пульсирующими физическими переменными звездами;

    2. кратковременной стадией эволюции нейтронных звезд;

    3. пульсирующими белыми карликами;

    4. аккрецирующими звездами в тесной двойной системе.

  18. Красное смещение, открытое Хабблом в ХХ веке соответствует тому, что:

    1. все наблюдаемые на небе галактики удаляются от Земли, наша Галактика находится в центре Вселенной;

    2. все галактики удаляются от нашей Галактики с одинаковыми скоростями;

    3. наша Галактика находится в сверхскоплении галактик, от которых удаляются все остальные галактики;

    4. все галактики, в том числе и наша Галактика, удаляются друг от друга с различными скоростями, чем больше расстояние между галактиками, тем скорость взаимного удаления больше.

  19. Одно из ближайших к нашей Галактике скоплений галактик расположено в созвездии Волосы Вероники и имеет угловые размеры:

    1. 0,1° (в пять раз меньше диаметра Солнца);

    2. 0,5° (сравнимо с диаметром Солнца);

    3. 2° (в 4 раза больше углового диаметра Солнца);

    4. 12° (в 24 раза больше углового диаметра Солнца).

  20. На основании экспериментальных фактов о расширении Вселенной и наличии реликтового излучения по теории эволюции горячей Вселенной можно сделать вывод, что

    1. все элементы во Вселенной образовались одновременно;

    2. в первые минуты существования Вселенной образовались только водород и гелий, все другие элементы образовались в результате эволюции звезд;

    3. в первые минуты существования Вселенной образовались более тяжелые элементы, которые потом за миллиарды лет распались на более легкие элементы;

    4. все элементы Вселенной образовались одновременно и в настоящее время находятся в межгалактическом газе, постепенно они аккрецируют на звезды

Перечень учебно-методических средств обучения.


  1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. Базовый уровень.11 класс», М. Дрофа, 2013

  2. Е.К.Страут Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2013

  3. Электронное приложение «Масштабы вселенной»

  4. Онлайн-карта звёздного неба

http://meteoweb.ru/astro/skaymaps1.php

  1. Подвижная карта звёздного неба

http://telescop.ucoz.ru/index/0-15


Оборудование:

  1. Телескоп школьный

  2. Секстант астрономический

  3. Карта звездного неба

26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!